Американская мечта – это почти духовная идеология всей Америки. Этот термин впервые был использован в историческом трактате Джеймса Адамса, чтобы ободрить людей в период депрессии, которая коснулась разных слоев населения.

Значение американской мечты

Единого для всех значения у этого термина нет и быть не может. В целом, американскую мечту понимают, как свободу возможностей и высокий уровень благосостояния.

Для иммигрантов такая мечта означает смену страны с худшими условиями на государство с лучшими. Для самих американцев данная мечта содержит следующие постулаты:

  • Свобода личности;
  • Свобода предпринимательства;
  • Свобода самовыражения;
  • Труд во благо для достижения успеха.

На тему американской мечты написано немало произведений и спето множество песен. Ее воспевает кинематограф. Красной нитью тема мечты проходит через многие пьесы и мюзиклы. Живое воплощение данной идеологии – частный загородный дом в престижном районе, автомобиль высокого класса, частная школа для детей, персональный садовник и добропорядочные соседи.

Материальный символ такой мечты – статуя Свободы. Высокая зарплата – ее непременный атрибут. Социальное равенство является еще одной характеристикой данного термина. Никто не вправе осуждать другого, если тот успешен и богат.

Американская мечта сегодня

На сегодняшний день, западная идеология претерпевает существенные изменения. Еще 65 лет назад производительность американцев была чрезвычайно высокой. В дальнейшем в США стали пропагандировать мировую гегемонию, вместо здоровой конкуренции, так как конкурентный рынок оказался перенасыщен предложениями.

Если раньше рядовой американец верил, что трудолюбие и решимость – два ключа к непременному успеху. То теперь все больше людей имеют долги, становятся безработными, живут от зарплаты до зарплаты.

Выживет ли в таких условиях американская мечта? Если экономика Запада не испытает больше огромных потрясений, то данная идеология лишь немного изменится в угоду новому времени, но новые кризисы грозят американской мечте полным уничтожением.

В идеологии американской мечты скрыт еще один важный принцип. Ценность человека напрямую связана с его социально-экономическим положением. Успех приравнивает личность к разряду святых, а неудачник становится изгоем, которого все обходят стороной. Это оборотная сторона подобной идеи. Ее теневая политика.

Современные американцы живут в перенасыщенном мире, где многие старые модели просто не работают. Как они справляются с неизбежными изменениями?

Люди стремятся поддерживать высокий уровень жизни при помощи кредитов и займов. Теперь хорошая кредитная история также ценна, как и деловая репутация человека. Сравнительно молодая американская культура оказывает влияние на весь мир, но изменения в ней с трудом выходят за пределы границ этого огромного государства. Иммигранты по-прежнему верят в американскую мечту, а сами граждане США пытаются жить по-новому.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Образ Америки как рога изобилия, сулящего свободу и богатство, таился в глубине души каждого переселенца.

Исследователь "американской мечты" А.Н.Николюкин писал, что "на американский континент съезжались люди, очень часто обиженные судьбой у себя на родине". И в самом деле, туда приезжали те, кто не смог в своей стране найти признание, реализовать свои таланты и способности, потому что были не понятыми властями. Но это были люди сильные – они могли противостоять всяким невзгодам, связанным с трудностями переезда и освоения новых земель. Это были люди мужественные – им приходилось вступать в различные схватки с местным населением и выигрывать их во что бы то ни стало. Это были люди напористые – пядь за пядью они отвоевали земли у аборигенов, местных индейцев, и сразу старались их обустроить. Это были люди умные и талантливые – ведь что греха таить, многие открытия и изобретения, которыми пользуется человечество, принадлежат США. И, наконец, это были люди амбициозные, они знали, чего хотели и зачем туда приехали: они приезжали с мечтой о лучшем будущем для себя, для страны, которую создали, мечтами о всеобщем благоденствии.

Америка для переселенцев из Европы являлась настоящим стимулом для простора человеческой инициативы. Там не было никакой сословной иерархии, религиозных и политических предубеждений, никаких культурных цензов, что у себя на родине являлось непреодолимым барьером для умного и честолюбивого человека.

Сама фраза «американская мечта» принадлежит историку Д.Т.Адамсу, написавшему книгу «Американский эпос» (1931г.) Это было время Великой Депрессии – тяжелейшего экономического кризиса, который США переживали в тридцатые годы прошлого столетия. Он попросил издателя дать книге название «Американская мечта», но тот отказался, заявив, что настоящий американец никогда не потратит три с половиной доллара на покупку мечты. На что Адамс возразил, сказав, что настоящий американец всегда готов истратить на мечту все до последней копейки. Однако издатель сделал по-своему.

Адамс писал об «американской мечте» как мечте о земле, на которой жизнь будет богатой и полноценной для всех. Где каждый будет иметь равные возможности и сможет полностью реализоваться. Он считал, что это не только надежда на высокие заработки, но и на общество, в котором каждый сможет добиться высших результатов и обрести признание. После выхода книги в свет термин «американская мечта» прочно вошел в лексикон американцев, которые нуждались в переоценке ценностей, во вдохновении, в оптимизме. И фраза Адамса оказалась именно тем лекарством.

В понятие «американская мечта» заложено представление о том, что преуспеть в жизни может каждый честный человек, обладающий способностями, энергией и трудолюбием. Американцы верят в то, что успехи человека зависят от его личных способностей и честного труда, а не изначальной принадлежности к определенному общественному классу.

«Американская мечта» - это национальная идея страны. Ее содержание на всем протяжении истории страны было различным. Но неизменным оставалось то, что независимо от того, каковы были твои стартовые возможности, ты можешь осуществить мечту всей своей жизни, для достижения которой у тебя всегда есть второй шанс. «Мы – нация людей, которые хотели получить второй шанс, и мы были достаточно смелы для того, чтобы его искать»,- говорит С.Р.Курран, генеральный консул США.

Неразрывно с американской мечтой существуют такие понятия:

  • свобода личности и свобода предпринимательства;
  • «self-made person» (человек, который «сделал себя сам»);
  • репутация и процесс перехода из одного социального статуса в другой, более высокий.

Можно с уверенностью сказать, что почти каждый американец по крайней мере слышал об американской мечте. В течение многих лет политики восхваляли её в своих речах или предостерегали народ, что она будет поставлена под угрозу, если будет избран их оппонент. Популярные авторы песен, от Нила Даймонда до Тани Такер воспевали стремление к этой самой мечте. Сотни книг пестрят словами «американская мечта» на своих обложках; и некоторые из них являются руководством к тому, как же её достичь. Не может быть большего комплимента для американского гражданина, чем сказать, что он или она достигли американской мечты.

Учитывая тот факт, что американцы настолько влюблены в американскую мечту, ещё более странным становится тот факт, что мало кто может прийти к конкретному согласию и определению этого термина. Для некоторых — это вера в то, что каждый, кто живёт в этой стране, даже нищий иммигрант, житель трущоб или ребенок фермера — имеет потенциал, чтобы стать богатым и процветать. Для других — это убеждение, что каждый человек, живущий в США имеет возможность добиться своих (пусть даже самых невероятных) целей. Для других, таких как исполнитель народных песен и социальный активист Вуди Гатри, самой известной композицией которого является песня «Это ваша земля» (которая и по сей день исполняется школьниками по всей стране) или лидер движения за гражданские права Мартин Лютер Кинг — американская мечта означает, что каждому гражданину страны гарантируется равенство, свобода и право быть услышанным.

Но не все считают, что американская мечта является положительным аспектом общества. Некоторые говорят, что она превратилась в принуждение и навязчивую идею копить имущество и собственность, что может привести народ к гибели. Например, профессор Гарвардского бизнес университета Джон А. Квелч пишет, что политические лидеры виновны в «определении американской мечты материальными терминами, в поощрении американцев жить не по средствам в своём стремлении к цели». Другие противники отмечают, что этническое и экономическое неравенство в Америке сохраняется, делая из американской мечты не больше, чем жестокий миф. Комик, писатель и общественный критик Джордж Карлин однажды сказал: «Это называется американской мечтой, потому вы должны быть во сне, чтобы в это поверить» («Dream» в переводе с английского означает как мечту, так и сон).
Как бы вы не относились к американской мечте — вам, наверное, интересно, как же она появилась. Давайте выясним!

Происхождение американской мечты

Историку Джеймсу Траслоу Адамсу часто приписывают главную роль в популяризации идеи американской мечты. В 1931 году, в своём трактате «Эпос Америки» Адамс написал «что это мечта о земле, на которой жизнь должна быть лучше и богаче для всех, предоставляя возможности каждому, соответствуя его способностям или достижениям».

Но понятие американской мечты, какой её определил Адамс, на самом деле существовало задолго до него. В 1630 году Джон Уинтроп выступил с проповедью «город на холме», обращаясь к пуританским колонистам, когда они отплывали в штат Массачусетс. Хотя Уинтроп никогда не использовал слово «мечта», он красноречиво и подробно описал своё видение общества, в котором каждый будет иметь возможность процветать, пока все будут работать вместе и следовать библейским учениям. Постепенно, эта мечта о возможностях развилась в умах колонистов как право, данное Богом. В Декларации независимости в 1776 году, Томас Джефферсон утверждал, что каждый, живущий в Америке (по крайней мере, тот, кто не был порабощённым колонистом), имел право на «свободную жизнь и стремление к счастью».

Пока Америка развивалась и росла на протяжении всего 19-го века, так же росло и понятие о том, что она отличается от других стран: это была земля невероятных возможностей, где всё могло быть достигнуто, если человек имел смелость мечтать о великом. Алексис де Токвиль, француз, который посетил новую нацию в 1830-е годы, назвал эту веру «очарованием ожидаемого успеха». Американский трансценденталист философ Генри Дэвид Торо, в своей книге «Уолден » (1854 года) дал следующую формулировку: «Если человек уверенно движется к своей мечте и стремится жить той жизнью, которую он себе представляет, то успех придёт к нему и в реальности.»

Словосочетание «американская мечта» постепенно стало появляться в газетных статьях и книгах с середины 1800-х годов, часто ссылаясь на отважных первопроходцев, которые отправлялись на запад в погоне за удачей; или на европейских иммигрантов, которые прибывали в порты США в поисках лучшей работы и жилья. К началу 20-го века термин «американская мечта» стал использоваться как определение экономического процветания — «из грязи да в князи». В 1916 году, Шервуд Андерсон в своём романе «Сын Винди МакФерсон» описал своего героя как «американского мультимиллионера, человека, находящегося в своей высшей точке финансового процветания, того, кто понял, что такое американская мечта».
Теперь давайте выясним как американцы видели своё дальнейшее развитие в 20-м веке.

Эволюция американской мечты

В 1931 году Джеймс Траслоу Адамс написал книгу об истории Соединённых Штатов. Он передумал (или его отговорили) называть её «американская мечта» так как считал, что сама «мечта» находилась теперь в серьёзной опасности. Земли, которые когда-то являлись страной великих возможностей, теперь погрязли в Великую депрессию. Депрессия разрушила судьбы огромного количества миллионеров, забрала у людей дома и работу, заставила их жить в лагерях для бездомных и просить мелочь на улицах. Мало кто верил словам президента Герберта Гувера, что процветание — не за горами.
Преемник Гувера — Франклин Д. Рузвельт, однако, создал ряд социальных программ, чтобы помочь бедным, и был более успешен, убеждая американцев, что они многое могут улучшить в своей жизни. В январе 1941 года, выступая с речью в Конгрессе, Рузвельт сформулировал своё видение новой американской мечты, поддерживаемой правительством США. Эта «мечта» включала в себя полную занятость трудоспособного населения, помощь правительства пожилым людям и тем, кто не в состоянии работать и более широкое использование плодов научно-технического прогресса для постоянного повышения уровня жизни.

Это видение безграничного процветания снова начали искать после окончания Второй мировой войны. Благодаря экономике, укрепившейся из-за огромного количества военных расходов, победоносные Соединённые Штаты оказались самой богатой и самой мощной страной на планете. В 1950 году американцы, которые составляли лишь 6% населения земного шара, производили и потребляли одну треть своих товаров и услуг. Фабрики интенсивно выпускали продукцию для удовлетворения потребностей растущего населения, заработная плата росла, а богатые работники со своими большими семьями переезжали в просторные новые дома в пригородах.

Многие американцы, имея статус среднего класса считали, что если достаточно много трудиться, то жизнь будет становиться лучше и лучше для них и для их потомства. Надо отметить, что некоторые социальные критики считали эту мечту чрезмерно материалистической, духовно пустой и интеллектуально-разрушительной. Другие критики указывали на то, что Америка далеко не всегда являлась страной больших возможностей для всех, особенно для тех, кто принадлежал к расовым и этническим меньшинствам. Далее — подробней об этом.

Расовые отношения и американская мечта

В то время как многие американцы упивались процветанием страны после Второй мировой войны, другие были не столь оптимистичными. В 1955 году, Слоан Уилсон в своём романе «Человек в сером фланелевом костюме» (по которому впоследствии был снят фильм с Грегори Пеком в главной роли) изобразил эмоционально-травмированного военного ветерана, который стал бизнесменом и довёл себя до отчаяния, пытаясь поддерживать жизнь своей семьи, живущей в пригороде.

Но многие другие писатели упорно защищали устремления населения среднего класса. «Очевидно, что мы не можем собраться и покинуть пригороды, даже если бы мы захотели, хотя большинство не хотят» — написал газетный обозреватель Рут Миллет в 1960 году. «Какой смысл заставлять нас чувствовать себя виноватыми за то, что мы хотим следовать американской мечте и пытаемся дать нашим детям то, что родители обычно хотят дать — более лёгкую жизнь, лучшие возможности для получения образования и немного более высокий уровень защиты».

Но достаточно скоро, всплеск рождаемости в пригородах подверг сомнению родительские мечты. В то же время афроамериканцы, которым долгое время отказывали в правах и возможностях (которые белые американцы воспринимали как должное) — резко начали требовать справедливости. В 1964 году, лидер защитников гражданских прав Мартин Лютер Кинг-младший выступил с речью под названием «Американская мечта» в Университете Дрю Нью-Джерси. Он сказал, что мечта Америки ещё не осуществилась из-за расовой дискриминации, нищеты и насилия. Он сказал, что вместо того, чтобы накапливать больше материальных средств, мечты американцев должны быть направлены на равенство людей, давая равные права меньшинствам. Он отметил, что необходимо восстанавливать разрушающиеся части городов и искоренять голод в стране.

В 1970-х годах, когда экономика США перестала развиваться, уровень инфляции поднялся, а страну разрывали на части расовые беспорядки и разногласия, относительно вьетнамской войны — призыв Мартина Лютера Кинга пересмотреть свои амбиции казался пророческим. В 1974 году французский историк Ингрид Карландер появилась на заголовках американских газет, опубликовав книгу под названием «Les Americaines», в которой она смело заявила, что американская мечта — мертва. К концу десятилетия американцы погрязли в длинных очередях за бензином, боясь не справиться с ипотечными кредитами на загородные дома своей мечты, понимая, что Ингрид, вероятно, была права. Этот страх и разочарование заставило американскую мечту трансформироваться в очередной раз.

Выживет ли американская мечта в 21-м веке?

В 1980 году озабоченность американцев проблемой «мечты» помогла избрать в президенты США Рональда Рейгана, который обещал её восстановить. Рейган сам был воплощением американской мечты — выходец из скромной семейной фермы в штате Иллинойс. Рейган заявил, что Америка по-прежнему является местом, где каждый может расти настолько высоко и далеко, насколько позволяют его способности.

Формулой восстановления американской мечты Рейгана являлось сокращение налогов, которое как он утверждал, будет стимулировать экономический рост. Он также был настроен на сокращение государственных социальных программ, которых он считал обескураженными от самостоятельности. Экономика в конечном счёте возродилась и рост благосостояния населения помог Рейгану легко выиграть повторно на выборах 1984 года. Но критики выказывают сомнение в том, что снижение налогов действительно возродило мечту для большинства американцев, допуская мнение, что это произошло только для привилегированного меньшинства.

Бюджетные данные Конгресса подтверждают сомнения критиков. В период с 1979 по 2005 год, доход 99% семей в США вырос на 21% после уплаты налогов, что составляет менее 1% в год, а это не является достаточным, чтобы справляться с инфляцией. Но в тот же период, доход после уплаты налогов самых богатых американцев вырос на 225%. В 1979 году доход одного процента богатейших людей Америки был в восемь раз больше, чем доход семьи среднего класса, а в 2005 году — в 21 раз больше.

Тем не менее, дискуссия о том, как возродить американскую мечту продолжается. Консерваторы призывают к снижению налогов, в то время как либералы выступают за повышение налогов для богатых, чтобы оплачивать социальные программы, чтобы помочь поднять остальных.

Между тем, третья группа утверждает, что решать проблемы должны все в равной степени и что американцы должны переосмыслить то, что на самом деле означает американская мечта. В 2008 году в своём эссе, профессор Гарвардского университета Джон Квелч предостерёг, что «очень многие американцы выражали свои мечты лишь через приобретение каких-либо вещей». Он настоятельно призывал их понять мечту, как свободу следовать карьерным амбициям, воспитывать детей и самое главное — быть хорошими гражданами общества. Это, в некотором смысле, является возвращением к определению американской мечты Джеймсом Траслоу Адамсом в 1931 году: «это общественный порядок, в котором каждый мужчина и каждая женщина должны быть в состоянии достичь максимального роста, на который они врождённо способны и быть признанными такими, какими они являются, независимо от происхождения или статуса».

Каждый из нас слышал это выражение, кто-то относится к нему с пренебрежением, принципиально не отличая её от принципа «хлеба и зрелищ», отождествляя американскую мечту лишь с денежным довольствием, телевизором и гамбургерами. Однако, это далеко не так.

Перемешивание понятий американской мечты и общества потребления в нашей стране сложилось ещё во времена СССР, когда антиамериканская, антикапиталистическая пропаганда касалась всего. Не пощадила она и американскую мечту . США во многом были антиподом СССР, и американский успех, разумеется, базировался на благосостоянии, что в Советском Союзе было неприемлемо. И в качестве американской мечты нам были описаны американские же пороки, в частности, такие как поглощение гамбургеров, попкорна и кока-колы в кинотеатре или других общественных местах. По иронии судьбы такая же подмена произошла и в умах многих американцев, но в более позднее время, в конце XX века.

Само понятие «американская мечта » (англ. ”аmerican dream ”) часто используется для описания некой общенациональной идеологии, объединяющей американцев. Однако четкого определения «американской мечты » не существует. Каждый житель США вкладывает в нее свои собственные представления о прекрасном капиталистическом будущем.

Обычно этот тезис считают одним из основ протестантской трудовой этики, что, вероятно, и соответствует действительности.

1. свобода личности и свобода предпринимательства;

2. «self-madeperson» (то есть человек, который самостоятельно, упорным трудом добился успеха в жизни) и высокооплачиваемая работа;

3. репутация и процесс перехода из одного социального класса в другой, более высокий, конечно же.

Добиваться успеха упорным трудом

Эталон американской мечты основывается:

На принципах, изложенных в Декларации Независимости от 1776 года («люди созданы равными и наделены их Творцом неотчуждаемыми правами, включающими право на жизнь, свободу и стремление к счастью, независимо от социального класса или обстоятельств рождения»).

На идеях Джеймса Адамса, который официально ввёл понятие Американской мечты в своей книге «The Epic of America» в 1931 году.

Учитывая время появления понятия Американской мечты, нетрудно догадаться, что её появление связано с Великой депрессией, в роли стимула для преодоления кризиса всем американским народом.

Американская мечта – это действительно мечта, а не просто потребность в утолении первобытных потребностей. Никто достоверно не сможет сказать сейчас, сложилась ли она стихийно, или была тщательно продумана и привита обществу властью, но, появившись в умах людей, она двигала их к успеху. Успешность стала не средством к достижению комфорта, она превратилась в цель жизни. Все социальные слои стали включаться в процесс достижения успеха, что не могло не отразиться на экономических показателях страны (в то время курс доллара ещё был привязан к золотовалютному резерву, так что экономический рост был реальным). При росте благосостояния граждан увеличивались и их потребности, что приводило к увеличению производства, и вновь к увеличению благосостояния. Так что не важно, как появилась американская мечта, но свою роль она выполнила отлично.

Стоит отметить, что модель государства США основана на протестантской трудовой этике, которая проповедует усердный и добросовестный труд. Наращивание капитала является лишь следствием честного труда, который угоден Богу, а значит и сам капитал также есть благо. Более 50% американцев исповедуют протестантизм, что весьма благотворно сказалось на принятии обществом ценностей американской мечты.

Американская мечта стала неким стандартом счастья в обществе потребления. Хотя для многих жителей США американская мечта отождествляется с собственным домом, выстроенным на собственные доходы на своей земле с большим внутренним двором, автомобилем, большой дружной семьёй и приветливыми соседями. Одним из главных символов американской мечты является в Нью-Йорке.

Заключение

В заключение можно привести цитату Дэвида Брукса об американской мечте: «Американцы проживают свою жизнь, мечтая о будущем. Чтобы понять Америку, необходимо серьезно относится к центральному клише американской жизни — американской мечте. Несмотря на то, что мы сталкиваемся со скукой и банальностью повседневности, эта мечта оживляет нас, придает нам сил и заставляет работать так много, переезжать так часто, изобретать так активно и меняться столь стремительно. Мы продолжаем стремиться к новому и необычному, даже несмотря на то, что это не всегда приносит нам пользу и удовольствие».

«Американская мечта» всегда была одним из передовых вопросов в литературе этой страны. Она зародилась еще в колониальный период и развилась в 19-ом веке. С открытием североамериканского континента на новую землю хлынули тысячи людей с разными идеями, с желанием установить главенство капитализма и прозападного мышления. Все эти факторы в совокупности оказали мощнейшее влияние на формирование Американской мечты.

Впервые термин «Американская мечта» встречается в 1931 году в книге писателя Джеймса Траслоу Адамса «Эпос Америки». Он говорит о том, что «Американская мечта – это желание обрести землю, на которой жизнь будет ярче, лучше и богаче, на которой каждый сможет найти для себя возможности в соответствии со своими умениями и знаниями».

На самом деле, термин Американской мечты можно трактовать как в более широком, так и в более узком понимании. В широком плане Американской мечтой именуют равенство, свободу и демократию в Соединенных Штатах. В более узком - это определенная вера в то, что для каждого жителя Штатов уготована лучшая жизнь, в которой сбудутся все его мечты, независимо от классовых порядков и семейного наследия, достаточно лишь приложить соответствующие усилия и не ретироваться перед трудностями. Иными словами, судьба человека напрямую зависит от его трудолюбия, отваги, творческих способностей и нацеленности на собственное процветание, в то время как ожидание помощи со стороны ведет по тупиковому направлению. Каждый должен отвечать за свои действия и хвататься за каждый шанс на собственное благополучие, ниспосланные судьбой благодаря решительности и тяжелой работе.

Значительная экономическая свобода во многом отличает Соединенные Штаты от других стран. Роль правительства в этих процессах ограничена, что способствует большей мобильности населения. По сути, любой человек может подняться вверх и добиться финансового успеха, это лишь зависит от старательности и прилагаемых усилий. Именно поэтому многие американцы верят в свою Мечту.

Коннотация американской мечты в разные времена

Как некий росток, Американская мечта крепла в сознании американцев на протяжении многих лет. По мере того, как развивалась Америка, человеческие ценности претерпевали существенные изменения. Ветхие устои были сломлены, а им взамен пришли перемены в лице нового поколения. Именно поэтому в разные социальные и исторические периоды концепт американской мечты не был одинаковым, отсюда разные люди имели разное представление об Американской мечте. Конечно же, способы достижения этой мечты тоже были разными. Поэтому существует множество коннотаций с течением времени.

Американская мечта между 18-ым и 19-ым столетиями

Американскую мечту этого периода также можно назвать «золотой мечтой». В период между этими веками дворянство в Европе все еще не кануло в Лету. Вследствие жесткой социальной иерархии, несправедливого распределения богатств и жестоких религиозных гонений многие первооткрыватели Просветительства, например Монтескье и Декарт, начали смотреть в сторону Соединенных Штатов как на действительно волшебную землю. Так «Американская мечта» постепенно распространилась среди уязвимых групп. Представителями именно таких групп стали первые переселенцы из Европы в 18-ом веке. Они страстно желали политического равноправия, поэтому «Равенство» стало коннотацией «Американской мечты» для европейских эмигрантов.

Американская мечта после Индустриализации

Во время гражданской войны в Америке начался период индустриализации. С каждым днем все большее число европейцев причаливало у берегов американского континента. На этом этапе зарождается новая коннотация «Американской мечты». В то время в Америке существовало множество коммерческих и промышленных гигантов, которых объединяла одна важная черта - бедность. Но вскоре им удалось достичь громадного успеха благодаря тяжелому труду. Ярким тому примером была автомобильная промышленность Генри Форда. В Штатах начался период быстрой экономической экспансии. Теперь коннотация Мечты получает смысл демократии и подъема.

Американская мечта в 20-м веке

Первая Мировая Война сказалась существенно слабее на Штатах, чем на других участниках конфликта, поэтому после ее завершения в стране начался период экономического расцвета. Благодаря индустриализации и активному использованию электронных изобретений жизнь простого американца значительно изменилась. Появление машин и их безоговорочное внедрение в повседневную жизнь также существенно сказалось на образе мышления. Беспрецедентный промышленный рост и широчайший потребительский спрос вошли в историю под название «Бурные двадцатые» — век материального достатка и духовного разврата. Алчность и коррупция стали основой Американской мечты того времени. Проявление всех коннотативных форм можно проследить в произведении «Великий Гетсби».

Американская мечта Гетсби

Американская мечта возникла в период зарождения американской цивилизации. Первопроходцы твердили, что Соединенные Штаты это настоящий рай для молодости, энергии и свободы, где каждый человек имеет равные возможности, чтобы воплотить свою собственную мечту в реальность. Тысячи молодых американцев преследуют свою «Американскую мечту» и они верят, что получив заветный куш, они автоматически, словно в довесок, будут наделены силой, статусом, любовью и счастьем. Несомненно, Джей Гетсби - один из таких людей. К тому же, пример Бенджамина Франклина, «отца всех янки», вдохновлял тысячи таких мечтателей, в том числе и Гетсби.

Гетсби верил, что каждый способен стать богатым, а следствие этого - возможность покупать счастье при помощи достатка и влияния. Его типаж стремлений относится как раз к «золотой мечте», но его Американская мечта не является сугубо материальной. Для него богатство служит инструментом для достижения настоящей Американской мечты - любви Дейзи. Она молодая девушка, некогда любившая Гетсби, но нынче находится замужем за богатым мужчиной. Реальность Гетсби заключается в том, что он не способен на ней жениться в силу огромной разницы в социальных статусах, поэтому он решает, что единственный для него шанс на счастье - вознестись в первые ряды общества.

Американская мечта других персонажей

Ник, рассказчик в повести, также находится в поисках, хотя более рациональных. Он - представитель традиционных моральных устоев Америки. Типичный житель Среднего Запада, которого манит богатство и красота Лонг Айленда.

Том, Дейзи, Джордан - все они были рождены в достатке. Том и Дейзи относятся к тем самым беспечным и развращенным мечтателям. Они ни о чем не беспокоятся, они не проявляют ни к кому никакого уважения! Надменность Тома - это настоящее фамильное наследие, которое позволяет ему одновременно властвовать над двумя женщинами, и неизвестно над сколькими еще в будущем.

У Дейзи тоже богатое происхождение. На вид она мила, привлекательна и романтична, но пуста внутри. «Что мы будем делать сегодня утром?», — наверное, единственное, что ее тревожит. Все, к чему она стремится, богатая и комфортная жизнь.

Джордан отличается выраженным безразличием и зациклинностью лишь на своем пути. Она «неизлечимо нечестна», но Ника в определенном смысле что-то к ней влечет. Хотя в целом, Джордан очень холодная особа, она не готова брать ответственность, а потому навеки потеряна в своей Американской мечте.

Разочарование в Американской мечте

Американская мечта Джея Гетсби состоит из двух частей: «жажда богатства» и «жажда любви». Поэтому его разочарование в Американской мечте тоже должно быть разделено.

Разочарование в богатстве

Названный при рождении Джеймсом Гетсом, Джей Гетсби берет себе псевдоним после встречи с престарелым миллионером Дэном Коди. Родители Гетсби были обычными фермерами, однако его сознание отказывалось отождествлять себя с ними какими-либо родственными узами. Он был скорее сыном Коди, а потому должен был наследовать его дело: служить богатой, развращенной и мишурной красоте. Именно Коди был тем, кто поменял жизнь Гетсби, втянув того в нелегальный бизнес. Так и был сформирован его жизненный вектор, направленный в сторону денег. Но абсолютно не важно, насколько Гетсби был богат, ведь он все так же безрезультатно пытается влиться в высшие круги общества, о которых он столько грезил, но которые по-прежнему не принимают его за своего по причине довольно смиренного происхождения. Вся горечь в том, что классовая дискриминация до сих пор существует, и это глупо было бы отрицать. Идеализм рушится под натиском реализма и прагматизма. Как результат, он становится всего лишь объектом насмешек и пересудов всех тех неизвестных знаменитостей. Ни одна душа не была искренней с Гетсби, что в итоге и подтверждается на его похоронах. Жуткий контраст между опустошением и одиночеством на погребении и бурной радостью на его вечеринках оставляет неизгладимый шрам. Но почему именно так?! Ведь они бывали тысячами на его праздниках?! Он всего лишь так и не получил признание высшего света.

Разочарование в любви

Как уже было сказано выше, Гетсби жаждал добиться богатства с одной лишь целью - завоевать ранее утраченную любовь. В уме Джея Гетсби роскошь буквально украшала Дейзи, словно знатную принцессу, тем самым ограждая ее от покорного образа жизни. Возможность быть с Дейзи значительно утешало тщеславие отпрыска обычного фермера. Таким образом, чтобы добиться ее расположения, молодой человек решается на организацию незаконного бизнеса, ведь он должен ей что-то предложить и суметь обеспечить. Любовь к богатой девушке дала ему отвагу и силы, чтобы продолжать сражаться, а сама юная особа не оставила без внимания его потуги. Но стоит признать, что Дейзи не испытывала к Гетсби такой же глубокой, а порой даже слепой, любви. В итоге Дейзи выбрала более удобный и привычный для нее вариант, ей больше подходило оставаться в золотой клетке! Это и привело к гибели Гетсби, о котором в результате практически никто и не вспомнил.

Разочарование Гетсби заключается в том, что после повторного завоевания расположения Дэйзи он осознает, что ее любовь не столь искренна, как он себе это представлял. Но он не сдается, ведь для него сдаться — значит потерпеть крушение на пути к своим идеалам. Из этого можно сделать вывод, что решительность и мотивация, с которой действовал Джей, не была плодом нежнейших воспоминаний о прошлом с Дейзи, а скорее настойчивостью, с которой он жаждал реализовать свою мечту. В этом плане Дейзи олицетворяет «мечту о любви», которую лелеял Гетсби. Он наделил образ этой девушки статусом собственной мечты и, возможно, ошибся со своим выбором. Дейзи - всего лишь ветреная персона, которая ценит деньги, богатую жизнь и статус выше любовных чувств. Поэтому она символизирует определенную иллюзорность и никчемность. Она не может быть воплощением любви и счастья, а также не может привнести смысл в жизнь Гетсби. А самым грустным оттенком этой истории является то равнодушие, с которым Дейзи отнеслась к гибели молодого человека. Вместе с его смертью также почили богатство и любовь, которые и были его мечтой.

Крах мечты Ника

Ник, в поисках своей мечты о достатке, отправляется на восток, дабы покорить инвестиционный бизнес. Посетив вечеринку Гетсби, он понимает, что все его гости относятся абсолютно к другому сословию. Все они богаты материально, но бедны духовно. Для себя он уясняет, что в их обществе крайне трудно не остаться одиноким. По мере того, как Ник углубляется в трагедию Гетсби, он понимает всю суть Американской мечты. В конце концов он понимает, что это история Запада. Гетсби, Том, Джордан, Дейзи – все они дети Запада, но им никак не ужиться на Востоке, потому что у них всех одни и те же недостатки. Что касается его любви к Джордан, вряд ли она принесла ему что-либо большее, чем моральное угнетение.

Крах и разочарование в Американской мечте

Социальные причины

Читая произведение, невольно отдаешь себе отчет в том, что разочарование в Американской мечте для каждого из персонажей становится неизбежным, и это разочарование, несомненно, связано со многими социальными аспектами. Любовь и дружба держится на хрупкой основе, сплетенной из денег и материальных благ. С тех пор, как каждый начинает заботится лишь о своем благосостоянии, можно напрочь забыть о взаимоотношениях благородных и взаимовыгодных.

Век джаза и потерянные двадцатые

Это отдельная страница в истории Америки после Первой Мировой Войны, когда еще не разродилась . Дух того времени был четко окрашен чувством разрыва с реальностью и сложившимися ранее традициями. Люди находили себя лишь в удовольствии. Развитие и индустриализация всего общества затмили все остальное. Фицджеральд считал, что это был чудесный век, но в тоже время до боли издевательский. Великий писатель назвал его Веком Джаза. Твердая вера в индивидуализм и погоня за счастьем превратились в свою химерную версию погони за деньгами. Именно в этот период Американская мечта претерпела неизгладимых изменений.

Наверное, Американская культура, как никакая другая, зиждется на поисках индивидуальности, свободе и демократии; тяжелом труде и борьбе за успех и свою честь. В центре всего – собственная индивидуальность: я во главе, поиск личного счастья и удовольствия, само-борьба, само-изучение… Такой подход безусловно имеет свои преимущества и недостатки. В таких условиях человек ощущает большую мотивацию, чтобы продолжать двигаться вперед. От этого выигрывает и вся нация. Но с другой стороны, всегда находятся люди, которые уходят за грани допустимого в своих стремлениях, они предпринимают абсолютно все, в том числе аморальные, методы, что и приводит к их духовному истощению. Но там, где есть жизнь, всегда найдется место и для мечты, и каждый должен строить свои ожидания, основываясь на реальности. Главное – никогда не опускать руки!