Диагностические методики. Тесты

Описание психодиагностических методик на сайте Пси-шпаргалка http://psylist.net

Персональный сайт Натальи и Михаила Семаго http://nmsemago.narod.ru
Представлены публикации, разработки Натальи и Михаила Семаго, в том числе Диагностический комплект Семаго.

Практические рекомендации по проведению наблюдения за детьми (автор - Н.Семаго), размещенные на сайте газеты "Школьный психолог" http://psy.1september.ru

Психолого-педагогическая диагностика дошкольников с нарушениями интеллекта: методическое пособие / [Чурай А.Л., Ведерникова Н.В., Квариани И.А., Кириченко О.И., Козлова С.С., Козьмина И.А., Коростелина К.В., Котенко А.Б., Кулявець Ж.В., Лукашевич Н.В., Нечитайло Н.Е., Полещук С.В., Савицкая Л.Г.]; под ред. С.В.Полещук.

Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. М.Ступницкая http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600712

Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5-7,5 лет. М.Безруких http://dob.1september.ru/2002/06/7.htm Демонстрационные карточки к методике http://dob.1september.ru/2002/07/14.htm

Наиболее типичные тесты для определения леворукости. По книге М.М. Безруких «Леворукий ребенок»
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200301604

Диагностика развития детей от 3 до 10 лет http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00.shtml

Описания диагностических методик, размещенный на сайте Психологического центра "Адалин": диагностика памяти, внимания, мышления, навыков учебной деятельности, личности.

Описания тестов с необходимым стимульным материалом с сайта А.Я.Психология http://azps.ru/tests

Профессиональные психологические тесты http://vsetesti.ru

Метод количественной оценки двигательных, речевых и психических функций ребенка для раннего выявления задержки возрастного развития

Источник: Интернет-издание "Медицинский научный и учебно-методический журнал" www.medic-21vek.ru
Методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста, одобренная Минздравом РФ. Результаты проведения обследования позволяют провести дифференциальную диагностику отклонений в развитии и на их основе составить для ребенка индивидуальную коррекционную программу.

Методика изучения состояния психофизической готовности детей с ДЦП к обучению с сайта Херсонского областного центра реабилитации для детей-инвалидов

Развивающие методики

Развивающие игры и упражнения с сайта "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/l_01_00.shtml

Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческих процессов, самоконтроля, чтения, письма, счета, представлений об окружающем мире, моторики, детской одаренности.

Развивающие игры с сайта ДЕФЕКТОЛОГ.ru www.defectolog.ru

Тренинг Монтессори www.trening.montessoricity.ru

Страница "Виртуальная школа" детского портала "Солнышко" www.solnet.ee/school/index.html
Уроки, тексты, иллюстрации по темам: готовность к школе, обучение истории, математике, русскому языку, рисование и т.д.

www.ivalex.vistcom.ru
"Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников" И.Я.Гуткович, О.Н.Самойлова, (Ульяновск, 1998) www.trizminsk.org/e/260015.htm

Методические материалы с "Детисайта" http://detisite.ru/parents/techniques

Коррекционные методики, методические разработки, конспекты занятий

Материалы методически-консультативного круглого стола “Национальные праздники и народные традиции в учебно-воспитательном процессе”


Методические материалы Херсонского специализированного детского сада № 8 http://detskiysad.opti-mail.net/method.htm

Приведены конспекты занятий, программа по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, методические рекомендации по песочной терапии.

Методические разработки учителей-логопедов г.Херсона

Наглядные пособия для логопедических занятий, автор - учитель-логопед О.В.Бурлакова
Индивидуально-подгрупповая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей (сборник практических материалов творческой группы учителей-логопедов дошкольных учреждений, укр. язык)
Методическое пособие «Взаємозв’язок логопеда та батьків в роботі по закріпленню набутих мовленнєвих навичок», автор - учитель-логопед Н.В.Азовская

Методическое пособие «Взаємозв’язок в роботі логопеда та вихователів різних вікових груп в умовах логопункту», автор - учитель-логопед Н.В.Азовская

Занятие по коррекции звукопроизношения «Диференціація звуків П-Б», автор - учитель-логопед А.П.Савина

Логопедически-воспитательное занятие с учениками начальных классов "Народная символика". Логопед - В.И.Криницкая, воспитатель О.Г.Чиж. Ровненский учебно-реабилитационный центр "Особый ребенок": , презентация , .

Коррекционные методики с сайта "Адалин" http://adalin.mospsy.ru/l_02_00.shtml

Коррекция детских страхов, тревожности, застенчивости, импульсивности, гиперактивности, медлительности, агрессивности; корекционные методики для аутичных, нервных, трудных детей.

Материалы с сайта "Учительской газеты" www.ug.ru

"Иллюзия красоты": урок по основам композиции одежды для слабовидящих детей
Практические рекомендации по обучению слабослышащих детей для педагогов массовых учреждений

Материалы с сайта "Все для детского сада" www.ivalex.vistcom.ru

Методики психологических тренингов

Упражнения для психологических тренингов с сайта А.Я.Психология http://azps.ru/training

Речевой материал

"Словограй. Літературний сайт Ігоря Січовика" http://slovogray.narod.ru
Детские стихотворения, игры со словами, рассказы, cказки, загадки, скороговорки, каламбуры, дразнилки.

Мир ребенка www.abetka-logopedka.org
Поговорки, загадки, считалки, чистоговорки, азбука в стихах, пальчиковая гимнастика (на украинском языке).

Бесплатная детская электронная библиотека КП


Психокоррекция – деятельность по изменению, исправлению личности и отдельных психических свойств, приведение психического развития в соответствие с нормой. Психокоррекция одна из форм оказания психологической помощи. Она может осуществляться педагогом в ходе его обычной деятельности через изменение своего отношения к детям, реорганизацию деятельности дошкольников, системы их взаимодействия, посредством использования методов индивидуально-дифференцированного подхода. Коррекционные методики направлены на: -преодоление детских страхов, -снижение уровня тревожности, -снижение уровня чрезмерной застенчивости и формирование уверенности в себе, -коррекцию повышенной эмоциональности (импульсивности) и гиперактивности, -Преодоление агрессии у детей.


Психогимнастика М. И. Чистякова Психогимнастика это форма работы в группе, где участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика преследует следующие цели: диагностическую коррекционную социометрическую М. И. Чистякова (1990) разделяет этюды и упражнения на четыре звена: 1. Мимические и пантомимические этюды. 2. Этюды и упражнения на выражение отдельных качеств характера и эмоциональных состояний. 3. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность. 4. Психомышечная тренировка.


Игротерапия Игротерапия это использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Принципы использования игры (по А. И. Захарову): погружение в игру; равенство игровых отношений; спонтанность и импровизация в игре организующее начало игры условность игрового действия эмоциональное отреагирование в игре перемена (чередование) ролей Этапы игровой терапии. 1. Этап объединения, интеграции группы. 2. Реконструктивный этап. 3.Завершающий, обобщающий этап. Игрушки и материалы должны: -Обеспечить широкий спектр творческой экспрессии -Облегчить выражение эмоций -Возбудить интерес ребенка -Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру -Создать возможности для успеха


Арт-терапия Арт-терапия это терапия искусством. В настоящее время широко используется как в процессе лечения больных с различными нарушениями личности и интеллекта, так и в процессе проведения психокоррекции, в том числе и с детьми дошкольного возраста Свойства Арт-терапии -Помогает выразить агрессивные чувства в социально приемлемой форме. -Облегчает выражение подсознательных конфликтов и внутренних переживаний с помощью зрительных образов. -Позволяет работать с мыслями и чувствами, которые являются неприемлемыми. -Позволяет сублимировать негативную энергию в творчество. -Способствует возникновению внутренней гармонии и контроля. Формы арт-терапии -Использование уже имеющихся произведений искусства через анализ и интерпретацию их детьми. -Побуждение к самостоятельному творчеству. -Использование произведений искусства и самостоятельное творчество.


Сказкотерапия Сказкотерапия – использование сказки для лечения и разрешения личностных и межличностных проблем, расширения знаний о мире, образования связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Виды сказок: -Художественные -Дидактические -Психокоррекционные -Психотерапевтические -Медитативные Методики сказкотерапии -Анализ сказки -Пересказ сказки от лица любого героя в своей интерпретации -Продолжение сказки -Сочинение сказки


Основная тема Важно понимание основной идеи (О чем эта сказка? Чему она учит) Мотивы поступков героев Понимание видимой и скрытой мотивации (Почему совершен тот или иной поступок? Зачем это нужно? Что персонаж хотел на самом деле?) Способы преодоления трудностей Составить список способов преодоления трудностей (как герой решает проблему? Какой способ выбирает? Кого привлекает?) Отношение к миру и к себе Направленность героя – созидательная или разрушительная (Что приносят поступки героя окружающим? В каких ситуациях он создает, в каких – разрушает? Как в жизни каждого из нас представлены эти тенденции?) Актуализирован ные чувства Какую эмоциональную реакцию вызывает у героя та или иная ситуация и почему (Какие чувства вызывает эта сказка?) Образы и символы в сказках Какие уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки. Кто такой колобок? Схема размышления над сказкой (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)


Песочная терапия Дора Кальфф Песочная терапия (sandplay) - одна из необыкновенно действенных техник аналитического процесса, во время которого, ребенок или взрослый строит собственный мир из песка, воды и миниатюрных фигурок. Цель - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку: - развить более позитивную Я-концепцию; - стать более ответственным в своих действиях и поступках; - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя.


Символическое значение песка, воды и фигурок Ящик – несет отцовскую, родительскую функцию. Песок – символизирует материнское начало, стойкую основу бытия, то что поддерживает, кормит и включает в себя все формы мироздания. Вода – символ жизни и обновления. Вода в песке отражение рефлексии. Фигурки (должны быть не выше 10 см) Символ человека – как чувствует себя, либо хотел чувствовать себя ребенок. Животные – символизируют наши эмоции. Жилище людей – внутренний мир человека. Посуда и продукты – символ энергии и богатства. Деревья и растения – символ жизненной силы. Транспорт – символ передвижения.


Многое из того, что раньше было проблемой, станет простым, легко понимаемым и осознаваемым, как часть жизни. Внутреннее напряжение уступит место покою, появится желание творить, играть, мечтать и реализовывать задуманное. Добрый Вам путь в страну сказок, игр и исполняемых желаний!

Существует большое разнообразие коррекционных методов , базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.

Метод классического психоанализа исходит из того, что всœе психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте. Суть таких конфликтов - во внутренней борьбе между ʼʼможно и нельзяʼʼ, между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определœенных ситуациях незаметно упраляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная (мысленная) переработка таких конфликтов, установление равновесного ʼʼмираʼʼ между сознанием и бессознательным психики личности.

Техника психоанализа требует, чтобы пациент находился в положении лежа, а психотерапевт - в месте, недоступном взгляду пациента (к примеру, позади у изголовья). Это позволяет пациенту чувствовать себя несколько раскованнее, что очень важно для успешного проведения сеансов психоанализа. Пациент при этом должен непроизвольно, без продолжительных пауз и остановок говорить о том, что ему придет на ум, не опасаясь абсурдных вещей. Роль психолога состоит в сдержанном толковании отдельных деструктивных сцен из далекого детства, сообщаемых пациентом. Цель - реконструкция истории его личности. Другими словами, пациент переносится во времени в детство, повторяет те чувства, которые он тогда испытывал, и получает возможность их ʼʼправильноʼʼ переработать. Происходит освобождение подсознания от очагов постоянного психического давления на повсœедневное поведение.

Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют ʼʼклин клином вышибаютʼʼ. В случае если, к примеру, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер.
Размещено на реф.рф
При этом психолог первое время всœегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. е. состояния большой концентрации и удержания его внимания на каком-то объекте. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе всœе сосœедние участки коры, постепенно выключая органы чувств. Человек ʼʼуходит в себяʼʼ через поле сужения внимания.

Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой. Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой.

В случае если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то данный процесс носит название медитации.

Ведущие гипнологи мира (В. Кандыба, Г. Эстабрук) утверждают, что возможен столь глубокий транс, когда человек может оказаться запрограммированным на любой поступок. Такой ʼʼчеловек-зомбиʼʼ может в нужный момент при соответствующей ситуации по определœенному сигналу сделать то, на что он запрограммирован. В обычной обстановке он ничем не выдает свою ʼʼзакодированностьʼʼ, не выделяется среди других людей, своих коллег по работе. Действие ʼʼкодаʼʼ сохраняется годами и должна быть снято только тем, кто его закодировал.

Известно, что в следственной работе допрос под гипнозом позволяет получить 70-80 % дополнительной информации. Следует иметь в виду, что существует и криминальный гипноз, направленный на внушение человеку любой обманной версии.

Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. Появлению этого метода психической разгрузки человечество обязано не только его автору - психотерапевту И. Шульцу. Коллективный патент можно выдать лучшей половинœе человечества - женщинам. Пациентки И. Шульца, заучив его приемы, обладая повышенной природной самовнушаемостью, стали успешно заниматься самогипнозом. Это и натолкнуло его на мысль о разработке специальной системы тренировок. Действительно, в случае если доказано, что возможна внушенная болезнь, то почему невозможно внушенное выздоровление?!

Сила самовнушения огромна. Вот рассказ известного психолога В. Леви. Преступнику, приговоренному к смертной казни через электрический стул, объявили, что он будет казнен менее болезненным способом - путем вскрытия вен. Продемонстрировали видеофильм, поясняющий, как это происходит. Преступнику завязали глаза и провели тупой стороной скальпеля по руке в области вены, а на обнаженную руку стали лить тонкой струйкой теплую воду. Смерть наступила практически через такое же время, как и при естественном вскрытии вены.

В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что всœе эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелœетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое.

Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но всœе они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчинœенную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др.
Размещено на реф.рф
При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач.

Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Прежде всœего, о самом названии. Слово ʼʼней-роʼʼ говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия (через слух, зрение, обоняние и др.). Слово ʼʼлингвистикаʼʼ указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово ʼʼпрограммированиеʼʼ свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода (Р. Бэндлер) - психолог и математик по образованию, второй (Д. Гриндер) - лингвист.

НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех базовых практических положениях: - на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации; - на эффекте рефлекторного перемещения глаз; - на процедуре ʼʼкалибровкиʼʼ реакций собеседника; - на приеме манипулятивного подражания собеседнику.

Доминирующий канал приема информагщи питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира. По этому критерию информационной ʼʼмодальностиʼʼ людей подразделяют на: - визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы; - аудиалистов, отношения со средой у которых реализуются преимущественно через речь; - кинœестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус.

В повсœедневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. В случае если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала (ʼʼмодальностиʼʼ), то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию.

Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны. Другими словами, перемещения глаз также имеют свои приоритетные направления (сектора). К примеру: - если информация (образ) извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются ʼʼна работуʼʼ в сектор воспоминания и представления; - если человек фантазирует, формирует новый образ (или просто лжет), то взгляд устремляется в сектор конструирования образа.

Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении.

Процедура ʼʼкалибровкиʼʼ реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета ʼʼнулевоеʼʼ положение (допустим, это середина шкалы). Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь.

Через серию ʼʼневинныхʼʼ вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции (к примеру, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах). После этого задаются вопросы, касающиеся основной цели разговора. И если ответы собеседника сопровождаются нарушением выявленных стереотипных реакций, то есть всœе основания усомниться в искренности его слов и предпринять шаги в нужном направлении влияния на него. Калибровке подвергаются и приятные, и неприятные мысли собеседника.

Прием манипулятивного подражания собеседнику. Вы когда-нибудь наблюдали, как нейтрализуют ошалевший табун лошадей, бешено несущийся и топчущий всœе, что попадается на пути? Смелый всадник возглавляет его бег и возвращает табун в нормальное послушное состояние. Но вначале он вынужден делать то, что делает обезумевшая лошадиная масса, -нестись впереди, т. е. подстраиваться под ее поведение. Заметим, кстати, что последующее поведение табуна, копирующего поведение всадника, базируется не на логике и мышлении. Лошадь, как известно, не обладает этими способностями. Все происходит на уровне ʼʼлошадиныхʼʼ рефлексов и инстинктов. В этом идея и психологической подстройки к партнеру.

Чаще всœего мы пытаемся воздействовать на собеседника, вторгаясь в его сознание через логику, здравый смысл, факты. Но ведь при этом у него ʼʼподрастаетʼʼ и укрепляется позиция критичности. Ведь мы же заставляем его думать, всœе взвешивать на бесстрастных весах сознания. Это не всœегда содействует эффекту влияния на собеседника. Более продуктивно воздействие на уровне подсознания. Этим целям служит механизм подстройки к собеседнику, рекомендующий копирование, ʼʼотзеркаливаниеʼʼ, имитирование его поз, жестов, ключевых слов, темпа речи, интонации, частоты морганий глаз, поведенческих реакций и др.
Размещено на реф.рф
Этим самым достигается ощущение полного взаимопонимания именно на подсознательном уровне. Всмотритесь, как ведут себя двое молодых парней у стойки бара с бокалами в руках. Οʜᴎ - само повторение друг друга! Как только в разговоре один из них сложит руки на груди, адекватный ответ собеседника не заставит долго ждать.

Очень важно, чтобы ʼʼотзеркаливаниеʼʼ не походило на обычное ʼʼобезьянничаньеʼʼ. Имитационные приемы должны тонко вмонтироваться в структуру поведения партнера и соответствовать складывающейся ситуации. Здесь важен дух, а не буква.

29. Зигмунд Фрейд и классический психоанализ Структура личности по Фрейду

30 Зигмунд Фрейд и классический психоанализ. Работа с бессознательным

Т

Бессозна́тельное или неосознава́емое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологии бессознательное обычно противопоставляетсясознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное воспринимается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Несколько базовых классов проявлений бессознательного[править | править вики-текст]

1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.

3. Подпороговое восприятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в силу большого объёма информации не осознается.

4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Многие действия, по Фрейду, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер.
Размещено на реф.рф
В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также чересчур нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своиханализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцелœения души, названный психоанализом. 31. Карл Юнг и аналитическая психология. Структура личности по Юнгу

Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины -аналитической психологии - ввёл термин ʼʼколлективное бессознательноеʼʼ, и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта͵ но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всœего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания – два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Понятие персона – самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. К примеру, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

При этом основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания – Ego. Являясь одним из базовых архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ образовалось из личного опыта.

В структуре личности К. Юнгаиндивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бивших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

Тень - это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое - негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать.

Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) - это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчинœе или женщинœе. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Анима - женское начало в мужчинœе, а Анимус - мужское начало в женщинœе. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость - это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединœенная самостью.

32. Карл Юнг и аналитическая психология. Понятие о личном и коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый ʼʼобщий знаменательʼʼ для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Юнг расширил и углубил фрейдовское понятие бессознательного. Вместо того чтобы быть просто вместилищем вытесненных личных воспоминаний или забытых переживаний, бессознательное, согласно Юнгу, состоит из двух компонентов, или уровней. Первый уровень, который он назвал личным бессознательным, в сущности, идентичен фрейдовскому понятию бессознательного. На этом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всœем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причинœе защитного вытеснения или простой забывчивости.

При этом, используя свою теорию архетипов для объяснения сходства в психической деятельности и в представлениях на протяжении всœех эпох и в любых сколь угодно различающихся культурах, Юнг обнаружил второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всœего человечества паттерны психического восприятия - архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипиче-ского опыта͵ Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное; как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования. Архетипы, выведенные ним из астрологических и религиозных символов, древних мифов и сказок, а также нахождение взаимосвязи между этими образами и психикой оказали значительное влияние на развитие психоанализа и раскрыли новый аспект понимания личности. Архетип переводится с греческого языка как первообраз. С точки зрения психоанализа под этим понятием подразумевают изначальную психическую структуру, которая является частью коллективного бессознательного. Эта структура определяет человеческий опыт и проявляется обычно в сновидениях. Виды этих структур можно найти в символике мифов и сказок.- В этой статье мы рассмотрим архетипы по Юнгу: всœего их начитывается 7, однако, теоретически их должна быть гораздо больше. Прежде чем начать описание, стоит отметить, что К.Юнг считал именно коллективное бессознательное ʼʼместом обитанияʼʼ архетипов, под которым принято понимать глубинный слой в структуре личности, хранящий воспоминания и чувства, общие для всœех людей. Архетипы Юнга: Анима, Анимус и Персона Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчинœе. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщинœе и мужчинœе присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, в случае если они не желают иметь односторонний рост. Персона. С латинского это слово переводится как ʼʼмаскаʼʼ, что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона - ϶ᴛᴏ наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение ʼʼмаскиʼʼ помогает людям взаимодействовать.

Тень- подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, в случае если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.

Самость и Мудрец Самость. самому важному из всœех выделœенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы всœе остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека. Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно данный архетип ʼʼвключаетсяʼʼ в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.

Бог -подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно в связи с этим архетипу предшествует ʼʼМудрецʼʼ, который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при ʼʼвключенииʼʼ архетипа ʼʼБогʼʼ осознается целостная взаимосвязь, основанная на определœенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.- 33. Трансактный анализ Эрика Берна. Жизненный путь и сценарий

Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителœей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на базе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В корне практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целœей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния - ϶ᴛᴏ не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа принято называть обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Οʜᴎ находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В корне трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Коррекционные методы в психологии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Коррекционные методы в психологии" 2017, 2018.

1

На современном этапе развития образование особое внимание уделяется вопросам ранней диагностики. Увеличение количества детей с задержкой психоречевого развития ставит перед специалистами задачи выделения комплекса диагностических методик наиболее адекватно раскрывающих структуру дефекта у детей и разработку комплексной психолого-педагогической коррекционной работы. В статье рассматриваются методики изучения речи в раннем возрасте, а также методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. Показано современное состояние данной проблемы. Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

раннее развитие

методики

диагностика речи

речевое развитие

коррекция речи

1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона& [Текст] / О.Е. Громова.& – М.: ТЦ Сфера, 2003.& – 176 с.

2. Печора К.Л. Развитие и& воспитание детей раннего и& дошкольного возраста. Актуальные проблемы и& их решение в& условиях ДОУ и& семьи& [Текст] / К.Л. Печора.& – М.: Скрипторий 2003, 2006.& – 96 с.

3. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной.& – М.: АРКТИ, 2003.& – 239 с.

4. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у& детей раннего возраста& [Текст] / Е.В. Шереметьева.& – М.: Национальный книжный центр, 2012.& – 168 с.

5. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. & Эльконин.& – М.: Наука, 2000.& – 499 с.

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. По мнению Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью становится предметно-манипулятивная, ускоряется процесс психологического развития. Этому способствует то, что ребенок начинает самостоятельно передвигаться, появляется деятельность с предметами, активно развивается речевое общение (как импрессивная, так и экспрессивная речь), зарождается самооценка. Уже в кризисе первого года жизни складываются основные противоречия, приводящие ребенка на новые этапы развития:

1) автономная речь как средство общения обращена к другому, но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования; она понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой;

2) манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами;

3) становление ходьбы не как самостоятельного движения, а как средства достижения других целей.

По мнению Г.М. Ляминой, в раннем детстве существуют такие новообразования, как речь, предметная деятельность, а также создаются предпосылки для развития личности. Ребенок начинает отделять себя от других предметов, выделяться из окружающих его людей, что приводит к начальных форм самосознания. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорное развитие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания (18).

М.И. Лисина отмечает, что психическое развитие в раннем детстве и многообразие его форм и проявлений зависят от того, насколько ребенок включен в общение со взрослыми и насколько активно он себя проявляет в предметной познавательной деятельности. В период раннего детства развиваются две стороны общения: общение со взрослым и общение со сверстниками. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Проблеме общения ребенка со взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Л.А. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломенского, М.И. Лисиной, Т.А. Марковой, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской и др.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец и другие. В отечественной педагогике и возрастной психологии процесс развития ребенка от рождения до 3 лет разделяют на два основных периода: младенчество (от рождения до 12 месяцев) и ранний возраст (от 12 до 36 месяцев).

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин показали важность раннего возраста в развитии речи, считая его сензитивным периодом для формирования звукопроизношения, словаря, грамматической стороны речи. Л.С. Выготский отмечал, что в раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка.

По мнению Д.Б. Эльконина, в раннем детстве отмечается бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. К трем годам ребенок начинает говорить о себе в третьем лице, формируется чувство «Я», отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Особенности поведения ребенка в этот период зависят от отношения к нему взрослых. Этот этап развития называют кризисом 3 лет (первый возрастной кризис). Психологическим новообразованием является обособление себя от окружающих, что имеет большое значение для личностного развития ребенка. Развитие ребенка раннего возраста происходит только в условиях взаимодействия со взрослыми .

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Поскольку отклонения в развитии речи детей раннего возраста в дальнейшем могут повлиять на становление словарного запаса и грамматического строя, необходимо коррекционное воздействие для предупреждения вторичных нарушений. Для этого необходимо комплексное логопедическое обследование. Методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой.

О.Е. Громова для диагностики речи детей раннего возраста разработала опросник для родителей. Адресуя этот опросник родителям ребенка раннего возраста, специалисту (логопеду или воспитателю) следует помнить, что наиболее значимыми показателями являются: количественный и качественный состав пассивного словарного запаса ребенка; процентное соотношение между первыми словами и объемом пассивного словаря по каждой из основных словарных групп; наличие в окружающей ребенка обстановке ситуации, однозначно требующей номинации явления или предмета в соответствии с коммуникативными потребностями (прагматический фактор); частотность ситуации, в которой это слово следует употреблять .

Г.В. Чиркина отмечает, что логопедическое заключение о речевом развитии ребенка раннего возраста коренным образом отличается от общепринятой в детской логопедии терминологии для детей старше 3 лет, т.к. мы имеем дело с формирующейся функцией в ее сензитивном периоде становления. В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение .

К.Л. Печора предлагает свою методику диагностики нервно-психического развития ребенка 2-3 лет. Автор выделяет нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и задержанное развитие, которое включает в себя задержку темпов развития и собственно задержку развития .

Е.В. Шереметьева разработала модель психоречевого развития ребенка раннего возраста, которая охватывает пять стадий психоречевого развития ребенка. Каждая стадия включает в себя: психофизиологическую готовность ребенка к овладению речью; когнитивный компонент, который опосредованно показывает специалистам качество внешнесредового воздействия семьи; предъязыковые и языковые средства общения ребенка с близкими взрослыми .

Сводная характеристика всех выше рассмотренных методик представлена в таблице.

Методики изучения предпосылок нарушения речи у детей раннего дошкольного возраста

Цель методики

Параметры методики

Критерии методики

Г.В. Чиркина

Определить уровень речевого развития детей раннего возраста

Строение и функционирование органов артикуляции, артикуляционный праксис (после 1 г. 6 мес), слуховое внимание к неречевым и речевым сигналам, понимание речи, объем пассивного и активного словаря

Неосложненная задержка; задержка речевого развития; грубая задержка речевого развития

О.Е. Громова

Определить уровень сформированности устной речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, определить уровень начального детского лексикона: норма, задержка речевого развития, дети группы риска

Звуковой строй и слоговая структура;

лексико-грамматический строй речи

К.Л. Печора

Определить уровень речевого развития ребенка: нормальное, развитие с опережением, задержанное развитие (задержка темпов развития и собственно задержка развития)

Понимание речи

Активная речь

Соотнесение результатов с возрастными нормативами

Е.В. Шереметьева

Определить уровень психоречевого развития ребенка раннего возраста

Двигательные предпосылки артикуляции, фонематическое восприятие, интонацион-но-ритмическое развитие

Оценка в баллах, определение типа отклонения

Таким образом, методики изучения речи в раннем возрасте рассматриваются в работах О.Е. Громовой, К.Л. Печоры, Г.В. Чиркиной, Е.В. Шереметьевой. При проведении обследования ребенка основной целью логопеда является выявление индивидуальных проблем в развитии детской речи. Для этого проводится диагностика речевых и неречевых процессов. Обязательным условием диагностики речевого развития ребенка является его параллельное обследование у детского психолога. Только на основе всестороннего анализа основных показателей развития ребенка раннего возраста логопед сможет адекватно оценить индивидуальные речевые проблемы в развитии детской речи.

В настоящее время для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста. В работе с детьми раннего возраста можно использовать: модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой, специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой; методические рекомендации по воспитанию фразовой речи у детей-алаликов, разработанные В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуном, В.К. Воробьевой, Е.Ф. Соботович; методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой; авторские методике по работе с детьми раннего возраста с отклонениями в речевом развитии (О.Е. Громова, Е.В. Шереметьева).

В настоящее для формирования речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью недостаточно разработано методик, в основном в логопедии представлены методики коррекции речи у детей дошкольного возраста.

В работе с детьми раннего возраста можно использовать:

Модифицированные приемы преодоления общего недоразвития речи (ОНР, I уровень) Р.Е. Левиной, Н.С. Жуковой, С.А. Мироновой, Т.Б. Филичевой,

Специальные упражнения, направленные на развитие предпосылок фонематического восприятия и устранения выраженных нарушений звуко-слоговой структуры Г.В. Чиркиной и А.К. Марковой;

Методические разработки по проведению занятий с детьми раннего возраста по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью В.В. Гербовой, С.Н. Теплюк, В.А. Петровой;

Методики Н.А. Зайцева, М. Монтессори.

Таким образом, в работе с детьми раннего возраста необходимо использование специальных диагностических и коррекционных методик по выявлению и преодолению нарушений речевого развития.

Библиографическая ссылка

Цидина О.В. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17570 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Существует большое разнообразие коррекционных методов , базирующихся на различных психологических концепциях, взглядах их авторов на природу человеческой психики.

Метод классического психоанализа исходит из того, что все психические недуги вызваны конфликтами, произошедшими с индивидом еще в детском возрасте. Суть таких конфликтов - во внутренней борьбе между «можно и нельзя», между осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и мотивами поведения человека. Информация о таких конфликтах сохраняется в подсознании взрослого человека и в определенных ситуациях незаметно упраляет индивидом. Целью психоанализа является вскрытие и сознательная (мысленная) переработка таких конфликтов, установление равновесного «мира» между сознанием и бессознательным психики личности.

Техника психоанализа требует, чтобы пациент находился в положении лежа, а психотерапевт - в месте, недоступном взгляду пациента (например, позади у изголовья). Это позволяет пациенту чувствовать себя несколько раскованнее, что очень важно для успешного проведения сеансов психоанализа. Пациент при этом должен непроизвольно, без продолжительных пауз и остановок говорить о том, что ему придет на ум, не опасаясь абсурдных вещей. Роль психолога состоит в сдержанном толковании отдельных деструктивных сцен из далекого детства, сообщаемых пациентом. Цель - реконструкция истории его личности. Другими словами, пациент переносится во времени в детство, повторяет те чувства, которые он тогда испытывал, и получает возможность их «правильно» переработать. Происходит освобождение подсознания от очагов постоянного психического давления на повседневное поведение.

Метод конфронтационной (поведенческой) психотерапии предусматривает организацию тренировочных встреч пациента с теми деструктивными ситуациями, которые обычно вызывают у него нарушения психического равновесия. Это тот принцип, который в житейской ситуации называют «клин клином вышибают». Если, например, человек испытывает постоянный страх при прохождении моста через реку, то психолог услужливо предоставляет ему возможность испытывать это чувство до тех пор, пока оно не утратит остроту. Такие сеансы могут как реализовываться в реальных условиях, так и носить воображаемый характер. При этом психолог первое время всегда должен находиться вместе с пациентом. Технология метода предусматривает учет личности пациента при назначении программы тренировок.

Метод гипнотических воздействий предусматривает создание у пациента состояния неглубокого транса, т. е. состояния большой концентрации и удержания его внимания на каком-то объекте. В результате сознание изменяет ориентацию с восприятия внешнего мира на восприятие внутреннего. Такое измененное состояние сознания вызвано появлением очага возбуждения в коре головного мозга. Образующаяся доминанта подчиняет себе все соседние участки коры, постепенно выключая органы чувств. Человек «уходит в себя» через поле сужения внимания.


Дальнейшая роль гипнотизера сводится к тому, чтобы помочь пациенту как бы со стороны увидеть свои проблемы, но в новом, благополучном освещении. Вопреки существующему житейскому мнению состояние транса не означает потери контроля над собой. Транс делает доступным более глубокие пласты сознания без потери контроля над собой.

Если человек применяет технику фиксации внимания сам к себе, то этот процесс носит название медитации.

Ведущие гипнологи мира (В. Кандыба, Г. Эстабрук) утверждают, что возможен столь глубокий транс, когда человек может оказаться запрограммированным на любой поступок. Такой «человек-зомби» может в нужный момент при соответствующей ситуации по определенному сигналу сделать то, на что он запрограммирован. В обычной обстановке он ничем не выдает свою «закодированность», не выделяется среди других людей, своих коллег по работе. Действие «кода» сохраняется годами и может быть снято только тем, кто его закодировал.

Известно, что в следственной работе допрос под гипнозом позволяет получить 70-80 % дополнительной информации. Следует иметь в виду, что существует и криминальный гипноз, направленный на внушение человеку любой обманной версии.

Метод аутотренинга. Здесь пациент сам влияет на состояние собственной нервной системы через эффекты самовнушения. Появлению этого метода психической разгрузки человечество обязано не только его автору - психотерапевту И. Шульцу. Коллективный патент можно выдать лучшей половине человечества - женщинам. Пациентки И. Шульца, заучив его приемы, обладая повышенной природной самовнушаемостью, стали успешно заниматься самогипнозом. Это и натолкнуло его на мысль о разработке специальной системы тренировок. Действительно, если доказано, что возможна внушенная болезнь, то почему невозможно внушенное выздоровление?!

Сила самовнушения огромна. Вот рассказ известного психолога В. Леви. Преступнику, приговоренному к смертной казни через электрический стул, объявили, что он будет казнен менее болезненным способом - путем вскрытия вен. Продемонстрировали видеофильм, поясняющий, как это происходит. Преступнику завязали глаза и провели тупой стороной скальпеля по руке в области вены, а на обнаженную руку стали лить тонкой струйкой теплую воду. Смерть наступила практически через такое же время, как и при естественном вскрытии вены.

В качестве инструментов влияния на собственную психику используются факторы: тонус мышц, дыхание, чувственные образы и слово. Известно, что все эти факторы самым тесным образом связаны с работой мозга. Сознательным (волевым) изменением тонуса скелетных мышц (в сторону расслабления) оказывают влияние на уровень психической активности и текущее состояние нервной системы. Расслабление мышц осуществляется синхронно с изменением ритма дыхания. Формирование чувственного образа позитивного характера (через слуховые, зрительные или другие виды представлений) способствует появлению и доминированию позитивных психических состояний, мобилизации внутренней энергии. Аналогичное влияние оказывает мысленно произнесенное или озвученное слово в виде команд и утверждений, относящихся к самому себе.

Метод учит управлять своими мыслями, состоянием, настроением, видеть в окружающей среде больше хорошего, строить добрые отношения с коллегами и многое другое.

Метод группового тренинга - это большое разнообразие приемов воздействия на индивида, но все они используют принцип обучающего воздействия группового фактора. Метод опирается на социальную составляющую личности, подчиненную сфере общественных интересов, ценностей, правил и норм поведения. Чем больше индивид включен в общественную жизнь, тем большее влияние на него оказывают эти факторы. Особенностью метода является то, что поиск решений в ситуациях группового выбора возлагается на самих участников без какого-либо давления или подсказок со стороны психолога. Метод реализуется в таких формах, как групповые дискуссии, ролевые игры, групповые упражнения, решения конкретных ситуаций и др. При этом практикуется видеозапись процесса решения групповых задач.

Участники тренинга приобретают коммуникативные навыки, способность глубоко понимать других людей, повышают эффективность работы своих регулятивных механизмов поведения и т. д.

Метод нейролингвистического программирования (НЛП). Прежде всего, о самом названии. Слово «ней-ро» говорит о том, что в технике метода задействованы нейрологические процессы восприятия (через слух, зрение, обоняние и др.). Слово «лингвистика» указывает на то, что метод основан на использовании важнейшего элемента психики - языка. Слово «программирование» свидетельствует об особом способе организации работы обоих полушарий головного мозга, об упорядочивании мыслительных и чувственных процессов. Коль речь идет о методах психологии, то нелишне подчеркнуть, что один из авторов метода (Р. Бэндлер) - психолог и математик по образованию, второй (Д. Гриндер) - лингвист.

НЛП - способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Технология НЛП базируется на четырех основных практических положениях:
- на наличии у индивида доминирующих каналов приема информации;
- на эффекте рефлекторного перемещения глаз;
- на процедуре «калибровки» реакций собеседника;
- на приеме манипулятивного подражания собеседнику.

Доминирующий канал приема информагщи питает индивида основными сведениями, поступающими из окружающего мира. По этому критерию информационной «модальности» людей подразделяют на:
- визуалистов, у которых связь с внешней средой реализуется преимущественно через зрительные образы;
- аудиалистов, отношения со средой у которых осуществляются преимущественно через речь;
- кинестетиков, у которых информационное взаимодействие с окружением осуществляется преимущественно через мышечные ощущения, обоняние, вкус.

В повседневной жизни их можно распознать по характерным для них ключевым словам, манерам поведения и движениям глаз. Если в общении с собеседником придерживаться терминов его доминирующего информационного канала («модальности»), то его подсознание окажет неоценимую помощь в установлении взаимопонимания. И наоборот, разговор на языке разных модальностей воздвигает невидимые, но существенные барьеры на пути к доверительному общению и согласию.

Эффект рефлекторного перемещения глаз основан на открытии непроизвольного перемещения взгляда человека под воздействием информации различного содержания. Оказывается, эти перемещения не случайны, а вполне закономерны. Другими словами, перемещения глаз также имеют свои приоритетные направления (сектора). Например:
- если информация (образ) извлекается из прошлого опыта человека, то зрачки глаз отправляются «на работу» в сектор воспоминания и представления;
- если человек фантазирует, формирует новый образ (или просто лжет), то взгляд устремляется в сектор конструирования образа.

Эффект рефлекторного перемещения глаз помогает определить текущие скрытые намерения собеседника, его чувства и ход мыслей, систему работы с информацией и тем самым незаметно оказывать влияние в нужном направлении.

Процедура «калибровки» реакций собеседника основана на константности поведенческих реакций человека и их подсознательной природе. Идея созвучна операции калибровки измерительных приборов в технике. Прежде чем что-то измерять, нужно нанести на шкалу отсчета «нулевое» положение (допустим, это середина шкалы). Отклонение стрелки влево и вправо будет соответствовать изменению измеряемого процесса в одну или другую сторону. Так и здесь.

Через серию «невинных» вопросов к собеседнику, включенных в контекст разговора, выявляются его типовые реакции (например, едва заметные кивки головой, наклоны головы вперед или назад, выпячивание губы при ответах). После этого задаются вопросы, касающиеся основной цели разговора. И если ответы собеседника сопровождаются нарушением выявленных стереотипных реакций, то есть все основания усомниться в искренности его слов и предпринять шаги в нужном направлении влияния на него. Калибровке подвергаются и приятные, и неприятные мысли собеседника.

Прием манипулятивного подражания собеседнику. Вы когда-нибудь наблюдали, как нейтрализуют ошалевший табун лошадей, бешено несущийся и топчущий все, что попадается на пути? Смелый всадник возглавляет его бег и возвращает табун в нормальное послушное состояние. Но вначале он вынужден делать то, что делает обезумевшая лошадиная масса, -нестись впереди, т. е. подстраиваться под ее поведение. Заметим, кстати, что последующее поведение табуна, копирующего поведение всадника, базируется не на логике и мышлении. Лошадь, как известно, не обладает этими способностями. Все происходит на уровне «лошадиных» рефлексов и инстинктов. В этом идея и психологической подстройки к партнеру.

Чаще всего мы пытаемся воздействовать на собеседника, вторгаясь в его сознание через логику, здравый смысл, факты. Но ведь при этом у него «подрастает» и укрепляется позиция критичности. Ведь мы же заставляем его думать, все взвешивать на бесстрастных весах сознания. Это не всегда содействует эффекту влияния на собеседника. Более продуктивно воздействие на уровне подсознания. Этим целям служит механизм подстройки к собеседнику, рекомендующий копирование, «отзеркаливание», имитирование его поз, жестов, ключевых слов, темпа речи, интонации, частоты морганий глаз, поведенческих реакций и др. Этим самым достигается ощущение полного взаимопонимания именно на подсознательном уровне. Всмотритесь, как ведут себя двое молодых парней у стойки бара с бокалами в руках. Они - само повторение друг друга! Как только в разговоре один из них сложит руки на груди, адекватный ответ собеседника не заставит долго ждать.

Очень важно, чтобы «отзеркаливание» не походило на обычное «обезьянничанье». Имитационные приемы должны тонко вмонтироваться в структуру поведения партнера и соответствовать складывающейся ситуации. Здесь важен дух, а не буква.


29. Зигмунд Фрейд и классический психоанализ Структура личности по Фрейду


30 Зигмунд Фрейд и классический психоанализ. Работа с бессознательным

Т


Бессозна́тельное или неосознава́емое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствуетсубъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологии бессознательное обычно противопоставляетсясознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Несколько основных классов проявлений бессознательного[править | править вики-текст]

1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.

2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.

3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.

4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.

Многие действия, по Фрейду, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своиханализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.
31. Карл Юнг и аналитическая психология. Структура личности по Юнгу

Карл Густав Юнг в рамках созданной им научной дисциплины -аналитической психологии - ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное - информацию психического мира конкретного человека. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания – два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Понятие персона – самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания – Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

В структуре личности К. Юнгаиндивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бивших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

Тень - это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое - негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать.

Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) - это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима - женское начало в мужчине, а Анимус - мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость - это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью.


32. Карл Юнг и аналитическая психология. Понятие о личном и коллективном бессознательном

Коллективное бессознательное - одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Основное отличие коллективного бессознательного от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида, представляет собой некий единый «общий знаменатель» для разных людей. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуальной (личной) формы бессознательного, основывается на опыте не конкретного человека, а общества в целом. Юнг обозначил его как более глубокий слой, чем индивидуальное бессознательное - за словом стоят не только прямые значения, но и более скрытые слои, смыслы, понятные на бессознательном уровне.

Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов) и идей.

Юнг расширил и углубил фрейдовское понятие бессознательного. Вместо того чтобы быть просто вместилищем вытесненных личных воспоминаний или забытых переживаний, бессознательное, согласно Юнгу, состоит из двух компонентов, или уровней. Первый уровень, который он назвал личным бессознательным, в сущности, идентичен фрейдовскому понятию бессознательного. На этом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.

Однако, используя свою теорию архетипов для объяснения сходства в психической деятельности и в представлениях на протяжении всех эпох и в любых сколь угодно различающихся культурах, Юнг обнаружил второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия - архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипиче-ского опыта, Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное; как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования.
Архетипы, выведенные ним из астрологических и религиозных символов, древних мифов и сказок, а также нахождение взаимосвязи между этими образами и психикой оказали значительное влияние на развитие психоанализа и раскрыли новый аспект понимания личности. Архетип переводится с греческого языка как первообраз. С точки зрения психоанализа под этим понятием подразумевают изначальную психическую структуру, которая является частью коллективного бессознательного. Эта структура определяет человеческий опыт и проявляется обычно в сновидениях. Виды этих структур можно найти в символике мифов и сказок.- В этой статье мы рассмотрим архетипы по Юнгу: всего их начитывается 7, однако, теоретически их может быть гораздо больше. Прежде чем начать описание, стоит отметить, что К.Юнг считал именно коллективное бессознательное «местом обитания» архетипов, под которым понимается глубинный слой в структуре личности, хранящий воспоминания и чувства, общие для всех людей. Архетипы Юнга: Анима, Анимус и Персона Анима и Анимус. Здесь, как предположил К. Юнг, выражается андрогинная природа людей. Анима является частью женского в мужчине. Безусловно, это является бессознательной частью его личности. Анимус – наоборот, является мужской частью в бессознательном женщины. Карл Юнг это объяснял тем, что в женщине и мужчине присутствуют гормоны обоих полов, хоть и в разном количестве. Интересно то, что психоаналитик считал правильным гармоничное развитие обеих сторон личности: женщина должна проявлять и феминные и маскулинные качества, как и мужчина, если они не желают иметь односторонний рост. Персона. С латинского это слово переводится как «маска», что в значительной мере проливает свет на особенность этого архетипа. Персона – это наши роли, проявления себя во взаимоотношениях с другими людьми. Люди с этим выраженным архетипом стремятся к утаению своей истинной сути от окружающих, примеряя различные роли, когда они находятся в социуме, что в результате приводит к поверхностности и неспособности испытывать настоящие и сильные эмоции. В умеренном количестве применение «маски» помогает людям взаимодействовать.

Тень- подавленными желаниями и намерениями, а также с животными инстинктами, сексуальными и агрессивными импульсами. Карл Юнг считал, что, если уметь преобразовывать эту энергию в нужное русло, то у человека появится возможность беспрепятственно выражать свой творческий потенциал.

Самость и Мудрец Самость. самому важному из всех выделенных им. Это центральная фигура в личности человека, с помощью которой организованы все остальные архетипы. В теории Юнга развитие целостности, а перед этим нахождение самости – главная цель жизни человека. Мудрец. Здесь Карл Юнг выделил часть личности, которая стремится к познанию. Этот архетип представляется в образе мудреца, старца, пророка, который может пролить свет истины на волнующие вопросы. Обычно этот архетип «включается» в бессознательном тогда, когда человек стоит перед выбором, и чем больше таких жизненных моментов предоставляется переживать ему, тем сильнее развита эта часть бессознательного, и тем легче сознанию связаться с ней с помощью сна или других пограничных состояний.

Бог -подразумевал высший этап психической деятельности, когда человек способен узреть и понять закономерные процессы своего внутреннего мира и внешнего, который его окружает. Именно поэтому архетипу предшествует «Мудрец», который толкает человека к пониманию ключевых моментов жизни, однако при «включении» архетипа «Бог» осознается целостная взаимосвязь, основанная на определенных законах между внутренним его содержанием и внешним окружением.-
33. Трансактный анализ Эрика Берна. Жизненный путь и сценарий

Трансактный анализ зиждется на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять. Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию.

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.