“Железная дорога” – это стихотворение Н. А. Некрасова. Оно было написано в 1864 году и стало воплощением размышлений поэта о тяжелой участи русского народа, несправедливости и тех условиях, в которых оказывались люди, строившие железные дороги. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Железной дороги” по плану. Этот разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1864 году и стало одним из произведений Некрасова, посвященным народу, повествующим о его нелегкой жизни.

Тема - стихотворение о страданиях людей при строительстве железных дорог в России 19 века, безрассудстве чиновничества, жестокой эксплуатации народа.

Композиция – линейная, стихотворение состоит из четырех частей: первая – описание природы, а следующие – живое описание страшных картин, которые имели место быть при сооружении железной дороги.

Жанр - гражданская лирика.

Стихотворный размер - стихотворение написано дактилем, используется точная и неточная, женская и мужская рифма, перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Эпитеты Здоровый, ядреный в оздух “, “славная осень”.

Сравнения - “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Гиперболы “Труд этот, Ваня, был страшно громаден” .

Метонимия “А по бокам-то всё косточки русские” .

Олицетворение “Свисток оглушительный взвизгнул” .

История создания

Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году. История создания этого произведения связана со строительством в Российской Империи железных дорог. Крестьяне, трудившиеся на путях, находились в тяжелых условиях, голодали, болели. Об их жизнях не думали и не заботились, единственной целью было скорое завершение работы. Поэту, переживавшему за простых людей, стремящемуся отразить действительность такой, какая она есть, было больно и обидно видеть это. Его переживания воплотились в изучаемом стихотворении.

Тема

Главная мысль, которую во многих своих произведениях Некрасов пытался донести до широкой публики, это тяжелое положение простого народа в России. Тема жизни крестьян и рабочих, невыносимые условия их труда и жизни при строительстве путей сообщения ярко отразилась в стихотворении “Железная дорога”. Также здесь красной нитью проходит осуждение поэтом тех людей, которые стояли во главе этих работ. Они не заботились о том, чтобы облегчить труд людей и сохранить их жизни, а использовали их лишь в качестве средства достижения своих задач.

Композиция

Стихотворение состоит из четырех выделенных частей. Все они взаимосвязаны и представляют собой соединение нескольких образов людей, сидящих в вагоне поезда: лирического героя, генерала и его сына Вани.

Описание полностью построено на антитезе: в первой части мы видим осенние пейзажи, тонкий лед на речке, лес, желтые листья, лунный свет. Автор говорит, что “нет безобразья в природе” . Далее нам представляются совсем другие картины: это и голод, и смерть, и жуткие условия труда людей. Там “стоит, изможден лихорадкою… больной белорус: губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…” . Тут же мы видим и руководителей работы: “в синем кафтане… толстый, присадистый… подрядчик”.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Средства выразительности

В стихотворении “Железная дорога” были использованы различные художественные средства. Среди них часто встречаются сравнения : “Лед… словно как тающий сахар лежит” , “Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно” , “Листья… желты и свежи лежат, как ковер” , “…почтенный лабазник, толстый, присадистый, красный, как медь” .

Кроме того, можно наблюдать и другие средства, к примеру, метонимию : “А по бокам-то всё косточки русские” , олицетворение : “Свисток оглушительный взвизгнул” .

Обилие средств выразительности помогает воссоздать яркую, живую картину тогдашней действительности, которая предстает перед нами при прочтении стихотворения.

Произведение основано на разговоре автора с мальчиком Ваней. Это произведение о жизни простого народа. Автор рассказывает мальчику Ване все сложности и трудности жизни обычных крестьян. Также в этом произведении рассказывается о том, кто на самом деле построил железную дорогу, и как в последствии всё переврали. Обычные мужики вносят в развитие страны намного больше труда, чем все вышестоящие люди. Именно это и рассказано в поэме.

Это произведение учит читателя почитать труд простых людей. Автор хочет чтобы люди помнили то, как мы все получаем обычные блага для нашей жизни. Сколько труда и усилий в это вкладывают обычные люди. Также автор призывает нас не оставаться равнодушными к тому, как графы эксплуатируют труд обычных людей. И что каждый из нас может приложить усилия к усовершенствованию жизни в нашей стране.

Произведение начинает с саркастической нотки. Маленький мальчик Ваня спрашивает у своего попутчика генерала, кто строил железную дорогу. А генерал ему отвечает, что всё это сделал граф Клейнмихель. После этого взору читателя предоставляется пейзаж русской осени. Автор, погружённый в свои размышления, любуется красотами русской природы и наслаждается свежим воздухом.

Далее рассказчик, который услышал, что генерал ответил мальчику, говорит, что тот бессовестно врёт. А от детей нельзя скрывать правду. После чего автор начинает свой рассказ о строительстве железной дороги. Автор говорит Ване, что один человек никак бы не смог построить такой длинный железный путь. На самом деле постройку железной дороги осуществляли крестьяне, которых согнали туда посредством голода. Условия труда этих людей были ужасными, поэтому многие из них гибли и приобретали огромное количество хронических заболеваний.

Мальчик размышляет о том, как происходило строительство. Перед его глазами предстают ужасные картины о том, как людей били, как им приходилось голодать, жить в землянках и даже умирать. А теперь все просто пользуются их трудом и никогда о них не вспоминают. Мальчика возмущает эта несправедливость. Автор говорит мальчику, что жалеть этих крестьян не нужно. народ ради добывания себе средств для существования готов на всё, даже на самый каторжный труд. Автор уверен, что всех тех людей нужно просто помнить и безгранично уважать. А народ всегда справиться со всеми невзгодами и сможет проложить себе путь в счастливую жизнь.

Мальчик уснул, и увидел сон. Во сне ему приснились все крестьяне, которые строили железную дорогу и то, как жестоко с ними обращались. После этого мальчик рассказал свой сон отцу. Отец начал говорить ему, что все те мужики были ни на что негодными пьяницами, и что такая судьба как раз для них. Что глупые люди больше ни на что и не способны. Отец мальчик очень серьёзно попросил автора больше не рассказывать ребёнку таких ужасов. И вот тогда автор решил продолжить свой рассказ. Тогда он рассказал, что после того, как крестьяне добросовестно выполнили свою работу им ничего не заплатили. Так ещё и решили повесить на них незримые долги. Но в скором времени долг им простили, а оплату сделали всего лишь бочкой вина. На этом и заканчивается всё произведение.

Автор постарался передать мальчику всю боль и горечь, которую чувствовали крестьяне в процессе стройки железной дороги. Мальчик всё понял и теперь будет помнить, и чтить их труд, именно к этому автор и призывает всех остальных читателей. Ну а отец мальчика, тот самый генерал, является одним из тех, кто бессовестно эксплуатирует адский людской труд и не имеет ни капли чести и совести. У автора очень хорошо получилось передать всю атмосферу того временного периода, поэтому обязательно стоит прочитать это произведение в оригинале.

Картинка или рисунок Железная дорога

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чапаев Фурманов

    В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,

  • Краткое содержание Сны Веры Павловны в романе Чернышевского Что делать?

    1-й сон Приснился Вере Павловне странный сон. Будто заперта она в подземелье, а потом раз, и на воздухе оказалась в полях колосистых. Затем смотрит: больна она – а потом, раз, и выздоровела

  • Краткое содержание Дойл Союз Рыжих

    К мистеру Шерлоку Холмсу обращается за помощью мистер Джабез Уилсон, обладатель ярко – рыжей шевелюры. Он приносит с собой газету двухмесячной давности со странным объявлением о приёме на работу человека с рыжими волосами

  • Краткое содержание Как я ловил человечков Житкова

    Один мальчик жил вместе с бабушкой. У нее в доме на полке стоял пароходик совсем как настоящий, с желтой трубой и мачтами, от которых к бортикам шли белоснежные миниатюрные лестницы

  • Краткое содержание Платонов Усомнившийся Макар

    Главный герой произведения Макар Ганушкин. Ему противопоставлен другой герой по имени Лев Чумовой. Первый из них очень талантлив, имеет золотые руки, но не силен в уме, а другой самый умный среди жителей села, но ничего не умеет делать.

Стихотворение начинается с описания великолепного пейзажа – русская осень горит всевозможными красками, морозный воздух чист и свеж. Эту красоту наблюдает из окна поезда генерал и его маленький сын Ваня. Мальчик спрашивает у отца кто сумел построить такую железную дорогу. Генерал решает ничего не скрывать от своего сына и признается, что строители – это обычные русские мужики, которых пригнал к этому тяжкому труду голод. Он во всех красках описывает ужасные условия труда и жизни этих несчастных мужиков.

Маленький Ваня узнает, что эта дорога в прямом смысле стоит на русских костях, практически на каждой ее участке гибли люди: от голода, от цинги, от усталости. Отец признается сыну, что им, дворянскому сословию, стоило бы поучиться трудолюбию у обычного русского мужика. Завершает свой рассказ генерал сетованиями на то, что за свой адский труд эти мужики практически ничего не получили, а по записям подрядчика многие остались еще ему и должны. Итог истории был предсказуем: подрядчик выкатил мужикам бочку вина и те, в порыве восторга, качали его на руках.

(2 оценок, среднее: 4.50 из 5)


Другие сочинения:

  1. Поэт Н. А. Некрасов был очень близок к простому народу, хотя сам был из семьи помещиков. Живя в деревне, он часто общался с крестьянами, наблюдал деревенский быт, изучал народное творчество. Трудовая жизнь, полная лишений, была знакома поэту не понаслышке. Именно Read More ......
  2. В своих произведениях Некрасов не только опирался на русское народное творчество, но также продолжал традиции Гоголя, Тургенева, изображая народ реалистически. Поэт преклоняется перед трудолюбием, внутренней силой народа, его умом и широтой души. С болью описывает он в своих произведениях трудности Read More ......
  3. Николай Алексеевич Некрасов был замечательным русским поэтом, честным и благородным. Его поэтический голос всегда звучал в защиту простого угнетенного народа. Ведь ему с детства приходилось видеть страдания русского мужика от холода, голода и жестокости. В своем стихотворении “Железная дорога” Н. Read More ......
  4. Одной из важнейших тем творчества Николая Алексееви­ча Некрасова была тема народных страданий. В этом легко убе­диться, взяв наугад практически любое его произведение. Ярки и убедительны под его пером описания тяжелой доли пахаря, переживания женщины-крестьянки, их детишек, с малых лет приучающихся Read More ......
  5. Творчество Н. А. Некрасова отличает нежная любовь к простому русскому человеку, бесконечное сочувствие к подневольному труду крепостных. Это очень ясно отразилось в стихотворении “Железная дорога”, в котором автор пытается показать и рассказать мальчику Ване правду об истинных строителях: Труд этот, Read More ......
  6. В коротком вступительном слове Читатель говорит о железнодорожном строительстве в России середины XIX века, вызвавшем безмерные страдания народа, комментирует эпиграф к стихотворению (см. сноски в хрестоматии), После выразительного чтения просим подумать читателей, почему разговор генерала с Ваней как бы изъят Read More ......
  7. После потрясающих картин бедствий народных поэт, в полном соответствии со своими принципами, показывает Ване еще одну, не менее страшную картину примирения народа с угнетателями, торжества толстого подрядчика и “грамотеев-десятников”. Народ, с криком “Ура!” мчащий по дороге лабазника,- в этом почти Read More ......
  8. Некрасова волновала проблема рабства. Поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить Россию. В стихотворении “Железная дорога” Некрасов показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили Read More ......
Краткое содержание Железная дорога Некрасов Н. А

Краткое содержание

Картина русской природы. Поздняя осень. Уже успел выпасть снег, но листья еще не пожухли, и лирический герой – рас­сказчик, едет в поезде. Его попутчики – генерал с сыном Ваней. Ребенок спрашивает, кто построил эту железную дорогу. Отец отвечает, что дорога построена графом Клейнмихелем. Рассказ­чик, обращаясь к Ване, говорит о том, что истинными строите­лями пути были простые люди. Условия труда были невыноси­мыми, но народ шел на эти работы, сгоняемый царем по имени Голод:

Он-то согнал сюда массы народные.

Многие – в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то все косточки русские…

Слушая рассказ, Ваня засыпает и видит во сне толпу мертве­цов, строителей железной дороги, которые поют страшную пес­ню о страданиях, невзгодах и лишениях. Они поют о том, что в невыносимую жару и в лютый холод трудились они, не разгиба­ясь. Жили в землянках, боролись с холодом, голодом, дождем, их обирали десятники, секло начальство.

Среди толпы мертвецов выделяется высокорослый больной белорус. Как тысячи других, механически долбит он землю лопатой. Весь в язвах, с распухши­ми ногами, согнутой спиной добывает он свой хлеб. Рассказчик призывает мальчика приглядеться к этому живому воплощению страдания. “Благослови же работу народную и научись мужика уважать”. Он говорит о том, что русский народ уже достаточно вынес, но это не значит, что силы его иссякли. Он многое еще способен перенести, он “и широкую, ясную грудью дорогу проло­жит себе”. Но вот только жить в эту пору прекрасную не придет­ся ни лирическому герою, ни даже маленькому Ване.

В этот момент от оглушительного свистка паровоза Ваня про­сыпается. Оказывается, что толпы мертвецов ему только снились, и он откровенно рассказывает об этом отцу-генералу. Генерал толь­ко смеется в ответ. Он говорит, что простые мужики – варвары и беспросветные пьяницы, и просит рассказать о “светлой сторо­не” народной жизни.

К окончанию строительства железной дороги на место работ приезжает лабазник. Он великодушно прощает рабочим все их долги, которые накопились за те дни, когда они болели. Мужи­ки и этому рады, их не удивляет, что после работы они оста­лись еще и должны. В дар рабочим выставляется бочка вина. Бочку с криком “ура” катят по дороге. Лирический герой задает генералу вопрос: “Кажется, трудно отрадней картину нарисо­вать, генерал?..”

Глоссарий:

  • некрасов железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога
  • железная дорога краткое содержание
  • краткое содержание железная дорога некрасов
  • краткое содержание некрасов железная дорога

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Железная дорога” (1864). В стихотворении изображаются “народные массы”, которые голод согнал на строительство доро­ги, но здесь каторжный труд и нечеловеческие условия сущест­вования, грабеж со стороны...
  2. Анализ произведения Стихотворение “Железная дорога” было написано в 1864 году, через три года после отмены крепостного права. Однако невольно возникает вопрос – многое ли изменилось...
  3. Во второй половине XIX века в России усилился рост ка­питалистического производства. Это одновременно сопровож­далось порабощением простого народа. Стихотворение Н. А. Некрасова “Железная дорога” наглядно и...

Практически все произведения Николая Алексеевича посвящены простому народу, и одно из самых известных изложено в кратком содержании стихотворения «Железная дорога» для читательского дневника.

Сюжет

Ваня спрашивает у своего отца, кто построил железную дорогу, по которой они идут, на что генерал ответил - ее построил граф. Автора возмутил такой ответ, и он рассказал мальчику правду - один человек не мог построить целую железную дорогу, он присвоил себе труд других людей. На самом деле ее делали крестьяне, которых голодом и силой заставили работать. Им били и истязали, многие из них умирали на стройке или заболевали тяжелыми болезнями. Ване снится, как крестьяне мучаются, строя пути для поездов. Проснувшись, он рассказал отцу об этом. Тот заверил ребенка, что эти люди были бездельниками и пьяницами. А автор вновь рассказывает правду - им обещали заплатить, но после окончания работ рассчитались бочкой вина, и всё.

Вывод (моё мнение)

Эта история произошла много лет назад, но нужно извлечь из нее уроки: уважать труд людей, не присваивать себе усердия других и не возносить только одного человека, хотя работали много людей.