Великая греческая колонизация вслед за Средиземноморьем продолжалась на северном и восточном берегах Черного моря. На рубеже VII-VI вв. до н. э. греки основали здесь города-колонии. В V в. до н. э. греческие города-государства, расположенные по обе стороны Керченского пролива (его называли тогда Боспор Киммерийский), объединились. Созданное в результате объединения государство получило название Боспорского царства. Оно просуществовало около тысячи лет.

В Причерноморье греки жили в тесном окружении местных народов - , . Это соседство способствовало взаимному влиянию культур. Боспорское государство позаимствовало некоторые черты политического устройства соседних народов: боспорские правители, традиционно именовавшие себя архонтами, для подвластных народов являлись царями, обладавшими единоличной властью.
Историк, исследователь Античности М. И. Ростовцев писал: «Боспорское царство было не просто незначительным скоплением греческих городов, затерявшихся на берегах Боспора Киммерийского, оно создало интересный и оригинальный стиль жизни. Здесь прозорливо ввели полугреческий образ правления, который сохранил государство единым в течение столетий... Это государство обеспечивало греческий мир дешёвыми и обильными запасами пищи. Оно превратило обширную полосу степей в обработанные поля. Боспор охранял Чёрное море от пиратов. Он связал греческий мир с Центральной Азией. Он создал впечатляющее искусство, добившееся успехов. Боспор - один из наиболее ранних примеров удивительно животворной силы Греции».

Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько. К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.

Греки посещали эти места с торговыми целями и создавали здесь сначала временные, а потом постоянные торговые пункты - эмпории. Основав их, греческие поселенцы начинали торговать с местными племенами. Причерноморье манило выходцев из Эллады в первую очередь хлебом, в котором постоянно ощущался недостаток у них на родине.

    Железо дало человеку орудия такой твёрдости и остроты, которым не мог противостоять ни один из известных до этого материалов. Применение изделий из железа резко повысило производительность труда человека. Особенно это было заметно в земледелии и ремесленном производстве.

    Соседями скифов на востоке в VI-V веках до нашей эры были родственные им племена сарматов. Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры.

    Официальная версия начала древнегреческой колонизации:

    Причин начала переселения древних греков на побережье Чёрного моря, или великой греческой колонизации было несколько. К ним можно отнести прежде всего рост населения в ряде полисов, нехватку земли, продовольствия. Оказавшиеся безземельными греческие граждане покидали родные места в поисках счастья на чужбине.
    Ещё одна причина массовых отъездов была связана с борьбой между различными группами населения за власть. Проигравшие в этой борьбе вынуждены были покидать родину, переселяться в чужие края.
    Как правило, к отъезду из Греции люди готовились заблаговременно: намечали маршрут, запасались пищей и всем необходимым. Остальные горожане оказывали помощь отъезжающим, так как были заинтересованы в избавлении от всех голодных и недовольных. Они помогали снарядить корабль, снабжали запасом пищи и воды, выделяли охрану на случай нападения пиратов. Оказывая помощь землякам, отправляющимся в чужие края, горожане также рассчитывали на установление с ними торговых связей в будущем.

    Ко времени основания греческих поселений в Причерноморье греки уже имели некоторые знания об этом районе. Этому способствовали эпизодические посещения ими черноморских берегов в предшествующую эпоху, что нашло отражение в мифах, часть которых, несомненно, относится еще ко II тысячелетию до н. э. Следы знакомства греков с северным побережьем Черного моря сохранились и в гомеровском эпосе: некоторые исследователи относят к берегам Северного Причерноморья часть плаваний героя Одиссея.

    Все крупнейшие греческие города Северного Причерноморья были расположены на побережье моря или лиманов, в удобных в стратегическом и географическом отношении местах. Планировка городского ансамбля находилась в тесной связи с рельефом местности.

    Ольвия
    Ольвия, находившаяся на правом берегу Бугского лимана, в плане имела трапециевидное очертание (рис. 1), ограниченное с суши глубокими естественными балками.

    1. Ольвия. План (с указанием мест раскопок Б. В. Фармаковского)

    Ольвия. Современный вид

    Херсонес
    Херсонес был распланирован на полуострове, и поэтому городская площадь следовала его контурам

    Херсонес. План города и крепостные ворота, III в. до н.э. (над ними проем римского времени)

    в натуральную величину

    Херсонес. Современный вид

    Пантикапей

    Композиционным центром городского ансамбля Пантикапея, расположенного в глубокой бухте Керченского пролива, являлась высокая гряда, возвышавшаяся над местностью. На ней располагался акрополь. Город террасами опоясывал холм (Митридат) и спускался на равнинную часть.

    Пантикапей. Современный вид.

    Фанагория

    Фанагория в плане имела вид неправильного четырехугольника

    Фанагория. Современный вид

    Танаис
    Танаис - почти квадрат.

    Танаис. Современный вид

    Довольно часто можно наблюдать расположение городов на двух террасах. Примером тому могут служить Ольвия, боспорские города Фанагория, Кепы и др.

    Кепы

    больше информации

    Тиритака

    Оригинал

    план-схема городища Тиритака

    Тиритака. Современный вид

    Раскопки древнегреческого городища Тиритака

    Мирмекий

    Мирмекий. Современный вид

    Территория городов была сравнительно невелика. Ольвия в пору своего расцвета занимала площадь около 50 га, Херсонес - примерно 40 га, Фанагория - около 50 га, Кепы - 20-25 га.

    Города обносились стенами. Остатков древнейших городских стен открыто очень мало. Это стены боспорских городов Тиритаки и Пантикапея. Пантикапейские стены были сложены из полигональных или тесаных блоков, образующих два панциря. Пространство между ними заполняли огромные каменные глыбы. Стены Тиритаки были сооружены из сырцового кирпича на каменном фундаменте в начале V в. до н.э. Интересно, что они были построены в промежутках между отдельными домами и потому имели характер простой ограды. Позднее, в IV-III вв. до н.э., первоначальные стены Тиритаки были укреплены (рис. 3). О стенах с башнями, окружавших Ольвию в начале V в. до н.э., мы знаем только по сообщению Геродота.

    Цель урока: изучить греческую колонизациюна берегах Средиземного и Чёрного морей.

    Задачи:

    • Ознакомить учащихся с названиями греческих колоний и их расположением.
    • Проанализировать причины основания колоний древними греками.
    • Повторить термины: колония, колонизация, метрополия, демос.
    • Сравнить образ жизни древних греков и местных жителей.

    Тип урока:

    Комбинированный. Одновременно с усвоением нового материала – "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" – идёт повторение пройденных ранее тем – "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу", "Финикийские мореплаватели" и "Греческие колонии".

    Место в общем курсе истории:

    Данный урок является частью раздела "Древняя Греция" и материал урока далее будет раскрываться в темах главы "Возвышение Афин в V веке до н. э."

    Структура урока:

    1. Сценка по теме: "Почему греки покидали свою родину?";
    2. Повторение: ответы учащихся на вопросы учителя;
    3. Совместная работа учителя с учащимися: словарь и "Линия времени";
    4. Совместная работа учителя с учащимися: карта;
    5. Совместная работа учителя с учащимися: иллюстрация и текст в учебнике;
    6. Инструктаж домашнего задания.

    Наглядные пособия:

    1. Термины на доске (закрытые);
    2. Карта на доске;
    3. Иллюстрации в учебнике Годера «История Древнего мира» и на доске;
    4. Атлас для 5 класса по истории Древнего мира;

    Методы:

    1. метод драматической интриги – двое учеников разыгрывают сценку перед классом, целью которой является: заинтересовать учащихся и настроить аудиторию на восприятие новой информации;
    2. метод сравнительного анализа – учащиеся сравнивают образ жизни и занятия древних греков и местных племён (скифов);
    3. объяснительно-иллюстративный метод – работа класса с картами и иллюстрациями в учебнике;
    4. метод диалога – беседа как метод повторения и ознакомления с новым материалом;

    На доске:

    1. Тема урока и дата;
    2. Карта;
    3. "Линия времени";
    4. Термины (с начала урока закрытые): колония, метрополия, знать, демос, пираты, Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

    Учитель: Наш урок сегодня пройдёт как беседа. Мне будут помогать помощники – актёры. А весь класс, пользуясь своими знаниями по истории Древней Греции и Кубановедению, поможет мне рассказать новую тему. Посмотрите на доску. Прочтите название темы. Повторим ранее изученное. Пользуйтесь знаниями, полученными не только на уроках истории, но и кубановедения (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – колония, колонизация, метрополия).

    – Вспомните и дайте определение, что такое "колония", "колонизация"?

    – Как называется страна, владеющая колонией?

    – Какое государство – метрополию , кроме Греции, вы можете назвать?

    Учащиеся отвечают.

    Теперь наши актёры разыграют перед нами действие, значение которого разгадают только внимательные учащиеся. Благодаря нашим актёрам, мы с вами заглянем в Древнюю Грецию, и соприсутствуем во время важного разговора. Вы же внимательно слушайте и не упускайте ни единого слова. Только внимательные смогут ответить на мои вопросы.

    Сценка "Почему греки покидали свою родину?": Перед классом двое учащихся в древнегреческих хитонах и произносят диалог:

    Первый актёр:

    – Надо же что за несчастье! Не хватает нам хлеба! Вся плодородная земля принадлежит знати, а мы – простые греки, всё больше и больше залазим в долги и голодаем!

    Второй актёр:

    – Ничего не поделаешь, нужно нам, демосу, покидать родину. И от знати подальше и от долгов. А там, на чужбине смотри, и найдём плодородную землю, пригодную для земледелия.

    Первый актёр:

    – Правильно ты говоришь, друг. Лучше не ждать, пока нас покарает знать, пришедшая к власти. Спокойно подготовимся и снарядим корабли. Другие недовольные греки тоже согласятся и поплывут с нами.

    Второй актёр:

    – Да! и ещё необходимо снарядить военный корабль! А то…

    Учитель: Но тут наших греков прерывают и они уходят.

    А теперь, вопросы по сценке, свидетелями которой мы стали (по мере ответов учащихся, учитель открывает термины на доске – демос, знать, пираты . (Повторение и работа со словарём).

    – Назовите причины: почему греки основывали колонии? Чем были недовольны греки?

    – Что такое "демос"?

    – Что такое "знать"?

    – Подумайте и самостоятельно закончите оборванную фразу второго актёра. Зачем был нужен грекам военный корабль?

    Учащиеся отвечают.

    Учитель:

    Термин и определение – "ПИРАТЫ" – записываем в словарь (определение учащиеся находят в учебнике, на полях изучаемого параграфа).

    – Чем занимались колонисты?

    – Почему их товары были желанной добычей для пиратов?

    Учащиеся отвечают.

    Работа с картой: Учащейся работает с картой у доски, остальные – на местах с учебником.

    Образование греческих колоний в 8-6 веках до н. э.

    – Определите, где греки основали большее число колоний? На берегах, каких морей?

    Работа учащегося у доски – показывает берега названных морей, колонии, столицу Боспора.

    – Назовите колонии на берегах Чёрного моря. Их современное название.

    – Назовите государство, которое образовалось при объединении этих колоний.

    – Назовите столицу Боспорского царства.

    Учащиеся отвечают .

    Учитель (по мере ответов учащихся) открывает термины – названия колоний: Горгиппия, Гермонасса, Фанагория, Боспорское царство, Пантикапей.

    Работа с "Линией времени":

    Учитель: Известно, что греки основали первые колонии на берегах Чёрного моря в VI веке до нашей эры. А уже в V веке до н. э. возникло Боспорское царство.

    Учащийся показывает даты на "Линии времени", расположенной на доске. Остальные работают в тетради.

    Учитель:

    – Мог ли архонт Афин Солон во время путешествий побывать в Боспорском царстве? (Работа с датами и хронологией).

    Учитель:

    – Предположите, почему греки основывали колонии по берегам морей?

    – Как вы думаете, мирно или враждебно воспринимали греков скифы? Почему?

    Учащиеся отвечают.

    Работа с учебником (иллюстрация на стр. 145).

    Греческая колония на северных берегах Чёрного моря.

    – Подумайте, какой образ жизни вели греки на чужбине? В каких богов верили, какие дома строили?

    – Пользуясь картой, предположите, как называлась эта колония? Найдите её на карте. Работа учащегося у доски – показывает названную колонию на карте.

    Учащиеся отвечают.

    Работа с учебником (текст на стр. 148).

    – Найдите на карте город Танаис.

    Работа учащегося у доски – показывает на карте Танаис.

    Учитель:

    – Опишите одежду грека и скифа.

    – Могли ли греки и скифы перенимать традиции и одежду друг друга? Почему?

    – Чем именно Трифон был похож на грека, а чем на скифа?

    Учащиеся отвечают.

    Заключение.

    Учитель: Подведём итог занятию:

    – что нового мы прошли сегодня на уроке?

    – а, что вы уже знали и только повторили сегодня?

    – какой новый термин записали в словарь?

    – что выяснили, благодаря работе с "Линией времени"?

    – почему греки и скифы жили мирно друг с другом?

    – какие порядки и традиции сохраняли греки в своих колониях?

    – а, что заимствовали греки у своих соседей?

    Учащиеся отвечают.

    Инструктаж по д/з: почитать параграф "Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей" № 32. Рассмотреть на страницах учебника и атласа греческие колонии, сделать контурную карту "Греческая колонизация". Ответить на вопросы к параграфу. Выучить новый термин.

    Дата: 27.01.2017

    Предмет: история

    Тема:

    Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Технологии: проблемно-поисковая, информационно-коммуникативная

    Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

    Цели: дать представление о причинах и последствиях греческой колонизации; формировать умение использовать текст исторического источника при ответе на вопросы по изучаемой теме; развивать навыки чтения исторической карты и работы с контурной картой.

    Планируемые результаты:

    Предметные: читать историческую карту, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения колонизации греков; характеризовать важные факты истории Древней Греции, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.

    Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

    Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

    Оборудование: схема «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.»; проектор; мультимедийная презентация.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Ход урока

    I . Организационный момент.

    II . Мотивационно-целевой этап.

    Афинский мыслитель Сократ шутливо утверждал, что греки расселились вокруг моря, как лягушки вокруг болота. Что он имел ввиду, мы узнаем на нашем уроке.

    Рассмотрите карту «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.».

    В те времена, когда в Греции возникали города-государства, тысячи людей уезжали за море, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

    Как вы думаете, почему?

    Вспомните, что такое колония.

    Какой народ Древнего Востока основывал колонии и с какой целью?

    Тема нашего урока: «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей».

    (Презентация).

    План урока:

    Проблемный вопрос. Почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называют великой?

    III . Работа по теме урока.

    1. Почему греки покидали родину.

    Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города-государства – полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Так почему греки покидают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны? А пусть они сами расскажут нам об этом.

    В дальний путь отправлялись из разных городов. Представьте, что вы оказались, к примеру, в Коринфе – богатом торговом городе, расположенном на перешейке, отделяющем Пелопонесс от Средней Греции. Здесь собралось несколько сотен отъезжающих. Они знакомятся друг с другом, расспрашивают о причинах, по которым каждый покидает родину.

    Я бедный крестьянин, - говорит один. – В нашей долине лучше меня никто не умеет пахать землю. Но что толку! Участок мой высоко в горах, знать в долине захватила власть. Сколько ни работай, а из нужды не выберешься. Часто приходится голодать. Быть может, на чужбине я найду свое счастье.

    Тут его перебивает второй:

    У меня дела похуже твоих. Как поставили мне на участке долговой камень, лишился я покоя и потерял сон. День работаешь, а ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь: не стать бы рабом-должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где сколько хочешь земли и она пожирнее, чем на берегах Нила!

    Тут к разговаривающим крестьянам подходят двое хорошо одетых греков.

    Кто вы такие? – спрашивают их. – Не похоже, чтобы голод или долги гнали вас из дома.

    Вы угадали, - отвечает один из них. – Мы торговцы и живем здесь, в Коринфе. Верные люди рассказывали, что в заморских странах охотно меняют пшеницу и рабов на греческие товары: расписные вазы, шерстяные ткани, оружие, виноградное вино и оливковое масло. Мы поплывем с вами. Морская торговля полна опасностей, но, может быть, она обогатит нас.

    В разговор вмешиваются два брата, оба ткачи-ремесленники, прежде работавшие на одном из островов Эгейского моря. Они рассказывают:

    Нам пришлось навсегда покинуть родной город. Мы подняли народ на борьбу против знати. Началось восстание, но аристократы одержали верх, на первом же корабле вместе с другими вожаками демоса мы бежали.

    Один из присутствующих хмуро молчит и не вмешивается в разговор.

    Кто ты? – наконец спрашивают его. – По твоей одежде и виду ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединиться к отъезжающим?

    Вы не ошиблись, - отвечает этот человек. – Я происхожу из древнего знатного рода. Я был правителем в своем городе. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом, полный дорогой утвари и рабов. Преданный слуга сообщил, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял».

    Так разговаривали между собой эти очень разные люди.

    Теперь вы можете ответить на вопрос: кто и по каким причинам покидал Грецию в VIII - VI вв. до н.э.?

    (Составление схемы)

    Кто покидал Грецию?

    Голодные и нищие люди, бедняки, задолжавшие знати, крестьяне, потерявшие свои участки, и т.д.

    Люди, вынужденные стать изгнанниками: аристократы из городов, где к власти пришел демос, вожаки демоса из городов, где победила знать.

    Купцы, желавшие разбогатеть на заморской торговле.

    Почему покидал?

    Острая нехватка земель из-за перенаселения полисов.

    Угроза голода.

    Стремление греков развивать свою торговлю и ремесло.

    Борьба между демосом и знатью.

    2. В каких местах греки основывали колонии.

    Подготовка к отплытию длилась целый месяц. На корабли брали все необходимое для дальнего плавания: провизию, товары. Город, который покидали греки, выделял им охрану на случай нападения пиратов. Море бывало то приветливым и ласковым, то грозным. Особенно трудно было плавание по Черному морю, которое греки долгое время называли «негостеприимным». В самом деле, из-за больших глубин греческие мореходы не могли в случае внезапно налетевшего шторма остаться на якоре на безопасном расстоянии от берега. Также не могли они быстро укрыться в гавани или спрятаться от ветра и волн за остров, как в Греции. Много дней грекам приходилось плыть, чтобы достичь желанного берега, так как средняя скорость торгового судна была невелика и равнялась 9-10 км/ч. Но еще страшнее была встреча с пиратами.

    Рассмотрите на стр. 152 колонию греков. На рисунке изображены торговый и военный греческие корабли. Опишите их от имени купца и от имени военного.

    (Примерный ответ.

    Купец. Наш торговый корабль предназначается для перевозки грузов и потому вместительнее военного. Но он обладает только парусным движителем: для гребцов на корабле нет места.

    Военный: Наш корабль вооружен тараном, изготовленным из куска дерева, покрытого сверху медной обшивкой, или имевшим литой металлический наконечник.)

    Военный корабль по сравнению с торговым был более обтекаемой формы и передвигался под веслами и парусом. В боевой обстановке парус мешал маневрировать и его убирали.

    Именно на таких кораблях греки пересекали Средиземное и Черное моря.

    Работая с картой «Образование греческих колоний в VIII - VI вв. до н.э.», определите направления греческой колонизации.

    (По ходу выполнения задания составляется схема.)

    Основные направления греческой колонизации:

    Северо-Западное Средиземноморье

    Северная Африка

    Южные Апеннины

    Малая Азия

    Северное Причерноморье

    Отправляясь в путь, переселенцы обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, садились на суда с женами и детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и засевали поля.

    Иногда целые города бросали старые места и переселялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокию, то фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа, сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под власть персов!» - и отплыли в западные моря.

    В бухтах, удобных для стоянки галер (гребных военных кораблей), переселенцы высаживались, ломали известнк, обносили прочной стеной лагерь, разбитый на ближайшем холме, затем, горячо помолившись Зевсу, принимались пахать деревянным плугом удивительно жирную землю необычного цвета.

    Со скалистых вершин с опаской следили за чужаками одетые в шкуры зверей молчаливые туземцы. Греки приближались к ним, вскинув над головой оливковую ветвь – символ мира, - и меняли свои изделия на зерно, скот, кожу и шерсть. Когда удавалось, захватывали силой не только товар, но и самих владельцев товара. Так появились у Черного моря греческие города.

    Как складывались отношения греков-колонистов с местным населением?

    Что привозили из колоний греческие купцы?

    На что меняли свои товары греческие купцы?

    (Составляется схема.)

    Продавали: оливковое масло, вино, оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора.

    Покупали: пшеница, рабы, мед, шкуры животных, скот.

    3. Греки и скифы на северных берегах Черного моря.

    Как складывалась отношения греков с соседними народами, проживавшими рядом с их полисами? Ответьте на этот вопрос, работая с текстом п. 3 § 32 и дополнительным материалом.

    Дополнительный материал.

    Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России

    (по рассказу Геродота).

    В земли скифов вторглось персидское войско во главе с «царем царей» Дарием I . Но скифы, не вступая в сражение, заманили врагов в глубь страны. Преследуя скифов, войско Дария дошло до реки Дон. Персы устали от беспощадной погони. Тогда Дарий отправил посла к скифскому царю с такими словами: «Зачем ты убегаешь? Вступи в сражение или признай меня своим владыкой!» Ответ скифов был таков: «Мы никуда не убегаем, мы лишь кочуем с нашими стадами. А с кем и когда сражаться решаем сами!» Время шло. И вот однажды скифский гонец привез «царю царей» странные дары: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Обрадовался Дарий, решил что скифы готовы сложить оружие и покориться: отдать и земли, и воды, и своих коней. Ведь птица быстра, как конь, лягушка живет в воде, а мышь – в земле. «Нет, царь, - возразил Дарию старый вельможа. – Я знаю скифов. Они хотят сказать нам: «Улетайте в небо, как птицы, заройтесь в землю, как мыши, спрячьтесь в болотах, как лягушки! Иначе богибните от наших стрел!» Понеся большие потери, войско персов двинулось назад. Так бесславно закончился этот поход.

    IV . Закрепление изученного материала.

    Итак, почему греческую колонизацию, в отличие от финикийской, называю великой?

    Что дала грекам колонизация?

    (На доске записываю последтсвия колонизации).

    1. Развиваются хозяйство, торговля и мореплавание.

    2. Растут богатства греческих городов.

    3. Греки приобретают новые знания.

    4. Греки осознают себя единым народом.

    5. Развиваются ремесла (в связи с возросшим спросом на ремесленные изделия).

    6. Растет число рабов-чужеземцев (за счет ввоза из колоний).

    Заполните контрольный лист самопроверки.

    1. Колония - это…

    2. Колонизация – это…

    3. Представители каких слоев населения и почему уезжали в колонии?

    4. Где греки основывали колонии?

    5. Чем торговали греки?

    V . Подведение итогов урока.

    Домашнее задание:

    § 32, вопросы к §, заполнить контурную карту.

    И карийцев из мест их торговли. Несомненно, еще в глубокой древности сидонские корабли с матросами, собранными с разных частей малоазийского приморья и соседних островов, уже плавали через Геллеспонт (Дарданеллы), основывали поселения на том маленьком море, которое называется теперь Мраморным, и вели прибыльную торговлю с дикими туземцами. Достоверно и то, что индийские и ассирийские товары провозились через Армению на южный берег Черного моря и что там были рынки для торговли ими. Но когда проникли на берега Черного моря греки, торговля там стала деятельнее и поселения их стали распространять культуру между варварским туземным населением.

    Греческие колонии. Карта

    Греческие колонии южного берега Чёрного моря

    Еще в начале VIII века, около 785 (756?) года до Р. X., милетские мореплаватели основали колонию на полуострове, вдающемся в Черное море на южном его берегу, неподалеку от устья реки Галиса. Очень может быть, что здесь до этого уже была ассирийская фактория, и что милетские торговцы приобрели ее покупкою или вообще какою-нибудь полюбовною сделкою. Как бы то ни было, но милетцы основали на полуострове подле мыса Сирия город Синоп; полуостров образовал и с западной и с восточной стороны хорошие гавани; а перешеек, соединявший его на юге с материком, был так узок, что легко было перегородить это место стеною, и она обеспечила колонию от набегов. Положение колонии Синоп было чрезвычайно удобно для торговли, и сама по себе местность была богатая: у берегов было много рыбы; при мягкости климата, превосходно росло оливковое дерево; соседние горы, покрытые густыми лесами, были богаты железом, а жившие дальше в горах воинственные туземцы приводили в город на продажу много пленных.

    И вообще в той части южного берега Чёрного моря географические условия были выгодными. Потому через тридцать лет после возникновения Синопа была основана дальше на восток, в богатой железом стране халибов, и другая греческая колония, Трапезунт (около 756, по другим данным – около 700 до Р. Х.). Одновременно с нею была основана на южном берегу Пропонтиды (Мраморного моря) для охранения черноморской торговли колония Кизик. Она была построена на круглом полуострове, который соединялся с материком лишь узким перешейком; впоследствии, через перешеек прокопали ров, и полуостров стал островом. Туземцы были покорены греками и возделывали нивы и виноградники своих господ, но не были обращены в рабство, а находились в состоянии, подобном крепостному.

    Греческие переселенцы из Кизика основали (около 700 г.) колонию на Проконнесе, одном из тех островов Пропонтиды, которые теперь называются Мраморными и по которым сама она называется Мраморным морем. Около того же времени безопасность прохода через Дарданеллы была упрочена для милетских кораблей построением двух укрепленных портовых городов на этом проливе – Абидоса и Пария; через несколько десятилетий был построен там третий город, сначала называвшийся Питиуссой («Сосновым городом»), впоследствии Лампсаком. В каппадокийских храмах «Сирийской богини» греки видели служительниц, иеродул, одетых в мужское платье и вооруженных, совершающих шумные обряды и военные танцы; из этого возникли у них легенды о том, что амазонки , с которыми сражались Геракл и Тесей , жили на Фермодоне.

    Кроме торговой предприимчивости, милетяне могли основывать свои колонии на севере и по другому мотиву: быть может, их переселенцы удалялись туда от войн, опустошавших запад Малой Азии. На эту мысль наводит дошедший до нас отрывок из военной элегии Каллина Эфесского, жившего около 730 года. Он убеждает греков бесстрашно биться для защиты «детей и молодых жен», обещает вечную славу тем, которые падут в битве. Мы видим из этого, что какие-то сильные враги нападали тогда на малоазийские колонии эллинов . Быть может, это были те скифские племена, треры и киммерийцы, которые не раз опустошали Малую Азию и раскидывали свой окруженный телегами стан на полях по Каистру. Они разрушили Синоп вскоре после того, как он был основан. Милетяне вновь построили эту колонию через 150 лет после разрушения.

    Греческие колонии Северного Причерноморья

    Греческие колонии южного берега Черного моря быстро богатели. Это ободрило милетян основать поселения на западном и на северном берегах его, у широких устий рек, где много рыбы, и на обширных, удобных для земледелия равнинах. Они построили (между 600 и 560 гг. до Р. Х.) в дельте Дуная колонии Истр, Томы, Одесс; на севере оттуда, в богатом рыбою лимане Днестра – Тирас (нынешний Аккерман). В северном углу Черного моря, где сближаются низовья Буга (Гипаниса) и Днепра (Борисфена), в которых много очень хорошей рыбы, греки среди роскошных нив и лугов основали Ольвию («Город Изобилия»). Они вывозили из этих колоний огромное количество вяленой, рыбы в сирийские и малоазийские города, и черноморская рыба стала там одним из главных видов пищи небогатых людей.

    Руины греческой колонии Ольвия

    Греческие колонисты перенесли свои легенды и в те далекие страны. Остров, лежащий перед устьями Дуная, стал у них островом Левкой («Белым островом»), на который был перенесен после своей смерти герой Троянской войны Ахилл и где он вел счастливую загробную жизнь. Полоса твердого песку на приморье к югу от Ольвии была, по мнению колонистов, стадией, на которой быстроногий герой занимался гимнастическими играми; и моряки молились ему, чтоб он дал им счастливое плавание. Скалистые берега и дикие нравы населения Таврического (Крымского) полуострова долго казались грекам опасными; но наконец они построили на восточном его берегу колонию Феодосию, а у входа в Меотиду (Азовское море), на таврическом берегу, Пантикапей (Керчь) с крепким акрополем; на другом берегу пролива, называвшегося у них Босфором Киммерийским, на мысе устья Гипаниса (Кубани), они основали колонию Φанагорию. Пантикапей стал одним из центров культа Деметры .

    Руины греческой колонии Пантикапея

    Отважные моряки, милетяне проникли даже из Чёрного моря в Азовское, которое они считали океаном своей мифологической космографии, – рекою, дающею начало всем водам земли. В устье Дона они основали колонию Танаис. Переселенцы из Танаиса двинулись в глубину страны и для облегчения торговли с кочевниками построили фактории Наварис и Эксополь. Таким образом, греки проникли в страну скифов , безбородых людей с мясистыми лицами и гладкими волосами, детей степи, рыскавших по ней на быстрых конях.

    Золотая и серебряная монеты из Пантикапея

    Греческие колонисты стали посещать войлочные шатры причерноморских номадов, кочевавших по степям со своими стадами, и покупали у них хлеб, пеньку, шкуры, меха, мед, воск. Вероятно, изумлялись эти «люди, питающиеся молоком», когда приезжали в богатые торговые греческие города Северного Причерноморья выменивать на свои товары посуду, оружие, ткани, наряды и видели великолепные дома, окруженные колоннадами храмы. Сношения с греческими колониями влагали в мысли этих дикарей некоторые начала культуры. Геродот рассказывает (IV, 76), что во времена Солона сын скифского царя, Анахарсис, проникнувшись любознательностью, приехал в Грецию, посетил Афины и заслужил у эллинов славу мудреца; но по возвращении на родину был убит своими соплеменниками, раздраженными его попыткою ввести у них культ матери богов, заимствованный им из Кизика.

    Северное Причерноморье в V-II вв. до Р. Х.

    Греческие колонии восточного берега Чёрного моря

    Наконец милетяне основали поселения и на восточном берегу Черного моря, в стране воинственных племен Кавказа. Они построили там города Фасис и Диоскурию, ставшие рынками товаров внутренней части Азии. Теперь все Черное море было охвачено греческими колониями. Торговля на нем получила очень большое развитие. Колонии деятельно обменивались товарами между собою и с Милетом. В колонии шли большие караваны из дальних стран: в Ольвию и Танаис они везли продукты Урала и Сибири, в Диоскурию металлы Армении, драгоценные камни, жемчуг, шелк, слоновую кость Индии. В середине VI-го века Милет был метрополией 75 или 80 греческих колоний, подобно ему энергичных; а некоторые из них даже превосходили его великолепием и богатством.