Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

Характеристика типов личности по Дж. Холланду

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

2. Интеллектуальный тип

Для него характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Черты характера – стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

Из книги Восемь типов мужчин, успешных с женщинами автора Ди Анджело Дэвид

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Характеристика типов темперамента Известный российский психолог В. С. Мерлин создал таблицу, в которой обобщены самые важные психологические проявления темперамента. Предлагаем эту таблицу с некоторыми сокращениями (табл. 2).Таблица 2. Психологические характеристики

Из книги Социальная психология: конспект лекций автора

ЛЕКЦИЯ № 2. Социально-психологическая характеристика личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

4. Классификация типов личности и уровней ее развития Существуют три социально-психологических типа личности.Пикники адаптируются к социальной среде, отстаивают свои интересы, не входя в конфликт.Атлетики общительны и социально активны.Астеники чувствительны к

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

11. Психологическая характеристика типов нервной деятельности Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов

Из книги Психология личности: конспект лекций автора Гусева Тамара Ивановна

ЛЕКЦИЯ № 7. Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента Под темпераментом понимают природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике тонуса и уравновешенности

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Ганс Айзенк: теория типов личности Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказание поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анализу как способу охватить целостную картину личности. Однако Айзенк использует

Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович

Основные концепции и принципы теории типов личности Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме (рис. 6–4) присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное

Из книги Как научиться разбираться в людях автора Егидес Аркадий Петрович

Личностная тревожность как характеристика личности Оценки проставляются так:почти никогда - 1 балл, иногда - 2 балла, часто - 3 балла, почти всегда - 4 балла, в зависимости от того, как Вы чувствуете себя

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАКОМИВШИСЬ с различными психотипами, попробуем теперь представить себе, как будут вести себя разные личности в различных обстоятельствах. Зная их основные свойства, уже нетрудно предсказывать их поведение в различных

Из книги Психология личности [Культурно-историческое понимание развития человека] автора Асмолов Александр Григорьевич

Характеристика четырех типов темперамента Холерик – человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует на любое событие очень быстро, часто необдуманно, не успевает «затормозить», сдержаться,

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Приложение 4 Квалификационная характеристика профессии «Психология личности» I. Сферы деятельности: частная жизнь личности; семья; этническая, религиозная, политическая и профессиональная социализация человека; социальная работа; средства массовой

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

Глава XII. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ §74. Психические свойства личности Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства,

Из книги Как понимать людей с первого взгляда автора Титова Наталья

9.1. Характеристика личности и проблем детей на основе данных бесед с клиентами С целью изучения влияния описанных нами во второй главе стилей родительского воспитания на развитие личности детей и возникновение у них жизненных проблем, мы сформировали из всей нашей

Из книги автора

1 Шесть типов личности Человек всегда больше того, что он о себе знает. К. Ясперс Давайте разберемся, каким же может быть объяснение поведения человека.Помните: за каждым поступком и действием человека стоит его ключевая психологическая потребность. Люди никогда и ничего

EDUSTEPS

Люди имеют разные типы личности. По мнению , есть шесть типов личностей:





.
Более детально в этой статье поговорим о Конвенциональном типе личности.

Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.

Конвенциональный тип (К) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор - банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности К-типа:
- работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;
- управление офисным оборудованием;
- ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;
- написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:
- арифметические способности;
- канцелярские способности;
- ручная тонкая моторика;
- организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Свяжись со специалистом EduSteps:
+38 044 333 60 04, [email protected]


Личные качества, ценности:
- сознательность, упорство, практичность, честность;
- самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;
- бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;
- для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;
- наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:
- данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;
- большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;
- отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;
- хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Типичные хобби:
- коллекционирование (марки, монеты и т. п.);
- постройка моделей;
- проекты улучшения жилища;
- участие в гражданских и общественных организациях;
- игры с ясными и четкими правилами.

Профессии Конвенционального типа: страховой агент, адвокат, аудитор, бухгалтер, счетовод, банкир, серетарь, экономист, налоговый инспектор, оператор ПК, архивариус, библеотекарь, диспетчер, контролер качества материалов, лингвист (переводчик, филолог), медсестра, мехатроник, микробиолог, полицейский-миллиционер (судебный исполнитель), оператор почтовой связи, контролер-кассир, фармацевт, химик-технолог, чертежник, корректор, логист, программист, стенографист, супервайзер, электротехник, товаровед, юрист (нотариус), аудитор, преподаватель на курсах вождения автомобиля, военный, web-дизайнер и др.

Важно подчеркнуть, что каждый человек обладает личностными свойствами характерными для всех шести типов, однако доминируют при этом черты всего лишь одного или нескольких типов.

Статья подготовлена по материалам Макеева Н., Даниловой С. и Егоровой И. для студентов и школьников.

Любая профессия предполагает, что человек, занимающейся ею, обладает определённым набором способностей и качеств. Они могут быть проявлены в большей или в меньшей степени. Это – профессиональная направленность личности.

Профессиональная направленность личности – это целая система движущих человеком мотивов. Она определяет его тип мышления, склонности, потребности и желания, интересы.

Американский психолог Дж. Голланд, изучая индивидуальные особенности людей, предложил классификацию, исходя из того какая личность в какой сфере скорее добьется успехов и благодаря каким качествам. Всего им было выделено шесть основных типов личности.

  • реалистический тип (Р)
  • интеллектуальный тип (И)
  • социальный тип (С)
  • конвенциальный тип (К)
  • предприимчивый тип (П)
  • артистический тип (А)

Реалистический тип. Такие люди характеризуются общей эмоциональной стабильностью, они ориентированы на настоящее. Отдают предпочтение профессиям, связанным с конкретными объектами (техника, машины, инструментами) и их практическим применением. Профессии: механики, техники, конструкторы, инженеры, моряки и пр.

Конвенциальный тип. Эти люди хорошие исполнители. Они придерживаются стереотипного, консервативного подхода. Есть способности к обработке числовой информации, легко справляются с монотонной, рутинной работой, работой по инструкции. Успеха такие люди добиваются в работе, где необходима точность, собранность, чёткость и внимательность. Профессии: машинист, бухгалтер, товаровед, экономист, финансовый служащий и т.п.

Интеллектуальный тип. Люди этого типа склонны к умственной деятельности. У них хорошо развиты аналитические способности и теоретическое мышление. Предпочитают решать сложные интеллектуальные задачи, чем решать конкретные практические вопросы. Профессии: обычно математики, физики, астрономы, программисты и т.п.

Предприимчивый тип. Такие личности стремятся к сферам деятельности, где можно проявить свою изобретательность. Они полны энтузиазмы, инициативны и импульсивны. Выбирают обычно руководящие роли – это позволяет им проявить се6я, удовлетворить потребность в доминировании и признании. Активны и предприимчивы. Профессии: директор, предприниматель, администратор, журналист, юрист, дипломат и т.п.

Социальный тип. Цели и задачи этих людей направлены на сближение с людьми, максимальное взаимодействие с обществом. Стремятся учить, воспитывать. Нуждаются в контактах, могут быть зависимы от мнения окружающих. Хорошо умеют общаться, сопереживать. При решении проблем опираются, в основном на эмоции, чувства и ощущения. Профессии: педагог, воспитатель, психолог, врач, социальный работник и т.п.

Артистический тип. Эти люди далеки от статичного графика работы и деятельности, где необходимо применение физической силы. Им трудно следовать правилам, они живут, опираясь на свои ощущения и эмоции, интуицию. Обладают хорошо развитым воображением. Профессии: музыкант, художник, дизайнер, литературный деятель, фотограф, артист и пр.

Для определения вашего типа можно пройти несложный тест профессиональной направленности личности Голланда.

Инструкция: "Из каждой пары профессий нужно указать одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора".
а б
1 инженер-техник инженер-контролер
2 вязальщик санитарный врач
3 повар наборщик
4 фотограф зав. магазином
5 чертежник дизайнер
6 философ психиатр
7 ученый-химик бухгалтер
8 редактор научного журнала адвокат
9 лингвист переводчик художественной литературы
10 педиатр статистик
11 организатор воспитательной работы председатель профсоюза
12 спортивный врач фельетонист
13 нотариус снабженец
14 перфоратор карикатурист
15 политический деятель писатель
16 садовник метеоролог
17 водитель медсестра
18 инженер-электрик секретарь-машинистка
19 маляр художник по металлу
20 биолог главный врач
21 телеоператор режиссер
22 гидролог ревизор
23 зоолог зоотехник
24 математик архитектор
25 работник ИДН счетовод
26 учитель милиционер
27 воспитатель художник по керамике
28 экономист заведующий отделом
29 корректор критик
30 завхоз директор
31 радиоинженер специалист по ядерной физике
32 водопроводчик наборщик
33 агроном председатель сельхозкооператива
34 закройщик-модельер декоратор
35 археолог эксперт
36 работник музея консультант
37 ученый актер
38 логопед стенографист
39 врач дипломат
40 главный бухгалтер директор
41 поэт психолог
42 архивариус скульптор
Цель:определение индивидуальных особенностей личности. Ребенку дают простой карандаш и стандартный лист бумаги А4 и просят создать рисунок. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь». На вопросы следует отвечать уклончиво («Любого», «Рисуй, какого хочешь»). В процессе рисования фиксируются все вопросы, реплики, особенности поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения. После того как рисунок завершен, следует перейти к беседе. Беседа может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто смотрит на него? Во время беседы с ребенком можно попросить его разъяснить неясные детали рисунка. Другой вариант беседы – попросить ребенка сочинить историю об этом человеке. Краткая версия обработки графической информации. Оцените рисунок ребенка по следующим пунктам: У человека нарисована голова. У него две ноги. Две руки. Туловище достаточно отделено от головы. Длина и ширина туловища пропорциональны. Плечи хорошо прорисованы. Руки и ноги соединены с туловищем правильно. Места соединения рук и ног с туловищем ясно выделены. Шея ясно просматривается. Длина шеи пропорциональна размерам тела и головы. У человека нарисованы глаза. У него нарисован нос. Нарисован рот. Нос и рот имеют нормальные размеры. Видны ноздри. Нарисованы волосы. Волосы прорисованы хорошо, они равномерно покрывают голову. Человек нарисован в одежде. По крайней мере, нарисованы основные части одежды (брюки и пиджак/рубашка). Вся одежда, изображенная помимо указанной выше, хорошо прорисована. Одежда не содержит абсурдных и неуместных элементов. На руках изображены пальцы. На каждой руке пять пальцев. Пальцы достаточно пропорциональны и не слишком растопырены. Большой палец достаточно хорошо выделен. Хорошо прорисованы запястья. Прорисован локтевой сустав. Прорисован коленный сустав. Голова имеет нормальные пропорции по отношению к телу. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или длиннее, но не более чем в два раза. Длина стоп равна примерно 1/3 длины ног. Длина ног равна примерно длине туловища или длиннее, но не более чем вдвое. Длина и ширина конечностей пропорциональны. На ногах можно различить пятки. Форма головы правильная. Форма тела в целом правильная. Очертания конечностей переданы правильно. Грубые ошибки в передаче остальных частей отсутствуют. Уши хорошо различимы. Уши находятся на своем месте, и имеют нормальные размеры. На лице прорисованы ресницы и брови. Зрачки расположены правильно. Глаза пропорциональны размерам лица. Человек смотрит прямо перед собой, глаза не скошены в сторону. Четко различимы лоб и подбородок. Подбородок отделен от нижней губы. Чем рисунок ребенка ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу 1 балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу очки. 5 лет – 10 очков 6 лет – 14 очков 7 лет – 18 очков 8 лет – 22 очка 9 лет – 26 очков 10 лет – 30 очков 11 лет – 34 очка 12 лет – 38 очков 13 лет – 42 очка 14 лет – свыше 42 очков В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображения (меч для воина). Анализ рисунка. Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры. Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление. Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола. Символическое значение фигуры человека. Голова. Если ребенок уделяет голове слабое внимание – это может говорить о проблемах адаптации к социальной среде, трудностях общения или даже наличии невроза, поскольку голова и, в частности, лоб – отражение самоконтроля и сферы социальных контактов. Отсутствие лба – ребенок сознательно игнорирует умственную сферу. Непропорционально большая голова – знак того, что ребенок страдает от головных болей или испытывает иные негативные воздействия в этой области. Фиксация на голове может быть связана с ослаблением интеллектуальных способностей или контроля, в результате чего значение этой части тела для ребенка возрастает. Большая голова выступает в таком случае как выражение стремления компенсировать недостающее. Волосы. Выделение волос на голове – стремление подчеркнуть мужественность мужской фигуры. Акцентирование девочек на волосах, тщательное изображение пышных причесок, длинных, ниспадающих каскадом волосах в сочетании с другими явными элементами украшения – раннее сексуальное созревание. Лицо – символ сферы общения, самая социальная часть рисунка. Черты лица изображены нечетко, слабо прорисованы, лицо схематично, упускает изображение черт лица, лицо рисует в последнюю очередь – сложности в общении, робость, очень насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим. Вытаращенные глаза, сжатые губы, открытый рот с оскаленными зубами – агрессия и враждебность. Хорошо прорисованные черты лица – внимание к себе, здоровое самоуважение. Закрашенное лицо, изображение звериного лица или напоминающего робота, обезличенного, ничего не выражающего лица - негативный знак, потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я». Подбородок – отражение силы воли, властности, мужественности. Увлечение изображением подбородка (часто стирают, перерисовывают, обводят, сильно выступает) – компенсация слабости, нерешительности, боязнь ответственности, стремление к превосходству и обретению значимости в глазах окружающих. Особенно если в изображении остальных частей линии слабые, легкие. Автор рисунка не обладает такими качествами в действительности, а лишь рисует себя таким в воображении. Брови. Аккуратные брови – свидетельство заботы о собственной внешности, ухоженности, сдержанности, умеренности. Густые, мохнатые брови – грубость характера, строптивость, несдержанность, примитивность нравов. Поднятые брови – надменность, высокомерие. Уши – открытость восприятия или настороженность по отношению к окружающему миру. Пропуск этой части или сокрытие ее волосами незначительное упущение. Определенное выделение ушей – чувствительность к замечаниям и осуждению; косвенно – упрямство и неподчинение авторитетам. Глаза – отражение внутреннего мира ребенка. Пристальный, пронизывающий взгляд – агрессивность. Глаза большие, с прорисованными зрачками или без зрачков с заштрихованными склерами – символ страха или тревоги. Глаза широко открытые, но не преувеличенные – любознательность. Взгляд не прямой, а скошенный – подозрительность. Маленькие глаза – скрытность, сосредоточенность на себе, поглощенность собственными чувствами. Закрытые глаза – попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов. Отсутствие зрачков, пустые глазницы – крайний эгоцентризм, ребенок не находит вокруг ничего достойного своего внимания. Красивые, симметричные, хорошо прорисованные глаза – желание быть привлекательным, симпатичным другим людям. Рот – многозначный элемент. Рот открыт – агрессивность, вербальная активность агрессивного характера; если прорисованы зубы – явная агрессия, возможно защитная. Выделение рта (стирание, смещение, непропорциональные размеры, подчеркивание и т.д.) – типично для маленьких детей, еще не так давно находившихся в оральной зависимости от матери. У детей более старшего возраста – признак несамостоятельности, зависимости. Рот, обозначенный одной прямой чертой – внутреннее напряжение. Губы – общепринятый символ сексуальной сферы. Пухлые губы у фигуры, нарисованной девочкой – признак верной половой идентификации. Прорисованные губы (у подростка) – наличие нарциссических тенденций. Нос. Отсутствие носа – некоторая степень интеллектуальной недостаточности. Шея– связующее звено между телом (символ животных страстей, импульсивной жизни) и головой (интеллектуальный центр, разум, контроль). Длинная шея – зажатый, скованный, хорошо контролирующий себя человек. Короткая шея – естественность, прямолинейность. Отсутствие шеи – признак незрелости. Руки – символ активности, коммуникативности и контактности. Руки разведены в стороны, как для объятия – признак общительности, активного взаимодействия с внешним миром. Руки спрятаны за спиной, вяло висят вдоль тела, плотно прижаты к телу, ладони скрыты в карманах – необщительность и замкнутость. Гибкие, подвижные, свободно располагающиеся руки – хорошая социальная приспособляемость, легкость установления контактов с окружающими. Жесткие, негнущиеся, механически распростертые, согнутые под прямым углом – поверхностные, неэмоциональные контакты с внешним миром. Крупные, большие ладони – признак деятельного, взрывного характера. Отсутствие ладоней – неприспособленность, отсутствие веры в свои силы, чувство непригодности. Тщательно прорисованные пальцы – способность контролировать ситуацию, держать в руках, управлять ею. Длинные пальцы с ногтями или подчеркивание кулаков – агрессия, воинственность. Кулаки на руке отведенной от тела – открытая враждебность, бунтарство, противостояние. Руки со сжатыми кулаками прижаты к телу – скрытая, подавленная тенденция к бунту. Агрессия – пальцы как когти хищной птицы; руки, поднятые вверх, закрашенные руки. Отсутствие рук – крайняя степень пассивности, бездеятельности, необщительности, робости, интеллектуальной незрелости; для старшего возраста – чувство вины в связи со своим агрессивным отношением. То же и сильно заштрихованные кисти рук. Короткие руки – замкнутость, обращенность внутрь, на себя. Длинные руки – направленность на внешний мир, контактность. Большие, мускулистые руки – приоритет силы, стремление стать физически сильным, компенсация собственной слабости. Туловище – символ представления ребенка о физическом облике человека. Сильное, мускулистое тело, нарисованное хрупким, слабым ребенком – признак компенсации. Крупное, сильное тело с мощными плечами – внутренняя сила, сильное эго. Широкие, массивные плечи – выражение физической силы и превосходства. Сильный ребенок рисует слабое тело – это связано с переживанием из прошлого опыта. Хрупкое тело – выражение собственной слабости. Пупок (маленький ребенок) – признак эгоцентризма, если ребенок старшего возраста – инфантильность или стремление уйти в себя. Округлая форма туловища – уравновешенность, более спокойный характер, некоторая женственность. Угловатая, прямоугольной формы фигура – мужественность, энергичность и экспрессивность. Украшение фигуры (бантики, пряжки) – повышенное внимание к собственной персоне. Изображение внутренних органов – крайне негативный признак – серьезные психические нарушения. Ноги – символ опоры, устойчивости. Стопы нарисованы в профиль – признак устойчивости, уверенности в себе. Стопы пальцами к наблюдателю, или отсутствие стоп – чувство неуверенности. Отделение нижней половины тела жирной чертой (подростки) – проблемы в сексуальной сфере. Слабые, короткие, плохо прорисованные или заштрихованные ноги – выражение неуверенности, слабости, собственной никчемности, упадка духа. Ступни одетого человека изображаются с пальцами – крайняя агрессивность. Маленькие, неустойчивые ступни – чувство незащищенности. Гениталии. Сокрытие области гениталий часто встречается у девочек-подростков. У женской фигуры руки изображаются застенчиво прикрывающими нижнюю часть живота, в то время как руки мужской фигуры смело разводятся в стороны. Над нижней частью живота могут быть изображены различные предметы (букет, др.). Откровенное изображение гениталии – очень редко. Смещение интереса от своего тела к увлекательному окружающему миру, что характерно для поведения детей в период скрытой сексуальности. Вероятно, ребенок развит не по годам, осведомлен о высокой эмоциональной ценности, вложенной в половые органы. Операция на грыжу или обрезание может вызвать страх кастрации. Соблазнение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут возбудить ребенка в течение периода скрытой сексуальности. В большинстве случаев причина изображения гениталий – нарушение поведения, агрессия, фобия. Т.к. нарисованная фигура тесно связана с автором рисунка и, определенным образом характеризует его, следует обратить внимание на размер фигуры, ее позу, расположение на листе, качество линий (нажим, твердость, продолжительность, прерывистость), последовательность изображения деталей, использование фона, а также посторонних объектов. Учитываются пропорции частей тела фигуры, наличие незавершенных элементов рисунка, уровень прорисованности деталей, присутствие сильного нажима и его локализация, стирания, внесение изменений в рисунок, выраженные на лице человека и в его позе эмоции. Размер и расположение. Маленькая фигура, которая скромно занимает лишь маленькую область пространства – чувство незащищенности, тревоги, депрессия, неприспособленность. Излишне большие, громоздкие размеры фигуры – слабый внутренний контроль и экспансивность. Наклоненная фигура – нехватка психической неуравновешенности, нестабильность. Фигура смещена вправо – ориентация на внешний мир. Смещение влево – акцентирование на себе. Рисунок преимущественно в верхней части листа – оптимизм. Расположение фигуры в нижней части листа – чувство угнетенности, подавленности. Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа – завышенная самооценка. Ребенок рисует линию земли, и располагает человека высоко от нее, будто парит – оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью. Перспектива. Мальчики (редко – девочки) подросткового возраста иногда изображают человека телом анфас и головой в профиль – признак социальной напряженности, определенное чувство вины, связанное со сферой общения. Голова в профиль, туловище анфас, ноги в профиль – низкое умственное развитие и нарушение пространственного воображения. Другие особенности изображения. Эффект прозрачности (возможность видеть на рисунке одну деталь сквозь другую). Это естественный фактор, если рисунок выполнен 6-летним ребенком. В более старшем возрасте это имеет негативное значение, т.к. противоречит реальности. Возможно признак небольшой задержки развития, а также дезорганизация личности или умственная отсталость. В «мягком» варианте прозрачность свидетельствует, что ребенку не хватает поддержки и защиты. Негативное значение прозрачности оценивается по количеству прозрачных элементов и по размеру прозрачной детали (второй случай более показателен). Необязательные детали. Сигарета, трубка, оружие, трость, пуговицы, карманы, шляпа. Оружие в руках фигуры – признак враждебности, агрессивности. Пуговицы, карманы в рисунках детей старшего возраста – недостаточная зрелость, инфантильность. Акцентирование галстука, шляпы – сексуальный подтекст. Другие сексуальные символы – трубка, сигарета, и реже трость. Выделение ширинки на брюках (подростки) – озабоченность мастурбацией. Разрозненные части тела. Это свидетельство отклонений – отказ создать целостный рисунок, отмечается у детей с личностной дезорганизацией. Ограниченные, аскетичные, роботоподобные рисунки рисуют социально незрелые дети. Наиболее типичное нарушение – расхождение между способностями и успеваемостью в школе. Чрезмерная штриховка. Акцентирование на штриховке всей нарисованной фигуры или ее части (лицо, нижняя часть тела, др.) – тревожность. Чрезмерную, энергичную штриховку, иногда направленную на область гениталий, можно наблюдать в рисунках подавленных, чрезмерно контролируемых младших школьников, в возрасте, близкому к периоду скрытой сексуальности. Для детей старше 13 лет штриховка – показатель эмоционального расстройства. Рисунки без людей. Для маленьких детей – вероятные трудности в межличностном общении. Отказ рисовать человека и изображение неодушевленных объектов необходимо рассматривать как необычный, возможно, девиантный поступок, предполагающий трудности в межличностных отношениях, аномальное равнодушие, эмоциональную отчужденность, аутизм. Темные облака и заштрихованное солнце. Сияющее солнце – хорошо приспособленный ребенок. Ливневые облака, заштрихованное солнце – несчастный, тревожный, подавленный ребенок.

Американский психолог Дж. Холланд предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности:

  • реалистический
  • артистический
  • интеллектуальный
  • конвенциальный
  • предприимчивый
  • социальный.

В реальной жизни люди, которых можно было бы отнести строго к определённому типу, встречаются крайне редко. Чаще всего в человеке присутствуют черты двух, а то и трёх типов. Тогда говорят о преобладающем типе или нескольких типах. Опросник Дж. Холланда как раз и позволяет человеку определить преобладающий тип личности, а следовательно, понять, какие направления деятельности для него более эффективны.

Реалистический тип

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар). Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Социальный тип

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко люди этого типа любят поучать и воспитывать окружающих. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Артистический тип

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Конвенциальный тип

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

Предприимчивый тип

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании (предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер).

Интеллектуальный тип

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.