Краткий понятийный словарь

Знание понятийного аппарата может быть проверенно терминологическими диктантами на семинарских занятиях, или же избранные понятия могут включаться в задания тестов, контрольных работ и рубежных контролей, а так же использоваться в качестве дополнительных вопросов на экзамене.

1. Абстракционизм (лат. abstractio - отвлечение) - направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским.

2. Авангардизм (фр. avant-garde - передовой отряд) - течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы.

3. Агон (греч. - борьба, состязание) - отличительная черта древнегреческого быта - неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.

4. Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

5. Аксиология - (греч. axia - ценность и logos - учение) - учение о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

6. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи.

7. Альтернативные культуры - подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы.

8. Альтруизм (лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму.

9. Анафема (греч. anathema) - церковное проклятие, отлучение от церкви.

10. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

11. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

12. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

13. Анимизм (лат. anima - душа) - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом - душой.

14. Античность (лат. anticus - древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении - культурно-историческая эпоха Древней Греции и Древнего Рима.

15. Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

16. Антропоморфизм (греч. anthropomorphos - уподобленный человеку) - очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

17. Антропоцентризм (греч. anthropos - человек + лат. centrum -мировоззрение) - принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

18. Апокалипсис (греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем».

19. Апокрифы (греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

20. Артефакт (лат. artefactum - искусственно сделанный) - какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры.

21. Аскетизм (греч. askeo - упражняюсь) - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

22. Атараксия (греч. ataraxia - невозмутимость) - понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудрости.

23. Атеизм (фр. atheisme + греч. atheos - безбожие) - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), а также отрицание всякой религии.

24. Аутодафе - торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора.

25. Ашельская культура - культура раннего палеолита в Европе и Азии. Название получила по предместью г. Амьен (Франция) Сент Ашель. Основные орудия - каменные ручные рубила. Хозяйство: охота и собирательство.

26. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.

27. Барокко (ит. barocco - странный, причудливый) - основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI - сер. XVIII вв. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

28. Богема (фр. boheme, букв. - цыганщина) - среда главным образом художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни.

29. Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

30. Вандалы - группа германских племен. В 429-439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 г. государство вандалов завоевано Византией.

31. Варварство - в культурно-исторической периодизации, установившейся в науке XVIII - XIX вв., средняя из эпох истории человечества: дикость - варварство - цивилизация (схема обоснована Л. Морганом).

32. Варвары (греч. barbaroi) - у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. - грубые, некультурные люди.

33. Верификация (лат. verus - истинный + fasio - делаю) - проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.



34. Вестернизация (англ. western - западный) - заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и языка.

35. Возрождение (Ренессанс) (фр. Renaissance - возрождение) -период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV - XVI вв., в других странах кон. XV - нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности

36. Генезис (греч. genesis - происхождение) - процесс образования и становление развивающегося явления.

37. Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерение авторов) оснований.

38. Готика (итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов) - художественный стиль (между сер. XII и XV - XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.

39. Грехопадение, или первородный грех - согласно библейскому мифу - нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла», за что Бог изгнал их из рая.

40. Гугеноты - приверженцы учения Жана Кальвина во Франции XVI - XVIII вв.

41. Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) - система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты.

42. Диффузия культурная - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их культурном контакте.

43. Догматизм (греч. dogma - мнение, учение, решение) - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени.

44. Дольмен - сложенное из больших каменных блоков погребальное сооружение в каменном веке и в эпоху бронзы.

45. Дученто (ит. ducento, букв. - двести) - итальянское название XIII в. Период в истории итальянской культуры, положивший начало искусству Проторенессанса.

46. Европоцентризм - мировоззрение, согласно которому развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т.д. происходит только в Европе. Иные культуры - либо «недоразвитые», либо «варварские».

47. Ереси (греч. hairesis - особое вероучение) - в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

48. Железный век - период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале I тыс. до н.э.

49. Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту.

50. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (дорожный знак).

51. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

52. Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

53. Идол - предмет, изображающий божество в языческих религиях.

54. Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети ХIХ - нач. ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

55. Инквизиция (лат. inqusitio - розыск) - в католической церкви ХШ - ХIХ вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями.

56. Инкультурация - процесс освоения человеком - членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

57. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

58. Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

59. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

60. Катарсис (греч. katharsis - очищение) - термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - очищение через сострадание и сопереживание.

61. Кватроченто (итал. quattrocento, букв. - четыреста) - итальянское наименование XV в.; эпоха расцвета культуры раннего Возрождения.

62. Классицизм (лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве ХУП - нач. ХК вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

63. Клерикал - сторонник политического течения, добивающегося первенствующей роли церкви и духовенства.

64. Клир - в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство.

65. Космогония (греч. κοσμογονία, от греч. κόσμος - мир, Вселенная и греч. γονή - рождение) - учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

66. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.

67. Контекст (лат. contextus - соединение, согласование, связь) - общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

68. Конфигуративные культуры - культуры, в которых взрослые и дети учатся у равных, у сверстников. Это культуры ориентированные на настоящее. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников.

69. Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

70. Культурогенез - процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

71. Культурология (лат. cultura + греч. logos) - область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. Культурология - система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

72. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

73. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать у любого человека в любую эпоху и в любой культуре

74. Культурная картина мира - мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.

75. Культурная трансмиссия - передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры.

76. Культурная экспансия - расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.

77. Культурные заимствования - подражание одной культурой ценностям другой.

78. Культурное истощение - процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется.

79. Культурные образцы - устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

80. Культурные универсалии - наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и др. особенностей - это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д.

81. Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

82. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

83. Лютеранство - крупнейшее по численности направление протестантизма. Возникло в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы вероучения сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками и изложены в Аугсбургском исповедании. Лютеранское вероучение отрицает сословие духовенства, спасение видит только в личной вере в Бога. Источник вероучения - Библия. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и мощам. Из таинств признает лишь два -крещение и причащение. Богослужение ведется на национальных языках.

84. Магия (греч. - колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.

85. Маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

86. Массовая культура - культура, опирающаяся на индустрию производства своих продуктов (как материальных, так и духовных), которые потребляются через сеть средств массовой коммуникации, и оказывают соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности; психологический контроль над умами масс и влияние на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к новому миропорядку.

87. Менталитет (лат. mens - ум, образ мыслей, склад ума) - присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков.

88. Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

89. Мимесис (греч. mimesis - подражание) - термин древнегреческой философии, означающий способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражается в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

90. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

91. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру.

92. Мифология (греч. mythos - предание, сказание + logos - слово, учение) - совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, демонах и пр., отражавших фантастичность представлений людей о мире, природе, человеческом бытии в доклассовом и раннеклассовых обществах. Мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. В мифологии имели место зачатки философии, этики, религии, эстетическое отношение человека к действительности.

93. Модерн (фр. moderne - новейший, современный) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХХ - нач. ХХ вв.

94. Модернизм - понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы конца ХIХ - ХХ вв.

95. Моногамия (греч. monos - один + gamos - брак) - единобрачие -историческая форма брака и семьи. Возникнув из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя, моногамия стала господствующей формой брака.

96. Монотеизм (греч. mono - один + theos - бог) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия.

97. Морфология культуры - раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности (национальная культура, городская культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные подвиды, такие, как материальная и духовная культура.

98. Нанотехнология - технология объектов, размеры которых порядка 10 -9 м (атомы, молекулы).

99. Национальная культура - совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности, представляет собой социальную, территориальную, экономическую, лингвистическую общность людей, имеет сложную социальную структуру и государственно-политическую организацию.

100. Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.

101. Неолитическая революция - понятие, введенное английским археологом Г. Чайлдом для обозначения исторического периода в эпоху неолита (XII - X тыс. до н.э.) от присваивающего к добывающему типу хозяйства, что было связано с зарождением земледелия и скотоводства. В ходе неолитической революции зарождаются ремесла, поселения, письменность, рациональные знания.

102. Обычай – исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющаяся в определенных ситуациях и лежащая в основе повседневного поведения.

103. Опредмечивание и распредмечивание - понятия, выражающие противоположные начала в содержании человеческой деятельности. Опредмечивание - процесс, в котором человеческие способности, знания и опыт, направленные на преобразование природы и социума, воплощаются в предметах материальной и духовной культуры, становятся «человеческим предметом» (К. Маркс). Человеческая деятельность опредмечивается также в культуре человеческих отношений: изменяя мир природы и социума, человек изменяет и самого себя. Распредмечивание -процесс, в котором свойства и сущность внешнего по отношению к человеку мира становятся его достоянием в процессе восприятия, познания и преобразования природы и социума. Человек (субъект культуры) в своей деятельности распредмечивает не только природные процессы и явления, но и формы прошлой по отношению к нему культуры, сферы ее бытия. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, существующий лишь в процессе непрерывного созидания, воспроизведения и освоения действительности человеком.

104. Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.

105. Пайдейя (гр. pais - ребенок) - воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственное воспитание, обучение, так и в более широком смысле - образование, образованность, просвещение, культуру.

106. Палеолит (греч. palaios - древний) - древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн лет назад) примерно до X тыс. до н.э.

107. Пантеизм (греч. pan - все + theos - бог) - религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге.

108. Парадигма - (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну

109. Полис (греч. polis) - город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила (метеки, вольноотпущенники, рабы и др.). Государственная организация полиса была различной (олигархия, демократия и др.).

110. Политеизм (поли... + греч. theos - бог) - многобожие, вера во многих богов.

111. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

112. Префигуративные культуры - такие культуры, в которых взрослые учатся у своих детей. Они возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью, определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

113. Постиндустриальный тип культуры – сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

114. Постфигуративные культуры – культуры, ориентированные на прошлое, для них характерен очень медленный прогресс.

115. Протестантизм (лат. protestans - протестующий, публично доказывающий) - третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Объединяет множество течений и сект (лютеранство, кальвинизм, баптисты, методисты и др.); отличается отказом от сложной церковной иерархии, упрощенным культом, отсутствием монашества, целибата (обет безбрачия священников), в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

116. Проторенессанс - период истории итальянского искусства ХIII -нач. ХIX вв. Период подготовил почву для искусства Возрождения.

117. Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

118. Реформация (лат. reformare - преображать, исправлять) - широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму. Реформация началась в Германии (Мартин Лютер), охватила ряд европейских стран (Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Швейцарии и др.). Реформация упростила и демократизировала католическую церковь, поставив личную веру выше внешних проявлений религиозности.

119. Рококо (фр. rococo, от rocaille - декоративный мотив в виде раковины) - стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты, интимные и эротические ситуации.

120. Романский стиль - стиль средневекового западно-европейского искусства Х - XII вв. (в ряде стран также ХIII в.).

121. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.

122. Сакральный (лат. sacer - священный) - относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

123. Самураи (яп. самурау - служить) - в феодальной Японии в широком смысле - светские феодалы, в узком - военное феодальное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется также для обозначения японской военщины.

124. Секуляризация (лат. saecularis - мирской, светский) - процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д.

125. Семиотика (греч. semeion - знак) - наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражение смысла, а также общения. Семиотика рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования как знаковой системы. Выделяют три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует.

126. Символ (греч. symbolon - знак, примета) – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.

127. Синкретизм (греч. synkretismos - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).

128. Синтез культур - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму.

129. Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли середины ХК в.; выступали за принципиально отличный от западно-европейского путь развития России на основе ее самобытности; противостояли западникам.

130. Социализация (лат. sosialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте; это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор становления и развития личности как субъекта общества и культуры. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

131. Социокультурный анализ - метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историческо-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

132. Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.

133. Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).

134. Структурно-функциональный анализ в культурологии - принцип исследования культурных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент выполняет определенные функции (социальные функции культуры).

135. Сублимация (лат. sublimo - возношу) - термин, использующийся в теории психоанализа, обозначает процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

136. Субкультура - культура отдельных сословий, классов, социальных групп, возрастных, профессиональных объединений, обладающих определенной автономностью существования, своим языком (сленгом, жаргоном), единством ценностных установок, мышления, образа жизни.

137. Табу (полинез. - запрет) - священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.

138. Таинства - в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу - «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.

139. Теизм (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, признающее существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божественного промысла.

140. Теогония (греч. theos - бог + goneia - рождение) - система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов.

141. Теодицея (греч. theos - бог + dike - право, справедливость) -«богооправдание», название многих религиозных трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное противоречие между верой во всемогущего и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.

142. Теология (греч. theos - бог + logos - учение, слово), или богословие -систематизация вероучения данной религии.

143. Теоцентризм (греч. theos - бог + centrum - центр) - одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.

144. Теургия (греч. theurgia, букв. - божественное действие, чудо) - вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов.

145. Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объектов, осуществляемых в процессе производства определенной продукции.

146. Типология культур (греч. typos - форма, образец + logos - учение, слово) - систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам.

147. Толерантность (лат. tolerantia - терпимость) - термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

148. Тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.

149. Традиция - (лат. tradition - передача) - элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

150. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

151. Треченто (ит. trecento, букв. триста) - итальянское название Х1У в. периода интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре.

152. Троглодит (греч. troglodytes - живущий в пещере или норе) -первобытный пещерный человек. Перен. - некультурный человек, невежда.

153. Утопия (греч. u - нет + topos - место, букв. - место, которого нет) -изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

154. Феномен (греч. phainomenon - являющееся) - 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

155. Фетишизм (фр. fetiche - идол, талисман) - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях.

156. Фратрия (греч. phratria - братство) - подразделение племени, совокупность нескольких родов.

157. Футурология (лат. futurum - будущее + logos - учение, слово) - в широком значении - общая концепция будущего Земли и человечества, в узком - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Употребляется для обозначения современных концепций будущего.

158. Хаос (греч. chaos) - древнегреческое космологическое понятие, обозначающее изначальное, бесформенное состояние мира. Хаосу противостоит упорядоченный космос.

159. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) -исключительная одаренность; харизматический лидер - человек наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости».

160. Целибат (лат. caelebs - неженатый) - обязательное безбрачие католического духовенства; узаконено папой Григорием VII в ХI в.

161. Цехи - объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в ХIII - ХIV вв. С зарождением капитализма стали тормозить развитие промышленности и были отменены законодательно в ХVIII - ХIХ вв.

162. Цивилизация (лат. civilis - гражданский, государственный) -1) синоним культуры, в узком смысле - материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «цивилизация» появилось в ХУШ в. в тесной связи с понятием «культура». В основе категориального различения цивилизации и культуры заключена дивергенция личностных структур человека и структур рабочей силы человека. Воспроизводство рабочей силы, увеличение свободного времени - это признаки цивилизации, а воспроизводство личностных структур человека посредством воспитания, образования - это уже признак повседневной культуры, ее традиций, норм, ценностей.

163. Чинквеченто (ит. cinquecento, букв. - пятьсот) - итальянское название ХУI в., периода расцвета культуры Высокого Возрождения и распространение маньеризма.

164. Шаманство (эвенк. шаман - возбужденный, исступленный человек) -ранняя форма религии. Основывается на представлениях о сверхъестественном общении служителя культа - шамана - с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманов - лечение больных.

165. Экзегеза (греч. exegesis - толкование) - толкование неясных мест в древних, особенно религиозных текстах.

166. Эскапизм (англ. escape - бежать, спастись) - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; культивируется массовой культурой; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу.

167. Эстетика (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) -философская наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика зародилась в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в Древних Греции и Риме. Как наука эстетика раскрывает различные стороны природы искусства, его происхождение, сущность и связь с другими формами общественного сознания.

168. Эсхатология (греч. eshatos - последний + logos - учение, слово) -религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам.

169. Этика (греч. ethos - привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем.

170. Этикет (фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.

171. Этногенез (греч. ethnos - племя, народ) - происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

172. Этноцентризм (греч. ethnos - племя, народ) - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.


Садохин, А.П. Культурология . Теория культуры: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. Стр. 65.

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400

Тойнби А.Д. Постижение истории// Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 226.

Для создания тестовых заданий использована база тестовых заданий из учебно-методического пособия рекомендованного министерством образования и науки РФ: М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко, Е.В. Поликарпова, И.А. Синявская: Учебно-методическое пособие с квалиметрическим обеспечением. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. Стр. 42-100

Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях:

Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях, что осуществляется изменением преломляющей силы его оптической системы, ведущим к фокусировке изображения на сетчатке.

Аккомодация физиологическая – приспособление к действию медленно нарастающего по силе раздражителя.

Аккомодация гистологическая – изменение формы и соотношения тканевых элементов (клеток) в процессе приспособления к изменившимся условиям.

Анализаторы – (греч. analysis – разложение, расчленение) совокупность образований, активность которых обеспечивает анализ и обработку в нервной системе раздражителей, воздействующих на организм.

Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами.

Близорукость – миопия (от греч. mýō – прищуриваю и opós – глаз, зрение) – один из недостатков рефракции глаза, вследствие которого лица, страдающие им, плохо видят отдаленные предметы.

Дальнозоркость – гиперметропия (от греч. hypér – сверх, métron – мера и opós – глаз, зрение) – отклонение от нормальной рефракции глаза, заключающееся в том, что параллельные лучи света после преломления их в глазу, собираются в фокусе, расположенном как бы позади сетчатки глаза.

Дальтонизм – частичная световая слепота, один из видов нарушения цветового зрения.

Диоптрия – единица оптической силы линз и других осесимметричных оптических систем.

Лекция 7 Тема: «Возрастная эндокринология»

    Эндокринная система

    Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза

    Половое развитие детей и подростков

Эндокринная система

В организме человека, сложно устроенном, с большим количеством органов, выполняющих различные жизненно важные функции, имеются две системы обеспечения их деятельности:

    Нервная – осуществляет регуляцию функций через нервные импульсы, которые поступают от органов и тканей в мозг и из мозга к органам и тканям – это выполняют головной и спинной мозг и выходящие из них нервы;

    Гуморальная – регуляция функций выполняется с помощью биологически активных веществ - гормонов, которые вырабатывают железы, не имеющие протоков, или эндокринные железы.

Эндокринные железы, имеющие не очень большие размеры, богато кровоснабжаемые, располагаются в различных отделах тела человека. Наукой об этих органах, которые называют также железами внутренней секреции, является эндокринология .

Железы имеют различное происхождение, различное строение. В то же время их объединяет общность участия в обменных процессах, в гуморальной регуляции жизненно важных функций. По функциональным признакам эндокринные железы объединены в единый эндокринный аппарат.

Гормоны выделяются из этих органов – желез внутренней секреции непосредственно в кровь или в тканевую жидкость.

Гормоны – биологически активные вещества: вырабатываются железами внутренней секреции или специализированными эндокринными клетками; поступают непосредственно во внутреннюю среду организма; способны в ничтожно малых концентрациях оказывать специфическое химическое действие на конкретные клетки, органы, ткани, вызывая изменения обмена веществ и энергии, структуры и функции органов и тканей.

Гормоны , поступившие из желез в кровь, разносятся по кровеносным сосудам к органам и тканям, где они оказывают определенные воздействия на протекающие в них обменные процессы:

    участвуют в регуляции постоянства внутренней среды (гомеостаза) и обмена веществ (белков, жиров и углеводов);

    влияют на рост, дифференцировку тканей и размножение;

    изменяют проницаемость клеточных мембран и активность ферментов;

    обеспечивают ответную реакцию организма на изменения внешней и внутренней среды.

Все гормоны, выделяемые эндокринными железами, обладают большой биологической активностью и специфичностью. Каждый гормон действует на определенные клетки, ткани, органы, на протекающие в них физиологические процессы (табл. 4). Гормоны быстро разрушаются, поэтому для длительного действия необходимо постоянное выделение их в кровь, в тканевую жидкость.

По характеру своего действия на клетки и ткани, по своему строению все гормоны делятся на две группы:

    стероидные гормоны коркового вещества надпочечников и гормоны щитовидной железы – легко проходят через мембраны клеток благодаря своей растворимости в жирах и влияют на синтез белков;

    гормоны белковой природы (белки или пептиды – адреналин, глюкагон, тестостерон и др.) – плохо растворимы в жирах, не способны проникать внутрь клеток, поэтому взаимодействуют с рецепторами, расположенными на поверхности клеток.

Практическое задание:

1. Подобрать одну из статей по социальной работе в соответствии с темой курсовой работы.

2. Проанализировать первоисточник по следующему алгоритму

    Наименование (книги, статьи)

    Выходные данные

    Главная мысль, цель сообщения

    Основные рассуждения, раскрывающие главную мысль

    Фактологические данные

3. Оформить конспект, используя определенный вид конспекта по выбору (текстуальный конспект; свободный конспект; графический конспект; конспект-схему).

Тема 23. Составление понятийного словаря (2 часа)

Практическое задание:

    Выписать научные термины, употребляемые в научно-исследовательской работе, дать его толкование, используя словари и справочники по социальной работе.

    Составить понятийный словарь в программе MS Word.

При оформлении понятийного словаря следует соблюдать следующие правила:

термины располагаются в алфавитном порядке в левой части страницы;

    толкование термина или понятия дается в правой части страницы;

    понятийный словарь должен содержать не менее 10 научных терминов и понятий.

Тема 31. Составление плана научного исследования (2 часа)

Практическое задание:

1. Составить план научно-исследовательской работы по схеме:

Введение

Глава I (название)

Глава II (название)

Заключение

Литература

Приложение

2. Оформить план курсовой работы в компьютерном варианте.

Основные требования:

    место частей оглавления должно соответствовать логике содержания научной работы

    должна соблюдаться методологическая выдержанность

    названия глав и параграфов должны быть краткими, четкими, разнообразными

    должен соблюдаться научный стиль формулировок названий

Тема 35 . Обзор литературы по теме исследования (6 часов)

Практическое задание:

    Подготовить доклад по научно-методической литературе, которая была изучена студентом в процессе подготовки курсовой работы.

Обзор литературы целесообразно начать с изучения нормативно-правовой базы: кодексов, федеральных и республиканских законов, других нормативно- правовых актов, ведомственных документов. При этом необходимо проверить, не внесены ли в соответствующие нормативные акты какие-либо изменения и дополнения. Изучение специальной литературы (монографий, учебников, учебных пособий, сборников научных трудов и др.) рекомендуется проводить в определенной последовательности. Сначала следует ознакомиться с книгой в общих чертах. Такое ознакомление с книгой поможет установить, целесообразно ли дальнейшее ее изучение. В результате такого «поискового» чтения может оказаться, что в ней содержится нужная информация и требуется скрупулезно ее изучить. Тщательная проработка текста заключается не только в полном его прочтении, но и в усвоении, осмыслении, детальном анализе прочитанного. При чтении специальной литературы важно уточнить все те понятия и термины, которые могут быть неправильно или неоднозначно истолкованы. Для этого необходимо обратиться к словарям, справочникам и нормативным правовым актам, в которых может быть дано их толкование.

В тексте следует выделить основные положения и выводы автора и доказательства, их обосновывающие. Если требуется тщательная проработка текста, составляется конспект, который представляет собой сжатое изложение существенных положений и выводов автора. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для научной работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая вам информация, чтобы впоследствии при написании курсовой и дипломной работы, доклада или статьи можно было сделать ссылку на использованный источник. Если нет необходимости в тщательной проработке публикации, то можно составить ее план или реферат.

Если при написании курсовой работы используются интернет-ресурсы, необходимо указать электронный адрес данной публикации.

Понятийный словарь

Совестливый (человек) – поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.

Однокоренные слова: совестить (разг., устар.), совеститься (разг.), совестно.

Совесть – чувство нравственности и ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Заимст. из ст.-слав. яз.: совесть, где оно является словообразовательной калькой греч. «ведать».

По словарю, совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее создание добра и зла; прирожденная, правда. По, слова нравственность и совестливость являются синонимами.

Стыд. 1. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка. 2. Позор, бесчестие. Стыдить, стыдливый, стыдно, стыдный.

По словарю, стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние, смирение, внутренняя исповедь перед совестью; срам, позор, посрамление, поругание; это нравственное чувство.

Поступок – совершение кем-нибудь действий. Честный, доблестный, предосудительный, необдуманный, плохой, добрый, самоотверженный…

Душа. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Радостно на душе. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая душа. Низкая душа. 3. перен. Вдохновитель чего-н., главное лицо. Душа компании. 4. О человеке (обычно в устойчивых сочетаниях, разг.). Живой души нет. 5. В старину: крепостной крестьянин. Мертвые души. (перен. о людях, фиктивно числящихся где-н.). Общеслав. От той же основы, что и дух. Дух – первоначально «дыхание», «воздух».

Нищий – очень бедный, неимущий, живущий подаянием.

Нищий духом. 1. Смиренный (устарЛишенный внутренних интересов, духовно опустошенный (книжн.).

Душа – бессмертная, добрая, сильная, слабая, чужая, бедная, живая, чистая, злая, праздная…

Жалость. 1. Сострадание, соболезнование. 2. Печаль, сожаление. Общеслав. Буквально – «беречь, охранять от боли, мучений».

Покаяние (книжн.) – добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Необходимо отличать покаяние от раскаяния, то есть сожаление о своих грехах. Каяться. Общеслав. От kajti. Буквально – «наказать себя», затем – «сознавать вину».

Достоинство. 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Заимств. из ст.-сл. яз. Производное от прил. Достинъ. – «достойный». Достойный от достой – «достоинство, сообразность». Буквально – «такой, какой следует, каким должен быть».

Честность. 1. Искренность, прямота, добросовестность. Честь. Общеслав. От той же основы, что чтить, чести – «почитать». Буквально – « почитание, почёт, уважение».

Сострадание – жалость, сочувствие, вынуждаемые чьим – н. несчастьем, горем. Значение приставки со - - «совместное участие в чем – л.» Ср.: со - чувствие, со – переживание, со- участие, то есть общность в чувствах, мыслях. Заимств. Из ст. – сл. Яз., в котором оно является словообразовательной калькой греч. Simpatia, которая в свою очередь восходит к pathos – «страдание, боль, страсть, чувства».

Терпение. 1. Способность терпеть (безропотно и стойко переносить что-н. неприятное, нежелательное: страдание, боль). 2. Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, в работе.

Любовь. 1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. 2. Склонность пристрастия к чему-н.

Мольба (высокГорячая, страстная просьба. 2. Молитва, моление (устар.).

Скорбь (высокКрайняя печаль, горесть, страдание. 2. Болезнь (устар.).

Вера. 1. Убежденность, уверенность в ком-чем-н. 2. Убежденность в существовании Бога. 3. То же, что религия.
Отзыв о рассказе «Человек на часах»

Николай Семенович Лесков – замечательный русский писатель, автор таких удивительных произведений, как «Левша», «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». В конце 80х годов XIX века был напечатан цикл рассказов под общим названием «Русские антики». В предисловии автор пояснил, что эти произведения являются своеобразным ответом на речь одного критика, который заявил, что «в русской душе не видно ничего, кроме дряни». Другое название цикла «Праведники». Один из рассказов мне запомнился еще в младшей школе – это «Человек на часах». Героя произведения – солдата Постникова – автор относит к «праведникам». А праведниками называют людей, которые следуют в жизни заповедям Христа.

Мне кажется, что главное слово в характеристике своего героя, автор выносит в название. Человек на часах, а не постовой. Рискуя своей жизнью, нарушив воинские обязанности и покинув свой пост, Постников спас тонувшего. Фамилия имеет корень с двойным смыслом: пост – духовный обряд очищения, пост – место несения службы в карауле. Непросто решает герой проблему нравственного выбора: его ждет суровое наказание за уход с караула у императорского дворца, но рядом погибает человек; он слышит крики утопающего и совершает подвиг бескорыстный и безымянный. Спасенного увезли в лечебницу, славу «спасителя» присвоил другой. Главная задача автора – показать читателю, что долг перед своей совестью, перед жизнью, всегда важнее.

Постников, солдат Измайловского, был из дворовых господских людей, «человек нервный и чувствительный». В произведении все его называют по фамилии. Автор не случайно, а намеренно называет своего героя человеком, так как в поступке проявляются именно человеческие качества. Он знает свой воинский долг: часовой ни под каким предлогом не может покинуть своей караульной будки. Все мысли в момент выбора свидетельствуют о честности и преданности долгу. Но чувство совести и сострадания, великое чувство милосердия побеждают в душе героя. Так проявляется в рассказе проблема гуманизма.

Автор сопоставляет своего героя с другими персонажами, чтобы показать его отличие от иных. Офицер Свиньин «выделялся» строгостью, если дело касалось службы и нарушения воинских обязанностей, поэтому требовал сурово наказать провинившегося. А другой караульный начальник Николай Иванович Миллер имеет некоторое сходство с героем: так как обладает «так называемым гуманный направлением, которое немножко вредило ему по службе…».

По столице поползли слухи, и возникла легенда, не имеющая ничего общего с действительностью. Особенно поражает то обстоятельство, что истинного героя и не пытаются найти.

А сам герой – солдат Постников, находясь в лазарете после экзекуции (200 розг за уход с поста), как пишет автор, «был доволен», потому что ожидал гораздо худшего. Писатель не осуждает прямо нравы столичных воинских и светских «владык », но его горькая ирония говорит читателю об истинном отношении и к Свиньину, и к Кокошкину, и к бравому офицеру, бесстыдно получившему медаль за солдатский подвиг. А восхищается смиренным героем, который любит добро просто для самого добра и не ожидает никаких наград, «Это прямые и надежные люди», - говорит Лесков.

Героями стали простые, подчас незаметные люди: солдат, полицейский по прозвищу Однодум, мелкий канцелярский чиновник из маленького рассказа «Пигмей» и многие другие.

Традиция русской литературы – проявлять гуманизм, сострадать «маленькому человеку» началась с произведений «Бедная Лиза», «Станционный смотритель», продолжена, учит любить человека и делать добро.

Лингвистический практикум.

1. Сопоставьте толкование слов: праведник, блаженный, юродивый в различных источниках:

1) «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь, любящим Его» (Книги Нового Завета. Послание Иакова 1, 12)

2) «Блаженный – благополучный, счастливый» (Рим. 4, 7; Иак. 1, 12)

3) «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное» (Матф. 5, 3; Лук. 6, 20) – Нищие духом, то есть считающие себя недостойными, а потому стремящиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных.

4) «Блаженными», или «юродивыми», называются святые подвижники, которые ради Христа и спасения своей души обдуманно принимают на себя образ человека, лишенного здравого ума, отказываясь от общепринятого образа жизни, скитаясь и нищенствуя.

5) «Праведники – или праведные – названия святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни, и в частности ветхозаветных, например «праведный Ной» и другие. Праведниками называют также лиц местночтимых как святых, но еще не канонизированных Церковью» (Полный православный богословский энциклопедический словарь)

6) «Блажной или блаженный – полоумный, шальной, взбалмошный; глупый, бестолковый, сбреховатый, вспыльчивый, крикливый, горячий, своенравный, шаловливый».

«Блаженный – благополучный, благоденствующий и благоденственный, счастливый, о человеке и о времени, случае; существительное – угодник Божий, законно живущий».

«Юродивый – безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми».

«Праведник – праведно живущий, во всем закону Божию поступающий, безгрешник» ().

7) «Блажной (прост.) – взбалмошный, неуравновешенный, сумасбродный».

«Блаженный – 1. В высшей степени счастливый. 2. Не совсем нормальный (первоначально юродивый) (разг.) ».

«Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. В суеверных представлениях: безумец, обладающий даром прорицания».

«Праведник – 1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (ирон.) » ().

2. Почему героев называют праведниками ? Докажите или опровергните правоту этого суждения.

3. Напишите отзыв о рассказе «Пигмей».

Выводы учителя

Главная черта лесковских героев – постоянная готовность придти на помощь другому человеку, а непонимание «самых простых обязательств» по отношению к людям, находящимся рядом, в глазах Лескова – серьёзнейшее зло.

Праведники Лескова ощущают себя лично ответственными за сохранность миропорядка, что означает верность России, её обычаям и традициям.

Праведник Лескова нравственно свободен от царящих вокруг мнений и этим привлекателен. По мысли писателя, «независимые люди всегда редки и всякому интересны». Они «евангельские беззаботливы о себе».

Праведники Лескова как бы возвышаются духом над удачей и неудачей.

Несосредоточенность на себе, полная растворенность в заботах и скорбях других людей – вот что составляет для Лескова исторически непреходящую ценность.

Настойчиво и с горечью говорит Лесков и о том, что русские праведники обречены на забвенье. И он утверждает с надеждой: «У нас не переводились, да и не переведутся праведные. Их только не замечают, а если стать присматриваться - они есть

Праведники в глазах »

Праведники в глазах Лескова – « своего рода маяки ». Память о них способна « воодушевить угнетенного человека, сообщить его душе бодрость » и даже « спасти его ». « Герой мой – личность узкая и однообразная, а эпопея его – бедная и утомительная », - отмечал писатель. На лесковском герое с его праведностью и одновременно узостью – отпечаток трудной судьбы России.

« Прожить изо дня в день праведна долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага, гораздо труднее, чем бросится в бездну, как Курций, или вонзить себе в грудь пук штыков, как известный герой швейцарской свободы ».

По собственным словам писателя, его интересовали «тихие, тайный струи, которые текли под верхней рябью русских вод, кой – где проборожденных направленскими ветрами ».

Радостно было открыть для себя Лескова. Прибавилось света, веры и надежды. Душа наполнилась гордостью за своих предков, за наш богатейший язык.

А лесковские праведники, которые « сильнее других делают историю », хотя и стоят вроде бы «в стороне от главного исторического движения », вызывают восхищение и желание во многом походить на них.

Понятийный словарь

Гипотеза – (от лат. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Концепция – (лат. conceptio – система, совокупность, сумма) – система взглядов, то или иное понимание явлений действительности.

Мышление – процесс отражения объективнои̌ действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

Обобщение – форма приращения знания путем мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции.

Рефлексия – (от позднелат. reflexio – обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмыслении своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.

Лекция 11

Тема: ʼʼПсихофизиология речиʼʼ

2. Мозговая организация речи

3. Возрастные особенности развития речи

4. Основные формы и этапы развития речи

Речь

Поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнᴇᴦο наблюдателя, передача информации от одного лица к другому может происходить лишь путем абстракции, т.е. в виде знаков. Такой знаковой формой общения является речь, формирующаяся в процессе общения.

Речь – специфически человеческая функция, возникшая в процессе эволюции.

Слово, тоже является раздражителем, воспринимается через сенсорные системы и может обозначать предмет, отличается тем, что в нем отражаются наиболее существенные свойства внешних объектов. Оно обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности. С помощью слов человек познает предметы и явления внешнᴇᴦο мира без непосредственного контакта с ними, устанавливает связи и отношения. Речь является основой процесса мышления. Анализ вербальнои̌ информации дает возможность получить знания, накопленные предыдущими поколениями.

Речь обеспечивает общение между людьми, служит для обмена информацией и побуждения к действию. Выделяют три функции речи :

1. коммуникативная;

2. регулирующая;

3. программирующая.

Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного волевого поведения. От внешней регуляции поведения, обеспечиваемой коммуникативнои̌ функцией речи, ребенок в процессе развития приобретает возможность преобразовывать внешние речевые сигналы – приказы во внутреннюю речь, с помощью которой человек сам может регулировать свое поведение.

Программирующая функция речи состоит в формулировании программ различных действий и поведения на базе внутренней речи. В речевой (вербальнои̌) деятельности ϶то проявляется в программировании и грамматическом построении развернутого речевого высказывания.

Среда, в которой развивается ребенок, определяет формирование родного языка. Обработка словеснои̌ информации начинается с анализа звуков и заканчивается извлечением смысла из предъявляемого предложения или слова. Поскольку говорящие на разных языках имеют свою систему перевода физических характеристик звукового стимула в звуки речи, анализ речевых звуков осуществляется ими неодинаково. К примеру, испытуемым предъявляли постепенно меняющийся ряд звуков так, что начальный звук ʼʼБʼʼ превращался в ʼʼПʼʼ. Англоговорящие четко различают эти две категории без переходов между ними. Японцы не воспринимают двух категорий при переходах от звука ʼʼРʼʼ к звуку ʼʼЛʼʼ. Т.о., восприятие звуков речи (категориальное восприятие) является результатом влияния окружающей языковой среды и приобретается в процессе развития.

У человека имеются генетические предпосылки языкового общения, они заложены в структуре мозга и артикуляционного речевого аппарата.


Рис. 28. Функции речи

Понятийный словарь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятийный словарь"2017-2018.

  • - Понятийный словарь Значительно расширить

    Антенатальный период – (от лат. ante – перед + natalis – относящийся к рождению) – период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов. Ассоциация – связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими... .


  • - Понятийный словарь. Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития.

    Акселерация – (от лат. acceleratio – ускорение) – в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития. Анамнез – (греч. anámn&... .


  • - Понятийный словарь. Аксон – (от греч. áxōn – ось) – нейрит, осевой цилиндр, отросток нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к иннервируемым

  • - Понятийный словарь. Базальные узлы (ядра) – (nuclei basales – лат.; синие базальные ганглии) - подкорковые образования, расположенные в белом веществе больших полушарий мозга

    Базальные узлы (ядра) – (nuclei basales – лат.; синие базальные ганглии) - подкорковые образования, расположенные в белом веществе больших полушарий мозга Безусловные рефлексы – относительно постоянные, наследственно закрепленные реакции организма на определенные... .


  • - Понятийный словарь. Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях:

    Аккомодация – (от лат. accomodatio – приспособление) – термин, близкий к адаптации, традиционно применяемый в следующих трех случаях: Аккомодация глаза – приспособление глаза к ясному видению предметов, находящихся на различных расстояниях, что осуществляется...