Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кременчугская средняя школа»

Урок литературы в 7 классе

Составила учитель русского языка и литературы Костив Людмила Васильевна

Тема: Образ князя Олега в думе К. Рылеева «Олег вещий» и в балладе А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели:

1. Учить сопоставлять образы литературных героев, работать с поэтическим текстом, делая обобщения; повторить и закрепить литературные термины.

2. Развивать умение сравнивать, логически мыслить, развивать речь.

3.Воспитывать уважение к истории, любовь к родине.

Оборудование: портреты поэтов, рисунки учащихся, тексты с думой К. Рылеева, записи на доске.

Ход урока

1.Слово учителя (о связи эпох, культур, причины обращения к прошлому, эпоха 20-ых годов 19 века)

История всегда притягивала литераторов, именно она является важным источником их вдохновения. Из неё они черпают идеалы, нравственные устои и моральные принципы, которые впоследствии находят отражение в их произведениях. Особенно интересны для них были легендарно-известные личности, которые вершили державные дела и определяли будущее России. Многие исторические личности нашли место в творчестве писателей разных времён, например, князь Игорь, Олег, Борис Годунов, Иоанн Грозный, Пётр׀ и др.

Воплощая их, в исторические персонажи, писатели преследовали цель показать народу и господствующей власти положительные и отрицательные стороны людей, истинно владеющие не только своей, но и страны судьбой. Особое внимание привлекали личности, жившие в переломные моменты времени, сами оказавшие влияние на эпоху, которая их породила, раскрыла человеческие качества. Стихотворцы пытались их изобразить в соприкосновении с важнейшими событиями времени, культуры, национального самосознания. Одним из этих персонажей является Вещий Олег, которому и посвящена наша работа на уроке. К нему обращаются писатели разных времён: А.С. Пушкин, К.Ф.Рылеев, М.Ю.Лермонтов, В.В.Высоцкий.

Обращение А.С.Пушкина и К.Ф.Рылеева к этому историческому лицу вызваны разными причинами. Для А.С.Пушкина-романтика было важно показать самобытные черты древнерусского человека, его мироведение, а К.Ф.Рылеев воплощает в образе Олега идеи предназначения воина и воинской славы не в древнерусском, а в декабристском понимании.

Обращаюсь к эпиграфам.

«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

(А.С.Пушкин)

«…цель моя…распространить между простым народом

нашим… хотя некоторые познания о знаменитых деяниях

предков, заставить его гордиться славным своим

происхождением и ещё более любить родину свою».

(К.Ф. Рылеев)

2. Сообщения учащихся

1) Историческая справка о времени написания произведений.

2) О К.Ф. Рылееве и декабристах.

3) О думах К.Ф. Рылеева.

4) Летописный источник. Сведения о князе Олеге.

3. Беседа (сопоставительный анализ и обобщение сведений)

В каком жанре написаны произведения А.С.Пушкина, К.Ф. Рылеева?

Сравнивая только жанры, что можно сказать о произведениях?

(общее - исторический сюжет)

Дайте определение жанров.

Каков был период, когда написаны произведения?

Почему обратились к такой теме?

Выводы:

Рылеев и Пушкин обратились к теме древней истории в одно и то же время - образования и деятельности тайных обществ.

Людей в 20-ые годы 19 века волновали вопросы, по какому пути идти.

4. Работа с текстом.

1) чтение наизусть баллады (3 уч-ся)

Как начинаются дума и баллада?

Каким представляется Олег Рылееву, Пушкину?

Докажите текстом, что он в думе торжествующий, а в балладе - угрюмый.

(ребята работают с текстом, называя слова и словосочетания)

5. Работа с рисунками учащихся.

К какому произведению было легче нарисовать рисунок? Почему?

(в думе - действие, в балладе - внутреннее состояние героя)

Ребята объясняют, почему нарисовали те или иные рисунки.

В основе баллады лежит конфликт. В чём он?

Прочитайте диалог в лицах.

Хотя Пушкин изобразил волхва, что он имел ввиду?

(Волхвы не боятся могучих владык…)

(поэзия не зависит от земных царей, свобода творчества)

К кому больше подходит слово «вещий»?

У кого другое мнение?

Выводы: Дума и баллада начинаются одинаково. В думе князь Олег - торжествующий, а в балладе - грустный, угрюмый. В балладе есть конфликт.

6. Язык произведения.

Что характерно для обоих произведений? Почему так много устаревших слов?

Приведите примеры устаревших слов и их лексическое значение.

(по записям в тетрадях, что выписали дома)

На какие темы можно объединить эти слова?

2) человек и его деятельность

3) остальные слова

Какие самые многочисленные? (военная тема)

Подберите синонимы:

Бранное поле или поле брани - поле битвы.

Броня - одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Вдохновение - творческий подъём, прилив творческих сил.

Вещий - пророческий, предвидящий будущее.

Волхвы - название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.

Жрец - служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.

Летописи - памятники исторической прозы Древней Руси.

Отроки - здесь молодые слуги князя.

Перун - бог грома и молний у древних славян.

Попона - покрывало для лошади.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

Секира - боевой топорик с длинной рукоятью.

Сеча - сражение.

Тризна - похоронный обряд у древних славян.

Хозары (или хазары) - народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.

Выводы: И в думе и в балладе использованы устаревшие слова, самая большая группа слов на военную тему.

7. Обобщение материала

Что же объединяет эти два произведения? Давайте ещё раз обратимся к эпиграфам.

(любовь к родине, историческому прошлому, уважение к истории)

8. Итоги урока. Выставление оценок.

9. Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Образ князя Олега в русской литературе и истории»

I. Олег Вещий

Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).

Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.

Дружина храбрая героев
10 На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.

В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин {1} через Лиман -
И пред Леоновой {2} столицей
20 Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, -
Везде кипит война!

Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла {3}
30 Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
40 Вдруг выдвинул на брег.

"Идем, друзья!" - рек князь России
Геройским племенам -
И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань - за мир позорный
К Олегу шлет Леон.

Объятый праведным презреньем,
50 Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем -
И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам {4}.

Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
60 На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал. 1

1821 или 1822

1 НЛ, 1822, Ќ 11. Историческая основа думы - летописный рассказ о нападении Олега на Константинополь в 907 г. в изложении Карамзина (И, т. I, гл. 5). В предисловии к Д. Рылеев отметил, что "решился поместить" "Олега Вещего" "в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши". В сборнике Немцевича нет стихотворения об Олеге. Думу Рылеева, сближает со "спевами" Немцевича главным образом стремление воспеть, поэтизировать ратные, подвиги предков; Чтоб усилить сходство "Олега Вещего" с произведениями Немцевича, Рылеев в этой - и только в этой - думе нумерует строфы. У Немцевича строфы всех "спевов" нумерованы.
1 Еексин (Понт Евксинский) - древнегреческое" название Черного моря.
2 Леон - византийский император Лев VI (886-912).
3 Потомки Брута и Камилла - византийцы, потомки римлян.
4 Ст. 55-56 вызвали критические замечания Пушкина (См. П, т. ХШ, стр.
54, 175-176).

у стихотворения ДУМА I. ОЛЕГ ВЕЩИЙ аудио записей пока нет...

В исходе 1612 года юный Михаил Феодорович Романов, последняя отрасль Руриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увезти его. Раздражённые поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаила Феодоровича (в 1613) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи.

«Куда ты ведёшь нас?.. не видно ни зги! - Сусанину с сердцем вскричали враги. - Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, - Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас, - так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью… Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня! - сарматам в ответ мужичок: - Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота! - избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите - не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой - хоть выжми, нет нитки сухой! - Вошед, проворчал так сармат молодой. - Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер ещё не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаённо убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». - «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» - «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы - злодеи царя. «Сусанин! - вскричали, - что молишься богу? Теперь уж не время - пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес тёмный вступают окольной тропой. Сусанин ведёт их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснёт, То тускло засветит, то вновь пропадёт. Стоят не шелохнясь и дуб и берёза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес - Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мёртво и глухо… «Куда ты завёл нас?» - лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. - Убейте! замучьте! - моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей! - закричали враги, закипев, - Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же! - сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! - Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твёрдый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!

I. Олег Вещий

Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).

Наскучив мирной тишиною,
Собрал полки Олег
И с ними полетел грозою
На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,
В брегах крутых взревел
И под отважными рулями,
Напенясь, закипел.

Дружина храбрая героев
10 На славные дела,
Сгорая пылкой жаждой боев,
С веселием текла.

В пути ей не были преграды
Кремнистых гор скалы,
Днепра подводные громады,
Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,
В Евксин {1} через Лиман —
И пред Леоновой {2} столицей
20 Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась
Окрестная страна,
И кровь повсюду заструилась, —
Везде кипит война!

Горят деревни, селы пышут,
Прах вьется средь долин;
В сердцах убийством хладным дышат
Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла {3}
30 Сокрылися в стенах;
Уже их нега развратила,
Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный
В чертогах трепетал
И в астрологии, несчастный!
Спасения искал.

Меж тем, замыслив приступ смелый,
Ладьи свои Олег,
Развив на каждой парус белый,
40 Вдруг выдвинул на брег.

«Идем, друзья!» — рек князь России
Геройским племенам —
И шел по суше к Византии,
Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,
Спасти желая трон,
Послов и дань — за мир позорный
К Олегу шлет Леон.

Объятый праведным презреньем,
50 Берет князь русский дань,
Дарит Леона примиреньем —
И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К царьградским воротам {4}.

Успехом подвигов довольный
И славой в тех краях,
Олег помчался в град престольный
60 На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега
Возврат своих полков,
Прославил подвиги Олега
И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье
Восторг свой изъявлял
И князю Вещего прозванье
Единогласно дал.

1821 или 1822

НЛ, 1822, Ќ 11. Историческая основа думы — летописный рассказ о нападении Олега на Константинополь в 907 г. в изложении Карамзина (И, т. I, гл. 5). В предисловии к Д. Рылеев отметил, что «решился поместить» «Олега Вещего» «в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши». В сборнике Немцевича нет стихотворения об Олеге. Думу Рылеева, сближает со «спевами» Немцевича главным образом стремление воспеть, поэтизировать ратные, подвиги предков; Чтоб усилить сходство «Олега Вещего» с произведениями Немцевича, Рылеев в этой — и только в этой — думе нумерует строфы. У Немцевича строфы всех «спевов» нумерованы.
1 Еексин (Понт Евксинский) — древнегреческое» название Черного моря.
2 Леон — византийский император Лев VI (886-912).
3 Потомки Брута и Камилла — византийцы, потомки римлян.
4 Ст. 55-56 вызвали критические замечания Пушкина (См. П, т. ХШ, стр.
54, 175-176).

Год написания: 1821-1822