О том, как Щука безуспешно пыталась примерить обязанности Кота, поведает басня «Щука и Кот» Крылова.

Читать текст басни:

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.

***
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить.

«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить.-
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится».-
«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей».-

«Так в добрый час, пойдём!» Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт;
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,-
И крысы хвост у ней отъели.
Тут видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.

И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.

Басня впервые напечатана в 1813 году.
Поводом для ее создания послужила военная неудача адмирала Чичагова. После победы русских войск при Тарутине решено было пресечь путь отступавшему Наполеону при переправе через Березину. Однако адмирал Чичагов так неумело командовал этой операцией, что Наполеону удалось переправиться через Березину. Это вызвало сильнейшее общественное негодование, и Крылов, по словам современников, написал басню «о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть моряке, начальствующем над сухопутными войсками».

Мораль басни Щука и Кот:

Мораль басни – заниматься нужно своим делом. Изначально с помощью басни И. А. Крылов высмеивал стратегию адмирала Чичагова. Планировалось, что его армия воспрепятствует войскам Наполеона осуществить переправу через Березину. Баснописец использовал именно персонаж Щуки, так как Чичагов был адмиралом, а не морским полководцем; за образом Кота же скрывался Кутузов. Басня учит читателей, что каждому необходимо выполнять работу, которой он обучен и к которой имеет природную склонность.

Неисчерпаемы. Каждый раз, прикасаясь к ним, читатель натыкается на какой-то иной, новый смысл. Басня Крылова «Щука и кот» не исключение и таит в себе еще много всевозможных толкований, мы постараемся извлечь одно из них.

Сюжет

Щуке по неясным причинах захотелось поменять работу: она решила поохотиться на мышей. Естественно, что морской хищник обратился к главному специалисту в этом вопросе - Коту Ваське. Ручной убийца отнесся к просьбе щуки с пониманием, но как приличный и достаточно совестливый зверь попытался «куму» отговорить от этого дела. Сказал, что ведь она в поимке мышей мало что смыслит. Да и вообще, к чему ей это все? Щука презрительно сказала: «Что мне мыши? Я вот ершей ловила легко». Кот сдался, понял, что спорить бесполезно.

И он взял рыбу на охоту в амбар. У него, естественно, все пошло как по маслу, а рыбу мыши чуть сами не съели. Вот о чем повествует басня Крылова «Щука и кот».

Мораль

Мораль сводится к известной которую мы, конечно, приведем здесь на русском: «Каждому свое». Ничего хорошего никогда не выходит из того, что люди начинают заниматься не своим делом. Например, сапожник начинает варить борщ, а повар - чинить обувь. Басня Крылова «Щука и кот» учит достаточно простым истинам.

Правда, в оправдание людям можно сказать, что они не рождаются с предзаданной природной установкой, т. е. нельзя сказать, глядя на человека, к чему приспособлен именно он, потому что человек - «пасынок природы». Он почти не определяется при помощи архаичных инстинктов, если сравнивать с животными, и природа не дала ему ничего, чтобы быстро и без усилий приспособиться к окружающей среде.

То ли дело животные, птицы, рыбы, насекомые. С ними все ясно. Вы ни за что не заставите льва питаться червяками или плавать в море, как делает это рыба. О братьях наших меньших природа позаботилась значительно лучше, чем о нас, горемычных. Но не будем унывать, а поспешим лучше узнать, чему может научить нас, басня Крылова «Щука и кот».

Культ «творческого человека»

Поиск своего призвания в жизни - это хорошо, это нужно и это неизбежно, когда человек молод. Плохо, когда такого рода изыскания затягиваются до 40 или 50 лет. Но сейчас в современном мире другая насущная проблема: людям навязывают культ «творческого человека». Теперь каждый мнит себя создателем. Другие же на самомнении людском делают неплохие деньги, но грустнее всего то, что вся эта трескотня российского «шоу-биза» отвлекает человека от действительно важных и нужных дел. Вместо того чтобы читать что-то стоящее или смотреть, люди «прилипли» к экранам и смотрят, как их собратья получают свои три минуты славы. Каждый уставившийся в телеящик и видящий, как последние внезапно становятся первыми, думает: «А ведь и я так могу».

Какой от такого размышления вред?

Здесь нельзя ответить однозначно. Если у человека есть способности, то он, конечно, должен идти за своей мечтой. Проблема только в том, что до опыта нельзя сказать, если ли эти самые способности или их нет. А представьте, что человек попробовал, у него не получилось, но он настаивает и эксплуатирует свои амбиции, бродит по разным телепрограммам, и так всю жизнь. В итоге растрачивает себя, а возможно, в нем умер прекрасный шофер или столяр. Тогда, кажется, вред очевиден от культа «творческого человека», не так ли?

«Кот и щука» (басня) учит на внешний шум, на то, что модно или правильно, а искать путь к себе.

Щука и кот

Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней;
Он лучше дело всё погубит
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью её лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту
Мышей в амбаре половить.
"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится". -
"И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!
Мы лавливали и ершей". -
"Так в добрый час, пойдём!" Пошли, засели.
Натешился, наелся Кот,
И кумушку проведать он идёт:
А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,
И крысы хвост у ней отъели.
Тут, видя, что куме совсем не в силу труд,
Кум замертво стащил её обратно в пруд.
И дельно! Это, Щука,
Тебе наука:
Вперёд умнее быть
И за мышами не ходить.