Наряду с распространившимися в постперестроечные годы псевдонаучными теориями, мистическими и мистически-религиозными учениями, процветающими на экранах ТВ и на страницах СМИ «магами», «чародеями», «колдунами», «предсказателями», «целителями»… атака на науку идёт и с другой стороны: распространяются публикации, в которых производятся попытки дезавуировать настоящие научные и научно-технические достижения прошлого. Сегодня появилось несметное количество «ниспровергателей» теории относительности, квантовой механики, не говоря уж о креационистах, особо ретивые из которых «ниспровергают» все научные достижения «скопом». Не обошли подобные «ниспровергатели» и достижения в области освоения космического пространства. Особенно «повезло» экспедиции на Луну по программе «Аполлон», осуществленной США в июле 1969 г. В «жёлтой» прессе появляются публикации, авторы которых представляют полёт космического аппарата «Аполлон-11» с космонавтами, посадку на Луну, выход космонавтов на поверхность Луны и возвращение корабля на Землю в виде грандиозной мистификации, театрализованного шоу, изготовленного в Голливуде и выброшенного на телеэкраны и страницы газет. Сегодня находится немало сторонников такой точки зрения. Некоторых из них, особенно людей молодого поколения, можно понять: для них это - «преданья старины глубокой». А предания, как хорошо известно, далеко не всегда повествуют о действительных событиях, подчас - о вымышленных.

Перо и молоток. Эксперимент на Луне

Ниже предлагаются две заметки из журнала «Наука и жизнь» за 1969 г. Первая повествует о полёте корабля «Аполлон-8» с тремя космонавтами, которые за пол года до старта «Аполлона-11» совершили облёт Луны без посадки на её поверхность. Вторая - описывает собственно полёт «Аполлона-11», посадку на поверхность Луны и возвращение на Землю. Обращает на себя внимание скупость, с которой описаны оба полёта. Чувствуется, что ведущий научно-популярный журнал страны был вынужден всячески затушёвывать это, поистине эпохальное, достижение американской науки и техники. Особенно хорошо это просматривается в первой заметке, которая завершается обзором полётов советских автоматических лунных аппаратов, как бы стараясь уравнять достижения обеих сторон. Вне сомнения, что полёты автоматических аппаратов с посадкой на Луну, забор лунного грунта и возвращение на Землю - огромное достижение по исследованию Луны, но всё же оно существенно меркнет даже по сравнению с подготовительным полётом «Аполлона-8». И если бы у советских идеологов имелась возможность вообще не упоминать о программе «Аполлон», то именно так и было бы сделано. А уж если бы был хоть малейший повод обвинить «идеологического противника» в фальсификации, то такая фальсификация была бы раздута до невероятных размеров! Но, видимо, повода не нашлось, несмотря на то, что в те времена «идеологические противники» отслеживали каждый, даже, самый мелкий шаг противоположной стороны всеми доступными средствами: дипломатическими, разведывательными, техническими… Тщательнейшим образом анализировались все видеоматериалы полученные как официальным путём, так и разными другими способами, материалы радиоперехвата, наблюдения станций слежения за космическим пространством и астрономических обсерваторий. И - никаких зацепок!

Вывод один: полным абсурдом выглядит предположение о том, что используя весь арсенал этих средств, соответствующие службы «великой державы» не смогли отличить действительный полёт на Луну от голливудской киноподделки. Без сомнения, подобная подделка была бы незамедлительно разоблачена и очень эффектно использована тогдашней властью СССР в идеологических целях.

ХРОНИКА КОСМИЧЕСКОЙ ЭРЫ

Одно из ярких космических событий прошедшего года - полёт американского пилотируемого корабля «Аполлон-8». Его запуск был осуществлен ранним утром 21 декабря с мыса Кеннеди и явился важной вехой в реализации программы «Аполлон». Эта программа предусматривает высадку космонавтов на Луну с последующим возвращением их на Землю. Первые поисковые работы по программе «Аполлон» были начаты около 10 лет назад, а с 1961 года программа реализуется форсированными темпами. На работы по этой программе расходуется примерно половина всех средств, выделяемых Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Общие же ассигнования на программу «Аполлон» превысили 20 миллиардов долларов.

В некоторые периоды из 411 тысяч человек, занятых в реализации программ NASA в работах по программе «Аполлон», участвовало около 300 тысяч человек, в том числе примерно 40 тысяч научных работников и инженеров. В США неоднократно поднимался вопрос о целесообразности затраты столь больших сил и средств на программу «Аполлон» (при этом проблема рассматривалась не только в научных, но и в военных, экономических и политических аспектах).

Для некоторой характеристики различных этапов планируемого полета на Луну приводятся примерные расчётные данные общего расхода топлива ракетными двигателями различных ступеней и блоков (в процентах от общего расхода): вывод последней ступени ракеты-носителя с космическим кораблем на промежуточную орбиту спутника Земли - около 96 %; переход на траекторию полёта к Луне - 3 %; переход на окололунную орбиту - 0,5 %; посадка на Луну - 0,25 %; взлет с Луны - 0,06 %, уход с окололунной орбиты в сторону Земли - 0,15 %.

В данном эксперименте был осуществлён вывод основного блока на селеноцентрическую орбиту и манёвр на этой орбите (переход с эллиптической орбиты на почти круговую), а также уход с окололунной орбиты в сторону Земли. Все эти манёвры осуществлялись с помощью основного, так называемого маршевого двигателя корабля «Аполлон-8», который рассчитан на 50 включений и общую продолжительность работы 750 секунд. По расчётам, кстати, подтвержденным полетом «Аполлона-8», потребность в работе маршевого двигателя такова: для коррекции траектории при полёте к Луне - до 60 секунд (три коррекции по 15 - 20 секунд каждая); перевод корабля на селеноцентрическую орбиту - 400 секунд; сход основного блока с селеноцентрической орбиты - 150 секунд; коррекция основного блока на среднем участке траектории полёта к Земле - до 60 (три коррекции по 15 - 20 секунд).

Все три космонавта (в США их называют астронавтами), входившие в экипаж «Аполлона-8», - Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс - это профессиональные военные лётчики. Первым двум из них к моменту полёта исполнилось по 40 лет, третьему - 35. Все трое имеют высшее образование, а Андерс к тому же является магистром наук в области ядерной физики. Зато в отличие от двух своих коллег он ранее не летал на космических аппаратах, в то время как Борман вместе с Ловеллом уже летали на спутнике «Джеминай-VII», а Ловелл ещё, кроме того, летал на спутнике «Джеминай-XII».

Полёт к Луне и успешное возвращение на Землю потребовали от космонавтов большого мужества и мастерства. В частности, два наиболее ответственных маневра - выход на селеноцентрическую орбиту и сход с неё - осуществлялись при ручном управлении и без «подсказок» с Земли - космический корабль во время этих манёвров находился над невидимой стороной Луны, и связь с руководителями полёта была прервана (Луна представляла собой экран, преграждающий путь радиосигналам «Аполлона» на Землю). За время полёта с «Аполлона-8» было проведено 5 телевизионных сеансов, транслировавшихся по наземной сети. Передаваемое с корабля изображение имело такие параметры: 320 строк при 10 кадрах в секунду.

Космический корабль «Аполлон-8» был выведен на траекторию полёта к Луне трёхступенчатой ракетой «Сатурн-V». Весь полёт продолжался немногим более шести суток, причём около 20 часов корабль находился на окололунной орбите.

Запуск «Аполлона-8» происходил в самый канун своеобразного юбилея - десятилетия исследований Луны с помощью космических аппаратов. Начало этим исследованиям было положено советской космической станцией «Луна-1» (январь 1959 г.). Затем последовали многочисленные эксперименты, один интереснее другого: первое «попадание» в Луну, доставка на её поверхность советского вымпела («Луна-2», сентябрь 1959 г.); облёт Луны с последующим приближением к Земле на 10000 км, фотографирование обратной стороны Луны («Луна-3», октябрь 1959 г.); аналогичная программа с более детальным фотографированием Луны («Зонд-3», 1965 г.); телевизионные передачи при подлёте автоматической станции к Луне вплоть до расстояния 1 км («Рейнджер», 1964 г., 1966 г.); первая мягкая посадка автоматической станции на Луну и телевизионная передача из района посадки («Луна-9», 1966 г.); первый вывод автоматической станции на орбиту искусственного спутника Луны («Луна-10», 1966 г.). Важнейшие события в исследовании Луны произошли в 1968 году. Это первые облёты Луны с возвращением на Землю советскими автоматическими станциями «Зонд-5» и «Зонд-6» и, наконец, американским пилотируемым кораблём «Аполлон-8». Этот последний полёт, за которым с интересом и волнением следили миллионы людей во всём мире, несомненно, является важным вкладом в освоение человеком космического пространства.

Экипаж «Аполлона-11» (слева направо): Н. Армстронг, М. Коллинз, Э. Олдрин

ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛУНУ


Двигатель взлётной ступени лунного отсека

16 июля с одного из стартовых комплексов космодрома на мысе Кеннеди с помощью ракеты-носителя «Сатурн-5» стартовал космический корабль «Аполлон-11». Его эпипаж: командир корабля Нейл Армстронг, авиационный инженер и летчик-испытатель; полковник ВВС Эдвин Олдрин, доктор наук по астронавтике; подполковник ВВС Майкл Коллинз. Этому экипажу предстояло решить главную и по сути дела конечную задачу всей десятилетней программы «Аполлон» (см. «Наука и жизнь» № 3 и № 8, 1969 г.) - осуществить высадку человека на поверхность Луны.

Некоторые важные элементы полёта космонавтов на Луну и возвращения с неё иллюстрируются упрощёнными схемами на нижнем рисунке. Первоначально космический корабль вместе с третьей ступенью ракеты-носителя (TCP) был выведен (общий вес около 140 тонн) на сравнительно низкую околоземную орбиту. На втором витке вторично включилась двигательная установка третьей ступени, которая проработала 5,5 минуты и, израсходовав более 70 тонн топлива, вывела эту ступень вместе с кораблем (общий вес около 45 тонн) на траекторию полёта к Луне. Вскоре было произведено так называемое перестроение отсеков корабля - из положения, наиболее удобного при старте ракеты (1), они перестроились в положение, необходимое для выполнения последующих операций. Для этого основной блок космического корабля отошёл от третьей ступени ракеты-носителя (2), развернулся (3) на 180 градусов, вернулся обратно (4) к третьей ступени и пристыковался к лунному отсеку так, что её взлетная ступень оказалась непосредственно соединенной с отсеком экипажа основного блока. (Космический корабль типа «Аполлон» состоит из основного блока и лунного отсека, который иногда называют модулем, капсулой и т. п., основной блок, в свою очередь, состоит из двух разделяемых отсеков - отсека экипажа ОЭ и двигательного отсека ОД; лунный отсек также состоит из двух разделяемых ступеней - посадочной ПС и взлётной ВС). После перестроения был отброшен соединительный переходник, и «Аполлон-11» отделился от третьей ступени ракеты-носителя (4).

Первый шаг на Луну и космонавты возле лунного отсека (снимки сделаны с экрана телевизора)

Переход на окололунную орбиту (5) был осуществлён с помощью маршевого двигателя, который как раз и установлен в ОД. Совершив несколько витков по окололунной орбите, космонавты тщательно проверили все системы корабля. После этого Н. Армстронг и Э. Олдрин через внутренний люк перешли в ВС, и лунный отсек отделился от основного блока (6), где остался один Коллинз. Лунный отсек вышел на эллиптическую орбиту с перигелием около 15 километров, а затем с помощью двигателя посадочной ступени совершил мягкую посадку на поверхность Луны (7), израсходовав почти всё предназначенное для этого топливо (около 8 тонн). Окончательный выбор места посадки был одной из наиболее трудных и опасных операций, так как на предварительно намеченном участке было замечено много весьма крупных камней и кратер размером со стадион. Однако Армстронг, используя ручное управление лунным отсеком, сумел найти ровную площадку, несмотря на крайне ограниченное время, и прилунение прошло безукоризненно.



Посадочная и взлётная ступени лунного отсека

После прилунения космонавты, согласно программе, должны были спать несколько часов. Однако этот пункт программы не был «выполнен»: космонавты не смогли спокойно отдыхать, находясь в нескольких шагах от поверхности Луны, и с согласия Центра управления полётом, после тщательной проверки индивидуальных систем жизнеобеспечения начали выход из корабля. Первым на лунную поверхность ступил Н. Армстронг. Это произошло 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени. Через 20 минут на поверхность Луны вышел Э. Олдрин.

Космонавты путешествовали по Луне 2 часа 40 минут, а всего лунный отсек находился на Луне около суток. Оставив посадочную ступень ПС на Луне, Н. Армстронг и Э. Олдрин стартовали на взлётной ступени ВС (8). Её двигатель, израсходовав несколько тонн топлива, вывел ВС на окололунную орбиту и позволил состыковаться с находившимся там основным блоком корабля (9). После стыковки и возвращения двух лунных путешественников в отсек экипажа был произведён сброс взлетной ступени (10). Затем последовали заключительные этапы полёта - переход с помощью маршевого двигателя на траекторию полета к Земле (11), перелёт к Земле, отделение ОЭ от ОД (12) и завершающий этап - вход в атмосферу Земли, торможение ОЭ, спуск на парашютах (13) и приводнение. Полёт «Аполлона-11» является выдающимся техническим достижением, a тот факт, что человек побывал на Луне, символизирует гигантские успехи современной науки и техники. Об этом образно сказал командир корабля Нейл Армстронг, только что ступив на поверхность Луны: «Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества».















Ровно 40 лет назад 20 июля 1969 года команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом осуществила первый полет на Месяц.


И все же интересно почему за 40 лет больше не было полетов?
Почему США и СССР одновременно прекратили полеты на Луну?

Еще более непонятным был дальнейший отказ от этого способа исследований вовсе. Что скрывается за таким решением? Может быть, чья-то конкретная угроза? Этого мы не знаем. Однако в скором времени и американцы прекратили полеты на Луну, хотя вроде бы недалеки были от постройки лунного городка и лунного космодрома… Непонятные вещи творятся и с аппаратами, запускаемыми на Марс. Точность старта и возможность корректировки направления полета теперь, казалось бы, вещи сами собою разумеющиеся. Однако одна за другой станции проходят в немыслимой дали от пункта назначения, в другом случае - перед самым ответственным моментом (выходом к планете) - вдруг навсегда пропадает связь… Американцы тоже прочувствовали это в экспедициях на Марс и Венеру.

Кое-что стало понятным после откровений бывших работников НАСА - известного космического конструктора Мориса Шатлена, а также академика Берже и профессора Валле… Первый издал книгу «Наши предки, прибывшие из космоса», а профессор и академик -«Книгу таинственностей»… В свое время имелись теории (значительная часть которых была высосана из пальца) о том, что лунные кратеры - это бывшие города и прочие искусственные сооружения. На них мы останавливаться не станем, а вот авторитетное заявление известного астронома Сагана, сделанное им в начале 60-х годов, стоит упомянуть. Ученый считал, что обнаруженные под поверхностью Луны полости, одна из которых составляет 100 кубических километров (!), вполне пригодны для существования и развития биологических видов.

В 1963 году американские астрономы обнаружили на Луне гигантские светящиеся и движущиеся объекты, размеры которых впечатляют: длина 5 километров, ширина - 300 метров. Таких объектов Флэгстафская обсерватория зафиксировала 31! И множество объектов поменьше. Впрочем, еще в 1968 году (до полета «Аполлона-II» само НАСА опубликовало справочник лунных аномалий, где упомянуты возникающие и исчезающие, точно сами собой, гигантские купола, кратеры, стены, траншеи, движущиеся геометрические фигуры различных «расцветок» и так далее. Всего названо 579 необъяснимых наблюдений, анализ четырехвековой работы с Луной ученых и любителей. О геометрических фигурах упоминал еще британский астроном Бирт в 1871 году в собственном каталоге загадок Луны.

Таким образом, после памятного «маленького шага» Нейла Армстронга Луна стала не ближе к нам, а гораздо дальше.

Политика правительств в отношении хранения в секрете правды об НЛО от широкой общественности великолепно описана и задокументирована в нескольких книгах известных астрономов, таких, например, как Аллен Хайнек (Allen Hynek) (консультант ВВС США по проблеме НЛО), майор Дональд Кейхой (Donald Keyhoe), Тимоти Гуд (Timothy Good) (его книга “Совершенно секретно”и многих других профессиональных исследователей. Один из неоспоримых экспертов, которому мы можем доверять - Кристофер Крафт (Christopher Kraft), в прошлом директор NASA. Он передал нам следующую запись (после того как оставил свой пост в NASA), сделанную в Хьюстоне во время лунной миссии Аполлона-11:

АСТРОНАВТЫ НЭЙЛ АРМСТРОНГ (NEIL ARMSTRONG) и БАЗ ОЛДРИН (BUZZ ALDRIN) говорят с Луны: «Это гигантские штуковины. Нет, нет, нет… Это не оптическая иллюзия. В этом не может быть сомнения!»

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ (ЦЕНТР В ХЬЮСТОНЕ): “Что… что… что? Какого черта там у вас происходит? Что случилось?”

АСТРОНАВТЫ: «Они - здесь под поверхностью.”

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: „Что - там? Связь прерывалась… центр управления вызывает Аполлон 11.“

АСТРОНАВТЫ: „Мы видели нескольких гостей (visitors). Они были там некоторое время, проверяли оборудование.“

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Повторите ваше последнее сообщение.”

АСТРОНАВТЫ: „Я говорю, что здесь другие космические корабли. Они стоят ровной линией по другую сторону кратера.“

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Повторите… повторите!”

АСТРОНАВТЫ: „Позвольте нам зондировать эту сферу… 625 к 5… автоматическое реле соединил… Мои руки дрожат так сильно, что я не могу ничего делать. Снять это? Боже мой, если эти проклятые камеры заснимут что-нибудь… что тогда?“

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Можете ли вы заснять что-нибудь?”

АСТРОНАВТЫ: „У меня больше нет пленки под рукой. Три выстрела с “тарелки”, или как там эта штука называется, испортили пленку.“

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: „Восстановите контроль! Они перед вами? Слышны какие-либо шумы с НЛО?”

АСТРОНАВТЫ: “Они приземлились здесь! Они здесь и они наблюдают за нами!”

УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ: “Зеркала, зеркала… можете ли вы отрегулировать их?»

АСТРОНАВТЫ: «Да, они находятся в нужном месте. Но те кто построили эти корабли могут прибыть завтра и убрать их. Раз и навсегда.”

Вполне логично, что если правительственные агентства обнаружили секретные базы НЛО, то они должны хранить это в тайне от общественности, а также разработать “историю прикрытия”, дабы скрыть правду о Луне. Однако, проблема состояла в том, что свидетели “говорили” с нашим Отделом относительно инопланетных дел.

Среди экспертов, сообщивших нам о жизни на Луне и открытиях астронавтов, были Фарида Искиовет (Farida Iskiovet), бывший консультант по вопросам НЛО при президенте ООН, таинственный господин Английский (mr. English), который делал совершенно секретную фотографию для NASA и лунных астронавтов, бывший командующий военно-морской разведки (Naval Intelligence) Марк Хабер (Mark Huber), знавший большое количество совершенно секретных данных, сержант Виллард Ваннал (Willard Wannal), служивший в военной разведке (Army Intelligence), майор Вэйн Ахо (Wayne S. Aho), служа в военной разведке предоставил на рассмотрение Конгрессу материалы исследований по НЛО, доктор Джеймс Харра (dr. James Hurrah) из космической программы NASA, и другие кто имеют секретные допуски. Я лично разговаривал со всеми вышеупомянутыми исследователями.

Усиленные интерес к жизни на Луне захватил общественное мнение после сообщений по радио об опытах Маркони Тесла (Marconi Tesla), пытавшегося передавать на Луну радиосигналы и получить на них ответ, это действительно имело место. После этого американские, британские и французские астрономы сообщили о вспышках света, мерцающих и даже движущихся огнях на поверхности Луны. В течение 20-30 годов можно обнаружить многочисленные сообщения о подобного рода явлениях в самых разных газетах и журналах, которые до сих пор можно найти в библиотеках. Этот интерес достиг своего апогея, когда видный эксперт в воздушных явлениях Палитзер Приз (Pulitzer Prize), победивший астронома Джона О’Нилла (John O’Neill), публично заявил об обнаружении на Луне “моста” искусственного происхождения. Были и другие свидетели, которые наблюдали “мост” длиной в 12 миль, которого ранее не было на этом месте и который позднее исчез по неизвестным причинам (было это слишком заметно?). Этот инцидент произошел в раннем 1950-ом.

Многие астронавты Джемени и Аполлонов рассказывали, что видели НЛО во время своих полетов. Так, астронавт Гордон Купер (Gordon Cooper) публично признал, что наблюдал управляемое судно внеземного происхождения (мы видели его фотографии НЛО). Джеймс МакДивитт (James McDivitt) тоже сделал фотографии НЛО во время полота вокруг Земли, мы видели их. то время как орбитальная Земля и мы видели их также. Советская космическая программа в 1960-х годах, предназначенная для установления нового рекорда времени пребывания на орбите, была странным образом прервана после того как корабль занял свою позицию. Частные исследователи с мощным радиооборудованием утверждали, что советские космонавты сопровождались на орбиту НЛО, которые окружили их и начали швырять их назад и вперед, как будто советское судно было мячом. Космонавтам, впашим в панику, было приказано немедленно возвращаться обратно на Землю.

В течение 50-х годов большое количество НЛО, замеченных на Земле, возвращались на Луну. Их траектории были отслежены секретными правительственными комплексами наблюдений, расположенными в пустынях Аризона и Невада, а также в подземных базах, расположенных внутри гор. У НАС ИМЕЕТСЯ ФОТОГРАФИЯ СУДНА В ФОРМЕ ТАРЕЛКИ, ЛЕТЯЩЕГО НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ЛУНЫ, выполненная гражданским астрономом. Сержант Виллард Ваннаил, расследовавший приземление НЛО в Оаху (Oahu) во время службы в военной разведке, показывал нам 8 или 10 четких глянцевых фотографий серебристого космического корабля, парящего над лунной поверхностью. Его размеры оценивались в несколько миль и говорили за то, что это КОРАБЛЬ-МАТКА (БАЗОВЫЙ КОРАБЛЬ), предназначенный для транспортировки многих тысяч людей между солнечными системами или галактиками в течение длительных периодов времени в условиях полного самообечпечения (автономном режиме)!

В период с 1950 по 60-е г.г. гражданскими астрономами были замечены новые перемещения на Луне, световые аномалии, постоянные источники света, располагающиеся обычно внутри кратеров, наряду с таинственными крестообразными вспышками.

Советские и американские космические корабли (расположенные на орбите Луны) начали фотографировать таинственные структуры на Луне, обнаруженные NASA. Нашлись ученые, такие например как Фред Стеклинг (Fred Steckling), потребовавшие объяснений от так называемого “гражданского агенства”. Просто удивительно как NASA могло выпустить эти фотографии БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ! Многие структуры могли быть заметны только при большем увеличении.

Американский космический корабль RANGER II прислал 200 фотографий кратеров Луны с куполами внутри. Эти куполы не были новинкой. Они были сообщены в средствах массовой информации французскими астрономами приблизительно 48 лет назад. 33 фотографии купола на Луне, присланные Lunar Orbitter 2 были выпущены без комментариев в Вашингтоне D.C. в 1967. 1 июля 1966 года NASA в средствах массовой информации официально признало, что астронавты видели НЛО, однако, позднее опровергло эту информацию (для тех кто собирает официальные отчеты по НЛО не составит труда найти большое количество противоречивых утверждений, доказывающих сокрытие правды). Все это не остановило астронавта Гордона Купера от публичного заявления: “Я верю в инопланетян, потому что собственными глазами видел их космический корабль” (во время полета Джемени 16). В нашей картотеке “Blair cuspids” есть фотографии, полученные с лунных спутников, на которых видны странные шпили, образующие правильные геометрические фигуры. Высокий белый шпиль, похожий на памятник Вашингтона, был сфотографирован на поверхности Луны наряду с таинственными прямыми путями или следами, которые проходят не сворачивая через кратеры, холмы, долины и груды камней. Некоторые из куполов имели вспыхивающие огни.

Несколько фотографий NASA, которые нам удалось видеть, показывали длинный сигарообразный объект, лежащий на поверхности Луны, который позднее отсутствовал на других фотографиях. Мы видели фотографию пирамиды на темной стороне (обратной стороне). ТЕМНАЯ СТОРОНА всегда скрыта от наших глаз и телескопов и, очевидно, представляет из себя идеальное место для строительства инопланетянами секретного космопорта. Нехватка атмосферы не представляет проблему, когда мы вспоминаем о куполах с искусственной окружающей средой. Даже NASA признает, что ученые имеют технологию (но не миллиарды долларов) для строительства подземных баз с искусственным кондиционированием, подобно тем, которые строят для себя военные.

Астронавт Эдвард Митчелл (Edgar Mitchell) конфиденциально сообщил Фариде Искиовет, представителю нашего Департамента, что видел НЛО на Луне.

В 1978 года таинственный коренастый человек в внешностью типичного агента, появился в Мауи (Maui), назвавшись Mr. English. Его полное имя я назвать не могу. Он имел допуск ВЫСШЕГО УРОВНЯ СЕКРЕТНОСТИ безопасности NASA. Он сообщил мне, что был штатным фотографом в программе Аполлон, фотографировал обломки потерпевшего катастрофу диска в ангаре на секретной базе ВВС в Техасе, видел НЛО во время полета астронавтов. Он передал нам большое количество данных по НЛО и признал, что астронавты дейс

Давно хотелось написать об этом самом «бессмертном подвиге», о полёте на Луну то есть. Данный полёт давно уже стал символом Америки и плотно вошёл в человеческую историю. Однако вопросы остаются, более того - чем больше времени проходит после окончания последнего полёта, тем больше вопросов возникает. Человечество много чего достигло в том самом 20-м веке, 20-ый век — вообще век достижений. И более того, как вишенка на торте — полёт на Луну.

Вот с этой «вишенкой» как раз не всё ясно и не всё однозначно. Итак, вернёмся на полвека назад: СССР запустил первый спутник Земли (1957) и первого человека в космос (1961). Для США это было жуткой оплеухой. Американцы однозначно претендовали на мировое лидерство, и тут такое… И что-то с этим надо было делать, и как-то надо было спасать своё реноме. Именно так была поставлена задача президентом Джоном Кеннеди. Опередить русских.

Самое смешное, что те, кто выбирал цели для этого шоу, явно очень плохо разбирался в космической технике. Иначе они бы не стали заикаться про Луну. На момент принятия программы Аполлон высшим достижением пилотируемой космонавтики был полёт в термосфере вокруг Земли. То есть человечка забрасывали на орбиту, он по ней крутился в «космическом аппарате» и… приземлялся обратно на Землю. Всё, конец шоу.

Кстати, забегая вперёд, можно сказать, что по сей день все космонавты, астронавты и чайконавты занимаются примерно тем же самым: «Катанием на орбитальной карусели». А вы думали? Наличие неких «орбитальных станций» тут мало что меняет. Ну, человечек на орбите находится дольше: полгода, год… Это интересно с точки зрения медицины, но не с точки зрения пилотируемой космонавтики.

Много фильмов снято про межзвёздные странствия, много книг написано про чужедальние миры в иных галактиках… И это стало частью нашей с вами культуры и нашего с вами сознания. Мы так долго верили в полёты «человеков» на Марс и к Альфа-Центавре, что забыли о том, что со времён Гагарина пилотируемая космонавтика ушла вперёд не очень далеко. Скорее, топчется на той же околоземной орбите. Всё тот же «весёлый аттракцион». Нет конечно: стыковка/расстыковка на орбите, разные там эволюции, сборка орбитальных станций… Но всё строго на орбите планеты Земля.

И тут вдруг семь полётов на Луну, из них шесть успешных… Фантастика. Что самое смешное, СССР, при всей его индустриальной и научной мощи, не смог запустить ни одного человека даже вокруг Луны… Позор джунглям! Просто позор и ганьба! А вот американцы «прокатили» вокруг Луны 27 астронавтов (12 из них высадились на Луну)! Если считать от Apollo-10 до Apollo-17, плюс Apollo-8. Девять кораблей с экипажем по три человека. Вот оно, превосходство американских технологий…

Именно поэтому американская нация — исключительная. Ни один «низкорожденный» иностранец не смог подняться выше низкой орбиты. А двадцать семь американцев облетели вокруг Луны… Поневоле начинаешь завидовать. Вот у нас в основном говорят об Apollo-11, но, простите, этих Аполлонов было просто до чёртиков! Вот меня, как человека с техническим образованием, восхищает именно это. Надёжность и повторяемость разработанной технологии.

Аполлоны ходили к Луне как рейсовый автобус. Даже скучно становится. И в этом, безусловно, отражается преимущество американских технологий и американского образа жизни. Никто больше этого не смог и даже не приблизился, и даже полвека спустя все остальные могут только мечтать и строить планы. Вот какая была в США технология/демократия в благословенные 60-е. С течением времени американцы сами стали понимать, что «концы с концами не сходятся», и больше упоминается именно первый полёт на Луну. Именно Армстронг. Ну и «до кучи» вспомнили и сняли «муви» про неудачный 13-й. Тринадцатый, какое совпадение! То есть задним числом «необыкновенный успех американских технологий» стремятся несколько приуменьшить. Якобы не всё было так здорово… Были проблемы.

Любому технически грамотному человеку понятно, что вот такой смелый полёт на Луну на новой, неопробованной технике — это очень рисково. И слово «рисково» тут не совсем подходит, скорее авантюра. Сам по себе пилотируемый полёт вокруг Луны — это уже гигантское достижение, которое никто до сих пор не повторил и не дерзает повторить. Прошло почти пятьдесят лет. Без малого полвека. И тем не менее: те самые 27 американцев остались уникальными героями, облетевшими вокруг спутника Земли.

Только они, больше никто . А ведь полёт вокруг Луны, без высадки на неё, по идее на порядок проще путешествия на Луну. Расстыковка на лунной орбите, посадка лунного модуля, после чего старт этого модуля, стыковка… и благополучное возвращение. Как-то слишком красиво. Так не бывает. На уровне технологий 60-х годов (по сути послевоенных). Да и сегодня это достаточно рискованное предприятие.

Вот почему-то все сразу говорят о полёте на Луну. Вот так сразу на Луну (вспомнился почему-то «Полёт над гнездом кукушки» и ключевая фраза одного из больных). О строительстве обитаемых лунных модулей судачат, картинки рисуют… Почему никто не предлагает запустить одного русского/китайца/японца вокруг Луны? Это ведь гораздо проще, и это будет уже достижением.

Но нет. Только Луна. А как уже было сказано, по сей день все герои-астронавты болтаются на низкой орбите термосферы. Героические термонавты… И только американцы смогли разорвать этот порочный круг. И то в конце 60-х - начале 70-х. И мало кто из тех «героев» дожил до дня сегодняшнего. Не хочу сказать плохого о тех, кто летает в космос, но, по сути, они как болтались, так и болтаются над нашими головами в верхних слоях атмосферы планеты Земля и иногда рассуждают о дальних галактических странствиях.

Почему сегодня резко падает интерес к «пилотируемой космонавтике»? А было уже всё. Всё уже было… Неоднократно. И что такое космонавт сегодня? Вот полвека назад — это да! Как раз тогда, когда американцы активно покидали поле тяготения Земли и устремлялись к кратерам Луны… славное было времечко, героическое.

Почему-то никто по их стопам не пошёл, что странно. Они, простите, что, эту Луну приватизировали? По праву первопроходцев? Apollo-8, декабрь 68 года, первый полёт вокруг Луны. Прошло почти полвека, но никто больше: ни Россия, ни Европа, ни Китай не мечтает послать космонавта в орбитальный полёт вокруг Луны. Почему я постоянно говорю о таком малозначимом событии? Да потому, что полёт человека вокруг Луны — это уже настоящий подвиг и величайшее инженерное достижение.

За это уже можно давать медали, ордена и навечно вносить в списки. Полёт разных там беспилотных объектов — это совсем не то. Они (эти наглые «беспилотники») уже выбрались за пределы Солнечной системы. А американцы только до Луны добрались. Зато каким составом! «Крутануть» живых чайко/космо/астронавтов вокруг Луны и вернуть их на Землю живыми — это серьёзнейшая инженерная задача. Сама по себе, без всяких высадок.

Тем более она была интересной в 60-е годы, когда были серьёзные опасения, что наши советские космонавты, совершив орбитальный полёт, могут приземлиться не на территории СССР и даже не на территории соц. содружества (по ошибке, а не из злого умысла!). И люди чесали репу, обмозговывая, что делать в таком случае. А американцы уже тогда могли доставить человека на поверхность Луны и забрать его оттуда… Сравните уровень технологий.

Причём даже спустя полвека этот уровень технологий не перекрыт никем. Кстати, в этом и засада: после первого рывка Колумба в Новый Свет (если он, конечно, был первым) десятки кораблей очень быстро повторили его маршрут. А риску было не меньше: опыта океанских плаваний у европейцев не было, навигация в зачаточном состоянии, корабли убогие (флагман Колумба — 200 тонн водоизмещения). И тем не менее, очень скоро на атлантических маршрутах стало жарковато.

То же самое касается ещё более сложных и дальних плаваний в Индию (флагман Васко да Гамы ещё меньше колумбового). На каком уровне технологий и как всё закипело! Буквально забурлило. Корабли один за другим потянулись к берегам Ост-Индии и Вест-Индии. Буквально стаями. Откуда что взялось… Сидели на берегу плоской Земли, сидели… и вдруг. Причём сказать, что технологическое развитие в Европе XVI-го века шло семимильными шагами, никак нельзя.

Подвиг Магеллана никем очень долго не был повторён? Так как бы и не надо… Можно было плавать и не вокруг света до любой точки планеты.

А подвиг американских астронавтов остался неповторённым. А ведь современные технологии и технологии 60-х годов — это две большие разницы. Компьютерная техника и электроника ушли вперёд просто неимоверно. Вот если даже сравнить мощность компьютера, на котором набирается эта статья, и вычислительные мощности хьюстонского космического центра, тогда в 68 году…

Реактивная техника тоже не стоит на месте. Как и материаловедение. Ну и в области станкостроения произошла настоящая революция. Тогда станки с ЧПУ делали свои первые, неуверенные шаги. А сегодня… громадные машины, обеспечивающие на многометровых деталях точность в несколько микронов. Человечество ушло далеко вперёд. Возможности по изготовлению космических кораблей сейчас несравнимы с тем, что было тогда. И возможности по проектированию этих самых кораблей сегодня совсем другие (благодаря тем же компьютерам и автоматизированным системам проектирования).

То есть сегодня «сваять» систему, аналогичную легендарным APOLLO, на порядок проще и дешевле. Да и возможности расчета траекторий полётов сегодня совсем другие. Ну сколько вы не злобствуйте, что «нонеча не так, как давеча», по факту возможности для полётов к Луне сегодня на порядок больше. Однако их никто не спешит использовать, все больше в музей APOLLO ломятся. Посмотреть, пофоткать, восхититься «беспримерным подвигом» астронавтов 60-х…

Вот когда телевизоры были такими, а ни айфонов, ни смартфонов не было даже у семейки Рокфеллеров, люди летали на Луну. Сегодня сложно в это поверить, но это именно так!

Вот тут сразу начинают объяснять, что американцы, шесть раз слетав на Луну, сняли в этом вопросе все сливки. И тут сразу встречный вопрос: «А зачем шесть раз?» К чему это? Что это доказывает? Ведь вопрос был именно в том, кто первый ступит на пыльную поверхность Луны. Вроде первым был Армстронг. Вопрос был закрыт Apollo-11. Все сливки сняли уже тогда. Каждый полёт стоит денег, больших денег. Но эти черти продолжали сновать на Луну как в лавку в пятницу вечером.

А ведь каждый полёт — это не только большие деньги, но и большой риск. В космосе всякое может случиться, и «техничку» на Луну не пришлёшь… Ну один раз, ну максимум два. И всё — пить, обмывать победу… Но нет, они летали и летали… как за казённый счёт в Сочи летом… Что там, на Луне, мёдом намазано? Мне кажется, именно из-за настойчивости американцев на Луну заглянуть стоит. Что-то они там нарыли… Золото Колчака?

Видите, в чём фокус: вся эта история «беспримерного подвига американского народа» полна нестыковок и ляпов — до программы APOLLO американцы явно уступали нам в пилотируемой космонавтике. Потом яркий прорыв! Потом… ничего. Только шаттл, который «поломался». А ведь так не бывает. И куда «испарился» тот самый ракетоноситель Saturn-5? Движок от Сатурна? Автор не является специалистом по ракетно-комической технике, но «чудо на Луне» не может не вызывать вопросы.

Шесть раз провернуть «кордебалет» с выходом на земную орбиту, полётом к Луне, пересборкой, расстыковкой, безаварийной посадкой на неисследованную планету, стартом с лунной поверхности, стыковкой на лунной орбите, стартом с лунной орбиты к Земле, приводнением в океан рядом с авианосцем (со второй космической скорости!)… Да на американских инженеров молиться надо! Вы-таки знаете: сама по себе посадка на Землю со второй космической — это уже очень непростая задача для пилотируемой космонавтики. Недетская задача, даже сегодня.

Нет, как компьютерная симуляция это не так интересно, но вот воплотить всё это в металле… Ещё раз: тот, кто ставил задачу (полететь на Луну!), был явным дилетантом. Потому что и сегодня не ясно, достижимо ли это вообще (то есть слетать туда и вернуться обратно , живым вернуться). Почему это взывало такой бурный «энтузиазизм» у космических конструкторов? А дело в том, что их «увлечение» — весьма дорогостоящее. А под «Лунную программу» можно было получить миллиарды. И развивать космонавтику изо всех сил.

При этом обмана как такового тут не было: Луна теоретически достижима для человека с помощью ракетной техники. Нужно только носитель помощнее забодяжить… чем и занимались русские/американцы. И кстати, у русских и у американцев возникли серьезные проблемы с носителем.

«В начале мая 1966 года были проведены первые испытания по запуску «Сатурна» в открытый космос, которые не увенчались успехом - в момент запуска вторая ступень ракеты вышла из строя и была полностью разрушена. После этого было принято решение данную ракету отправить на необходимую доработку и ориентировочно в начале 1967 года провести повторные испытания по её запуску. Но в итоге ракета пробыла на ремонтных работах значительно дольше, чем было изначально запланировано, и только 9 ноября 1967 года смогла осуществить повторную попытку беспилотного полёта, которая на этот раз оказалась весьма успешной.

Следующий полет, состоявшийся 4 апреля 1968 года, должен был подтвердить отлаженную работоспособность ракеты и быть заключительным в череде запланированных испытаний, но потерпел провал из-за отказа двигателей второй ступени, а третью ступень в момент пуска вообще разорвало на части. В общем, проблем было множество, и для их решения были запланированы долгие ремонтные работы. Спустя всего 8 месяцев после грандиозного провала 4 апреля 1968 года, «Сатурн-5» стартовала уже с людьми на борту, направляясь прямо к Луне . В результате чего уже 20 июля 1969 года американские астронавты впервые за всю историю человечества высадились на поверхность Луны»

Почему такая длинная цитата — о наших «страданиях» при создании носителя все наслышаны (дискуссий в инете море, иногда на повышенных тонах!), а вот что касается американцев… все почему-то думают, что у них всё было «пучком». Читаешь, значит, как у нас всё плохо и рвётся на старте (обсуждают ракетчики — на протяжении десятков страниц форума), и горе, и позор, и ганьба… и тут внезапно (когда мы, обхватив голову руками, сидим у обломков сгоревшего носителя!) новость — американцы уже гуляют по Луне… И мы поняли, что мы ВСЁ проиграли. Напиться и застрелиться…

Основные причины «зрады» приводятся следующие: раздоры между Королёвым, Челомеем и Янгелем (Берии на них уже не было!); а также «недостаточное финансирование»: якобы США ассигновали на «лунный проект» 25 миллиардов «зелёных», а СССР только 2,5 миллиарда «деревянных» — отсюда и результат, вернее его отсутствие. Якобы в США было НАСА, а у нас НАСА не было — отсюда разброд и шатания и грызня между конкурирующими фирмами.

Говорите что угодно, но СССР был гораздо более централизованной системой, чем США. И даже в космосе. Насчёт денег — они не всегда всё решают. Деньги — это только один из ресурсов. Не менее важны люди . И совсем уж критично время . Чтобы освоить деньги (не распилить!), нужно время и квалифицированные специалисты. Завалив проект деньгами, мы проблемы не решим. Как это ни странно звучит. Потом (по ходу дела) выяснится, что «тут ребят надо подготовить», то есть ребята толковые, но их надо готовить , потом выяснится, что на сами НИОКР нужны не только деньги, но и время .

Внезапно. То есть сначала «гениальный/генеральный конструктор» выбьет деньги, людей и оборудование, а потом… потом мы выясним, что не всё так просто. Процесс пошёл, но до результата ещё далеко. И Америка тут от России мало чем отличается. Итак, в 66-68 годах рвутся Сатурны в Америке, а в 1969 начинают рваться Н-1 в СССР. Лепота…

Вот вы знаете, коллеги, смотрю я на всё это безобразие (ретроспективно) и делаю один несмешной вывод: не по плечу был землянам полёт на Луну в конце 60-х… Не по плечу. Нет, пробовать и экспериментировать, безусловно, можно, этого никто не запрещает. Но вот до реального полёта до Луны и обратно… как до той же Луны пешком. С полётами космонавтов на низкой околоземной орбите сравнивать просто бессмысленно. Разные вещи, несравнимые ни разу.

Космическая программа упёрлась в технический/экономический/временной потолок. Но как же американцы с их 25 «лярдами» (в ценах конца 60-х!)? У них-то потолок был выше? Ну есть у вас нерабочий ракетоноситель и куча бабла рядом с ним. Легче стало? Вот присутствует такая «кольцевая» логика. Почему американцы смогли решить технические проблемы с ракетоносителем? Потому что они были более продвинуты в технологиях. А почему они более продвинуты в технологиях? Ну как же, они же совершили высадку на Луне! Это даже дети знают!

Почему-то все исходят из того, что США могли доставить человека на Луну (две штуки сразу!), а СССР — нет (даже одного)! Исходят из того, что Нил Армстронг 20 июля 1969 года… и это всеми признано… Ну круто же! Лунная дорожка блистает серебром… Людям нравится верить в чудеса, им нравятся волшебные сказки про принцесс и драконов. Знаете, как сказал один старый одесский еврей: «Врачу бывает сложно поверить в непорочное зачатие».

Ещё в начале 60-х США отставали от СССР в космических технологиях. Обитаемые капсулы СССР имели толстые прочные стенки, и с созданием внутренней атмосферы проблем не было. У Gemini проблемы были как раз с прочными стенками и с атмосферой. Кстати да, американцы горели в кислородной атмосфере в начале 60-х, но и у нас был такой прецедент. Как много было общего в наших космических программах… А потом, внезапно , американцы совершили гигантский скачок вперёд. Буквально через восемь лет после полёта Гагарина.

С чего бы это вдруг? Какие к тому были предпосылки? Кстати, Н-1 мы-таки допиливали уже в начале 70-х и так и не допилили… А вот у американцев денег было много… И что вам это даст, когда носитель взрывается, а сроки горят? Нет, если речь идёт о планомерной долгосрочной работе на перспективу (к середине 70-х, может к концу, полететь), то да — деньги становятся решающим фактором. А вот когда лететь надо уже завтра, но ни у русских, ни у их американских «конкурентов» нет рабочего тяжёлого ракетоносителя для выхода на орбиту…

Что вам даст «квадриллиард денех» в такой ситуации? Купить забористой дури на всю команду? Отказ СССР от «Лунной гонки» — одно из самых разумных решений «партии и правительства». Нет, впряглись, прикинули, как всё сложно и дорого… и отказались. «Квадриллиард» нам был нужен для других целей. Одна из причин отказа — высокие риски для экипажа. Правильнее сказать — запредельные. Потеря автоматической станции — это всего лишь потеря автоматической станции. Рисковать людьми — совсем другое.

А вот американцы не побоялись и рискнули… и выиграли. Вот, знаете, именно это и наводит на серьезные размышления — этот выигрыш в «русскую рулетку». Как удачно всё у них сложилось, сколько они ни крутили барабан револьвера… А в барабане были патроны? Больно уж весело скачут американцы по поверхности чужой враждебной планеты. Они ещё багги туда притащили и гоняли на багги. Какая эта Луна близкая и домашняя… как пляж в Калифорнии.

Тут дело не в трусости/храбрости, просто окружающая обстановка накладывает серьезные ограничения. В реале астронавты на Луне — это смертники. Очень велик шанс не вернуться — техника абсолютно новая и необкатанная. Любой сбой, ошибка и… всё, привет. Гимнасты под куполом цирка без страховки. Но как они уверены в себе! И как уверено в себе руководство программы полётов… Раз за разом посылая людей на «минное поле».

Как выяснилось много позже, с полётом Гагарина было всё не так гладко, как и с выходом Леонова в открытый космос…

«Во время полёта Гагарина было зафиксировано 11 нештатных ситуаций»

«Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на два с половиной месяца раньше американцев. Это знают все. Но очень мало кому известно, что в полете корабля "Восход-2", на борту которого находились Павел Беляев (командир) и Алексей Леонов (второй пилот), было несколько серьёзных нештатных ситуаций. И три или четыре из них - смертельные».

«28 ноября 1966 года запуск "первого" автоматического "Союза-1" (который позже в сообщении ТАСС был переименован в "Космос-133") закончился аварийным сходом с орбиты. 14 декабря 1966 года пуск "Союза-2" также окончился аварийно, да ещё и с разрушением стартового стола (открытой информации об этом "Союзе-2" не было)».

И это всё творилось при полётах на орбиту планеты Земля. Техника новая, риск смертельный. Так что насчёт того, что: «Гагарин в космос летал, Бога не видал…», не соглашусь. В штормовом море не бывает атеистов. А тут люди гуляют совсем рядом со смертью. Так что наверняка и Гагарин Бога на орбите вспоминал неоднократно, и Леонов, когда торчал в шлюзовой камере.

А вот у американцев уже в конце 60-х с техникой (гораздо более сложной) всё было хорошо. Проблемы? Никаких проблем!

А ведь и наша, и их космическая техника была во многом аналогична и примерно одного уровня. Откуда такой разрыв в результатах? Результаты более мощного финансирования сказались бы... лет через десять-пятнадцать. Если же техническое решение не разработано, то купить его невозможно, сколько ты на это денег ни ассигнуй.

Самое смешное, что далее, вместо развития Сатурнов, американцы создали Шаттлы. Которые стали активно взрываться, и от которых пришлось отказаться. Как раз на правду очень похоже. И сейчас они летают на российских носителях (наследники славы армстронговой…).

О «лунной афере» написано очень много: первые публикации появились уже в начале 70-х и именно в США. Всё просто: технически грамотные люди стали сомневаться. Сомневаться в самой возможности полёта на Луну на уровне тех технологий. Автор эти сомнения разделяет: лететь на Луну, базируясь на технологиях, не гарантирующих безопасность полётов на орбиту Земли, невозможно абсолютно. От слова совсем.

Анализ фото с Луны… это что-то с чем-то, но оставим это специалистам по фотографической технике. Но вот недавно выяснилось, что плёнка, на которой зафиксирована первая высадка на Луну, куда-то запропастилась… Да много что из архивов исчезло по недосмотру. Но не только.

«Так вот, на протяжении полутора суток полёта между Землёй и Луной, когда делать экипажу было в общем-то нечего, кинороликов и фотографий Земли и Луны… практически нет. Есть, конечно, забавные эпизоды американского оригинального жанра «игровой документалистики» внутри тесного помещения «Аполлона» длительностью не более 40 секунд, которые запросто могут быть сняты на борту падающего по параболе самолёта, но не более того. А где же уникальные кадры удаляющейся и вращающейся Земли или приближающейся и вращающейся Луны, которые нигде и никогда больше невозможно было бы снять с рук, кроме как в таких полётах? Таких записей нет.»

Из комичного: недавно выяснилось, что у американцев нет надёжной модели «космического сортира». То, что было на МКС, — поломалось…

А первые реальные американские «космосортиры» были воздвигнуты на Шаттлах, но были они неудачные. Дьявол, как говорится, в мелочах. Но как же они летали к Луне, без сортира? Хороший вопрос…

Забавно: с момента первого полёта прошло почти полвека, а споры продолжаются. Были или не были? Автор, не являясь специалистом по ядерной физике, проблему поясов Ван-Аллена оставляет в стороне.

Нет, безусловно, по этой «героической теме» теме существуют масса великолепных исследований, конкурировать тут очень сложно. Но если просто спокойно на досуге проанализировать общеизвестные факты, не углубляясь в исследования… то и тогда поверить в «икспедицию» будет крайне сложно. То есть поверить в Армстронга, «танцующего» на Луне, ещё как-то можно (все мы в детстве читали сказки), но поверить в полёт «туда и обратно» шесть раз на технике 60-х годов, невероятно проблематично. Вот если бы он был хоббитом…

Хотя Остап Ибрагимович проект, безусловно бы, оценил.

Полеты к Луне стали результатом космической гонки между двумя крупнейшими державами – Соединенными Штатами и Советским Союзом. Первым искусственным спутником был советский, первым человеком в космосе – тоже советский. Конечно, американцам требовался реванш, поэтому подготовка к запуску человека на Луну шла бешеными темпами – на кону была честь нации. Причем Советский Союз тоже не отставал – одновременно готовил две лунные программы – проект Н1-Л3 предполагал высадку человека на Луне, а проект УР500К-Л1 – пилотируемый полет по окололунной орбите. К слову, это соревнование было «золотым веком» космонавтики – тогда очень быстро развивались все космические технологии и были сделаны важнейшие открытия. Даже сейчас на многое из «дел минувших» не решаются.

Американская программа «Аполлон» началась еще в 1961 году, после того, как Юрий Гагарин совершил свой знаменитый полет. Американцы объявили, что на Луне они будут первыми, и просто обязаны были это сделать.

Ракеты – носители у них проектировал немецкий конструктор Вернер фон Браун, которого вывезли из Германии в 1945 году. Именно он создал первые ракеты большой дальности – «ФАУ-2», на основе которых потом были созданы баллистические ракеты и ракеты – носители.

В 1968 году Советский Союз начал отрабатывать полет на Луну. 15 сентября был запущен «Зонд-5» с двумя черепахами на борту. Он успешно облетел Луну и вернулся на Землю. Уже 10 октября был запущен «Зонд – 6», на котором отрабатывалось пилотирование. Он также успешно слетал и разбился при попытке посадки на сушу, а не на воду, как раньше. Это заставило отложить полет «Зонда – 7», который мог бы лететь с космонавтом. США эти события не на шутку тревожили и заставили ускорить свою программу полета к Луне.

Корабль «Апполон-8» первоначально должен был выйти на околоземную орбиту просто в испытательных целях. Но полеты советских «Зондов» изменили все планы. Пока русские разбирались с разбитым «Зондом-6» и следующий полет планировали только на 1969 год, да и то без космонавтов, американцы судорожно торопились обогнать их. Это стало причиной переноса запуска «Аполлона-8» на 21 декабря 1968 года.

В назначенный день, в 7.51, ракета – носитель «Сатурн – 5» унесла к Луне первых астронавтов. Это были Ф.Борман, Дж. Ловелл и У. Андерс, которые совершили 10 витков вокруг Луны и сделали детальные ее снимки. У них не было лунного модуля для посадки, и сам полет был довольно рискованным. Ракеты «Сатурн» были недостаточно испытаны и надежны, отсутствие лунного модуля лишало астронавтов запасного двигателя и средства спасения на случай аварии. Но все – таки они были первыми людьми, достигшими Луны. Через 6 суток и 3 часа они вернулись на Землю.

Этот полет заставил Советский Союз свернуть программу по полету человека к Луне – по политическим соображениям. Да еще взрыв ракеты Н1 на старте подпортил дело. А ведь у нас были очень большие планы на Луну. Разрабатывалась военная база, которая везде, конечно же, фигурировала как мирная. Был проект лунной деревни, а четыре Лунохода были всего - лишь «лунными тракторами» для передвижения по поверхности. Полет американцев похоронил все эти планы.

Первая высадка человека на Луне тоже принадлежит американцам. Это был экипаж «Аполлона – 11» в составе из трех человек - Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза. Они спустились на поверхность Луны в модуле «Орел» 21 июля 1969 года. Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны. В этот исторический момент он сказал слова, облетевшие весь мир – «Это один маленький шаг для человека - и гигантский скачок для всего человечества». За ними в прямом эфире наблюдали миллионы землян. Был установлен флаг США и мемориальная пластина, где были написаны имена погибших космонавтов. Там были и имена Гагарина и Комарова. В общей сложности Армстронг провел на Луне 134 минуты, после чего астронавты благополучно вернулись на Землю.

Астронавты "Аполлона-13" проявили героизм. На пути к Луне у них произошла авария, из-за чего им пришлось перейти в лунный модуль. Конечно, о высадке не могло быть и речи - живыми бы остаться. Несмотря на это, они пролетели вокруг Луны, сделали множество снимков и удачно приземлились в Тихом океане.

В общей сложности, на Луне побывало 12 человек и все - американцы. Это было до конца 1972 года. Затем программу «Аполлон» свернули – на нее и так ушло 24 миллиарда долларов. С тех пор на Луне никого больше не было. Советский Союз отправил множество автоматических станций. Некоторые из них даже приземлялись, брали пробы грунта и возвращались. Кроме того, были отправлены два «Лунохода» с дистанционным управлением, которые детально обследовали местность. Один из них даже написал колесами надпись «8 Марта» и «24 съезд» в честь проходившего тогда 24 съезда КПСС. Такие у политиков были прихоти.

С тех бурных времен развитие космонавтики шло не очень активно. Запускаются иногда автоматические станции, но все это уже не то… А ведь современные технологии позволяют многое – не только на Луну лететь, но и гораздо дальше. Но все дело в деньгах, и Россия хотя и имеет еще пока множество наработок, но как бы не потерять и то, что есть, ведь имеется еще и множество бездонных карманов «нищих» политиков …

Команда, состоящая из астронавтов Армстронга, Коллинза и Олдрина начала подготовку к космическому полету в рамках программы «Аполлон». Примечательно, что все участники экипажа являлись опытными летчиками-испытателями, все уже имели на своем счету космический полет, все одногодки (1930 г.), кроме того Олдрин и Армстронг принимали участие в Корейской войне.

В приоритете находился экипаж Фрэнка Бормана, однако 9-го января Фрэнк окончательно заявил, что больше не будет принимать участие в космических полетах, так как дал обещание своей жене и детям. В момент, когда стало ясно, что именно экипаж корабля «Аполлон-11» первым высадится на Луну, стали решать, кто первым ступит на поверхность спутника. Так как в большинстве полетов выход в открытый осуществлялся пилотом, а не командиром, предполагалось, что именно Эдвин Олдрин будет первым человеком на Луне. Но в силу конструкции люка лунного модуля, который открывался в сторону Олдрина, целесообразнее было первым выйти наружу Армстронгу. Если же выбор падет на Олдрина, то пилоту придется перебраться через люк и командира корабля, чтобы выйти наружу. Такие маневры не только займут много времени, но также могут повредить скафандр или приборы корабля.

16-го июля 1969-го года корабль «Аполлон-11» стартовал по направлению в космос. За событием наблюдало 5000 гостей Космического центра Кеннеди и еще несколько десятков тысяч жителей и туристов Флориды. Некоторые отели продавали билеты на просмотр данного события с подготовленных площадок и балконов. За стартом следили и 25 миллионов телезрителей.





Полет до Луны

После достижения второй космической скорости и достижения установленного курса на Луну, начались проводиться маневры по перестройки корабля, которые проводил пилот . Командный модуль «Колумбия» был отстыкован от третьей ступени, после чего отдален на 30 метров от всей структуры, и развернут на 180°. После этого «Колумбия» начал сближение с лунным модулем «Орел», и была проведена последующая стыковка. Третья же ступень отправилась в полет по гелиоцентрической орбите.

На второй день полета Белый дом объявил, что на борту «Аполлон-11» находятся медали, посвященные погибшим космонавтам Владимиру Комарову и Юрию Гагарину, которые были переданы вдовами космонавтов, и которые будут оставлены на поверхности Луны. Уже в первые два дня полета астронавты начали проводить телетрансляцию, для которой снимали внутреннее помещение корабля, где они обитали, а также космические виды в иллюминаторе.

На третий день Армстронг и Олдрин перешли на борт лунного модуля для проведения обследования и проверки его состояния, процесс транслировался на Землю. Неполадок установлено не было. Во время подготовки астронавтов ко сну, Армстронг внезапно связался с Космическим центром для запроса расстояния до третьей ступени ракеты-носителя. Дело в том, что астронавты заметили в иллюминаторах неопознанный периодически сверкающий объект. Скорее всего объект вращался и периодически отбивал солнечный свет. Вскоре последовал ответ от Хьюстона о том, что третья ступень движется на расстоянии в 11 тыс. км от «Аполлона-11», и не может быть увидена экипажем. Однако, все три астронавта четко видели загадочный объект, который, по их словам, был похож на букву «L», «открытый чемодан» или «открытую книгу». Точно определить происхождение объекта так и не удалось, но предполагается, что это была одна из деталей панель адаптера, находившегося в третьей ступени, в котором располагался лунный модуль во время запуска корабля.

Посадка на Луну

На четвертый день «Аполлон-11» вошел в гравитационное воздействие Луны, которое уже превышало гравитационную силу Земли. Корабль оказался на окололунной орбите. В это время было выполнено несколько снимков лунной поверхности, а также проведена видеосъемка. После выбора места посадки астронавты Армстронг и Олдрин вновь перешли в лунный модуль и на 13-м витке, над обратной стороной Луны, командный и лунный модуль отделились друг от друга. «Колумбия» продолжила движение по окололунной орбите вместе с Майклом Коллинзом, в то время как «Орел» начал спуск на Луну. Коллинз заметил с борта «Колумбии», что лунный модуль летит вверх ногами, на что Нил Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

В момент посадки модуля пульс астронавта Армстронга поднялся до 150-ти ударов в минуту. За 21 секунду до окончания топлива для посадки, лунный модуль «Орел» прилунился на поверхность спутника.

Пребывание на Луне

Прежде чем ступить на поверхность спутника, астронавты Армстронг и Олдрин два часа отрабатывали действия в случае экстренного взлета, и подготовили для этого все требуемые системы. Последующие экипажи «Аполлонов» не выполняли таких действий, так как уже было известно, что Луна необитаема и не несет никаких непредвиденных угроз астронавтам.

Далее Олдрин, будучи старейшиной пресвитерианской церкви решил провести краткую церковную службу путем выполнения таинства причастия. В этот момент была отключена прямая трансляция по радио во избежание разбирательств со стороны атеистов. Армстронг, который являлся атеистом, участие не принимал.

После открытия люка, первое что сделали астронавты – выбросили мешок с мусором на поверхность Луны. Далее Нил Армстронг включил телекамеру, расположенную на корпусе лунного модуля и начал спуск по лестнице. В момент соприкосновения ноги астронавта с поверхностью прозвучала известная фраза Армстронга: «Маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества». Астронавт провел первые наблюдения грунта Луны, начал съемку панорамы при помощи видеокамеры. Спустя 15 минут после выхода первого человека на Луну, начал спускаться на поверхность спутника и Олдрин. За время своего пребывания на Луне, экипаж снял широкоугольной камерой поверхность спутника, в рамках научного эксперимента установил лист фольги для улавливания неона, аргона и ионов гелия, установил флаг США, который не раскрылся полностью из-за того, что заело флагшток. Так как верхний слой грунта (реголит) Луны представляет собой мелкую пыль, а несколько глубже начинается твердый грунт, Армстронг с трудом воткнул флаг в реголит всего на 15-20 см.

Позже с астронавтами связался президент США – Ричард Никсон и телезрители могли наблюдать астронавтов в одной части экрана, а президента – в другой. В продолжении исследований, Олдрин оставил несколько следов в реголите и сделал ряд фотоснимков под различным углом, для дальнейшего изучения свойств грунта. Далее экипаж разместил комплекс научных инструментов, одним из которых являлся отражатель. При помощи этого прибора и луча, запускаемого с Земли в него, ученые в будущем могли рассчитывать расстояние от Земли до Луны. Так как командный модуль «Колумбия» уже некоторое время находился в зоне видимости астронавтов, последние начали подготовку к возвращению. Они разместили памятные медали других астронавтов на поверхности Луны и взошли на борт «Орла».

За 2 часа 31 мин 40 сек экипаж «Аполлона-11» собрал 21,55 кг образцов лунного грунта, максимальное удаление астронавта от лунного модуля составило 60 метров.









Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Возвращение на Землю

На седьмой день полета корабль «Аполлон-11» уже направлялся в сторону Земли. На следующий день корабль успешно приводнился в Тихом океане. Астронавтов встретили спасатели в биозащитных костюмах, передали им в спускаемый аппарат такие же костюмы, после чего астронавтов переправили на вертолете на борт авианосца «Хорнет». Примечательно, что после посадки экипаж направился сразу в карантинный фургон, во избежание распространения разного рода инфекций, которые астронавты могли привезти с Луны. Именно через стекло этого фургона экипаж общался с президентом. В карантинном фургоне астронавты были доставлены в Хьюстон, и провели в нем 20 дней.