Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара

Марина Баканова

О любви Шах Джахана и Мумтаз Махал, в честь которой был построен Тадж Махал в Агре (Индия — прим. ред.) , знают, наверно, все. Однако, этой истории любви предшествовала другая, не менее яркая и красивая, однако - не известная большинству неспециалистов.

Средневековая Индия, империя Великих Моголов, правление императора Акбара...

Страну бросает из крайности в крайность. Великий завоеватель и деспот на исходе своих дней становится философом и мыслителем, зачинателем индостанского ренессанса.

Его преемником становится его третий сын Салим - Султан Салим Бахадур, впоследствии взошедший на трон под именем Абуль-Фатх Нур ад-дин Мухаммад Джахангир. Это был первый правитель с наполовину индийскими корнями - его матерью была индийская принцесса (Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай)) , выданная замуж за императора Акбара, принявшая ислам и новое имя: Вали Нимат Хамида Бану Марьям уз-Замани бегам сахиба.

Он был крайне противоречивой личностью как по мнению современников, так и современных ученых. Многие говорят о его пристрастии к алкоголю и опиуму, другие опровергают эти факты и считают его тонкочувствующим поэтом.

На заре своей жизни юный принц Салим встречает Мехр ан-Нису - это была та любовь, которой было суждено гореть всю жизнь.

Мехр ан-Ниса (впоследствии Нур Джахан) родилась в городе Кандагар (современный Афганистан) в семье старинных персидских аристократов из рода Тимуридов. Однако, их семья была изгнана с родины и вынуждена искать прибежища в соседней Индии. Во время переезда они потеряли все свое имущество и едва не лишились жизни. Именно в это время - в Кандагаре на полпути из Персии в Индию и родилась Нур Джахан. Семья была на грани полного голода и не имела какого-либо сносного жилища. Однако, они не остановились на полпути. Стоит отметить, что семье помог караванщик Малик Масуд, который не только взял их с собой, но и помог затем отцу Мехр ан-Нисы устроиться на службу к императору Акбару.

Ее родители сочли, что наступил переломный момент в их судьбе, поэтому новорожденной дочери и дали имя Мехр ан-Ниса, что означает «солнце среди женщин».

Ее отцу Мирзе Гийяс Бегу (Mirza Ghiyas Beg) действительно удалось устроиться очень хорошо. Он был назначен казначеем в провинции Кабул и очень быстро поднимался по служебной лестнице. Через некоторое время его семья переезжает уже в Дели и он удостаивается от императора почетного прозвища «Итимад уд-Даула» («столп государства»).

Благодаря этому Мехр ун-Ниса получила отличнейшее образование. Она знала в совершенстве арабский и персидский языки, отлично разбиралась в искусстве и литературе, музыке и танцах.

Известный поэт и прозаик того времени Видья Дхар Махаджан отзывался о ней, как о хранительнице истинной интеллигентности, умеренности и здравого смысла.

Стоит отметить, что несмотря на то, что для девушек на освоеннии всего вышеперечисленного образование в общем-то и заканчивалось. Но Мехр ун-Ниса получила знания и в традиционно «мужских» областях - политике, экономике, управлении государством. Как именно это произошло - не известно, о наеме дополнительных учителей для нее история умалчивает. Хотя вполне возможно, что ее отец счел возможным допустить ее на занятия вместе с братьями.

Это аукнется позднее - став императрицей она фактически правила вместо своего супруга Джахангира несколько лет, став его официальной соправительницей, своего рода Роксоланой Индостана.

В 1594г в возрасте 17 лет ее внезапно выдают замуж и в общем-то за не самую лучшую партию.

Легенда предписывает столь скоропалительную свадьбу личной заинтересованностью императора Акбара. Впрочем - достоверных подтверждений той легенде до сих пор не найдено и многие сомневаются в том, было ли все это на самом деле.

Мехр-ан-Ниса, как дочь императорского министра естественно жила при дворце и имела доступ в дворцовые парки. Где-то на тенистых аллеях ей повезло однажды встретиться с принцем Салимом. Красота персиянки поразила его в самое сердце. Но не только. Их соединило не только внешнее чувство. Они оба оказались поклонниками искусства и поэзии. Принц писал стихи и отправлял их с цветами своей юной возлюбленной. Однако, судьба в то время не благоволила к ним.

Стареющий император Акбар имел на женитьбу сына свои собственные планы. Долгожданный наследник не имел в его представлении прав на любовь, а тем более на брак, с пусть и родовитой, но абсолютно политически невыгодной персиянкой. Император браком сына решает все более и более укреплять свою империю. Хотя к тому времени Салим уже был несколько раз женат и имел еще большее количество наложниц. Политические браки не приносили ему семейного счастья.

Влюбленные уже готовы бежать - но побег пресекается. Чтобы не было более поводов для необдуманных реакций сына, Мехр ан-Ниса срочно выдается замуж за Шер Афгана. Он был по происхождению также перс, добившийся милости императора отличной службой в армии, типичным армейским офицером. Женитьба на Мехр ан-Нисе была представлена как награда для него за верную службу.

Однако - у всей этой истории есть и подтекст. У пары была только одна дочь на протяжении всего времени брака. Отцовство Шер Афгана по отношению к ней нередко подвергалось сомнению, подразумевая, что возможно ее отцом был принц. Разговоры не утихли даже тогда, когда Ладли Бегам была выдана замуж за младшего сына Джахангира Шахрияра, от брака с которым имела дочь Арзани Бегам.

Мехр ан-Ниса со своим мужем немедленно отправляется в дальний гарнизон. Вернуться она смогла только после смерти императора Акбара.

Легенда утверждает, что покушение, предпринятое Салимом в 1602г было местью тому, за погубленную любовь. Принц тоже знал, что его любовь не может осуществиться пока отец жив.

И вот, падишах умирает и новым падишахом становится Салим (принявший имя Джахангир). Практически одновременно с этим муж Мехр ан-Нисы погибает при таинственных обстоятельствах и она вместе с дочерью возвращается во дворец.

Однако, несмотря на возвращение, она целых четыре года живет в качестве фрейлины у старшей женщины гарема - первой жены императора Акбака персиянки Рукайи Султан Бегам. Это обеспечивало ей защиту самой влиятельной женщины того времени и не давало поводов для слухов. Здесь же заново влюбленные могли встречаться не опасаясь ненужных свидетелей.

Официально же их первая встреча произошла только спустя четыре года, на праздник Навруз вдовствующая императрица со своей свитой (куда входила и Мехр ан-Ниса) устраивала пышный прием и император должен был его обязательно посетить. Как говорит молва - Джахангир встретился глазами с Мехр ан-Ниса и более не мог от них оторваться.

Они поженились менее чем через два месяца. Пышная свадьба, несмотря на то, что замуж выходила 34-х летняя вдова. Через 17 лет после их первой встречи. Мехр ан-Ниса становится двадцатой и самой последней женой Джахангира. После нее у него более не было ни жен, ни наложниц.

Император был счастлив. Его давняя любовь расцвела пышным цветом. Мехр ан-Ниса получила новое имя «Нур Джахан» («свет мира») или «Нур Махал» («свет дворца»). Бесконечная любовь Джахангира поставила его жену на одну ступень с его самыми преданными министрами и фактически он сделал ее своей соправительницей. Даже более того, клевреты тех времен утверждали, что последние годы своей жизни Джахангир и не правил вовсе, а все приказы шли из-за парды (буквально - женское покрывало, которое охраняет ее от посторонних взглядов), намекая на то, что правила на самом деле Нур Джахан и ее брат, которого она возвела в ранг визиря.

Любимая жена, которая удостоилась чести сидеть вместе с мужем на троне при приеме делегаций, в том числе и иностранных. Она имела право (и активно пользовалась им) издавать приказы и управлять собственными землями. Она же проводила совещания кабинета министров.

Она активно устраивает жизнь своей семьи и свою опору на будущее. Выдает дочь Ладли Бегам за младшего сына Джахангира Шахрияра. В будущем она будет способствовать ему в получении власти в обход старшего принца Хуррама (будущего императора Шах Джахана). Но и последний оказался с ней связанным. Именно она уговорила Джахангира женить Хуррама на своей племяннице Аржуманд Бану Бегам (будущей самой любимой его жене Мумтаз Махал, в честь которой собственно и будет построен Тадж Махал).

Она стала единственной императрицей Индостана, с именем которой чеканились монеты.

Нур Джахан явилась гениальнейшим архитектором и парковым дизайнером, разработавшим королевский парк Ачабал Сад (Achabal Garden ) в Кашмире. Это был поистине шедевр паркового искусства периода Империи Великих Моголов. Самыми знаменитыми достопримечательностями этого парка являются чистейшие родники и каскады водопадов.

Смерть Джахангира положила конец ее счастливой жизни и многим амбициозным планам. 16 лет любви окончились. Однако, как показало будущее, свою любовь к мужу она сохранила вплоть до своей смерти.

Несмотря на то, что Шах Джахан явно недолюбливал вдовствующую императрицу, которая к тому же и пыталась лишить его престола поддерживая своего затя, он сохранил к ней чувство глубокого уважения. Он удалил ее из Дели, дабы избежать ненужных интриг и заговоров. Но позволил поселиться в Лахоре, втором городе империи на тот момент. Вместе с ней переехала на постоянное местожительсво и ее дочь, овдовевшая к тому времени.

Этот период жизни Нур Джахан посвящает воспоминаниям. Пишет множество стихов и поэм под псевдонимом Макхфи. Из своих личных средств она организует постройку мавзолея Итимат уд-Даула в честь своего отца в Агре. Строит и свой мавзолей, Шахдара Баг в Лахоре, где найдет свой последний приют и она сама. Мавзолей располагается недалеко от гробница Джахангира, и по соседству с ним приютился и мавзолей ее брата Асаф Хана. На своей гробнице она наказала высечь эпитафию «На могиле этого бедного незнакомца не будет ни цветка розы, ни лампады. Не обожжет свое крыло бабочка и не споет свою песню соловей».

На переплете рисунок художника Е. Шуваловой


© Павлищева Н.П., текст, 2015

© ООО «Издательство «Яуза-пресс», 2015

Введение

Тогда их еще не называли Джодхой и Акбаром.

Она, Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба, урожденная Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Бхармала, стала Джодхой в литературе XIX века.

Он, Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад, третий из Великих Моголов, внук основателя династии Бабура, за свое мудрое правление прозван Акбаром, то есть Великим, позже.

Но в историю эти двое вошли под этими именами – Джодха и Акбар, потому так и будем их называть.

Глава 1

Эта свадьба не могла состояться, но она состоялась!

Джодха сжала рукоять кинжала так, что побелели костяшки пальцев. Ноздри точеного носика раздувались, дыхание было прерывистым.

Она готова встретить ненавистного человека, только что названного ее мужем, чтобы убить его, освободить и Амер, и весь Раджпутан от его власти!

Всем известно, что император Джалал ничего не чувствует потому, что у него нет сердца, но это не помешает Джодхе уничтожить Могола. Даже бессердечного человека можно лишить жизни, если страстно пожелать!


Этой свадьбы не могло быть, но она была!

Великий Могол Джалал Акбар, император огромной империи, женился на дочери раджи Бхармала, принцессе Амера Джодхе Бай.

Мусульманин женился на индуске.

Но даже не это – женитьба правителя империи на дочери раджи маленького княжества – было удивительным, в гареме Джалала Акбара имелось немало женщин самых разных национальностей и цвета кожи, жен, наложниц и рабынь как знатного, так и простого происхождения, ему безразличен статус очередной красавицы. На то Акбар и император, чтобы иметь возможность одарить любую из приглянувшихся ему женщин всеми богатствами мира.

И даже то, что она индуска, не играло большой роли – в гарем Агры привозили женщин разных вер, все они принимали ислам, если еще не были мусульманками, все принимали законы гарема.

Удивительно, что раджпутка согласилась стать женой Могола, ведь никого ненавистней для нее не могло существовать. Раджпутанские княжества одно за другим отказывались признавать власть пришедших с севера Моголов и были разбиты в боях, их земли попали в зависимость, но уже не вассальную, а становясь частью территории империи с правлением чиновников Джалала Акбара.

Если бы раджпуты объединились и все вместе дали отпор моголам, неизвестно, на чьей стороне оказалась бы победа, но княжества оставались разрозненными, каждый, на словах признавая воинскую доблесть соседа, на деле не желал подчиниться ему в войне. Войско императора Джалала било раджей по очереди одного за другим.

По всему Раджпутану стоял женский и детский плач, но не потому, что победители были жестоки, нет, этот странный император приказал никого не обращать в рабов. Просто в боях гибли сильные мужчины – отцы семейств, чьи-то мужья, братья и сыновья.

По законам индусов на погребальные костры вслед за мужчинами восходили их женщины, сиротя детей. Казалось, ничто не спасет Раджастан.

Потому, когда правитель Амера раджа Бхармал решил спасти свое княжество ценой подчинения Моголу, его люди немного перевели дух, но остальные махараджи просто отвернулись, никто не желал больше признавать ни родства, ни дружбы с правителем Амера. Лучше погибнуть в бою, чем склониться под власть Моголов – так считали все князья-раджпуты.

Радже Бхармалу пришлось принять очень трудное решение, хотя выбор был невелик – склонить голову перед императором или погубить княжество, обезлюдив его. Он выбрал первое, понимая, что навлечет на себя гнев всех соплеменников, что и последовало. Отец жениха его дочери Джодхи немедленно объявил о разрыве помолвки, не желая иметь ничего общего с трусом, как он объявил. Все прекрасно знали, что раджа Бхармал, его сын и племянники никогда трусами не были, напротив, в Амере даже принцессы по желанию могли овладевать военным искусством и ничего не боялись.

Но помолвка была расторгнута, несостоявшийся свекор Джодхи не пожелал связывать себя родственными узами с тем, кого осудили остальные. Теперь двум дочерям раджи Бхармала никогда не выйти замуж, ни один раджпут не возьмет их, не за могола же выходить!

В этом состояла вторая часть «предательства» раджи – он предложил свою дочь Джодху в жены императору Джалалу! Джодха удивительная красавица, только в Индостане красотой не удивишь, а уж Великого Могола тем более. Все прекрасно понимали, что это политический брак, но каково при этом Джодхе? От нее отказался жених, а отец объявил, что отдает любимую дочь Моголу!

Оставалось надеяться, что и Джалал тоже откажется. Это было бы страшным позором для Джодхи и ее семьи, но уберегло ее саму от брака с ненавистным человеком.


Но император Джалал принял предложение раджи Бхармала и согласился взять в жены его дочь, заключив с Амером не только политический, но и брачный союз.

Джодха все понимала – что сопротивление превосходящим силам моголов погубит Амер, что она должна пожертвовать собой ради спасения княжества, что никто другой на ней не женится, что… Да, она все понимала, но понимала и иное: это император Джалал виноват во всех бедах Раджпутана, его вина в том, что ее жизнь сломана.

Свадьба не могла состояться еще и потому, что невеста в самый последний момент выставила свои условия.

Красивая бровь императора Джалала при таком сообщении недоуменно приподнялась. Гарем полон красавиц, которые мечтают о том, чтобы он хотя бы скосил взгляд в их сторону. Сотни жен, наложниц и просто рабынь-служанок готовы отдать жизнь ради его внимания, но почти безуспешно. А эта раджпутка смеет чего-то требовать?!

Но Джалал необычный император, он согласился выслушать свою невесту.

Пришлось признать, что девушка хитра, она сделала все, чтобы он сам отказался от брака. Джалал видел, что раджа Бхармал ничего не знает о намерении дочери, слишком тот взволнован и даже испуган. А если бы знал?

Джодха потребовала невыполнимого – сохранить свою веру, не принимая ислам, и возможности поставить статуэтку бога Кришны на территории гарема в Агре! Это было невиданно, это было неслыханно, понятно, что император не согласится выполнить условия принцессы и брак не состоится, причем не по ее вине.

Принцесса Амера все точно рассчитала, кроме одного – Великий Могол непростой правитель, он способен не только принимать необычные решения, но и поступаться собственными чувствами, если того требовало дело. Хотя какие могут быть чувства у того, кто не имеет сердца? Принцесса Амера все точно рассчитала, кроме одного – Великий Могол непростой правитель, он способен не только принимать необычные решения, но и поступаться собственными чувствами, если того требовало дело. Хотя какие могут быть чувства у того, кто не имеет сердца?


Услышав о согласии будущего супруга, Джодха пришла в ужас, она действительно рассчитывала, что свадьба сорвется! Что ей оставалось? Теперь отказаться нельзя, это было бы открытым оскорблением императора, за которое тот имел право отомстить радже Амера и всем родственникам невесты. На отца и без этого возводят хулу за решение заключить договор с моголами, а если еще и так… Народ Амера не поймет своего правителя, воспитавшего неблагодарную дочь.

И Джодха решила иначе…


Свадьба состоялась. Несчастная девушка выдержала все испытания, выпавшие на ее долю в тот день. Будь это свадьба с любым раджпутом, даже старым и неприятным ей лично, Джодха была бы рада, но с моголом!

Раджи раджпутов не приехали на свадьбу и не прислали свои подарки и поздравления. Новый зять раджи Бхармала с лихвой компенсировал отсутствие даров со стороны соплеменников жены, его подарки оказались столь богатыми, что Бхармал и его семья могли забыть о несостоявшихся подношениях, но кого это радовало?

Как могли вообще радоваться родные Джодхи и она сама, если все с детских лет слышали только слова ненависти и проклятий в адрес моголов, пришедших с севера и завоевавших большую часть Индостана?

И Джодха решила, что воспользуется небольшим кинжалом, подаренным ей братом. Точный глаз и крепкая рука принцессы сделают свое дело, у императора нет сына, значит, убив Джалала, она лишит империю ее главы, а армию главного полководца. Вот тогда раджпуты поймут, что раджа Бхармал и его дочь не предатели и никого не боятся. Принцессу не пугала собственная смерть, первый удар предназначался Джалалу, а второй ей самой. Она не промахнется и не испугается!


Бог Кришна, помоги мне! Богиня Кали, если ты привела меня к этому браку, позволь выполнить задуманное…

Джодха не успела договорить, вернее, прошептать свою просьбу, император двигался бесшумно, а его обувь была из отменной кожи, которая не скрипела.

Пальцы Джалала вывернули кинжал из ее руки.

Мгновение принцесса переводила дух, чтобы собраться с силами и хоть что-то ответить. Он ждал, теперь уже ноздри императора раздувались от ярости.

Джодха поняла, что все закончилось, ее жизнь загублена, но жалела только о том, что не смогла использовать единственную возможность убить ненавистного человека. Другой не будет.

Я вижу, что кинжал. Зачем? Зачем, я вас спрашиваю?! – Джалал не кричал, он буквально шипел с улыбкой аспида на устах, от этого его ярость казалась еще более страшной.

Что она могла ответить? Джодха молчала…

Кого вы намеревались убить – меня или себя? – император даже рассмеялся. – Неужели вы не понимаете, что, если бы просто замахнулись, Амер был стерт с лица земли? Принцесса Джодха, нет, извините, теперь королева Джодха, я принял все ваши условия, хотя они неприемлемы для гарема, женился на вас. Дал вам слово и сдержу его…

Так не трогайте меня, – ее губы задрожали, в голосе послышались даже нотки отчаяния. – Вы обещали…

Джалал присел на край постели, усмехнулся, разглядывая красивые ножны маленького острого кинжала:

Вы полагаете, что для меня такое большое счастье овладеть вами? В моем гареме сотни наложниц, страстных и умелых, и множество жен. Многие гораздо красивей, так что у меня нет необходимости мечтать о вашей благосклонности.

Тогда зачем я вам? – не сдавалась девушка.

Вы мне не нужны даже в качестве жены, хотя я женился на вас. Не знаю, объяснил ли ваш отец, что это политическая сделка…

Тем более!

До чего же вы упрямы. Я обещал не трогать вас и могу повторить свое обещание. Я не прикоснусь к вам без вашего на то согласия, вы мне неинтересны. Но позвольте сейчас напомнить одну простую истину. Мы объявлены мужем и женой, я вошел в вашу спальню, не мог этого не сделать, – красивая бровь Джалала приподнялась, глаза насмешливо блеснули в полутьме спальни, но Джодха не видела этого, она сидела, опустив голову. Даже сил посмотреть на ненавистного человека не оставалось. Он спокойно продолжил; – Могу удалиться, так и не прикоснувшись к вам, ну, если не считать синяка, который явно будет на вашем запястье. Но если завтра служанки и любопытные не увидят результатов на простынях… Это будет означать, что либо я бессилен, либо вы не девственны.

Джодха в ужасе ахнула. Она так надеялась убить Акбара еще до того, как он прикоснется, что совершенно не думала ни о чем другом. Он заметил этот ужас и снова усмехнулся;

Вижу, вы надеялись убить меня раньше, чем я успею что-то сделать? Похвальное стремление, но всегда нужно иметь запасной вариант. Так вот, если завтра не обнаружат следов… Моя мужественность слишком многим известна, чтобы в ней сомневаться, в отличие от вас у меня много свидетельниц… Значит, поползут слухи о вашей нечестности. Вы готовы опозорить свою семью? Скажите «да», и я уйду.

Теперь Джалал стоял, насмешливо глядя на несчастную супругу, которая закуталась в тонкое покрывало до самых распахнутых в немом отчаянии глаз, взгляд которых, тем не менее, упирался в пол – Джодха не желала видеть своего мучителя и боялась, что ее взор выдаст теперь уже не ненависть, а растерянность.

Ну, так я дождусь вашего ответа? Вам придется потерпеть сегодня, но обещаю никогда более не принуждать вас к близости и вообще не прикасаться. Разве что спасая от смертельной опасности.

С этими словами Акбар спокойно задул оставшийся светильник…

Джодха сжалась, понимая, что выхода просто нет. Не подчинись она, семья действительно будет опозорена. Ее родные не виноваты в том, что дочери не удалось исполнить свое намерение…

Девушка даже не заметила боль, душевная мука была столь сильной, что заглушила физическую…


Когда император ушел, несчастная Джодха зарылась лицом в подушку и залилась горючими слезами. Все, кому положено, утром увидят следы их близости, она бедром чувствовала лужу, в которой лежала, но как бы хотелось, чтобы вместе с тем они обнаружили и бездыханное тело!

Эта мысль заставила юную женщину даже сесть на ложе. Где же кинжал? Рука зашарила по постели, как же она не подумала, ведь это выход – она убьет себя и тем самым сделает виноватым Джалала! Почему она забыла о таком варианте?!

Счет шел буквально на мгновения, император вышел из спальни жены, сейчас туда войдут служанки и повитухи… Но кинжала нигде не было!


Джодха не успела…

– Поздравляю, Ваше высочество, все прошло отлично. – Повитуха улыбалась так, словно в этом была ее заслуга. – Вы стали женой императора Джалала. Вы стали королевой. Поздравляю!

Джодха буквально одеревенела, она не помнила, как прошел остаток ночи, как потом одевали утром. О кинжале и не вспоминала, к чему он теперь…

Императора увидела довольно скоро, вскоре после рассвета Джалал сам пришел к ней в комнату, махнул рукой служанкам:

Оставьте нас.

Те исчезли, словно тени. Джодха сидела, вперив взгляд в ковер на полу и моля богиню, чтобы император поскорей покинул комнату.

Дождавшись, когда за служанками опустится полог, Джалал вдруг протянул Джодхе… кинжал в ножнах:

Мне кажется, это ваше. Извините, что не позволил убить меня или себя. Это испортило бы праздник. Теперь для того, чтобы лишить меня жизни, вам придется отправиться в Агру. К большинству жен и наложниц я не хожу дважды, так что нужно очень постараться, чтобы повторить свою попытку. Могу утешить вас только в одном: вы будете жить в Агре в прекрасных условиях. И не вздумайте что-то сделать с собой теперь, ведь расплачиваться за это придется вашим родным. Я достаточно ясно все объяснил?

Не дожидаясь ответа, Джалал круто развернулся и вышел.

Джодха сидела, окаменев, он оказался предусмотрителен настолько, чтобы унести кинжал с собой! А потом так жестко разъяснил ей ее положение…


В комнату осторожно заглянула мать Джодхи, Майнавати Бегум.

Доченька, ты уже встала? Зейнаб сказала, что Его величество уже ушел, а ты привела себя в порядок, иначе я не посмела бы прийти. Повитухи объявили всем, что ты чиста, мы в этом ни на мгновение не сомневались, но так положено… Как ты?

Джодха поняла, как волновалась за нее мать, как будет волноваться впредь. Разве она могла рассказать ей о своей неудавшейся попытке убийства и разговоре с императором? Джодха вымученно улыбнулась, изо всех сил пряча слезы:

Все хорошо, мама. Император Джалал добр ко мне.

Тогда почему ты плачешь, если у тебя добрый и могущественный муж? И такой красивый…

Я не плачу, – Джодхе удалось украдкой смахнуть со щеки слезу, но мать не обманешь. Майнавати повернула ее лицо к себе:

Скажи мне правду. Что случилось?

Мама, я просто поняла, что теперь принадлежу к другому миру, что должна совсем скоро оставить вас и уехать из Амера. Мне будет вас не хватать!

Это было правдой и вполне объясняло слезы Джодхи. Кто осудит девушку, проливающую слезы из-за отъезда из родительского дома в неизвестность?


Свадебные торжества продолжились. Жители Амера и собравшиеся гости уже немного привыкли к императору Джалалу и его окружению, убедились, что Великий Могол не изрыгает пламя, а его люди не имеют по шесть рук с кинжалами в каждой. Но свадебное торжество все равно было похоже на траурное.

Это могло обидеть сторону жениха, Адхам-хан даже выговаривал главному визирю Атка-хану, мол, что за родня у невесты, должны быть счастливы, что дочь становится женой императора, а они оплакивают ее судьбу. Молочному брату Джалала невдомек, что для раджпутов брак с моголом, даже императором, жертва, а не восхождение к вершинам власти.

Сам Джалал внимательно наблюдал за новой родней. Он не из тех, кто выдает свои мысли, потому никто не мог понять, что на уме и в душе у Великого Могола.

Джодху это не интересовало, она мечтала об одном – умереть!

Жених и невеста, вернее, теперь уже муж и жена, снова сидели во главе свадебной церемонии. Император вдруг слегка склонился к ней и тихонько поинтересовался:

Кажется, вы плакали? Неужели так жалеете, что не смогли убить меня? – в голосе Джалала звучала насмешка, наверняка она была и в глазах, но Джодха не смотрела на мужа, а потому не видела.

Я плакала, как плачет всякая девушка, которой приходится покидать родительский дом.

Что ж, похвально, но я не изверг, вы сможете приезжать сюда погостить, когда пожелаете.

Он пробормотал это, кажется, чуть смущенно, Джодхе очень хотелось попросить вообще оставить ее здесь, раз уж она больше не нужна. Она так и сказала, ужаснувшись сама себе.

Мгновение Джалал недоуменно разглядывал сидевшее рядом чудо, потом рассмеялся:

Что вы, королева Джодха, как я могу оставить вас?! Вы мне необходимы как воздух.

И снова ему понадобилось мгновение, чтобы не выдать своего изумления.

Мне часто угрожает гибель то в бою, то во дворце… Я привык, и эта опасность потеряла свою остроту. А если вы со своим кинжалом будете совсем рядом… Это другое, это возбуждает.

Он еще и смеется над ней! Джодха с трудом сдержалась, чтобы не нагрубить, но не успела, Джалал поинтересовался:

Кстати, почему вы на меня не смотрите? За сутки, что мы женаты, я ни разу не видел ваших глаз. Уж не косят ли они?

Ноздри ее точеного носика возмущенно расширились, Джодха повернулась, чтобы сказать очередную резкость, даже рот открыла и… замерла. Она действительно не смотрела на императора, а потом мужа сначала потому, что не могла, а потом из опасений, что он увидит ненависть в ее глазах. Джодха слышала о том, что Джалал хорош собой, а его глаза завораживают, слышала о его многочисленных военных победах, о его уме и разумном правлении, но считала, что это все комплименты подданных. Кто же станет говорить дурно о своем правителе? Если такие найдутся, то это будут их последние слова, ведь всем известно, что император Джалал имеет жестокий нрав и не терпит непослушания. А еще, что у него нет сердца.

Рассказы о походах, победах и разумном правлении, а также большом гареме не оставляли сомнений, что Джалал едва ли моложе ее собственного отца. Все правители, которых она видела в своей жизни, были в возрасте и давно потеряли очарование молодости. Потому принцессы мечтали выйти замуж за молодых наследников, а не за их пожилых отцов. Голос у него молодой и насмешливый, но это ничего не значит. А что касается глаз… тут у каждого свой вкус!

Но сейчас Джодха, подняв голову, встретилась с лучистыми глазами, насмешливый взгляд которых пронзал насквозь. А главное, император Джалал молод, он моложе брата Джодхи! И… красив… Да, красив настоящей мужественной красотой, мама сказала правду.

Что-то не так, королева Джодха? Почему вы замерли?

Нет, все в порядке, Ваше величество.

Хорошо. И глаза у вас не косят, напротив, они очень красивые.

После этих слов Джалал попросту отвернулся от жены, начав разговор с кем-то из подошедших приближенных, Джодха словно перестала для него существовать. А юная женщина сидела, действительно оглушенная, она не могла осознать, что человек с такими глазами может быть врагом. Нет, Джодха не усомнилась в своей ненависти и желании убить императора моголов, но что-то внутри смутилось, ненавидеть человека со столь лучистым взглядом оказалось трудней, чем монстра, которого она себе представляла на месте реального мужа.

Это ничего не значит! – объявила Джодха сама себе.

Вы что-то сказали, королева Джодха?

Нет, Ваше величество, ничего.

Он наклонил голову к ее голове, чтобы не услышал никто другой:

У меня слух, как у тигра. Уж не засомневались ли вы в своей решимости убить меня? Было бы обидно, если бы вы сдались так быстро.

Джодха заметила, как внимательно наблюдает ее мать, на лице Майнавати играла довольная улыбка, наклонившись к бабушке Джодхи, женщина прошептала:

Смотрите, они воркуют, как голубки. Я уверена, что Джодха будет очень счастлива с мужем, они прекрасная пара.

Откуда Майнавати знать, что несколько часов назад ее дочь едва не убила мужа, да и теперь не отказывается от такого намерения.

Счастливо улыбалась тетушка Джалала, сестра его отца Гульбадан Бегум. Она обожала племянника, в свое время немало сделала, чтобы тому хорошо жилось во время пребывания заложником у его дяди, а потом для освобождения трехлетнего малыша. Джалал не забыл этого и любил тетушку искренне.

У Гульбадан семейная жизнь не сложилась, муж жил далеко, а она сама по себе у царственного племянника, чем, впрочем, совсем не была расстроена. Гульбадан любопытна, разговорчива и добродушна, что вселяло в души мамы и бабушки невесты надежду, что их девочку в гареме императора не съедят живьем.

Джодха такая красавица! Она будет самой красивой из жен Джалала, обязательно будет! – обнадежила тетушка своих новых родственниц. Женщины закивали со слезами на глазах. – Я сама прослежу, чтобы ей отвели лучшие покои во дворце! – Чуть подумав, Гульбадан со вздохом призналась: – Нет, лучшие у королевы Рукии, она главная жена. Потом королева Хамида, все же она мать императора. Но потом у Джодхи. Я обещаю!

Джодбай (Мариам –уз-Замани).

ДЖОДБАЙ (МАРИАМ-УЗ-ЗАМАНИ)

«Конечно, огненные испытания напрягают каждую вибрацию любви. Так же, как Рама желал обладать полностью сокровенной Ситой, и царь Акбар желал объединения с сокровенной Джодбай. Но Джодбай правильно утверждала свои права, и магнит её сердца притягивал величайших и мудрейших Нашего времени. Да, часто находил муж сокровенную жену в огненной беседе со своими министрами. При мудрой Джодбай не было нужды. Двор Акбара был очень посещаем. Скажу, родная, объединение Индии могло произойти Нашим объединением. Джодбай обладала тем магнитом, который сравним лишь с солнечной вибрацией. Страдания и счастье огненно переплетались в сердце. И Сита потом не являла полной любви. Царица любила очень, но ещё больше любил царь царицу.

-Как же могла любить она полностью при существовании других жён?

Браки те были политические, и много было явлено пренебрежений. Также Джодбай выезжала на охоту с величайшими мудрейшими Нашего времени. Двор при Акбаре был очень смешанным, и традиции были совсем особые…»
«Высокий Путь»

* * *

Замечательный, красочный фильм «Джодаа-Акбар» появился на мировых экранах в 2008 году. Главные роли исполнили ведущие и красивейшие актёры Болливуда(Голливуд в Мумбае)- Хритик Рошан и Айшварья Радж Баччан. Фильм был встречен широкой публикой с большим интересом и восхищением, в то же время определённую критику, так как некоторые исследователи считают, что настоящее имя любимой жены Акбара было Мариам-уз-Замани, а Джодбай её стали называть позднее. Следует отметить, что Мариам-уз-Замани также называли «Джодбай» в другом прекрасном фильме, посвящённом Акбару, снятым в 1960г. и ставшем классикой Индийского кинематографа-«Могол-е-Азам».

Приведённые выше слова Владыки о Джодбай, в принципе, не противоречат тексту, написанному современным Индийским автором, и его мы предлагаем вашему вниманию.

* * *

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба, или кратко Мариам-уз-Замани родилась 1 октября 1542 года. Её также называли Радж Кумари Хира Кунвари Сахиба, или просто Харкха Бай. Она была Раджпутской принцессой, старшей дочерью Качваха Раджпут, Раджи Бхармал, Раджи Амбер-княжеского государства в средневековой Индии, находившегося около Джайпура.

Статус Мариам-уз-Замани возвысился, когда она вышла замуж за Могольского императора Джалуддина Мухаммада Акбара. Она стала матерью императора Нуруддина Салима Джахангира, наследника трона её мужа.

Её имя в Могольских хрониках было записано, как Мариам-уз-Замани, и поэтому мечеть в её честь была воздвигнута в Лахоре, современном Пакистане. Её имя в некоторых источниках также упоминается, как Джода Бай или Джодбай, хотя при жизни под этим именем её не знали.

Хира Кунвари была сестрой Бхагвандаса и тётей Ман Сингха-I Амбера, который впоследствии стал « одним из девяти жемчужин» (Наваратнас) при дворе Акбара.
Хира Кунвари(её девичье имя) вышла замуж за Акбара 20 января 1562 года, Свадьба состоялась в Самбхаре, недалеко от Джайпура. Она стала третьей женой Акбара и одной из трёх главных королев. Хира Кунвари была на 22 дня старше своего мужа.

(примечание переводчика: день рождения Акбара -15 октября 1542 года)
Первая жена Акбара, Ругайя Бегум, была бездетна, а второй женой стала Салима Султан, вдова преданного ему генерала-Байрама Кхана. После замужества Хира Кунвари получила имя-титул Мариам-уз-Замани, что значит « Мэри века»

Будучи по своему рождению индуистской веры, она осталась преданной последовательницей Владыки Кришны, несмотря на то, что ей пришлось сменить веру. До сих пор её дворец украшен рисунками и фресками со сценами из жизни Кришны. Говорят, что Мариам-уз-Замани была активно вовлечена в политическую жизнь империи до тех пор, пока императором не стал Нур Джахан.

Также как и другие избранные женщины Могольского двора, Мариам-уз-Замани могла издавать официальные документы, хотя эта привилегия обычно принадлежала исключительно императору. Своё богатство и влияние она использовала для разбивки садов, сооружения колодцев и мечетей по всей стране.

В 1586 году она устроила свадьбу своего сына, принца Салима(Джахангира) со своей племянницей, принцессой Манмати (Манбхавати Бай), которая стала матерью принца Кхусро Мирзы.

Мариам-уз-Замани принадлежали корабли, на которых пилигримы добирались до Исламского святого города Мекка и обратно. В 1613 году её корабль «Рахими» захватили португальские пираты вместе с 600-700 пассажирами и грузом. Когда португальцы официально отказались возвращать корабль и людей, из Могольский двор отреагировал очень сурово. Сын Замани, Индийский император Джахангир приказал захватить португальский город Даман.

Мариам-уз-Замани умерла в 1622 году. Усыпальница была сооружена ещё при её жизни, в 1611 году, и она находится у национальной скоростной дороги Дели-Агра, возле Фатехпури Сикри. Мариам-уз-Замани, рождённая и воспитанная в индуистской религии, была похоронена согласно исламской традиции, и её не кремировали, как это делают в индуизме.

Существующее ныне убеждение, что Раджпутская жена Акбара, мать Джахангира, была известна под именем Джодха бай(Джодбай). В известном биографическом труде, посвящённом Акбару, «Тузук-е-Джахангир», её называют Мариам Замани. Ни в автобиографии « Акбарнама», ни в других исторических текстах того времени её не называют Джодбай.

По мнению профессора Ширин Мусви, историка из Мусульманского Университета Алигарх, жену Акбара впервые назвали Джодбай в 18 веке в одном из исторических исследований. Согласно мнению другого профессора женщина по имени Джодбай вовсе не была женой императора Акбара, а она была раджпутской женой Джахангира, принцессой Манми из Джодпура. Есть и другие мнения относительно имени Джодбай. На презентации фильма « Джодаа-Акбар» Падмини Деви, представительница королевской семьи Джодпур, открыто заявила, что женщина по имени Джодхабай существовала на самом деле, и что она вышла замуж за Императора Акбара. Их союз принёс мир между Моголами и Раджпутами. Согласно мнению профессора Чандры, кем бы ни была та женщина,-имя Джодаа ей было дано потому, что она родом из государства Джодпур.

Перевод с англ. Галины Ермолиной

Примечание переводчика: Однажды во время экскурсии в Дели нас привезли в роскошный магазин Imporium, что находится недалеко от знаменитого Кутаб-минара. Мне очень хотелось приобрести небольшое изображение Акбара, но при разговоре с владельцем магазина стало понятно, что здесь всё очень дорого, и чудесный небольшой портрет Акбара, выполненный на белом мраморе, я не могу себе позволить. Всё же я продолжала расспрашивать о том, что ещё, связанное с Акбаром, есть у него в магазине. Если не купить, то хотя бы посмотреть. Уверовав в мой неподдельный интерес, хозяин магазина предложил нам подняться на второй этаж, где на стенах висели портреты императорской семьи моголов. Все портреты были старинного письма и вида. Потрясающее зрелище! Среди всех прекрасных портретов особенно притягивали внимание два портрета-Акбара и Джодбай, как подтвердил хозяин магазина. Это парадные портреты, Акбар и Джодбай сидят в креслах, каждый держит цветок в руке-согласно канонам портретной живописи того времени. Акбар на портрете выглядит очень узнаваемым, а Джодбай похожа на своё изображение на другом портрете.

Исторические личности, подвижники:: публикации по теме»

Во времена османского владычества, армяне массово эмигрировали с исторической родины в Индию. Семья предков Мариам-уз-Замани не стала исключением. В этой статье речь пойдет о правительнице империи Великих Моголов, Мариам-уз-Замани, происходившей из армянского княжеского рода.

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер, располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай.

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве - Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами, переселившимися в Индию в 16-17 веках», - рассказывает профессор и историк университета Махадх, Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность. Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов, прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости, она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну - строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле», - рассказывает Синха.

Среди его жен, одна - Ругайя Бегум, была женщиной преклонных лет, другая - Салима Султан, была бездетна, а от других - дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани», что означало «правительница века».

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум, Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере», - говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать, но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника, построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар», где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики.

Подготовила Лилит Мкртчян

Мариам-уз-Замани Бегум Сахиба родилась 1 октября 1542 года в княжеской семье государства Раджи Амбер , располагавшегося недалеко от Джайпура (средневековая Индия). Девушка носила титул принцессы Раджпутской и по словам историков, имела множество имен, которые запомнились в истории, как Хира Кунвари, Джодха Бай или Джодбай .

«Принцесса Раджпутская, или как ее называли в девичестве - Хира Кунвари, происходила из знатного армянского рода. Это подтверждают многие свидетельства, оставленные нам индийскими армянами, переселившимися в Индию в 16-17 веках», - рассказывает профессор и историк университета Махадх , Маниш Синха.

Выйдя замуж за императора Джалуддина Мухаммада Акбара, принцесса обрела известность. Акбар Великий, как его еще называли, был третьим падишахом Великих Моголов , прямым потомком Тамерлана и внуком Бабура, основателя династии. Во время его правления был введен запрет на браки между детьми и упразднен обычай «сати» (сожжение вдов вместе с умершими мужьями) . В первые годы своего правления он проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Падишах призвал индусов к единству и ввел в ислам обычаи из других религий, разрешив строить индуистские храмы, церкви и синагоги. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культура и искусство Индии.

Свадьба Мариам и Акбара состоялась в Самбхаре, в 1562 году. Для Акбара Мариам была третьей по счету женой (на самом деле у него их было больше 200). Но из-за своей утонченности, храбрости и мудрости, она взяла первенство у всех остальных. Из истории известно, что Акбар искренне любил только одну - строптивую принцессу Раджпутскую.

При дворе Мариам была самой влиятельной женщиной, она имела право издавать свои собственные указы по некоторым вопросам, вела активную торговлю с другими странами, использовала свое влияние и богатство для сооружения колодцев и каналов по всей стране. По ее повелению также было разбито множество прекрасных садов.

«Хира Кунвари, как любимая жена, обладала особенным характером. К тому же она была чрезмерно хитра, подарив императору наследника Джахангира, что еще больше закрепило ее положение на престоле» , - рассказывает Синха.

Среди его жен, одна - Ругайя Бегум, была женщиной преклонных лет, другая - Салима Султан, была бездетна, а от других - дети умирали еще в младенчестве. В честь наследника и любимой жены Акбар воздвигнул мечеть в Лахоре, в современном Пакистане. Положение принцессы еще больше возросло и она стала носить имя «Мариам-уз-Замани» , что означало «правительница века» .

Так во времена правления императора Акбара и правительницы Мариам-уз-Замани Бегум, Империя Моголов достигла своего «золотого века».

«Правительница моголов всю жизнь помогала императору Акбару править. По религии Мариам-уз-Замани исповедовала буддизм. И до конца своих дней была предана своей вере» , - говорит Синха.

В 1605 году после долгой болезни умер Акбар, а спустя семнадцать лет (1622 г.), умерла и Мариам. По буддисткой традиции ушедших должны были кремировать, но правительницу после смерти похоронили согласно преданиям ислама. Она похоронена в дворцовой усыпальнице из красного песчаника, построенного Акбаром еще при жизни. Дворец находится в нескольких километрах от Агры, недалеко от Фатезпури Сикри. Сейчас этот дворец является жемчужиной Индии, на который съезжаются посмотреть туристы со всего мира.

История Мариам и Акбара экранизирована в фильме «Джодха-Акбар» , где главные роли исполнили Ритик Рошан и Айшварья Рай Баччан. Сценарий фильма сильно отличается от исторических фактов и это вызвало недовольство среди критиков киноиндустрии Болливуда. Но по мнению режиссера и сценаристов фильма, измененный сценарий не отразился на восторг и интерес публики.

Подготовила Лилит Мкртчян