Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)
Программное содержание:
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Развивать связную речь ребенка, память, внимание.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование:
свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Приемы:
сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).
Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Дима: Катя кушает конфету.
Вера: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Гоша: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Коля?
Коля: В этом предложении три слова.
А у тебя Матвей?
Матвей: В этом предложении три слова.
Какое первое слово в этом предложении, Маргарита?
Маргарита: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Илья?
Илья: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Андрей: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Илья: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Вероника: В этом слове всего 2 слога.
Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д
Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»
Обучение грамоте
Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К ,К
(старшая группа)
Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г
Цель :
Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .
Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.
Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .
Ход занятия
I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)
На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)
Назовите буквы в первом ряду ?
(а, о, у, и, ы)
Какие это буквы ? (гласные)
Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)
Назовите буквы во втором ряду ?
(б, п, д, т, з, с,г)
Какие это буквы ? (согласные)
Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)
Чем буквы отличаются от звуков ?
(буквы мы пишем , звуки произносим )
II. Кто это? (лягушка)
Как квакает лягушка? (Ква – ква)
(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)
Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .
Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к
Ребята давайте посмотрим на доску.
Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)
Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )
У меня на картинке изображен «кот» и «кит»
Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)
Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)
Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.
Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)
Какой же это звук ? (согласный)
Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)
А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»
Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)
Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]
(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)
III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К .
Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .
Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.
А сейчас от гадайте ка загадку.
«Семь одежек и все без застежек»
Дети : капуста
Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)
Закрасим букву К синим цветом .
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Игра : «Доскажи словечко» с мячом.
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я (капуста) .
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится (кошки)
Мчусь, как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня (коньки)
Кто альбом раскрасит наш.
Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.
Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.
Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]
Проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)
Как вы будете выполнять задание?
(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)
Посмотрите на печатные буквы К на доске .
(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)
Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .
Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .
Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает ?
Расскажите о звуках к и к
Чем отличаются эти звуки ?
Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.
Название:
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К»
Номинация:
Детский сад, Конспект занятия, НОД, занятие логопеда, Подготовительная группа
Должность: учитель-логопед, высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Месторасположение: Кемеровская область,город Юрга
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей
«Знакомство с буквой К»
(подготовительная группа).
Цель: познакомить детей с буквой К.
Задачи:
Совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.
— познакомить с буквой К.
— упражнять в освоение слогового способа чтения.
— развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.
— развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.
Организационный момент
«Здравствуй!»
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, маленький дубок
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
1.Вводная часть.
Логопед : Ребята, вы уже дети подготовительной группы. Что же это значит?
Правильно! Вы скоро пойдете в школу и станете школьниками. Я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Вы согласны? Тогда я буду учителем, а вы моими учениками.
Ну что в школу пойдем,
Заниматься начнем!
а) Игра «Со словами мы играем, их руками (ногами) разделяем».
Слова: машина, дом, пирамида, кукла, ананас, ком, круг, пешеход.
б) Артикуляционная гимнастика для губ и языка (общий комплекс).
Упражнения: улыбочка, трубочка, пулемет, лошадка.
2.Основная часть.
Работа со словом по картинке (одушевленные и неодушевленные предметы).
Кто это? Что это?
Логопед:- Посмотрите на картинку (на доске картинка — девочка с куклой) и скажите – Кто это? Это девочка. Кто может задать вопрос как я? Правильно.
— Послушайте внимательно, какой я сейчас вопрос задам. — Что это? Это кукла.
— А почему я спросила про девочку — Кто это? А про куклу – Что это? (девочка — живая, а кукла – не живой предмет.)
3.Составление и выкладывание схемы предложения.
У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?
Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.
У КИРЫ КУКЛА.
— Сколько слов в предложении? (3).
— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы.
— Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
— Второе слово — Кира. Уточняем, что слова в предложении пишутся раздельно друг от друга.
— Третье – кукла.
В конце предложения ставится точка.
А теперь выложите схему предложения.
/____ __________ __________ .
3.Работа с карточками. Игра «Зажги фонариками слово». Звуко-буквенный анализ слов.
ООООО ОООО
кукла Кира
Какой первый звук? Каким цветом закрасим первый звуковой фонарик?
Какой второй звук? Каким цветом закрасим второй звуковой фонарик? И т.д.
- Динамическая пауза. А сейчас все дружно встали, ушки навострили и за мною повторили.
ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)
ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль).
ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны).
ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку(ладошками «пекут» пирожки).
ак-ак-ак.ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую).
ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук (перепрыгивают с одной ноги на другую).
ык-ык-ык, ык-ык-ык:на ковер наш котик – прыг! (прыгают на одном месте).
- Сообщение цели занятия .
Знакомство с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит –
Буква К на нас глядит.
— Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
— На что похоже буква?
— В какую сторону смотрит буква?
Имя у звуков К и КЬ — буква К. Буква К нужна для записи звуков К и КЬ.
Буква К – согласная.
— Напечатайте букву К в тетради.
- Выкладывание предложения из букв.(используя кассы букв).
— Кира – это имя девочки, а имена пишутся с большой буквы.
У Киры кукла.
- Слоговое чтение.
Буква К решила познакомится с гласными.
Два звука, согласный и гласный, будем произносить слитно.
Что образуется, когда сливаются два звука? (слог).
КА-КО-КУ-КЫ-КИ (открытые слоги)
АК-ОК-УК-ЫК-ИК (закрытые слоги).
- Работа с карточками. Подбор слов к звуковым моделям.
— предлагается подобрать слова к модели: О О О О.
(согласный твердый, согласный твердый, гласный, согласный твердый).
- Итог занятия.
Дата публикации: 14.04.2016
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
ель: Познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.
Образовательные:
1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику
2. Учить определять положение звука в слове,
3. Познакомить с графическим изображением буквы К.
Развивающие
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.
2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).
3. Способствовать развитию мелкой моторики руки.
Воспитательные:
1. Прививать интерес к получению знаний.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Экран с мультимедиа, большая книга сказок, выполненная в форме двери (1,5м х 1м) мяч, почтовый ящик, деревья, речка, мостик с гласными буквами А, У, И, сухой бассейн, на каждого ребёнка коробочка с бросовым материалом: фасоль, очищенные спички, разноцветные стеклянные декоративные камушки, тыквенные семечки, пенопластовые кубики, семечки хурмы и арбуза; карточка с буквой из гофрированной буквы, карточки с написанной букой, листок с буквой, сделанной точками для обведения контура, конверты для игры "Почта", мягкие модули.
Основные методы и приёмы:
Использование коммуникативной игры на знакомство, позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу.
Использование ИКТ для стимулирования детей к работе на занятии, как способ самоконтроля знаний, новая форма подготовки дидактических игр для детей: выполнение действий и движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворного текста для развития согласованности и координации движений; д/и "Речка" (использование вопросов для стимулирования принятия самостоятельного решения).
Использование музыки, наглядности для эмоционального настроя на занятие.
Д/и "Какой звук?" (закрепление артикуляционного образа звука).
Схемы - подсказки (этапы анализа звука).
Д/и "Кто живёт на полянке?", "Хлопни на звук:" (развитие фонематического слуха и слухового внимания)
Игра с мячом "Слова наоборот" (развитие ловкости, быстроты реакции, закрепление знаний о словах-антонимах).
Д/и "Почта" (определение нахождения места звука в слове).
Задание "Назови одним словом" (закрепление словаря).
Д/и "Буква из элементов" (развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, памяти).
Д/и "На что похожа буква?" (развитие воображения).
Д/и "Какая буква правильная?" (развитие оптического гнозиса, предупреждение дисграфии).
Использование раздаточного материала и карточек для индивидуального дифференцированного подхода.
Отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай" (сюрпризный момент и закрепления понимания о важности звуков в слове и буквы в написании слов).
Итоговые вопросы для контроля усвоения материала детьми.
План занятия:
I. Оргмомент (2 мин).
II. Подготовка к восприятию материала (1 мин).
III. Подготовительная дыхательная и мимическая гимнастика (1 мин).
IV. Повторение знаний о гласных. (2 мин).
V. "Звуковая полянка" (3 мин).
Ориентировка в пространстве, развитие слухового восприятия, установление логических связей.
VI. Знакомство со звуком [К], его характеристикой и условным обозначением (3 мин).
VII. Игра "Узнай звук", игра с мячом "Слова наоборот" (2-3 мин).
VIII. Определение положение звука в словах через Д/И "Почта" (7 мин).
IX. Развитие мелкой моторики через игру "Секретные шкатулки" (1 мин).
Х. Знакомство с буквой (2 мин).
ХI. Сюрпризный момент (3 мин).
XII. Подведение итогов занятия. (1 мин).
XIII. Отзыв о работе детей (1 мин).
Ход занятия
I. Оргмомент (Слайд 1)
Дети заходят в зал и становятся в круг.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.
Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается.
Логопед: Какие вы дружные! Чтобы мы лучше узнали друг друга, предлагаю сыграть в игру "Вот так!" Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать: "Вот так!" и показывать как вы это делаете, например:
Как живёшь? Вот так (все вытягивают вперёд руки, зажимают пальцы в кулачок, а большой палец поднимают вверх);
Как идёшь? Вот так (все шагают);
Как грустишь? Вот так (выражают грусть лицом);
Как ты спишь? Вот так (ладошки под голову);
Как шалишь? Вот так (надувают щёки и сдувают, ударяя по ним кулачками);
Как грозишь? Вот так (двигают указательным пальчиком) (можно сыграть 2 раза)
II. Подготовка к восприятию материала.
Логопед: У нас отличная команда. Я приглашаю вас отправиться в сказочную страну Звукобуквию, познакомиться с одним из звуков, научиться слышать его среди других звуков и обозначать его буквой.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и скажите: "У нас всё получится". В путь!
Логопед открывает дверь большой книги сказок (звучит волшебный сигнал и начинается спокойная осенняя музыка "Падают листья"). Дети проходят через открытую книгу.
Логопед: Оглянитесь вокруг, нас встречает загадочный лес его воздух чист и свеж. Вдохните его, как я. Вдыхаем глубоко носом а выдыхаем ртом, можно помочь руками - на вдох руки поднимаем и слегка разводим в стороны, на выдох ладошки касаются груди (ребята повторяют движения)
III. Мимическая гимнастика. (Логопед показывает и рассказывает - дети повторяют движения)
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим обогреваем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки пожуём мы, чтобы улыбались.
IV. Повторение знаний о гласных.
Логопед: Но посмотрите, ребята, наш путь перегораживает широкая и глубокая речка. Как же нам перебраться на другую сторону? (ответы детей). Посмотрите вокруг, найдите что-нибудь для переправы? (Дети обращают внимание на доску, припорошенную листьями). Дети подходят к доске, садятся на корточки. Логопед предлагает набрать полный рот воздуха и сдуть листья с доски. На доске остаются лежать буквы: А, О, У, Э,Ы.
Логопед: Что написано на доске? (буквы). Назовите их. Какие звуки они обозначают, кто из вас знает?
Дети: Они обозначают гласные звуки, потому что выдыхаемый воздух не встречает преграду.
Логопед просит мальчиков взять доску и положить поперёк речки.
V. Детей приглашают на полянку. Ребята садятся на модули-пенёчки и видят на экране полянку.
Логопед: Какая интересная полянка, на ней почему-то находятся;
стог сена (клик),
миска молока (клик),
еловая ветка (клик),
цыплёнок (клик).
Если дети хорошо подготовленные, то можно рассмотреть в какой части поляны находятся сено, миска, ветка, цыплёнок.
Логопед: Кто живёт на ней? Внимательно послушайте их голоса.
(клик - Звук кошки). Дети говорят, что это кошка.
(клик - На экране появляется кошка).
Логопед: Куда пойдёт кошка?
Ребёнок: Кошка пойдёт к миске с молоком в верхний левый угол)
(клик - Звук курицы).
(клик - На экране появляется курица).
Логопед: Куда отправится курица?
Ребёнок: Курица отправится к цыплёнку в правый нижний угол.
(клик - Звук кукушки).
(клик - На экране появляется кукушка).
Логопед: Куда посадим кукушку?
Ребёнок: Кукушку посадим на ветку в верхний правый угол.
(клик - Звук коровы).
(клик - На экране появляется корова).
Логопед: Куда направим корову?
Ребёнок: Корову направим к стогу сена в нижнем левом углу поляны.
VI. Знакомство со звуком [К].
Логопед: А теперь давайте ещё раз назовём, кто с вами играл и прислушаемся к 1звуку в словах: (клик - на экране остаются Корова, Кошка, Кукушка, Курица. (клик)
Выделяют вместе звук [К] и идёт работа по его характеристике.
(Слайд 4) На экране возникают рисунки: воздушная струя, губы, зубы, язык и черта-слово с кругом над чертой - условное обозначение звука.
(клик) воздушная струя встречает преграду? (клик)
Дети говорят, что язык во рту поднимается горочкой и касается нёба, поэтому воздушная струя встречает преграду (клик)
Дети делают вывод, что [К] согласный (клик).
Вместе с логопедом дети прикладывают ладошку к горлу или ладошки прижимают к ушам и произносят звук [К] (клик)
Делается вывод, что звук [К] согласный и глухой. Его на занятии мы обозначим синим кружком (клик)
VII. Логопед предлагает поиграть в игру "Узнай звук".
1- Сначала произносит разные звуки, на [К] дети должны встать.
2- Произносит пару из звуков. Если ребята слышат [К], все прыгают на 1 ножке.
Игра с мячом "Слова наоборот" (в слове-ответе должен быть звук [К])
Длинный - короткий,
Сухой - мокрый,
Низкий - высокий,
Густой - жидкий,
Твёрдый - мягкий
Смеяться - плакать,
VIII. Дети садятся на "пенёчки".
Логопед: "Что ещё интересного находится на полянке?" Дети видят почтовый ящик - "Лесная почта".
Логопед предлагает посмотреть, что внутри и достаёт конверты. Совместно приходят к решению помочь почтальону разнести конверты с письмами.
На полянке 2 домика
Логопед: Кто живёт в левом домике? (клик) в левом доме живут жители, чьи названия начинаются на [К] (внимание детей направляется на схему под крышей дома).
(клик) В правом домике живут жители, чьи имена заканчиваются на [К] (Внимание к схеме, помещённой под крышей правого дома).
(клик) Вверху полянки появляется конверт с картинкой кому письмо. Логопед объясняет правила игры "Почта"
Образец: логопед берёт первый конверт - на нём нарисован коршун (клик - конверт с коршуном на экране). В слове коршун [К] слышим в начале слова, поэтому мы письмо относим в левый дом (клик - письмо перемещается в левый домик и картинка коршун появляется в одном из 4-х окошек дома).
(Слайд 7) Работа аналогичная со словом ХОМЯК (уже объясняют дети).
(Слайд 8) КЛЁСТ
(Слайд 9) ВОЛК
(Слайд 10) КУРИЦА
(Слайд 11) БАРСУК
(Слайд 12) БЫК
Логопед: Молодцы! А теперь сделайте вывод, кто живёт в каждом домике?
Дети обобщают, что в левом доме живут птицы, а в правом доме - животные.
IX. Развитие моторики.
Логопед: А теперь закройте глазки. Откройте их.
Перед детьми на экране появляется клоун, поднявший правую руку под углом вверх и отодвинвший правую ногу в сторону.
Логопед: Ай да клоун, знаешь кто он? Этот клоун буква К. (клик - Появляется буква К). Встаньте также как клоун.
X. Логопед предлагает построить букву: "Я знаю волшебный колодец, в нём спрятаны секретные шкатулки." (Дети идут к волшебному колодцу - "сухой" бассейн.)
Логопед: Найдите секретные шкатулки. Поставьте их на край стола, где будете сидеть. (Дети садятся за столы).
Логопед: Но сначала научимся её правильно составлять.
(клик) Сначала строим вертикальную палочку (клик). К её серединке ведём наклонную короткую палочку сверху. (клик) От её серединки ведём наклонную короткую палочку сверху вниз. Поднимите указательный пальчик вверх и напишем букву в воздухе. Теперь закроем глаза и потрогаем ладошкой шершавую букву на столе.
Логопед: А теперь поиграем с клоуном "Правильная буква". Если появляется буква правильная - хлопаем в ладоши, если неправильная - топаем ногами.
(клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (Слайд14)
Логопед: А теперь откройте секретные шкатулки и выложите букву по памяти из того материала, который в шкатулке. (Слайд15)
Если ребёнок не справляется, ему дают образец буквы. Если не справляется снова - предлагают на карточке выложить К по написанной букве карандашом.
Если ребёнок быстро справляется, ему дают обвести букву по точкам.
Логопед: Произносить чётко звуки и писать правильно буквы очень важно. Почему? Я открою вам секрет, смотрите.
XI. Показывается отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай".
Вопросы: Кто обидел букву? Как обидел Коля букву? Что стало со словами, когда буква ушла? Можно обижать буквы? Весь мультик вы посмотрите со всей группой в свободное от занятий время.
XII. Подведение итогов занятия.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. С какой буквой познакомились? (Слайд16) Вам понравилось занятие? Что особенно понравилось делать на занятии?
Логопед: От себя лично я хочу сказать Вам огромное спасибо, мне приятно было с вами общаться.
(Слайд 17 - все жители страны Звукобуквии прощаются с ребятами).
Логопед: Попрощайтесь с жителями страны и отправимся в обратный путь.
Звучит музыка, на экране снова появляется осенний лес и дети снова проходят через книгу в обратном порядке и возвращаются из сказки в свою группу.
Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском