Пишу не для мгновенной славы -


Для развлеченья, для забавы,


Для милых, искренних друзей,


Для памяти минувших дней.


Алексей Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в Воронеже . Отец его, Василий Петрович, принадлежал к почтенному мещанскому роду, занимался прасольством, т. е. скупкой и продажей скота, слыл в своей округе зажиточным и честным торговцем. Отличаясь умом и практическими талантами, он едва умел читать и писать, мать, Парасковья Ивановна, была безграмотна. Из многочисленных братьев и сестер особое значение для Алексея имеет младшая сестра, Анисья. Семья жила по-старинному, патриархально. Когда сыну исполнилось девять лет, отец пригласил для обучения его грамоте семинариста. Мальчик обнаружил, очевидно, хорошие способности, смог поступить прямо в уездное училище, минуя приходское. Здесь оставаться долго отец ему не позволил. Спустя год и 4 месяца, К огда К ольцову было 12 лет он, недоокончив два класса, стал помощником отца . Непродолжительное пребывание в школе отразилось в дальнейшем. Кольцов до конца жизни вел борьбу с русским правописанием, с великим трудом владел прозаической речью и на каждом шагу чувствовал с глубокой болью свое невежество.





Ещё в школе у Алексея Васильевича развилась страсть к чтению. Один из товарищей — сын купца, снабжал его сказками и романами из библиотеки отца. Юный читатель особенно увлекся арабскими сказками и сочинением Хераскова «Кадм и Гармония». Памятником его благодарности товарищу осталось, по мнению Белинского, стихотворение «Ровеснику». Рядом с чтением шли прасольские занятия молодого Кольцова. Прасольство представляло немало опасностей и лишений, но имело также и свои привлекательные стороны. Скот скупался по южным степям, по Донской области, скупщикам приходилось неделями жить в степи, днями оставаться на коне, ночевать под открытым небом. Алексею Кольцову приходилось сталкиваться с разного рода людьми, ладить с ними, коротать досуги — в деревнях во время стоянки, на ночлегах в необозримой степи. Поэт мог близко войти в народную жизнь и народную душу, прислушаться к народной песне, проникнуться ее оригинальным складом и ее мотивами. Не обходилось, конечно, и без «сильных ощущений» во время этого знакомства. Так, однажды, Кольцову грозила опасность быть зарезанным в степи. На него озлобился один из работников или приказчиков, — и хозяину пришлось укрощать его злобу совместной попойкой. Но степь щедро награждала будущего поэта за все треволнения — чудной, могучей красотой, неисчерпаемой поэзией. В минуты вдохновения картины степных скитаний восстанут перед его воображением и вызовут песни, исполненные глубокого, сильного чувства .





В 1825 Кольцов приобрел на базаре сборник стихов И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с «русскими песнями» «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи, уверенный в том, что все стихи — песни, что все они поются, а не читаются. Возникло желание самому писать стихи, и Кольцов переложил в рифмованные строчки рассказ товарища о троекратно повторявшемся сне. Получилась поэма «Три видения», которую он впоследствии уничтожил. К этому времени Кольцов познакомился с книготорговцем Д. А. Кашкиным, человеком образованным и умным, любящим русскую словесность. Кашкин поощрял юного поэта, снабжал его руководством по сочинению стихов «Русская просодия», дает советы, правил его поэтические опыты, но главное - разрешает пользоваться своей библиотекой. В лавке Кашкина Кольцов знакомится с поэзией М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, И. Ф. Богдановича, а затем А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина. Юношеские опыты Кольцова («Разуверенье», «Плач», оба — 1829; «Земное счастие», 1830) литературны, вторичны, написаны в подражание популярной сентиментально-романтической поэзии. Однако проблески самобытного дарования ощутимы в «Путнике» и «Ночлеге чумаков» (1828).


К началу 1830-х Кольцов становится известным в культурном кругу Воронежа «стихотворцем-мещанином», «поэтом-прасолом». Он сближается с сыном сельского священника А. П. Серебрянским, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов, автором статьи «Мысли о музыке» и популярной некогда студенческой песни «Быстры как волны дни нашей жизни». Серебрянский относится к другу серьезно, помогает ему словом и делом. «Вместе с ним мы росли, вместе читали Шекспира, думали, спорили», — вспоминал Кольцов. Серебрянский прививает другу вкус к философскому мышлению, знакомит с профессорами семинарии П. И. Ставровым и А. Д. Вельяминовым. Появляются, предвестники будущих «дум» — стихи «Великая тайна», «Божий мир», «Молитва».





В 1827, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и чуткости. Юный поэт страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу донскому помещику в отдаленную казацкую станицу. Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пустился в степь на оказавшиеся безрезультатными поиски невесты . Неутешное горе Кольцов выразил в стихах «Первая любовь» (1830), «Измена суженой», «Последняя борьба» (оба — 1838) и особенно в проникновенной «Разлуке» (1840), положенная на музыку А. Л. Гурилевым, она стала популярным романсом.

Разлука

На заре туманной юности

Всей душой любил я милую:

Был у ней в глазах небесный свет,

На лице горел любви огонь.

Что пред ней ты, утро майское,

Ты, дуброва-мать зеленая,

Степь-трава - парча шелковая,

Заря-вечер, ночь-волшебница!

Хороши вы - когда нет ее,

Когда с вами делишь грусть свою,

А при ней вас - хоть бы не было;

С ней зима - весна, ночь - ясный день!

Не забыть мне, как в последний раз

Я сказал ей: Прости, милая!

Так, знать, бог велел - расстанемся,

Но когда-нибудь увидимся...

Вмиг огнем лицо все вспыхнуло,

Белым снегом перекрылося,-

И, рыдая, как безумная,

На груди моей повиснула.

Не ходи, постой! дай время мне

Задушить грусть, печаль выплакать,

На тебя, на ясна сокола...

Занялся дух - слово замерло...



В 1830 стихи Кольцова впервые появились в печати. Начинающий поэт В. И. Сухачев, остановившийся у Кашкина проездом из Одессы в Москву, познакомился с Кольцовым и поместил его произведения в сборнике «Листки из записной книжки Василия Сухачева» (1830) в числе собственных стихов, без имени автора («Не мне внимать», «Приди ко мне», «Мщение»). А в 1831 Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н. В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование. По рекомендации Станкевича в «Литературной газете» (1831) была опубликована одна из первых «русских песен» «Кольцо», а в 1835, на собранные по подписке среди московских друзей деньги, Станкевич издает первый поэтический сборник «Стихотворения Алексея Кольцова».





Знакомство со Станкевичем открыло воронежскому поэту доступ в московские и петербургские литературные салоны. В 1831 он приезжает в Москву по торговым делам отца и сходится с членами философского кружка Станкевича, студентами Московского университета и с Белинским. В 1836 через Белинского знакомится с московскими литераторами Н. И. Надеждиным и Ф. Н. Глинкой, а в Петербурге на «олимпиадинском чердаке» В. А. Жуковского в Шепелевском дворце происходит знакомство Кольцова с П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, И. А. Крыловым. Он дружит с художником А. Г. Венециановым, появляется на литературных вечерах у проф. П. А. Плетнева. Особое впечатление на Кольцова производит знакомство и беседы с А. С. Пушкиным. Потрясенный безвременной кончиной поэта, Кольцов посвящает его памяти стихотворение «Лес» (1837), в котором через эпический образ русской природы передает богатырскую мощь и национальное величие поэтического гения Пушкина.


Летом 1937 Кольцова навещает в Воронеже Жуковский, сопровождающий наследника престола в путешествии по России. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относится прохладно, однако ценит связи с высокопоставленными людьми, рекомендуя использовать их для успешного решения судебных и торговых дел. В 1838 он охотно отпускает сына в Москву и Петербург, где Алексей Кольцов посещает театры, увлекается музыкой и философией, сближается с Белинским. Под влиянием критика он обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». Провинциальный купеческий быт Воронежа начинает тяготить Кольцова: «Тесен мой круг, грязен мой мир; горько жить мне в нем; и я не знаю, как я еще не потерялся в нем давно».


ПЕСНЯ СТАРИКА


Оседлаю коня, Коня быстрого,


Я помчусь, полечу Легче сокола.


Чрез поля, за моря, В дальню сторону


- Догоню, ворочу Мою молодость!


Приберусь и явлюсь Прежним молодцем,


И приглянусь опять Красным девицам!


Но, увы, нет дорог К невозвратному!


Никогда не взойдет Солнце с запада!


В сентябре 1840 Кольцов совершает последнюю поездку в столицу, чтобы закончить 2 тяжбы и продать 2 гурта быков. Но торговое усердие оставляет его: «нет голоса в душе быть купцом». В Петербурге он останавливается у Белинского, вызывая у критика искреннее восхищение глубиною таланта, острым умом и щедростью натуры: «Кольцов живет у меня — мои отношения к нему легки, я ожил немножко от его присутствия. Экая богатая и благородная натура!.. Я точно очутился в обществе нескольких чудеснейших людей». У Кольцова пробуждается желание перебраться в Петербург.


Но эта мечта остается неосуществимой. Невыгодно завершив торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается к разгневанному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры, которые еще более ожесточаются после того, как Кольцов влюбляется в женщину, «отверженную» воронежским обществом. Семейный конфликт разрастается, в него втягивается столь близкая поэту и любимая им сестра Анисья. Драму завершает чахотка: она длится около года и сводит Кольцова в могилу 33 лет от роду.


В 1846 выходит в свет первое посмертное издание стихотворений Кольцова. «Русская песня» сделала Кольцова знаменитым. Жанр «русской песни» возник в конце XVIII века и получил особую популярность в 20—30-е годы XIX века, в эпоху исключительного подъема русского национального самосознания после Отечественной войны 1812 года. Этот жанр родился на единении книжной поэзии и устного народного творчества, но ни у предшественников, н и у современников К ольцова он не поднимался над уровнем изящной стилизации. Кольцов шел к литературной песне от «почвы», от устной народной поэзии, которую он чувствовал более органично, глубоко и непосредственно.


В русских песнях Кольцова со храняется общенациональная основа. Добрые молодцы, красны девицы, пахари, косари, лихачи-кудрявичи — характеры общерусского масштаба. В его «русских песнях» ощутима душа творца, живущего с народом одной жизнью. Читая Кольцова, приобщаешься к общенародному чувству. Кольцов проникает в самую суть, сердцевину народного духа, в поэзию земледельческого труда («Песня пахаря», 1831; «Урожай», 1835; «Косарь», 1836). В «Песне пахаря» мать-сыра земля ощущается как живой организм, глазами мужика-поэта воспринимается весь трудовой процесс в творческих его сторонах. Как и в народной песне, здесь нет детализации и конкретизации: речь идет не об узком земельном наделе, не о скудной полосоньке, а о «всей земле», о всем «белом свете». И в «Урожае»: «Красным полымем / Заря вспыхнула; / По лицу земли / Туман стелется». Родственная еще не отделившемуся от природы крестьянскому миросозерцанию космичность восприятия «света белого», «земли-матушки» придает и облику пахаря вселенские черты былинного богатыря Микулы Селяниновича. Работа мужика нерасторжимо слита с творчеством природы, человек-пахарь — друг и брат коня-пахаря.


Замечательно и подмеченное Д. С. Мережковским обстоятельство: «В заботах о насущном хлебе, об урожае, о полных закромах у этого практического человека, настоящего прасола, изучившего будничную жизнь — точка зрения вовсе не утилитарная, экономическая, как у многих интеллигентных писателей, скорбящих о народе, а, напротив, — самая возвышенная, идеальная даже, если хотите, мистическая, что, кстати сказать, отнюдь не мешает практическому здравому смыслу. Когда поэт перечисляет мирные весенние думы сельских людей, третья дума оказывается такой священной, что он не решается говорить о ней. И только благоговейно замечает: “Третью думушку как задумали, Богу Господу помолилися”».





Любовь у Кольцова — чувство цельное, сильное, свежее, без полутонов, без романтической изощренности. Она преображает души любящих и мир вокруг так, что зима оборачивается летом, горе — не горем, а ночь — ясным днем. Любовь возвышает духовные и физические силы, превращая добра молодца в героя-богатыря: «Не любивши тебя, / В селах был молодцом, / А с тобою, мой друг, / Города нипочем!» («Нынче ночью к себе…», 1842). Не только в радости, но и в горе, и в несчастье герои Кольцова сохраняют силу духа, торжествуя над судьбой, предпочитая «и с горем в пиру быть с веселым лицом».


Широта и масштабность природных образов в поэзии Кольцова слиты с человеческой удалью и богатырством. Бескрайняя степь в «Косаре» является и определением широты человека, пришедшего в эту степь хозяином, пересекающего ее «вдоль и поперек». Природная сила, мощь и размах ощутимы как в самом герое, так и в поэтическом языке, исполненном динамизма и внутренней энергии: «расстилается», «пораскинулась», «понадвинулась».


Косарь


. . . . . . ...


У меня ль плечо - Шире дедова,


Грудь высокая - Моей матушки.


На лице моём Кровь отцовская


В молоке зажгла Зорю красную.


Кудри чёрные Лежат скобкою;


Что работаю - Всё мне спорится!


Да в несчастный день, В бесталанный час,


Без сорочки я Родился на свет!


Прошлой осенью Я за Грунюшку,


Дочку старосты, Долго сватался;


А он, старый хрен, Заупрямился!


За кого же он Выдаст Грунюшку?


Не возьму я в толк, Не придумаю...


Я ль за тем гонюсь,


Что отец её Богачом слывёт?


Пускай дом его - Чаша полная!


Я её хочу, Я по ней крушусь:


Лицо белое - Заря алая,


Щёки полные, Глаза тёмные


Свели молодца С ума-разума...


Ах, вчера по мне Ты так плакала;


Наотрез старик Отказал вчера...


Ох, не свыкнуться С этой горестью...


Я куплю себе Косу новую;


Отобью её, Наточу её, -


И прости-прощай, Село р"одное!


... ... ... ...


Степь раздольная


Далеко вокруг, Широко лежит,


Ковылем-травой Расстилается!..


Ах ты, степь моя, Степь привольная,


Широко ты, степь, Пораскинулась,


К морю Чёрному Понадвинулась!


В гости я к тебе Не один пришёл:


Я пришёл сам-друг С косой вострою;


Мне давно гулять По траве степной


Вдоль и поперек С ней хотелося...


Раззудись, плечо! Размахнись, рука!


Ты пахни в лицо, Ветер с п"олудня!


Освежи, взволнуй Степь просторную!


Зажужжи, коса, Как пчелиный рой!


Молоньёй, коса, Засверкай кругом!


Зашуми, трава, Подкош"еная;


Поклонись, цветы, Головой земле!


... ... ... ...


(1836)


Песенный, космически-природный взгляд на мир трансформируется и усложняется в философских «думах». В них Кольцов предстает самобытным поэтом, размышляющим о тайнах жизни и смерти, о смысле существования («Великая тайна», 1833; «Неразгаданная истина», 1836; «Вопрос», 1837), о высоком назначении человеческой личности («Человек», 1836), о роли искусства («Поэт», 1840). Поэзия Кольцова оказала большое влияние на русскую литературу. Под обаянием его «свежей», «ненадломленной» песни находился в 1850-е А. А. Фет, народно-крестьянские мотивы Кольцова развивали в своем творчестве Н. А. Некрасов и поэты «некрасовской школы», Г. И. Успенский вдохновлялся осмыслением поэзии Кольцова, работая над классическими очерками «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли». В ХХ в. песенные традиции Кольцова подхвачены М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским.


ЖИЗНЬ.


Умом легко нам свет обнять;

В нём мыслью вольной мы летаем:

Что не дано нам понимать —

Мы всё как будто понимаем.

И резко судим обо всем,

С веков покрова не снимая;

Дошло — что людям нипочем

Сказать: вот тайна мировая.

Как свет стоит, до этих пор

Всего мы много пережили:

Страстей мы видели напор;

За царством царство схоронили.

Живя, проникли глубоко

В тайник природы чудотворной;

Одни познанья взяли мы легко,

Другие — силою упорной…

Но всё ж успех наш невелик.

Что до преданий? — мы не знаем.

Вперёд что будет — кто проник?

Что мы теперь? — не разгадаем.

Один лишь опыт говорит,

Что прежде нас здесь люди жили —

И мы живём — и будут жить.

Вот каковы все наши были!..



Лебедев Ю. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru


КОЛЬЦОВ АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский по-эт.

Из ме-щан, сын по-том-ст-вен-но-го пра-со-ла (тор-гов-ца ско-том). В 1821 году окон-чил один класс двух-класс-но-го во-ро-неж-ско-го уезд-но-го учи-ли-ща, по-сле че-го отец при-влёк его к сво-ему пред-при-ятию, де-ла-ми ко-то-ро-го Кольцов за-ни-мал-ся до кон-ца жиз-ни. Ра-но при-стра-стил-ся к чте-нию, в середине 1820-х годов на-чал со-чи-нять сти-хи, най-дя под-держ-ку сре-ди во-ро-неж-ской ин-тел-ли-ген-ции (кни-го-тор-го-вец Д.А. Каш-кин, се-ми-на-рист-сти-хо-тво-рец А.П. Се-реб-рян-ский). В 1830 году в Мо-ск-ве со-стоя-лась пер-вая (ано-ним-ная) пуб-ли-ка-ция 4 сти-хо-тво-ре-ний Кольцова. В том же го-ду он по-зна-ко-мил-ся с Н.В. Стан-ке-ви-чем, ко-то-рый ввёл Кольцова в литературные кру-ги. С 1831 года стал пе-ча-тать-ся в сто-лич-ных из-да-ни-ях [пес-ня «Пер-стень» (позд-нее название «Коль-цо»), опубликована в «Ли-те-ра-тур-ной га-зе-те»]. В 1835 году уси-лия-ми Стан-ке-ви-ча и В.Г. Бе-лин-ско-го , став-ше-го главным по-пу-ля-ри-за-то-ром твор-че-ст-ва Кольцова, был из-дан пер-вый сборник его сти-хо-тво-ре-ний. В 1836, 1838 и 1840 годах Кольцов по тор-го-вым де-лам бы-вал в Мо-ск-ве и Санкт-Пе-тер-бур-ге, где его бла-го-склон-но при-ни-ма-ли А.С. Пуш-кин, В.А. Жу-ков-ский и др. За-ду-ман-ный Кольцовым пе-ре-езд в Санкт-Пе-тер-бург не со-сто-ял-ся из-за его бо-лез-ни и ма-те-ри-аль-ных за-труд-не-ний в се-мье. По-смерт-ное из-да-ние сти-хо-тво-ре-ний Кольцова (1846 год) под-го-то-вил Бе-лин-ский, пред-ва-рив-ший его боль-шой стать-ёй «О жиз-ни и со-чи-не-ни-ях Коль-цо-ва», в ко-то-рой из-ло-же-на пер-вая, от-час-ти ми-фо-ло-ги-зи-ро-ван-ная био-гра-фия по-эта.

В по-эзии Кольцова наи-бо-лее зна-чи-тель-ны его пес-ни, соз-дан-ные на сты-ке народно-по-этической и ли-те-ра-тур-ной (сти-ли-за-ции народных пе-сен А.Ф. Мерз-ля-ко-ва , А.А. Дель-ви-га и др.) тра-ди-ций. Ха-рак-тер-ны фольк-лор-ные приё-мы (по-сто-ян-ные эпи-те-ты, ус-той-чи-вые фор-му-лы, оли-це-тво-ре-ния, пси-хо-ло-гич. па-рал-ле-лизм и др.), к ко-то-рым Кольцов при-бе-га-ет в ин-тим-ной, пси-хо-ло-ги-че-ски ус-лож-нён-ной ли-ри-ке. Так, в лю-бов-ных пес-нях пред-став-ле-на слож-ная гам-ма пе-ре-жи-ва-ний, вплоть до са-мых му-чи-тель-ных и дра-матич-ных: «Из-ме-на су-же-ной» (1838 год); «Рус-ская пес-ня» («Го-во-рил мне друг, про-щаю-чись…», 1839 год); «Раз-лу-ка» («На за-ре ту-ман-ной юно-сти…», 1840 год). В ря-де ран-них пе-сен Кольцова вос-соз-да-на гар-мо-нич-ная кар-ти-на кре-сть-ян-ской жиз-ни с её празд-ни-ка-ми, мо-лит-ва-ми и зем-ле-дельческим тру-дом, при-об-щаю-щим че-ло-ве-ка к при-ро-де («Сель-ская пи-руш-ка», 1830 год; «Пес-ня па-ха-ря», 1831 год; «Уро-жай», 1835 год; «Ко-сарь», 1836 год). В позд-них пес-нях Кольцова пре-об-ла-да-ют мо-ти-вы оди-но-че-ст-ва, ну-ж-ды, не-во-ли, рас-тра-чен-ной по «чу-жим лю-дям» мо-ло-дец-кой си-лы и т.п. («Раз-ду-мье се-ля-ни-на», 1837 год; «Горь-кая до-ля», 1837 год; «Что ты спишь, му-жи-чок?..», 1839 год, и др.); за-остря-ют-ся со-ци-аль-ные и се-мей-ные кон-флик-ты («Вто-рая пес-ня Ли-ха-ча Куд-ря-ви-ча», 1837 год; «Де-ре-вен-ская бе-да», 1838 год; «Вся-ко-му свой та-лан», 1840 год), воз-ни-ка-ет «раз-бой-ни-чья» те-ма («Уда-лец», 1833 год; «Ху-то-рок», 1839 год), про-дол-жа-ет-ся ли-ния ду-хов-ной поэ-зии («Пе-ред об-ра-зом Спа-си-те-ля», 1839 год). Под-лин-ный тра-гизм при-сущ сти-хам на смерть Пуш-ки-на «Лес» (1837 год). Дру-гой зна-чительный раз-дел ли-ри-ки Кольцова - «ду-мы», пред-став-ляю-щие со-бой на-ро-чи-то бе-зы-скус-ные рас-су-ж-де-ния на фи-лософские и ре-лигиозные те-мы: о тай-не ми-ро-зда-ния и за-мыс-ле Твор-ца, о пре-де-лах че-ло-ве-че-ско-го по-зна-ния («Бо-жий мир», 1837 год; «Лес», 1839 год; «По-эт», 1840 год). В от-ли-чие от сти-хо-тво-ре-ний Кольцова в тра-диционных литературных жан-рах (по-сла-ния, эле-гии, мад-ри-га-лы и др.), его пес-ни и «ду-мы» - уни-каль-ное яв-ле-ние русской по-эзии. Эле-мен-ты поэ-ти-ки Кольцова бы-ли вос-при-ня-ты Н.А. Не-кра-со-вым, И.З. Су-ри-ко-вым, С.Д. Дрож-жи-ным, С.А. Есе-ни-ным и др. Му-зы-ку на пес-ни Кольцова пи-са-ли А.С. Дар-го-мыж-ский, Н.А. Рим-ский-Кор-са-ков, М.П. Му-сорг-ский, М.А. Ба-ла-ки-рев и др.

Сочинения:

Полн. собр. соч. 3-е изд. СПб., 1911;

Полн. собр. сти-хо-тво-ре-ний. Л., 1958;

Соч.: В 2 т. М., 1961; Соч. Л., 1984;

Рус-ский со-ло-вей. Во-ро-неж, 1989.

Дополнительная литература:

Де-Пу-ле М.Ф. А. В. Коль-цов в его жи-тей-ских и ли-те-ра-тур-ных де-лах и в се-мей-ной об-ста-нов-ке. СПб., 1878;

Огар-ков В.В. А. В. Коль-цов, его жизнь и ли-те-ра-тур-ная дея-тель-ность. СПб., 1891;

Бу-на-ков Н.Ф. А. В. Коль-цов как че-ло-век и как по-эт // Фи-ло-ло-ги-че-ские за-пис-ки. 1892. № 5;

Пряд-кин С.Н. Очерк по-эзии А. В. Коль-цо-ва. Во-ро-неж, 1906;

Со-бо-лев-ский А. И. А. В. Коль-цов в ис-то-рии рус-ской ли-те-ра-ту-ры. СПб., 1910;

Тон-ков В.А. А. В. Коль-цов и фольк-лор. Во-ро-неж, 1940;

он же. А. В. Коль-цов. Жизнь и твор-че-ст-во. 2-е изд. Во-ро-неж, 1958;

Мои-сее-ва А.А. А. В. Коль-цов. М., 1956;

А. В. Коль-цов: Ста-тьи и ма-те-риа-лы. Во-ро-неж, 1960.

Иллюстрации:

А. В. Коль-цов. По-рт-рет ра-бо-ты К. А. Гор-бу-но-ва. 1838. Все-рос-сий-ский му-зей А. С. Пуш-ки-на (С.-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.

Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в семье Василия Петровича Кольцова (1775-1852) - скупщика и торговца скотом (прасола), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, отец поэта, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством. В общем, отец был человек чрезвычайно хозяйственный.....
Мать Алексея добрая, но не образованная женщина, не владела даже грамотой. В семье сверстников не имел: сестра была намного старше, а брат и другие сёстры сильно моложе.
С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя приходское. Виссарион Белинский об уровне его образования писал следующее:
Не знаем, каким образом был он переведён во второй класс, и вообще чему он научился в этом училище, потому что как ни коротко мы знали Кольцова лично, но не заметили в нём никаких признаков элементарного образования.
После года и четырёх месяцев (второй класс) в училище, Алексей был забран отцом. Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником.Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота.
В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные на лакомства и игрушки от родителей деньги. Позже Алексей стал читать различные романы, которые брал у своего товарища - Варгина, так же являвшегося сыном купца. Особенно будущему поэту нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» Хераскова. После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку - около 70 томов. В 1825 году увлёкся стихотворениями И. И. Дмитриева, особенно «Ермаком».
В 1825 году, в 16 лет, он написал своё первое стихотворение - «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимого поэта Кольцова, Ивана Дмитриева.
Первым наставником Кольцова в поэтическом творчестве был воронежский книгопродавец Дмитрий Кашкин, давший юноше возможность бесплатно пользоваться книгами из своей библиотеки. Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина была для них своего рода клубом.Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. По-видимому ему Кольцов показывал свои первые опыты. В течение 5 лет Кольцов пользовался безвозмездно его библиотекой.
Где-то в юности, будущий поэт пережил глубокую драму - он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться. Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других.
В 1827 году познакомился с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.
Первые публикации у молодого поэта были анонимными - 4 стихотворения в 1830 году. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н. В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году - выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова». По делам отца путешествовал в Санкт-Петербург и Москву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на него большое влияние, с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».
После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».
Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали словами на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.
У Алексея Кольцова нередко происходили ссоры с отцом (особенно в последние годы жизни); последний негативно относился к литературному творчеству сына. В результате депрессии и длительной чахотки Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 году.
В. Г. Белинский писал:
"Для восстановления его здоровья нужно было прежде всего спокойствие, а между тем его ежедневно ежеминутно оскорбляли, мучили, дразнили, как дикого зверя в клетке… Раз в соседней комнате у сестры его много было гостей, и они затеяли игру: поставили на середину комнаты стол, положили на него девушку, накрыли её простынёю и начали хором петь вечную память рабу Божию Алексею."
Поэт был похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.
Ранние поэтические опыты Алексей Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова - думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы.
В 1856 году в пятом выпуске журнала «Современнике» была опубликована статья Н. Г. Чернышевского, посвящённая творчеству А. В. Кольцова
Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.

Дата рождения:

Место рождения:

Воронеж, Российская империя

Дата смерти:

Место смерти:

Воронеж, Российская империя

Российская империя

Род деятельности:

Поэт, купец

Годы творчества:

Образование

Творчество

Смерть поэта

Творчество

Могила А. В. Кольцова

Памятники А. В. Кольцову

Адреса в Воронеже

Адреса в Санкт-Петербурге

Биография

Семья

Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в семье Василия Петровича Кольцова (1775—1852) — скупщика и торговца скотом (прасола), слывшего во всей округе честным партнёром и строгим домохозяином. Человек крутого нрава, страстный и увлекающийся, отец поэта, не ограничиваясь прасольством, арендовал земли для посева хлебов, скупал леса под сруб, торговал дровами, занимался скотоводством.

Мать Алексея была доброй, но не образованной, не владея даже грамотой. В семье сверстников не имел: сестра была намного старше, а брат и другие сёстры сильно моложе.

Образование

С 9 лет Кольцов постигал грамоту на дому, проявив такие способности, что в 1820 году смог поступить в двухклассное уездное училище, минуя приходское. Виссарион Белинский об уровне его образования писал следующее:

Не знаем, каким образом был он переведён во второй класс, и вообще чему он научился в этом училище, потому что как ни коротко мы знали Кольцова лично, но не заметили в нём никаких признаков элементарного образования.

После года и четырёх месяцев (второй класс) в училище, Алексей был забран отцом. Василий Петрович считал, что этого образования сыну вполне хватит, чтобы стать его помощником. Работа Алексея заключалась в перегоне и продаже скота.

В училище Алексей полюбил чтение, первые прочитанные им книги были сказками, например про Бову, про Еруслана Лазаревича. Эти книги он покупал на полученные на лакомства и игрушки от родителей деньги. Позже Алексей стал читать различные романы, которые брал у своего товарища — Варгина, так же являвшегося сыном купца. Особенно будущему поэту нравились произведения «Тысяча и одна ночь» и «Кадм и Гармония» Хераскова. После смерти в 1824 году Варгина Алексей Кольцов получил в наследство его библиотеку — около 70 томов. В 1825 году увлёкся стихотворениями И. И. Дмитриева, особенно «Ермаком».

Творчество

В 1825 году, в 16 лет, он написал своё первое стихотворение — «Три видения», которое впоследствии уничтожил. Стихотворение было написано в подражание любимого поэта Кольцова, Ивана Дмитриева.

Первым наставником Кольцова в поэтическом творчестве был воронежский книгопродавец Дмитрий Кашкин, давший юноше возможность бесплатно пользоваться книгами из своей библиотеки. Кашкин был прямым, умным и честным, за что его любила молодёжь города. Книжная лавка Кашкина была для них своего рода клубом. Кашкин интересовался русской литературой, много читал и сам писал стихи. По-видимому ему Кольцов показывал свои первые опыты. В течение 5 лет Кольцов пользовался безвозмездно его библиотекой.

Где-то в юности, будущий поэт пережил глубокую драму — он был разлучен с крепостной девушкой, на которой хотел жениться. Это отразилось, в частности, в его стихах «Песня» (1827), «Ты не пой, соловей» (1832) и ряде других.

В 1827 году познакомился с семинаристом Андреем Сребрянским, ставшим впоследствии его близким другом и наставником. Именно Сребрянский привил Кольцову интерес к философии.

Первые публикации у молодого поэта были анонимными — 4 стихотворения в 1830 году. Под своим именем Алексей Кольцов опубликовал стихи в 1831 году, когда Н. В. Станкевич, известный поэт, публицист и мыслитель, с которым Кольцов познакомился в 1830 году, опубликовал его стихи с коротким предисловием в «Литературной газете». В 1835 году — выход первого и единственного при жизни поэта сборника «Стихотворения Алексея Кольцова». По делам отца путешествовал в Санкт-Петербург и Москву, где благодаря Станкевичу познакомился с В. Г. Белинским, который оказал на него большое влияние, с Жуковским, Вяземским, Владимиром Одоевским и Пушкиным, который опубликовал в своём журнале «Современник» стихотворение Кольцова «Урожай».

После выхода стихотворений «Молодая жница», «Пора любви» и «Последний поцелуй» Кольцовым заинтересовался Михаил Салтыков-Щедрин. Он называл главной особенностью этих стихов «жгучее чувство личности».

Разъезжая по торговым делам отца, Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Многие стихотворения стали словами на музыку М. А. Балакирева, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова и многих других.

Смерть поэта

  • У Алексея Кольцова нередко происходили ссоры с отцом (особенно в последние годы жизни); последний негативно относился к литературному творчеству сына.
  • В результате депрессии и длительной чахотки Кольцов умер в возрасте тридцати трёх лет в 1842 году.
  • В. Г. Белинский писал:
  • Поэт был Похоронен на Митрофаньевском кладбище в Воронеже.

В 1846 году известный русский актёр эпохи романтизма, П. С. Мочалов, знавший А. В. Кольцова, опубликовал в журнале «Репертуар и Пантеон» свои стихи:

Пришёл я, низко
поклонился
С глубоким вздохом
и слезой
Взглянул на крест
и помолился
Души твоей за упокой.
Так здесь Кольцова
схоронили, —
С тобой высокие мечты.
Но верь — не все тебя
забыли —
Бояна русского, и ты
Остался жить в сердцах
людей
Прекрасной песнею твоей.

Творчество

Ранние поэтические опыты Алексей Кольцова представляют подражания стихотворениям Дмитриева, Жуковского, Пушкина, Козлова, Хераскова и других поэтов; в этих произведениях поэт только ещё нащупывает собственную художественную манеру. Но и среди них уже налицо такие стихотворения, в которых нельзя не видеть будущего творца песен. С другой стороны, попытки писать в духе книжной поэзии наблюдаются у Кольцова до самой смерти, вперемежку с песнями, да и среди последних некоторые ближе к книжным формам, чем к той специфической манере, в которой можно видеть особенности кольцовского стиля. Другой жанр Кольцова — думы, которые по форме схожи с его песнями, а по содержанию представляют своеобразную поэтическую философию. Познакомившись мельком с философскими спорами столичных друзей, главным образом в кружке Белинского, Кольцов пытается уяснить себе в думах мировые проблемы.

Критика

  • В 1856 году в пятом выпуске журнала «Современнике» была опубликована статья Н. Г. Чернышевского, посвящённая творчеству А. В. Кольцова
  • Согласно литературному критику Ю. И. Айхенвальду

Память

Могила А. В. Кольцова

Могила А. В. Кольцова сохраняется в Литературном некрополе недалеко от Воронежского цирка. На надгробии ошибочно приведена дата смерти Алексея Васильевича. На самом деле он умер не 19, а 29 октября.

Памятники А. В. Кольцову

В Кольцовском сквере в 1868 году установлен бюст поэта. Памятник поэту установлен также на Советской площади Воронежа.

Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Воронежскому государственному драматическому театру было присвоено имя Алексея Васильевича Кольцова. За год до этого главный режиссер театра Фирс Ефимович Шишигин поставил спектакль «Алексей Кольцов» по одноимённой повести В. А. Кораблинова. Премьера состоялась в мае 1958 года. Воронежский писатель и журналист Валентин Ющенко писал в то время:

19 июня 1958 года в рамках Декады профессионального и самодеятельного искусства Воронежской области в Москве спектакль «Алексей Кольцов» был показан на сцене театра имени Вл. Маяковского. Многие актёры после этого были награждены почётными званиями.

В настоящее время в старом здании театра заканчивается ремонт.

В филателии, нумизматике, сигиллатии и др.

  • Именем А. В. Кольцова также названы сквер, гимназия, библиотека и улица в Воронеже.
  • В 1959 году вышел советский историко-биографический художественный фильм «Песня о Кольцове».
  • В 1997 году на экраны вышел фильм «На заре туманной юности», посвящённый Алексею Кольцову.
  • Воронежская кондитерская фабрика выпускает конфеты «Песни Кольцова» с 1958 года. До сих пор они имели только фруктово-желейную начинку. В последнее время было проведено исследование развития рынка, в результате которого специалисты компании разработали новый вкус для конфет данной марки. Теперь можно будет приобрести и попробовать «Песни Кольцова» не только с желе, но и с орехами.
  • К 200-летию со дня рождения А. В. Кольцова Банк России выпустил серебряную монету достоинством 2 рубля.
  • В 2011 году к 425-летию Воронежа Почта России выпустила конверт с изображением памятника поэту в Кольцовском сквере.

Адреса

Адреса в Воронеже

  • Ул. Большая Стрелецкая, 53 — предположительно на этом месте стоял дом, в котором родился Алексей Васильевич. В 1984 году во время празднования 175-летия со дня рождения поэта на стене дома была повешена мемориальная доска со следующим содержанием:
  • Ильинский храм — храм, в котором был крещён Алексей Васильевич. Метрическая запись гласит:
  • Девиченская ул. (ныне ул. Сакко и Ванцети), 72 — на этом месте находилось уездное училище, в котором учился А. В. Кольцов. Сейчас здесь построен один из корпусов Воронежской технологической академии.
  • Ул. Большая дворянская (ныне проспект Революции), 22 — бывшая резиденция воронежских губернаторов, на стене которой висит мемориальная доска:
  • Ул. Большая дворянская (ныне проспект Революции), 46 — дом, в котором жил А. В. Кольцов. На стене дома висит мемориальная доска с ошибочным содержанием:

Адреса в Санкт-Петербурге

1840 год — квартира В. Г. Белинского в доходном доме Алексеева — В. О., 6-я линия, д. 53.

Алексей Васильевич Кольцов

Отец – прасол. Промышлял стадами баранов, как писал позже Белинский, для доставки материала на салотопенные заводы. Был богат, владел большим домом, семейство держал в полном повиновении. Грамоте Кольцова обучил случайный воронежский семинарист. В девять лет мальчик пошел было в Воронежское уездное училище, но уже из второго класса отец забрал его, поскольку остро нуждался в помощнике. «Само собою разумеется, – писал Белинский, – что с ранних лет он (Кольцов) не мог набраться не только каких-нибудь нравственных правил или усвоить себе хорошие привычки, но и не мог обогатиться никакими хорошими впечатлениями, которые для юной души важнее всяких внушений и толкований. Он видел вокруг себя домашние хлопоты, мелочную торговлю с ее проделками, слышал грубые и не всегда пристойные речи даже от тех, из чьих уст ему следовало бы слышать одно хорошее. Всем известно, какова вообще наша семейственная жизнь, и какова она в особенности в среднем классе, где мужицкая грубость лишена добродушной простоты и соединена с мещанскою спесью, ломаньем и кривляньем. По счастью, к благодатной натуре Кольцова не приставала грязь, среди которой он родился и на лоне которой был воспитан». Разъезжая по селам и деревням, Кольцов покупал и продавал скот, вел дела и тяжбы с крестьянами и купцами. «Он любил вечерний огонь, на котором варилась степная каша, – вспоминал позже Белинский, – любил ночлеги под чистым небом, на зеленой траве; любил иногда целые дни не слезать с коня, перегоняя стада с одного места на другое». Так же полюбив чтение, он никогда не расставался с книгами и в степи. Воронежский книготорговец Д. А. Кашкин разрешил молодому прасолу бесплатно пользоваться книгами из своего магазина, объяснял ему неизвестные слова. В первых стихотворных опытах помог Кольцову и А. П. Серебрянский, автор известной песни «Быстры, как волны, дни нашей жизни…»

В 1830 году, будучи в Воронеже, известный деятель столичного философского кружка Н. В. Станкевич услышал от своего камердинера, что некий местный молодой прасол сочиняет удивительные песни, ни на что не похожие. При этом камердинер процитировал некоторые запомнившиеся ему строки, и Станкевича они заинтересовали. Он встретился с Кольцовым и в следующем году напечатал понравившиеся ему песни в петербургской «Литературной газете».

В 1828 году Кольцов влюбился в крепостную девушку. «Известное дело, – писал позже Белинский, близко друживший с поэтом, – что в этом сословии первое задушевное желание отца состоит в том, чтобы поскорее женить своего сына на каком-нибудь размалеванном белилами, румянами и сурьмою болване с черными зубами и хорошим, соответственно состоянию семьи жениха, приданым. Связь Кольцова (с крепостной) была опасна для этих мещанских планов, не говоря уже о том, что в глазах диких невежд, простодушно и грубо чуждых всякой поэзии жизни, она казалась предосудительною и безнравственною. Надо было разорвать ее во что бы то ни стало. Для этого воспользовались отсутствием Кольцова в степь, – и когда он воротился домой, то уже не застал ее там. Это несчастие так жестоко поразило его, что он схватил сильную горячку. Оправившись от болезни и призанявши у родных и знакомых деньжонок, он бросился, как безумный, в степь разведывать о несчастной. Сколько мог, далеко ездил сам, еще дальше посылал преданных ему за деньги людей. Не знаем, долго ли продолжались эти розыски; только результатом их было известие, что несчастная жертва варварского расчета, попавшись в донские степи, в казачью станицу, скоро зачахла и умерла в тоске и в муках жестокого обращения. Эти подробности, – добавлял Белинский, – мы слышали от самого Кольцова в 1838 году. Несмотря на то, что он вспоминал горе, постигшее его назад тому более десяти лет, лицо его было бледно, слова с трудом и медленно выходили из его уст, и, говоря, он смотрел в сторону и вниз. Только один раз говорил он с нами об этом. и мы никогда не решались более расспрашивать его об этой истории, чтобы узнать ее во всей подробности: это значило бы раскрывать рану сердца, которая и без того никогда вполне не закрывалась…»

В 1835 году, с помощью Станкевича и Белинского, вышел в свет небольшой сборник – «Стихотворения Алексея Кольцова». «Прасол верхом на лошади, – писал Белинский, – гоняющий скот с одного поля на другое, по колено в крови присутствующий при резании, или, лучше сказать, при бойне скота; приказчик, стоящий на базаре у возов с салом, – и мечтающий о любви, о дружбе, о внутренних поэтических движениях души, о природе, о судьбе человека, о тайнах жизни и смерти, мучимый и скорбями растерзанного сердца и умственными сомнениями, и, в то же время, деятельный член действительности, среди которой поставлен, смышленый и бойкий русский торговец, который продает, покупает, бранится и дружится Бог знает с кем, торгуется из копейки и пускает в ход все пружины мелкого торгашества, которых внутренне отвращается как мерзости: какая картина! Какая судьба, какой человек!».

В то же время поэт целиком и полностью зависел от отца.

«Он был сметлив, практичен, отец постепенно передал ему все дела, – писал Вересаев, – но держал сына в ежовых рукавицах, требовал строгой отчетности; собственных денег у Кольцова никогда не было; любой приказчик по найму был независимее и богаче этого хозяйского сына. По поручению Кольцову случалось ездить в столицы – продавать гурты скота, хлопотать по судебным делам, которых у старика было несчетное количество, особенно с крестьянами по аренде земель. Тут в первый раз старик почувствовал, что пустяковые стишки, которые кропал чудак-сын, дело не безвыгодное. Стишки доставили сыну знакомство с сановными особами, очень полезными при ведении судебных дел. По просьбе сына, Жуковский, кн. Вяземский, кн. Одоевский писали письма воронежским властям и в судебные инстанции и тем много способствовали удачному исходу целого ряда кольцовских процессов. Однако процессов этих было так много, просить покровителей приходилось так часто, что даже благодушный Жуковский, наконец, стал принимать Кольцова холодно и избегать с ним встреч».

И. С. Тургенев, встречавший Кольцова в Петербурге на квартире у Плетнева, писал: «…В комнате находился еще один человек. Одетый в длиннополый двубортный сюртук, короткий жилет с голубой бисерной часовой цепочкой и шейный платочек с бантом, он сидел в уголку, скромно подобрав ноги, и изредка покашливал, торопливо поднося руку к губам. Человек этот поглядывал кругом не без застенчивости, прислушивался внимательно, в глазах его светился ум необыкновенный, но лицо у него было самое простое русское».

Занимаясь самообразованием, Кольцов далеко не всегда мог правильно уяснить суть осваиваемых предметов. «Субъект и объект я еще немножечко понимаю, – писал он Белинскому, вдруг занявшись философией, – а вот абсолюта ни крошечки». Претензии на большое знание, конечно, вызывали среди окружающих поэта людей насмешки. «Что я? – жаловался он Белинскому. – Человек без лица, без слова, безо всего просто. Жалкое создание, несчастная тварь, которая годится лишь на одно: возить воду да таскать дрова… Торгаш, копеечник, подлец… Вот мое значение, вот в каких слоях я могу быть президент…» – «Только в 1841 году серая жизнь Кольцова неожиданно осветилась ярким счастьем, – писал Вересаев. – Он полюбил заезжую купеческую вдову Варвару Григорьевну Лебедеву. Она отнеслась к его любви благосклонно. „Чудо! – писал Кольцов Белинскому. – Брюнетка, стройна до невероятности, хороша чертовски, умна, образована порядочно, много читала, думала, страдала, кипела в страстях“. Но счастье продолжалось всего два месяца. Красавица оказалась дамой весьма легких нравов. Наградив Кольцова сифилисом, она бросила его и уехала из Воронежа с офицером».

К этому времени отношения Кольцова с отцом почти прервались.

«В конце сентября, – писал он В. П. Боткину, – у меня сделалось воспаление в почках, но пиявки, припарки, прохладительное – возвратили к жизни. Отец, несмотря ни на что, мучить меня не переставал и очень равнодушно сказал мне, что если я умру, он будет рад, а если буду жить, то он предуведомляет меня вперед, чтоб я ничего не ждал и не надеялся; что он дома и ничего мне никогда не предоставит; что если не успеет при жизни прожить, то сожжет. И этак говорил он тогда, когда я ему ни слова ни о чем подобном не сказал и ничего от него не требовал. Мать моя простая, но добрая женщина; хотела мне помочь, но я ее отклонил и поддерживал себя займом. Воспаление прошло, и я немножко опять начал поправляться. Осень. Мезонин холоден, по необходимости поместился вместе. Комнату занял на проходе; удобней не было; было, – да в ней жили старики, ее не дали. Ну, ничего, живу. За сестру сватаются. Завязалась свадьба, все начало ходить, бегать через мою комнату; полы моют то и дело, а сырость для меня убийственна. Трубки благовония курят каждый день; для моих расстроенных легких все это плохо. У меня опять образовалось воспаление, сначала в правом боку, потом в левом против сердца, довольно опасное и мучительное. И здесь-то я струсил не на шутку. Несколько дней жизнь висела на волоске. Лекарь мой, несмотря на то, что я ему мало платил, приезжал три раза в день. А в эту же пору у нас вечеринки каждый день, – шум, крики, беготня; двери до полночи в моей комнате минуты не стоят на петлях. Прошу не курить, – курят больше; прошу не благовонить – больше; прошу не мыть полов, – моют. На пестрой только свадьба кончилась. Шум с плеч долой. На третий день после конца свадьбы отец ко мне приходит. Говорит, чтоб я перешел в его комнату. Я отказался: она зимой сыра, а это мне вредней всего. Он сказал: „Не хочешь? Ну, переходи, куда хочешь, или иди со двора“. И много наговорил в этом роде.

Но вы спросите, отчего ко мне сделался так дурен отец и сестра? – писал дальше Кольцов. – Отец мой от природы с сильною физическою природою человек, жил в приказчиках, приобрел кое-что, сделался хозяином, наживал капиталу 70 тысяч рублей три раза и проживал их вновь, последний раз прожился, – и осталось у него много дел. Он их кое-как затушил, а окончить было нечем. Они пали на меня; в восемь лет я их поуладил, и это дело, за которым я жил в Москве, было последнее. Оно кончилось на время хорошо, теперь у него их нет, он покоен. Выстроил дом, приносит доходу до 6000 в год, да еще у нас девять комнат за собой. Кроме того, у него осталось до двадцати тысяч. Он самолюбив, хвастун, упрям, хвастун без совести. Не любит жить с другими в доме человечески, а любит, чтобы все перед ним трепетало, боялось, почитало и рабствовало. И я все это переносил и терпел, но как у меня была особая комнатка, уйду в нее и отдохну. Не думал о себе, а только о делах. Но, приняв дела, уладил их. И как был Жуковский (в Воронеже), он дал мне большой вес, и старик, ради дел, по необходимости, дал мне свободы более, чем желал. Это ему наскучило. Ему хотелось одолеть меня прежде, настаивая жениться. Я не хотел. Это его взбесило. Женись – он бы тогда надо мной разговелся. Сестра же против меня его пуще возбудила. Она все мои фантазии, которые я ей рассказывал, перетолковала по-своему, и кончила, что я приехал затем, чтобы обобрать старика, да и в Питер. Она также сбывала с рук меня, чтобы выйти замуж и войти во двор и овладеть всем».

Умер 29 (10. XI) октября 1842.

Замечательно сказал о Кольцове Глеб Успенский.

«В русской литературе есть писатель, которого невозможно иначе назвать, как поэтом земледельческого труда – исключительно. Это – Кольцов. Никто, не исключая и самого Пушкина, не трогал таких поэтических струн народного миросозерцания, воспитанного исключительно в условиях земледельческого труда, как это мы находим у Кольцова. Спрашиваем, что могло бы вдохновить хотя бы и Пушкина при виде пашущего мужика, его сохи и клячи? Пушкин мог бы только скорбеть об этом труженике, „влачащемся по браздам“, об ярме, которое он несет, и т. д. Придет ли ему в голову, что этот раб, влачащийся по браздам, босиком бредущий за своей клячонкой, чтобы он мог чувствовать в минуту этого тяжкого труда что-либо, кроме сознания его тяжести? А мужик, изображаемый Кольцовым, хотя и влачится по браздам, находит возможность говорить своей кляче такие речи: «Весело на пашне, я сам-друг с тобою, слуга и хозяин. Весело я лажу борону и соху». А косарь того же Кольцова, который, получая на своих харчах 50 коп. в сутки, находит возможность говорить такие речи: «Ах, ты степь моя, степь привольная! В гости я к тебе не один пришел, я пришел сам-друг с косой вострою. Мне давно гулять (это за 50 коп. в сутки!) по траве степной, вдоль и поперек, с ней хотелося. Раззудись плечо, размахнись рука, ты пахни в лицо ветер с полудня, освежи, взволнуй степь просторную, зажужжи, коса, засверкай кругом!» Тут что ни слово, то тайна крестьянского миросозерцания: все это – прелести, ни для кого, кроме крестьянина, недоступные».