Цели: продолжить знакомство учащихся с зарубежным фольклором; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить сходство и различие, объяснять значение незнакомых слов; выбирать книгу для самостоятельного чтения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное произведение.

Оборудование : выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку, разгадайте ее. (Бабочка.)

Вот загадка непростая.

Разгадай секрет!

Тело нитью обмотает,

И появится на свет

Чудо разноцветное,

Волшебство заветное.

О. Дружкова

— Прочитайте загадку с разной интонацией.

— Прочитайте выразительно.

— Расскажите, что вы знаете о бабочках. (Ответы детей.)

Материал для учителя

Бабочки — отряд насекомых. Крылья (2 пары) покрыты различно окрашенными чешуйками. У крупных особей крылья в размахе до 30 см, у мелких — около 3 мм. Взрослые (имаго) живут от нескольких часов до нескольких недель (зимующие — несколько месяцев). Около 140 тысяч видов, распространены широко. Многие бабочки способствуют опылению растений. Личинки многих бабочек (гусеницы) повреждают сельскохозяйственные и лесные культуры, продовольственные запасы, изделия из шерсти и меха. В России многие виды охраняются.

III. Постановка целей урока. Проверка домашнего задания

— Прочитайте выразительно народные песенки.

Сегодня мы продолжим знакомство с зарубежным фольклором. Будем учиться читать громко, выразительно, отгадывать загадки и находить соотношение между ними и произведениями.

IV. Работа по теме урока

Песенка «Сюзон и мотылек»

— На с. 177 прочитайте название французской народной песенки. Что вы знаете о мотыльках?

Мотылек — небольшая бабочка.

— Кто перевел эту песенку?

— Как вы думаете, о чем она?

— Прочитайте ее самостоятельно. Подготовьтесь к выразительному чтению.

V. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, —

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Песенка «Знают мамы, знают дети»

— Нас. 179 есть немецкая народная песенка. Прочитайте, как она называется.

— Кто ее перевел?

— Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей.)

— Проверим, так ли это. Прочитайте ее самостоятельно, подготовьтесь к чтению вслух.

(Первичное, а затем выразительное чтение песенки.)

2. Сравнение и чтение песенок

— Вы познакомились с народными песенками. Какими?

— Какая из них вам больше всего понравилась?

— Можете ли вы воспроизвести ее по памяти?

— Прочитайте особенно понравившуюся песенку выразительно.

3. Загадки

(Загадки у детей на карточках.)

— Прочитайте загадки, отгадайте их и соотнесите с прочитанными песенками.

1. Тонкая Марфушка

Проткнула ушко,

Сережку вдела

Легко и умело.

Длинная сережка

Упала на дорожку.

(Иголка с ниткой. Песенка «Знают мамы, знают дети».)

2. Что за дом такой:

Прозвенит звонок —

Тишина и покой.

А другой прозвенит —

И начнется снова крик.

(Школа. Песенка «Сюзон и мотылек».)

3. Очень медленно ползет,

На спине свой дом несет.

(Улитка. Песенка «Храбрецы».)

4. Пять амбарушек, одни ворота.

(Перчатка. Песенка «Перчатки».)

5. Хмурый Антипка

В доме сидит,

Из окна глядит.

Лохматая шуба.

Острые зубы,

На кого рявкнет —

Тот задрожит.

(Пес. Песенка «Бульдог по кличке Дог».)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— С чем вы познакомились на последних двух уроках? (С зарубежным фольклором.)

— Что такое фольклор?

Домашнее задание

Выучить песенку, которая понравилась, нарисовать к ней иллюстрацию.

УМК Л. Ф. Климановой

Тема: Люблю природу русскую. Осень

Цели : познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.

Кончается лето

Кончается лето,

кончается лето,

И солнце не светит,

а прячется где-то.

И дождь-первоклассник,

робея немножко,

В косую линейку

линует окошко.

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).

III. Введение в тему урока

— Какое время года наступает после лета?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано.

ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ

(Люблю природу русскую. Осень.)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 65, с чем мы познакомимся.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Проверим наши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.)

— Какие высказывания встретились вам в тексте? Прочитайте.

— Что вы узнали об Александре Сергеевиче Пушкине? Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.

В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно, очень важные для людей вещи зачастую укладывались в довольно шутливые формы. Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем.

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Загадки об осени

— Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.

— Что помогло вам отгадать их?

— Какие яркие признаки отражены в загадках?

2. Кроссворд «Деревья»

(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)

— Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое?

1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

2. Весной зеленела,

Летом загорела.

Осенью красные

Кораллы надела. (Рябина.)

3. Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

5. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

6. Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

7. Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

8. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

(Ключевое слово: листопад.)

— Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Каковы основные признаки осени?

Домашнее задание

Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень».

Конспект урока по литературному чтению по теме: Н Носов «На горке»

Цель : совершенствовать технику чтения, учить пересказу по плану, развивать творческое мышление, образное воображение, речь детей.

Встали ровно, подравнялись. Давайте познакомимся с гостями. Они пришли посмотреть на вашу работу на уроке. Начнем урок с дыхательной гимнастики.

I . Работа над развитием техники чтения.

1. Дыхательная гимнастика

    Вдох носом выдох через рот

    Нюхаем цветок

    Тушим свечи

    Читаем на выдохе

ВДФХФГМНБСКТФМН

2. отработка дикции

Ок-ок-ок - падает снежок

Ип-ип-ип- слышу снега скрип

Ре-ре-ре – горы в снежном серебре

Сделайте логическое ударение на слове снежном.

3. Снежинки ловит Тая.

Они слетают тая.

Прочитайте глазами

Шепотом и медленно

Громко и медленно

Громко и быстро

II . Работа над текстом «На горке»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением. А как оно называется, мы узнаем из анаграммы этого слова. Название состоит из двух слов. АН КЕГОР

Правильно. Произведение называется «На горке»

Ребята, перед вами 4 фамилии известных писателей и поэтов. Предположите, кто может быть из них автором рассказа «На горке»?

Ребята, вы правильно догадались - это произведение написал Н.Носов.

Вот его портрет. Н. Носов родился 23 ноября в городе Киеве, в семье актера. В юности увлекался театром, музыкой, много занимался самообразованием. Работал кинорежиссёром и постановщиком мультипликационных фильмов. Н.Носов писатель юморист. Он написал такие произведения «Фантазеры», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей» Как вы понимаете писатель – юморист? Да, его рассказы смешные, но поучительные.

Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н Носова «На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте.

Читаем по слогам, а затем целым словом.

Сгре-ба-ли сгребали Подберите к слову синоним собирали

Сва-ли-ва-ли сваливали

Тру-дят-ся трудятся А сможете ли вы подобрать антоним? ленятся

Сколь-зка-я скользкая

На-пор-тил напортил синоним сломал

Чет-ве рень-ки четвереньки Как понимаете это слово?

III работу с тестом.

Ребята, а вы любите бывать на горке? Почему? Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

Давайте прочитаем и узнаем.

Чтение текста учащимися по цепочки. Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Понравился ли вам рассказ?

Среди ваших друзей есть похожие на Котьку?

Физ. Мин. Покажите мимикой. Как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?

IV Работа в парах.

Ребята я приготовила много интересных вопросов по тексту. Но я хочу, чтобы вы придумали свой вопрос. Я предлагаю поработать в парах, обсудить с друг с другом, чтобы вы хотели спросить у своих товарищей.

Отвечаем на вопросы.

Что делали ребята?

А как они это делали?

Кто с ребятами не строил горку?

Почему он не вышел? Какой он? Хитрый

Что произошло, когда ребята ушли обедать?

А зачем он посыпал горку песком?

Что из этого вышло?

Как на это отреагировали ребята?

Чем дело кончилось?

Представьте себе, что вы вышли во двор, а там новая ледяная горка и забраться на нее невозможно. Как бы вы себя повели?

V Составление плана.

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Назовите картинки по порядку. Что у нас получилось? (картинный план) Давайте, озаглавим каждую картинку.

    Строительство горки ребятами

    Хитрый Котька на скользкой горке

    Котька посыпает горку песком.

    Ребята недовольны

    Заставили работать

Ребята, а это что у нас получилось? (словесный план) Что нам помогает делать план? По какому плану легче пересказывать? Найдите в тексте ту часть, которую бы вы отнесли к первому пункту плана, ко второму, к третьему, к четвертой, к пятой части. Прочитайте. Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить задачу. Может быть кто –то попробует пересказать текст от лица Котьки. Хорошо! Молодцы.

Домашнее задание я вам предлагаю на выбор. Подготовить пересказ текста или пересказать этот текст от лица Котьки, или от лица другого персонажа.

VI Групповая работа.

А) А сейчас мы проведем групповую работу по рядам. Вам нужно найти пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

1. Поспешишь – людей насмешишь

2. Семь раз отмер, а один раз отрежь.

3. Умел ошибиться, сумей и поправиться.

Ребята, все выбрали пословицу под цифрой три. Почему?

Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

Б) Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли артистов. Вы должны мимикой и жестами обыграть отрывок из этого рассказа. Каждому ряду дается задание.

VII Ребята вам понравился урок? Что вам запомнилось больше всего? Перед вами лежит снежинка, возьмите её. Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.

Ребята. Сейчас я каждой группе раздам карточки с различными ситуациями . Ваша задача: прочитать и проанализировать данную ситуацию.

1 группа Рассказ “Друзья”.
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
- Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

2 группа Рассказ “Одинаковые”.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказал грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела… А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
За что мама осудила Соню?
Что бы вы сказали Соне?

3 группа Рассказ “До первого дождя”
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – За Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Почему обе девочки густо покраснели?

Существует огромное количество пословиц и поговорок о дружбе. Сейчас проверим, знаете вы их или нет.

Игра «Собери пословицу»

Не имей сто рублей,

Человек без друзей,

Друга ищи,

Старый друг лучше

Как вы понимаете смысл этих

пословиц?

У других народов тоже есть

пословицы о дружбе. Например,

татарские пословицы

Друга обидишь, - врага обрадуешь.

Другу покажи слёзы свои, врагу - зубы.

Предавший друг хуже врага.

Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

Развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

Развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формировать осознанные умения и навыки работы с текстом;

Формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

ІV. Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V.Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

VІ. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток.Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр.От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

VІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?


– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как попрощались ребята и автор с утятами? Прочит айте

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

Какое пояснение дал им автор?

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) – А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая).
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

VІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и …. (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не….» (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ. Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать

Учитель: Малеева Р.В.