Резервы обучения чтению.
Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче­ники читают
одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате­
матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж­
жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры­
вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио­нальной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и
после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по­лучается,
если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по­смотрел
картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите­лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа­фильмов
проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с
помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого­физиологическую природу
чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя ­ новато­ры, с
которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату­ру по
данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери­
ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно­ваны и
проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не
случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное)
может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под­ходом, и ваш
способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в
режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут
за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж ­ 120 минут. /
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания,
чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам
недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз­можность
абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком­либо действии. Дети

произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а –
а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото­рых звук а
был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь,
грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу­чившееся
слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де­ти должны
как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову ­ свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля­ют его
или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему
по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз­

мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс­
ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри­
чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке
окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета­
ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи­теля все
записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3
минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал
слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен
найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена
существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из
подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река,
интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга
порядком слогов или букв (например: кони­кино, сон­нос, липа­пила) или буквенным
составом (слон­стон, рак­мак, раки­руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет,
что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот
кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном
предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис­
правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель
на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова
прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова ­ невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри­ятия его
содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес­сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес ­ лесок ­ лесник ­ лесоруб ­ лесосплав.
Лист ­ листок ­ листочек ­ листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов ­ волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб ­ куб ­ дуб ­ душ;
Зина ­ Рина ­ рана ­ рама, дама ­ лама ­ мама ­ Маша ­ каша ­ Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова ­ несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду­мывают
свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты­вает
четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди­ный темп
чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо­стишия.
Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но
с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым
разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем
показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо­бом
дирижирования).
Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при
чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос­
приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред­

варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно
наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав
до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло­жения, не
может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной
памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых
разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова:
если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение
18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од­ного набора,
далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен­ного времени
читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо­зиции – 4 – 7
секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам
записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за­пись второго
предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре­мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети
успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты
должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред­ложений,
охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели
динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек­ста. Динамическое
чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными
приемами чтения, мы составляли памятки, например:

Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны
дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста­
точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений,
формирующих этот навык.
Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева ­ Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя­ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте­ния.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3
Упражнение «Спринт­чтение»
Таблицы Шульте­Швайко

Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста
Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на­чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения
Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя ­ обеспечить интенсивное совершенствование чтения
учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е.
чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию
прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу
обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с
ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Вам очень грустно и Вы хотите поднять себе настроение? Или же Вы просто любитель хороших шуток? Тогда эта страничка идеально подходит Вам. Тут собраны самые лучшие юмористические ролики со всей планеты, просмотр которых точно поднимет Вам настроение и сделает Ваш день! В этой категории содержится различные виды юмористических видео.


Во-первых, это различные перезаливы старых комедийных шоу, самые лучшие выпуски, которые когда-либо выходили по зомбирующему ящику, теперь собраны тут. Камеди клаб, камеди вумен и прочие им подобные юмористические шоу будут вновь смешить Вас своими лучшими шутками. Мы постарались отобрать только самые интересные, самые яркие, смешные и запоминающиеся выпуски. Тут Вы всегда сможете пересмотреть их, что бы засмеяться вновь и предаться ностальгии.


Во-вторых, множество развлекательных роликов из реальной жизни. Смешные пьяные мужики, глупые фразочки, которые мигом становятся коронными и узнаваемыми на каждом углу. Большинство этих смешных роликов заливается пользователями такого интернет ресурса как «Youtube», «Rutube» и прочие. Буквально каждый человек может заснять на камеру нечто смешное, а от того и такой большой приток юмора именно такого жанра. В таких роликах может происходить все что угодно, от забавных котеек до смешного поведения политиков.


Следующий же тип приколы - это заранее подготовленные шутки от пользователей сети. Различные пранки, розыгрыши, во время которых группа ребят подстраивают какую-то сценку и развлекаются наблюдая за реакцией своей жертвы. Такие ролики сейчас очень актуальны и набирают миллионы просмотров. К тому же, посмотрев десяток другой таких роликов, Вы сможете подобрать подходящий для себя пранк и попробовать провернуть его в реальности. Чаще всего такие розыгрыши довольно безобидны, но бывают и такие, от которых жертва может получить инфаркт или панический приступ. Ведь порой шутники доходят до крайностей и шутят с диагнозами врачей, суицидом и прочими довольно опасными темами.


В последние лет пять, очень сильно набирает в весе «забугорный» STAND-UP. Это по сути, те же самые выступление комиков, где чаще всего мелькает черный юмор, самоирония, а порой и довольно пошлые шутки. Многие популярные, медийные личности устраивают целые стэндап-туры и путешествуют из города в город с намерением рассмешить как можно больше зрителей. Пусть данный юмористический жанр работает по большей части, если ты находишься в зале и в живую видишь шутника. Но множество видеороликов с записями выступлений говорят об обратном.


К тому же не стоит забывать о уже не особо популярном, но, тем не менее, все еще известном жанре юмора, как ВАЙН. Это короткие, буквально секундные сценки разыгрывают жизненные и не очень ситуации. Порой юмор в них заложен так глубоко, что пользователи сети пересматривают короткие десятисекундные ролики по несколько десятков раз, пытаясь докопаться до юмористической жилки, которой может и не быть.


В общем, тут вы точно сможете поднять себе настроение. И не важно, какой вы любите видео приколы - мы поможем засмеяться даже черствому человеку без чувства юмора.

А.Д. Блинков, заслуженный учитель РФ,

школа №218, г. Москва.

Почему я не вызываю учеников к доске...

Я работаю учителем математики почти 30 лет и мои представления о том чему и как надо учить школьников многократно изменялись. Первые 15 лет я преподавал математику по единой для всей страны общеобразовательной программе, затем стал работать в основном в классах углубленного изучения математики, но не в «элитной школе», где при наборе в математический класс конкурс составляет 10 – 15 человек на место и отбираются самые одаренные школьники, а в обычной средней общеобразовательной школе, где такие классы на три четверти комплектуются из своих учеников. Поэтому, большинство моих учеников – школьники обычных способностей, а ведущий критерий отбора – желание учиться . В раннем возрасте легче заложить базу для дальнейшего серьезного изучения математики и пробудить интерес к предмету, поэтому, я люблю начинать работать с детьми с пятого или с шестого класса и учить большинство из них до окончания школы. Мне удалось сделать три таких «полных» выпуска (еще один предстоит через год) и от работы с этими школьниками я получал и получаю наибольшее удовлетворение. Конечно приходилось начинать работу и с восьмого класса, и даже с десятого, что, с моей точки зрения, наименее эффективно.

За долгий период работы сложилась определенная манера преподавания, сформировались какие-то приоритеты, сломались некоторые стереотипы. Уже в самом начале работы в школе мне очень не нравилась ситуация, характерная для системы всеобщего среднего образования, когда учитель заинтересован дать знания больше, чем ученик их получить . При этом никакие насильственные меры не приводили к улучшению ситуации: не помогали ни жесткий контроль за домашними заданиями, ни обязательные дополнительные занятия, ни выставление плохих оценок.

Постепенно я понял, что затертые казенные слова: «... урок – основная форма учебно-воспитательного процесса ...» несут в себе глубокий смысл. На первый взгляд парадоксально, но подготовка к урокам в последние годы у меня занимает гораздо больше времени, чем в начале учительской карьеры. Я должен очень четко и конкретно представлять себе чему я на данном уроке хочу научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. Ученикам должно быть интересно, но этот интерес должен достигаться не за счет внешних эффектов или искусственной занимательности. Интересно должно быть математическое содержание урока , интересными для учеников должны быть результаты собственной деятельности .

В методике преподавания математики в школе (особенно в советский период) приходила и уходила мода: то на повальное использование технических средств обучения, то на всевозможные игры на уроках, мода на лекционно-семинарский метод сменялась модой на ежедневную самостоятельную работу с учебником, и т. д. В моей работе основными техническими средствами обучения являются доска, мел и тряпка. Лекций на уроках я читать не люблю, так как мне необходим постоянный диалог с учениками, хорошие учебники, которых, к сожалению, очень мало, они могут читать и не на уроках, а плохие – не стоит читать вообще.

Основным инструментом в обучении для поддержания интереса к математике , по моему убеждению, является логика . Это и логика изучения математики в целом, и логика изучения каждой отдельной темы, и логика построения каждого урока, и логика решения той или иной задачи. Такой подход требует тщательного отбора материала к каждому уроку. Искусство преподавателя состоит в том, чтобы достичь результата экономными средствами. Мне претят «экстенсивные способы обучения»: понятно, что можно научить решать, например, тригонометрические уравнения, если заставить школьника решить двести уравнений, но гораздо разумнее и интереснее отобрать существенно меньшее количество уравнений и добиться того же эффекта!

Для того, чтобы школьники ощущали «ценность» урока, он должен быть максимально насыщенным, эмоциональным. На хорошем уроке ученики чувствуют отношение учителя к тому, что он преподает, им передается его восхищение красивыми математическими фактами или изящным способом решения задачи.

Многое из того, что сказано относится и к другим видам обучения математики – кружках, факультативным занятиям (ими я также занимаюсь много лет), но эти формы работы со школьниками не ограничены жесткими временными рамками и не требуют обязательных результатов обучения. Обязательных дополнительных занятий, куда насильственно приглашаются слабоуспевающие ученики, я не провожу, но выделено время для консультаций (чаще всего до уроков, с утра), когда учащиеся могут прийти ко мне со своими вопросами.

Каждый урок в моем нынешнем представлении – маленький спектакль со своим вступлением, кульминацией и развязкой. Я привык его начинать точно со звонком, поэтому прихожу в класс с началом перемены, настраиваюсь и готовлю все необходимое. Все мои ученики, коллеги и администрация школы давно привыкли к тому, что ко мне в класс нельзя войти во время урока или отвлечь меня каким-то иным образом. Это также невозможно, как войти в зрительный зал во время спектакля! Ученики моего первого выпуска до сих пор вспоминают, что за 7 лет моей работы с ними урок математики был отменен только один раз (ни они, ни я уже не помнят по какому поводу).

Уже много лет я не проверяю наличие домашних заданий и мои ученики знают, что любое домашнее задание они имеют право не делать или могут сделать только ту его часть, которую сочтут для себя необходимой. При этом каждый урок начинается с того, что я спрашиваю: «Какие у вас вопросы по домашней работе?» и все заданные ими вопросы обсуждаются. Каждое домашнее задание содержит также одну дополнительную задачу «олимпиадного уровня», как правило, тематически связанную с изучаемым материалом. Школьники, решившие такую задачу могут перед началом урока предъявить свое решение в письменном виде. За каждые две решенные дополнительные задачи ученик получает пятерку.

На самом уроке все подчинено успешному освоению учебного материала, оценки на уроках не ставятся , поэтому нет необходимости вызывать учеников к доске . Для чего обычно вызывают к доске? Для того, чтобы ученик рассказал то, что он выучил или для того, чтобы он решил «с ходу» какую-то задачу. В первом случае неясно чем занимаются остальные школьники: если слушают, то это, как правило, малоэффективный вид работы, а если делают что-то другое, то зачем ученику у доски говорить вслух? Во втором случае, чаще всего из-за недостатка времени, учитель помогает ученику решить задачу, а затем ставит оценку за то, насколько быстро ученик улавливает ход мысли учителя! При этом, значительная часть класса не решает задачу, а переписывает ее с доски.

Решать задачу ученику гораздо комфортнее в тетради, сидя на своем месте. Если школьник хочет высказать свое суждение по обсуждаемому теоретическому вопросу или по решению задачи, то ему дается такая возможность, и он это делает, сидя на своем месте. При необходимости я сам могу воспроизвести на доске то, что говорит школьник, причем сделаю это четко, акцентируя внимание на существенные шаги решения и опуская ненужные подробности. Таким образом – я работаю на доске, а ученики – в тетрадях . При обсуждении теоретического материала, я стараюсь постепенно заполнять доску, ничего не стирая, так, чтобы к концу этой работы можно было по записям на доске восстановить всю логику рассуждений. Мои ученики привыкли, что центральная часть доски отводится под теорию; левое «крыло» – под вводные, устные задания; правое «крыло» – под задания, которые им предстоит выполнить на уроке. Если я хочу, чтобы ученики после самостоятельного решения задачи проверили свои записи, то записываю решение задачи на обратной стороне «крыла».

Поскольку над школьниками на уроке не висит постоянный «призрак оценки», они – раскрепощены, не боятся высказывать свои суждения. За что же ставятся оценки? Прежде всего за текущие письменные самостоятельные работы. Они проводятся, в среднем, один раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут каждая. Для экономии времени, большая часть работ по геометрии проводится на заготовленных листах, где уже записаны условия задач и выполнены чертежи. Тексты остальных работ также выдаются учащимся в виде компьютерной распечатки. В случае, если самостоятельная работа написана учеником неудачно и на то есть объективные причины (болезнь, переутомление, случайный «срыв» хорошо успевающего ученика и пр.) оценка за работу в журнал не выставляется. При этом я являюсь противником , так называемого, «переписывания» самостоятельных и, тем более, контрольных работ , поскольку это снижает уровень ответственности школьников за свою подготовку.

В обязательном порядке выставляются все оценки за письменные контрольные работы по итогам темы . Эти работы содержат «многошаговые» задания, каждое из которых, в зависимости от сложности, оценивается определенным, оговоренным в тексте работы количеством баллов. Тем самым существует возможность оценить не только полное решение задачи, но и любое существенное продвижение . Максимальное количество баллов, которое может набрать школьник, выполняя каждую из таких работ, равно 40. Составление такой контрольной работы предусматривает одновременную разработку учителем критериев оценки (в баллах) каждого задания. Применение такой системы оценки знаний учащихся позволяет сделать эту оценку максимально объективной и дифференцированной . Последнее – особенно существенно, так как при оценке работы школьника по традиционной пятибалльной системе, гораздо труднее как сравнить между собой достижения разных учащихся, так и проследить динамику «роста» каждого из них. Сказанное не исключает выставление в классные журналы и дневники учащихся традиционных оценок за контрольные работы, которые определяются следующим образом: «5» – 38 - 40 баллов (выполнено верно – не менее 95% работы); «4» – 30 - 37 баллов (не менее 75%); «3» – 22 - 29 баллов (не менее 55%).

Каждая самостоятельная или контрольная работа обязательно содержит дополнительную (не обязательную часть), которая выполняется желающими при наличии времени и за которую выставляются только хорошие и отличные оценки. Часть этих заданий плавно «перекочевывают» в необязательное домашнее задание.

Помимо этого, в курсе геометрии (начиная с 8 класса) и в курсе алгебры и математического анализа (начиная с 10 класса) проводятся тематические зачеты по теории . Среди преподавателей математических школ и классов, комплектующихся за счет математически одаренных детей, преобладает точка зрения, что знания по теории учащиеся наиболее эффективно получают в процессе самостоятельного доказательства теорем и решения задач, содержащих важные математические факты, а поэтому их усвоение не требует какого-то дополнительного контроля (система, так называемых, «листочков»). Возможно для таких учащихся это и справедливо. Основной контингент моих учеников составляют учащиеся со средними способностями и не очень высокой степенью начальной подготовленности. Работать с ними по системе «листочков» – означает поставить многих школьников в ситуацию постоянного «неуспеха». Поэтому, в процессе уроков я достаточно подробно обсуждаю с учениками вводимые определения, доказательства теорем и решения базовых задач . Отмечу также, что из-за большой насыщенности программного материала время на уроках весьма дефицитно и вряд ли целесообразно тратить его на опрос отдельных школьников. К тому же, нельзя не учитывать большую нагрузку учащихся и различную скорость освоения ими программного материала, что (даже при наличии времени на уроке) вряд ли делает разумным опрос учащихся по всему материалу предыдущего урока.

Я категорически не приемлю проведение обязательных учебных мероприятий во внеурочное время , поэтому разработал следующую систему проведения зачетов. Не менее, чем за три недели до проведения зачета учащиеся получают список всех основных вопросов темы. За несколько дней до зачета организуются одна – две консультации для тех, кому они нужны. Эти консультации проводятся во внеурочное время, но обязательными ни в коей мере не являются! Непосредственно для проведения зачета класс делится на две подгруппы. Зачет проводится на сдвоенном уроке и совмещен по времени с контрольной работой по последнему из пройденных разделов этой же темы. На каждом из двух уроков одна подгруппа пишет контрольную работу, другая в это время сдает зачет. Таким образом, за один сдвоенный урок каждый ученик класса получает две оценки по теме. Естественно, что в одиночку я не в состоянии за два урока опросить весь класс. На помощь приходят коллеги – учителя математики школы, а также мои выпускники – студенты математических факультетов Вузов. Для проведения зачетов в 8 – 9 классах иногда привлекаются и старшеклассники.

Мною проводится предварительная работа с принимающими зачет : уточняется, на что прежде всего следует обращать внимание в процессе опроса учащихся и совместно составляется список дополнительных вопросов творческого характера. Количество принимающих зачет должно быть таким, чтобы каждый из них опрашивал за 45 минут не более, чем двух – трех учеников. Сам я, как правило, не участвую непосредственно в опросе, чтобы иметь возможность организовывать работу в целом и решать спорные вопросы. Это, помимо прочего, повышает объективность оценки знаний школьников , так как у любого учителя в процессе обучения складывается представление об уровне знаний того или иного ученика, что мешает ему объективно оценить его конкретный ответ по конкретной теме.

Каждая карточка (билет) содержит три или четыре вопроса, часть из которых носит более прикладной характер. Содержание этих вопросов в той или иной степени разбиралось с учащимися в процессе изучения темы. Поэтому полное воспроизведение билета, как правило, обеспечивает оценку «4». Для получения пятерки, чаще всего, необходимо ответить и на дополнительный вопрос. Характер этих вопросов учащимся заранее неизвестен. Естественно, что дополнительные вопросы уточняющего характера могут быть заданы учащимся и в процессе их ответа на вопросы билета, если в этом возникает необходимость. Ученики, не сдавшие зачет, обязаны пересдать его уже во внеурочное время. Для повышения ответственности учащихся за свою подготовку пересдавать положительные оценки (с целью их повышения), как правило, не разрешается.

В последнее время, с появлением компьютерных технологий , появилась возможность сделать свою работу еще более эффективной. Ученики, пропустившие те или иные уроки, могут в любое время получить у меня подробные распечатки текстов этих уроков, а накануне зачета – все желающие могут получить (на дискету или по электронной почте) копии файлов всех уроков по теме.

Кроме того, с помощью коллег и выпускников созданы обучающие и диагностические тесты для ряда тем углубленного курса математики 8 – 9 класса. За несколько дней до проведения тематического зачета учащиеся имеют возможность пройти соответствующее компьютерное тестирование. В результате этого тестирования школьник получает оценку компьютера (которая никуда не заносится, а служит только для самоконтроля), распечатку своих ответов на вопросы и распечатку верных ответов. Такая работа позволяет школьникам выявить пробелы в своих знаниях и устранить их.

Об экзаменах: по окончании 7, 8 и 10 классов мои ученики сдают обязательные письменные экзамены по алгебре (алгебре и математическому анализу), которые я составляю по той же схеме, что и контрольные работы (в 9 и 11 классах предусмотрены соответствующие государственные экзамены).

По геометрии в 9 и 11 классах я провожу устный экзамен. Для части школьников он проходит в традиционной форме (по билетам), но в любом классе у меня есть учащиеся, более «продвинутые» по сравнению со своими одноклассниками. Для этой категории учеников традиционная форма сдачи устных экзаменов не представляет каких-либо трудностей, следовательно, подготовка к ним не дает возможностей для их дальнейшего развития. Сама же традиционная форма экзамена оставляет им мало возможностей продемонстрировать глубину своих знаний по предмету. Поэтому этим школьникам я предлагаю сдавать экзамен по геометрии в форме «защиты реферата». Практика показывает, что в одиннадцатых классах учащихся, выбравших данную форму, оказывается больше, чем в девятых, так как подобная форма работы требует еще и достаточно высокой гуманитарной культуры.

Приведу несколько конкретных примеров тем экзаменационных рефератов. Планиметрия (9 класс): «Три загадочные точки в треугольнике», «Окружности, вписанные в сегменты, и касательные», «Вписанный четырехугольник с перпендикулярными диагоналями», «Композиции геометрических преобразований на плоскости», «Инверсия на плоскости и ее приложения», «Биссектрисы и трисектрисы», «Аксиоматика и ее модели». Стереометрия (11 класс): «Описанные шары», «Вписанные шары», «Сечения в пространственных фигурах», «Геометрия на сфере», «Ортоцентрический тетраэдр, его свойства и признаки», «Равногранный тетраэдр, его свойства и признаки», «Правильная пирамида с совпадающими центрами вписанных и описанных шаров».

Независимо от темы, каждая работа включает в себя:

1) Введение , где показана значимость выбранной темы для ученика. Возможно описание предыстории некоторых классических задач и методов, которые встретятся в работе.

2) Основную часть , где даются все используемые в дальнейшем определения, рассматриваются доказательства теорем, приводятся примеры и т.п.;

3) Практическую часть , где показываются разнообразные применения теории и приводятся решенные задачи;

4) Заключение , где указывается место данной темы в курсе геометрии и возможные межпредметные связи;

Темы, предлагаемые для рефератов можно условно разделить на три типа:

3) «исследовательский», где основным содержанием реферата является цепочка задач, решаемых автором самостоятельно.

Реферат «классификационного » типа предполагает обоснование принципа выбора классификации, ее полноту и достаточно высокий уровень обобщения программного материала (желательно изложение и сравнение различных классификаций). В лучших рефератах этого типа прослеживается наличие внутренней связи между внешне далекими понятиями и хорошо видно место, которое в школьном курсе геометрии занимают основные объекты классификации.

Реферат «познавательного » типа подразумевает изучение его автором достаточно сложного теоретического материала, далеко выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные положения изученного, приведены яркие и «выпуклые» примеры, иллюстрирующие характерные идеи и методы. Желательно, чтобы автор отметил возможность практического применения изложенных идей в областях, казалось бы, далеких от математики.

Реферат «исследовательского » типа требует от автора гораздо большего объема самостоятельной работы. Его основой является исследование свойств и признаков выделенного класса фигур. Материал излагается в виде логически связной цепочки задач, что и определяет глубину исследования. Заключительная часть работы должна содержать обоснование перспективы развития темы.

Необходимо подчеркнуть, что любой реферат, независимо от типа, должен обязательно содержать задачи, решенные его автором самостоятельно.

Работой школьников руководят консультанты : учителя математики или студенты.

Готовый вариант реферата отдается на рецензирование . Экзаменационная комиссия расширяется за счет приглашаемых специалистов и методистов. Экзамен является «открытым», на нем присутствуют желающие одноклассники, учителя школы, представителя Вузов и т.д.

В процессе защиты ученик не воспроизводит полностью свою работу, а кратко излагает содержание реферата, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно. По окончании сообщения автора зачитывается рецензия, после чего члены комиссии задают вопросы. Их цель – выяснить глубину освоения учеником материала и насколько свободно он в нем ориентируется. Защита реферата одним учеником занимает, как правило, от 30 до 45 минут.

Экзаменационная комиссия не ограничивается цифровой оценкой учащегося, а подробно характеризует достоинства и недостатки как самого реферата, так и процесса его защиты.

Совместную работу учеников, учителей и других участников процесса написания и защиты реферата, можно рассматривать как модель исследовательской деятельности в рамках общеобразовательной школы . При удачном осуществлении всех этапов этой работы, учащийся «поднимается» на качественно иной математический уровень, чего не происходит в случае традиционной формы подготовки и сдачи устного экзамена.

Многие мои ученики в дальнейшем выступали с этими же работами на различных научно-практических конференциях школьников.

Описав нетрадиционную форму экзамена по геометрии, я остановился только на одном аспекте внеурочной деятельности. Остальные формы работы более традиционны, это участие моих учеников, начиная с самого раннего возраста, во всевозможных олимпиадах, и математических конкурсах. Некоторые из этих олимпиад (математические регаты, весенний турнир Архимеда) были придуманы мною и моими коллегами для реализации прежде всего учебных целей и ориентированы они не на «особо одаренных», а на самых обычных школьников. Этим, в частности, объясняется и то, что названные соревнования являются командными . Многие школьники, которые еще не «созрели», чтобы решить несколько достаточно сложных задач на какой-то личной олимпиаде, с успехом работают в команде, решая задачи какой-то одной тематики, «генерируя» идеи, которые доводят до конца другие члены команды и т. д.

Групповую форму работы я применяю и в летнем математическом лагере , куда традиционно выезжают желающие старшеклассники нашей школы на протяжении последних восьми лет. Цель занятий в лагере – приобретение навыков решения олимпиадных задач, и, посредством этого, – углубление знаний учащихся в некоторых разделах математики.

На все время проведения занятий учащиеся разбиваются на постоянные команды по 4 – 5 человек, максимально равноценные по своим математическим возможностям. После объявления темы занятия и, если это необходимо, краткой вступительной беседы, каждая команда получает лист – задание, который содержит семь задач: 5 для «классной» и 2 для «домашней» работы. По каждой теме задачи подбираются так, чтобы в процессе их решения и в последующем обсуждении можно было затронуть наиболее существенные аспекты данной темы, а также продемонстрировать приемы, «типичные» для решения задач данной тематики. Задачи одного листа должны быть максимально разнообразны по трудности и содержанию. Условная «ценность» задач отмечается в баллах. Это позволяет членам команды распределить задачи между собой так, чтобы каждый решал то, что соответствует его реальным возможностям.

На решение задач командам отводится 75 – 90 минут, по истечении которых каждая команда подает «заявку» с номерами тех задач, которые его команда решила и готова рассказывать. Исходя из поданных заявок, преподаватель определяет для каждой команды задачи, на которые она имеет приоритет в изложении решения, стараясь предоставить всем максимальные возможности для выступления. На разбор остальных задач каждая команда имеет право выставить оппонента. В функции оппонента, как обычно, входит возможность задавать вопросы докладчику из другой команды, а также возможность опровергать неверные решения. Если одна и та же задача решена разными командами и способы решения принципиально различаются, то заслушиваются представители всех решивших её команд с сохранением за другими командами права на оппонирование. Как за рассказ решения задачи, так и за оппонирование, команда может получить баллы, исходя из объявленной ценности задачи. Если же задача не была решена ни одной из команд, то ее решение разбирает учитель, но и в этом случае командам могут быть начислены какие-то баллы за высказанные верные идеи.

В отличие от похожей процедуры на математическом бое, сумма баллов, полученных командами за одну задачу может превышать ее «ценность»: например, если задача «стоит» пять баллов, то одна команда может получить 4 балла за верное решение с некоторым недочетом, другая – 5 баллов за другой способ решения, а третья команда – 2 балла за грамотно поставленные вопросы, даже если на какие-то из них докладчики сумели ответить. Кроме того, на тематических занятиях жестко не ограничивается количество раз, которое один и тот же член команды может выступать в качестве докладчика или оппонента.

Решения домашних задач сдаются в письменном виде до начала следующего занятия, проверяются по критериям письменной олимпиадной работы, и за них также начисляются баллы. Перед началом каждого занятия подводится итог соревнования по предыдущей теме, то есть объявляется и награждается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Аналогичные итоги подводятся по прошествии каждой недели, в конце которой проводится математическая регата, и по окончании лагерной смены (перед проведением итогового математического боя).

Отдельно остановлюсь на привлечении студентов-математиков к учебному процессу . Эта идея является традиционной для многих математических школ, особенно там, где действует система «листочков». В рамках такой системы студенты становятся преподавателями предмета, обычно называемого «Дополнительная математика», причем иногда – ведущими. Такая практика мне представляется спорной, поскольку, на мой взгляд, решающую роль в обучении играет совокупность многих личных и профессиональных качеств учителя, которое обычно называют «мастерством». Приобретается оно постепенно, в том числе, и работой с различными категориями школьников (а не только с одаренными). В силу возраста и небольшого опыта, ограниченного, как правило, работой с одним классом, мало кто из студентов успевает это мастерство приобрести.

При этом сама идея общения школьников и студентов на «почве математики» является весьма плодотворной , и приносящей много пользы обеим сторонам. В частности, школьники лучше видят свою «ближайшую перспективу». В моей практике студенты, многие из которых являются моими выпускниками, выступают скорее в роли ассистентов: ведут математические кружки, принимают зачеты, консультируют школьников при подготовке исследовательской работы и пр.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что эти заметки – взгляд только одного из двух равноправных участников педагогического процесса – учителя. Понятно, что очень много в успешности процесса обучения зависит от ученика . Будучи молодым учителем, я придавал большое значение математической одаренности школьников, с годами – все больше ценю желание учиться и способность трудиться. В моей практике было множество примеров, когда успеха достигали не самые способные ученики, а те, кто больше этого хотели.

Свой долг я вижу в том, чтобы максимально помочь тем школьникам, которые хотят знать математику.

Наверное, у многих в детстве была боязнь школьной доски. Ощущения, когда все пришли на урок, учительница открыла журнал и собралась выбирать отвечающего. Многие уже сами поднимают руки, просясь отвечать.

И лишь некоторые дети максимально пригнули голову, чтобы их не вызвали к доске. Этих детей небольшое количество, но они есть практически в каждом классе. Но, согласно теории вероятности, тех, кто прячется, чуть ли не под парту, чаще и вызывают к доске.

В этот момент ребенок и краснеет и бледнеет, он ощущает, что земля уходит из под ног, во рту пересыхает. ему кажется, что все презрительно смотрят на него, тихонько насмехаясь. Что уж говорить о домашнем задании. Оно и так не совсем подготовлено, а в данный момент и совсем улетучилось из головы.

Если причина боязни доски в том, что ребенок не выучил домашнее задание, то это не такая уж большая проблема. Нужно просто хорошо подготовить домашнее задание, тогда рассказывать будет не так страшно. Но если проблема сугубо психологическая, когда ребенок думает, что все одноклассники будут из-за него смеяться, что учитель также будет его ругать, то с ней нужно бороться, искать подходы, как данную ситуацию исправить.

Довольно странно также звучит то, что отвечать у доски боятся иногда даже отличницы, у которых часто списывают задания, которые знают материал на отлично, никто над ними не смеется и не осуждает. Но отвечать все равно довольно страшно.

По мнению специалистов, страх отвечать у доски встречается у многих школьников, причем это случается как у младших учеников, так и у подростков. И этот страх очень мешает полноценно учиться. Родители должны обязательно знать о данной проблеме. Ведь если ее не решить, в будущем, во время дальнейшей учебы и жизни, ребенок будет бояться публичных выступлений, будет замыкаться в себе и так далее.

Когда в голове постоянно звучит рефрен «боюсь выходить к доске», нужно прислушаться к рекомендациям экспертов. Во-первых, перед тем, как отправиться к доске, нужно в мыслях посчитать до 5, глубоко вдохнуть и идти вперед. На самом деле стоять перед всем классом не так уж страшно. Просто нужно время для того, чтобы привыкнуть.

Для большей уверенности можно отыскать глаза любимой подруги или друга, и смотреть на него, выкладывая подготовленный материал. Очень хорошо проговаривать перед зеркалом или мамой домашнее задание. Тогда страха удастся избежать. Стоит отметить, что проговаривать вслух нужно и письменные задания, говорить о том, что именно требовалось в данной задаче или примере, какие правила нужно знать, чтобы выполнить определенное упражнение, и так далее.

Полезно пересказывать сказки, рассказы и сочинения. В этом случае родитель может попросить ребенка, чтобы он высказал собственное мнение от прочитанного. Если это младший школьник, то пусть придумает собственное окончание сказки, и так далее. Главное – чтобы из каждого материала был сделан вывод, который поможет ребенку в дальнейшей жизни.

При подготовке материала в больших объемах, для того, чтобы легче он запоминался, можно составить план и мысленно следовать ему. Таким способом, и на уроке ребенок будет придерживаться плана. Привычку составлять план можно попытаться выработать еще у младших классах, тогда будет легче выходить перед большой аудиторией.

Когда же ребенок чувствует неуверенность, тревожность, которая еще не переросла в устойчивый страх, то ребенку можно дать несколько советов:

— нужно постараться представить, что с каждым шагом уверенность все растет;

— перед тем, как начать рассказ, нужно сделать глубокий вдох и медленный выдох;

— после этого нужно спокойно отвечать. Не стоит переживать, какие-то моменты забыты. Вокруг близкие одноклассники, которые также могут ошибаться.

Когда же боятся выходить к доске старшие школьники, то им можно посоветовать вести себя следующим образом:

— Для начала нужно попытаться вспомнить те моменты, при которых ребенок чувствовал себя спокойно.

— Во время рассказа нужно стараться следить за своим голосом, не стоит говорить слишком быстро, тогда в голосе будет чувствоваться определенное волнение и напряжение. Уверенно сказанные фразы, несомненно, будут оцененные учителем.

— Важно после ответа научится оценивать себя: что получилось, а что нет, на какие моменты нужно обратить внимание, что требует усиленного внимания. Возможно, на определенные ошибки может обратить внимание учитель. Он же посоветует, что нужно сделать для того, чтобы в следующий раз страха перед аудиторией не было.

Кода же у ребенка недостаточно знаний, нужно или самостоятельно заниматься с ребенком, либо нанять ему репетитора, которые поможет ему, поднимет его уровень. Младшему школьнику можно организовать школу дома. Для этого потребуется импровизированная доска, к которой нужно будет ребенка вызывать, за хорошо раскрытую тему ставить ему оценки. Можно предложить поменяться ролями, когда ребенок превратиться в строгого учителя, а мама – в испуганного школьника, которому страшно выйти к доске. Пусть ребенок даст свои рекомендации, как справиться с боязнью.

Специалисты стеснительным деткам рекомендуют снять напряжения с тела. Ведь случаются и такие ситуации, когда ученик выходит к доске, а его сверстники строят ему рожицы, показывают язык и так далее, в итоге ребенок закрывается в себе, не говоря ни слова.

Поэтому для достижения спокойного состояния нужно выполнить следующие упражнения:

Перед началом занятия нужно выполнять перед уроком, экзаменом или выступлением перед огромной аудиторией. Оно помогает сохранить душевное равновесие, помогает сосредоточиться в любой ситуации. Для его выполнения нужно поставить руки так, чтобы они находились параллельно к полу.

Затем следует скрестить их таким способом, чтобы ладони сошлись вместе, а пальцы скрестились.

Руки нужно согнуть в локтях, опустить кисти внутрь и прижать к груди, чтобы они были направлены вниз.

Язык в это время должен находиться прижатым к твердому небу, за верхними зубами. Глаза в это время нужно поднять вверх. В этом положении нужно замереть на несколько минут. Обязательно нужно следить за своим дыханием. Оно должно быть спокойным и уравновешенным.

Вторая часть данного упражнения состоит в том, чтобы соединить пальцы рук таким образом, чтобы большие пальцы были параллельно поставлены полу, а остальные направить вниз. Руки направить в район живота. В таком положении нужно находится около 2 минут. В это время следует максимально расслабить каждую клетку тела.

Значительно повысить внимание, расслабиться и набраться сил поможет упражнение, которое называют «Энергитезатор». Оно также поможет снять стресс во время долгого сидения за партой.

Для его выполнения нужно сесть за стол, положить руки таким способом, чтобы пальцы были направлены немного вперед и друг другу. Голову положить на стол, затем во время вдоха нужно поднять лоб, шею и спину так, будто этими частями тела нужно толкать мяч.

Опускать голову нужно так же само спокойно, но при выдохе. Упражнение нужно выполнять 3-4 раза. Стоит во время выполнения обращать внимание на дыхание, которое должно быть синхронным по отношению к работе.

Боязнь доски у некоторых детей проходит с возрастом, когда человек набирается опыта. В этом случае для него ответ у доски будет обычным делом. Главное- вовремя выделить проблему и начать работать над ней. Ведь встречаются дети, которые боятся рассказать о своих страхах родителям. Они боятся что их не поймут и засмеют. В этом случае должен быть внимательный классный руководитель или же учитель, который видит, что ребенок владеет материалом, но боится выйти перед всеми.

Большинство детей в подростковом возрасте имеют проблемы с кожей. Поэтому они боятся выйти перед всеми одноклассниками, и показать какие – либо дефекты. Особенно это касается девушек, они стесняются поднять глаза, посмотреть уверенно на аудиторию, они так и продолжают стоять с опущенной головой. Учителя, чувствуя это, иногда разрешают пересказывать сочинение или другое задание со своего рабочего места.

Если же ни один из вышеуказанных способов не помогает, нужно записаться на прием к профессиональному психологу, который подскажет, что нужно делать, подберет методику и приемы, которые помогут побороть эту ненавистную проблему.

Какие бы инновационные методы и компьютерные технологии ни внедряли учителя в ходе современных уроков, они ни в не собираются отказываться от традиционных, проверенных временем способов работы с детьми. Педагоги единодушно заявляют о том, что даже в век ИКТ, ОГЭ и ЕГЭ необходимость вызывать учеников к доске не потеряла своей актуальности.

Ответы у доски: плюсы и минус

Доска и мел являются основным средством обучения на многих уроках. Они позволяют проводить фронтальную работу со всем классом, осуществлять индивидуальную проверку уровня знаний школьников, вести постоянный диалог с детьми. Практика регулярного использования ответов школьников у доски имеет много положительных сторон, поскольку способствует:

  • , их умения оперировать научными терминами;
  • формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, проверять глубину своих знаний на деле;
  • формированию у учеников навыков самопроверки, самооценивания;
  • воспитанию культуры выступления перед аудиторией, умения контролировать свои эмоции, не нервничать;
  • (ведь в любом случае, самостоятельно или с помощью учителя, но ученик доводит решение до логического завершения; при этом он ощущает чувство удовлетворения собой, радость от того, что он справился).

Особая ценность ответа у доски в том, что все действия и размышления ученика контролируются непосредственно в ходе выступления, поэтому любые неточности, неверный ход мыслей и т.п. замечаются сразу же и указываются на них ребенку, проводится их анализ и поиск верного решения. Эти ошибки исправляются безотлагательно, с участием отвечающего.

Такое почти невозможно в ходе , ведь ее результаты определяются уже в отсутствие учеников в классе. Использование еще больше проигрывает в практической значимости, поскольку в процессе их выполнения есть определенный процент «угаданных» ответов, чего не бывает при решении у доски.

Единственное, в чем ответы у доски проигрывают современным технологиям — это невозможность за короткий промежуток опросить большое количество учеников.

Как выбрать, кого вызвать к доске

Опытный педагог никогда не вызывает учеников к доске по случайному выбору. Этот момент должен быть обдуман, как и ход самого урока. Рассмотрим основные принципы определения того, кто пойдет отвечать к доске.

По списку учеников в журнале

Довольно часто основным ориентиром служит классный журнал. Во многих фильмах о школе демонстрируют именно этот способ вызова к доске, сопровождая его фразами, типа: «Начнем с буквы А» или «Кто у нас дальше по списку?». Иногда даже показывают, как учитель наугад тычет ручкой в список учеников и выбирает того, кто пойдет к доске.

На практике такое недопустимо. При подобном формальном подходе эффективность этой формы работы очень низкая. Часто смышленые ученики быстро «просчитывают» систему вызова по списку и заранее знают, когда им придется отвечать. Поэтому они лучше готовятся к нужному уроку, а на последующих занятиях откровенно филонят.

Вызывать к доске по списку можно только в том случае, если планируется опросить весь класс и цель такого опроса заключается в тренировочных упражнениях для закрепления навыка выполнения определенного задания. Это возможно на или уроках применения знаний, умений и навыков. В таком случае детям предлагается произвести действия по указанному образцу.

Также по списку можно вызывать к доске во время фронтального опроса на этапе актуализации знаний. Для этого готовятся задания, которые требуют очень краткого и быстрого ответа. При этом соблюдение списка позволяет даже лучше организовать и ускорить процесс, ведь каждый ребенок знает порядок своего выхода и заранее готовится к нему.

Оценки в классном журнале

Наиболее распространенный критерий для выбора ученика, который пойдет отвечать к доске, это его оценки. Причем, не надо ориентироваться на их количество. Конечно, очень важна для осуществления объективного тематического оценивания, но эту задачу как раз лучше решать с помощью .

Гораздо важнее обратить внимание на того ученика, чьи оценки резко изменились за короткое время. В таком случае необходимо пригласить его к доске, чтобы, прослушав ход его размышлений во время ответа, определить появившиеся проблемы.

Еще одна причина, по которой нужно вызвать ребенка к доске - необходимость немного «подтянуть» его результаты перед тематическим оцениванием. Работая под контролем учителя, ученик выполнит задание лучше, чем самостоятельно. К тому же ответ перед аудиторией обязывает быть точным в формулировках, объяснять свои действия и аргументировать выводы. При таких условиях ученик лучше разберется в изучаемом материале, закрепит свои знания.

Психологические аспекты

Часто учитель следит за реакцией школьников на его вопрос. Если кто-то из них заметно волнуется, пытается отвести взгляд в сторону, спрятаться за спину своих товарищей — это верный признак того, что он чувствует неуверенность в своих знаниях. По возможности такого ученика нужно пригласить к доске, чтобы помочь ему разобраться в учебном материале. При этом важно обеспечить доброжелательную атмосферу, без упреков и замечаний по поводу недостатка знаний у ребенка.

Учитель должен выявлять таких учеников в классе и обязательно приглашать их к доске. В подобной ситуации не рекомендуется давать сложные задания и лучше не вызывать их первыми, а лишь после того, как одноклассники уже решили подобные задания у доски. Постепенно появится уверенность в своих силах, а тревога и негативные эмоции от необходимости выступать перед аудиторией пройдут.

Также педагогу необходимо работать с детьми, которые не проявляют интереса к учебе, пытаются отлынивать от работы на уроке. В этом случае нужно стараться увлечь их, предлагая интересные задания. Или же следует довольно часто вызывать их к доске, чтобы ребята привыкли к постоянной загруженности в ходе занятий. К тому же, впоследствии проявится и другой результат. Работая в таком режиме, дети научатся разбираться в учебном материале, а вслед за этим изменят и свое отношение к школьному предмету.

Педагогические цели

Выбор учеников, которых планируется вызвать к доске на уроке, зависит от того, какие педагогические цели необходимо достигнуть в ходе этой работы.

  • Выявить, как дети готовятся к уроку, контролировать этот процесс.

К доске вызывают школьников, которые часто не выполняют домашнее задание или допускают в нем ошибки. Для профилактики нужно периодически опрашивать весь класс.

В таком случае к доске лучше вызывать учеников с высоким уровнем знаний, которые могут логически рассуждать, строить цепочку умозаключений, обосновывать свои действия, давать комментарии.

  • Контролировать степень усвоения детьми учебного материала по теме.

Выбор нужно остановить на школьниках, которые показывают плохие или нестабильные результаты при написании самостоятельных и проверочных работ, часто пропускали занятия во время изучения темы. Это самая важная причина, по которой необходимо вызывать к доске. Иногда можно одного и того же ребенка опрашивать несколько уроков подряд — главное, добиться, чтобы он понял учебный материал и научился правильно применять его на практике.

Возможные проблемы

Учитель должен знать о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при организации работы учеников у доски. Как правило, чаще всего нравиться отвечать у доски отличникам, которые хорошо знают материал и любят показывать свои знания перед другими. Они просятся к доске сами и могут обидеться, если учитель их не вызывает .

Иногда после этого ребенок может демонстративно отказаться работать на уроке, и даже перестать интересоваться школьным предметом. Чтобы избежать таких последствий, нужно правильно строить работу с отличниками:

  • предложить им выступить в роле консультантов, которые должны следить за ходом ответа своих одноклассников у доски, выявлять и исправлять их ошибки;
  • вызывать несколько учеников одновременно, давая им (отличники работают над заданиями повышенной сложности, пока учитель будет опрашивать других учеников у доски);
  • приглашать к доске для работы над новым материалом.

Отличники должны понимать, что учитель не игнорирует их, а предлагает им наиболее сложные задания, что способствует их интеллектуальному развитию.

Другая проблема связана с детьми, которые могут отказаться выходить к доске или позволяют себе во время ответа шутки и кривляния . Учителю необходимо проявить терпение и ни в коем случае не отказываться от работы с ними.

Вызывая таких детей к доске, следует быть очень тактичным, оказывать им помощь вовремя ответа. Нельзя допускать, чтобы возникали неловкости или долгие паузы. Обязательно нужно хвалить ребенка, отмечать любые его достижения.

Также определенный сложности могут возникнуть, если учитель неправильно представляет себе методику организации работы учеников у доски. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы всего лишь один ребенок «был занят делом», а остальные просто списывали с доски уже готовое решение. Все дети в классе должны оставаться активными участниками урока. Учитель может задавать уточняющие вопросы по теме задания, предложить найти другой вариант решения, объяснить действия отвечающего, прокомментировать ход его размышлений и т.д.

Вызов к доске никогда не должен рассматриваться как наказание за невыученный урок или плохое поведение за партой. Работа у доски — одна из форм работы, которая направлена на прочное усвоение теоретического материала и помогает учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, чтобы улучшить его уровень усвоения образовательной программы.