XVI век. Испания. Открытие новых земель и нежелание подчиняться властям заставляли испанских рыцарей, идальго и кабальеро искать свое счастье за пределами Родины. Так появились конкистадоры – завоеватели и покорители новых земель, с одной стороны, алчные люди, промышляющие разбоем и грабежом, стремящиеся к обогащению за чужой счет. С другой стороны — мужественные и бесстрашные воины, готовые преодолевать огромные трудности ради своей цели. Ведь именно благодаря им были открыты многие новые земли… Самые известные конкистадоры.

1

В 1519 году возглавил завоевательный поход на Мексику, в результате которого в стране было установлено испанское господство. Известен как человек уничтоживший государство ацтеков.

2


Испанский конкистадор с титулом аделантадо, таким титулом назывались конкистадоры — лидеры первопроходцев. Завоеватель полуострова Юкатан, расположенного в Центральной Америке.

3


Извеоеватель Панамы и Перу с ттитулом аделантадо. Известен как человее, разрушивший государство инков, чем вызвал нелестные отзывы о себе со стороны историков.

4


Организовал две экспедиции вдоль побережья Южной Америки. Принимал участие в завоевании Перу. В 1535 году возглавил поход на Чили.

5


Конкистадор с титулом аделантадо, основатель первого европейского города. В 1513 году впервые пересек Панамский перешеек и достиг Тихоокеанского побережья.

6 Диего Веласкес де Куэльяр (Диего Колумб)


Завоевание Кубы принесло ему известность и титул аделантадо. 13 лет исполнял обязанности губернатора Кубы. Организовал ряд завоевательных экспедиций в Мексику и во Флориду.

7


Участник завоевательных походов в Перу и Чили. Первый губернатор Чили. Боролся против индейцев. Переписка конкистадора с императором Карлом V является ценным источником информации об истории Чили.

8


Первый губернатор Гватемалы, имел титул аделантадо. За свои рыжие волосы получил у индейцев прозвище «Тонатиу». Оставил кровавый след в историческом прошлом конкистады. Организовал резню в главном храме ацтеков.

9


Отличался довольно миролюбивым характером. Был основателем экспедиций в Южной Америке. Искал город Эльдорадо вместо него открыл государство народа чибча. В 1539 году основал город Санта-Фе-де-Богота и стал его правителем, защищая от несправедливостей местных жителей.

10


Возглавил первую завоевательную экспедицию европейцев к северу от Мексики. Прославился как первооткрыватель в 1541 году, его имя также было увековечено в США, где в его честь назвали .


В XVI веке испанские завоеватели отправились в Америку в поисках новых земель и несметных богатств. В литературных произведениях сложился образ конкистадора – безжалостного колонизатора, варварскими методами истребляющего коренное население. Навязанные сюжеты породили множество мифов относительно действий испанских конкистадоров. О некоторых из этих заблуждений – далее в обзоре.

Миф 1: Конкистадоры истребили миллионы людей



Этот миф в большей степени создан теми, кто занимался антикатолической пропагандой. Нельзя отвергать тот факт, что испанцы были очень безжалостными в отношении коренного населения Нового Света, но из-за своей малочисленности они физически не могли истребить миллионы индейцев.

Решающую роль в катастрофическом уменьшении численности индейцев сыграли эпидемии и каторжный труд на золотых рудниках. Конкистадоры, которые прибыли в Новый Свет, стали разносчиками новых болезней, к которым у индейцев попросту не было иммунитета. До прибытия испанцев в Мексику численность ацтеков составляла 20 млн человек. От эпидемии оспы, вспыхнувшей в Теночтитлане (современный Мехико) в 1521 году, погибло 10 % жителей. В следующие 50 лет эпидемии тифа и оспы унесли жизни еще 40 % ацтеков, тем самым сократив население почти вдвое.

Францисканский монах Хуан де Торквемада описывал происходившие события так: «Ужасным и всеобъемлющим было нашествие мора на Мексику. Не было ни одного дома или очага, на которые не излился бы гнев Господень. Когда скрылась, истаяла за горизонтом черная беда, страна стала пустыней – ни петушиного крика, ни человечьего голоса, ни огня, ни борозды». Судьба инков оказалась еще более плачевной. Из-за эпидемии оспы в течение 15 лет от 30 млн индейцев осталось только 3 млн.

Миф 2: Конкистадоры разрушали целые города



Испанцам не зачем было разрушать города, т. к. они сами нуждались в местах для расселения и для укрепления своих позиций. Конкистадоры разрушали храмы индейских богов. Те же остатки городов, которые найдены в джунглях, пришли в упадок еще в Х веке, задолго до прихода испанцев.

Миф 3: Победа конкистадоров объяснялась только наличием огнестрельного оружия



Огнестрельное оружие, конечно же, сыграло немалую роль в завоевании индейцев, но не основополагающую. Фанатичный ужас местного населения перед блестящими доспехами и аркебузами (гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружье) улетучился довольно быстро. Против нескольких тысяч конкистадоров выступали сотни тысяч ацтеков.

Причиной поражения индейцев можно назвать отсутствие тактики во время ведения боя. К тому же, междоусобицы между племенами только играли на руку испанцам. Так, во время осады Теночтитлана конкистадору Эрнану Кортесу помогали десятки тысяч индейцев из племен, враждебных ацтекам.

Миф 4: В сравнении с фанатиками католической церкви индейцы были очень добрыми



Традиционное представление об угнетенных народах: злобные завоеватели из Старого Света свирепствуют и противопоставляются наивным аборигенам. В самом же деле, индейцы были гораздо кровожаднее испанцев, что подтверждает множество свидетельств тех лет. Первооткрыватель Америки Христофор Колумб в своих отчетах писал о свирепом коренном населении, которое ест человеческое мясо.
Каждый ритуальный праздник ацтеков сопровождался изощренными жертвоприношениями. Жрецы оправляли несчастных в огонь, а затем вытаскивали их обратно еще живыми, вспарывали грудину и доставали сердце, которое подносили своему идолу. Не менее зверскими были жертвоприношения женщин и детей, связанные с сезонными праздниками.

Миф 5: До появления испанцев индейцы не знали, что такое рабство



В действительности в любом индейском племени (даже самом миролюбивом) имелись рабы. Вот только попадали в рабство свои же соплеменники, потому что военные пленники предназначались для ритуальных жертвоприношений. Невольниками становились за кражу, долговые обязательства и прочие бытовые проступки.

Конкистадоры использовали попавших в рабство индейцев для своих нужд. За испанцами закреплялись наделы земли с индейцами, которые выполняли трудовую повинность: работали на рудниках, обрабатывали поля и т. д. Эта форма владения получила название энкомьенда. Первоначально испанская корона предписывала конкистадорам обращать подчиненных индейцев в католичество, знакомить с европейской культурой, но на практике колонисты просто превратили индейцев в рабов без какого-либо просвещения.

Таким образом, с приходом испанских завоевателей прекратила существование

Самый старый форт Филиппин.


Освоение Филиппин испанцами начиналось с острова Себу. Сначала здесь высадилась экспедиция Магеллана, а спустя сорок пять лет пришел флот под командованием конкистадора Мигеля Лопеса де Легаспи. Тогда же и началось строительство форта San Pedro. По сравнению с другими испанскими фортификационными сооружениями на Филиппинах, это была самая маленькая крепость. Но со своим назначением она прекрасно справлялась. Со временем, на месте первой высадки испанцев был построен порт, который нуждался в защите от враждебных посягательств.

В нескольких сотнях метров от современного порта Себу находится историческое место. Отсюда начиналась колонизации и христианизация Филиппин. Здесь был установлен Магелланом деревянный крест, который сейчас хранится в маленькой восьмиугольной часовне. Построена малая базилика Санто Ниньо на месте сгоревшей первой христианской церкви. И возведен первый испанский форт. Чтобы прикоснуться к событиям полутысячелетней давности, нужно обязательно посетить это место. Тем более, если у вас будет немного свободного времени до отправления катера из Себу на какой-нибудь из соседних островов.

Форт San Pedro основан Мигелем Лопесом де Легаспи в 1565 году. Но первые официальные упоминания о нем появляются только в 1739 году в докладе королю Испании Филиппу II. Возможно, в те времена не было таких требований к строгой отчетности, что почти двести лет форта как бы, не существовало. Но на самом деле он был. В пользу этого свидетельствует его название. Форт назван в честь флагманского корабля Мигеля де Легаспи. На “San Pedro” конкистадор бороздил воды Тихого океана.

Расположенный всего в метрах ста от главного здания портовой администрации, форт имеет треугольную форму. В его вершинах расположены бастионы с орудиями. Прозорливые испанцы строили эту крепость не только для защиты дальних морских и сухопутных рубежей, но и подступов к крепости. Огонь из пушек можно было вести вдоль стен, обращенных к морю. Надо полагать, что на тот момент это было одно из совершенных фортификационных сооружений испанцев на Филиппинах. Сегодня в форте Сан Педро располагается музей, рассказывающий об истории этого района Себу. За всю свою многовековую историю крепость использовалась не только как оборонное сооружение. В разные времена на территории форта располагалась тюрьма, школа, армейские склады и, даже, зоопарк.

В 50-х годах прошлого века власти города решили снести форт, а на его месте построить портовые административные здания. Но активная жизненная позиция жителей города не позволили воплотить в жизнь этот проект. На разных государственных уровнях велись долгие переговоры, и форт San Pedro получил вторую жизнь. В 1968 году была проведена капитальная реставрация крепости. Часть элементов была заменена. Из коралловых образований вырезались новые блоки, чтобы вернуть оригинальный вид форту. И это удалось. Глядя на современное состояние цитадели, кажется, что время ее не коснулось. И в таком виде она простояла почти полтысячи лет.

В одном из залов музея выставлены картины, отображающие ключевые моменты истории колонизации Филиппин. Но на главном месте, конечно же, портреты Магеллана и вождя острова Мактан Лапу-Лапу. По преданию этот вождь в бою и убил отважного мореплавателя. Удивительно, но филиппинцы относятся с одинаковым почтением к этим двум людям. Здесь нет деления на своих и чужих. Замалчивания каких-то исторических фактов. Все это страницы истории одной страны. Даже в парке, в котором расположен форт, соседствуют памятники испанским конкистадорам и местным повстанцам, боровшимся за независимость от испанского ига. Возможно, при посещении Филиппин именно это поразит вас больше всего.

Крест Магеллана.


Когда читаешь о великих мореплавателях и их географических открытиях, эти образы кажутся вымышленными. Все это происходило когда-то давно и где-то далеко. Но совсем другое дело, когда можно воочию увидеть материальное подтверждение этих событий.

В далеком XVI веке португалец Фернан Магеллан перешел на службу к королю Испании. И дело было совсем не в том, что в Испании платили больше, чем в Португалии. Мореплаватель был одержим идеей, найти западный путь к островам пряностей. Существует легенда, что как-то в руки Магеллана попала некая географическая карта, с изображением неведомых тогда земель и океанов. Чтобы проверить ее справедливость, нужно было организовать экспедицию. Португальский король Мануэл I посчитал затею Магеллана авантюрой, но разрешил обращаться с этим предложением к другим монархом. Так были начаты переговоры с испанцами. В конце концов, добро на экспедицию было получено.






















В апреле 1521 года первый европеец ступил на филиппинскую землю. Но в то время Филиппин, как государства, еще не существовало. Это был просто остров Себу. Чтобы передать новые земли под юрисдикцию испанской короны, Магеллан быстро проводит христианизацию местного населения. Может быть, аборигены посчитали это новым развлечением или сделали тонкий политический ход, но раджа Хумабон вместе со своими домочадцами и воинами охотно сменили мусульманство на другую веру. В честь первой совместной обедни испанцев и вновь обращенных, на земле острова Себу Магелланом был установлен деревянный крест. Это событие произошло 21 апреля 1521 года.

Крест Магеллана считается одной из главных реликвий Филиппин. Он хранится в небольшой часовне возле порта. Надо полагать, что она стоит на том же самом месте, где прежде был установлен Магелланом символ христианства. Потому что рядом расположена малая базилика Санто Ниньо, возведенная на месте сгоревшей церкви, построенной испанской экспедицией. На постаменте в центре восьмиугольной часовни стоит крест из темного дерева тиндало. Но это только внешняя оболочка. Сама реликвия хранится внутри. На Филиппинах считается, что она обладает чудесными свойствами. Поэтому желающих обладать хоть кусочком креста было более чем достаточно. Чтобы сохранить этот исторический артефакт, пришлось его заключить внутрь другого креста.

Каждый день сюда приходят сотни людей. Для кого-то это просто историческая достопримечательность, которой почти пятьсот лет, а для кого-то - святыня и символ покровительства острова Себу. В знак почитания здесь зажигаются разноцветные свечки. Они горят, так же как и обычные, но своей яркой расцветкой радуют глаз. Есть неофициальная информация, что в часовне хранится не тот крест, который был установлен Магелланом, а более поздняя версия.

После совместной обедни Магеллан с раджой Хумабоном заключают договор на крови о дружбе и сотрудничестве. На церемонии Сандуго договаривающиеся стороны делают себе надрезы на левой руке. Собирают кровь в бокал с вином, и выпивают. Вероятно, именно поэтому Магеллан согласился выступить с добровольцами из своего экипажа на стороне раджи Хумабона. Отважный мореплаватель гибнет 27 апреля 1521 года в стычке с племенем соседнего острова Мактан. Тело Магеллана так и не было найдено. После этого экспедиция поспешно покидает Себу. Только через сорок пять лет, сюда возвращаются испанцы. На месте деревянной церкви они находят только пепелище. Вероятно, такая же судьба постигла и оригинальный крест. Скорее всего, в часовне хранится испанская версия, которая чуть моложе.

Филиппинцы очень религиозны. Для них крест Магеллана больше чем просто реликвия. Это символ христианизации Филиппин. С него началось обращение островитян в католическую веру. И не так важно, какой крест хранится в часовне, для филиппинцев он всегда будет Крестом Магеллана.

Кафедральный собор Себу.


Одна из самых красивых филиппинских церквей, оставшихся на острове Себу после испанской колонизации. Но, несмотря на это, интересен не столько сам собор, сколько история его строительства.

Мировая история знает немало примеров долгостроя. Ситуации, конечно, бывают разные, но Кафедральный собор преследовала какая-то череда неудач. Его строительство растянулось на века. Сказывались проблемы с финансированием. Какова была истинная причина такого положения вещей, не нам судить. Мы можем только проследить некоторые этапы строительства. Однако, увидев современный Кафедральный собор, восхитившись его величием и великолепием, мысли о его непростой истории отходят на второй план.

В далеком 1595 году, когда испанцы только начинали осваивать острова Филиппин, Святой Престол учредил епархию Себу. Но только через семьдесят лет в 1665 году под собор выделили деревянную церковь. К тому времени она уже была в плачевном состоянии. Протекала крыша из пальмовых листьев, деревянные перекрытия часовни нуждались в замене. На тот момент епископом Себу был Хуан Лопес. Он просит короля Испании выделить средства на очень скромную каменную церковь. Сколько времени ушло на рассмотрение прошения неизвестно. Но в 1670 году просьба была удовлетворена. Король пожаловал 10 000 песо. Казалось бы, надо было радоваться благосклонности судьбы. Однако скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эта сумма выделялась равными траншами в течение десяти лет. Как и следовало ожидать, деньги были успешно потрачены, но церковь не построена.

Место умершего Хуана Лопеса занял новый епископ Диего де Агуилар. Новая попытка строительства собора была предпринята в 1689 году. Но и она закончилась ничем. Конечно, какие-то строительные работы были произведены, что-то построено. И опять объект был заморожен. А один из очередных тайфунов причинил ему немалый ущерб. И строительство Кафедрального собора откатилось к начальной точке.

Через десять лет был опять поднят вопрос о строительстве собора. Начать решили с составления сметных расчетов. Вероятно, в те времена программа Гранд-смета была еще не очень отлажена. Или программисты что-то намудрили, или сметчики не умели ею как следует пользоваться. Но с поставленной задачей каменщик Хуан де Айко с двумя плотниками так и не справились. Вопрос строительства был отложен еще на десять лет, пока новый сметный расчет не выполнил военный инженер Хуан де Кискара. Возможно, строительный проект и прошел все необходимые согласования, но источник финансирования так и не был найден.

Почти через двести лет после образования епархии Себу, в 1786 году была построена только фасадная часть собора. Спустя пятьдесят лет возвели колокольню. А еще через сто лет в 1940 году Кафедральный собор прошел церемонию освящения. Казалось бы, вот он, счастливый финал. Но свои коррективы внесла Вторая Мировая война. Против авиационных бомб здание собора не устояло. От него остались только колокольня, часть стен и фасад. В пожаре погибли почти все архивные документы епархии Себу за несколько сотен лет. Здание восстановили в 50-х годах прошлого века.

Сегодняшний Кафедральный собор поражает своим величием. Вокруг него разбит небольшой парк, часть которого занимает автомобильная стоянка для прихожан. Ослепительно белый цвет здания и испанский герб на фронтоне. Хоть собор и восстанавливался в то время, когда Филиппины уже давно вышли из колониальной зависимости, но герб Испании был оставлен в знак уважения к стране, принесшей христианство на архипелаг. Символична и фигура Христа перед колокольней. Вероятно, она должна означать торжество христианства по всему земному шару.

В наши дни вопросы с финансированием Кафедрального собора решаются гораздо проще и быстрее. В 1982 году к главному зданию был пристроен мавзолей, поражающий внутренним убранством. В нем покоятся останки духовных лиц Себу. В 2009 году была проведена капитальная реставрация здания. Мощное землетрясение 2013 года причинило незначительный ущерб собору. Во всяком случае, так выглядит внешне. Но есть надежда, что вскоре Кафедральный собор предстанет в своем первозданном виде.

Малая базилика Санто Ниньо.


История основания малой базилики Санто Ниньо в Себу, похожа на захватывающий приключенческий роман. В ней смешалось все – реальность и мистика, отвага и предательство. Жизнь, порой, может закрутить такой сюжет, что окажется гораздо интересней некоторых книг.

Малая базилика Санто Ниньо расположена недалеко от порта Себу. Это историческое место. Когда-то здесь высадилась экспедиция Магеллана, открыв новые земли для испанской короны. Каждый день сюда приходят сотни людей, чтобы поклониться Святому Младенцу, который считается покровителем этого острова. Здесь находится уникальная площадь, где проводятся службы под открытым небом, а колледж при малой базилике – одно из престижных учебных заведений в провинции Себу. Но это все сегодняшний день, а сама история, связанная со Святым Младенцем, началась много веков назад.

В далеком 1521 году к берегам острова Себу подошли корабли экспедиции Магеллана. Кто знает, почему было выбрано именно это место в самом центре архипелага. Может быть, потому, что здесь все-таки удалось установить контакт с местным населением. Многие события того времени кажутся странными. Вряд ли тогда существовал какой-то международный язык для общения. Но, тем не менее, испанцам удалось не только подружиться с раджой Хумабоном, но и обратить его с семьей и приближенными в христианство. На это ушло всего несколько дней. Тогда же на Филиппинах была построена первая деревянная католическая церковь.

Первая совместная обедня испанцев и вновь обращенных христиан произошла 21 апреля 1521 года. В этот день Магеллан установил на острове знаменитый крест, который сейчас хранится в маленькой часовне возле базилики Санто Ниньо. Но тогда же произошло и еще одно событие. В честь крещения, Магеллан преподнес жене раджи Хумабона в подарок ларец с фигуркой Святого Младенца. После этого, в знак ответного жеста доброй воли, между испанцами и островитянами был заключен Сандуго, известный, как «Договор на крови».

Но коварство Хумабона на этом не закончилось. И экспедиции пришлось спешно покидать Себу. Спустя сорок пять лет испанцы вернулись на остров. Конкистадоры целенаправленно ехали колонизировать новые земли. И христианизация уже проводилась по всем правилам. На месте деревянной церкви, построенной экспедицией Магеллана, осталась только куча обгоревших головешек. Вполне ожидаемо, что на пепелище был найден и обгоревший ларец, подаренный жене раджи. Фигурка Святого Младенца сильно пострадала от пожара. Но то, что она сохранилась, было чудом. Святые Отцы сочли это волей Провидения, и на этом месте была заложена новая церковь.

Дальнейшая история малой базилики Санто Ниньо была уже не так насыщена остросюжетными событиями. Но от этого его посещение не становится менее интересным. На улице под навесом собрана многоярусная конструкция для свечей, где каждый желающий может поставить свечку. Здесь полное самообслуживание. В открытых железных ящиках лежат свечи. Нужно только не забыть кинуть монетку в ящик для пожертвований. Рядом, на стене в виде барельефа показана вся история основания малой базилики. Она начинается с карты маршрута Магеллана от Испании до Филиппин. И заканчивается моментом находки фигуры Святого Младенца.

Сегодняшняя малая базилика Санто Ниньо для филиппинцев не просто церковь. Это символ христианизации их страны. И место обитания Святого Младенца, который покровительствует Себу.




Селиванов В. Н. ::: Латинская Америка: от конкистадоров до независимости

Глава 1

Завоевание испанцами Америки, которое принято на­зывать испанским словом «конкиста», началось, как мы полагаем, 25 декабря 1492 г., в день празднования католи­ческого рождества. Именно в этот день 39 испанцев, спут­ников Колумба в его первой экспедиции, добровольно остались на острове Эспаньола (ныне - Гаити), не поже­лав возвратиться в Испанию со своим адмиралом. Не­сомненно, этими первыми европейскими поселенцами овладела «золотая лихорадка». У местных индейцев ис­панские моряки видели пластинки и небольшие слитки золота; индейцы рассказывали об изобилии золота на бли­жайших островах и даже об одном из них - «сплошь зо­лотом». «...Золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан в Америку,- писал Ф. Энгельс, - золото - вот чего первым делом тре­бовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег» .

Основанный первыми испанскими поселенцами Ново­го Света крошечный, но укрепленный палисадом и во­оруженный пушками поселок Навидад (Рождество) про­существовал всего несколько недель, но даже за столь короткое время его хозяева успели обнаружить повадки, присущие последовавшим за ними отрядам испанских конкистадоров (завоевателей) во всех землях Америки. Возвратившийся на следующий год Колумб не застал в живых ни одного из первых 39 колонистов. Из путаных рассказов аборигенов смутно вырисовывалась картина бесчинств обитателей Навидада. Они грабили индейцев, вымогали у них золото, брали в наложницы каждый по нескольку женщин. Бесконечные грабежи и насилия вы­звали взрыв справедливого возмущения и привели к рас­праве над испанцами .

Дальнейшая колонизация новооткрытых земель про­исходила более организованно. Число желавших принять участие в их завоевании возросло после того, как Колумб из своего первого плавания привез в Испанию немного золота; весть о нем быстро распространилась по стране, превращаясь, как это обычно бывает, в легенду о неверо­ятных, превосходящих всякое воображение сокровищах там, за океаном. На поиски их устремилось множество алчущих всех званий и сословий, прежде всего разорив­шихся дворян, бывших наемных солдат, людей сомнитель­ного прошлого. В 1496 г. Колумб уже смог даже зало­жить на Эспаньоле целый город - Санто-Доминго. Санто-Доминго стал укрепленным центром, откуда испан­цы начали планомерное завоевание острова, а затем и других островов Карибского моря - Кубы, Пуэрто-Рико, Ямайки. Уже первые шаги конкисты на этих островах с многочисленным населением отличались крайней жесто­костью. В результате бессмысленного истребления, гибели от занесенных европейцами болезней, жесточайшей экс­плуатации со стороны завоевателей уже через несколько лет на благодатных островах Карибского моря почти не осталось индейцев. Если к моменту их открытия экспеди­циями Колумба на Кубе жило около 300 тыс. индейцев, на Эспаньоле - 250 тыс., па Пуэрто-Рико - 60 тыс., то во втором десятилетии XVI в. почти все они были пол­ностью истреблены. Та же участь постигла большинство населения и остальных Вест-Индских островов. Историки считают, что первый этап испанского завоевания Амери­ки, ареной которого стали эти острова, принес гибель миллиону индейцев .

Однако в первые годы конкисты, когда испанские ка­питаны рыскали в водах Карибского моря и открывали один за другим многочисленные острова, лишь иногда подходя к берегам материковой части Америки, но еще не зная о самом существовании огромного материка, завоева­тели имели дело с индейскими племенами, находившими­ся на первобытнообщинных стадиях развития. Испанцы еще не знали, что вскоре им придется столкнуться с огромными индейскими государствами, имеющими четкую социальную организацию, многочисленное войско, разви­тое хозяйство. Правда, порой до конкистадоров доходили туманные сведения о близости некоей страны, в которой не знают счета золоту, а также о другой загадочной стра­не, несметно богатой серебром, где правит Белый, или Се­ребряный, царь.

Первым завоевателем большого индейского государст­ва - Государства ацтеков, находившегося там, где ныне располагается Мексика,- довелось стать Эрнану Кортесу. Этот обедневший идальго на первый взгляд ничем не вы­делился в толпе конкистадоров, в погоне за удачей и золо­том кинувшихся за океан. Пожалуй, у него было лишь побольше дерзости, хитрости, коварства. Однако в даль­нейшем в нем раскрылись качества незаурядного воена­чальника, ловкого политика, умелого правителя завое­ванной им страны.

В феврале 1519 г. от берегов Кубы отплыла флотилия из 11 каравелл под командой Кортеса. На борту флоти­лии не насчитывалось и тысячи человек, но они были во­оружены изрыгающими огненную смерть аркебузами и фальконетами, неведомыми еще обитателям страны, куда направлялись конкистадоры, у них были стальные мечи и доспехи, а также 16 никогда не виданных индейцами чудовищ - боевых коней.

В конце марта корабли испанцев подошли к устью реки Табаско. Сойдя на берег, Кортес по сложившемуся уже ритуалу, т. е. водрузив крест и королевское знамя и совершив богослужение, объявил эту землю владением испанской короны. И здесь же испанцы подверглись на­падению многочисленных индейских отрядов. Это было воистину столкновение двух цивилизаций: индейские стрелы и копья с каменными наконечниками против стального и огнестрельного оружия европейцев. В запи­сках участника этого похода Берналя Диаса дель Ка­стильо засвидетельствовано, что решающей в этом бою, как, впрочем, и во многих вооруженных столкновениях первых испанских конкистадоров с индейцами, была атака маленького кавалерийского отряда испанцев: «Никогда еще индейцы не видали лошадей, и показалось им, что конь и всадник - одно существо, могучее и беспощадное. Вот тут-то они и дрогнули, но они не побежали, а ото­шли к далеким холмам» .

Тут же, на берегу, испанцы основали свой первый на материке город, получивший пышное, как тогда было принято, название: Вилья-Рика-де-ла-Вера-Крус (Бога­тый город Святого креста). Берналь Диас записал по это­му случаю: «Избрали мы управителей города... на рынке водрузили позорный столб, а за городом построили висе­лицу. Так положено было начало первому новому го­роду» .

Тем временем вести о вторжении в страну грозных чужеземцев дошли до столицы обширного ацтекского го­сударства - большого и богатого города Теночтитлан. По­велитель ацтеков Монтесума II, дабы умилостивить при­шельцев, прислал им богатые дары. Среди них были два больших, с колесо телеги, диска, один целиком из золота, другой - из серебра, символизировавшие солнце и луну, плащи из перьев, множество золотых фигурок птиц и зверей, золотой песок. Вот теперь-то конкистадоры убеди­лись в близости сказочной страны. Монтесума сам уско­рил свою гибель, гибель ацтекского государства. Отряд Кортеса стал готовиться к походу на Теночтитлан.

Пробиваясь сквозь тропические заросли, преодолевая ожесточенное сопротивление индейских племен, испанцы в ноябре 1519 г. подошли к столице ацтеков. Берналь Диас рассказывает, что конкистадоры, впервые узрев древний Теночтитлан, воскликнули: «Да это волшебное видение... Не сон ли все, что мы видим?». В самом деле, Теночтитлан с его зелеными садами, множеством белых зданий, возвышавшихся среди голубых озер и каналов, окруженный высокими горами, должен был показаться им землей обетованной,- им, привыкшим с детства к выжженным пиренейским солнцем плоскогорьям Испа­нии, ее тесным и мрачным городам.

В отряде Кортеса не насчитывалось и 400 солдат, од­нако с ними он рассчитывал захватить индейскую столи­цу с десятками тысяч жителей, с многотысячным вой­ском, готовым защитить ее. Не прошло и недели, как хит­ростью и коварством Кортес не только без потерь ввел в Теночтитлан свой отряд, но и, сделав Монтесуму своим пленником, стал от его имени править страной. Он взял в плен также подвластных ацтекам правителей Тескоко, Тлакопана, Койоакана, Исталапалана и других индейских земель, заставил их присягнуть на верность испанской короне и стал требовать от них золота, золота, золота...

Алчность конкистадоров, бесчинства испанской солдат­ни довели до крайнего возмущения индейское население столицы. Вспыхнуло восстание, во главе которого встал племянник Монтесумы Куаутемок,- первое восстание индейцев против испанских завоевателей, за которым в течение трех столетий колониального господства последо­вали десятки вооруженных выступлений индейских масс.

Кортесу повезло - в самый критический момент к нему подоспела помощь: прибывший на 13 бригантинах многочисленный отряд испанцев с лошадьми, пушками, порохом.

Завоевание государства ацтеков было совершено не только силой испанского оружия. Кортес, не без успеха натравливая одни местные племена на другие, разжигал рознь между ними - словом, действовал по принципу «разделяй и властвуй». Создав на территории государства ацтеков и прилегавших к нему обширных землях свою колонию - вице-королевство Новая Испания, конкистадо­ры наладили систему расхищения природных богатств Мексики, беспощадной эксплуатации народных масс, же­стоко подавляя проявления недовольства. Говоря об эпо­хе колонизации испанцами Нового Света, К. Маркс писал о Мексике как об одной из «обреченных на разграбление богатых и густо населенных» стран, где «обращение с ту­земцами было... всего ужаснее» . О результатах колони­зации испанцами этой страны красноречиво свидетельст­вуют цифры, показывающие катастрофическое уменьше­ние численности индейского населения. В самом деле, если индейское население Центральной Мексики к 1519 г. составляло около 25 млн. человек, то к 1548 г. оно умень­шилось до 6,4 млн., к концу 60-х годов XVI в.- до 2,6 млн., а в начале XVII в. здесь оставалось немногим более одного миллиона индейцев .

Однако завоевание Мексики, как и других индейских земель в Америке, принесшее столь губительные послед­ствия для ее народа, имело и другой с точки зрения исторического развития этой страны смысл. Как пишет советский историк М. С. Альперович, колонизация Мек­сики испанцами объективно способствовала «складыва­нию в этой стране, где ранее безраздельно господствова­ли дофеодальные отношения, исторически более прогрес­сивной социально-экономической формации. Возникли предпосылки вовлечения Северной и Центральной Амери­ки в орбиту капиталистического развития и включения их в систему формировавшегося всемирного рынка» .

Кроме того, высадка конкистадоров Эрнана Кортеса в устье реки Табаско и последовавшее стремительное завое­вание древних государств, располагавшихся на территории современной Мексики, означали столкновение самобытной индейской цивилизации с одним из вариантов европей­ской культуры XVI в.- окрашенной религиозной мисти­кой испанской культурой. «Поразительное зрелище про­цветающей культуры... неведомой прежде и столь многим отличавшейся от привычной западноевропейской, оказа­лось выше понимания испанского конкистадора... И кон­кистадор, и миссионер увидели в представших им чуде­сах несомненное проявление злой воли некоего сверхъ­естественного существа, демона, заклятого врага рода че­ловеческого. Уничтожение плодов дьяволова промысла явилось логическим результатом таких представлений: люди креста и меча принялись громить все и вся с усер­дием, достойным лучшего применения. Индейские циви­лизации были уничтожены. Когда же самые рассудитель­ные задумались о содеянном и осознали совершенную ими ошибку, ущерб оказался невосполнимым. Тогда попыта­лись спасти хоть что-нибудь, что осталось от познаний, навыков, сокровищ духа, чтобы использовать эти осколки при организации нового общества, которое должно было укорениться на древних землях, но примыкать к христи­анскому миру» .

В результате конкисты в королевстве Новая Испания постепенно формируется новое, специфическое в этниче­ском и культурном отношении колониальное общество, вобравшее в себя как навязанные испанцами черты за­падноевропейской культуры, так и неистребленные, наи­более стойкие черты культуры аборигенов. В итоге взаи­мопроникновения, ассимиляции складывается принципи­ально новая - мексиканская - культура, в которой эле­менты богатой и самобытной индейской традиции обус­ловливают ее неповторимость. В какой-то мере сохране­нию индейской традиции способствовали, как это ни ка­жется парадоксальным, и сопровождавшие конкистадоров католические миссионеры. Дело в том, что для успеха своего дела они волей-неволей вынуждены были приспо­сабливаться к местным условиям. Необходимо было пре­одолеть языковой барьер - и миссионеры прилежно из­учают индейские языки, чтобы затем на этих языках про­поведовать христианскую доктрину. Необходимо было преодолеть барьер представлений о мироздании - и мис­сионеры приспосабливаются к индейскому пантеону, к устоявшимся в индейской среде понятиям. И по сей день сохраняются составленные в XVI в. грамматики и словари индейских языков, до сих пор католические обря­ды в Мексике сохраняют яркие черты древнеиндейского пантеизма. Как пишет советский исследователь В. Н. Кутейщикова, «на всем континенте едва ли найдется другая страна, где участие коренных обитателей в формировании нации началось бы так рано и сыграло бы такую громад­ную, неуклонно возрастающую роль, как в Мексике» .

Следующим важным актом конкисты после покорения индейцев на землях современной Мексики стало завоева­ние Перу, происходившее в 1531-1533 гг. Следуя с Па­намского перешейка вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки, конкистадоры получили сведения о существовании на юге еще одной богатой индейской державы. Это было государство Тауантинсуйу, или, как его часто называют по названию племени, его населявшего, государство инков .

Организатором и руководителем новой экспедиции ис­панских конкистадоров был Франсиско Писарро, в прош­лом неграмотный свинопас. Когда его отряд высадился на побережье инкского государства, то он насчитывал всего около 200 человек. Но в государстве, куда прибыли кон­кистадоры, как раз в этот момент происходила ожесто­ченная междоусобная борьба между претендентами на место верховного властителя инков. Это обстоятельство Писарро, как и Кортес в Мексике, немедленно использо­вал в своих целях, что во многом способствовало неверо­ятной быстроте и успеху завоевания. Захватив власть, конкистадоры начали разнузданный грабеж огромных бо­гатств страны. Из инкских святилищ были расхищены все золотые украшения и утварь, сами храмы разрушены до основания. «Писарро выдал покоренные народы своей разнузданной солдатне, которая в священных монасты­рях удовлетворяла свою похоть; города и села отдавались ей на разграбление; завоеватели делили между собой несчастных туземцев как рабов и заставляли их работать в рудниках, разгоняли и бессмысленно уничтожали стада, опустошали житницы, разрушали прекрасные сооруже­ния, повышавшие плодородие почвы; рай был превращен в пустыню» .

На завоеванной огромной территории была образована еще одна колония Испании, получившая название вице­королевство Перу. Оно стало плацдармом для дальнейше­го продвижения конкистадоров. В 1535 и 1540 гг. вдоль Тихоокеанского побережья дальше к югу совершили похо­ды сподвижники Писарро Диего де Альмагро и Педро де Вальдивия, однако на юге современного Чили испанцы встретили серьезное сопротивление со стороны индейцев- арауканов, что надолго задержало продвижение конкиста­доров в этом направлении. В 1536-1538 гг. Гонсало Хи­менес де Кесада снарядил очередную экспедицию для поисков легендарной страны золота. В результате похода конкистадоры установили свою власть над многочислен­ными поселениями индейских племен чибча-муисков, об­ладавших высокой культурой.

Так Испания стала владычицей огромных колоний, равных которым не имели ни Древний Рим, ни деспотии древнего или средневекового Востока. Во владениях ис­панских королей, единственных в мире, как говорили тог­да, монархов никогда не заходило солнце. Однако посте­пенно сложившаяся в Америке испанская колониальная система носила в целом примитивно-хищнический харак­тер ограбления покоренных стран и народов. По словам французского исследователя Ж. Ламбера, «метрополия видела в своих колониях только источник обогащения путем вывоза драгоценных металлов и продуктов коло­ниального сельского хозяйства, а также рынок для сбыта промышленных товаров метрополии. Всякая деятельность в завоеванных странах была организована для удовлетво­рения непосредственных нужд метрополии, без учета по­требностей внутреннего развития этих стран» . Вся эко­номическая жизнь американских колоний Испании опре­делялась интересами короны. Колониальные власти искусственно тормозили развитие промышленности, чтобы сохранить за Испанией монополию, установленную на ввоз в колонии готовых изделий. Монополией испанской короны считалась продажа соли, спиртных напитков, та­бачных изделий, игральных карт, гербовой бумаги и мно­жества других ходовых товаров.

Итак, самым главным достижением столь быстро и успешно осуществившейся конкисты Америки испанская корона считала овладение богатыми источниками драго­ценных металлов. Надо сказать, что в этом отношении испанцы преуспели вполне. По примерным подсчетам, се­ребряные рудники только вице-королевства Новая Испа­ния в 1521-1548 гг. дали около 40,5 млн. песо, а в 1548-1561 гг.-24 млн.; большая часть добычи была от­правлена в метрополию .

Осуществляя закабаление индейцев, конкистадоры ис­пользовали методы закабаления крестьян, которые были уже успешно применены феодалами в самой Испании в ходе Реконкисты. Основной формой была энкомьенда - отдача тех или иных владений, поселений «под защиту лиц», располагающих достаточной властью,- короля, военно-религиозных орденов, отдельных феодалов. Феодал, оказывавший такое покровительство, назывался в Испа­нии «комендеро», он получал от своих «подопечных» уста­новленный сбор, в его пользу выполнялись некоторые тру­довые повинности. Энкомьенда появилась в Испании еще в IX в., а наибольшего развития достигла в XIV в., когда комендеро открыто стали превращать находившие­ся под их покровительством земли в свои вотчины. Фео­дальный институт энкомьенды оказался очень удобным для испанских завоевателей в Америке. Здесь «под опеку и защиту» того или иного конкистадора, а иными слова­ми, в его энкомьенду, передавались сразу по нескольку индейских селений с многочисленным населением. Дер­жатель энкомьенды (в Америке он назывался «энкомендеро») должен был не только защищать своих «подопеч­ных», но и заботиться о приобщении их к «истинно хри­стианским обычаям и добродетелям». На деле же это почти всегда оборачивалось фактическим закрепощением индейцев, приводило к их беспощадной эксплуатации со стороны энкомендеро, который превращался в феодально­го сеньора. Индейцы облагались налогом в пользу своего энкомендеро, который обязан был четверть его вносить в королевскую казну. Институт энкомьенды имел и военное значение. Уже в 1536 г. королевский указ обязывал каждого энкомендеро иметь постоянно «коня, шпагу и другое наступательное и оборонительное вооружение, ка­кое местный управитель считает необходимым, соответст­венно... характеру военных действий, так, чтобы во всякое время было пригодно». В случае военных действий, пред­усмотренных этим указом,- как правило, для подавления индейских восстаний - каждый энкомендеро выступал в сопровождении группы своих «подопечных», для которых это было обязательной повинностью. Надо сказать, что та­кие ополчения, составленные из энкомендеро и их «подо­печных», были в XVI-XVII вв. основной военной силой колониальных властей, потому что отправка в американ­ские колонии сколько-нибудь значительных отрядов про­фессиональных солдат была сопряжена с немалыми труд­ностями. Такого рода ополчения, созывавшиеся властями в экстренных случаях, выполнив свою задачу, распуска­лись, а составлявшие их энкомендеро возвращались к своим обычным делам.

Немалая часть индейских селений принадлежала не­посредственно испанской короне и управлялась королев­скими чиновниками. С проживавших в этих селениях ин­дейцев взималась подушная подать, при сборе которой королевские сборщики налогов часто допускали злоупот­ребления. Закрепленные за владениями короны индейцы не имели права покидать свое селение без особого разре­шения королевских чиновников. Кроме того, индейское население обязано было выделять определенное число мужчин для выполнения трудовых повинностей - строи­тельства мостов, дорог, новых городов, крепостных со­оружений. Самой ужасной, почти равносильной смертному приговору была принудительная работа на рудниках по добыче серебра и ртути. Все эти разновидности обяза­тельной трудовой повинности в Новой Испании (Мекси­ке) объединялись словом «репартимьенто», а в Перу - словом «мита».

Резкое снижение численности индейского населения в результате его массового истребления конкистадорами и изнурительной эксплуатации привело к острой нехватке рабочих рук, прежде всего на плантациях, принадлежа­щих феодалам и короне. Для восполнения убыли в живой рабочей силе стали ввозить из Африки рабов-негров. Первый договор испанской короны с частными предпринимателями-работорговцами о монополии на ввоз негров-рабов в американские колонии Испании был заключен в 1528 г. , а затем в течение многих десятилетий - вплоть до 1580 г., когда в этой области вновь было отдано пред­почтение частному предпринимательству, - поставкой рабов занималась сама корона. Особенно многочисленной эта прослойка колониального общества была в районах наиболее развитого плантационного хозяйства - на ост­ровах Антильского архипелага (Куба, Эспаньола, Пуэрто-Рико, Ямайка и др.), на побережье Перу, Новой Гра­нады (ныне Колумбия) и Венесуэлы.

На высших ступенях социальной лестницы колониаль­ного общества стояли уроженцы метрополии. Только они имели право занимать высшие административные, цер­ковные и военные должности; им же принадлежали самые крупные поместья, самые прибыльные рудники.

Ниже стояли креолы - «чистокровные» потомки евро­пейцев, родившиеся в колониях. Именно креолы состав­ляли наиболее значительную часть крупных и средних землевладельцев, эксплуатировавших труд индейских крестьян-общинников. Креолы составляли также боль­шинство низшего духовенства и мелких чиновников ко­лониальной администрации, среди них было много вла­дельцев рудников и мануфактур, ремесленников.

Особой и очень многочисленной группой населения Испанской Америки были метисы, мулаты и самбо, воз­никшие из смешения европейской, индейской и африкан­ской крови. Они не могли претендовать на сколько-нибудь значительные официальные должности и занимались ре­меслом, промышляя розничной торговлей, служили управ­ляющими, приказчиками либо надсмотрщиками на план­тациях крупных землевладельцев .

Поддержание власти испанской короны в огромной колониальной империи потребовало создания большого административного аппарата. Высшим учреждением, ко­торый руководил в колониях политическими, военными делами и градостроительством, регулировал отношения с местным населением, а также решал множество других вопросов, был Королевский совет и военный комитет по делам Индий, или Совет по делам Индий, находившийся в Мадриде. Королевский указ об основании Совета отно­сится к 1524 г., но окончательно он был оформлен в 1542 г. Совет по делам Индий состоял из президента, ко­торым номинально считался испанский король, его по­мощника - великого канцлера, восьми советников, гене­рального прокурора, двух секретарей, космографа, мате­матика и историка. Кроме них, в составе Совета по де­лам Индий трудилось множество второстепенных секре­тарей и иных чиновников мелких рангов. Полномочия Совета были огромны - он обладал всей законодатель­ной, исполнительной и судебной властью в колониях. Он назначал всех должностных лиц высшего и среднего ранга, как гражданских, так церковных и военных, гото­вил все морские и сухопутные экспедиции и направлял все другие предприятия, связанные с расширением коло­низации. Законы и предписания, принятые Советом по делам Индий, составляют пять внушительных томов, содержание которых затрагивает буквально все стороны жизни испанских колоний в Америке. В 1680 г. они были впервые изданы под названием «Своды законов Индий».

Административным органом, ведавшим экономически­ми делами колоний, была Торговая палата, созданная еще в 1503 г. и находившаяся в Севилье. Впоследствии, с образованием Совета по делам Индий, она была подчи­нена этому высшему органу. Главные функции Торговой палаты заключались в тщательном контроле над всей торговлей, шедшей между метрополией и ее колониями; она же регулировала плавание торговых и военных ко­раблей, а также занималась широким кругом вопросов, связанных с мореплаванием. В частности, в Торговой па­лате собирались всякого рода географические и метеоро­логические данные, касающиеся Нового Света, здесь на­блюдали за составлением географических и специальных морских карт.

Верховную власть короля Испании в его американских владениях представляли вице-короли. Отметим, что сама идея придания владениям Испании формы вице-коро­левств была осуществлена не впервые. Еще в начале XV в. вице-королевствами под властью Испании назывались Сицилия и Сардиния. В 1503 г. вице-королевством было названо завоеванное испанцами королевство Неаполитан­ское. В Америке первое вице-королевство - Санто-До­минго - было основано в 1509 г., первым и единствен­ным его вице-королем был Диего Колумб - сын Христо­фора Колумба. Впрочем, учреждение вице-королевства Санто-Доминго имело скорее символическое значение, и в 1525 г. оно было упразднено.

Два огромных вице-королевства, учрежденные испан­ской короной в ее американских владениях,- Новая Ис­пания и Перу - в целом территориально совпадали с завоеванными конкистадорами крупными индейскими го­сударствами - ацтеков и майя и инков. Поэтому первые вице-короли, назначенные туда, могли в определенной мере использовать начавшие складываться в этих госу­дарствах еще до конкисты торговые, экономические и иные связи между различными частями этих обширных земель.

Полномочия вице-королей - гражданские, военные, в области экономической и торговой политики - были огром­ны. По прибытии в Мехико или Лиму их встречали со столь пышным церемониалом, что он приличествовал бы и самому верховному монарху. Пышность дворов вице- королей в испанской Америке превосходила многие евро­пейские. И в Мехико, и в Лиме при особе вице-короля состоял штат телохранителей - алебардисты и конная гвардия; нести службу в этих отрядах считалось великой честью для молодых людей из самых знатных испанских или креольских фамилий.

С годами, когда из-за размеров территории, подчинен­ной власти одного вице-короля, обнаружились большие трудности в управлении удаленными районами, были образованы генерал-капитанства. Так, в пределах вице­королевства Перу появились генерал-капитанства Чили, Новая Гранада. Стоявшие во главе их генерал-капитаны поддерживали сношения непосредственно с центральной властью в Мадриде, имели полномочия почти одинаковые с вице-королем и были, в сущности, независимы от него. Провинции, на которые разделялись вице-королевства или генерал-капитанства, управлялись губернаторами.

Несмотря на огромные расстояния, отделявшие метро­полию от ее заокеанских владений, несмотря на обшир­ность этих владений, каждый шаг всех высших чинов ко­лониальной администрации был подчинен строжайшему контролю со стороны короны. Для этого во всех вице­королевствах и генерал-капитанствах существовала как бы вторая, параллельная власть, неусыпно следившая за первой. Это были органы, называвшиеся «аудиенсиа». В конце колониального периода истории Латинской Аме­рики их насчитывалось 14. Аудиенсиа, как предписыва­лось королевскими инструкциями, помимо юридических функций надзора за соблюдением законов, обязаны были «оказывать покровительство индейцам», следить за дис­циплиной духовенства; они исполняли также фискальные функции. Значение аудиенсиа подчеркивалось тем, что все их члены должны были быть уроженцами Испании - «пенинсуларес» («люди с полуострова»), как говорили в Испанской Америке.

Особая важность аудиенсиа как органа королевского контроля выявляется еще одной ее функцией, ставившей этот орган выше всех других инстанций испанской адми­нистрации в колониях: по окончании срока правления высших должностных лиц аудиенсиа проводила обследо­вание их деятельности.

Еще одной формой контроля короны над повседнев­ной деятельностью должностных лиц колониальной ад­министрации была «ресиденсиа», т. е. постоянная провер­ка должностного поведения вице-королей, генерал-капитанов, губернаторов и других высших чиновников на протяжении всего срока их пребывания в должности. Судьи, осуществлявшие эту проверку, также должны были быть пенинсуларес.

Эта пирамида слежки и наблюдения за положением дел в колониях венчалась «виситой» (генеральная инспек­ция). Висита состояла в том, что Совет по делам Индий периодически и без всякого уведомления направлял в ко­лонии особо доверенных лиц. Они должны были предста­вить совершенно достоверные сведения о положении дел в том или ином вице-королевстве либо генерал-капитан- стве, собрать сведения о поведении высшей администра­ции. Иногда такой представитель направлялся для изу­чения на месте какой-либо важной проблемы, касающей­ся военных возможностей тех или иных областей и портов, экономических вопросов. Полномочия его были настолько широки, что в период пребывания в каком-либо из вице-королевств, где проводилась инспекция, он зани­мал место вице-короля.

Тщательно продуманная система строго централизо­ванного управления испанскими колониями в Америке и многоступенчатого контроля над этим управлением, казалось, должна была действовать очень эффективно. Но на деле все обстояло иначе. Испанская корона рас­считывала на абсолютную исполнительность высших чи­новников в колониях, на неподкупную честность судей в органах контроля. Но, будучи за тысячи километров от Мадрида, вице-короли и генерал-капитаны сплошь и ря­дом вершили дела управления по своему произволу, о чем свидетельствуют многочисленные факты преждевре­менного смещения их с постов. Чиновные судьи сплошь и рядом брали взятки - ведь так трудно было устоять перед многочисленными соблазнами в обстановке всеоб­щей «золотой лихорадки», не прекращавшейся в Испан­ской Америке все три века существования колониального режима. Испанская корона рассчитывала на преданность креолов, братьев по крови уроженцам Испании. Но среди лишенных многих прав и привилегий креолов год от года росло недовольство колониальной политикой Испа­нии, зарождалась ненависть к пенинсуларес, которые осуществляли власть в странах, уроженцами которых бы­ли они - креолы. Испанская корона рассчитывала на безропотное повиновение миллионных масс индейцев, рабов негров и других угнетенных, своим трудом созда­вавших огромные богатства. Но выступления народных масс, все учащавшиеся, принимавшие все более грозный размах, расшатывали основы испанской колониальной империи.

Конкистадоры (исп. ед. ч. conquistador - завоеватель, покоритель), участники Конкисты, то есть завоевательных походов европейцев (в основном испанцев) в Новый Свет: морских - в Вест-Индию, на Филиппины , вдоль берегов Северной и Южной Америки; сухопутных - в глубь обоих материков.

Основная масса конкистадоров была представлена наемными солдатами, обнищавшими дворянами и преступниками, которые предпочли заокеанскую неизвестность тюрьме, каторге или смертной казни. В эту армию авантюристов вошло некоторое число ремесленников, королевских чиновников разных рангов, монахов-миссионеров, а также просто искателей приключений. Их энтузиазм подогревался рассказами о неимоверных богатствах Нового Света, об изобилии золота, о чудесной стране Эльдорадо, об источнике вечной молодости и др.

Первым конкистадором можно считать самого Христофора Колумба, предложившего продавать в рабство население открытых им земель. 39 моряков, спутников Х. Колумба, добровольно оставшихся на острове Эспаньола (Гаити) вскоре после отплытия адмирала на родину (4 января 1493) вступили в конфликт с местными жителями из-за женщин и имущества и погибли все.

В ходе Конкисты можно выделить два этапа. На коротком первом (1493-1518) пришельцы овладевали небольшими прибрежными участками на островах Карибского моря (Гаити, Пуэрто-Рико, Куба), а потом распространялись по всей их территории. Практически одновременно они занимали узкие береговые полосы Северной и Южной Америки, омываемые водами Атлантического океана, Карибского моря и Мексиканского залива. Второй этап, охватывающий почти восемь десятилетий (1518-1594), - завоевание двух гигантских империй ацтеков и инков, а также городов-государств майя; походы по внутренним районам обоих континентов, выход к тихоокеанскому побережью и захват Филиппин.

В итоге военных действий конкистадоров к владениям испанской короны были присоединены огромные пространства. В Северной Америке часть материка южнее 36 с. ш., включая Мексику и другие территории в Центральной Америке, а также значительные регионы Южной Америки без Бразилии, где утвердилась власть Португалии, и Гвианы, попавшей под контроль Англии, Франции и Нидерландов. Кроме того, испанцы «прибрали к рукам» почти всю Вест-Индию и Филиппинские острова. Суммарная площадь захваченных конкистадорами земель составила не менее 10,8 млн. кв. км, что почти в 22 раза превышает территорию собственно Испании. Разграничение завоеваний между Испанией и Португалией проходило по «папскому меридиану» согласно Тордесильясскому договору 1494. Как считается, завоевание Бразилии подданными португальского короля произошло благодаря не совсем четким формулировкам папской буллы.

Каждый предводитель отряда конкистадоров (аделантадо), набрав отряд, заключал с испанской короной договор (капитуляцию). В этом договоре оговаривался процент отчисления с захваченных богатств в казну и доля самих аделантадос. Первым аделантадо был брат Х. Колумба, Б. Колумб.

После установления иностранного господства на смену конкистадорам приходят европейские (главным образом испанские и португальские) поселенцы во главе с администрацией, подчинявшейся метрополии. Вместе с тем многие конкистадоры подчинялись властям лишь номинально, независимо проживая в своих обширных владениях. Со времени правления Филиппа III (1598-1621) испанская метрополия взяла курс на притеснение потомков конкистадоров, отдавая предпочтение уроженцам Испании. Во многом по этой причине потомки конкистадоров возглавили борьбу за отделение латиноамериканских колоний.

Наиболее жестоким был второй этап Конкисты, когда испанцы встретились не с племенами, находившимися на стадии первобытного общества, а столкнулись с чуждыми европейцам цивилизациями ацтеков, майя, инков и др. Религия ацтеков, изобиловавшая кровавыми обрядами, человеческими жертвоприношениями, произвела на испанцев особенно отталкивающее впечатление: они решили, что столкнулись с прислужниками дьявола, против которых оправданы любые методы. Этим объясняется, в частности, то, как тщательно уничтожались все следы культурной деятельности индейцев. Если статуи, а то и целые пирамиды невозможно было разрушить, их закапывали, произведения искусства, памятники уникальной местной письменности сжигали. Ювелирные изделия (а они отличались особой тщательностью отделки и оригинальными технологиями) почти все были переплавлены и ныне чрезвычайно редки.

Все завоевания были совершены горсткой конкистадоров (отрядами по нескольку сот человек, в редких случаях тысяч). Одно лишь огнестрельное оружие, в ту пору еще несовершенное, не могло дать такого эффекта. Легкость, с которой европейцам удалось сокрушить немалые государства, объясняется внутренней слабостью этих государств, власть вождей которых была абсолютна, но сами они были часто весьма слабыми и неспособными к сопротивлению. Европейцы рано обнаружили, что если во время боя захватить военного вождя индейцев, то все остальное войско прекращает сопротивление. Сыграл свою роль и страх индейцев перед лошадьми, их преклонение перед белыми, которых они считали богами, ведь практически у всех индейцев были предания о белом бородатом боге, научившем людей земледелию и ремеслам.

Подавляя выступления индейцев, испанцы казнили их тысячами. Оставленных в живых конкистадоры превращали в рабов и принуждали трудиться на полях, в рудниках или в мастерских. Многочисленные групповые самоубийства от непосильного труда и ужасающих условий жизни, гибель от завезенных пришельцами заразных болезней (оспы, чумы, дифтерита, кори, скарлатины, тифа и туберкулеза) привели к одной из крупнейших на планете демографических катастроф. За столетие численность населения Нового Света сократилась, по разным данным, с 17-25 млн. до 1,5 млн. человек, то есть в 11-16 раз. Многие регионы совершенно обезлюдели; ряд индейских народов исчез с лица Земли. Для труда на плантациях и рудниках стали завозить африканских рабов. Вместе с тем хорошо организованное сопротивление приносило и результат: арауканам на юге Чили удалось отстоять свою свободу, ведя борьбу более века.