Сон играет важнейшую роль в режиме дня ребёнка. От того, как проснётся малыш, зависит его настроение, состояние здоровья и то, как он проведёт остаток дня. В детском саду организовать правильное пробуждение сложнее, чем родителям дома, ведь нужно, чтобы 15, 20, а то и 30 человек практически одновременно скинули оковы Морфея, да ещё и сделали это правильно. Решить такую задачу непросто, но со знанием некоторых методических нюансов вполне реально.

Цели, задачи и приёмы

Гимнастика после сна - это комплекс упражнений, которые обеспечивают нерезкий переход от спокойствия к бодрствованию.

Целями проведения таких занятий является:

  • подъём мышечного тонуса;
  • улучшение настроения;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • укрепление дыхательного аппарата;
  • предотвращение развития проблем с осанкой, плоскостопия;
  • воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

От того, как проснётся каждый ребёнок, зависит не только его настроение, но и эмоциональная атмосфера всей группы

Для реализации поставленных целей, каждый день педагог подбирает упражнения для решения таких задач, как:

  • приведение в тонус нервной системы (то есть предотвращение раздражительности, тревожности, которые могут возникнуть после пробуждения);
  • улучшение работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, а также стабилизация защитных функций организма);
  • создание позитивной атмосферы в группе.

Всё это возможно при грамотном сочетании приёмов проведения гимнастики после сна.


Виды гимнастики, или немного о терминах

Гимнастика после сна в некоторых источниках называется корригирующей, а иногда включает корригирующую в свой видовой ряд.

Это интересно. Корригирующая гимнастика (от лат. corrigo - выпрямляю, исправляю) - это вид лечебной гимнастики - специальных упражнений для устранения нарушений осанки; оказывает она и общеукрепляющее действие (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет отдельные группы мышц); восстанавливает равновесие между кривизнами позвоночника.

Исходя из определения, включающего основные цели и задачи проведения упражнений после сна, можно сделать вывод, что гимнастика после сна, бодрящая и корригирующая - это всё термины одного синонимичного ряда. Видами корригирующих упражнений могут быть:

  • коррекционные занятия (упражнения, направленные на исправление каких-то конкретных нарушений в работе детского организма, например, плоскостопия или искривления грудной клетки);
  • закаливание (если не считать прогулки, то закаливание - удел не многих, потому что это особый тип оздоровительных процедур, который проводится, как правило, в специализированных группах, в него включаются умывания холодной водой, обливания на улице и т.д.);
  • ленивая гимнастика (упражнения, которые выполняются лёжа, сидя, без резких движений сильных физических нагрузок);
  • физкультминутки (проводятся регулярно в перерывах на занятиях, чтобы дети не только передохнули, но и поработали на укрепление организма);
  • профилактическая гимнастика (универсальный набор упражнений, который чаще всего и используется в дошкольных детских учреждениях).

Это интересно. Профилактическая гимнастика иногда называется бодрящей.

Типы упражнений

Если говорить о корригирующей гимнастике после сна, то она включает:

  • упражнения сразу после пробуждения - в кровати;
  • занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
  • корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
  • дыхательная гимнастика.

Правила проведения бодрящей гимнастики

Чтобы подготовить малышей к периоду бодрствования во второй половине дня, стоит выполнять ряд рекомендаций, выработанных опытом педагогов:


Методика проведения

Если подвести итого вышесказанным особенностям организации корригирующей гимнастики, то можно прийти к выводу, что оптимальным соотношением будет комбинация 2–3 упражнений в кровати, 1–3 на полу или на коврике и 2–3 дыхательных, проводимых под спокойную музыку (например, звуки природы или классику). На выполнение гимнастики в целом уйдёт 5–10 минут.

Потраченные 5–10 минут после сна помогают сохранять и укреплять здоровье детей

Таблица: картотека упражнений после сна

Дата Название упражнения Описание
Сентябрь Гимнастика в кровати
«Велосипед» И. п. : лёжа на спине, «крутим педали со звуковым сопровождением «ж-ж-ж» (6 раз)
«Котёнок» И. п. : лёжа в позе спящей кошечки, мурлыкать. Котёнок встаёт на колени и выгибает спину со звуком «ш-ш-ш» (6 раз).
«Массаж рук» И. п. : сидя, скрестив ноги. Моем кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливаем каждый палец (6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3–4 раза Я прошу подняться вас - это раз,
Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперёд смотри - это три.
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - пять.
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
Дыхательные упражнения
«Рычание» Долго рычать на выдохе, оскалив зубы, согнув напряжённые пальцы рук, как когти.
«Сердитый пёс» Резкий вдох ртом, произнося «р-р… », с одновременным резким ударом рук внахлёст по спине (стоя, с наклонами). Такой же выдох через нос.
Октябрь Гимнастика в кровати
«Потягушки» И. п. : лёжа на спине. Тянемся пяточками вперёд и двумя руками вверх (6 раз).
«Чебурашка» И. п. : сидя «по-турецки». Лепим уши для Чебурашки, поглаживаем ушные раковины («примазываем глину», чтобы ушки не отклеились (6 раз).
«Буратино» И. п. : сидя на коленях, Лепим красивый нос для Буратино. Буратино рисует носом «солнышко», «морковку», «домик»(6 раз).
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения, повторяют 3–4 раза. Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы - серые клубочки,
Прыг - скок, прыг - скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз - шагают все на месте.
Два - руками машут вместе.
Три - присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять - прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Перочинный ножик» И. п. : лёжа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола. Произносится на выдохе «Ха! ». Повторить 3–4 раза.
«Насос» И. п. - стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать выдох, произнося [ш]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6–8 раз.
«Кто лучше надует игрушку?» Вдох носом (1- 4, медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1–8).
Апрель Гимнастика в кровати
«Восхищение» И. п. : лёжа на спине. Поглаживание в области грудной клетки со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».(6 раз) .
«Потягивание» И. п. : лёжа на спине. Тянем левую ногу пяточкой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища; тянем правую ногу пяточкой вперёд, левую руку вверх, вдоль туловища (6 раз) .
«Тестомес» И. п. : сидя по-турецки. Ребёнок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. (6 раз)
Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 5–6 раз Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился - мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.
Дыхательные упражнения
«Носик гуляет» Вдох и выдох через нос. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик балуется» При вдохе надавливать на крылья носа (мешать вдыхать). Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик нюхает приятные запахи» Поочерёдно закрывать пальцами ноздри и делать глубокий вдох. Выполнить 10 – 20 раз.
«Носик поёт песенку» На выдохе постукивать по крыльям носа и говорить ба, бо, бу. Выполнить 10 – 20 раз.

Этот комплекс можно назвать универсальным, так как, он направлен на профилактику проблем со здоровьем. Что же касается возрастных особенностей, то различия будут в кратности выполнения и количестве упражнений. Так, для первой младшей группы блок «Упражнения в кровати» остаётся в неизменном виде, а вот второй и третий блоки можно сократить.

Наглядность для проведения гимнастики

Как известно, у малышей-дошколят наглядно-образное восприятие мира лидирует. Выполнение заданий должно идти в сопровождении ярких, подходящих по размерам:

  • картинок;
  • мягких игрушек;
  • слайдов;
  • плакатов.

Лидирующие позиции остаются за игрушкой. Дело в том, что дети воспринимаю её как друга, товарища, а значит, более охотно выполняют поставленную задачу. Для младших групп такой персонаж выполняет функцию ролевой модели, а для старших - младшего товарища, которому требуется помощь друзей постарше.

Корней Иванович Чуковский (годы жизни: с 31.03.1882 по 28.10.1969)- русский писатель, поэт, прозаик, переводчик, литературовед, публицист, критик, доктор филологических наук. Его замечательные сказки для детей до сих пор знают и любят в каждой семье. Вот мы и посмотрим насколько хорошо вы ребятки знакомы с творчеством дедушки Корнея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО.

Цель данного занятия:

1) показать детям удивительный мир сказок К.И.Чуковского, их мудрость и красоту;

закрепить уважение и любовь к сказкам;

2) развивать память, внимание, умение выразительно, эмоционально читать стихи;

3) воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

Оборудование:

Портрет К. И. Чуковского, книги с его произведениями и иллюстрации к ним.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр м/ф по мотивам произведений К. И. Чуковского.

Ход занятия:

Корней Иванович Чуковский (годы жизни: с 31.03.1882 по 28.10.1969)- русский писатель, поэт, прозаик, переводчик, литературовед, публицист, критик, доктор филологических наук. Его замечательные сказки для детей до сих пор знают и любят в каждой семье.

Взгляните на портрет. На нем изображен Корней Иванович Чуковский. Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» – по имени, или «дедушка Чуковский» – по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете? (Ответы детей).

Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых. Давайте вспомним некоторых из них (дети называют, если затрудняются, воспитатель наводит их на мысль строчками из сказок или вопросами типа «Вспомните героев сказки «Муха- цокотуха»).

Ведущая : Ребята, вы любите сказки? (Да) Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны? (Да)

Ну, тогда пора тихонько

Нам места свои занять,

В мир волшебных приключений

Путешествие начать…

Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

Педагог читает отрывок:

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А что же растет на нашем дереве? (книжки)

Какие сказки написаны в этих книжках? Дети по одному подходят к дереву, снимают по одной книжке и говорят, какая сказка в этой книжке (ответы детей).

Задание 1: Дидактическая игра «Подскажи словечко»

А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке). «Федорино горе»

Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей)!» «Краденое солнце»

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

А потом позвонили зайчатки:
– Нельзя ли прислать … (перчатки)?
А потом позвонили мартышки:
– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)! «Телефон»

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой). «Мойдодыр»

Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча:
«Разве это великан?
(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан)!
(Ха-ха-ха) «Тараканище»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. («Путаница»)

Педагог: А сейчас я посмотрю, кто лучше всех умеет четко и в рифму говорить.

Задание 2: Чистоговорки

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит- ит –ит – добрый доктор Айболит.

Задание 3: Соревнование

На столе лежат предметы из разных сказок К.И.Чуковского. Дети делятся на 3 команды. Каждая команда должна отобрать те вещи, которые подходят только к их сказке.

1-я команда – сказка «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

2-я команда – сказка «Федорино горе» (тарелка, блюдце, кастрюля, ложка, вилка).

3-я команда – сказка «Айболит» (градусник, предметы аптечки, халат врача, банки).

Педагог: Молодцы, ребята! Но на этом наши испытания не заканчиваются.

Задание 4: .« Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ

ЦКТХ

МЙДДР

ФДР

ЙБЛТ

ТРКНЩ

КРКДЛ

КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

Задание 5: «Я-не я»-игра на внимание.

Педагог: Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете мне отвечать на них при помощи пантомимики («я»-встать, руки вверх, «не я»- при сесть). Начинаем играть, всем понятно правило?

Педагог:-Кто любит шоколад?

Кто любит мармелад?

Кто не моет уши?

Кто любит виноград?

Кто не моет руки?

Кто любит мороженое?

Кто любит ириски?

Кто любит помидоры?

Кто жарит мухоморы?

Кто любит кино?

Кто разбил окно?

Кто любит печенье, кто любит варенье?

Кто все время врет?

Молодцы!!! Похлопали, друг другу!!

Задание 6: Конкурс знатоков

Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ.

Педагог: Молодцы ребята.

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?

- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.


Конспект игрового занятия в детском саду. Сказки К. Чуковского. Средняя группа

Автор - Мазаева Эллада Анатольевна, воспитатель.
Материал будет интересен воспитателям и родителям. Возрастная группа детей - от 4 лет.
Цель : Закрепить в игровой форме знания детей о сказках К. И. Чуковского.
Задачи : воспитывать интерес к сказкам К. Чуковского;
- развивать логическое мышление;
- закреплять представление о посуде, одежде, животных;
- закреплять умение сравнивать две группы предметов;
- развивать навыки пластилинографии;
Интеграция образовательных областей : художественно- эстетическое, речевое развитие, физическое, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа : чтение сказок К.Чуковского, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов «Федорино горе», «Мойдодыр»
Материалы и оборудование для занятия : большая красочная книга сказок Чуковского, лист с заданием «Тени животных», карточки с изображением посуды и одежды, 5 картинок с изображением бегемотов, 6 прямоугольников коричневого картона, шаблоны бабочек, шарики пластилина разных цветов, маленькие книги сказок Чуковского на каждого ребёнка, магнитофон, запись песни «Паровозик».

Ход занятия:

Воспитатель : Дети! Давайте почитаем сказку и посмотрим картинки.
Дети : Давайте!
Воспитатель : У меня есть книга с красивыми иллюстрациями. Её автор – Корней Чуковский.
Воспитатель открывает книгу и начинает листать её. Всем детям картинки не видно. Дети говорят, что им не видно.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие за книгами. Если мы правильно выполним задания, то найдём клад, и у каждого будет своя книга с картинками. Вы согласны?
Дети : Да!
Воспитатель : Тогда – в путь! Становитесь друг за другом паровозиком! Поехали!
Звучит музыка «Паровозик» и дети двигаются друг за другом
Воспитатель : Вот и первая остановка «Тени». Скажите, в какой сказке Чуковского пропало солнце и стало так темно, что было ничего не видно?
Дети : Краденое солнце
Воспитатель : Правильно! Вот и задание. На листе бумаги нарисованы тени, а вы должны угадать, какие это животные.
(дети угадывают тени животных)
Воспитатель : С первым заданием вы справились. Едем дальше.
Дети встают паровозиком и под музыку двигаются к следующей остановке. На столе разложены картинки с изображением посуды и одежды.
Воспитатель : в какой сказке убежала посуда?
Дети : Федорино горе
Воспитатель : в какой сказке убежала одежда?
Дети : Мойдодыр!
Воспитатель : Правильно! Вот вы и наведите здесь порядок. Разделимся на две команды, мальчиков и девочек. Девочки будут помогать Федоре, а мальчики – мальчику из сказки «Мойдодыр».
Дети по очереди подходят к столу, выбирают нужную картинку и возвращаются к команде.
Воспитатель : Проверяем, правильно ли вы разделили сказки. Да, всё верно, молодцы!
Дети снова встают друг за другом и "едут на паровозике".
Воспитатель : На следующей станции нас ждут бегемотики. В какой сказке бегемотики заболели?
Дети : «Айболит»
Воспитатель : Правильно! Чем лечил их доктор?
Дети : Шоколадками
Воспитатель : Да. Какое вкусное у него лекарство! Мы тоже будем лечить бегемотиков шоколадками. Надо только узнать, хватит ли шоколадок бегемотам? Никто не останется без лекарства?

Дети раскладывают «шоколадки» (прямоугольники из картона коричневого цвета) каждому бегемоту.
Воспитатель : Хватило?
Дети : Да, и ещё одна осталась.
Воспитатель : Чего больше, бегемотов или шоколадок?
Дети : Шоколадок больше, чем бегемотов на одну.
Воспитатель : а бегемотов?
Дети : Бегемотов меньше, чем шоколадок на одного
Воспитатель : Вы хорошо выполнили третье задание. Поехали дальше!
Бабочка – красавица!
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
Из какой сказки эти слова?
Дети : «Муха – Цокотуха»
Воспитатель : Правильно! Вот и к нам прилетели бабочки и мы должны сделать их красавицами.


Из шариков пластилина, сделанного заранее, дети украшают шаблоны бабочек.
Воспитатель : Молодцы! Дети, вот мы и добрались до нашего клада.
В красивом пакете дети находят тонкие книги со сказками Чуковского.
Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие?
Дети : Да!
Воспитатель : Обязательно дома прочитайте с родителями эти книги и рассмотрите картинки.

Занятие веселое,дети прожили его на одном дыхании.

МБДОУ детский сад №10

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Ознакомление с художественной литературой.

«Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Составила:

Воспитатель

Коваленко Валентина Анатольевна

Ход занятия:

Цель: закрепить и расширить представление детей о детском писателе К.И. Чуковском и его творчестве.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей эмоционально и активно воспринимать произведения К.И. Чуковского.

Закрепить у детей умение правильно и внятно произносить слова и словосочетания.

Учить детей понимать скрытый смысл произведений К.И. Чуковского.

Формировать у детей умение подбирать слова на заданную тему.

Развивать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из произведений К.И. Чуковского.

Развивающие:

Расширить и активировать словарный запас детей.

Развивать умение отвечать на вопросы полными развернутыми предложениями.

Продолжать работу по правильному согласованию слов в предложении.

Развивать просодическую сторону речи (интонация и высота голоса).

Развивать звуковое и зрительное восприятие.

Развивать координацию движений с речью, мелкую моторику пальцев/рук.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Словарная работа:

Фото галерея, сказочник, творчество.

Предварительная работа.

Чтение сказок К.И. Чуковского, рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: рисование на тему: «Мой любимый персонаж». Раскрашивание раскрасок с героями любимых сказок. Лепка на тему: «Посуда бабушки Федоры», «Мойдодыр и его друзья». Изготовление детьми с родителями «Книжек-малышек», С.Р.И. «Больница Айболита».

Материал:

рамки под фото (по количеству произведений);

кукла Путаничка

ТСО (магнитофон);

портрет К.И. Чуковского;

предметы к игре - телефон, шоколад, перчатки, мыло, фонендоскоп, колпак врача, блюдце,

воздушный шар,монета.

иллюстрации к произведениям «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон»;

страницы раскраски по количеству детей;

магниты на доску.

  1. I. Организационный момент:

Дети входят в группу:

  1. II . Воспитатель (далее В) читают стихотворение:

Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице,

Всегда ведь приятно с любимым героем.

Опять повстречаться, сильней подружиться

В.- Дети, я вас сегодня приглашаю отправиться в путешествие по сказкам. А вот куда будет наше путешествие, догадайтесь сами.

Звонит телефон.

В. - У меня зазвонил телефон. «Кто говорит?»

В. - Откуда?

Д. - От верблюда.

В. - Что вам надо?

Д. - Шоколада.

В. - Из какого произведения этот отрывок?

Д. - ответы.

В. - А кто написал это произведение?

Д. - ответы.

В,_ Для кого писал свои произведения К.И.Чуковский?

Д. - ответы.

В. - Значит, как можно сказать про него?

Д. - Детский писатель

В. - К. И. Чуковский - любимый детский писатель, сказочник. Его книги очень любят дети и с удовольствием читают взрослые. Корней Иванович очень любил детей, всегда с большим интересом общался с ними, много наблюдал за ними, и ему очень хотелось, что бы дети росли добрыми, отзывчивыми, аккуратными, бережно относились ко всему, что нас окружает, были честными, трудолюбивыми.

В. - А вы догадались, куда мы отправимся в путешествие?

Д. _ ответы

В.- А на каком транспорте мы могли с вами отправиться в путешествие? Чтоб нам было удобно и все мы поместились?

Д.- ответы. (На поезде)

В:- Давайте все вместе поедим на поезде да еще и с песней. Присаживайтесь по удобнее и поехали.

Д:- (дети строятся друг за другом и исполняют знакомую песню «Паровоз новенький блестящий».)

Дети проходят и присаживаются на стулья.

В.- Первая наша станция «Сказочная»

В. - Я вам предлагаю поиграть в игру «Герои сказок» .

В. - Посмотрите, я сейчас уберу занавеску с доски, а там Корней Иванович в окружении своих любимых героев.

В.- (убирает занавеску, а там пустые рамки.)- Что случилось? Куда же все исчезли?

(слышится хихиканье) - Не чего не понимаю?

В. - Кто это так хихикает? (появляется кукла Путаничка)

К.- А это я всё вам перепутала! Ха-ха-ха, хи-хи-хи.

В. - А кто ты такая? Мы с тобой не знакомы,

К. - Я кукла Путаничка. Не желаю,что бы вы путешествовали.

В. - Кукла Путаника,а мы можем и тебя взять в путешествие с нами. Только помоги нам вернуть на место картины из любимых наших произведений К.И.Чуковского.

К. - А, вот и они. Только вам нужно будет отгадать мои загадки.Я буду читать отрывок из сказки, а вы отвечайте и находите картинку.

В. - (читает отрывок),

Д. - (отгадывают и берут соответствующего героя и вставляет в фото на доске.)

Отрывки из сказок:

  1. 1 . Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    Пошла Муха на базар
    И купила самовар… «Муха-цокотуха»

    2 . А за ними кот
    Задом наперед.
    А за ним комарики
    На воздушном шарике.
    А за ними раки
    На хромой собаке. «Тараканище»

    3 . Одеяло
    Убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня. «Мойдодыр»

4. Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. «Федорино горе»

5 . Прибежали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают, не зальют.

(Путаница) .

  1. Приходи к нему лечится

И ворона, и волчица.

(Айболит)
(В группе мигает свет)

В. _ Что случилось? Почему мигает свет?
7 . Горе, .горе, крокодил

Солнце в небе проглотил.

Наступила темнота-

Не ходи за ворота…

(Краденое солнце) .

  1. 8 . А, потом позвонили мартышки:

«Пришлите, пожалуйста, книжки».

(Телефон)

В. - А кто сочинил все эти сказки?

Д. - ответы.

В, - Посмотрите на герое. Как вы думаете, что получилось у нас?

Д. - ответы.

В. - А получилась фотогалерея (выставка фотографий). Повторим четко по одному, вместе, тихо-громко.

В. - Молодцы, вот здесь навели порядок. Занимайте места в нашем веселом паровозике и отправимся дальше.

Следующая сказочная станция называется «Угадай-ка»

К. - А я хочу вас пригласить поиграть еще в одну игру «Из какой сказки предмет»

В. - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Дети подходят к столам, под скатертью в корзине лежат разные предметы из сказок К.И. Чуковского.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

К. - Справились с заданием.

Я буду Доктором Айболитом! (одевает на голову шапочку доктора)

В.- Да посмотри на нас какие мы, сильные и здоровые, нас не надо лечить.(дети делают физ.минутку)

ФИЗМИНУТКА

Нас не надо вам лечить(шагают на месте)
Добрый доктор Айболит!
Будем бегать и шагать, будем силы набирать.
Не болят у нас животики(поглаживают животики),
Как у бедных бегемотиков,
К солнцу руки мы потянем (руки тянут вверх),
А потом к траве присядем.(приседают)
Как орлы летим, парим,(машут руками)
Во все стороны глядим.
Где же Африка-страна?(глядят из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем (поскоки на месте),
Как веселый, звонкий мячик.
Скок-поскок, скок-поскок,
Не цепляйся за сучок.
Дружно к бедным страусятам (шаг на месте)
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать.
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали.(показывают, какие сильные)

К. - Вижу какие вы молодцы.Такие здоровые и крепкие отправляемся дальше

В. - наше путешествие продолжается и на следующей сказочной станции кукла Путаничка нам приготовила ещё 1 одно задание называется «Кто есть кто?»

К. - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор )
Бармалей - (разбойник )
Федора - (бабушка )
Каракула - (акула )
Мойдодыр - (умывальник )
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики )
Цокотуха - (муха )
Рыжий, усатый великан - (таракан )

В. - Молодцы вы справились! Скажи Путаничка у тебя есть еще задания? Согласись ребята справились со всеми твоими заданиями и заслужили награды.

К. - Да вы просто умницы и умники. Хорошо вы знаете сказки и стихи К.И.Чуковского этого замечательного автора. Мы вспомнили наши любимые сказки, которые вы читали в группе с воспитателями и дома с родителями.

В. - А почему вам его сказки нравятся?

Д. - Веселые, смешные, добрые, поучительные, интересные, игривые, любимые.

В. - А чему сказки К.И. Чуковского нас учат?

Д. - Быть добрыми, смелыми, аккуратными, вежливыми.

В. - Давайте скажем К.И. Чуковскому спасибо за такие добрые и поучительные детские произведения. Мне понравилось с вами путешествовать и играть.

К. - Ребята, у меня есть ещё одна книга, это книга с секретом. В ней рисунки из сказок К.И. Чуковского, только они не такие красочные, их надо раскрасить. Я вам сейчас раздам эти картинки, и мы с вами поедем на нашем веселом паровозике в группу и разукрасим их. Затем соберем все листочки и эту красочную книгу подарим малышам! Занимайте места в нашем веселом паровозике, Ой-ой-ой Я еще хочу вам передать сладкие угощения от Мухи-Цокотухи, Я ведь тоже была приглашена на день рождения и вот это вам!

(дети под пение песни паровозика уезжают и попрощаются с куклой Путаничкой)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «233»

конспект НОД по произведениям К.И. Чуковского
для воспитанников старшего дошкольного возраста
г. Кемерово
Автор-составитель:
О.В. Голай воспитатель МБДОУ «Д/С № 28»
1 категория
«Дорогами сказок К. И. Чуковского»
Методическая разработка НОД по познавательному развитию предназначен для детей подготовительного возраста. Является частью педагогического процесса, приоритетная область- чтение художественной литературы с интеграцией областей: коммуникация, безопасность, физическая культура. Включает в себя: беседу с детьми, решение кроссворда, просмотр компьютерной презентации, прослушивание отрывка из сказок, упражнения с вехотками.
Цель: Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского.
Задачи:
формировать интерес и потребность в восприятии книг К.И. Чуковского
приобщение воспитанников к книжной культуре, через разнообразие форм и методов
совершенствовать литературную речь
приобщать к словесному искусству
Предварительная работа: чтение сказок К.И.Чуковского
Оборудование и материал: портрет К.И. Чуковского, книга с иллюстрациями по произведениям К.И.Чуковского, кроссворд, пазлы « посуда», компьютерная презентация, вехотки, грамзапись, мольберт.

Ход НОД:
В зале звучит музыкальное произведение « В гостях у сказки»
Воспитатель: Ребята вы слышите звучит волшебная музыка, она приглашает нас в гости к вашему любимому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому.
Ребёнок: (Рома М.) В гости дедушка Корней приглашает всех детей!
Но особенно он рад, пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
(выставляю портрет Корнея Ивановича Чуковского).
Воспитатель: Взгляните на портрет, кто на нем изображен (К.И.Чуковский). Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. Но, чтобы попасть в мир сказок дедушки Корнея мы откроем и заглянем на первую страницу книги. (открываю книгу и из неё выпадают иллюстрации к сказкам)
Воспитатель: Что такое случилось? Все картинки выпали, а как их собрать по порядку? Что же нам делать? Ответы детей.(собираем иллюстрации и ставим их на стенд)
Воспитатель: Давайте поможем собрать все картинки и вернём их обратно в книгу.
Воспитатель: А чтобы оживить первую страничку, решим кроссворд:
Что прислали зайчатам? (перчатки)
Кто хотел кататься на каруселях? (газели)
Лекарство для цаплей, которые наелись лягушек? (капли)
От кого звонил крокодил? (верблюд)
Что просил прислать слон? (шоколад)
Что попросили мартышки? (книжки)
пе рч а т к и
г а з е л и к а пл и в е рб л ю д
ф ш о к о л а д к н и ж к и
Воспитатель: А чтобы оживить следующую страничку, закончите строчку, которую я начну
Добрый доктор… (Айболит)
Он под деревом…(сидит)
Приходи к нему лечиться и корова… и (волчица)
И Жучок… и (червячок)
И медведица!
Всех излечит исцелит
Добрый …(доктор Айболит)
И пришла к Айболиту (лиса):
«Ой, меня укусила (оса)!»
И пришёл к Айболиту (барбос):
«Меня курица клюнула в (нос)!»
И прибежала (зайчиха)
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под (трамвай)!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало (ножки),
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»
Воспитатель: О какой сказке говорилось в этом задании («Доктор Айболит»)
В книгу вставляю иллюстрацию со сказкой «Доктор Айболит».
Воспитатель: Чтобы решить следующее задание нужно собрать картинки. Встаньте в пары, и откройте задания в конвертах. (дети собирают пазлы « посуда»).
Воспитатель: В какой сказке К.И.Чуковского героями была посуда? (« Федорино горе»).
В книгу вставляю иллюстрацию со сказкой «Федорино горе».
Физминутка с показом движении.
Как у наших у ворот Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
Воспитатель: О какой сказке говорилось в этой физминутки («чудо дерево»)
В книгу вставляю иллюстрацию со сказкой «Чудо- дерево».
Воспитатель: А что бы следующую страничку оживить выполним задание (компьютерная презентация «Загадки – отгадки»
Загадки:
1. Ускользает, как живое
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне
Пусть отмоет руки мне.
(Мыло)
2.Чистая, зубастая
Вцепилась в чуб вихрастый.
Зубов много, а ничего не ест.
(Расчёска)
3.Там, где губка не осилит,
Не домоет, не до мылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
4.Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою -
Что это такое? (Полотенце)
5.Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
6. Белая река,
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста)
Воспитатель: О какой сказке говорилось в этом задании («Мойдодыр»)
В книгу вставляю иллюстрацию со сказкой «Мойдодыр».
Воспитатель: А сейчас отдохнём и покажем как мы любим мыться
(дети исполняют танец с вехотками).
Воспитатель: А чтобы оживить следующую страничку вспомним о ком говорил автор в следующем произведении, кто догадался, тот ставит картинку того героя на мольберт.
- Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята хрюкать. (Котята.)
-"Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"(утята)
- А кто же прискакал и коровой замычал? (воробей)
- Они кошку изловили в мышеловку посадили (мыши)
- Кто же взял спички, к морю синему пошли, море синее зажгли (лисички)
- Пожарный море синее тушил пирогами, и блинами, и сушёными грибами.(крокодил)
- Кто море синее потушил (бабочка).
Воспитатель: О какой сказке говорилось в этом задании («Путаница»)
В книгу вставляю иллюстрацию со сказкой «Путаница».
Воспитатель: А следующую сказку мы угадаем прослушав грамзапись. (включаю отрывки из сказок « Муха- цокотуха», « Тараканище» и «Бармалей».
В книгу вставляю иллюстрацию со сказками « Муха- цокотуха», « Тараканище» и «Бармалей».
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, помогли вернуть картинки в книгу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сказок нам написал Корней Иванович. Вам нравятся сказки? (Да.)
Воспитатель: Почему, Вам, нравятся эти сказки? (Потому что они добрые, весёлые, интересные.)
Ребёнок: (Радик Ш.) Хорошие сказки писал дед КОРНЕЙ-
Воспитывал взрослых и детей.
Будут и внуки наши и дети.
Сказки читать весёлые эти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что лежит на последней странице? Медали.
« За активность»- а кто из вас был самый активный,
« За быстроту ответа»- а кто из вас быстрее всех отвечал на вопросы?,« Самый внимательный» - а кто из вас был самым внимательным
Воспитатель: Я вас всех благодарю за участие