Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Ход занятия
1. Знакомство с новым материалом
- Сегодня я хочу рассказать вам историю, которая случилась вот в этом лесу (на доску вывешивается картина).
- Какой это лес?
- И вот жила в лесу лиса со своими лисятами, которых звали Тиша и Мариша.
- Какие лисята?
- Что они любят делать?
- Однажды пошла лиса со своими лисятами гулять. Заигрались лисята и не заметили, как убежали очень далеко. Стала звать их лиса: «Ти-ша, Ма-ри-ша».
-Не слышат лисята. Давайте вместе их позовем (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Опять не слышат. Позовем их еще раз (Ти-ша, Ма-ри-ша).
-Услышали, наконец, лисята и прибежали обратно. И обещали они никогда больше не убегать далеко.
-Когда мы звали лисят, мы произносили слово по частям. Послушайте еще раз. Ти-ша, Ма-ри-ша.
-Когда мы произносим слово по частям– это значит, что мы делим его на слоги.
-Послушайте, как я сейчас произнесу слово лиса и хлопну в ладоши на каждый слог.
-Давайте вместе (Ли-са)
-Сколько слогов в этом слове? Какой первый, второй?
-Как называют детёнышей лисы? (лисята)
Давайте разделим следующее слово (Ли-ся-та).
Сколько слогов?
Какой 1, какой 2, 3.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

1. Игра «Куда пойдет слово?»
Каждый ребенок должен разделить слово на слоги, определить количество слогов и занять тот «домик», который соответствует количеству слогов в слове.
-Пока мы гуляли, я нашла корзинку. Давайте посмотрим, что в ней?
-В ней слова и они заблудились. Поможем им найти свой дом?
-Но для этого слова нужно разделить на слоги.
-Вспомните, как мы обозначаем слово? (Одной чертой) ________
-Как обозначить, что это «дом» для слов, в которых 2 слога? (Разделить слово на 2 части)
(Один ребенок приглашается к доске и делит схему слова на две части)
Из скольких слогов будут состоять слова этого «дома»? (из 2 слогов)
Кто догадался, какие слова будут жить в этом доме?
(Слова, в которых 3 слога)
Почему вы так думаете? (Потому что схема слова разделена на 3 части)
- Возьмите себе каждый по одной картинке. Дети берут и называют свое слово.
Когда все картинки будут розданы, воспитатель просит детей занять нужный домик.
- Слова, в которых 2 слога (3слога) займите свой домик.
Проверка выполненного задания.

2. Игра «Слово-слог».
- Предлагаю поиграть. Я буду называть слово или слог. Если вы услышите слог-хлопайте, а если слово-подпрыгивайте.
Ма, зима, си, сила, мыши, ши, зи, корзина, да, вода, игра, ра.

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.

3. Самостоятельная работа детей.
Чтобы мы не забывали о нашей прогулке, жители леса прислали нам картину. Давайте назовем, что на ней изображено.(туча,сова,ворона,береза,лиса, малина)
Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании? (Соединить иллюстрации с подходящими схемами.
Проверка.
Давайте проверим, как вы справились с заданием, а для этого поменяйтесь своими работами.
Сколько слогов в слове малина?
(В слове малина 3 слога)
С какой схемой соединили?
(Со схемой №2)
Аналогично проверяются остальные слова.
На доске эталон верного ответа. (Показ воспитателем «с помощью» детей как верно соединить иллюстрации и схемы)
Кто нашел ошибки? (Уточнить какие ошибки были найдены)


Итог занятия
-Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, различать слова и слоги)
- Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания?
- Кто без ошибок справился со всеми заданиями?
- Прикрепите на «Дерево успехов» свой осенний листок – красный – всё получилось, жёлтый – не всё получилось.

Конспект фронтального логопедического занятия, проведённого учителем-логопедом Пушненковой А.В. : в группе № ___ СПб ГБСУСО Центра № 29 Пушкинского района

Тема: деление слов на слоги

Цели :

    Учить детей составлять слова из слогов, делить слова на слоги, опираясь на слуховое восприятие, подчёркивая слогообразующую роль гласных.

    Закрепить, расширять и уточнять словарь по теме “Зоопарк”.

    Воспитывать у детей желание работать в группах.

Задачи:

    Формировать у детей навыки подбора слогов

    Развивать навыки деления слов на слоги

    Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов, опираясь на гласные

    Развивать слуховую память, зрительное восприятие.

Оборудование:

телефон, картинки, слова, схемы слов, фишки, три листа со схемами - это клетка для зверей, (первый лист - один слог, второй - два слога, третий - три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Словарная работа:

Вольер, пара.

План занятия:

    Оргмомент.

    Основная часть.

    Загадки.

    Составление слов из слогов.

    Физкультминутка.

    Игра «Зоопарк».

    Разгадывание ребусов.

    Сказочная полянка.

    Работа в тетрадях.

    Итог занятия.

*****Игра «Доскажи словечко».

Ход занятия

1 Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята. Скажите мне пожалуйста, вам легко вставать по утрам?

Р.: Нет.

Л.: Покажите мне детей, которым тяжело просыпаться по утрам. А, теперь покажите бодрых, весёлых детей, тех, у кого всё получается. Молодцы.

А, теперь сядет тот, у кого первый слог имени начинается на гласный–…

А теперь у кого в имени второй слог начинается на твёрдый согласный –…

Теперь тот, у кого в имени первый слог ударный– …

Молодцы! Верно!

А, теперь сяду я, меня зовут Александра Викторовна и в моём имени первый слог начинается с гласной.

2 Основная часть.

Л.: Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что мы выезжаем. (Логопед звонит по телефону и имитирует диалог. В конце диалога огорчается.)

- Здравствуйте!

- Это зоопарк?

- Мы с ребятами хотели бы посмотреть ваших животных. Это очень интересно.

- … Конечно, мы постараемся помочь!

- До свидания.

Л.: Ребята в зоопарке случилась беда! Все звери сбежали. Нас попросили помочь. Звери оставили нам письма.

А в письмах загадки, если вы их разгадаете, они вернутся, и мы их увидим. Но нам нужно не только правильно назвать животное, но и отхлопать слогоритмический рисунок слова (и назвать ударный слог).И посадить животное в нужную клетку или вольер. А кто знает в чём различие Между клеткой (Помещение для птиц и мелких животных в форме коробки из металлических или деревянных прутьев. Огороженное решеткой место, закрытое со всех сторон, для животных.) и вольером ( площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой) ?

Ребята, обратите внимание, что над каждой клеткой и вольером слогоритмический рисунок слова, на него вам и следует опираться, размещая животных по местам. Также есть лампочки тревожной сигнализации, напоминающей о правилах поведения в зоопарке. А ещё эти лампочки указывают на гласные в слове и на количество слогов. Как звучит золотое правило королевы грамматики?

Д.: Сколько гласных, столько и слогов.

3 Загадки:

Вот лентяй с зелёной кожей,

Он всегда гуляет лёжа…
Д.: ( крокодидл)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …
Д.: ( жираф)

Есть очень много рогачей
И в зоопарке, и в лесу.
У всех рога на голове,
У одного лишь на носу.
Д.: ( носорог)

Это что за зверь таёжный
Полуночный любит мрак
И, как все на свете кошки,
Ненавидит злых собак?
Д.: (тигр)

Скор - как стрела,
Силён – как вол.
В поле бурлак,
В бою – орёл.
Д.: (конь)

Л.: Все наши звери вернулись в зоопарк.

Кто же живёт в нашем зоопарке?

Д.: Медведь, жираф, носорог, тигр, конь

Л.: Покажите фонариками, сколько гласных в словах: медведь жираф, носорог, тигр, конь.

А теперь, схематично покажем слоги в словах.

Молодцы!! Вы помогли вернуть животных и хорошо справились с этим заданием.

4 Составление слов из слогов.

Л.: Вот мы и побывали в зоопарке! Ребята, вам понравилось?

Д.: Да!

Л.: Ребята посмотрите у входа в зоопарк, кто-то оставил очень странное объявление, давайте прочитаем его.

Д.: Приглашаем вас в ноки! В перерыве чай, монли и вахал.

Л.: Ребята, вам что – нибудь понятно?

Логопед читает стихотворение:

Что за Ли? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут “лимон” -
сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут “кино” -
сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?
Вот еще одна загадка.
А как скажут “халва” -
сразу станет сладко-сладко!
(Э. Успенский.)

Л.: Ребята, давайте сделаем вывод : если мы говорим только слог, то нам не будет понятно значение, а если слово, то можем догадаться, о чём будет идти речь.

Какие слова мы составили из слогов?

Д.: лимон, кино, халва

Л.: Давайте протопаем, сколько слогов в слове лимон? (два)

Графически покажем это слово.

А теперь найдите схемы к двум другим словам (на поляне).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

5 Физкультминутка.

Мы ногами топ, топ,
Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами чик-чик.

Руки на поясе, плечи вверх- вниз.

Раз – сюда, два – туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.

Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-Встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

6 Игра “Зоопарк”.

Л.: Ребята, у меня есть ещё пустые клетки и свободные вольеры (первая схема- один слог, второй - два слога, третий - три слога); и карточки с изображением животных и их названиями.

Л.: Узнайте животное по описанию.

Рыжее, хитрое, любит лакомиться курятиной. Кто это?(Лиса). Ребята, а как мы назовем это животное, если оно будет мужского пола? (лис). Запишем в своих тетрадях Слово лис, а рядом слогоритмический рисунок, этого слова. А теперь поработаем волшебниками и изменим слово лис, так, чтобы оно стало двусложным (лиса), трёхсложным (лисица), четырёхсложным (лисёночек).

Свирепое дикое животное, с клыками и пяточком. Кто это? (Кабан). Ребята, мы же волшебники, давайте в слове кабан мы слоги поменяем местами и посмотрим, что же получится.

Д.: Банка.

Л.: Давайте подарим нашему кабану банку жёлудей, и он станет добрее.

7 Разгадывание ребусов.

Л.: Ребята, будем работать в парах. Каждая пара получает карточку с ребусами (на обороте слогоритмический рисунок) и разгадывает их. Запишите ответы в тетрадь, укажите количество гласных цифрой, не указывая их.

Л.: Какие слова получились?

Д.: рядом, экран, носки, парта, столбы, волки

8 Сказочная полянка

Л.: Ребята, я приглашаю вас на сказочную поляну. Хотите побывать там?

Д.: Да, хотим.

Л.: Вот мы и пришли. Садитесь на полянку и закройте глаза. Слышите звуки. Это звуки леса. Мы немного отдохнём и пофантазируем.

А какие звуки существуют в русском языке?

Д.: гласные и согласные

Л.: Какие звуки считаются гласными?

Д.: Эти звуки можно петь, нет преграды языка, губ и зубов . Они помогают нам поделить слово на слоги.

Л.: Чем мы обозначаем звуки на письме?

Д.: буквами

9 Работа в тетрадях . (по карточкам)

Задание 1

Л.: У каждого на столе задание. Даны слоги, составьте слова из данных слогов. Напишите их, подчеркните гласные. Составьте схемы слов к данным словам.

Л.: Даны схемы, составьте слова. (схемы на доске) Под каждое слово найдите сигнальную карточку – фонарик, и слогоритмический рисунок.

Задание 2

Л.: Вставьте подходящие слоги. Напиши слова, подчеркни вставленные слоги.

    сапо…

    моло…

    боро…

    газе…

    зада…

    бума…

да, ги, ко, та, ча, га

(сапоги, молоко, борода, газета, задача, бумага)

10 Итог занятия.

Л.: Чему мы научились на занятии?

Д.: Составлять слова из слогов, делить слова на слоги. Определять количество гласных в слове, отхлопывать и обозначать слогоритмический рисунок слов.

***** Игра “доскажи словечко”

Л.: Дети, я буду начинать фразу, а вы закончите её.

Где обедал воробей?
В зоопарке у …
(зверей ).

Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему…
(поможет ).

У меня пропал носок,
Утащил его…
(щенок ).

Шла коза по мостику
И виляла…
(хвостиком )

Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много…
(пчёл ).

Самолёт построим сами,
Понесёмся над…
(лесами )

Л.: Составьте схемы к словам, с указанием гласных. (дети составляют схемы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

Составитель: воспитатель

Быкова Наталья Сергеевна

Сарапул -2016

Конспект открытого занятия для воспитателей.

Тема: «Деление слов на слоги»

1.закрепить понятие слога как части слова;

2. закрепить основное правило слогоделения и умение составлять слова из слогов;

3.расширять и обогащать словарь по теме «Животные»; развивать фонема тические процессы; воспитывать интерес к учебной деятельности .

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя», предметные картинки, с изображением животных, наборы для звукового анализа слов.

Ход занятия.

1.Орг. момент. Сядет тот, кто назовет животное, в названии которого два слога (заяц, олень, енот, кабан, лиса, коза, медведь, барсук и другие).

2 Введение в тему.

К какой сказке подходит данная иллюстрация? Словарная работа со словом иллюстрация.(картинка к какому-то произведению)

- «Три медведя».

3. Работа по теме.

Сегодня мы побываем в гостях у трех медведей и будем учить Мишутку делить слова на слоги.

Что такое слог?

Слог это часть слова.

Послушайте стихотворение и скажите, как зовут девочку.

Девочка в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у Мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Дети: Её зовут Маша.

Выкладываем с помощью фишек звуковую схему данного слова.

Сколько гласных звуков в слове?

Два гласных звука, это А.

Сколько слогов в слове?

Тоже два.

Вспоминаем основное правило слогоделения – сколько в слове гласных, столько и слогов.

Мы в гостях у трех медведей

Папа - медведь, мама - медведица, сын - медвежонок.

Разделите слова на слоги и проверьте себя, прохлопав или отстучав, данные слова.

Пальчиковая гимнастика.

Есть в лесу большая ёлка,

А на ней растут иголки,

Есть еще на елке шишки,

А внизу берлога Мишки.

Как называется берлога у медведей, какая она?

Берлога медвежья.

4.Закрепление.

Машенька огорчилась, что сломала стульчик у Мишутки. Она решила подарить ему подарки и попросить прощения. Помогите Маше подобрать подарки медведям.

Что любят есть медведи?

Мед, малину, рыбу(Все слова, названные детьми разделить на слоги).

Какие игрушки подарит Машенька, в названии которых три слога?

Как одним словом назвать стол и стул?

Мишутка выполнил домашнее задание. Давайте проверим все ли у него сделано верно.

Игра «Рассели животных по этажам»

На первом этаже должны быть животные, в названии которых 1 слог.

На втором этаже должны быть животные, в названии которых 2 слога.

На третьем этаже должны быть животные, в названии которых 3 слога.

Д/и. «Добавь словечко».

Активизация глагольной лексики.

Мы с Машенькой в лес …………, на машине ………., бегом ………, тропинку ………., к домику ……….., подарки ………… .

5. Физ. минутка.

6. Упражнение на развитие интонации.

Произнести 1предложение весело, 2- грустно, 3 - требовательно.

Мёд медведь в лесу нашёл.

Мало меда, много пчел.

Мам, Мам, меда нам!

7. Мама медведица предлагает нам поиграть.

На панно картинки, с изображением игрушек. Игра «Запомни, повтори».

Записать слова в тетрадь с выделением гласного

Пирамидка __и___а____и____а

Грузовик ____у____о_____и

Кукла ____у_______а

Домино ___о____и____о

8.Еще одно задание от папы медведя

Составьте слова из слогов.

Мон ли, но ки, ва хал, ша МА.

9.Мишутка хочет рассказать нам и Машеньке о том, что ему нравиться в лесу

больше всего.

Дети составляют предложения от лица Мишутки.

Я люблю дикий мед. Мне нравиться в лесу тишина.

Запись схемы одного предложения на выбор.

10.Машенька подарила подарки, а поблагодарить медведей забыла. Как вы думаете, за что она может их поблагодарить?

Дети выражают благодарность от имени Машеньки.

Уважаемые медведи, я благодарю вас …..

Конспект урока по русскому языку

в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

на тему « ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ »

Тип урока: закрепление пройденного материала

Цели: Образовательная

    Закрепить умения делить слова на слоги

    Закрепить знания детей о слоге

    Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов

    Расширять словарный запас

Коррекционная

    Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов

Воспитательная

    Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

- Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

Давайте, проверим, всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

- рапорт дежурного.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

    Введение в тему

Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

Из чего состоят предложения? (из слов)

На что делятся слова? (на слоги)

Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

Кто назовет тему урока? (Деление слов на слоги.)

К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

Сколько гласных в этом слове?

Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

Сколько гласных?

Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

    Игра «Самый внимательный»

- А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём - трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

(Выполняют движения руками в соответствии со словами)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

    Как воет волк? УУУУУУУ

    Как плачет малыш? УА-УА-УА

    Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_

    Как кукует кукушка? КУ_КУ_КУ

Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

Звук (У)-какой? (гласный). Звук(у) на письме обозначается какой буквой (У).

Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

I II . ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

Продолжаем работу в тетрадях.

Откройте учебники на странице 62.

Кого видим на рисунке к упражнению 6?

Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
- Кто из вас отдыхал на природе?
- Каких насекомых вы там видели?
- Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
- Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило.)

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Физминутка.

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах.)

    Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

Какие слова получились?

Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV . Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7(Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V . ИТОГ УРОКА.

Чему учились на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.

Сейчас действуют две основные теории слогов: Р. И. Аванесова (Московская фонологическая школа) и Л. В. Щербы (Ленинградская фонологическая школа). Правила деления на слоги в этих двух теориях несколько различаются. Ленинградская школа делит на слоги так, как привычно слуху советского гражданина и как раньше учили во всех российских школах (и поэтому ее правила называют в народе "старыми"), а Московская совершенно иначе ("новые правила").

Но поскольку на данный момент ни одна из этих школ другую не опровергла, в разных учебниках правила слогоделения могут быть сформулированы по-разному, в зависимости от того, позицию какой фонологической школы разделяет автор учебника.

Если раньше мы делили слова на слоги и переносили эти слова по одному и тому же правилу, мы придерживались теории Щербы. В теории Аванесова этими процессами управляют 2 разных правила и деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса. Так, слово кошка следует делить на слоги согласно теории Щербы так: кош-ка, согласно теории Аванесова так: ко-шка.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас - приставка, счит - корень; а, нн - суффиксы; ый - окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .

На слоги по Аванесову слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

"Старые" правила деления на слоги. Ленинградская школа Щерба Л.В

1. Слова делятся на слоги. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

2. Звук й не образует слога, его нельзя отрывать от предшествующей гласной. Пример: лей-ка, май-ка, пой-те, строй-ка.

3. Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной. Пример: сядь-те, силь-ный, крыль-цо, подъ-езд.

4. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Надо делить слова на слоги так: кар-тин-ка, ре-бя-та, ка-лит-ка, ла-герь.

5. Если в слове стоит 2 согласные подряд, слогораздел проходит между ними. Если более 2 согласных подряд, слогораздел идет фактически так, как удобнее произносить. Примеры: праз - дник, солн-це.

"Новые" правила деления слов на слоги в русском языке (Московская школа. Литневская Е. И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников. М., 2006)

1. В слове столько слогов, сколько гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок - о-бо-док; страна - стра-на; ночник - но-чник; миниатюра - ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.

Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.

Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй - закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий - закрытый).

В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.

В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет - у-е-зжать, а деление слова для переноса - уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться. Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц]. При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;

Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный.
Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка. То есть если после сонорного согласного следует парный по глухости / звонкости согласный, граница слогов проходит между ними. Пример: Спар-так.

Если после й следует любой другой согласный, граница слогов проходит между ними: лай-ка, лай-нер.

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова "разрубаются" на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл... , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Как определить, сколько слогов в слове? В слове столько слогов, сколько в нем гласных

Примеры слов с одним слогом: звук, волк, класс, гусь, ёж, слон, жук, ель, зверь, змей, стол, гриб, лист, дверь, стул, дом, лось, речь, пень, зубр, кот, край.
Примеры слов с двумя слогами: ответ, гласный, медведь, яма, аист, урок, язык, заяц, зайцев, якорь, ёжик, осень, юла, орех, змея, лиса, ястреб, друзья, чайник, белка, оса, длинный, удар, русский, окно, Юра, арбуз, чайка, утюг, ива, ёлка, тетрадь, морковь, огонь, утка, коньки, ухо, школа, пчела, муха, июнь, ящик, вьюга, иней, мальчик, стакан, деньки, сказка, метель, Юля, Яша, олень, солнце, семья.
Слова, в которых 3 слога: учитель, огурец, урожай, ягода, какие, яблоко, овощи, воробей, согласный, попугай, ученик, ударный, деревья, карандаш, Мария, азбука, бабочка, линия, кастрюля, Россия, большая, прописи, аллея, ёлочка.
Слов с четырьмя слогами: обезьяна, велосипед, акация.
Слова, в которых 5 слогов: ударение, математика, литература, белоголовый.

Потренируемся в делении на слоги?

Сколько слогов в слове ЗВУК? 1 гласная, значит 1 слог звук.

Сколько слогов в слове ОГУРЕЦ? 3 гласных, значит 3 слога: о|гу|рец, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове УЧИТЕЛЬ? 3 гласные, значит 3 слога: у|чи|тель, слово делится на слоги одинаково по "старым" и "новым" правилам.

Сколько слогов в слове ОТВЕТ? 2 гласных, значит 2 слога. По теории Щербы делим на слоги как от|вет, по Аванесову о|твет.

Сколько слогов в слове ГЛАСНЫЙ? 2 гласных, значит 2 слога. По Щербе делим глас|ный, по Аванесову гла|сный.

С удовольствием поможем разделить на слоги любое слово. Свои вопросы задавайте в комментариях.