Организация: ГБОУ СОШ № 74
Населенный пункт: г. Москва
Задачи: Совершенствовать умение измерять величину с помощью условной мерки. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.
Материалы: кукла, куски ткани: розовый 4*24см, желтый 9*18см; кусок мела; мерка 4*6 см и 3*18см, цифры от 1 до 20, кусок мела, фишки.
Ход занятия:
Организация детей
Раз, два, три, четыре, пять
Будем весело играть,
Сравнивать и измерять,
На вопросы отвечать!
Повторение числового ряда.
Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (Цифры). Давайте вместе сосчитаем от 1 до 20. А теперь обратно от 20 до 1.
Объяснение темы занятия.
Ребята, нам необходимо сшить платье для куклы Даши. Для пошива платья необходим материал. Мы будем использовать материал разного цвета: розового и желтого. Для того, чтобы сшить красивое платье ткань нужно отмерить.
Сегодня мы с вами будем измерять ткань с помощью условной мерки. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежат куски ткани. Точно такие же у меня в руках. Я предлагаю вам сравнить ваши куски. У всех ли они одинаковые?
Ребята, обратите внимание на доску. Сегодня я покажу вам способ измерения куска ткани меркой. Приложим мерку так, чтобы края мерки и куска ткани совпадали, с помощью мела проводим линию по краю мерки и откладываем одну фишку. Далее прикладываем мерку уже к линии отмеченной на ткани. А теперь я предлагаю вам самостоятельно измерить ваши куски ткани, не забывайте о том, что измерение начинается с края куска ткани.
Но, а сейчас настало время отдыха.
Физкультминутка.
Это легкая забава-
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно. Повороты туловища вправо и влево.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видно уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. Приседания.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. Ходьба на месте.
Теперь давайте сосчитаем сколько фишек у вас получилось. Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в полоски? (6 раз).
Сейчас мы измеряли розовый кусок ткани по длине. А теперь давайте измерим желтый кусок ткани по ширине с помощью другой мерки используя такой же способ измерения.
Самостоятельная работа детей.
Сколько раз ваша мерка полностью уложилась в куске ткани? (3 раза).
Молодцы! Итак длина розовой ткани 6 мерок, а ширина желтой ткани 3 мерки. Теперь мы сможем пошить кукле красивое платье, и ткани нам точно хватит.
Тема: «Измерение длины»
Задачи:
1. Дать представление о числе как результате измерения длины.
Упорядочивать предметы по количеству, размеру;
Определять свое местонахождение среди объектов окружения.
3. Продолжать формировать представление о понятиях «четырехугольник», «треугольник».
Демонстрационный материал : 2 домика, 2 тропинки, условная мерка — полоска бумаги; 2 гнома (плоскостные); весы, 2 пакета с сахаром, совок.
Раздаточный материал: 5 кубиков; 5 мячей; предметные карточки; треугольники, четырехугольники.
Ход занятия
Воспитатель с детьми стоят полукругом перед доской. На доске прикреплены 2 домика, 2 тропинки, ведущие к ним, и два гнома (плоскостные).
Жили два веселых гнома,
Вот их два чудесных дома.
И тропинки к ним ведут,
Гномики домой идут.
Но один идет хохочет —
Его тропинка чуть короче.
А другой не унывает,
Что по длинной он шагает.
— В какой дом гном придет быстрее? Почему вы так решили?
Дети объясняют, что одна тропинка длинная, другая короткая.
— Как вы измерили эти тропинки? Вы определили это на глазок. А можно более точно определить длину. Чем измеряют длину? (Предположения детей.)
— Чем только ни измеряли раньше длину: пальцами, локтями, руками. Сейчас существуют линейки, сантиметровые ленты. А если нет линейки? Можно измерить меркой.
Воспитатель показывает мерку — полоску бумаги. Объясняет детям, что с помощью этой мерки можно измерить длину.
— Посмотрите, как я буду это делать. Кладу мерку в начале тропинки. Я один раз положила мерку. Отложите один кубик. Сразу же кладу еще раз мерку. Отложите еще один кубик. И еще раз вмещается мерка. Отложите еще кубик.
— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (3 раза.)
— Теперь измерим другую тропинку.
Воспитатель проделывает то же с другой тропинкой.
— Сколько раз поместилась мерка на этой тропинке? (2 раза.)
— Теперь сразу видно, что одна тропинка длиннее.
Сахар гномики купили,
Целый день его делили.
Скоро уж настанет ночь,
Надо гномикам помочь.
Дети проходят за столы. На столах лежат карточки с нарисованными на них предметами (от 1 до 5).
— Гномики решили убраться в квартире и положить разбросанные предметы в ряд. Положите в ряд карточки с предметами от 1 до 5, начиная с карточки с одним предметом.
Дети выполняют задание, воспитатель проверяет. Затем обращает внимание детей на мячи и кубики.
Гномики игрушки взяли,
Их, конечно, не убрали.
Скоро уж настанет ночь,
Надо гномикам помочь.
— Разложите, девочки, по порядку мячи: от самого большого до самого маленького.
— А мальчики разложат по порядку разбросанные кубики, начиная с самого маленького.
Воспитатель закрепляет с детьми понятия: «самый большой», «самый маленький», «поменьше», «побольше» и т.п.
— А сейчас возьмите все по одной геометрической фигуре. Гномики приготовили их для вас и хотят с вами поиграть. Задание такое:
У кого треугольники, встаньте с правой стороны стола;
У кого четырехугольники, встаньте так, чтобы доска была
сзади вас;
У кого прямоугольники, встаньте так, чтобы стол был впереди вас.
Воспитатель благодарит детей за работу.
ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им.Ф.В.Бадюлина»
Отделение Дошкольное образование
Методическая разработка
открытого урока
по дисциплине
«Теория и методика математического развития »
Тема занятия: «Измерение объёма жидких веществ »
Преподаватель Соколова Наталья Юрьевна
План открытого занятия
Дисциплина Математическое развитие дошкольников
Курс Детский сад. Подготовительная группа.
Тема Измерение объёма жидк их веществ .
Тип урока Изучение нового материала.
Цель занятия:
Дидактическая: Показать детям, что в жизни необходимо уметь измерять объём сосудов. Отрабатывать навыки детей сравнивать сосуды по объёму с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Дать представление детям о мере литр и пол-литра. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10; свойства геометрических фигур.
Развивающая: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.
Воспитывающая: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.
Форма обучения: Коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: Практические, наглядные и словесные методы.
Средства обучения: Два прозрачных кувшина, которые одинаковые по объёму, но разные по признакам (один – узкий и высокий, а другой – широкий и низкий); коробка посылочного типа; набор стаканов; подкрашенная вода в большой посуде; литровая банка; две пол-литровые банки; литровые коробки из под молока и литровые бутылки из под молока; наборы геометрических фигур.
Межпредметные связи: Общение, развитие речи, трудовая деятельность, игровая деятельность.
Список используемой литературы:
1. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство». /под ред. Т. И. Бабаевой /- «Детство-Пресс», 2005
2. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. — Ярославль: Академия развития, 2011
3. Щербакова Е. И. Теория методика математического развития дошкольников. М: Академия, 2000
11. Структура занятия
12. Технологическая карта занятия
Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Методы и формы обучения |
||
Организационный момент | предлагает детям сесть на стулья; раздаёт раздаточный материал; приветствует детей | садятся на стульчики; слушают воспитателя; Настраиваются на работу. | словесный метод |
|
Сообщение цели занятия | Предлагается сюрпризный момент; Нацеливает детей на работу; | слушают воспитателя; проявляют заинтересованность; настраиваются на работу; | словесный метод |
|
Изучение нового материала. | Предлагает решить проблемную ситуацию; Предлагает сделать вывод о проделанной работе; Предлагает познакомиться с новыми понятиями; Предлагает решить ещё одну проблемную ситуацию | Решают проблемную ситуацию Делают вывод о проделанной работе Знакомятся с новыми понятиями; Решают проблемную ситуацию | коллективная и групповая формы; практические методы, словесный; наглядный; |
|
Физкультминутка. | Предлагает поиграть; Во время игры задаёт вопросы | Настраиваются на игру; Играют, отвечая на вопросы | коллективная форма; приёмы: игровой, вопросы детям; |
|
Повторение ранее изученного материала. | Предлагает выполнить практическое задание; Излагает инструкцию; Контролирует работу детей; Принимает работу; Задаёт вопросы детям. | Настраиваются на выполнение работы; Слушают инструкцию, осмысливают; Выполняют работу; Сдают работу; Отвечают на вопросы. | дифференцированная форма; приём: инструкция; практический метод (продуктивная деятельность). |
|
Подведение итога занятия | Анализирует и даёт оценку успешности достижения цели в ходе занятия | самооценка работы осознание детьми значимости полученных результатов | словесный метод (беседа) |
13. Пояснительная записка
Тема занятия: « Измерение объёма жидких веществ».Данное занятие проводится в подготовительной группе детского сада. Изучение вместимости сосудов – часть математических знаний. При этом используются виды деятельности: счёт предметов и простейшие измерения, которые тесно связаны с элементарными потребностями человека.
Умения и знания детей об измерении вместимости сосудов, как показывают исследования (Р. Л. Березина, Л. Георгиев и другие), находятся на самом низком уровне. Большинство детей не знают, как можно измерить молоко в кувшине: «сантиметром», «линейкой», «смерить на весах» и т. д. Их ответы свидетельствуют о том, что они далеки от практики измерения объёмов жидкостей, и само слово измерить вызывает у них лишь знакомые ассоциации. Не знают названия меры для измерения объёмов жидкостей. Отсутствуют у детей и чёткие представления о разной вместимости сосудов, не знают они и приёмов сравнения их объёма. Данная тема является актуальной. Однако, в методической литературе недостаточно разработок по данной теме.
Один из принципов ФГОС для дошкольного образования:
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в видах деятельности (в том числе познавательно – исследовательской).
Исходя из вышеизложенного, я предлагаю конспект занятия, который окажет существенную помощь воспитателям при изучении данной темы.
Конспект занятия.
Воспитатель входит с коробкой .
Сегодня на занятие по математике я пришла с посылкой! Давайте откроем её, посмотрим что там? Ага! Письмо от кота Леопольда! Он прислал свой портрет.
Воспитатель портрет показывает детям и прикрепляет его на фланелеграф. Достаёт письмо и читает.
Дорогие ребята, у меня скоро день рождения и я хочу пригласить друзей! Но у меня возникли вопросы, на которые я не могу ответить, помогите мне, пожалуйста! Ну, что же поможем Леопольду?
Воспитатель достаёт из коробки два прозрачных кувшина.
Первый вопрос. Если налить в оба кувшина сок, то в каком кувшине сока будет больше?
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель:
Чем отличаются друг от друга кувшины?
Дети дают характеристику предметов. Воспитатель помогает уточнить.
- Слева: высокий и узкий, а справа: низкий и широкий.
Воспитатель заполняет до краёв о ба кувшина подкрашенной водой, переливая её из большой посуды.
В какой кувшин вошло больше воды?
Не знаем.- А что нужно сделать, чтобы узнать?
Измерить!
Чем будем измерять?
- Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов) .
Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, н о не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:
— Посчитаем, сколько стаканов получилось.
Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.
Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!
Воспитатель:
Что же мы ответим Леопольду?
Воспитатель напоминает вопрос. Дети отвечают:
Сока в обоих кувшинах будет одинаково.
Воспитатель достаёт из посылки коробки и бутылки из под молока и говорит:
Второй вопрос от Леопольда: Пришёл я в магазин за молоком. Продавец спрашивает, сколько надо молока: литр или пол-литра? Не знаю. Ребята, объясните мне, сколько будет литр, а сколько будет пол-литра? Давайте вместе будем разбираться.
Воспитатель ставит на стол литровую банку и говорит:
Это литровая банка и помещается сюда литр воды.
Воспитатель заполняет её водой и говорит:
- Вот сколько воды содержится в одном литре. А как вы думаете, пол-литра это сколько будет воды?
Половино этой воды.
Воспитатель достаёт две пол-литровые банки и говорит:
В одну банку помещается половина литра воды (пол-литра) и в другую банку помещается половина литра воды (пол-литра воды). Давайте разольём из литровой банки воду по двум пол-литровым банкам. Кто желает из вас это сделать?
Вызывается по имени ребёнок и воспитатель помогает ему разлить воду. Воспитатель задаёт детям вопросы :
Алёша, повтори, что ты сейчас сделал?
Что мы узнали?
Литр – это пол-литра и ещё пол-литра!
Воспитатель:
А можем мы узнать, сколько стаканов воды помещается в один литр?
Что надо сделать?
Измерить!
Выходим к столу, выливаем воду из своих стаканов в литровую банку и не забываем считать.
Воспитатель контролирует выполнение детьми практической работы. Когда работа выполнена, воспитатель:
- В литр помещается пять стаканов!
Поднимите руки вверх те, чьи родители покупают молоко в коробках и бутылках. Дома вместе с родителям измерьте, сколько стаканов молока в них содержится.
Давайте решим с вами, чт о напишем Леопольду?
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет как более точно и правильно сформулировать.
Кувшины одинаковые по объёму, хотя разные по форме. Что бы узнать сколько, надо измерить мерой. Литр — это пол- литра и ещё пол –литра. В литр помещается пять стаканов воды.
А давайте Леопольду отправим литровую и пол-литровую банки.
Воспитатель:
Давайте отдохнём. Физкультминутка. Поиграем в мяч.
Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:
- Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.
Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.
После окончания игры, воспитатель:
А вы помните, что у Леопольда день рождения? Давайте сделаем и отправим ему подарки! У вас на столах разные геометрические фигуры. Я предлагаю из них составить апликации.
Дети работают в группах. Апликации разноуровневого характера. Воспитатель приглашает детей за разные столы, называя их по именам, учитывая их уровень математического развит ия. В первую группу входят дети, которые имеют низкий уровень математического развития, работают с первой картинкой. Вней меньшее количество геометрических фигур. Во вторую группу объединены дети, имеющие средний уровень математических способностей. В третью группу входят дети, имеющие высокий уровень математического развтия. Во время работы воститатель контролирут работу д етей. В заключении, каждая г руппа детей свою работу должна положить в посылку, но пр и этом назвать, сколько каких фигур они использовали.
Воспитатель:
Ну, ребята, на вопросы Леопольда мы ответили, посылку ему собрали. Всем вам большое спасибо за работу!
Конспект занятия по методике математического развития
проведённого в подготовительной группе ДОУ № 2
составил преподаватель
ГБОУ СПО « Торжокского педагогического колледжа им. Ф. В. Бадюлина »
Соколова Наталья Юрьевна
Тема занятия: Измерение объёма жидких веществ.
Задачи по образовательным областям:
- "Познание": закрепить понятие "мерка", закрепить умение детей измерять сыпучие вещества; следить за полнотой мерки; развивать логику; закрепить знания о жизни птиц в холодное время; закрепить знания о воробье; закрепить знания о почтовом адресе.
- "Физическая культура": познакомить детей с новой физкультминуткой; снятие напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата.
- "Социализация": формировать умение работать в мини-группе, распределять роли и обязанности в ней, умение выслушивать товарищей, не перебивать их; формировать умение отстаивать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к птицам; чувство сострадания к ним.
- "Чтение художественной литературы": познакомить со стихотворением поэта Анатолия Гришина "Воробей".
- "Музыка": развивать чувство прекрасного; создать эмоциональный положительный настрой; учить внимательно слушать звуки природы.
- "Труд": разместить корм на участке.
- "Коммуникация": развитие речемыслительной деятельности; совершенствование коммуникативных умений.
Ход занятия
С ребятами организовать круг, проговорить закличку и повторить правила поведения;
В круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья!
Мы сейчас пойдём направо,
А потом пойдём налево;
В центре круга соберёмся
И обратно все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём
И на стульчики пройдём.
Разминка.
Ребята,я сегодня пришла самая первая в группу, и увидела, что к нам пришло письмо. (Обсудить с детьми, где располагается на конверте информация о том, кто отправляет и куда отправляет. Что такое индекс).
(Воспитатель читает письмо: "Здравствуйте, дорогие дети подготовительной группы "Почемучки". Пишет Вам из далекого Цветочного города ваш друг Незнайка. Вы уже не один раз выручали меня, помогите, пожалуйста, мне и на этот раз. Знайка решил заняться моим обучением и задал мне задачки. Я со всеми справился, кроме одной задачки. Без Вашей помощи, дорогие друзья, мне никак не справиться. Мне очень хочется показать Знайке, что я готов учиться и не лениться.").
Пишет Незнайка, он просит помочь нам решить его задачку, иначе он не сможет порадовать друга Знайку своим усердием и смекалкой. Надо ему помочь. Вот и задачка. Я задачу уже прочитала утром и предлагаю решить её с помощью моделирования.
Жираф, крокодил и бегемот
Жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
И не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
И не в желтом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
(Решаем с помощью наглядного моделирования. Оранжевый кружок - жираф, зелёный - крокодил, коричневый - бегемот. Красный, желтый и синий квадраты - домики. На доске магнитной решить эту задачку. Можно вызвать желающего.)
Молодцы! Мы с вами помогли Незнайке, а теперь решение надо отправить Незнайке. Как?
(предположительный ответ детей. Нашли решение: наклеить ответ на бумагу и отравить обратным письмом. Обсудить с детьми адрес отправки и адрес отправителя. Запомнить адрес нашего детского сада. Потренироваться ещё раз определить на конверте место "куда" отправляем, "кому" отправляем. На примере собственного адреса).
Сегодня к нам пришел неожиданный гость. Как вы думаете, кто это?
(Предположительный ответ детей.)
Давайте я дам вам подсказку. (Включается звуки пения птиц)
(Дети дают ответ - птичка).
А чтобы узнать какая птичка пришла к нам в гости, послушайте загадку:
Эту птицу каждый знает.
В тёплый край не улетает
Эта птица круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайся поскорей -
Всех торопит: (воробей).
Воробей прилетел к нам не просто так!! У него есть просьба.
(к доске прикрепляется изображение воробья)
Сколько птичек можно накормить рисом, который в мешочке, если каждая птичка съедает одну чайную ложку риса.
Что для этого надо сделать?
(предполагаемый ответ детей).
Мы с вами будем измерять рис с помощью чайной ложки. Это будет наша мерка.
(По желанию выходит ребёнок и проводит измерения)
Сколько всего получилось ложек?
(Ответы детей).
А теперь давайте узнаем, сколько голубей мы сможем накормить этим же количеством риса, если честь, что один голубь может съесть одну столовую ложку.
(Снова измеряем рис и узнаем количество столовых ложек. На доске вывешивается два числа: количество чайных ложек(10) и количество столовых ложек(5).)
Что можно сказать о числах 5 и 10, если их сравнить?
А почему так получилось, ведь мы измеряли одинаковое количество крупы?
(Чем больше мерка, тем меньше число мы получим, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число мы получим!)
Молодцы! А давайте тоже угостим птиц. У нас же на участке есть кормушка, мы пойдем гулять и насыпим угощение в неё.
Но сначала, немного отдохнём.
(Физкультминутка)
Итак, давайте приготовим вкусное угощение для птичек. Обратите внимание на столы. На них приготовлены мисочки с разной крупой: гречкой, пшеном, рисом и горохом. Кроме этого там приготовлены разные мерки, которыми вы будете измерять сыпучие продукты. Есть пустая ёмкость, в которую будете насыпать угощение. Кроме этого, обратите внимание на карточки. Они двух видов.
Одни - цветные, обозначающие крупу. Коричневый цвет обозначают гречневую крупу, желтый - пшено, белый - рис, а оранжевый горох.
Другие - картинки с изображением мерок: чайной ложки, столовой ложки и мерной ложки. Ваша задача - не просто приготовить угощение, а приготовить по своему рецепту.
С помощью карточек "фиксируйте" свой рецепт в альбоме, с помощью клея. Например, если вы в угощение положили 2 чайных ложки гречки, то в альбом влейте 2 карточки с изображением чайных ложек и карточку коричневого цвета. (Показать пример своего рецепта)
А теперь делимся на группы по желанию и готовим угощение.
(Дети разбиваются на группы, работают сообща над угощением и рецептами).
Молодцы, справились с заданием. (Взять рецепты прикрепить к доске) Ребята, посмотрите, какие интересные у вас получились рецепты. Какое разнообразное будет меню у птиц! Скажите, пожалуйста, понравилось ли вам занятие? А Что больше всего запомнилось? Что нового узнали? (Ответы детей. Подвести итог занятия.)
А на вечерней прогулке мы не забудем высыпать угощение в кормушку. А напоследок, предлагаю вам закрыть глазки и прослушать пение птиц.