К 101-летию второй Русской революции

27 февраля (12 марта) всеобщая политическая стачка переросла в вооруженное восстание, революционные действия рабочих сомкнулись с движением солдатских масс.

Первыми в этот день восстали солдаты учебной команды Волынского полка, затем солдаты Преображенского и Литовского полков.

Утром 27 февраля к восстанию присоединились свыше 10 тыс. солдат, днём – свыше 25 тыс., к вечеру – около 67 тыс., а на исходе следующего дня – 127 тыс. Солдаты Петроградского гарнизона вставали под знамя революции.

Совместными усилиями вооруженные рабочие и солдаты 27 февраля почти полностью овладели Петроградом.

В их руки перешли мосты, вокзалы, Главный арсенал, телеграф, Главный почтамт, важнейшие правительственные учреждения. Были разгромлены полицейские участки и захвачены тюрьмы, выпущены политические заключённые, начались аресты царских министров.

Генерал Хабалов с незначительным числом войск попытался укрепиться в здании Адмиралтейства, но 28 февраля (13 марта) вынужден был капитулировать. Пали последние бастионы царизма: Петропавловская крепость, Зимний дворец.

Попытка царя организовать карательную экспедицию во главе с генералом Н. И. Ивановым потерпела крах. Министры последнего царского правительства были арестованы и вскоре заключены в Петропавловскую крепость. Революция победила в столице.

27 февраля большевики выпустили Манифест ЦК РСДРП, который призвал к созданию Временного революционного правительства, установлению демократической республики, введению 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель, немедленному прекращению империалистической войны.

В ходе революционных событий пролетариат Петрограда приступил к созданию Советов рабочих депутатов.
На предприятиях города выборы в Совет начались 24 – 25 февраля

«… В феврале 1917 года, – писал Ленин, – массы создали Советы, раньше даже, чем какая бы то ни было партия успела провозгласить этот лозунг. Само глубокое народное творчество, прошедшее через горький опыт 1905 года, умудренное им, – вот кто создал эту форму пролетарской власти» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 6).

Большевики стремились возглавить движение за создание Советов.

27 февраля Выборгский районный комитет организовал инициативную группу по выборам в Советы рабочих депутатов, которая обратилась к рабочим и солдатам с прокламацией:
«Настал желанный час. Народ берет власть в свои руки… Прежде всего выбирайте депутатов, пусть они свяжутся между собой. Пусть под защитой войска создастся Совет депутатов» («Революционное движение в России после свержения самодержавия. Документы и материалы», 1957, с. 5).

Вечером 27 февраля 1917 года в Таврическом дворце состоялось первое заседание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.
Выполняя волю революционного народа, Совет первыми актами проявил себя, как боевой орган революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, как «рабочее правительство» (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 18), хотя ещё неофициальное и неразвитое.

Совет пользовался безоговорочной поддержкой восставших рабочих и солдат, реальная власть находилась в его руках. Он приступил к созданию рабочей милиции и формированию районных органов народной власти, издал Приказ № 1, закрепивший революционные завоевания солдатских масс. Но революционную деятельность Совета тормозили меньшевики и эсеры.

Революция подняла к активной политической деятельности громадные мелкобуржуазные массы. Это придало размах революции, но в то же время способствовало распространению мелкобуржуазных настроений и иллюзий. Поднявшись на гребне гигантской мелкобуржуазной волны, меньшевики и эсеры сумели взять руководство в Совете в свои руки, направить его деятельность по пути соглашения и подчинения либеральной буржуазии.

О событиях начала 20 века: Февральской революции 1917 года и падении династии Романовых.

Лента полностью смонтирована из дореволюционной кинохроники, которую Шуб собрала в различных киноархивах, и материалов дворцового киноархива Николая II. Фильм положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии - документально-историческому кино.

Режиссер: Эсфирь Шуб
1927 г.

Каково историческое значение февральской буржуазно-демократической революции?

В феврале 1917 года петроградские рабочие поднялись на восстание против самодержавия. Потребовалось всего восемь дней, чтобы разрушить монархию Романовых.

В. И. Ленин, анализируя исторические условия, в которых произошло это «чудо», главную роль отводил революции 1905-1907 годов, вооружившей пролетариат богатым политическим и боевым опытом. Первая революция «глубоко изрыла почву, выкорчевала вековые предрассудки, пробудила к политической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян, показала друг другу и всему миру все классы (и все главные партии) русского общества в их действительной природе, в действительном соотношении их интересов, их сил, их способов действия, их ближайших и дальнейших целей. Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907-1914) обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до «последней черты», раскрыла всю ее гнилость…» (т. 31, с. 12).

Буквально на другой же день после победы Февральской революции в буржуазной печати появилась версия о том, что свержение царизма якобы дело русской либеральной буржуазии. С тех пор и по сей день некоторые буржуазные историки описывают февральский переворот как революцию, которую бескровно совершили думские либералы. Деятельность партии большевиков, утверждают они, не наложила отпечатка на Февральскую революцию, так как она будто бы еще не имела влияния в массах. Буржуазная историография преувеличивала и преувеличивает стихийность Февральской революции. Другая концепция сводится к утверждению, что против царизма «единодушно» выступали все классы России, все они якобы «делали» революцию. Правда, в последние годы часть зарубежных авторов отошла от этих явно антиисторических концепций. В их работах имеется признание того, что главной силой революции были массы, а буржуазная оппозиция тормозила революцию и искала сделки с царизмом.

Историческая действительность такова. Либеральная буржуазия в революции вплоть до самого крушения царизма добивалась соглашения с ним, чтобы совместными усилиями предотвратить революционное выступление народных масс и спасти монархию от неминуемого краха. Буржуазные политики в бурные дни конца февраля лишь обсуждали в Думе вопрос о дележе власти с самодержавием, тогда как рабочие и солдаты на улицах Петрограда с оружием в руках боролись за победу революции. В эти дни в столице было убито и ранено 1382 человека.

Движущими силами революции, ее творцами являлись только рабочие и крестьяне, боровшиеся за хлеб и мир, землю и свободу. Гегемоном революции выступил рабочий класс.

Многолетняя самоотверженная работа большевиков во многом подготовила те массовые выступления рабочих и солдат в феврале 1917 года, которые буржуазные историки рассматривают как чисто стихийные. В дни Февральской революции большевики были с массами, они руководили вооруженной борьбой на улицах, вовлекали в нее солдат, среди которых преобладали призванные в армию крестьяне, выступали во главе революционных сил, под ударами которых пало царское самодержавие.

Боевой союз двух главных трудовых классов, возглавляемый пролетариатом, стал решающим фактором победы Февральской революции и основой для возникновения и утверждения Советов как органов революционной власти рабочих и крестьян.

Буржуазно-демократическая революция в России, в отличие от буржуазных революций на Западе, ушла далеко вперед и создала важнейшие общественно-политические предпосылки для победы социалистической революции. В. И. Ленин в марте 1918 года говорил: «…После февральской победы… развитие революции пошло с невероятной быстротой. Русская революция дала то, чем она резко отличается от революций в Западной Европе. Она дала революционную массу, приготовленную 1905 годом к самостоятельному выступлению; она дала Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, органы, неизмеримо более демократические, чем все предшествующие…» (т. 36, с. 83-84).

Февральская революция показала, что Россия прочно сохраняет роль центра международного революционного движения, каким она стала на рубеже XIX-XX веков. Февральская революция коренным образом изменила политическую обстановку в стране. Народ завоевал политические свободы. Из тюрем и ссылки вернулись тысячи революционеров. Преследуемые при царизме партии стали легальными. Страна с невиданной быстротой покрывалась сетью Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Они упраздняли полицию и другие карательные органы царизма, создавали отряды Красной гвардии и рабочей милиции, действовали во всех областях жизни как революционно-демократическая власть.

Февральская революция вызвала могучий политический подъем трудящихся. Участие в выборных революционных организациях расширяло их политический кругозор, способствовало росту их революционной активности и организованности. Все это, безусловно, облегчало переход к новому, социалистическому этапу революции.

Партия большевиков, пользуясь легальностью, получала возможность вести широкую работу в массах, влиять на их революционное сознание, критиковать соглашательство меньшевиков и эсеров, открыто разоблачать политику буржуазии и органа ее власти - Временного правительства.

Сметя царизм, Февральская революция открыла перед страной два возможных и прямо противоположных по своей классовой сути и направленности пути общественного развития. Пойдет ли Россия буржуазно-реформистским путем к капитализму, свободному от остатков феодализма, или устремится пролетарско-революционным путем к социализму - так был поставлен вопрос историей.

Победа Февральской революции дала России, можно сказать, передовой политический строй. Однако она не разрешила тех глубочайших противоречий, которые лежали в основе кризиса российского общества. Продолжение империалистической войны, разрухи и голода, политика буржуазии в аграрном, национальном и рабочем вопросах - все это свидетельствовало, что выдвинутые в ходе борьбы требования масс не осуществлены и что буржуазные и мелкобуржуазные партии не хотят и не способны их осуществлять. В этих условиях единственным путем выхода из политического, социального и экономического кризиса был переход от буржуазно-демократической революции к социалистической.

Основным во взаимоотношениях классов и партий между Февралем и Октябрем и стала борьба за один из этих путей. Социалистический путь являлся для страны жизненной необходимостью. В. И. Ленин отмечал, что большевики открыто говорили об этом, разъясняя народу, что остановиться на буржуазно-демократическом этапе революция теперь не сможет, «ибо ушла вперед страна, шагнул вперед капитализм, дошло до невиданных размеров разорение, которое потребует (хочет ли этого кто-нибудь или нет), потребует шагов вперед, к социализму. Ибо иначе идти вперед, иначе спасать страну, истерзанную войной, иначе облегчать муки трудящихся и эксплуатируемых нельзя» (т. 37, с. 311).

Кораблёв Ю.И.,

Октябрьская революция. Вопросы и ответы. 1987 г.

Романовы, история династии которых берет свое начало с шестнадцатого столетия, были просто старинным дворянским родом. Но после брака, заключенного между Иваном Грозным и представительницей рода Романовых - Анастасией Захарьиной, они стали близки к царскому двору. А после установления родства с московскими Рюриковичами на царский престол начали претендовать и сами Романовы.

История российской династии императоров началась после того, как править страной стал избранный внучатый племянник супруги Ивана Грозного - Михаил Федорович. Его потомство стояло во главе России вплоть до октября 1917 года.

Предыстория

Родоначальником некоторых дворянских родов, в том числе и Романовых, называют Андрея Ивановича Кобылу, отец которого, как свидетельствуют записи, Дивонович Гланда-Камбила, получивший в крещении имя Иван, появился в России в последнее десятилетие четырнадцатого века. Он приехал из Литвы.

Несмотря на это, определенная категория историков предполагает, что начало династии Романовых (кратко - Дома Романовых) происходит из Новгорода. У Андрея Ивановича было целых пять сыновей. Их звали Семен Жеребец и Александр Елка, Василий Ивантай и Гавриил Гавша, а также Федор Кошка. Они являлись родоначальниками целых семнадцати дворянских домов на Руси. В первом колене Андрея Ивановича и его первых четырех сыновей прозывали Кобылиными, Федора Андреевича и его сына Ивана - Кошкиными, а отпрыска последнего - Захария — Кошкиным-Захарьиным.

Возникновение фамилии

Потомки вскоре отбросили первую часть - Кошкины. И с некоторых пор они стали писаться только под фамилией Захарьины. С шестого колена к ней прибавилась вторая половина - Юрьевы.

Соответственно, потомство Петра и Василия Яковлевичей прозывали Яковлевыми, Романа — окольничего и воеводы - Захарьиными-Романовыми. Именно с детей последнего и берет начало знаменитая династия Романовых. Годы правления этого рода начались с 1613-го.

Цари

Династии Романовых удалось возвести на царский трон пять своих представителей. Первым из них был внучатый племянник Анастасии - супруги Ивана Грозного. Михаил Федорович - первый царь династии Романовых, он был поднят на престол Земским собором. Но, поскольку он был молод и неопытен, фактически страной правила старица Марфа с родней. После него цари династии Романовых были немногочисленны. Это его сын Алексей и три внука - Федор, и Петр I. Именно на последнем в 1721-м году завершилась царская династия Романовых.

Императоры

Когда Петр Алексеевич взошел на престол, для рода началась совсем другая эпоха. Романовы, история династии которых как императоров началась в 1721-м, дала России тринадцать правителей. Из них только три были представителями по крови.

После - первого императора Дома Романовых - в качестве самодержавной императрицы престол наследовала его законная супруга Екатерина I, о происхождении которой до сих пор историки ведут горячие споры. После ее смерти власть перешла к внуку Петра Алексеевича от первого брака — Петру Второму.

Из-за распрей и интриг линия престолонаследования его деда была заморожена. И после него императорская власть и регалии были переданы дочери старшего брата императора Петра Великого - Ивана V, тогда как после Анны Иоанновны на русский трон поднялся ее сын от герцога Брауншвейгского. Его звали Иоанн VI Антонович. Он стал единственным представителем династии Мекленбург-Романовых, занявшим престол. Его свергла его же тетка - «дщерь Петрова», императрица Елизавета. Она была незамужней и бездетной. Вот почему династия Романовых, таблица правления которых весьма внушительна, по прямой мужской линии именно на ней и окончилась.

Знакомство с историей

Воцарение этого рода на престоле произошло при странных обстоятельствах, окруженных многочисленными странными смертями. Династия Романовых, фото представителей которой есть в любом учебнике истории, напрямую связана с российской летописью. Она выделяется своим неизменным патриотизмом. Вместе с народом переживали тяжелые времена, потихоньку поднимая страну из нищеты и бедности - результатов постоянных войн, именно Романовы.

История российской династии буквально пропитана кровавыми событиями и тайнами. Каждый ее представитель хоть и чтил интересы подданных, в то же время отличался жестокостью.

Первый правитель

Год начала династии Романовых был весьма беспокойным. У государства не было законного правителя. В основном благодаря отличной репутации Анастасии Захарьиной и ее брата Никиты семья Романовых была уважаема всеми.

Россию терзали войны со Швецией и практически не прекращающиеся междоусобные распри. В начале февраля 1613-го года в Великом оставленном иностранными захватчиками вместе с грудой грязи и мусора, был провозглашен первый царь династии Романовых - молодой и неопытный принц Михаил Федорович. И именно этот шестнадцатилетний сын ознаменовал начало правления династии Романовых. Он закрепился на царствовании на целых тридцать два года.

Именно с него начинается династия Романовых, таблица генеалогии которой изучается в школе. В 1645-м Михаила сменил его сын Алексей. Последний также правил достаточно долго - больше трех десятилетий. После него очередность в престолонаследовании была связана с некоторыми трудностями.

С 1676-го Россией шесть лет правил внук Михаила - Федор, названный в честь прадеда. После его смерти правление династии Романовых достойно продолжили Петр І и Иван V - его братья. Они на протяжении почти пятнадцати лет осуществляли двоевластие, хотя фактически все управление страной взяла в свои руки их сестра Софья, которая слыла очень властолюбивой женщиной. Историки рассказывают, что для сокрытия данного обстоятельства был заказан специальный двойной трон, имеющий дыру. И именно через него шепотом Софья давала своим братьям указания.

Петр Великий

И хотя начало правления династии Романовых связано с Федоровича, тем не менее одного из ее представителей знают практически все. Это человек, которым может гордиться и весь русский народ, и сами Романовы. История российской династии императоров, история русского народа, история России неразрывно связаны с именем Петра Великого - полководца и основателя регулярной армии и флота, и вообще - человека с очень прогрессивными взглядами на жизнь.

Обладая целеустремленностью, сильной волей и большой работоспособностью, Петр I, как, впрочем, и вся, за небольшим исключением, династия Романовых, фото представителей которой есть во всех учебниках истории, в течение жизни много учился. Но особое внимание он уделял военному и морскому делу. Во время первой поездки за границу в 1697—1698 годах Петр прошел курс артиллерийских наук в городе Кенигсберге, затем полгода работал на амстердамских верфях простым плотником, изучал теорию кораблестроения в Англии.

Это была не только самая примечательная личность своей эпохи, им могли гордиться Романовы: история российской династии не знала более умного и любознательного человека. Весь вид его, по словам современников, свидетельствовал об этом.

Петр Первый неизменно интересовался всем, что каким-то образом затрагивало его планы: и по части правления или коммерции, и в просвещении. Его любознательность распространялась практически на все. Он не пренебрегал даже самыми мелкими подробностями, если они впоследствии могли быть в чем-то полезными.

Делом жизни Петра Романова стало возвышение своего государства и усиление его военной силы. Именно он стал основателем регулярного флота и армии, продолжив реформы своего отца — Алексея Михайловича.

Государственные преобразования петровского правления превратили Россию в сильное государство, которое приобрело морские порты, развитую внешнюю торговлю и хорошо налаженную административную систему управления.

И хотя начало правления династии Романовых было положено почти за шесть десятилетий до того, ни одному ее представителю не удалось достичь того, чего добился Петр Великий. Он не только зарекомендовал себя как отличный дипломат, но и создал антишведский Северный альянс. В истории с именем первого императора связан основной этап развития России и ее становление как великой державы.

При этом Петр был весьма жестким человеком. Когда в семнадцатилетнем возрасте он завладел властью, то не преминул упрятать свою сестру Софью в дальний монастырь. Один из самых известных представителей династии Романовых, Петр, более известный как Великий, слыл достаточно бессердечным императором, который себе определил цель - реорганизацию своей малоцивилизованной страны на западный манер.

Тем не менее, несмотря на такие передовые идеи, он считался своенравным тираном, совсем под стать своему жестокому предшественнику - Ивану Грозному, мужу своей прабабушки Анастасии Романовой.

Некоторые исследователи отвергают большую значимость петровских перестроек и вообще политики императора в период его правления. Петр, как считают они, очень торопился в достижении своих целей, поэтому двигался самым коротким путем, применяя порой даже очевидно топорные методы. И именно это стало причиной того, что после его безвременной смерти русская империя достаточно быстро возвратилась в то состояние, из которого реформатор Петр Романов пытался вывести ее.

Невозможно одним махом кардинально изменить свой народ, даже построив для него новоиспеченную столицу, побрив боярам бороды и повелев сбираться на политические митинги.

Тем не менее, политика Романовых, и в частности, административные реформы, которые внедрил Петр, достаточно много значили для страны.

Новая ветвь

После бракосочетания Анны (второй дочери Петра Великого и Екатерины) с племянником шведского короля было заложено начало династии Романовых, которое фактически перешло в род Гольштейн-Готторпов. При этом, согласно договору, сын, рожденный от этого брака, а им стал Петр III, все-таки оставался членом этого царского Дома.

Таким образом, согласно генеалогическим правилам, императорский род стал именоваться Гольштейн-Готторп-Романовским, что нашло отражение не только на их родовом гербе, но и на гербе России. Начиная с этого времени, престол передавался по прямой линии, без каких-либо хитросплетений. Произошло это благодаря указу, изданному Павлом. В нем говорилось о престолонаследии по мужской прямой линии.

После Павла страной правил Александр I - его старший сын, который был бездетным. Второй его потомок — князь Константин Павлович - отказался от престола, что, собственно, и стало одной из причин декабристского восстания. Следующим императором стал его третий сын — Николай I. Вообще, со времен Екатерины Великой все наследники престола стали носить титул цесаревича.

После Николая I трон перешел к его старшему сыну - Александру II. В возрасте двадцати одного года от туберкулеза скончался цесаревич Николай Александрович. Поэтому следующим был второй сын - император Александр III, которого наследовал его старший отпрыск и последний русский правитель - Николай II. Таким образом, с момента, когда было положено начало династии Романовых-Гольштейн-Готторпов, из этой ветви происходит восемь императоров, считая и Екатерину Великую.

Девятнадцатый век

В XIX столетии императорская семья сильно разрослась и увеличилась. Были даже приняты специальные законы, которыми регулировались права и обязанности каждого из членов семьи. Оговорены были и материальные аспекты их существования. Был даже введен новый титул - князь императорской крови. Он предполагал слишком дальнее потомство правителя.

С того времени, когда было положено начало династии Романовых, и до начала девятнадцатого века в Императорский Дом стало входить уже четыре ветви по женской линии:

  • Гольштейн-Готторповская;
  • Лейхтенбергская - происходившая от дочери Николая I, великой княгини Марии Николаевны, и герцога Лейхтенбергского;
  • Ольденбургская - от брака дочери императора Павла с герцогом Ольденбургским;
  • Мекленбургская - берущая свое начало от брака княгини Екатерины Михайловны и герцога Мекленбург-Стрелицкого.

Революция и Императорский Дом

С момента, когда было положено начало династии Романовых, история этой семьи полна смертей и кровопролития. Недаром последнего из рода - Николая ІІ - прозвали Кровавым. Надо сказать, что сам император при этом вовсе не отличался жестоким нравом.

Время правления последнего российского монарха ознаменовалось стремительным экономическим ростом страны. В то же время внутри России наблюдался рост социальных и политических противоречий. Все это привело к началу революционного движения и в итоге - к восстанию 1905—1907 годов, а затем и к февральской революции.

Император Всероссийский и царь Польский, а также великий князь Финляндский - последний русский император из династии Романовых - взошел в 1894 году на престол. Николая II современники характеризуют как мягкого и высокообразованного, искренне преданного стране, но вместе с тем очень упрямого человека.

Видимо, это и стало причиной упорного неприятия советов опытных сановников в вопросах управления государством, что, собственно, и привело к фатальным ошибкам в политике Романовых. Удивительно преданная любовь государя к собственной жене, которую в некоторых исторических документах называют даже психически неуравновешенной особой, стала причиной дискредитации царской семьи. Под сомнение была положена ее власть как единственно верная.

Это объяснялось тем фактом, что супруга последнего русского императора имела достаточно веское слово во многих аспектах управления государством. При этом она не упускала ни одной возможности этим воспользоваться, тогда как многих высокопоставленных особ это ни коим образом не устраивало. Большинство из них считало последнего царствующего Романова фаталистом, другие же придерживались того мнения, что он просто полностью равнодушен к страданиям своего народа.

Конец правления

Кровавый 1917-й год стал итоговым для пошатнувшейся власти этого самодержца. А началось все с первой мировой войны и неэффективности политики Николая Второго в этот тяжелый для России период.

Антагонисты семьи Романовых утверждают, что в этот период последний самодержец просто не смог или не сумел вовремя внедрить в жизнь необходимые политические или социальные реформы. Февральская революция вынудила последнего императора все-таки отречься от престола. В итоге Николай II вместе с семьей был взят под домашний арест в своем дворце в Царском селе.

В середине девятнадцатого столетия Романовы правили более чем шестой частью планеты. Это было самодостаточное, независимое и концентрирующее в себе самое большее в Европе богатство государство. Это была огромная эпоха, которая завершилась после расстрела царской семьи, последней из Романовых: Николая II с Александрой и их пятью детьми. Произошло это в подвале в Екатеринбурге в ночь на семнадцатое июля, в 1918 году.

Романовы сегодня

К началу 1917 года Русский Императорский Дом насчитывал шестьдесят пять представителей, из который тридцать два принадлежали к мужской его половине. Восемнадцать человек было расстреляно большевиками в период с 1918 по 1919 годы. Произошло это в Петербурге, Алапаевске и, конечно, в Екатеринбурге. Остальные сорок семь человек спаслись бегством. В результате они оказались в изгнании, в основном в США и во Франции.

Несмотря на это значительная часть династии еще больше десяти лет надеялась на крах власти Советов и восстановление русской монархии. Когда в декабре 1920-го Ольга Константиновна - Великая княжна - стала регентом Греции, она стала принимать в этой стране многих беженцев из России, которые собирались просто переждать и вернуться домой. Однако этого не произошло.

Тем не менее, Дом Романовых еще долгое время имел вес. Более того, в 1942 году двум представителям Дома был даже предложен престол Черногории. Было даже создано Объединение, в которое вошли все ныне живущие члены династии.

Которая углубила экономическую нестабильность, вызвала новую волну социальной неудовлетворенности и, как следствие, Февральскую революцию 1917 года.

Первая мировая война.

Первая мировая война началась 15 июля 1914 года с объявления войны Австро-венгерской империей Сербии. В Россию она пришла 19 июля этого же года. В этот день Вильгельм II , германский император, объявил войну Российской империи.

До этого момента Николай II всячески пытался предотвратить масштабный международный конфликт, требуя решить конфликт сербов и австрийцев мирным путем, через Гаагскую конференцию, но все было безрезультатно.

Уже 20 октября Россия оказалась в состоянии войны с Германией, Австрией, Османской империей и чуть позже Болгарией (вместе все они образовали Четверной союз, пришедший на смену Тройственному союзу ).

Россия вошла в коалицию с Англией и Францией (Антанта ). Незначительную помощь в боевых действиях этой коалиции оказывали также Италия, Румыния и некоторые другие страны.

Войска Германской империи в августе 1914 года вторглись в пределы Бельгии и Люксембурга, а вскоре и Франции. Французы с трудом, но все-таки сдерживали немцев, и линия фронта постепенно передвинулась к побережью Атлантического океана на северо-западе Франции.

Уже 18 августа в ходе Галицкой битвы русские взяли верх над немцами в Восточной Пруссии . Но после этого боевые действия приняли позиционный характер, без существенного продвижения. Сербы захватили у Австрии Белград, но тут в войну вступила Турция на Северном Кавказе. Это сильно осложнило связь России через Черное и Средиземное моря с союзниками.

В 1915 году на Западном фронте война становилась все более и более ожесточенной, немцы начали применять химическое оружие, однако существенных успехов не добились ни они, ни союзники.

На восточном фронте, в Галиции, Россия начала теснить австро-венгров, стремясь на помощь французам, однако немцы быстро прислали подмогу и закрыли дыру в австрийской обороне. На северном участке восточного фронта немцы также начали давить. В результате Россия вынуждена была отступить, и противник занял Галицию и Волынь. Основной причиной отступления стало крайне скверное снабжение русских войск как провиантом и боеприпасами, так и свежими силами. Кроме того, Россия испытывала очень серьезную нехватку снарядов для артиллерии. Сербы не смогли ничем помочь, потому что в октябре в войну на стороне Австрии вступила Болгария.

В 1916 году на западном фронте в ходе Верденского сражения союзники (Англия и Франция) потеряли более 700 тысяч солдат, а Германия - почти 500 тысяч (хотя официальные данные несколько ниже). Битва при Вердене длилась с 21 февраля по 18 декабря - почти десять месяцев. Союзники победили, но взаимная истощенность войск стала причиной того, что линия фронта практически не изменилась (поэтому фактически - результатом была ничья). В этом же году немцы предложили мир французам и англичанам, но союзники его отвергли. Чуть позже, в 1917 году, когда перевес Антанты стал очевиден, к союзникам примкнули США (как и во Второй мировой).

Еще в 1915 году Николай II принял на себя командование русской армией, и постоянно ездил из столицы в Ставку.

8 сентября 1916 года немцы на Восточном фронте предприняли попытку российской обороны (Свенцянский прорыв ), но были разбиты, и война снова вернулась в позиционное русло.

Одним из наиболее значимых эпизодов Первой мировой войны стала оборона крепости Осовец в восточной Польше. Защитники Осовца героически отразили три штурма многократно превосходящих немецких войск с сентября 1914 года по август 1915 года. В конце концов, немцы предприняли новое средство - атаку смертельным газом, после чего отправились зачищать руины крепости от мертвецов. На подходе к стенам на 14 батальонов немцев (около 7 тысяч солдат) бросилась в атаку горстка чудом выживших русских солдат (около 60 человек). На бегу они страшно кашляли, их кожа и глаза были неестественного цвета из-за отравления хлором, лица замотаны грязными тряпками (противогазов у защитников не было). В итоге 60 русских солдат обратили в бегство семь тысяч немцев, которые пришли в ужас от Атаки мертвецов . В августе 1916 года, после прорыва немцев на другом фланге, Осовец потерял свое оборонительное значение, и оставшиеся в живых защитники (не более 50 человек) 18 августа покинули практически разрушенный оплот обороны.

19 января 1917 года состоялась конференция в Петрограде (позже известная как Петроградская конференция ), на которой представители Англии, Франции, Италии и, конечно же, России договорились о начале совместного наступления весной этого года. Надо сказать, что еще в 1914 году, после нападения немцев Санкт-Петербург был избавлен от немецкого окончания «бург» (то есть «город») и переименован в более славянский Петроград.

Однако в этом наступлении Россия уже не приняла участие. В конце февраля 1917 года русские войска выпали из Первой мировой войны по причине государственного переворота во время Февральской революции (если не считать еще одного небольшого эпизода - неудачного Июньского наступления Керенского летом этого же года). 3 марта 1918 года представители Советской России подписали сепаратный Брестский мир в Брест-Литовске с Австрией, Германией, Турцией и Болгарией о выходе России из Первой мировой войны, что фактически означало ее поражение. А 11 ноября 1918 года немцы подписали акт о капитуляции и вручили его представителям Англии, Франции и США . Россиян среди победителей не было.

Февральская революция.

Основными причинами революции стали:

  • экономический кризис, вызванный Первой мировой войной ;
  • отсутствие значимых успехов и наличие множества неудач в ходе боевых действий российской армии;
  • дискредитация императорской семьи возросшим влиянием на политику властей обычного придворного лекаря (Григория Распутина );
  • невнимание императора к внутриполитическим проблемам (по причине все той же войны);
  • раскачивание социальной ситуации революционными организациями при поддержке некоторых сил извне.

26 февраля события 1905 года начали повторяться. Восстали рабочие, а на следующий день к ним присоединились солдаты. Император в этот момент был с Ставке вместе с семьей. Восстанием руководили РСДРП (Ленин - из-за рубежа) и другие революционные организации. Вскоре столица и некоторые другие города России со всеми органами управления, почтой, телеграфом и железнодорожными станциями оказались в руках восставших.

Николай II спешно попытался вернуться в столицу, но проехав часть пути (до станции с символическим названием «Дно») обнаружил, что все пути перекрыты. 2 марта 1917 года император был схвачен вместе с семьей революционерами и вынужден был подписать отречение от престола. Повстанцы под конвоем отправили Николая в ссылку. 26 августа императорская семья была доставлена в Тобольск. В апреле 1918 года арестанты были перевезены в Екатеринбург, где большевики планировали судить Николая. Однако 17 июля 1918 года, рано утром Николай Романов , его жена Александра Федоровна , четыре дочери и сын, а также прислуга и придворный врач - доктор Боткин были расстреляны комиссаром Юровским и его сподручными, после чего тела были ограблены и закопаны в ближайшем лесу.

14 августа 2000 года император Николай II и его семья были канонизированы Русской православной церковью. Канонизация вызвала множество споров. Однако, если учесть последние месяцы жизни Николая Александровича Романова, когда он осознал совершенные им ошибок и начал вести праведную жизнь, то канонизация была более или менее оправдана (особенно, если учесть обстоятельства его смерти). Так или иначе Николай Александрович (а уж тем более его семья) не заслуживал такой участи, и вполне мог стать всеми любимым государем, если бы период его правления не пришелся на столь сложные годы в истории России.

В московском музее Дом иконы и живописи им. С.П.Рябушинского проходит выставка «Романовы. Падение династии», открывает которую икона святых Царственных страстотерпцев, выполненная Анатолием Этенейером.

На выставке можно увидеть иконы, перед которыми молились члены царской семьи (например, икону святого благоверного князя Александра Невского, Казанскую икону Божьей Матери из Феодоровского собора в Царском селе), книгу «Феодоровский государев собор в Царском селе» с дарственными подписями государя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны.

Здесь и трон цесаревича Алексея, и его тросточка, на которую мальчику приходилось опираться в периоды нездоровья. Игрушка царских детей…

Часть одной из стен зала превращена в экран, на котором сменяют друг друга фотографии. Начиная от времени, когда царственные супруги еще были молоды, полны ожиданий и надежд, и заканчивая последними, тобольскими фотографиями - когда до мученического конца оставалось совсем немного.

Вот на фото появляются две сестры – императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна, они – рядом с большим креслом. Тем самым, что представлено в экспозиции. Кресло в неоготическом стиле (выполнено на фабрике Николая Свирского по эскизу архитектора Николая Набокова) из императорской библиотеки в Зимнем дворце. Красивое кресло вдруг перестает быть просто молчащим экспонатом…

Среди экспонатов – портреты императора и императрицы, выполненные придворным художником Александром Маковским еще при жизни царственной четы. Эти портреты до конца 2011 года находились в Швеции, в доме фрейлины Великой княгини Ольги.

В «уголке» великой княгини Елизаветы Федоровны, под ее иконой – личные вещи: икона святого преподобного Сергия Радонежского и святой мученицы Елизаветы (иконописец Михаил Тюлин), ее фотография с автографом, «Серафим» – копия с эскиза Виктора Васнецова для росписи святого князя Владимир в Киеве, сделанная, предположительно, самой Елизаветой Федоровной…

Искусство, культуру, экономику страны обычно принято ассоциировать с тем человеком, который управлял страной. С оценкой эпохи правления Николая II сложилась странная ситуация. Реформы, достижения экономики, науки, культуры как-то особо не связываются с его именем. Хотя понятно, что без прямого участия самодержавного правителя, без его поддержки – ничего в таких масштабах развиваться бы не могло. Почему-то с именем последнего русского царя связывают только гибель страны. Но ведь тот расцвет, взлет культуры, искусства, экономики, который наблюдался в России на рубеже XIX-XX веков – это время его правления. Его эпоха. В Доме иконы зрителю предоставляется возможность прикоснуться и к ней.

Эпоха государя Николая II

Рубеж XIX-XX веков в России. Русский модерн. Это, пожалуй, несколько больше, чем определение конкретного стиля (при всех элементах общности с общемировым явлением, при всех особенностях, которые перечисляются в любом учебнике по истории искусств). Время культурного, экономического взлета, время надежд.

Для той эпохи характерен поиск корней, интерес к прошлому (от дворянско-усадебного до далеко-былинного). В произведениях музыки, изобразительного искусства, в литературе, начинают звучать ноты, связанные с народным творчеством.

Открытие древнерусской иконы на рубеже веков обозначило тот высочайший духовно-эстетический уровень культурного «прошлого».

Попытки обрести «корни», то, за что можно удержаться, чтобы не унесло, не смело, наверное, были необходимы не только в эстетическом смысле. Хотя, казалось бы, какие могли быть тогда предчувствия? До крушения – далеко, расцвет – почти во всех смыслах…

Экспозиция музея – не просто показ отдельных экспонатов (которые и сами по себе – восхитительны), но и попытка погрузить зрителя в саму эпоху, показать русский модерн в разных его проявлениях – начиная от быта и заканчивая церковным искусством.

Зритель откидывает тяжелую портьеру и вот он в символической гостиной Серебряного века. Обои для этого зала готовились на заказ – по рисункам обоев рубежа веков. В «прихожей» – шкафчик, на створках которого – богатыри. Шкафчики, полочки, зеркала в «неорусском стиле», с текучими «модерновскими» линиями – действительно произведения искусства, которые совсем еще недавно выполняли вполне функциональные задачи…

Предметы мебели, картины на стенах (в том числе Ильи Репина, Михаила Нестерова), разные мелочи, вроде визитницы или подсвечника – все это нам дает картину быта. Быта, в котором не просто пересыпали ночь, чтобы утром бежать куда-то, а – жили. Который, казалось, должен был защитить от всех перипетий внешнего мира. Стоит только задернуть шторы. Кремовые или нет – уже нюансы. На выставке – представлены такие шторы. По предположению – они из петербургского дома Федора Шаляпина и выполнены Федором Шехтелем.

Изящное подвенечное платье начала прошлого века. А рядом – женский потрет, сделанный Михаилом Нестеровым. Яркая иллюстрация: вот такие девушки и надевали подобные платья.

В одном из залов второго этажа – произведения изобразительного искусства. В том числе показывающие попытки художников эпохи русского модерна сказать новое слово в церковном искусстве более современным языком. Насколько они были удачны – другой разговор.

Изучая представленные на выставке эскизы монументальных произведений (например, «Богоматерь с Младенцем» Михаила Нестерова, эскиз к росписи собора святого Владимира в Киеве или эскизы росписей Вильгельма Котарбинского из цикла «Дни творения» для этого же собора), можно увидеть, как эти произведения выглядят в оригинале уже «на объекте»: одна из стен превращена в огромный экран, на котором постоянно меняются изображения.

Религиозная тематика в этом зале соседствует со сказочно-былинной: здесь можно увидеть работу Павла Корина «Преподобный», «Спас на Престоле» Виктора Васнецова и – «Витязь на распутье» того же художника.

На третьем этаже музея – иконы, напоминающие о стиле русский модерн. В том числе – драгоценными окладами, по которым часто пущен растительный орнамент, произведения фирм-поставщиков Императорского и Великокняжеских дворов Павла Овчинникова, «П. Оловянишникова сыновья» и прославленных мастеров золотого и серебряного дела Кузьмы Конова, Дмитрия Смирнова, Сергея Жарова…

О подобных масштабных экспозициях можно сказать «выставка удалась», если посетитель не просто посмотрел и оценил экспонаты, а буквально – погрузился в представляемую эпоху. В Доме иконы так и происходит. Ты ходишь из зала в зал, с этажа на этаж, вглядываешься, возвращаешься к увиденному. А потом, посмотрев в зеркало той эпохи (интересно, кто смотрелся в него сто лет назад?), с удивлением увидишь себя и почувствуешь полную неуместность собственного, вроде бы вполне подходящего для XXI века вида здесь - в изысканном Серебряном веке









Экспозицию, на которую свои личные вещи музею «Дом Иконы» передали более 40 российских коллекционеров, экспонаты предоставили 4 государственных музея, «Собрание русских икон при поддержке фонда Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного», можно будет в течение всего 2013 года по адресу Москва, ул. Спиридоновка, 4, стр. 1.

Фотографии Владимира Ештокина

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Падение династии Романовых » / «The Fall of the Romanov Dynasty» (международное англоязычное название).

Продолжительность 90 минут (версия – 88 минут).

Жанр: документальный фильм, исторический фильм

Краткое содержание
Из документальных материалов, в первую очередь - официальной царской хроники, Эсфирь Шуб смонтировала фильм, выход которого на экраны был приурочен к десятилетию Февральской революции. Начиная с предвоенного 1913-го года, авторы проследили за воистину эпохальными событиями отечественной и мировой истории. Результатом стало отречение от престола Николая II Александровича, падение правящей монархической династии и установление власти Временного правительства.

В хронике также были запечатлены: Алексей Брусилов, Николай Чхеидзе, император Франц Иосиф I, Александр Гучков, монах Илиодор (Сергей Труфанов), Александр Извольский, Жозеф Жоффр, Вильгельм II, Александр Керенский, Георг V, Александр Колчак, Александр Мильеран, Павел Милюков, Раймон Пуанкаре, Фёдор Родичев, Владимир Пуришкевич, Михаил Родзянко, Алексей Суворин, Владимир Сухомлинов, Владимир Ленин.

Рецензия

© Евгений Нефёдов, 09.11.2017

(при копировании текста на первоисточник обязательна)

Война начинается

Несложно понять чиновников «Совкино», не спешивших одобрять заявку на кинопроизведение к десятилетнему юбилею Февральской революции. Причина крылась не только в том, что Эсфирь Шуб не имела режиссёрского опыта, хотя и прошла отличную школу монтажёра, подготовив к выпуску на экраны ряд зарубежных (буржуазных) кинокартин и приняв участие в создании многих отечественных игровых лент. При всех достижениях Дзиги Вертова, получивших признание и в родной стране, и за границей, предлагаемая концепция виделась по меньшей мере сомнительной. Неужели возможно, взяв за основу царскую кинохронику, в которую по понятным причинам не попали стороны социальной действительности, не отвечавшие официальной точке зрения, правдиво и исчерпывающе поведать о заключительном периоде царствования Николая II?! Одно дело – вложить новый смысл в кадры душещипательной дооктябрьской мелодрамы с Иваном Мозжухиным, как это проделал Лев Кулешов. И совсем другое – извлечь иное, отвечающее истинному положению вещей содержание из готового материала, в поисках которого, к тому же, Эсфирь Ильиничне с единомышленниками (особого упоминания удостоился Марк Цейтлин) пришлось приложить массу усилий. Практика показала, что идея была не просто чрезвычайно удачной, но по-своему гениальной.

Впереди - другая эпоха

Открыв в национальной (и, по-видимому, мировой) документалистике целое направление так называемых монтажных фильмов, Шуб, испытавшая влияние и творчества «Киноков», и вертовских теоретический наработок, по праву заняла в истории киноискусства место рядом с прославленным мастером. Без «Падения династии Романовых», наверное, не увидел бы свет и уникальный « » /1965/ Михаила Ромма, исходившего из аналогичной (но уже применительно к становлению и краху Третьего рейха) предпосылки… Как же оказался достигнут нужный эффект? Самым логичным и, пожалуй, простым приёмом стало введение надписей – интертитров, поясняющих, что зафиксировал очередной оператор (включая конкретных личностей ), сообщающих факты, наконец, выражающих отношение авторов. Допустим, за серией бытовых зарисовок, демонстрирующих «тишь да гладь» в провинциальных городах, следует хлёсткий антиклерикальный выпад: «В монастырях текла сытая жизнь «святых отцов». Однако на поверку это служит режиссёру вспомогательным средством. Так, изображение обширных помещичьих угодий с тучными стадами крупного рогатого скота, роскошных, со вкусом меблированных усадеб сменяет панорама убогих, стоящих в опасной близости друг от друга домов одной из деревень малоземельных крестьян. И по мере того, как над страной сгущаются тучи, растёт напряжение. Всё-таки поразительно: запечатлённые на плёнку военные учения, торжественные парады, производство современных образцов вооружений (дирижаблей, самолётов, кораблей и т.д.) и боеприпасов явно были призваны поднять патриотический дух – а звучат тревожно. Орудия разрушения и смерти не спасли ни монархический строй, шагавший в ногу с империализмом, ни членов венценосной семьи… Лишения солдат на фронтах, усугублённые просчётами Ставки (принятие Николаем II звания Верхового главнокомандующего ситуацию, мягко говоря, не исправило), растущее неблагополучие на селе, стремительно ухудшавшееся положение пролетариата не могли не способствовать возникновению революционной ситуации. Эсфирь Шуб, конечно, не обладала возможностями осветить (подобно Элему Климову в «Агонии» /1981/) закулисную сторону событий, непосредственно предшествовавших отречению самодержца. Однако «монтаж исторических кинодокументов» (как сказано в титрах) позволил нарисовать достаточно ёмкую и достоверную картину того, что произошло в феврале 1917-го, а главное, передать двойственность случившегося. «Открытый» финал с появлением на митинге Владимира Ильича Ленина куда как красноречиво свидетельствует: с падением династии Романовых история России не завершилась – вступила в новую (не идиллическую, но по-настоящему славную!) стадию.

__________
– В частности, сотрудничала с Сергеем Эйзенштейном над «Позолоченной гнилью» – прокатной версией «Доктора Мабузе, игрока» /1922/ Фрица Ланга.
– Что, заметим, познавательно: галерея портретов политических, духовных, военных деятелей Российской империи в канун краха красноречива сама по себе.

Прим.: рецензия публикуется впервые