Конспект индивидуального логопедического занятия.

(с использованием изотехники)

Подготовила

учитель – логопед Шлянина О. П.

г. Курганинска Краснодарского края

Тема: Постановка звука [Ш]

Цель : уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки.

Оборудование: зеркало, предметные картинки, краски, кисть, баночка с водой, бумага, лягушонок, уж, Доктор Айболит.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика – Посмотри у нас сегодня в гостях веселый лягушонок, а это болото, в котором он живет. Давай поможем лягушонку перепрыгнуть с листика на листик. (Ребенок выполняет упр. всеми пятью пальчиками проворачивая кисть влево, вправо)

Прыг, скок, прыг, скок,

Я с листочка на листок,

Я – веселая лягушка,

Ваша милая подружка.

2. Артикуляционная гимнастика. (выполняя , красками прорисовывают символы)

Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Улыбка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.

«Улыбка» (полоска)

«Рупор» (волна)

«Блинчик» (круг)

«Вкусное варенье» (вертикальные полоски)

«Чашечка» (полукруг)

«Маляр» (зигзаги)

«Лошадка» (тычки)

«Фокус» (спираль)

3. Постановка звука механическим способом.

Положить на нижние зубы ребенка карандаш, на него ребенок положит язык. Попросите изобразить, как чихал больной уж – постучать кончиком языка по верхним альвеолам, произносить звук [Ч]. При этом он должен сильно и непрерывно дуть на кончик языка. Затем «уж перестает чихать» и по дольше тянет звук [Ч] который преобразовывается в звук [Ш ].

Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш – Ш – Ш –Ш – Ш – Ш – Ш.

(ребенок схематически изображает, как ползет уж)

4. Уточнение артикуляции.

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

5. Упр. «Чудесная поляна» На столе лежат предметные картинки, ребенок должен нарисовать по точечному контуру только те, в названии которого есть звук [Ш]. Обводя контур, ребенок длительно произносит звук [Ш].

Шар, зонт, мышка, жук, кошка, сумка, машина.

6. Итог занятия .

Положительная оценка деятельность ребенка.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
Нравится
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Постановка звука [Ш]. «Весёлая Нюша»

Цель: Уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука.

Задачи:

  • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
  • Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
  • Учить «правильно» произносить звук [ш] с механической помощью.
  • Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда звуков, слогов и слов.
  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные.
  • Упражнять в правильном употреблении предлогов: на, в, за, под, из-за;
  • Развивать внимание, память, мелкую моторику.

Оборудование: зеркало; игрушка «Нюша» ; картинки «артикуляционной гимнастики» ; ватный шарик на нитке, «Копатыч» с воротами; «звуковые дорожки» для произнесения звука [Ш] , «поезд с картинками: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» ; картинки к игре «Вкусные пирожки» ; картинки к игре «Куда спряталась Нюша?»

Ход занятия:

1. Организационный момент

Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие.

Сегодня к тебе в гости пришла «Нюша» - герой из мультфильма «Смешарики» .

Она узнала, что ты будешь учиться шипеть, и пришла вместе с тобой поучиться шипеть.

2. Артикуляционная гимнастика

Покажем «Нюше» какие нужно выполнять упражнения с язычком, чтобы научиться шипеть.

Нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3-4 раза) , затем «Колечко» (повторить 3-4 раза) . Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены.

А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «блинчик» (повторить 3-4 раза) . После этого подуй на язычок.

Следующее упражнение «вкусное варенье» , оближем губу сверху вниз широким язычком. Попьем чай из «Чашечки» . Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2-3 раза) . А сейчас спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3-4 раза) .

3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи

Нюша любит показывать фокусы и смотреть на них.

Давай покажем фокусы Нюше. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2, 5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см) . Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

«Нюша» любит играть со своими друзьями. Сегодня она пригласила своего друга поиграть с тобой в футбол. «Копатыч» уже стоит на воротах. Нужно забить мяч в ворота. Также подними язычок в форме чашечки к верхней губе, дуй на кончик языка и забивай мяч в ворота.

4. Развитие фонематического слуха

Чтобы Нюше научиться «правильно» шипеть, нужно сначала научиться «ловить» звук «[Ш] » .

- Сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук» и покажем Нюше как «ловить» звук [Ш] . Как только услышишь звук [Ш] , сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш (ловим хлопками)

ХА – ША – ЛА – ПА – ША;

ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА – ОСЁЛ - СУМКА – КАША; (ловим сигналом)

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнение Гусь.

Послушай внимательно загадку, про кого эта загадка?

Ходит к речке смело

Он в наряде белом,

У него на ножках

Красные сапожки (гусь)

Давай покажем Нюше какой бывает гусь.

Ладонь согнуть под прямым углом. Пальцы вытянуть вперед и прижать друг к другу. Указательный палец согнуть и упереть на большой палец.

Гусь гогочет и гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

(выполнить правой и левой рукой)

5. Постановка звука

А сейчас поучимся шипеть как гусь.

Покажем Нюше как «свистит» водичка в кране: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай, слышится «шипенье гуся» . (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью) .

Еще раз подними язычок за верхние зубы и произнеси звук [С] , чтобы «пошел» теплый воздух.

Молодец, ты научился шипеть как гусь.

Посмотри, какое положение принимают язык и губы при произнесении звука [Ш] (анализ по схеме-таблице) . Губы в форме «окошечка» , язычок поднят за верхние зубы, в форме «чашечки» .

6. Закрепление изолированного произнесения звука

А сейчас «поможем» Нюше пошипеть как гусь. Веди пальчиком по дорожке и отчетливо произноси звук [Ш] . (ш-ш-ш… .) Работа по звуковым дорожкам.

7 . Анализ артикуляции звука [Ш ] (по схеме)

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

Уточнение артикуляции звука.

Губы “ окошечком”, зубы “заборчиком с окошечком”, язык поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, теплый воздух выходит по «середине» языка.

Физминутка.

Наша Нюша потянулась

Раз нагнулась, два нагнулась.

Руки вытянула и согнула,

И по улице шагнула.

8. Определение наличие звука [Ш] в словах.

Веселая Нюша хочет покататься на паровозе, покатать вагончики. Но в вагонах поедут только предметы, в названиях которых есть звук «Ш» . Помоги Нюше выбрать слова со звуком «Ш» . Картинки со словами: «собака» , «шуба» , «мышь» , «жираф» , «шкаф» , «ромашка» , «кукушка» , «малыш» .

9. Образование относительных прилагательных.

Игра «Вкусные пирожки»

Нюша очень любит вкусные пирожки. Угостим её пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков. Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он? Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый.) Этот пирожок с грушей, какой он?.. (грушевый.) Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.) Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.) Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фруктовый) .

10. Формирование грамматического строя

Дидактическая игра «Куда спряталась Нюша?»

Нюша любит играть в разные игры. Особенно она любит играть в прятки. Посмотри на картину и скажи, куда спряталась Нюша?

- «Где спряталась Нюша?» ....... (под грибом) .

- «Куда залезла Нюша?» …….(в дупло) .

- «На что села Нюша?» …… (на пенёк) .

- «Где спряталась Нюша?» ……(спряталась за дерево).

- «Откуда выглядывает Нюша?» ……(из-за дерева).

- «Около чего присела Нюша?» …… (около цветка) .

11. Итог занятия.

Покажи ещё раз Нюше, как нужно правильно шипеть.

Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?

Тема занятия: «Звук [Ш]»

Задачи:

  • Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
  • Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
  • Развивать фонематический слух;
  • Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
  • Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование:

  • Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
  • Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

  • Широко открыть рот;
  • Часики;
  • Футбольный мяч;
  • Чашечка;
  • Дотянуться языком до носа, до подбородка.

II. Артикуляционный уклад звука [Ш].

Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?
Он широкий или узкий?

III. Автоматизация звука

✒ Изолированно:
Ин.: Скажи, как шипит змея.

Упражнение «Шарик лопнул».
Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].
Все это сопровождается движениями.

✒ В слогах:
Ин.: Повтори за мной:
ша - ша - ша
шо - шо - шо
шу - шу - шу
ши - ши - ши
ше - ше - ше ша - шо - шу - ши - ше
шо - шу - ши - ше - ша
шу - ши - ше - ша - шо
ши - ше - ша - шо - шу
ше - ша - шо - шу - ши

✒ В словах:
Ин.: Назови картинки.

Шина, кукушка, уши, пушка.

Ин.: Повтори за мной слова - тройками:

Петушок - гребешок - ремешок.
Шина - машина - крушина.
Малыши - камыши - ландыши.
Дышу - ношу - тушу.
Маша - Даша - Паша.
Андрюша - Танюша - Валюша.
Ваша - наша - каша.
Миша - Паша - Яша.
Наташа - Танюша - Катюша.

Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.

В о п р о с ы.

  1. Где спрятались игрушки?
  2. Где спрятался мишка?
  3. Где спряталась кошка?
  4. Где спрятался щенок?


IV. Формирование фонематического слуха.

Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.

Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.

Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).
Соедини каждую картинку с нужной схемой.
Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.

Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.
Дедушка.
Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)
Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)
Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)
Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).

V. Развитие памяти, внимания, мышления.

Ин.: Назови картинки. Запомни их.
Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).
Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.
Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)
Пакет, сумка, портфель, шапка.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)
Шар, бабочка, сороконожка, пчела.
Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)

VI. Подведение итогов.

Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].

— Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

— Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.

— Учить правильно произносить звук [ш] с механической помощью.

— Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.

— Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.

— Упражнять в подборе слов-антонимов.

— Закрепить названия морских обитателей.

— Развивать внимание, память, мелкую моторику.

ОБОРУДОВАНИЕ

Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.

2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка» . Она должна быть боль­шая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).

3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном. Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).

4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).

5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!

Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!

6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом ). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).

7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.

8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул. Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.

Ребенок выполняет движения пальцами.

9. Опустился гном еще глубже (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую звезду, морского конька. Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и называет их.

10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.

11. Итог занятия.

Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал гному, как хорошо уже это у тебя получается!

Конспект содержит материал по постановке шипящего звука Ш- специально подобранный комплекс упражнений, направленный на выработку верхнего подъема языка, описаны способы постановки звука. Занятие проводится в итересной игровой форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука Ш

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формирование кинестетического образа звука Ш (ощущения положения органов артикуляции);

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Упражнение в правильности произнесения звука Ш.

Коррекционно-развивающие :

Развитие артикуляционного аппарата;

Развитие фонематического слуха;

Устранение дефектного произношения звука Ш;

Развитие грамматического строя речи;

улучшение мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к занятиям;

Воспитание самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

1.Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика

Статические подготовительные упражнения для языка

«Ковшик»

Широко рот открываем,

Краешки приподнимаем,

Язычок - баловничок,

Спинку низко опускает.

Очень он на ковш похож,

В него воду вылить можно,

Держи воду, не спеши,

Ковшик всем свой покажи.

Динамические упражнения для языка

«Часики»

Отдохнул и потянулся,

Влево, вправо повернулся,

Вот так: тик-так, тик-так.

«Почистим зубы»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Гармошка»

На гармошке чтоб сыграть,

Нужно челюсть опускать,

Язычок не отрываем,

Очень здорово играем.

Жила была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»). Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»). А соседская белочка отвезла Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»). Маша и не заметила, как оказалась дома.

3. Постановка звука .

1-й способ При губно-зубном сигматизме, ребенку бывает трудно переключиться с привычного произнесения звука на правильное. А если еще и уздечка подъязычная коротка и упражнение "чашечка" не даётся, действует такой способ.

Нам пригодится деревянный шпатель.

Просим ребенка улыбнуться, высунуть язык - блинчик. Кладем под язык шпатель, приподнимаем им язык и надавливаем, убирая язык в рот. Получается такая пассивная "чашечка", к тому же губы "заблокированы" и не складываются в привычную для ребенка позу. Теперь просим сильно подуть ртом. Получается звук, близкий к Ш.

2-й способ При этом звуке кончик языка поднят к верхним альвеолам, а края его прижаты к коренным зубам. Между кончиком языка и альвеолами сохраняется небольшое расстояние. Губы образуют овал, обнажая зубы. Между зубами расстояние равное, примерно, 2-5 мм. Теплая воздушная струя воздуха идет посредине языка на его кончик. Голос при этом не участвует. Возникает шипящий звук: ш-ш-ш.

Чтобы ребенок чувствовал поднятие кончика языка вверх, можно заранее провести следующие упражнения: «колокольчик» - ля-ля-ля, «молоточек» - д-д-д и «паровозик» - ч-ч-ч. При выполнении упражнений «молоточек» и «паровозик» кладем на нижние зубы карандаш диаметром около одного сантиметра, а на него язычок и просим ребенка при этом постучать кончиком языка по верхним альвеолам. При этом ребенок обязательно сильно дует на кончик языка не останавливаясь. А затем постепенно «паровозик» замедлять - ч-ч и подольше тянуть звук «Ч», который должен перейти в «Ш». Начинаем подражать сердитому гусю: «шшшшшш», одновременно выполняя фигурку.

4. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта?

(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)

5. Закрепление изолированного произнесения звука

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш). Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

6. Развитие фонематического слуха

А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук Ш, сразу лови его - хлопай в ладошки:

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

7. Домашнее задание

Придумай как можно больше слов, где звук Ш слышится:

В начале слова;

В середине слова;

В конце слова.

8.. Итог занятия.

Сегодня на занятии ты побывал в осеннем лесу, встретил Машу и Медведя и научился шуршать, как шуршат осенние листья и это здорово у тебя получилось! С каким звуком ты сегодня познакомился? Звук Ш- согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старался, молодец!