Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)

Программное содержание:
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.

Развивать связную речь ребенка, память, внимание.

Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.


Ход НОД:


Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).

Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.

Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).

Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Дима: Катя кушает конфету.
Вера: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Гоша: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Коля?
Коля: В этом предложении три слова.
А у тебя Матвей?
Матвей: В этом предложении три слова.

Какое первое слово в этом предложении, Маргарита?
Маргарита: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Илья?
Илья: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.

(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.

Дети устанавливают последовательность звуков в слове.

Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?

- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Андрей: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Илья: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Вероника: В этом слове всего 2 слога.

Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д

Галина Васькова
Занятие по обучению грамоте. Звук и буква «К»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Тополек»

Обучение грамоте

Тема : Согласные звуки {К ,к"}, буквы К

(старшая группа)

Воспитатель : Васькова Галина Николаевна р. п. Екатериновка, 2010г

Цель :

Обучающие : закрепить ранее изученные звуки и буквы . Познакомить с твердым и мягким согласным звуком [ к] , познакомить с буквами К , к. учить определять место звука в словах (начало слова, середина, конец) .

Развивающие : развивать фонематический слух у детей, речь, мелкие мышцы рук. Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Воспитательные : учить умению слушать друг друга и воспитателя.

Оборудование : интерактивная доска; картинки. В названии которых есть звуки [К , К]; счетные палочки; карандаши, тетради «изучаем грамоту » .

Ход занятия

I Ребята, посмотрите, как вы думаете что это? (алфавит, азбука) Правильно. Буквы , расположенные в алфавитном порядке называются алфавитом или азбукой. Когда вы будете знать все буквы то вы сможете написать и прочитать обо всем на свете. В русском алфавите 33 буквы и многие из них мы уже знаем. Назовите их. (называют ранее изученные буквы , а воспитатель направляет внимание детей стрелкой мыши)

На какие две большие группы делятся буквы (гласные и согласные)

Назовите буквы в первом ряду ?

(а, о, у, и, ы)

Какие это буквы ? (гласные)

Почему они гласные (когда мы их произносим воздух проходит свободно, ни где не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь)

Назовите буквы во втором ряду ?

(б, п, д, т, з, с,г)

Какие это буквы ? (согласные)

Почему они согласные? (звуки , при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)

Чем буквы отличаются от звуков ?

(буквы мы пишем , звуки произносим )

II. Кто это? (лягушка)

Как квакает лягушка? (Ква – ква)

(воспитатель произносит сам, выделяя первый звук .)

Какой звук вы слышите в начале слова? ([к ]) .

Сегодня мы познакомимся со звуком [к , к] и буквой К , к

Ребята давайте посмотрим на доску.

Что нарисовано на экране? (кукла, карандаш, капуста, курица)

Найдите одинаковый звук в этих словах ? (звук [ к ] )

У меня на картинке изображен «кот» и «кит»

Давайте произнесем «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот ? (твердо)

Давайте произнесем «кит» Как слышится звук [ к ] в слове кит ? (мягко)

Вывод : звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Произнесем еще раз звук [ к ] , [ к ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов. (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются , задняя часть поднимается к небу и препятствует выдыхаемому воздуху.)

Какой же это звук ? (согласный)

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(звуки , при произношении которых голос не участвует, называются глухими.)

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше»

Придумайте слова в которых есть звук [ к , к ] (кольцо, краски, картина, курица, коза, кузнечик, карандаш, кукла)

Давайте приготовим обед, используя овощи. В названии, которых есть звук [к ]

(картофель, капуста, кабачок, лук, свекла, морковь)

III. Что вы видите на этой картинке? Кто изображен справа? (клоун)

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К .

Какой звук вы слышите в начале слова? Звук [ к , к ] на письме обозначается буквой К .

Рассмотрим букву К . (состоит из трех палочек, одна большая прямая и две накидные палочки сходятся к середине.) Это большая буква К с нее всегда начинается предложение, пишутся имена, фамилии людей, клички животных, название городов, сел, рек. Во всех других случаях пишется маленькая к.

А сейчас от гадайте ка загадку.

«Семь одежек и все без застежек»

Дети : капуста

Каким цветом мы закрашиваем согласные буквы ? (синим)

Закрасим букву К синим цветом .

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Игра : «Доскажи словечко» с мячом.

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я (капуста) .

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится (кошки)

Мчусь, как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня (коньки)

Кто альбом раскрасит наш.

Ну конечно (карандаш) .Садимся да столы.

Воспитатель : ребята давайте рассмотрим рисунок и назовем предметы и животные, которые на нем нарисованы.

Заштрихуйте только те картинки, в названии которых имеется звук [ к ]

Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Воспитатель : перед вами лежат счетные палочки возьмите из пенала палочки и выложите на столе букву К . сколько нужно взять палочек? (Три)

Как вы будете выполнять задание?

(одну палочку положу вертикально, две под наклоном приставлю к середине)

Посмотрите на печатные буквы К на доске .

(ставлю точку и пишу палочку сверху вниз длиной в две клетки. Отступаю сверху вправо одну клетку, ставлю точку и веду линию к середине палочки и от середины веду линию в угол нижней клетки.)

Посмотрите на образец, и напишите букву К сами до конца строчки соблюдая расстояние между буквами в одну клетку .

Ребята, а теперь давайте прочитаем слоги с буквой К . (слог образует гласная буква ) .

Итог : С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает ?

Расскажите о звуках к и к

Чем отличаются эти звуки ?

Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Название: Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия, НОД, занятие логопеда, Подготовительная группа

Должность: учитель-логопед, высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Месторасположение: Кемеровская область,город Юрга

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей
«Знакомство с буквой К»
(подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой К.

Задачи:

Совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.

— познакомить с буквой К.

— упражнять в освоение слогового способа чтения.

— развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.

— развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Организационный момент

«Здравствуй!»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

1.Вводная часть.

Логопед : Ребята, вы уже дети подготовительной группы. Что же это значит?

Правильно! Вы скоро пойдете в школу и станете школьниками. Я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Вы согласны? Тогда я буду учителем, а вы моими учениками.

Ну что в школу пойдем,

Заниматься начнем!

а) Игра «Со словами мы играем, их руками (ногами) разделяем».

Слова: машина, дом, пирамида, кукла, ананас, ком, круг, пешеход.

б) Артикуляционная гимнастика для губ и языка (общий комплекс).

Упражнения: улыбочка, трубочка, пулемет, лошадка.

2.Основная часть.

Работа со словом по картинке (одушевленные и неодушевленные предметы).

Кто это? Что это?

Логопед:- Посмотрите на картинку (на доске картинка — девочка с куклой) и скажите – Кто это? Это девочка. Кто может задать вопрос как я? Правильно.

— Послушайте внимательно, какой я сейчас вопрос задам. — Что это? Это кукла.

— А почему я спросила про девочку — Кто это? А про куклу – Что это? (девочка — живая, а кукла – не живой предмет.)

3.Составление и выкладывание схемы предложения.

У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.

У КИРЫ КУКЛА.

— Сколько слов в предложении? (3).

— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы.

— Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

— Второе слово — Кира. Уточняем, что слова в предложении пишутся раздельно друг от друга.

— Третье – кукла.

В конце предложения ставится точка.

А теперь выложите схему предложения.

/____ __________ __________ .

3.Работа с карточками. Игра «Зажги фонариками слово». Звуко-буквенный анализ слов.

ООООО ОООО

кукла Кира

Какой первый звук? Каким цветом закрасим первый звуковой фонарик?

Какой второй звук? Каким цветом закрасим второй звуковой фонарик? И т.д.

  • Динамическая пауза. А сейчас все дружно встали, ушки навострили и за мною повторили.

ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)

ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль).

ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку(ладошками «пекут» пирожки).

ак-ак-ак.ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ык-ык-ык, ык-ык-ык:на ковер наш котик – прыг! (прыгают на одном месте).

  • Сообщение цели занятия .

Знакомство с буквой К.

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буква К на нас глядит.

— Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

— На что похоже буква?

— В какую сторону смотрит буква?

Имя у звуков К и КЬ — буква К. Буква К нужна для записи звуков К и КЬ.

Буква К – согласная.

— Напечатайте букву К в тетради.

  • Выкладывание предложения из букв.(используя кассы букв).

— Кира – это имя девочки, а имена пишутся с большой буквы.

У Киры кукла.

  • Слоговое чтение.

Буква К решила познакомится с гласными.

Два звука, согласный и гласный, будем произносить слитно.

Что образуется, когда сливаются два звука? (слог).

КА-КО-КУ-КЫ-КИ (открытые слоги)

АК-ОК-УК-ЫК-ИК (закрытые слоги).

  • Работа с карточками. Подбор слов к звуковым моделям.

— предлагается подобрать слова к модели: О О О О.

(согласный твердый, согласный твердый, гласный, согласный твердый).

  • Итог занятия.

Дата публикации: 14.04.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

ель: Познакомить детей с согласным звуком [К] и буквой К.

Образовательные:

1. Учить вычленять звук [К] из ряда других звуков, слогов, слов и давать ему характеристику

2. Учить определять положение звука в слове,

3. Познакомить с графическим изображением буквы К.

Развивающие

1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память.

2. Стимулировать развитие мыслительных процессов детей (анализ, синтез, классификация).

3. Способствовать развитию мелкой моторики руки.

Воспитательные:

1. Прививать интерес к получению знаний.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: Экран с мультимедиа, большая книга сказок, выполненная в форме двери (1,5м х 1м) мяч, почтовый ящик, деревья, речка, мостик с гласными буквами А, У, И, сухой бассейн, на каждого ребёнка коробочка с бросовым материалом: фасоль, очищенные спички, разноцветные стеклянные декоративные камушки, тыквенные семечки, пенопластовые кубики, семечки хурмы и арбуза; карточка с буквой из гофрированной буквы, карточки с написанной букой, листок с буквой, сделанной точками для обведения контура, конверты для игры "Почта", мягкие модули.

Основные методы и приёмы:

Использование коммуникативной игры на знакомство, позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу.

Использование ИКТ для стимулирования детей к работе на занятии, как способ самоконтроля знаний, новая форма подготовки дидактических игр для детей: выполнение действий и движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворного текста для развития согласованности и координации движений; д/и "Речка" (использование вопросов для стимулирования принятия самостоятельного решения).

Использование музыки, наглядности для эмоционального настроя на занятие.

Д/и "Какой звук?" (закрепление артикуляционного образа звука).

Схемы - подсказки (этапы анализа звука).

Д/и "Кто живёт на полянке?", "Хлопни на звук:" (развитие фонематического слуха и слухового внимания)

Игра с мячом "Слова наоборот" (развитие ловкости, быстроты реакции, закрепление знаний о словах-антонимах).

Д/и "Почта" (определение нахождения места звука в слове).

Задание "Назови одним словом" (закрепление словаря).

Д/и "Буква из элементов" (развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, памяти).

Д/и "На что похожа буква?" (развитие воображения).

Д/и "Какая буква правильная?" (развитие оптического гнозиса, предупреждение дисграфии).

Использование раздаточного материала и карточек для индивидуального дифференцированного подхода.

Отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай" (сюрпризный момент и закрепления понимания о важности звуков в слове и буквы в написании слов).

Итоговые вопросы для контроля усвоения материала детьми.

План занятия:

I. Оргмомент (2 мин).

II. Подготовка к восприятию материала (1 мин).

III. Подготовительная дыхательная и мимическая гимнастика (1 мин).

IV. Повторение знаний о гласных. (2 мин).

V. "Звуковая полянка" (3 мин).

Ориентировка в пространстве, развитие слухового восприятия, установление логических связей.

VI. Знакомство со звуком [К], его характеристикой и условным обозначением (3 мин).

VII. Игра "Узнай звук", игра с мячом "Слова наоборот" (2-3 мин).

VIII. Определение положение звука в словах через Д/И "Почта" (7 мин).

IX. Развитие мелкой моторики через игру "Секретные шкатулки" (1 мин).

Х. Знакомство с буквой (2 мин).

ХI. Сюрпризный момент (3 мин).

XII. Подведение итогов занятия. (1 мин).

XIII. Отзыв о работе детей (1 мин).

Ход занятия

I. Оргмомент (Слайд 1)

Дети заходят в зал и становятся в круг.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем поздороваться со мной ладошками.

Логопед здоровается с ребёнком по имени, прикасаясь своими ладошками к ладошкам ребёнка. В ответ ребёнок тоже здоровается.

Логопед: Какие вы дружные! Чтобы мы лучше узнали друг друга, предлагаю сыграть в игру "Вот так!" Я буду вас спрашивать, а вы будете отвечать: "Вот так!" и показывать как вы это делаете, например:

Как живёшь? Вот так (все вытягивают вперёд руки, зажимают пальцы в кулачок, а большой палец поднимают вверх);

Как идёшь? Вот так (все шагают);

Как грустишь? Вот так (выражают грусть лицом);

Как ты спишь? Вот так (ладошки под голову);

Как шалишь? Вот так (надувают щёки и сдувают, ударяя по ним кулачками);

Как грозишь? Вот так (двигают указательным пальчиком) (можно сыграть 2 раза)

II. Подготовка к восприятию материала.

Логопед: У нас отличная команда. Я приглашаю вас отправиться в сказочную страну Звукобуквию, познакомиться с одним из звуков, научиться слышать его среди других звуков и обозначать его буквой.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и скажите: "У нас всё получится". В путь!

Логопед открывает дверь большой книги сказок (звучит волшебный сигнал и начинается спокойная осенняя музыка "Падают листья"). Дети проходят через открытую книгу.

Логопед: Оглянитесь вокруг, нас встречает загадочный лес его воздух чист и свеж. Вдохните его, как я. Вдыхаем глубоко носом а выдыхаем ртом, можно помочь руками - на вдох руки поднимаем и слегка разводим в стороны, на выдох ладошки касаются груди (ребята повторяют движения)

III. Мимическая гимнастика. (Логопед показывает и рассказывает - дети повторяют движения)

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим обогреваем,

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

IV. Повторение знаний о гласных.

Логопед: Но посмотрите, ребята, наш путь перегораживает широкая и глубокая речка. Как же нам перебраться на другую сторону? (ответы детей). Посмотрите вокруг, найдите что-нибудь для переправы? (Дети обращают внимание на доску, припорошенную листьями). Дети подходят к доске, садятся на корточки. Логопед предлагает набрать полный рот воздуха и сдуть листья с доски. На доске остаются лежать буквы: А, О, У, Э,Ы.

Логопед: Что написано на доске? (буквы). Назовите их. Какие звуки они обозначают, кто из вас знает?

Дети: Они обозначают гласные звуки, потому что выдыхаемый воздух не встречает преграду.

Логопед просит мальчиков взять доску и положить поперёк речки.

V. Детей приглашают на полянку. Ребята садятся на модули-пенёчки и видят на экране полянку.

Логопед: Какая интересная полянка, на ней почему-то находятся;

    стог сена (клик),

    миска молока (клик),

    еловая ветка (клик),

    цыплёнок (клик).

Если дети хорошо подготовленные, то можно рассмотреть в какой части поляны находятся сено, миска, ветка, цыплёнок.

Логопед: Кто живёт на ней? Внимательно послушайте их голоса.

(клик - Звук кошки). Дети говорят, что это кошка.

(клик - На экране появляется кошка).

Логопед: Куда пойдёт кошка?

Ребёнок: Кошка пойдёт к миске с молоком в верхний левый угол)

(клик - Звук курицы).

(клик - На экране появляется курица).

Логопед: Куда отправится курица?

Ребёнок: Курица отправится к цыплёнку в правый нижний угол.

(клик - Звук кукушки).

(клик - На экране появляется кукушка).

Логопед: Куда посадим кукушку?

Ребёнок: Кукушку посадим на ветку в верхний правый угол.

(клик - Звук коровы).

(клик - На экране появляется корова).

Логопед: Куда направим корову?

Ребёнок: Корову направим к стогу сена в нижнем левом углу поляны.

VI. Знакомство со звуком [К].

Логопед: А теперь давайте ещё раз назовём, кто с вами играл и прислушаемся к 1звуку в словах: (клик - на экране остаются Корова, Кошка, Кукушка, Курица. (клик)

Выделяют вместе звук [К] и идёт работа по его характеристике.

(Слайд 4) На экране возникают рисунки: воздушная струя, губы, зубы, язык и черта-слово с кругом над чертой - условное обозначение звука.

(клик) воздушная струя встречает преграду? (клик)

Дети говорят, что язык во рту поднимается горочкой и касается нёба, поэтому воздушная струя встречает преграду (клик)

Дети делают вывод, что [К] согласный (клик).

Вместе с логопедом дети прикладывают ладошку к горлу или ладошки прижимают к ушам и произносят звук [К] (клик)

Делается вывод, что звук [К] согласный и глухой. Его на занятии мы обозначим синим кружком (клик)

VII. Логопед предлагает поиграть в игру "Узнай звук".

1- Сначала произносит разные звуки, на [К] дети должны встать.

2- Произносит пару из звуков. Если ребята слышат [К], все прыгают на 1 ножке.

Игра с мячом "Слова наоборот" (в слове-ответе должен быть звук [К])

    Длинный - короткий,

    Сухой - мокрый,

    Низкий - высокий,

    Густой - жидкий,

    Твёрдый - мягкий

    Смеяться - плакать,

VIII. Дети садятся на "пенёчки".

Логопед: "Что ещё интересного находится на полянке?" Дети видят почтовый ящик - "Лесная почта".

Логопед предлагает посмотреть, что внутри и достаёт конверты. Совместно приходят к решению помочь почтальону разнести конверты с письмами.

На полянке 2 домика

Логопед: Кто живёт в левом домике? (клик) в левом доме живут жители, чьи названия начинаются на [К] (внимание детей направляется на схему под крышей дома).

(клик) В правом домике живут жители, чьи имена заканчиваются на [К] (Внимание к схеме, помещённой под крышей правого дома).

(клик) Вверху полянки появляется конверт с картинкой кому письмо. Логопед объясняет правила игры "Почта"

Образец: логопед берёт первый конверт - на нём нарисован коршун (клик - конверт с коршуном на экране). В слове коршун [К] слышим в начале слова, поэтому мы письмо относим в левый дом (клик - письмо перемещается в левый домик и картинка коршун появляется в одном из 4-х окошек дома).

(Слайд 7) Работа аналогичная со словом ХОМЯК (уже объясняют дети).

(Слайд 8) КЛЁСТ

(Слайд 9) ВОЛК

(Слайд 10) КУРИЦА

(Слайд 11) БАРСУК

(Слайд 12) БЫК

Логопед: Молодцы! А теперь сделайте вывод, кто живёт в каждом домике?

Дети обобщают, что в левом доме живут птицы, а в правом доме - животные.

IX. Развитие моторики.

Логопед: А теперь закройте глазки. Откройте их.

Перед детьми на экране появляется клоун, поднявший правую руку под углом вверх и отодвинвший правую ногу в сторону.

Логопед: Ай да клоун, знаешь кто он? Этот клоун буква К. (клик - Появляется буква К). Встаньте также как клоун.

X. Логопед предлагает построить букву: "Я знаю волшебный колодец, в нём спрятаны секретные шкатулки." (Дети идут к волшебному колодцу - "сухой" бассейн.)

Логопед: Найдите секретные шкатулки. Поставьте их на край стола, где будете сидеть. (Дети садятся за столы).

Логопед: Но сначала научимся её правильно составлять.

(клик) Сначала строим вертикальную палочку (клик). К её серединке ведём наклонную короткую палочку сверху. (клик) От её серединки ведём наклонную короткую палочку сверху вниз. Поднимите указательный пальчик вверх и напишем букву в воздухе. Теперь закроем глаза и потрогаем ладошкой шершавую букву на столе.

Логопед: А теперь поиграем с клоуном "Правильная буква". Если появляется буква правильная - хлопаем в ладоши, если неправильная - топаем ногами.

(клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (клик) (Слайд14)

Логопед: А теперь откройте секретные шкатулки и выложите букву по памяти из того материала, который в шкатулке. (Слайд15)

Если ребёнок не справляется, ему дают образец буквы. Если не справляется снова - предлагают на карточке выложить К по написанной букве карандашом.

Если ребёнок быстро справляется, ему дают обвести букву по точкам.

Логопед: Произносить чётко звуки и писать правильно буквы очень важно. Почему? Я открою вам секрет, смотрите.

XI. Показывается отрывок из мультфильма "Наш друг Пиши-читай".

Вопросы: Кто обидел букву? Как обидел Коля букву? Что стало со словами, когда буква ушла? Можно обижать буквы? Весь мультик вы посмотрите со всей группой в свободное от занятий время.

XII. Подведение итогов занятия.

Логопед: Наше занятие подошло к концу. С какой буквой познакомились? (Слайд16) Вам понравилось занятие? Что особенно понравилось делать на занятии?

Логопед: От себя лично я хочу сказать Вам огромное спасибо, мне приятно было с вами общаться.

(Слайд 17 - все жители страны Звукобуквии прощаются с ребятами).

Логопед: Попрощайтесь с жителями страны и отправимся в обратный путь.

Звучит музыка, на экране снова появляется осенний лес и дети снова проходят через книгу в обратном порядке и возвращаются из сказки в свою группу.

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском