Логопедические занятия по исправлению произношения фонем и автоматизации звуков.
При исправлении недостатков произношения звуков выделяют этап первичной постановки правильной артикуляции звука. На этом этапе усваивается умение правильно воспроизводить нарушенный звук изолированно или в простейших слогах.

На втором этапе происходит автоматизация звука в стойкий навык. Между данными этапами нет четкой границы. Один этап постепенно перетекает в другой. Характерная особенность первого этапа – это опора на анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический). Это облегчает воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней. Второй этап характеризуется ограничением, а затем полным отказом от зрительного контроля.

Для того чтобы предотвратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука, необходимо подобрать интересный материал и проводить в виде игры. Упражнения, направленные на автоматизацию звуков, также способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления.
На логопедических занятиях можно уделить большое внимание рисованию и аппликации, которая, кроме художественного вкуса, выполняет еще и коррекционные задачи: развитие мелких движений пальцев рук и подготовка руки к письму, улучшение зрительного внимания и памяти, развитие пространственной ориентации и мышления.
В работе можно использовать потешки и чистоговорки, закрепляющие произношение дефектных звуков. Проводим упражнения в звуковом анализе и синтезе, они подготавливают детей к обучению грамоте.

Хочется дать несколько советов родителям, чтобы соблюдали следующие условия:

  1. Заниматься необходимо ежедневно (15-20 минут). Если у ребенка наблюдается повышенная утомляемость, материал даем дозировано, деля одно занятие на 2-3 отдельных занятия.
  2. Каждое занятие лучше начинать с разминки мелкой моторики, т.е. для кистей и пальцев рук, а так же 2-3 минутной артикуляционной минигимнастики.
  3. На логопедических занятиях необходимо добиваться четкого, правильного и длительного произнесения звука на одном выдохе, изменяя силу голоса (шепотом, громко, тихо …).
  4. Упражнения на произношение слогов и слов необходимо сочетать с тренировкой слухового и зрительного внимания и памяти, звукового анализа, логического мышления.
  5. После завершения работы и месячного – полуторамесячного перерыва следует повторить все логопедические занятия в ускоренном темпе и сокращенном виде, для более прочного закрепления приобретенных навыков.


Логопедическое занятие
Тема: Автоматизация звука [ш] в словах
Цели:
Образовательные
закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
закрепление понятия "согласный звук";
формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов
Коррекционно-развивающие
упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах.
развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции
развитие мелкой и общей моторики через графические упражнения, динамические паузы
Коррекционно-воспитательные
воспитание желания говорить красиво, правильно.
активация словаря: звук, животные
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
обучение анализу прямых слогов типа.
Оборудование: зеркало, картинки-символы, набор картинок со звуком «ш», мягкая игрушка - "Мышонок", символы звуков (звоночки и кружочки), карандаши, сюжетные картинки (фотографии) на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами.Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня к нам пришёл в гости.
«Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки» (мышки)
Если много - мышки, а если одна -…(мышка)
Из-под ёлки спозаранкуВыбегает на полянкушалунишка-мышка
Серенькая трусишка
Она кошек сторонится
Мышка их всех всегда боится.
К нам сегодня в гости пришла Мышка. Она будет смотреть, как ты занимаешься и играть с тобой.
II. Сообщение цели занятия.
Когда мышка шла к нам по лесу, она прислушивался, а лес шумел:
ш-ш-ш - (мышка насторожилась),
ш-ш-ш - (трусишка испугалась),
но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и мышка-трусишка успокоилась
Какие звуки в шуме леса ты слышал? Какие звуки пугали мышку?
Ребенок. Звук - ш-ш-ш. Произнеси как шумел лес, как шептали ветки (громко и сердито, тихо и ласково)
Логопед. На прошлых занятиях мы с тобой научились произносить звук «ш». Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук в словах.
III. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для губ и языка, а мышка будет наблюдать за нами.
Картинки символы (со словами)
" Хоботок"
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну
"Лопаточка"
Язык лопаткой положиИ под счет его держи,Раз, два, три, четыре, пять.Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Язык широкий положи,А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
Картинки без словесной инструкции
«Качели», "Вкусное варенье"
IV. Артикуляция и характеристика звука [ш].
ВСПОМНИ: В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язык? (Широкий язык поднят вверх, боковые края языка прижимаются к верхним зубам).
Когда мы произносим звук «ш» воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой: Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: с голосом или без голоса произносится звук «ш» (нет)
Значит, звук [ш] какой: звонкий или глухой? (глухой)
Каким символом обозначим звук [ш]? (синим кружочком без колокольчика).
Динамическая пауза: (мышка устала сидеть, она хочет поиграть с тобой)
Мышка тихо сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так
Мышке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Мышке холодно стоять
Мышке надо поскакать
Вот так, вот так
V. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"
1) Повтори за мной:
Ша-ша-ша- Маша
Шу-шу-шу-шубаШи-ши-ши-мыши2) Я называю слова, если ты услышишь звук [ш] - подними символ
Шуба, оса, шапка, сон, шар, кошка, мышка.
VI. Автоматизация звука в словах.
1) повтори слово «шар» столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
2) Когда мышка бежала по лесу, она успела сфотографировать, то, что увидела по пути. Она хочет, чтобы ты нашёл слова, в которых есть звук «ш» (мишка, шишка; кошка, мышка). Обведи на картинке 2 шишки и проговори слово «шишка», обведи 3 «мышки»
VII. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Мышка шла из леса, принесла тебе картинки, поиграла с тобой, утомилась, давай угостим её чем-нибудь.
- дидактическая игра «Угостим мышку обедом»
В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед
Из магнитных букв ребенок составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
-назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?
VIII. Закрепление произношения звука [ш] .Мышка сыта, довольна и снова готов играть, он просит повторить за ним:
Ша-ша-ша - каша хороша!
IX. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
Кто был у нас сегодня в гостях? (Мышка)
Мышка даёт тебе задание раскрасить фотографию. На следующем занятии мы составим сказку по этой картинке.
X. Оценка работы ребенка.
За твою работу мышка тебя благодарит, и в тетрадь клеит вот такую красивую наклейку.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующеработы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема . Слово.

Цель . Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование . Картинки, изображающие животных и неодушевленные предметы, предметы, находящиеся в кабинете логопеда.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед знакомит учеников с кабинетом, говорит, кто и где будет сидеть во время занятий, объясняет цель логопедических занятий.

II. Работа с предложением. Логопед называет предложение из двух слов: Дети насыпали. Затем задает вопросы: Про кого это предложение? (Про детей.)

Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.) А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.) Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.) А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.) Добавим еще слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.) Еще добавим одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.) Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте мне: из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

Представляю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи.

Занятие направлено на развитие умения успешно соотносить звук с буквой, а также на развитие фонематического восприятия, слухового и зрительного внимания, звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Для реализации поставленной цели была проведена сравнительная характеристика дифференцируемых звуков.

Тема: «Дифференциация согласных К – Г в устной и письменной речи».

Цель : учить различать звуки [к] — [г] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

  • закреплять навыки правильного звукопроизношения;
  • уточнить артикуляцию звуков [к] – [г];
  • учить давать сравнительную характеристику звуков [к] — [г];
  • учить правильному, осознанному чтению;
  • учить дифференцировать буквы К — Г в письменной речи;
  • развивать навыки согласования и управления слов;
  • развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительное и слуховое внимание;
  • развивать общую моторику;
  • воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
  • воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Здоровьеразвивающий компонент :

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
  • снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра «Доскажи словечко»).

Оборудование : карточки с буквами К и Г (на каждого ребёнка), рабочие тетради, ручки, простые карандаши, набор звуковых схем, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Подведение к теме занятия.

Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. (Книга)

Составьте звуковую схему слова книга, назовите согласные, твёрдые звуки в слове книга. ([к] — [г]).

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [к] — [г])

Тема нашего занятия: «Дифференциация согласных К — Г в устной и письменной речи».

III. Основная часть.

1. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [к].

Давайте дадим характеристику звуку [к]. (Звук [к] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [г].

В каком положении у нас губы? Где находится язык? Положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [г]. (Звук [г] – согласный, звонкий, твёрдый.)

2. Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [к] — [г]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [к] – глухой, а звук [г] – звонкий.)

Какой буквой на письме обозначается звук [к]? (Буквой К).

Какой буквой на письме обозначается звук [г]? (Буквой Г).

3. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите звук [к], поднимите карточку с буквой К, а когда услышите звук [г], поднимите карточку с буквой Г.

Звуки: д, к, м, г, з, к, т, г, б,г, с,к, х,м, к, з.

4. Развитие слухового внимания.

Повторите за мной слоги.

Ка – га – га, го – ко – ко, ку – гу – ку, гы – гы — кы, гэ – кэ – гэ, га – гу – ку, ка – ко – го, гу – гу – ка.

5. Различение звуков [к] — [г] в словах.

Я вам буду называть различные слова. Когда вы услышите слово со звуком [к], напишите букву К, а когда услышите слово со звуком [г], напишите букву Г.

Слова: белка, горох, река, огурец, кора, гора, музыка, магазин.

Проверка.

6. Физкультминутка.

Игра «Доскажи словечко».

Я буду произносить начало слова, а вы должны догадаться, какого слога не хватает: КА или ГА.

Слова: дос(ка), ре(ка), но(га), ро(га), вил(ка), доро(га), бел(ка), кни(га), раду(га), бан(ка), бере(га), сум(ка).

7. Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.

Запишите слова, заменяя геометрические фигуры соответствующими буквами.

Слова: голуби, капуста, грузовик, крокодил, груша, клубника, виноград, яблоко, гвоздика.

Проверка.

8. Дифференциация звуков занятия на уровне словосочетания (работа с карточками).

Соедините слово из первого столбика с подходящим по смыслу словом из второго столбика, чтобы получилось словосочетание. Подчеркните букву К одной чертой, а Г – двумя чертами.

Словосочетания: дорогой подарок, маленькая букашка, громкий гудок, горячее молоко, гречневая каша.

9. Работа по дифференциации звуков занятия на уровне предложения.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы К – Г.

Предложения:

  1. Собака грызёт большую кость.
  2. Коля забил в ворота гол.
  3. Галя купила интересную книгу.

Запишите предложения. Подчеркните букву К – одной чертой, а букву Г – двумя чертами.

Проверка.

IV. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии? (Звуки [ к ] — [ г ], буквы К – Г.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Володина Виктория Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №2108 «Альфа»,
г. Москва

Предложение – основная структурная единица языка

(логопедическое занятие для 2 класса)

Подготовила

Ю.В. Царегородцева учитель-логопед

МОУ «Ягельная средняя общеобразовательная школа»

Задачи:

    Образовательные.

    Закрепить знания о видах и составе речи

    Дать понятие предложения как основной структурной единице языка

    Коррекционно-развивающие.

    Активизировать словарный запас через овладение учебной терминологией по теме занятия.

    Развивать умение анализировать, сопоставлять, рассуждать

    Воспитательные

    Воспитывать желание самостоятельно добывать знания

Ход занятия.

    О.М.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

    Актуализация знаний, сообщение темы занятия.

С помощью чего общаются животные? (животные общаются с помощью звуков)

Каким образом мы выражаем свои мысли? (Мы выражаем свои мысли с помощью речи)

Какая бывает речь? (Речь бывает устной, когда мы говорим и слушаем; и письменной, когда мы пишем и читаем)

Верно. Теперь вспомним, из чего состоит речь. Посмотрите на доску. (На доске представлена схема речи) Все ли здесь верно?

Речь

Слово

Звуки (буквы)

Предложение

Выйдите к доске и исправьте ее.

Речь

Предложение

Слово

Звуки (буквы)

Молодцы! Вы верно восстановили схему состава речи.

На этом и последующих занятиях мы будем рассматривать состав речи более подробно. Начнем мы, конечно же, с предложения. Подумайте, и скажите, как вы считаете, что такое предложение? (Предложение состоит из звуков и букв)

    Объяснение нового материала

Хорошо, но посмотрите, что я запишу на доске, исходя, из вашего рассуждения:

С д сирень ь ы весна й [р] расцветают

Что можете сказать? (Предложение – это фраза, которая состоит из слов)

Посмотрите, что может у нас получится:

Сирень весна расцветают

(Здесь не понятно, что хотели сказать. Так не говорят, слова должны быть связаны по смыслу)

Что же такое предложение? (Слова, связанные по смыслу)

Прочитайте записи на доске

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополните, чтобы получились предложения (учащиеся дополняют предложения)

Молодцы! Интересные у вас получились предложения!

Запишите одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)

Совершенно верно!

    Закрепление нового материала.

Сейчас вы будете работать в парах. Посмотрите на карточки с записями. Работая в паре, решите, какие из записей являются предложениями, а какие – нет. Прежде чем, приступить к работе, повторим, что такое предложение. (Предложение – законченная мысль, которая может быть выражена одним или несколькими словами) (см. Приложение 1)

Номера предложений запишите в тетрадь.

Проверим, какие записи являются предложениями. (1,2,3,5,8)

Почему записи под номерами 4,6,7 не являются предложениями? (не все слова связаны между собой, в 7 записи не закончена мысль, в 4 и 6 нет точек в конце предложения)

Вернемся к схеме речи. Из чего состоит речь? (речь состоит из предложений)

Что такое предложение мы с вами разобрали.

Чтобы речь была правильной и красивой, предложения должны быть … (связаны между собой)

Вы знаете, что речь бывает устной и письменной. В устной речи мы используем рассказ, а в письменной речи он будет называться – текстом.

Текст состоит из… (предложений)

Которые… (связаны между собой)

И… (выражают законченную мысль)

В следующем задании все предложения потеряли свои знаки препинания. Постарайтесь найти границы предложений так, чтобы получился текст. (см. Приложение 2)

Прочитайте, что у вас получилось.

Прочитайте следующее задание. Как вы думаете, что нужно сделать? (расставить предложения по порядку) (см. Приложение 3)

Пожалуйста, прямо на листочке расставьте предложения по порядку.

Проверьте задание по эталону.

Кто выполнил правильно?

У кого были ошибки?

Запишите правильный вариант в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу на наличие орфографических ошибок.

    Итог

Что нового узнали?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Что такое текст?

    Рефлексия.

Какое задание было самое интересное?

Какое задание вызвало затруднение?

    Пароль на выход.

Составить предложение о погоде сегодня.

Приложение 1

1.Наступило прекрасное утро.

2.Я живу на третьем этаже.

3.Мой брат коллекционирует старые монеты.

4.в воскресенье друзьями пошли в театр

5.Я читаю интересную книгу.

6. Под мой окном свила гнездо птичка

7. Когда золотистый одуванчик…

8. Ночью стало прохладно.

Приложение 2

Красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветки красуется кудреватая берёзка дрожит серая осина коренастый дуб раскинул шатром свои вырезанные листья.

Приложение 3

Однажды Серёжа заметил среди них синичку.

Первыми стали брать корм воробьи.

Мальчик стал вешать кусочки сала для синички.

Серёжа прибил кормушку за окном.