Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект,творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столики.)

    Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

    Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

    Мастер по починке часов.(Часовщик.)

    Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

    Туда осенью улетают перелётные птицы. (На юг.)

    Еловый лес (Ельник.)

    Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом.(Газета.)

    В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

    Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

    Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

    Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс.(Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)

II. Узнай поэта

(Задание можно приготовить на карточках и раздать командам, а можно просто зачитать.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил,что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательница жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки...»»(И. Бунин.)

Задание 2-й группе

«первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В истории русской литературы он вошёл и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую,немецкую,болгарскую,литовскую, армянскую, испанскую,грузинскую литературу».(К.Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Этот поэт, прозаик, критик. Издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярким крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А.Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

    И так, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправимся дальше. (На доске вывешены портреты всех трёх писателей.)

III. Восстанови стихотворение (задание 5, стр. 177 учебника)

    попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет - замирает; мотылёк - лепесток; теплом - кругом.

    Какую картину вы представили?

    Сегодня целый день играет

    В траве последний...(мотылёк)

    И, точно белый...(лепесток)

    На паутине...(замирает)

    Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло...(кругом)

IV. Кому принадлежат строки?

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

(И. Бунин. «Полевые цветы»)

2. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

(Н.А. Некрасов)

3. Родилась на воле,залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

(К.Д. Бальмонт)

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А. Бунин)

V. Стихотворная речь

    Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом-в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идёт обсуждение в группах.)

Забравшись на сосну большую,

по веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую.

Хвастливую песню поёт.

(1. Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт - поёт.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

3. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)

VI. Чтение стихов наизусть

    Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов данного раздела.)

VII. Подведение итогов

    Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны...)

    Как вы понимаете слово «счастье» и в чём оно, по-вашему, заключается?(Ответы детей.)

    В своё стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

    Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

    Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

    А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

Автор статьи: Юрий Москаленко

В сегодняшней Антологии отечественной поэзии мы поговорим о поэтессе, которая родилась именно 10 мая. Было это в год смерти В. И. Ленина, в 1924 году. Случилось это в Москве, в учительской семье Друниных. Отец работал учителем в школе, куда первоклассницей пришла и дочь Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.

Все поломала война, 22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!». В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. И «грязь войны» будет набатным колоколом бить в ее стихах спустя долгие годы...

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

Бывают поэты, которым достаточно написать две-три строчки для того, чтобы их помнили! Но главное, чтобы эти строчки шли от сердца, затрагивали чувства и переживания миллионов людей. Юлии Друниной это вполне удалось. Даже не зная авторства, несколько поколений советских людей могут безошибочно прочитать четыре строчки Юлиных стихов:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы».
Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда...

А дальше знакомство с другим поэтом-фронтовиком, Николаем Старшиновым. Сумасшедшая любовь, рождение дочери. Горькое разочарование в том, что дочь не оказалась «подружкой», что она принадлежит совсем другому поколению.

Старая лента - обугленный лес.
Юный Алейников, юный Бернес.
Дочь говорит: «Примитив»!
Может быть, правда в словах этих есть,
Только отвага, и верность, и честь -
Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...
Как надоели мне полутона -
Словно боимся мы сильных страстей
Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента - обугленный лес,
«Темную ночь» напевает Бернес.
Ах, как волнует нехитрый мотив,
Как покоряет сердца «примитив»!

Да, она осталась в душе такой же девчонкой, пусть и изломанной войной. И о любви, о сильном и крепком мужском плече мечтает ничуть не меньше, чем ее повзрослевшая дочь.

Позови меня!
Я все заброшу.
Январем горячим, молодым
Заметет тяжелая пороша
Легкие следы.

Свежие пушистые поляны.
Губы.
Тяжесть ослабевших рук.
Даже сосны,
от метели пьяные,
Закружились с нами на ветру.

На моих губах снежинки тают.
Ноги разъезжаются на льду.
Бойкий ветер, тучи разметая,
Покачнул веселую звезду.

Хорошо,
что звезды покачнулись,
Хорошо
по жизни пронести
Счастье,
не затронутое пулей,
Верность,
не забытую в пути.

Она встречает новую любовь - драматурга Алексея (Лазаря) Каплера, по которому в свое время так сохла Светлана Аллилуева, а Сталин ее укорял: «Посмотри на него, за ним все бабы бегают, что ты в нем нашла?». Каплер отвечает на любовь. Может быть, в чем-то «старомодную», непонятную новому поколению.

Теперь не умирают от любви -
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви -
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви...»

Они проводят много времени вместе, хотя оба прекрасно понимают, что любовь эта изрядно подернута гроздями осени, тонкой серебряной паутинкой накинутой на уже готовые забагроветь листья…

Как резко день пошел на убыль!
Под осень каждый луч милей...
Грустят серебряные трубы
Прощающихся журавлей.

Как резко жизнь пошла на убыль!
Под осень дорог каждый час...
Я так твои целую губы -
Как будто бы в последний раз...

Каплер умирает первым. В 1979 году. Юлия тяжело скорбит о потере, но живет, сражается. Она на гребне борьбы в том импульсивном и «шатающемся» 1989 году, когда правда хлынула из всех щелей. Юлия была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года. На вопрос, зачем она баллотировалась, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».

Но не все так просто. Некогда могучая страна падает в бездну. И Юлия этого пережить не может. Она забирается в свой гараж, включает двигатель автомобиля... Случилось это 21 марта 1991 года. А нам остались ее стихи.

Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой -
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -
Все иным покажется сейчас...
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас.

(Н. Н. В.)

"Не позволяй страстям своим
переступать порог воли твоей.
- Но Аллах мудрее..."

(Тысяча и одна ночь)

Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный
Всe расширяющимися кругами...

Та глубока - вода, и та темна - вода...
Душа на все века - схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!

Целому морю - нужно все небо,
Целому сердцу - нужен весь Бог.

"То - вопреки всему - Англия..."

Пахнуло Англией - и морем -
И доблестью. - Суров и статен.
- Так, связываясь с новым горем,
Смеюсь, как юнга на канате

Смеется в час великой бури,
Наедине с господним гневом.
В блаженной, обезьяньей дури
Пляша над пенящимся зевом.

Упорны эти руки, - прочен
Канат, - привык к морской метели!
И сердце доблестно, - а впрочем,
Не всем же умирать в постели!

И вот, весь холод тьмы беззвездной
Вдохнув - на самой мачте - с краю -
Над разверзающейся бездной
- Смеясь! - ресницы опускаю...

Что меня к тебе влечет -
Вовсе не твоя заслуга!
Просто страх, что роза щек -
Отцветет.

Ты на солнечных часах
Монастырских - вызнал время?
На небесных на весах -
Взвесил - час?

Для созвездий и для нас -
Тот же час - один - над всеми.
Не хочу, чтобы зачах -
Этот час!

Только маленький часок
Я у Вечности украла.
Только час - на
Всю любовь.

Мой весь грех, моя - вся кара.
И обоих нас - укроет -
Песок.

"я в темноте ничего не чувствую:
что рука - что доска".

Да, друг невиданный, неслыханный
С тобой. - Фонарик потуши!
Я знаю все ходы и выходы
В тюремной крепости души.

Вся стража - розами увенчана:
Слепая, шалая толпа!
- Всех ослепила - ибо женщина,
Всe вижу - ибо я слепа.

Закрой глаза и не оспаривай
Руки в руке. - Упал засов. -
Нет - то не туча и не зарево!
То конь мой, ждущий седоков!

Мужайся: я твой щит и мужество!
Я - страсть твоя, как в оны дни!
А если голова закружится,
На небо звездное взгляни!

- "А впрочем. Вы ведь никогда
не ходите мимо моего дому..."


Мой путь не лежит мимо дому - ничьего.

А всe же с пути сбиваюсь,
(Особо весной!)
А всe же по людям маюсь,
Как пес под луной.

Желанная всюду гостья!
Всем спать не даю!
Я с дедом играю в кости,
А с внуком - пою.

Смешно от щедрот незваных
Мне ваших, купцы!
Сама воздвигаю за ночь -
Мосты и дворцы.

(А что говорю, не слушай!
Всe мелет - бабье!)
Сама поутру разрушу
Творенье свое.

Хоромы - как сноп соломы - ничего!
Мой путь не лежит мимо дому - твоего.

Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки -
Божественное равнодушье.

А юноша греметь с трибуны
Устал. - Все молнии иссякли. -
Лишь изредка на лоб мой юный
Слова - тяжелые, как капли.

Луна как рубище льняное
Вдоль членов, кажущихся дымом.
- Как хорошо мне под луною -
С нелюбящим и нелюбимым.

"День - для работы, вечер - для беседы,
а ночью нужно спать."

Нет, легче жизнь отдать, чем час
Сего блаженного тумана!
Ты мне велишь - единственный приказ! -
И засыпать и просыпаться - рано.

Пожалуй, что и снов нельзя
Мне видеть, как глаза закрою.
Не проще ли тогда - глаза
Закрыть мне собственной рукою?

Но я боюсь, что все ж не будут спать
Глаза в гробу - мертвецким сном законным.
Оставь меня. И отпусти опять:
Совенка - в ночь, бессонную - к бессонным.

В мешок и в воду - подвиг доблестный!
Любить немножко - грех большой.
Ты, ласковый с малейшим волосом,
Неласковый с моей душой.

Червонным куполом прельщаются
И вороны, и голубки.
Кудрям - все прихоти прощаются,
Как гиацинту - завитки.

Грех над церковкой златоглавою
Кружить - и не молиться в ней.
Под этой шапкою кудрявою
Не хочешь ты души моей!

Вникая в прядки золотистые,
Не слышишь жалобы смешной:
О, если б ты - вот так же истово
Клонился над моей душой!

На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты - каменный, а я пою,
Ты - памятник, а я летаю.

Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности - ничтожен.
Но птица я - и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.

Когда отталкивают в грудь,
Ты на ноги надейся - встанут!
Стучись опять к кому-нибудь,
Чтоб снова вечер был обманут.

С канатной вышины
Швыряй им жемчуга и розы.
...... друзьям твоим нужны -
Стихи, а не простые слезы.

Сказавший всем страстям: Прости -
Прости и ты.
Обиды наглоталась всласть.
Как хлещущий библейский стих,
Читаю я в глазах твоих:
"Дурная страсть!"

В руках, тебе несущих есть,
Читаешь - лесть.
И смех мой - ревность всех сердец! -
Как прокаженных бубенец -
Гремит тебе.

И по тому, как в руки вдруг
Кирку берешь - чтоб рук
Не взять (не те же ли цветы?),
Так ясно мне - до тьмы в очах! -
Что не было в твоих стадах
Черней - овцы.

Есть остров - благостью Отца, -
Где мне не надо бубенца,
Где черный пух -
Вдоль каждой изгороди. - Да. -
Есть в мире - черные стада.
Другой пастух.

Да, вздохов обо мне - край непочатый!
А может быть - мне легче быть проклятой!
А может быть - цыганские заплаты -
Смиренные - мои

Не меньше, чем несмешанное злато,
Чем белизной пылающие латы
Пред ликом судии.

Долг плясуна - не дрогнуть вдоль каната,
Долг плясуна - забыть, что знал когда - то
Иное вещество,

Чем воздух - под ногой своей крылатой!
Оставь его. Он - как и ты - глашатай
Господа своего.

Суда поспешно не чини:
Непрочен суд земной!
И голубиной - не черни
Галчонка - белизной.

А впрочем - что ж, коли не лень!
Но всех перелюбя,
Быть может, я в тот черный день
Очнусь - белей тебя!

"Я не хочу - не могу -
и не умею Вас обидеть."

Так из дому, гонимая тоской,
- Тобой! - всей женской памятью, всей жаждой,
Всей страстью - позабыть! - Как вал морской,
Ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан.

О вспененный высокий вал морской
Вдоль каменной советской Поварской!

Над дремлющей борзой склонюсь - и вдруг -
Твои глаза! - Все руки по иконам -
Твои! - О, если бы ты был без глаз, без рук,
Чтоб мне не помнить их, не помнить их, не помнить!

И, приступом, как резвая волна,
Беру головоломные дома.

Всех перецеловала чередом.
Вишу в окне. - Москва в кругу просторном.
Ведь любит вся Москва меня! - А вот твой дом...
Смеюсь, смеюсь, смеюсь с зажатым горлом.

И пятилетний, прожевав пшено:
- "Без Вас нам скучно, а с тобой смешно"...

Так, оплетенная венком детей,
Сквозь сон - слова: "Боюсь, под корень рубит -
Поляк... Ну что? - Ну как? - Нет новостей?"
- "Нет, - впрочем, есть: что он меня не любит!"

И, репликою мужа изумив,
Иду к жене - внимать, как друг ревнив.

Стихи - цветы - (И кто их не дает
Мне за стихи?) В руках - целая вьюга!
Тень на домах ползет. - Вперед! Вперед!
Чтоб по людскому цирковому кругу

Дурную память загонять в конец, -
Чтоб только не очнуться, наконец!

Так от тебя, как от самой Чумы,
Вдоль всей Москвы - ....... длинноногой
Кружить, кружить, кружить до самой тьмы -
Чтоб, наконец, у своего порога

Остановиться, дух переводя...
- И в дом войти, чтоб вновь найти - тебя!

Восхищенной и восхищeнной,
Сны видящей средь бела дня,
Все спящей видели меня,
Никто меня не видел сонной.

И оттого, что целый день
Сны проплывают пред глазами,
Уж ночью мне ложиться - лень.
И вот, тоскующая тень,
Стою над спящими друзьями.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что - невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите всe мое добро,
Скажите - или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке - лишь горстка пепла!

И это всe, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всe, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр - мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, - малы мои слова! -
Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами
С другим в руке - окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
И эту честь последнюю поправ,
Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена - березкой на лугу

Сей столб встает мне, и не рокот толп -
То голуби воркуют утром рано...
И всe уже отдав, сей черный столб
Я не отдам - за красный нимб Руана!

Ты этого хотел. - Так. - Аллилуйя.
Я руку, бьющую меня, целую.

В грудь оттолкнувшую - к груди тяну,
Чтоб, удивясь, прослушал - тишину.

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:
- Мое дитя становится послушным!

Не первый день, а многие века
Уже тяну тебя к груди, рука

Монашеская - хладная до жара! -
Рука - о Элоиза! - Абеляра.

В гром кафедральный - дабы насмерть бит
Ты, белой молнией взлетевший бич!

Сей рукой, о коей мореходы
Протрубили на сто солнц окрест,
Сей рукой, в ночах ковавшей - оды,
Как неграмотная ставлю - крест.

Если ж мало, - наперед согласна!
Обе их на плаху, чтоб в ночи
Хлынувщим - веселым валом красным
Затопить чернильные ручьи!

И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,

Стан разгибая над строкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз.

Что самодержцем Вас признав на веру,
- Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,
Без Вас мне не был пуст!

Что по ночам, в торжественных туманах,
Искала я у нежных уст румяных -
Рифм только, а не уст.

Возмездие за то, что злейшим судьям
Была - как снег, что здесь, под левой грудью
Вечный апофеоз!

Что с глазу на глаз с молодым Востоком
Искала я на лбу своем высоком
Зорь только, а не роз!

Не так уж подло и не так уж просто,
Как хочется тебе, чтоб крепче спать.
Теперь иди. С высокого помоста
Кивну тебе опять.

И, удивленно подымая брови,
Увидишь ты, что зря меня чернил:
Что я писала - чернотою крови,
Не пурпуром чернил.

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Возьмите всe, мне ничего не надо.
И вывезите в..................................
Как за решетку розового сада
Когда - то Бог - своей рукою - ту.

Возьмите все, чего не покупала:
Вот.................. и....... и тетрадь.
Я все равно - с такой горы упала,
Что никогда мне жизни не собрать!

Да, в этот час мне жаль, что так бесславно
Я прожила, в таком глубоком сне, -
Щенком слепым! - Столкнув меня в канаву,
Благое дело сотворите мне.

И вместо той - как......................
Как рокот площадных вселенских волн -
Вам маленькая слава будет - эта:
Что из - за Вас...... - новый холм.

СМЕРТЬ ТАНЦОВЩИЦЫ

Вижу комнату парадную,
Белизну и блеск шелков.
Через всe - тропу громадную
- Черную - к тебе, альков.

В головах - доспехи бранные
Вижу: веер и канат.
- И глаза твои стеклянные,
Отражавшие закат.

Я не танцую, - без моей вины
Пошло волнами розовое платье.
Но вот обеими руками вдруг
Перехитрeн, накрыт и пойман - ветер.

Молчит, хитрец. - Лишь там, внизу колен,
Чуть - чуть в краях подрагивает. - Пойман!
О, если б Прихоть я сдержать могла,
Как разволнованное ветром платье!

Глазами ведьмы зачарованной
Гляжу на Божие дитя запретное.
С тех пор как мне душа дарована,
Я стала тихая и безответная.

Забыла, как речною чайкою
Всю ночь стонала под людскими окнами.
Я в белом чепчике теперь - хозяйкою
Хожу степенною, голубоокою.

И даже кольца стали тусклые,
Рука на солнце - как мертвец спеленутый.
Так солон хлеб мой, что нейдет, во рту стоит,
А в солонице соль лежит нетронута...

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Темы

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • Главная темакрасота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Идея

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В губернии созывались ополченцы. Немедленно собрать ополчение. Во всех городах, селах и деревнях губернии были сформированы караулы. Тамбов – армейский тыл. Тамбовский край. Кайсаров Паисий Сергеевич (1783–1844), генерал. История сохранила свидетельство о подвиге унтер-офицера Егора Митрофанова. Отношения с мирным населением были очень дружелюбные. Потемкин Яков Алексеевич (1781–1831), генерал-лейтенант.

«Война Наполеона с Россией» - Генерал от кавалерии Раевский Николай Николаевич. Битва под Малоярославцем. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц. Семеновские флеши. Разорённая старая смоленская дорога. Тарутинский манёвр. «Великая армия» (выражение Наполеона). Отступление французов из Москвы. Пожар Москвы. Последствия Отечественной войны были огромны для самой России. Светлейший князь Смоленский. Генерал-лейтенант Тучков Николай Алексеевич.

«Игра по войне 1812» - Записки кавалерист-девицы. Назовите героя. Функция. Бытует мнение. Памятники архитектуры. Положительно русская «Илиада». Ночь дрожит. Герои и военачальники. Секрет. Храм Христа Спасителя. 25 декабря 1812. Портрет М. И. Кутузова. Произведение. Хроника войны. Смекалка. Армия и вооружение. Грот «Руины». Московский Манеж. В.А.Жуковский. Памятники. Окончание Отечественной войны 1812 года. Интерактивная таблица.

«Отечественная война 1812» - Руководитель Петербургского, а затем Московского ополчения. Начался распад империи Наполеона. Храм Христа Спасителя. Огромный ущерб Наполеону наносит партизанское движение. Целый день битва длилась с переменным успехом. Решающими стали слова Кутузова «Пока цела армия, цела и Россия». Русские войска отступали к Москве. Было решено оставить Москву. Героям войны 1812года построены памятники. Триумфальная арка.

«Великая война 1812» - Назовите автора стихов песни. Назовите дату битвы при Малоярославце. Храм Христа Спасителя в Москве. Сражение состоялось 12 октября 1812. Назовите дату выхода манифеста Александра I об окончании войны. Участник многих войн. Когда состоялось совещание в Филях. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Предводитель партизанского отряда в Отечественной войне. Личности Отечественной войны. Михаил Богданович Барклай-де-Толли.

«Оставление Москвы Наполеоном» - Потеряв до 4-х тысяч солдат и 38 пушек, Мюрат отступил к Москве. Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Нехватка продовольствия Отказ в мирных переговорах Зима, холод (ослабленная армия). Москва освобождена от французов. Москву Наполеон назвал не военной, но политической позицией.