Страницы: 1

Возможно, кто-то сейчас скажет: "фу, новодел", а я скажу, что заново отстроенный Королевский замок в центре Варшавы - это очень круто. И пусть он не вызывает восхищения, но его наличие здесь точно вызывает уважение. Особенно, если вы посмотрите на то, что осталось от него после методичного уничтожения в период с 1939 по 1944 год на фотографии под катом (здесь мне вспомнился калининградский, то есть кёнигсбергский, Королевский замок, но это уже другая история).

Королевский замок в Варшаве, Польша // dorogimira.livejournal.com


А то, что "новодел" - нет в этом ничего ужасающего: пройдет каких-то 100 лет и "новоделом" он быть перестанет.

// dorogimira.livejournal.com


Сначала на насыпном холме над Вислой появилась крепость. Она была сооружена в 1294-1313 годах князем Болеславом II, правителем Мазовии. С этого времени крепость (а в дальнейшем замок) стала резиденцией мазовецких князей, а потом и польских королей. Как это часто бывает, каждый хозяин вносил свою лепту и усердно достраивал, переделывал и укреплял. Но глобальная реконструкция замка состоялась в 1569 году и длилась 13 лет. Перестройкой занимались итальянские архитекторы, и благодаря им Королевский замок приобрел ренессансный вид.

// dorogimira.livejournal.com


В 1596 году Варшава стала фактически резиденцией польских королей и великих князей литовских, а в 1600 году была затеяна очередная перестройка замка. Через 19 лет он был превращен в большой комплекс, очень похожий на тот, что мы можем видеть сейчас. Но во время шведского нашествия в 1655-1656 годах все это великолепие было разграблено и частично разрушено.

Восстановительные работы начались во времена правления короля Августа II (c 1697 года). XVIII век был богат на преобразования - сначала замок вновь пострадал во время Северной войны, потом долго согласовывались проекты его очередной перестройки, но за это время часть замка успела сгореть. Появились новые архитекторы и новые проекты, однако они больше имели отношение к переделке апартаментов, а не внешнего вида.

// dorogimira.livejournal.com


XIX век был непостоянен и крайне разнообразен на хозяев замка. Разбираться с их множеством мы сейчас не будем и сразу перейдем к 1918 году, когда Польша вновь обрела независимость и стала республикой. Замок стал официальным парадным зданием. В 1935 году в Рыцарском зале была подписана Конституция.

// dorogimira.livejournal.com


Первые бомбы упали на Королевский замок в 1939 году. Было принято решения спасать все, что можно было вынести. За три недели искусствоведы, архитекторы и сотрудники Национального музея перевезли из замка 80% произведений искусства. Сейчас они составляют основу интерьеров восстановленного здания. Но люди на этом не остановились. Зимой 1939-1940 годов они демонтировали двери, панели, полы, камины, лепнину, плафоны и даже фрагменты росписей. Прятали все, что можно было унести, потому что уже было объявлено о полном уничтожении замка. Для этого высверливались отверстия в стенах зданий каждые 75 сантиметров в несколько рядов. В сентябре 1944 года в эти отверстия заложили взрывчатку, и на месте замка осталась только груда камней.

// dorogimira.livejournal.com


Строить заново Королевский замок начали в 1971 году, хотя решение об этом было принято еще в 1949-м. Правда, в те времена было что отстраивать и помимо него - Варшава была уничтожена практически полностью. Поляки очень любят своего "восставшего из пепла Феникса" еще и потому, что все строительство велось на средства, собранные народом. При строительстве использовалось все, что удалось спасти и спрятать в подвалах Национального музея.

// dorogimira.livejournal.com


В 1984 году Королевский замок открылся музеем. Многие залы имеют тот вид, в котором они были созданы при самых ярких своих владельцах. Из Рыцарского зала были спасены все предметы искусства, которые сейчас стоят на своих прежних местах. В том числе и Кронос, который продолжает нести свой тяжкий груз и указывать нам острием косы на быстротечность наших земных часов.

// dorogimira.livejournal.com


Большой зал во времена королей был пиршественно-бальным, а также церемониально-приемным.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Мраморная палата мне лично понравилась больше всего. Ее первая версия была сделана в середине XVII века.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Тронный зал замка на редкость лаконичен.

// dorogimira.livejournal.com


Зато находящаяся рядом с ним комнатка для бесед (или Кабинет европейских монархов) расписана сверху донизу.

// dorogimira.livejournal.com


Если честно, здесь мне захотелось снять обувь.

// dorogimira.livejournal.com


Восстановлены также частные королевские комнаты. Всего их шесть. Это самая красивая с официальным названием "опочивальня". Других кроватей в комнате нет, только эта. Вряд ли она раскладная. Поэтому мне хочется думать, что спал король Станислав Август где-то в другом месте, а здесь только опочивал в перерывах между заботами о государстве.

// dorogimira.livejournal.com


В одном из аудиенц-залов нас покорил камин. Геркулес и львы были выписаны из Рима еще в конце XVIII века.

// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


// dorogimira.livejournal.com


Совершенно удивительный зал Каналетто. Удивителен он тем, что войну пережили все 23 картины известного венецианского художника. Они, правда, были вывезены в Германию, но возвращены в Королевский замок в 1984 году в целости и сохранности.

// dorogimira.livejournal.com


Вход в Малую капеллу.

// dorogimira.livejournal.com


Здесь дважды молился Иоанн Павел II. Сейчас несколько раз в год здесь служат святую обедню.

Сокровища Третьего Рейха в подземельях Калининграда. Что скрывает бывший Город Королей Кенигсберг?

Кёнигсбергский замок - замок Тевтонского ордена в Кёнигсберге (Калининград), называемый также Королевским замком. Заложен в 1255 году чешским королём Оттокаром II Пржемыслом и просуществовал до 1968 года. До 1945 года в его стенах размещались различные управленческие и общественные учреждения города и Восточной Пруссии, находились музейные собрания и залы для торжественных приёмов. Имя замка дало общее наименование для города, возникшего у замковых стен. Наряду с Кафедральным собором являлся важнейшей и древнейшей достопримечательностью города

Здание имело максимальную длину 104 метра и ширину 66,8 метров. Самое высокое сооружение города - Замковая башня, высотой 84,5 метра, была перестроена в 1864-1866 годах в готическом стиле. Дважды в день с башни Замка звучал хорал. В 11 часов утра - «О, сохрани милость твою», в 9 часов вечера - «Покой всем лесам и полям».

Замок многократно перестраивался, и объединил в себе разнообразные архитектурные стили (готика, ренессанс, барокко, рококо). Изменялось в соответствии с периодами и его назначение. Первоначальная крепость приобретала признаки замка. Замок из резиденции власти превращался в музейный комплекс, становился средоточием духовной жизни.

Составные части замка

Немецкий историк доктор Гуннар Штрунц недавно побывал с визитом в Калининграде – бывшей столице Восточной Пруссии Кенигсберге. Он посетил этот город с серией лекций о старинном орденском замке Кенигсберга, разрушенном английскими бомбежками в ходе Второй Мировой Войны. У этого замка богатая и интересная история, которая началась еще в 1257 году.

В ходе своего визита он высказал предложение восстановить наиболее красивые помещения этого строения, который местные жители называют Замком трех королей – кирху, «зал московитов» и прочие. По его мнению, это поспособствует привлечению туристов в Калининград и увеличит их интерес к историческому наследию этого города.

Коронация Фридриха I в в Замковой церкви, 1701

В 1944 году здание было сильно повреждено в ходе бомбардировок, проводимых английской авиацией, и в начале 60-х годов ХХ века распоряжением калининградского обкома КПСС руины этого замка были окончательно снесены.

В 2010 году калининградские власти заявили о подготовке к проведению референдума по вопросу о восстановлении Кенигсбергского замка. Провести его планировалось в марте 2011 года, чтобы совместить его проведение с выборами в местную областную думу. Однако референдум так и не был проведен. Это далеко не первое неудачное предприятие по исследованию и восстановлению этого памятника архитектуры, как будет видно далее.

Тем не менее, идея о восстановлении и реконструкции замка не была отвергнута и забыта. Она таки начала получать практическую реализацию, хотя и иным образом, нежели планировалось изначально. Правительство Калининграда согласилось на предложение, которое исходило от немецкой стороны, по увековечиванию в бронзе архитектурного облика старого Кенигсберга.

Средства на выполнение этого проекта – выполнение макета исторического центра Кенигсберга в том виде, в каком он был до того, как массированные бомбардировки английской авиации в 1944 году полностью изменили его лицо, — были собраны бывшими жителями столицы Восточной Пруссии. Проект представляет собой бронзовую копию архитектурного ансамбля старого города диаметром 3 метра, где будет выполнен и Замок трех королей. Установить макет планируется на острове Канта у восстановленного Кафедрального собора.

Но это — данные только о внешней части замка. Существуют так же многочисленные подземелья и ходы, находящиеся под Замком трех королей. Они полностью замурованы и хорошо сохранились. И, по мнению московского археолога Ивана Кольцова, не потребуют при восстановлении больших усилий и денежных затрат. К тому же они способны принести казне Калининграда огромную прибыль. На чем же основывается данное утверждение?

Внутренний двор замка — западное и северное крыло

Докладная в ЦК КПСС

Российский журналист Сергей Турченко, изучая в Центральном государственном архиве Российской Федерации архивные документы, в которых содержались сведения о культурных ценностях, похищенных немцами в бывшем СССР, обнаружил докладную записку инженера биолокации Ивана Кольцова, направленную в ЦК КПСС и датированную 8 мая 1982 года.

В данной записке было указано, что проведенные им исследования позволили ему составить схему основных подземных ходов и сооружений Кенигсберга. Есть основания предполагать, что в них находятся огромные ценности, похищенные гитлеровцами во время Великой Отечественной Войны. По предположениям, это — большое количество, исчисляемое десятками тонн золота, серебра, янтаря, драгоценных украшений. Возможно, именно там находятся и фрагменты Янтарной комнаты, картины, книги и многое другое.

Сеть подземных ходов и сооружений, в которых спрятаны ценности, построена в разное время, начиная с ХІІІ века, размещается на различных глубинах от 16 до 68 метров. Она имеет несколько главных направлений, расходящихся от центра города, то есть бывшего Королевского замка. Также в докладной записке упоминается о некоем особом помещении, где хранятся планы-схемы всех подземелий Кенигсберга.

Эта же записка содержит информацию о том, что центральный вход в подземелья Кенигсберга, который находился на территории Замка трех королей, был взорван и завален обломками на глубину не менее 16 метров. Но автор записки полагает, что на большей глубине коридоры находятся в состоянии, пригодном для исследования, и не затоплены. Также он полагает, что имелись и другие входы в подземелья.

Сергей Турченко сумел отыскать автора этой записки – Ивана Евсеевича Кольцова, который в 80-х годах прошлого столетия был сотрудником «закрытого» бюро по биолокации при Совете Министров СССР. В 1982 году Иван Евсеевич Кольцов в составе экспедиции обследовал руины бывшего Кенигсберга, тогда же он составил детальные схемы подземелий под этим городом и отправил свой отчет упомянутой выше докладной запиской в ЦК КПСС.

Но реакция, последовавшая на его доклад, была, по мнению Ивана Евсеевича, по меньшей мере, странной. Он был отстранен от участия в Государственной историко-археологической экспедиции, которая через некоторое время вовсе прекратила свое существование. Насколько ему известно, составленные им схемы не использовались при ведении каких-либо поисковых работ в данном районе.

Свидетельство очевидцев

Беседа с Кольцовым оставила больше вопросов, чем ответов. Можно ли доверять его данным о системе подземелий под Калининградом? Если можно, то насколько? Подтверждают ли эти данные другие источники? Сергей Турченко решил поискать ответы в самом Калининграде.

В начале своего путешествия, еще в купе поезда, он услыхал историю, в которой фигурировали подземелья этого города. Попутчица рассказала ему, что сын ее знакомой однажды принес домой большой отрез синтетической ткани. Сказал, что нашел ее в подвалах одного из затопленных фортов, куда лазил с друзьями. Из той ткани ее знакомая пошила своему сыну рубашку, удивившись тому, что ткань, несмотря на то, что долго лежала в воде, выглядит, как новая.

Когда мать стала гладить эту рубашку, ткань вспыхнула под утюгом, как порох. Напуганная женщина обратилась в милицию. В указанный форт отправили водолазов, которые и обнаружили в нем слад таких рулонов. В таком виде фашисты выпускали порох. История дальнейших поисков в этом направлении осталась неизвестной. Как будет видно из дальнейших свидетельств очевидцев, власти продолжают проявлять удивительное равнодушие к подобным фактам. Чем же вызвано такое отсутствие интереса? Возможно, в органах внутренних дел просто не поверили испуганной горожанке?

Исследователь решил обратиться и к другим источникам.

Некоторые упоминания о подземельях Кенигсберга содержит и послевоенная литература. В особенности, Станислав Гаранин в своей книге «Три лица Януса» писал о восьмистах шестидесяти двух кварталах в городе, каждый из которых был связан с другими единой оборонительной системой. Переходы соединяли подвалы домов. Под землей находились электростанции, склады боеприпасов, лазареты.

Также в этом же литературном произведении описана ситуация, в которой некоторые герои, спустившиеся в подземелья через канализационный люк, увидели подземный зал, вдоль стены которого находился причал. У этого причала стояла небольшая, в четыре метра длинною, подводная лодка.

Но это — литературное произведение, которое не может претендовать на документальную точность. Изложенные в нем данные поражают воображение читателя, но вызывают вопросы в их достоверности. Необходимо было найти свидетельства настоящих очевидцев.

Бывший начальник отдела подводно-технических работ Михаил Матвеевич Лиф рассказал, что хоть он и знает подземные коммуникации Калининграда не полностью, а только в той части, которая касалась его работ, но может сказать, что в районе бывших дворцов и под фортификационными сооружениями имеются двух- и трехэтажные подземелья. В большинстве своем они затоплены или завалены камнями. Части из них используется под склады и в нынешнее время.

Значит, эти подземелья все же существуют? Но так ли они доступны для посещений туристов? Возможно, это просто складские помещения, частично разрушенные во время бомбардировок и ничего более. Но Михаил Матвеевич упоминал и о некоем подземном авиационном заводе. Но этот завод также затоплен и завален камнями. Также он поведал историю о неких доморощенных «кладоискателях», которая когда-то имела хождение в кругу его знакомых. Будто бы эти люди нашли в одном из озер грот искусственного происхождения, вход в который закрывала немецкая якорная мина.

Один из кладоискателей вскоре при невыясненных обстоятельствах погиб – упал с пятого этажа. Другой обратился за помощью к знакомому мичману–саперу, который большого внимания этой просьбе не придал. Но после того как «кладоискатель» пропал без вести, уйдя в одно из своих путешествий, сапер забеспокоился и подал заявление в милицию. К сожалению, поиски милиции результата не дали. Также Лиф рассказал об одном своем коллеге и товарище, Григории Ивановиче Мацуеве, который находился в Кенигсберге с 1945 года.

Уволившись с военной службы, Мацуев остался в отряде подводно-технических работ. На его счету десятки погружений в реку Преголь и в озера. Он как раз и сообщил, что в то время верхние этажи подвалов Королевского замка еще не были затоплены. Это весьма интересно и перекликается с тем, что рассказал Кольцов. Не могли ли эти этажи быть затоплены позднее, после исследования, которое проводила историко-археологическая экспедиция, в составе которой и находился Кольцов?

Но возвратимся к рассказу Михаила Матвеевича Лифа о его товарище. Особое внимание вызывает одна история. Григорий Иванович однажды рассказал о том, что однажды недалеко от старинных городских ворот в полу одного фортификационного сооружения был обнаружен большой люк. Когда его открыли, увидели, что тоннель, вход в который он закрывал, полностью затоплен водой. Мацуев нырнул туда и увидел большую комнату с большим количеством стеллажей, на которых лежало множество рулонов неизвестного материала.

Несколько из них было поднято на поверхность. Дальнейший анализ показал, что это был порох. Возможно, Германия, связанная Версальским мирным договором, не имела права выпускать оружие и взрывчатые вещества более допустимого количества. Поэтому порох, который делали в Кенигсберге, и камуфлировали под ткань. Но опять ни одного упоминания о сокровищах. И о том, что данные ходы могут быть доступны для посещений. Исследователь счел необходимым продолжить свои поиски. На чем же основывались утверждения Кольцова?

Архивные данные

Сергею Турченко показалось мало этой информации, и он решил возвратиться в архивы и продолжить свои поиски там. Многомесячная и кропотливая работа в Центральном архиве Российской Федерации не замедлила принести свои плоды. Он обнаружил там несколько документов, которые привлекли его внимание и подтвердили наличие под Калининградом обширных подземелий.

Им была обнаружена историческая справка авторства немецкого исследователя Ф.Ларса о Королевском замке. В ней говорилось о том, что строительство замка было начато в 1257 году и продолжалось вплоть до 1810 года. В течение этого долгого шестивекового строительства замок неоднократно перестраивался. Велись также и обширные подземные работы. Профессор Гейдекк, проводивший в 1889 году геологические раскопки под Королевским замком, упоминал о 7-8-метровых толщах «культурных» отложений. Он также упоминал и о древних подземельях, которые тянутся под Замковой церковью, бывшим домом Конвента и рестораном «Блютгерихт» («Страшный суд»). Но все эти исследователи упоминали только о подземельях первого яруса. По неизвестной причине, более глубокие раскопки не проводились. Возможно, помешали ограниченные технические возможности того периода.

Но подобные работы не были проведены и в 1945 году. Хотя для поиска культурных ценностей, которые, возможно, были скрыты в Кенигсберге, была создана специальная комиссия под руководством генерала Брюсова. Сохранился его дневник, в котором он вел подробный отчет деятельности этой экспедиции. Из этого дневника удалось выяснить следующую интересную деталь. Некий доктор Альфред Роде, который был хранителем кенигсбергских музеев и не успел покинуть город, когда тот был освобожден советскими войсками, деятельно отговаривал экспедицию от раскопок в южном крыле замка.
Роде аргументировал это тем, что во время войны там находился госпиталь, который пострадал от бомбежек и завален камнями. И ничего в этих завалах, кроме трупов, не найти.

После загадочного исчезновения Роде был раскрыт его обман. Военными специалистами, которые исследовали характеристики завала южного крыла замка, было доказано, что взрыв происходил не сверху, как он должен был бы идти, попади в это крыло замка авиабомба, а снизу, что заставляет задуматься об его искусственном происхождении. Доктор Штраус, который прибыл в Кенигсберг по вызову комиссии и являлся бывшим помощником Роде, категорически отрицал наличие в южном крыле замка какого-либо госпиталя. Он с уверенностью заявлял, что там всегда сосредотачивались музейное ценности. Зачем же Роде было устраивать такой обман? Чтобы скрыть ценности? Чтобы они не попали в руки советской экспедиции? Для кого же он берег их и куда исчез?

Уже одно такое противоречие должно было привлечь повышенное внимание к раскопкам в районе замка. Но, к удивлению, они были проведены поверхностно. Проведя исследование только части подземелий первого яруса, комиссия Брюсова отыскала больше 1000 музейных экспонатов, похищенных фашистами из музеев Ленинграда и Москвы. Это были бесценные произведения из серебра, бронзы, фарфора, картины и мебель. Возможно, если бы раскопки были продолжены и произведены более тщательно, удалось бы вернуть больше ценностей?
Также в архиве исследователю удалось обнаружить записи показаний бывших советских и иностранных военных, которые имели отношение к Кенигсбергу, компетентным органам по поводу захоронения фашистами культурных ценностей.

Заключенный Варшавской тюрьмы А.Витек рассказал следующее: во время войны он был отправлен на принудительные работы в Кенигсберг. Из рабочего лагеря, в котором был размещен Витек, немцы ежедневно брали людей на работы. Допрашиваемый попал в группу, вывозившую оборудование из домов и учреждений и свозившую его в Вильгельмовский замок (Королевский – прим. автора) на Кайзер-Вильгельм-штрассе. Там вещи сортировались для последующей отправки в Германию.

Заключенный помогал упаковывать реквизированное оборудование в ящики. Он показал, что видел большое количество ящиков, обозначенных одинаковой нумерацией. Указанные ящики находились в правом крыле замка. Ящики строго охранялись. Их сохранность проверял сам гаулейтер Эрих Кох. После этого заключенный видел, как во дворец замка был ввезен кирпич и вызваны каменщики. Заключенный показал, что ящики исчезли, но Витек не припоминает, что ящики были вывезены с территории замка. Он подозревает, что ящики были спрятаны в подвалах замка.

Профессор Г.Клумбис, коллега и бывший соратник доктора Роде, вспоминал, что недалеко от винного погреба дворца находилась старая шахта. Она закрыта и не использовалась в течение нескольких веков. Не сохранилось никаких признаков ее существования, но доктор Роде знал о ее нахождении в указанном месте. По его мнению, шахта – лучшее место для укрытия различных ценностей в военное время. В случае необходимости их транспортировку можно было быстро осуществить малыми силами и незаметно. Именно на этом основывалось его предположение о том, что в подвалах замка содержались вывезенные из СССР культурные ценности.
Этой точки зрения придерживается и бывший главный архитектор города Калининграда Д.Навалихин. Он считает, что возможны более глубокие шахты. Сам он спускался в подземелья замка и видел наклоненную приблизительно под углом в 45 градусов шахту. Это событие произошло в 1948 году.

В 1973 году исследователи натолкнулись на еще одно подтверждение существования подземелий под Королевским замком. Оно состоит в том, что при проведении строительных работ, которые заключались в устройстве свайных оснований Дома Советов, четыре сваи длинной до 11 метров ушили под землю на всю глубину. Над поверхностью было видно не более 4 сантиметров сваи. На основании этого участники строительных работ сочли, что под этим зданием может находиться бункер или подземный ход. Они допускали возможность, что в этом бункере может храниться Янтарная комната или другие ценности, похищенные нацистами.

Но на докладную записку С.Кулешова, который отметил этот факт, последовала странная реакция. Сваи было приказано извлечь, дыры от них залить бетоном, а строительные работы проводить в другом месте.

Этих фактов исследователю показалось достаточно для того, что бы отнестись с доверием к словам Ивана Кольцова. Существование подземелий можно считать доказанным. Но есть ли в них те самые ценности, которые нацисты вывозили с оккупированных территорий? Результаты экспедиции Брюсова дают достаточно оснований для того, чтобы считать это правдой. Но вот наличие в этих подвалах главного нацистского склада похищенных ценностей и нахождение там Янтарной комнаты до сих пор остается загадкой.

Иван Кольцов дает на этот вопрос достаточно четкий ответ. По его словам, специальное оборудование может установить, что находится под землей – вода, нефть, руда или металлы. И в этом случае, считает он, аппаратура не ошиблась. Он и сейчас готов показать несколько входов в подземелья Королевского замка и места, в которых, по его словам, находятся склады с законсервированной техникой, автомашинами, интендантским имуществом.Тогда вызывает удивление упорное бездействие органов власти к этой информации и прекращение каких-либо работ, связанных с исследованиями подземелий Королевского замка в Кенигсберге. Возможно, легендарные сокровища третьего Рейха все еще скрываются там и ждут своего часа.

Адрес: г. Калининград, ул. Шевченко, д. 2.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00.
Стоимость посещения: от 100 руб.

История Кёнигсбергского замка

История замка , называемого Королевским , восходит ко времени правления тевтонских рыцарей. Тогда на холме неподалеку от маленького селения полностью уничтоженных в дальнейшем пруссов выстроили в первой четверти XIII деревянную крепость и назвали "Кенигсберг", с немецкого "гора короля" или "берег короля".
Согласно наиболее распространенной версии, замок назван во славу чешского короля, принявшего активное участие в строительстве.С момента заложения первого камня, жившие в округе народы начали именовать замок на своих языках и диалектах. На старопольском языке существовало название Крулевец, по-чешски Королевский замок носил имя Краловец. В русских письменных источниках замок много веков носил название Королевец. Такое наименование просуществовало до эпохи Петра I, после замок стали называть на немецкий манер.
Спустя два года после основания в 1255 году на месте будущего замка были заложены первые огромного размера камни. За несколько лет был выстроен замок из дерева, тогда же было заложено строительство кирпичного сооружения. В основании расположили валуны, на них выкладывали так называемой "венской кладкой" природный камень и кирпич.
Через три года прусские войска стали осаждать замок. Безуспешные попытки повторялись до 1873 года. Кроме пруссов и немцев в городе было около десяти процентов литовцев. А в XVI веке город вокруг Королевского замка, также названный Кенигсбергом, стал важным культурным центром. Здесь увидела свет первая печатная книга на литовском языке, выпускали здесь и свою газету.
Замок имел прямоугольную, вытянутую форму. Все немецкие замки строились по единому образцу: закрытый четырехугольник с высокими каменными стенами, с несколькими отдельными флигелями для хозяйственных помещений и большой башней. В трех углах Королевского замка располагались высокие башни, а в четвертом углу была четырехэтажная постройка, выполненная в классическом стиле. В замке был обширный двор и высокая готическая башня. В северном крыле располагались самые старые постройки. Здесь были высокие серые стены с небольшими окнами и арочными входами. На втором этаже располагалась деревянная галерея, лестница на которую была украшена изящной балюстрадой. Залы трапезной назывались на экзотический манер: "Перцовая комната", "Испанская игла", "Большой колпак". Вокруг замка был прорыт пятиметровый ров, а между замком и рвом находилась земляная площадка.
За семь веков замок претерпел значительные изменения. Менялись и его форма, и внешний облик. Замок неоднократно посещали монархи: Петр I, Екатерина II, Александр I. В замке принимали корону прусские короли, проводились торжественные приемы по поводу коронаций, принятия титулов, принимались присяги и сражались рыцари. Имели место здесь и казни. Долгое время здесь размещалась резиденция Тевтонского ордена. В замке средневековья были столовые, винные погреба, камеры пыток, трапезные, многочисленные хозяйственные помещения, кухня, молельня, небольшая часовня.
В Средние века Королевский замок отвечал всем требованиям к оборонительному сооружению. Постепенно в замке Кенигсберг сформировалась уникальная библиотека и собрание коллекций предметов искусства.
В XIX веке город проводил улучшение и перестройку оборонительных сооружений вокруг Королевского замка. Были построены новые валы и бастионы, водружены новые городские ворота.

Королевский замок в послевоенное время

Янтарная комната была привезена из Ленинграда в Королевский замок . Дальнейшая ее судьба неизвестна и на сегодняшний день. Раскопки, проводимые в замке в прошлом и в нынешнем веке не дали никаких результатов. Комната не была обнаружена ни в подвалах, ни среди руин. Хотя были свидетельства о том, что она могла сохраниться в подвальных помещениях. Письменный источник говорит о том, что янтарная комната хранилась в замке в запакованном виде в северном крыле здания. При последующем обследовании в комнате, где она хранилась, были обнаружены следы пожара.
В последние годы Второй мировой войны замок подвергался массированным атакам с воздуха. Он горел, но стены сохранялись и после штурма Кенигсберга советскими войсками. В 1954 году уничтожили колокольню, через год стены северного и южного крыльев. Кирпич древнего строения пошел на строительство блоков, затем сюда поставили камнедробильную установку, обращавшую кирпич в пыль. В конце 60-х годов главные башни и стены решили взорвать. Сам холм, где раньше располагался замок, был скрыт. Замок, простоявший 700 лет, был разрушен за два года, весь кирпич был разобран, каждая башня, каждое крыло взорваны. Куски стен замешивали в бетонные растворы, и шлакоблоки шли на строительство новых домов.
От старинного замка оставили лишь гору камней с табличками, указывающими, какую часть строения она представляла.
Вот уже почти пятьдесят лет, как в Калининграде отсутствует хоть какое-либо напоминание о том, что здесь когда-то находился Королевский замок. На его месте заложили площадь с фонтанами и цветочными клумбами, с недостроенным, заброшенным высотным зданием.

Королевский замок сегодня


Первые археологические раскопки на территории Королевского замка предпринимались еще в 1926 - 1927 годах. Затем только через 70 лет раскопки возобновились Институтом археологии Российской академии наук. Были обнаружены фундаменты башен, северо-восточной части замка. Осенью 1999 года главный редактор ведущего немецкого издательство обратился в Институт археологии с инициативой возобновления раскопок. Работы стали вестись теперь в западной части, где располагались хозяйственные постройки. Работы были остановлены по причине неблагоприятных погодных условий, но больше не возобновлялись. Для проведения раскопок требуется финансирование. Большая часть средств необходима и для того, чтобы сохранить полученный археологический материал.
На сегодняшний день туристы могут любоваться только видом обломками, которые остались от замка. Для этого оборудована специальная смотровая площадка развалин, где любой желающий может посмотреть на горы камней, которые специально оставили как память Замка Кёнигсберг.

Каждый камень имеет название, выполненное на табличках, и указывает с какой части строения являются те или иные камни. В центре бывшей постройки ведутся раскопки, после завершения которых планируется полное восстановление исторического памятника. В 2009 году была предпринята первая попытка проведения конкурса, по результатам которого должен был быть определен застройщик. Но на этом все страсти поутихли, и только в 2011 году была создана комиссия на уровне губернатора Калининградской области, которая должна была собрать данные для проведения референдума. Который должен решить судьбу Замка Кёнигсберг.

«Королевский замок» - простая, красивая и увлекательная карточная игра на внимательность, память и логику. В ней 2-4 игрокам предстоит строить стену для королевского замка! Игра отлично подойдёт как для детей, так и для людей постарше. Детей также можно будет научить считать до 46 - карты в игре представляют собой части стены с определённым номиналом. Чтобы правильно расположить карту, нужно знать, какое из чисел больше. Взрослым будет интересно играть даже по упрощённым правилам, так как сама игра отлично тренируют память - механика игры немного напоминает легендарную «Мемори». Расширенные же правила предложат вам множество различных персонажей, добавят элементы стратегии и планирования.

Игровой процесс

Базовые правила выглядят следующим образом. Каждый игрок получает стартовую карту с флагом (начало стены с номиналом 1) и кладёт её перед собой. Остальные 45 карт должны лежать рубашкой вверх на столе перед вами в любом удобном порядке.

Игроки ходят по очереди. В свой ход вы должны перевернуть любую карту из тех, что лежат в центре стола, и выбрать одно из двух действий:

  • Либо вы переворачиваете эту карту обратно рубашкой вверх и кладёте её на прежнее место;
  • Либо вы можете забрать эту карту и добавить её к своей стене. Это действие можно совершить, только если новая карта имеет номинал выше, чем ваша крайняя справа карта непосредственно в стене. То есть строить стену можно только в сторону увеличения номинала.

После выбора действия ход игрока заканчивается и передаётся дальше по часовой стрелке.

Расширенные правила сильно преображают игру и добавляют игре новую стратегическую глубину. Ваша цель теперь - заработать как можно больше очков до конца игры. Все карты приносят по одному очку, но некоторые карты обладают особым эффектом:

  • Король и Королева - эти карты просто приносят по три бонусных очка в конце игры;
  • Волшебник - позволяет вам добавить эту карту между двумя уже существующими картами стены. К примеру, волшебник с номиналом 17 отлично впишется, например, в ваши уже лежащие на столе 15 и 20. Обычные правила позволяют класть карту только с номиналом выше 20;
  • Принц и Принцесса - если у вас на стене образовалась пара из принца и принцессы, в конце игры вы получите одно дополнительное очко. При этом они не должны находиться непосредственно рядом, а самих пар может быть несколько;
  • Пушка - позволяет сбросить одну карту из стены противника, кроме башен и тех карт, которые располагаются между башнями в стене;
  • Башня - башни, соответственно, позволяют вам обороняться от пушек противника. Достаточно заключить свои наиболее ценные карты между двух башен и их сохранность будет гарантирована!
  • Ворона - каждый ворон приносит одно победное очко, но не более пяти для одного игрока. Одними воронами игру не выиграть!

Кто победил?

По базовым правилам побеждает игрок, который первым сможет построить стену из десяти карт, включая первую стартовую. Если на столе остались карты с меньшим номиналом и достраивать стены уже невозможно, то побеждает игрок с самой большой и крепкой стеной на данный момент. Если и тут ничья, то победит игрок, обладающий картой с самым высоким номиналом.

По расширенным правилам побеждает игрок, набравший наибольшее количество победных очков, то есть завершать игру может быть крайне невыгодно, если вы уступаете по очкам соперникам.

Зимние фото сделаны в январе 2009 г., летние - в июне 2005 г. Текст был написан в 2005 году. Ночные фотографии сделаны с руки и без штатива.

Немного истории...

К концу X века после сформирования польской государственности Вавель становится центром политической и духовной власти. Со второй половины XI века и до начала XVII-го он является резиденцией польских королей. В XIV веке при короле Казимире Великом (1333-1370), когда Краков стал столицей государства, и в дальнейшем, при правлении Ягеллонов, Вавель достигает наибольшего расцвета. После заключения унии между Польшей и Литвой Краков оказывается на окраине огромной Речи Посполитной. И постепенно теряет свое политическое значение, уступая Варшаве, расположенной в центре государства. Наконец, в 1609 году король Сигизмунд III Ваза переносит столицу в Варшаву. Толчком для переезда явился пожар в Вавельском замке. Король решил его не восстанавливать, а просто переехать в Варшаву.
После третьего раздела Польши в 1795 году Вавель переходит в руки австрийцев. В 1815 году после разгрома Наполеона Краков становится вольным городом. Но в 1846 году на Вавель возвращаются австрийские военные, и размещают там свои казармы. Наконец, в 1905 году замок выкупают у австрийцев, и сразу же на Вавеле начинаются восстановительные и реставрационные работы. А с 1930 года замок вновь становится парадной резиденцией главы государства, а часть его помещений предназначается под музей. Во время второй мировой войны в замке располагалась резиденция немецкого генерал-губернатора.

Гордо высится над Вислой замок Вавель неприступный

Как положено в сказках, замок гордо возвышается на Вавельском холме, на изгибе Вислы. Он удивительно похож на замок Тоомпеа в Таллинне! Здесь многие века проходили коронации королей, и здесь же похоронены самые известные деятели польского государства: короли, национальные герои, поэты эпохи романтизма. С западной стороны холма находится вход в «Яму Дракона» где давным-давно жил легендарный вавельский дракон. Говорят, что в хорошую погоду там сидит макет дракона, а ввиду плохой погоды мы его не увидели. Легенда гласит, что в этих краях жил злобный дракон, пожиравший скот (в другой версии – невинных девушек). Очень скоро народу это надоело, и один предприимчивый юноша по имени Скуба накормил дракона барашком, нашпигованным серой и смолой, и тот умер. А из его шкуры сапожник сшил много красивых сапог. Когда я читала легенду о драконе, меня не покидало ощущение, что где-то я это уже видела. Озарение пришло через несколько минут. Ну конечно!

«На пастбища над Голопольем повадился прилетать дракон… Прилетел неожиданно, свалился прямо на отару овец, распугал пастухов… На следующее утро прилетел снова, теперь уже поближе к городку.. народ взял дело в свои руки…, и прикончил дракона – весьма народным способом Местный сапожник, Козоед, придумал, как доконать гадину. Забили овцу, напихали в нее чемерицы, волчьей ягод, собачьей петрушки, серы и сапожного дегтя. Для верности местный аптекарь влил две кварты своей микстуры от чирьяков, а богослужитель из святилища прочитал над всей этой пакостью молитву. Потом поставили приготовленную таким образом овечку посреди стада и подперли колышками… реальность превзошла все ожидания. Не удостоив вниманием живых и блеющих овечек, гад заглотал приманку вместе с колом!»
Анджей Сапковский, «Ведьмак»

Видимо, широко известный в узких кругах польский писатель хорошо знал легенды родного края, и в чудесной книге поиронизировал не только над известными сказками, но и над легендой о вавельском драконе! Правда, в книге драконы все-таки побеждают

Внутри замка...

Итак, вы подошли к замку со стороны Королевской дороги, с улицы Канонича. Пологая вымощенная дорога ведет к главным воротам. Обратите внимание на стену, слева от Вас. На её кирпичах написаны имена людей или названия фирм, которые внесли пожертвования на восстановление замка. Под каждым именем написаны так же год и размер пожертвования (в тогдашних польских злотых). На самом деле королевская дорога огибает замок с левой стороны, но мы войдём в замок здесь - через парадные ворота.

Перед входом вас встречает памятник национальному герою Польши, предводителю восстания 1794 года, Тадеушу Костюшко. С памятником связана забавная история. Во время второй мировой войны, располагавшийся в замке генерал-губернатор приказал снести памятник. Так и было сделано... А после окончания войны в Германии отлили копию уничтоженного памятника, привезли в Вавельский замок и установили на прежнем месте. Однако знатоки отмечают, что Костюшко "сменил коня": вместо прежнего польского, теперь он сидит на более толстом немецком жеребце.

Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава

Пройдя через королевские ворота на территорию замка, первым слева вы увидите Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Это и коронационный собор, и усыпальница польских королей. Построен он был в XI-XII веках, но сегодня с тех времен сохранились лишь часть башни Серебряных колоколов и крипта Св. Леонарда, где погребен, в частности польский полководец Юзеф Пилсудский.
Сегодняшнее здание в готическом стиле сооружено в XIV веке. В центре собора располагается Алтарь Отчизны, на который короли возлагали военные трофеи. Здесь же находятся королевские каменные саркофаги и гробница Казимира Ягелона созданная Витом Ствошем. В одной из башен помещается самый большой в Польше колокол Сигизмунд. В здании капитула открыт Кафедральный музей.
Обратите внимание на то, что перед входом в собор висят… кости. Это кости мамонта. Дело в том, что по существовавшему поверью кости такого диковинного животного несут процветание мир и процветание той земле, на которой находятся.

Выйдя на площадь, вы увидите две капеллы с зеленым и желтым куполом, это Сигизмундова капелла. Справа - капелла Ягеллонов 1517 - 1533 гг., в которой находятся надгробья королей Сигизмунда Старого, Сигизмунда Августа и Анны Ягелонки, а также серебряный алтарь нюрнбегской работы. Слева - капелла династии Ваза, законченная в 1676 году, и являющаяся мавзолеем этой династии.

Кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава на Вавеле – один из самых почитаемых храмов Польши. Здесь короновали королей с 1320 года, и здесь же их хоронили. Первым здесь был погребен в 1333 г. король Владислав Локетек, и с тех пор всех польских монархов хоронили именно тут. Но тут лежат не только короли, но и национальные герои. Тадеуш Костюшко, Понятовский, Пилсудский, Сикорский (его прах перенесли недавно). Рядом с королями и героями в народной памяти и в усыпальнице остались и поэты – Юлиуш Словацкий, Адам Мицкевич.

Снимать внутри нельзя, поэтому вытащила картинки из интернета (их тоже крайне мало)

Плата за вход в собор и за книжку о соборе составила 23 злотых (с того самого времени все забываю ее отсканировать - для желающих). В кассе, продающей билеты в собор, сидит пожилая монашка, говорящая по-русски. Именно она посоветовала взять нам небольшой путеводитель по собору, склепам и колокольне, иначе нам многое было бы непонятно. Билеты действительны также для осмотра колокольни и склепов.

Сначала мы мельком осмотрели общий план собора, а потом устремились вверх, на колокольню. Ну это и аттракцион, доложу я вам! Колокольня, или звонница представляет собой нагромождение прочных деревянных балок, в узенькие отверстия между которыми нужно просачиваться бочком, проклиная свой лишний вес Кроме этого, нужно подниматься по неудобной узкой, шатающейся и отчаянно скрипящей лестнице, рискуя стукнуться макушкой об очередную балку. В довершение ко всему, над вами все это время нависает огромный колокол (их там 4)! Но вскоре мучения заканчиваются, и вы оказываетесь на вершине колокольни, где висит самый большой колокол Польши – Сигизмунд. Отсюда еще открываются потрясающие виды на Старый город.

Затем мы спускаемся вниз, и начинаем осмотр собора, то есть его усыпальниц. Описывать это я не буду, книжку честно-честно отсканирую.

Из капеллы Чарторыжских – спуск в подземные гробницы. Впервые мы посетили королевские усыпальницы в Вене, в Капуцинеркирхе (Петропавловская крепость не в счет), где хранятся останки всех Габсбургов, и до сих пор помню, как это было жутко – бродить глубоко под землей между усыпальницами! Но, тем не менее, здесь я храбро семеню ножками, крепко держа мужа за руку Мобильный глохнет уже на первых ступенях, воздух становится осязаемо мрачным, и довольно холодно. Внизу – собственно, усыпальницы (то, что наверху – лишь красивые надгробья, а сами гробы здесь). Представляете, какой титанический труд хоронить короля: собор-то построен в 14 веке, и как только умирал король, под землей копали яму – для склепа, а наверху ломали часть стены и строили впритык к собору купол усыпальницы (эти пристройки очень заметны с той стороны собора, где вы будете выходить из усыпальниц).

Королевский замок

Пройдя мимо капелл в арку, вы попадаете в аркадный внутренний двор королевского замка. Кстати, в арке находятся кассы музея.

Первым строением, предназначавшимся под княжескую резиденцию, был небольшой палатиум, выстроенный в первой половине XI века. Тогда же появляются и первые каменные укрепления на Вавельском холме. Затем, в начале XII века строится небольшой замок в романском стиле. В XIV веке при королях Владиславе Локетэке и Казимире Великом он перестраивается во внушительное готическое сооружение.
Наконец, в первой половине XVI века при короле Сигизмунде Старом замок отстраивается заново. Строительными работами руководили Франческо Флорентина и Бартоломео Береччи. Над оформлением работали немецкие художники, в частности Ганс Дюрер. В таком виде замок и дошел до наших дней. Его современное здание в готическом стиле хорошо видно с угла улиц Гродской и Св. Гертруды.
Большая часть стен замка, которые вы видите сегодня, построена в XVII веке при короле Владиславе IV Вазе. Частично стены были переделаны австрийцами во время их пребывания в замке. Мощные же укрепления, выходящие на Вислу и имеющие в основании план звезды, построены в 1790-1794 гг. - это были последние фортификации времен независимого государства.

Стены замка увиты плющом, и некоторые здания внутри замка очень похожи на шотландские. Внутри замка также расположен королевский дворец и знаменитый Кафедральный собор. В дворец мы не пошли, ограничились только созерцанием внутреннего дворика (по слухам, там интересная стенная роспись). Кроме того, там хранятся коронационный меч, много рыцарских доспехов и уникальная коллекция средневековых гобеленов.

Использован текст (с) Николай Калашников,