Составитель: Рейтер Марина Юрьевна,

заместитель директора по УВР

Формы работы с родителями

I. Посещение семьи школьника.

В работе с родителями надо сочетать коллективные и индивидуальные формы. Наиболее распространенной формой является посещение семьи школьника.

Здесь учитель знакомится с условиями жизни своего ученика. Из бесед с родителями и другими членами семьи он получает представление о характере ученика, его интересах и склонностях, об отношениях его с родителями, старшими и младшими членами семьи. Учитель дает советы родителям по организации выполнения их детьми домашних заданий, режиму дня и правилам личной гигиены; информирует их об успеваемости и дисциплине ученика в школе, его успехах в общественно-полезном труде.

Если классный руководитель впервые начинает работу в классе, первое посещение семьи ученика обычно проводится до начала учебного года или в начале первой четверти.

При первом посещении ученика надо обратить внимание на следующие вопросы:

1) наличие у ученика учебного места;

2) как содержатся его учебные принадлежности;

3) выполняется ли режим дня;

4) что читает ученик, есть ли у него список литературы для внеклассного чтения;

5) какие обязанности в семье выполняет ребенок, как помогает родителям по дому и по хозяйству;

6) чем любит заниматься ученик после уроков, какие кружки и секции он посещает;

7) чем и как поощряют ученика родители, какая система наказаний есть в семье;

8) есть ли единство требований матери и отца к ребенку;

9) как родители проверяют дневник, тетради и выполнение учеником домашних заданий;

10) какие формы совместного отдыха практикуют в семье: прогулки, рыбалки, экскурсии, туристические поездки.

Посещения на дому могут быть вызваны определенными причинами. Например, ученик заболел и пропустил несколько занятий по неизвестным причинам, или он совершилнедостойный поступок, или запустил учебу. Во время посещений детей на дому учитель накапливает ценный материал о взаимоотношениях детей и родителей, а затем использует его при проведении других форм работы (родительских собраний, конференций, диспутов и др.).

II. Приглашение родителей в школу.

Учитель не всегда имеет возможность посетить семью школьника, но может возникнуть необходимость обсудить успеваемость и дисциплину ребенка или договориться с родителями об организации какого-нибудь внеклассного мероприятия, ремонте класса и т. д.

Не следует при встрече только жаловаться на ученика, надо продумать и дать родителям совет, как исправить те или иные недостатки в его поведении и учебе. Можно регулярно (1 раз в неделю, по определенным дням) проводить День открытых дверей, когда родители сами могут прийти в школу без вызова учителя за его помощью или советом. В этот день родители могут также встретиться с учителями-предметниками.

III. Переписка с родителями.

Дневник школьника есть средство общения классного руководителя и родителей ученика. Здесь помимо оценок и успеваемости классный руководитель может делать записи по его дисциплине, отмечать хорошие дела, выносить благодарности, сообщать родителям о предстоящих классных делах, приглашать их в школу. Можно посылать записки с более подробным сообщением и так же, в письменной форме, получать ответ родителей.

IV. Классные родительские собрания.

Обычно в году проводится пять родительских собраний. Первое – в начале учебного года, а затем в конце каждой учебной четверти.

На первом собрании учитель сообщает о задачах на новый учебный год, говорит о режиме дня, расписании уроков, об учителях-предметниках, о единстве требований семьи и школы, об организации питания, школьной и физкультурной форме, о распределении поручений среди учащихся и др.

Следующие собрания, кроме сообщения итогов успеваемости, должны быть тематическими. Цель их – вооружать родителей конкретными педагогическими знаниями, знакомить с опытом воспитания детей в других семьях. Примерная тематика таких собраний приведена в данном пособии. Тематические собрания проводятся обычно по такому плану:

1) доклад или лекция учителя,

2) выступления родителей (заранее подготовленных) по теме собрания,

3) обмен опытом, выступления других родителей,

Не следует превращать собрание в судилище над родителями неуспевающих или недисциплинированных учеников. На такие собрания родители стараются не приходить или, побывав на них, прибегают к телесным наказаниям своих детей. Плодотворно проходят совместные собрания родителей и учащихся класса, где после обсуждения определенной темы учащиеся демонстрируют свои достижения в учебе и труде, рассказывают о занятиях в кружках и секциях, участии в художественной самодеятельности.

V. Вечера вопросов и ответов.

Родители заранее готовят письменно свои вопросы и передают их классному руководителю через детей. Учитель может пригласить специалистов (педагогов, медиков, спортсменов, работников детской комнаты милиции, юристов). В ходе беседы может возникнуть диалог, в результате которого будут рассмотрены возникшие вопросы.

VI. Конференции по обмену опытом воспитания детей.

Учитель заранее выявляет наиболее интересный и ценный опыт семейного воспитания, договаривается с родителями об их участии в обмене опытом, помогает им грамотно его изложить, рекомендует нужную литературу. Тема конференции должна быть конкретной, интересной. Например:

– Как приучить детей к труду.

– Как мы помогаем детям хорошо учиться.

– О культуре поведения школьника.

– Об организации внеклассного чтения.

– О поощрениях и наказаниях в семье.

И др.

Конференции проводятся по такому плану:

1) вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции;

2) краткие доклады (сообщения) родителей по теме конференции;

3) выступления родителей по заслушанным докладам;

4) подведение итогов классным руководителем.

В каждой семье возникает много трудностей в процессе воспитания. Важно показать здесь пути их преодоления, опираясь на опыт семейного воспитания.

В заключительном слове можно предложить родителям рекомендации и памятки по рассматриваемой теме. К конференции следует подготовить выставку педагогической литературы, можно использовать фрагменты кинофильмов, где показаны различные жизненные ситуации. Это поможет оживить активность участников. Можно использовать чтение отрывков из художественной литературы, где показаны эпизоды общения детей и родителей, положительные и отрицательные поступки детей и реакция на них родителей.

Чтобы заинтересовать родителей чтением педагогической литературы, надо сделать ее краткий обзор. Классный руководитель в заключительном слове рассказывает о содержании выставленных книг, показывает их оформление, зачитывает интересные места.

VII. Работа с активом родителей.

На первом родительском собрании выбирается родительский комитет класса, распределяются между ними обязанности: ответственный за всеобуч, за культурный досуг, за санитарно-хозяйственную работу; составляется план их работы, который согласуется с планом классного руководителя. Члены родительского комитета помогают учителю в проведении ремонта класса, подготовке и проведении классных вечеров и утренников, участвуют в турпоходах и турпоездках, посещают семьи на дому с целью выполнения закона о всеобуче, могут взять шефство над отдельными учениками, помогать им налаживать дисциплину и успеваемость. Это главные помощники учителя в работе с классом и семьями учащихся.

Задачии функциисовременного

семейноговоспитания

Особенности современной социально-педагогической ситуации. Идеи демократизации и гуманизации воспитания.

Закон Российской Федерации «Об образовании» об определяющем значении в формировании личности социума, общественной среды, семьи.

Забота родителей о здоровье, нравственности и развитии способностей детей – основная задача семейного воспитания.

Функции семейного воспитания в условиях гуманизации:

приобщение воспитанников к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирования духовности и нравственности;

социальная защита жизни, здоровья детей, создание условий для развития ребенка как субъекта культуры;

оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении.

Известно, что определяющее значение в формировании личности ребенка имеют общественная среда, семья, а школа и другие подобные учреждения направляют этот процесс в русло конкретных педагогических задач. «Я, – писал драматург и писатель Виктор Розов, – придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры. Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати-поле. Дом – это место, переступая порог которого ты сбрасываешь всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь, набираешься сил для дня грядущего. И сколько бы мне ни говорили о воспитательном значении школы и других организаций, все-таки основы формирования духовного мира человека начинаются в семье».

Семья, как и школа, – это своего рода посредник между формирующейся личностью ребенка и обществом. Значит, родители должны иметь представление о целях и задачах, конечном результате воспитания, что поможет в воспитании собственного ребенка. А то на заданные родителям подобные вопросы можно услышать лишь один ответ: хочу, чтоб мой ребенок был хорошим человеком и все! Воспитание должно подготовить сегодняшнего ребенка и завтрашнего гражданина к жизни и работе в обществе. В законе Российской Федерации «Об образовании» записано, что мы должны обеспечить «формирование человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур». Родителям необходимо проектировать те качества, которые понадобятся ребенку для жизни в будущем. Но как их определить? Цель воспитания обусловливается и порождается особенностями современной социально-педагоги-ческой ситуации, ведь воспитание – зеркало (своего общества).

Современная социально-педагогическая ситуация отличается большой сложностью и противоречивостью. С тревогой и беспокойством, умом и сердцем учителя и родители пытаются осмыслить сущность происходящих процессов во всех сферах нашей жизни, более конкретно представить в этих сложных условиях новые нравственные и гражданские ориентиры.

Традиционная политика воспитания в современных условиях оказалась малопродуктивной, мы наблюдаем резкое обострение воспитательных проблем, усиление негативных явлений в молодежной и школьной среде. Причины содержатся как в экономической нестабильности и духовном разладе условий в обществе, так и в деятельности воспитательных учреждений.

Так, наблюдаются факты массового нарушения прав детей при приеме в учебные и дошкольные учреждения, «скрытый» отсев, всевозможная «селекция», в том числе по признакам материального положения. О равнодушии современной массовой школы к судьбам подрастающего поколения убедительно говорят следующие данные: уже в 1993 г. 1,7 млн. детей школьного возраста оказались «на улице», не получив никакого образования. Сегодня несколько утрачены даже такие, несомненно, значимые завоевания советского периода, как доступность образования, осуществление школой своих воспитательных функций и других ее достижений.

Молодые люди понимают, что нестабильность современного периода – не обычный спад социально-экономической сферы, а глубокий общий кризис, который обнаруживается в расстройстве потребительского рынка, разбалансированности экономики, инфляции, резком снижении производственной дисциплины, господстве «теневой» экономики, спекуляции. Все это становится причиной дефицита духовности, резкого спада интереса к учебе, труду, пренебрежение элементарными нормами нравственности. Многих учеников школ отличает бездуховность, эмоциональная напряженность, агрессивность, склонность к эгоизму, зависти, потребительству. Вместо стремления к созиданию доминирует страсть к распределению и перераспределению.

Наряду с теми, кто думает получить фундаментальное образование и именно таким образом обеспечить себе достойное будущее, многие ребята уже сегодня пытаются заниматься улучшением своего материального положения (причем последних не меньше, а то и больше). В основном это подростки из малообеспеченных семей с низким уровнем достатка.

Ассортименты магазинов, ломящихся от дорогостоящей прекрасной продукции, с низкой зарплатой родителей, выбивающихся из сил, чтобы прокормить семью, рождает понятное чувство протеста в душе школьника, желающего «жить, как все – ездить на красивой машине, есть вкусные продукты, носить нарядную одежду». Путь к достижению всего этого через собственные знания, тяжелую работу долог и очень труден, тем более, что награда может оказаться слишком скудной, если тебе не повезет устроиться куда-нибудь в иностранную фирму, уехать за границу или попасть в процветающее отечественное предприятие, организацию. Гораздо проще попытаться украсть, отнять, «разделить» с кем-то его достаток, морально оправдывая свои действия рассуждением о неправедности путей приобретения большого капитала, – ведь не нищих грабит бывший подросток...

Наблюдаются процессы отчуждения, необщительности среди сверстников, утрата традиций. Это усугубляется неподготовленностью основной массы населения к вступлению в рыночные отношения, ориентированные на многообразие форм собственности, личную инициативу, обогащение, предпринимательство.

Рынок – это сфера деловых альтернатив предпринимательского риска, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявление незаурядности ума. Для молодых рынок может стать стимулом развития чувства хозяина, самостоятельности, самодеятельности.

В условиях рынка находят себя люди грамотные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, умеющие быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений.

Новые способы жизнедеятельности в условиях рынка потребуют изменения ценностных ориентаций молодых. Растет безработица, преступность, наркомания.

Безрадостная картина, открывающаяся за стенами школы, не может не пугать ее питомцев, поэтому не удивительно, что современные дети думают больше о том, на что они будут жить завтра, а не о «разумном, добром, вечном».

В это трудное время одной из сил, которая способна обеспечить гражданское согласие, является культура. Но в ней происходят опасные рыночные тенденции: коммерциализация культуры, литературы, искусства Законы рынка, меркантильная ориентация уже привели к значительному снижению качества произведений серьезной литературы, музыки, живописи.

Происходят серьезные перемены в детской и молодежной культуре. В последние годы настоящая литература резко утратила прежнюю значимость для общества в целом и молодежи в частности, она перестала быть «учителем жизни», так как не могла успеть и не успевала за общественными переменами. Не оставив юным времени на размышление над «вопросами вечности», действительность заставила одновременно отказаться от опыта родителей, запечатленного в книгах, – новое время требует новых решений. Один за другим закрываются детские клубы, вытесняемые коммерцией из удобных помещений на окраины и в подвалы. Распались многие из бесплатных кружков, оставшиеся перешли на хозрасчет. Разрушается старая государственная общедоступная система (которая строилась по принципу: «всем поровну, сколько достанется»). Формируется новая коммерческая, дорогая, элитная (дающая «за дорого» и не всем, а только избранным). Пока же обычный (и даже одаренный) ребенок из малоимущей семьи никому, кроме своих родителей, не нужен.

Глубокое влияние на социально-экономическую обстановку в стране оказывает сегодня обострение национальных конфликтов и религиозных противоборств, в которые втянуты подростки и молодежь. Под влиянием жизненных трудностей молодежные национальные движения порой выливаются в национал-шовинизм. Размываются понятия «Родина», «патриотизм». Страна стала «вулканом народов», и, как следствие, часть молодых отошла от принципа интернационализма.

Среди многочисленных факторов, негативно влияющих на молодежь, особо выделяются: отчуждение личности от общества, от национальных и культурных традиций; низкий статус образования и интеллектуальной деятельности в обществе; падение нравственности среди взрослых и молодежи; кризис семьи и семейного воспитания; ухудшение здоровья населения; социально-полити-ческие и экономические противоречия. Не менее опасен психологический настрой, характерный для определенной части молодежи: пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем, нежелание добросовестно трудиться.

Такая ситуация требует формирования особого типа личности, для которой характерна порядочность, справедливость, чувство человеческого достоинства. Если в самосознании и поведении молодых не будет этих качеств, цивилизованные рыночные отношения будут обречены на провал. Воспитание высоких нравственных качеств становится непременным условием подготовки деловых людей, способных возродить и развивать экономику.

Таким образом, общественное развитие привело к иному, чем прежде, осмыслению задач воспитания молодежи, вызвало необходимость его радикального обновления. Смысл изменения системы воспитания в стране, в условиях гуманизации и демократизации общественной жизни, радикальной экономической реформы, в ее гуманизации и демократизации, когда в совершенствовании человека видят не средство благополучия общества, а цель общественной жизни, когда развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сил человека. В статье 14 закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о том, что система образования и воспитания должна быть ориентирована «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Следовательно, главная цель воспитания сегодня заключается в развитии личности, ее способностей, дарований, таланта.

Гуманизация – это поворот к ребенку, уважение его личного достоинства, доверие к нему, принятие его личных целей, запросов и интересов. Общей основой воспитания должна стать не какая-то конкретная идеология, а общечеловеческие ценности. Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду понятие «добра», как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре. Что же это за общечеловеческие ценности?

Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.

Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, обоготворение матери.

Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.

Демократизация школы, превращение ее в открытую систему несет изменение общественной позиции педагога, его взаимоотношений с семьей. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья сегодня в значительной степени потеряла многие свойственные ей прежде функции, и процесс восстановления ее воспитательных функций идет медленно. В изменяющейся обстановке меняется роль, функции и задачи семейного воспитания.

Важнейшими функциями семейного воспитания в условиях гуманизации становятся:

1. Приобщение детей к ценностям гуманистической культуры, на этой основе формирование духовности и нравственности. Родители могут помочь ребенку в усвоении и принятии им норм общечеловеческой морали, в накоплении эмоционально окрашенных ситуаций гуманного поведения, в ориентации среди произведений литературы, музыки, живописи.

2. Социальная защита жизни, здоровья детей. Трудно вспомнить время, когда ребенок чувствовал бы столь остро свою социальную незащищенность, как в последние 2–3 года. Очень тяжело ребенку в обществе. Первая задача родителей – защитить ребенка от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества и тем самым создать условия для свободного развития его духовных и физических сил. Защитником ребенка в семье выступает прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры.

3. Семья в большей степени, чем это было вчера, должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, большую часть дня, проведенную в коллективе, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, может быть, несколько «заторможенный» в сравнении с бурной, динамичной школьной жизнью, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы. Родителям необходимо прикладывать усилия для принятия детьми здорового образа жизни, укрепления физических сил детей.

4. Оказание помощи ребенку в развитии его творческого потенциала, склонностей, способностей в жизненном самоопределении. Родители имеют большие возможности в выявлении индивидуальных интересов детей, расширении их познавательного и культурного кругозора. Задача семьи – помочь ребенку в выборе кружков, спортивных секций, клубов, организовать совместный отдых. Социальная среда, окружающая детей, кажется им притягательной и таинственной, полной неожиданностей. Взрослым необходимо способствовать воспитанию у детей ответственности за дела и поступки, которые они совершают. Важно поддержать детей, умело направить их азарт, бескомпромиссность, энергию в русло сознательной деятельности. Без полноценного семейного воспитания невозможно вырастить духовно развитую личность, продолжателя традиции общества и народа.

Форма проведения – лекция-диалог.

В начале лекции родители на листочках письменно отвечают на вопрос: «Каково ваше личное мнение по поводу трудностей современной семьи?» В конце лекции каждый сопоставляет свое мнение с материалами, изложенными учителем, организуется общее обсуждение.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».

2. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)// Вестник образования. 1991. №8.

3. Андреев. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Изд-во Казанского университета, 1998. Глава 7.

4. Гурова Р. Вопрос вопросов – кого мы хотим воспитать// Воспитание школьников. 1991. №2.

5. Караковский В. A. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

6. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 1999.

7. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования// Народное образование.1995. №6.

Несколько ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

1. Хорошо или плохо идёт воспитание – об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребёнок сказать: “Я счастлив!”.

2. Не слишком надейтесь на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребёнка.

3. Ваш ребёнок добивается свободы от родителей? Значит, в семье что-то не в порядке, в хорошей семье дети чувствуют себя свободными, им и в голову не приходит восставать против родителей.

4. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на путь ребёнка.

5. Когда мы говорим с детьми, мы всегда уверены в том, что это и есть истина, но мы не замечаем, что иногда срамимся в глазах своих детей. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте.

6. Присматривать за детьми надо, безнадзорных детей может подстеречь беда.

7. Учитесь управлять своей интонацией, безошибочная интонация может сгладить даже педагогическую ошибку.

8. Чаще говорите ребёнку главные слова: “Не горюй! Не уны-вай! Не бойся! Не пищи!”.

9. Защищать или не защищать своего ребёнка от обидчиков – один из самых трудных вопросов воспитания, но не оставляйте его одного, если чувствуете, что он обижен.

10. Иногда дети принимают все школьные неприятности слишком близко к сердцу. Постоянно учите их различать, что важно, а что не очень.

11. Если дети слишком увлечены телевизором: не ходят гулять и потеряли друзей, то телевизор должен... сломаться. Хотя бы на 2–3 месяца, пока дети не придут в себя. А как же взрослые? Воспитание детей, как искусство, требует жертв.

12. Вспомните, давно ли слышали смех в вашем доме? Чем чаще смеются дети, тем лучше идёт воспитание.

13. Джон Стейнбек говорил: “Мальчик становится мужчиной, когда возникнет необходимость в мужчине”. Хотите вырастить мужчину – создавайте такую необходимость в доме.

14. Вы пришли домой и увидели, что ваш восьмилетний сын и его гости буквально разгромили дом. Поймём, что злого умысла не было: просто играли дети в прятки, воспользуемся этим случаем, чтобы сказать: “Ничего, давай убирать вместе”.

15. Говорите сыну или дочери: “Людям должно быть с тобой легко”. Не бойтесь повторять это.

16. Никогда не попрекайте ребёнка ни возрастом: “Ты уже большой!”, ни полом: “А ещё мальчик!”, ни куском хлеба: “Мы тебя кормим, поим”.

17. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

18. Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить детей бывает трудно. Хвалите ребёнка, но ещё чаще хвалите людей в его присутствии.

19. Руссо считал, что ребёнок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько они будут с ним хороши.

20. Родителей раздражает, когда дети их не слушаются с первого слова. Научитесь повторять просьбу без раздражения и увидите, как спокойно станет в вашем доме.

21. Когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов: “Ты всегда”, “Ты вообще”, “Вечно ты”... Ваш ребёнок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня сделал что-то не так, об этом и скажите ему.

22. Есть дети, которых не возьмёшь ни наказаниями, ни добром, но великодушное отношение в конце концов спасает их.

23. Как? Вы ещё ставите ребёнка в угол? Это уже не делает никто в Европе. Вы безнадёжно отстали от педагогической моды.

24. Когда ребёнок выходит из дому, обязательно проводите его до двери и скажите на дорогу: “Не торопись, будь осторожен”. Это надо повторять столько раз, сколько раз ребёнок выходит из дому.

25. Говорят: “Как пройдёт первый день года, так пройдёт весь год”. Хвалите ребёнка с утра до вечера!

26. Внушайте ребёнку давно известную формулу психического здоровья: “Ты хорош, но не лучше других”.

27. Скажите ребёнку: “Не будь чистюлей – в классе не любят чистюль, не будь грязнулей – в классе не любят грязнуль. Будь попросту аккуратным”.

28. Обычно, когда ребёнок возвращается из школы, его спрашивают: “Тебя вызывали? А какую отметку получил?”. Лучше спросите его: “Что сегодня было интересного?”.

СЕМЬЯ – ГЛАВНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Начало обучения в школе характеризует выход ребенка из-под тотального влияния семьи. Возникает много ситуаций, где поступки ребенка перестают контролироваться родителями. К тому же появляется другой взрослый – Учитель, – авторитет которого в начальной школе часто превосходит авторитет родителей.

Несмотря на это, семья для ребенка продолжает оставаться одним из самых важных факторов полноценного психосоциального развития. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры служат моделями поведения, а с другой – поощряют или наказывают детей.

Однако часть родителей с началом школьного обучения ребенка считают, что функцию воспитателя теперь должна взять на себя школа, а их роль в воспитании – помогать учителю или ничего не делать. Такое заблуждение исходит из смешения воспитательных функций школы и семьи. Воспитательный процесс в школе, как правило, касается широких социальных норм и культурных ценностей – социальное воспитание. Семья же передает ребенку более узкие – семейные традиции, роли, установки, т. е. личностное и индивидуальное воспитание.

Возраст 6–7 лет является периодом интенсивного становления личности, особенно таких ее главных составляющих, как самооценка и самоотношение. В новой для ребенка социальной ситуации – ситуации начальной школы, стиль семейного воспитания оказывает решающее влияние на формирование таких личностных особенностей, как самостоятельность, высокая самооценка, уверенность в себе, принятие себя и др.

Психологи и психиатры утверждают, что условия строгих, но противоречивых требований и запретов могут способствовать возникновению невроза навязчивых состояний. В то же время замечено, что у детей, воспитанных в климате доброжелательности и поддержки, имеются большие возможности для развития своей активности, самостоятельности. В такой семье ребенок может свободно проявлять не только свою радость, но может и поплакать, не боясь насмешек и унижения. Этим и создается чувство «полной защищенности».

Противоположная картина нередко наблюдается там, где ребенок не получал необходимого тепла, заботы, чувствовал пренебрежение к себе. Изучение неуверенных в себе учащихся начальных классов показывает, что причины этого лежат в детско-родительских отношениях. Как правило, родители неуверенных в себе детей стремятся изолировать своего ребенка от детского окружения, лишают его самостоятельности. Для них характерно постоянное навязчивое назидание и морализирование с целью приучения к хорошему, оскорбление, унижение, высмеивание, физические наказания ребенка за промахи и неудачи, внушение ребенку его неполноценности.


Сроки, в которые родители могут подать заявку на зачисление в первый класс 2018-2019 учебного года, зависят от того, в какую категорию попадает ребенок:
  • Дети, имеющие право на льготы. Для них обозначен временной диапазон с 15 декабря 2017 года по 5 сентября 2018 года.
  • Дети, к которой относится образовательное учреждение. Их родители могут подать заявление с 20 января. Прием обращений заканчивается 30 июня. Если документы поданы позднее, то они будут рассматриваться в общем порядке.
  • Дети, имеющие прописку все территории, к которой относится школа. Прием обращений начинается с 1 июля по 5 сентября, ребенок зачисляется в первый класс при наличии свободных мест.

Чтобы ребенок гарантировано был зачислен в выбранное образовательное учреждение, необходимо подавать заявление в отведенное на это время. Если сроки были нарушены, то есть вероятность, что школа откажет родителям в зачислении.

Кто имеет право подать заявление

Запись в школу на 2018 год осуществляется родителями или лицами, официально представляющими интересы ребенка. К последним относятся опекуны, попечители и другие. Бабушки и дедушки, а также другие близкие родственники не могут подать заявление на поступление в школу.

Заявители в обязательном порядке должны иметь гражданство Российской Федерации и или проживать на территории страны. Для иностранных граждан предусмотрено наличие и временная прописка.

Детей из каких семей принимают в первую очередь

В первую категорию попадают дети, чьи родители по тем или иным причинам. Так, в данную группу попадают сотрудники полиции и военные. Также ребенок имеет право на приоритетное зачисление в следующих случаях:

  • Старшие дети в указанной семье уже учатся в выбранном учебном заведении;
  • Один или оба родителя работают учителями в данной школе;
  • Профессия хотя бы одного из родителей относится к вневедомственным структурам, пожарной охране или госнаркоконтролю;
  • Кто-либо из родителей имеет льготы, связанные с чрезвычайными происшествиями на рабочем месте;
  • Ребенок растет в семье военного, проходящего службу на контрактной основе.

Остальные дети, не проходящие в данную категорию, получают места в первом классе на общих основаниях.

Запись ребенка в школу через госуслуги в 2018 году: пошаговая инструкция

Для подачи заявления через портал госуслуг нужно иметь .

Для начала необходимо войти в личный кабинет на госуслугах, перейти по вкладке «Каталог услуг» выбрать раздел «Образование», там – подменю «Запись в образовательное учреждение», либо сразу перейти по ссылке — www.gosuslugi.ru/271564

Шаг 1. После перехода следует нажать кнопку «Получить услугу» в правой части страницы. Портал автоматически перенаправит вас на страницу заполнения анкеты. Необходимо заполните все поля, отмеченные красной звездочкой. Первое поле – «Тип заявления». Из предложенных вариантов выбираем «Запись в 1-й класс на следующий учебный год».

Аналогично заполняем остальные обязательные поля. Если у вас имеется льгота на приоритетное зачисление, то укажите данный факт. После заполнения страницы нажмите не кнопку «Далее»

Шаг 2. Открывается страница с заполнением данных о заявителе. Тут указываем ФИО родителя, данные о его паспорте и месте регистрации. Если при заполнении адреса нужный дом не появится в выпадающем списке, то поставьте галочку напротив «мой дом отсутствует в списке». После заполнения обязательных полей нажмите кнопку «Далее».

Шаг 3. Следующим шагом идет заполнение данных о ребенке, которого необходимо устроить в школу. Обязательно укажите информацию из свидетельства о рождении и добавьте адрес регистрации ребенка. После заполнения нажмите кнопку «Далее».

Шаг 4. Укажите образовательное учреждение, в которое хоте подать заявление. По окончанию заполнения анкеты проверьте всю заполненную информацию. Если все верно, то нажмите кнопку «Подать заявление».

При возникновении неточностей вернитесь назад и исправьте их.

Запись в школу в Москве

Если Ваш ребенок поступает в одну из Московских школ, электронное заявление подается через сайт «Мэра Москвы», по ссылке www.mos.ru/pgu/ru/services/link/2154. Процесс заполнения заявки идентичен сайту госуслуг.

Необходимые документы

Для подачи заявления о зачислении через портал госуслуги, в заявке необходимо указать паспортные данные родителя, информацию из:

  • и сведения прописке.

Прикреплять сканы документов не нужно. Потребуются оригиналы, когда вас пригласят в выбранное учебное заведение для подтверждения заявки на зачисление в первый класс.

Вместе с ними необходимо будет предоставить:

  • копию ,
  • сертификат сделанных прививок,
  • карту с пройденным медицинским осмотром.

Сколько стоит услуга

Подача заявления на поступление в первый класс через портал госуслуг бесплатна, за нее не взимается государственная пошлина вне зависимости, по какой категории граждан проходит ребенок.

Где посмотреть результат заявки

Заявления второй группы проверяются в среднем месяц. Рассмотрение заявок от последней группы может продлиться до полутора месяцев.

Результат обращения придет вам на электронную почту, к которой прикреплен аккаунт портала госуслуг. В случае положительного решения необходимо лично обратиться в школу в указанное время с полным пакетом документов.

Возможные ошибки при работе с порталом госуслуг и пути решения

Самая распространенная проблема – отсутствие кнопки «Получить услугу». Данный факт говорит о том, что ваш , и вы просто не можете воспользоваться услугой из соображений безопасности. Подтвердите личный кабинет, и проблема будет решена.

Родители собираются подать заявление в 1 класс через госуслуги, но при заполнении первых же полей возникает проблема: не появляются всплывающие списки.

Из-за этого продолжить подачу заявки невозможно. Такое случается из-за большой загрузки сервера: многие люди пытаются совершить то же действие, что и вы. В данном случае нужно немного подождать и повторить подачу заявления, либо .

Отправьте заявление на проверку. В течение 30 дней вас пригласят прийти в выбранное образовательное учреждение для завершения оформления. Возьмите на встречу свой паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребенка. После этого будет сформирован приказ о зачислении. Прохождение детьми вступительных испытаний при оформлении в 1 класс законом не предусмотрено.

Вы увидите краткое описание сервиса. Обратите внимание, в заявке вы можете указать не более 3 образовательных учреждений на выбор, причем все они должны быть расположены на закрепленной территории по месту прописки. В этом случае зачисление ребенка гарантировано. Для приема детей, посещающих дошкольные группы выбранной школы, нужно письменное заявление родителей на имя директора. Их зачисление производится путем перевода, заполнять заявку на портале не надо.

Когда записываться на подготовку в школу

Одной из основных забот молодых родителей является вопрос, как записать ребенка в школу. В последнее время в связи с изменениями законодательства люди начали сталкиваться с непредвиденными трудностями, чтобы избежать которых нужно ознакомиться с новыми правилами записи и приема детей.

Доброго времени суток. Дочке 5 с половиной, и что-то я призадумалась о выборе школы. В первый класс хотим идти в 2016 году (будет ровно 7 лет). А вот подготовка в школе начитается за год?! Получается идти на нее с сентября 2015 года?! А записываться на нее как? На сайте? Каком? Или в самой школе?! Я так понимаю, подготовка платная (школа не по прописке и не от сада)?!Какова примерная стоимость?! Какое расписание, сколько раз в неделю?! И самое главное: когда нужно это сделать, чтоб не упустить запись-занятия. Школа московская, беговой район, если что. В общем масса вопросов пока. Если кто в курсе, то поделитесь.

Как записаться в школу через сайт Госуслуги

Основной сложностью при регистрации ребенка в школу через Госуслуги, пользователи считают сбои в работе системы и срывы попыток отправить заявление. В этом году власти обещают исправить ситуацию и улучшить техническую составляющую предоставления данной административной услуги.

Запись в школу через сайт Госуслуг – процедура предварительной подачи заявления муниципальным властям с просьбой зачислить ребенка в определенное учебное учреждение. Эта операция имеет статус административной услуги, которая предоставляется управлением образования того населенного пункта, где расположена школа.

Запись ребенка в школу

Прежде всего, нужно выяснить есть ли свободные места в выбранной школе, гимназии или лицее. При переводе в государственную общеобразовательную школу того микрорайона, куда переехали, отказать в приеме не имеют права по закону – у них, как правило есть резерв свободных мест.

  1. заявление от родителей, оно заполняется непосредственно в самой школе;
  2. паспорт одного из родителей или других законных представителей (опекунов или усыновителей) для проверки его личности (вместе с ксерокопией паспорта);
  3. свидетельство о рождении ребёнка вместе с двумя ксерокопиями;
  4. вместе со свидетельством о рождении должен присутствовать вкладыш о гражданстве ребёнка;
  5. копия полиса обязательного медицинского страхования;
  6. справка о сделанных прививках;
  7. медицинская карта ребёнка;
  8. некоторые школы могут потребовать справку о регистрации (форма №9).

Как записаться на дошкольную подготовку через госуслуги

Дальше вам нужно будет найти соответствующий раздел, посвященный образованию и посмотреть какие варианты доступны. Если никаких вариантов вы не найдете, значит просто в вашем районе школы не предоставляют такие услуги. Либо просто нет записи по интернету. В этом случае вам придется идти непосредственно в школу. И лучше с этим делом не затягивать. Так как занятия могу иметь разную продолжительность. Чтобы не получилось так, что вы опоздали на месяц или два.

В каждой семье, где есть маленький ребенок однажды наступает очередной волнительный момент - школа. И чтобы малыш комфортно себя чувствовал среди сверстников подготовка к первому классу начинается загодя. Помимо обязательных занятий в детском саду, можно отдать ребенка на дополнительные развивающие занятия и кружки. Причем они не обязательно должны быть при школе. Записаться на кружок или на подготовительные занятия можно не выходя из дома, через интернет.

Правила оформления в школу через портал госуслуг

Последние несколько лет запись на подготовку к школе идёт в том детском дошкольном учреждение, которое посещает малыш. К тому же, постановлением Правительства России в 2011 году принято решение об объединении школ и садиков в единый образовательный комплекс. Однако даже если садик находится при школе, не факт, что ребёнок будет автоматически зачислен в эту школу. Также возможен вариант, когда родители не планируют отдавать своё чадо в это конкретное учебное заведение. Поэтому имеет смысл озаботиться выбором подготовительных курсов при школе, в которую вы намерены поступать. Для этого можно воспользоваться порталом госуслуг. Процедура регистрации идентична оформлению заявки на поступление в школу. Но время рассмотрения заявок – с апрель по сентябрь. В октябре, как правило, уже начинаются курсы. При этом некоторые школы подготовительные занятия начинают с января, поэтому даты регистрации и начала занятий лучше уточнить на портале.

Каждый год в канун первого сентября начинается ажиотаж с поступлением ребёнка в первый класс. Количество учебных заведений, предоставляя возможность выбора, провоцирует панику у родителей будущих первоклассников: «А попадём ли мы в ту школу, в которую хотим?» Для того чтобы урегулировать ситуацию по инициативе правительства, в 2009 году был создан портал госуслуг - http://www.gosuslugi.ru.

Получение водительского удостоверения через Госуслуги

На выбор есть несколько вариантов оказания услуги. Вы можете воспользоваться получением водительского удостоверения после прохождения профессиональной подготовки (переподготовки), заменой водительских прав по причине утери, хищения, порчи или изменения персональных данных владельца или в связи с истечением срока их действия, а так же получением международного водительского удостоверения.

Перейдем к заполнению сведений об автошколе. Вам нужно знать её точное название, а так же потребуется номер сертификата об окончании автошколы и дата его выдачи. Тут же вы можете указать номер лицензии учебного заведения, если он у вас имеется. Если вы его не знаете, выберите “Нет”.

Как получить права через госуслуги – инструкция

Следующим шагом после регистрации уже непосредственно для получения удостоверения является заполнение заявления. Для того чтобы перейти к нему, необходимо среди услуг на портале выбрать «Получение права на управление транспортным средством», а затем «Получение водительского удостоверения после прохождения профессиональной подготовки (переподготовки)». Рассмотрим же более подробно пункты, которые нужно будет заполнить в заявлении.

Завершающим пунктом заполнения заявления на выдачу удостоверения является выбор отделения автоинспекции, в котором вам будет удобно пройти экзамен на подтверждение своей квалификации. Также нужно выбрать дату и время, в которое вам будет удобно прийти в подразделение. После отправки заявления на выбранный вами в Личном кабинете канал связи (почта или сотовый телефон) в течение 2-х дней придет уведомление о завершении процедуры.

Как записаться на пересдачу экзамена в ГАИ через Госуслуги

Портал Госуслуг существенно экономит время пользователя, которое обычно тратится на получение услуги традиционным способом. Часто у человека есть возможность выбрать ближайшее подразделение госоргана и дату посещения. В данной статье рассмотрим пошаговую инструкцию о том, как записаться на пересдачу экзамена через Госуслуги.

Однако есть и некоторые неудобства. К ним относятся: долгая проверка сведений, неполадки технического характера, обязательное предоставление документации в сканированном формате. Несмотря на эти сложности, услуги портала очень востребованы. К тому же пользователь может получить значительный «дисконт» в 30% при оплате госпошлины.

Записываем ребенка в школу, на подготовку к ней или переводим другую через портал госуслуги

Задача электронного правительства – максимально упростить процедуры обращения в органы государственной власти в связи с различными жизненными ситуациями: получение загранпаспорта, оформление пенсии, запись в медицинские или учебные заведения и т.д. Кроме того, на сайте можно найти форму обратной связи, то есть задать конкретным чиновникам по ведомствам интересующие вопросы. Чтобы начать пользоваться всеми услугами электронного правительства, нужно

Одной из самых востребованных услуг электронного правительства является запись в школы. Сделать это могут родители или попечители, если малышу уже исполнилось шесть лет, а также сам ребёнок, если ему уже 14 лет, но в последнем случае обращение касается только дополнительного образования (кружков, секций, студий). Если у родителей нет возможности самостоятельно подать заявление, то это можно осуществить через Окружную службу информационной поддержки, адреса офисов которой можно найти на сайте местного управления образования. Явными преимуществами подачи онлайн заявки в учебное заведение являются следующие:

27 Июл 2018 218

Несмотря на то, что ваше чадо совсем недавно научилось самостоятельно кушать и старательно выводить первые каракули на обоях, не стоит сильно увлекаться приятными эмоциями. Пора подумать о том, а не пора ли записать ребенка в школу и на подготовку к таковой?

С чего следует начать

Если действовать согласно родному законодательству, то в начальный класс нельзя отправлять чадо, не достигшее на момент первого сентября шести с половиной лет. Максимальный возраст первоклассника не может составлять более восьми лет.

Когда родителям требуется отвести ребенка в школу в более раннем или старшем возрасте, необходимо будет получить разрешение комиссии органов образовательной системы по месту прописки.

Учитывая тотальную занятость родителей и прочие обстоятельства, сроки регистрации ребенка на очередь в образовательное учреждение очень внушительные. Подавать соответствующее заявление можно с декабря текущего года. Заканчивается прием только в сентябре последующего. Как видите, пропустить важное событие крайне трудно, и удается это только безответственным взрослым.

Всем кто желает записать свое чадо в школу не по месту прописки, можно посоветовать более основательно подойти к поставленной задаче. Дело в том, что в подобранное учебное заведение сначала возьмут всех детей из прилегающего района, а уже незанятые места в классах будут распределяться между всеми претендентами.

Записать ребенка на подготовку к школе: что и как?

Наши с вами мамы и папы даже не подозревали о том, что детей нужно как-то готовить к походу в школу. Нынешняя система образования более жестко относится к уровню знаний будущего первоклашки, что автоматически обязывает обеспечить его базовым набором умений и навыков.

Конечно, ни одно образовательное учреждение не вправе отказать принять вашего малыша, если он не прошел соответствующую подготовку. Но без нее вашему чаду придется туго, особенно на фоне более подкованных и адаптированных одноклассников.

Важность регистрации ребенка на подготовительные курсы можно оценить по видимым достоинствам этого этапа взросления. А заключаются они в следующем:

  • Мягкое привыкание к новому образу жизни;
  • Ознакомление со школьными требованиями, уставом учреждения, преподавательским составом и одноклассниками;
  • Приобретение базовых навыков, которые благоприятно скажутся на дальнейшей успеваемости и уверенности в себе.

Последние несколько лет часть обязанностей родителей ребенка-дошколенка переняло на себя государство, предоставив некоторые очень удобные и актуальные госуслуги. Одна из таковых заключается в том, что малыша записывают на подготовительные курсы по месту нахождения садика. Но здесь есть один неприятный момент: не факт, что кроху возьмут именно в это учреждение, потому имеет смысл перестраховаться и зайти в Интернет по поводу изучения портала госуслуг.

Там можно подобрать курсы подготовки по месту жительства или по наличию свободных мест, вот только сделать это необходимо в промежутке между апрелем и сентябрем, поскольку само обучение стартует в октябре. Опять же, некоторые учебные заведения оставляют за собой право начать курсы в январе, поэтому все следует уточнять и перепроверять.

Как записать ребенка в школу классическим способом

К 10-му июля руководство каждой школы обязуется иметь на руках перечень детей из привязанного к ней района, которые входят в число претендентов на звание первоклассников. Затем в него могут начать записываться все, кто хочет обучаться именно в этом заведении.

Подобные списки формируются вплоть до пятого сентября, поэтому родителям важно подтвердить свое серьезное участие в регистрации таким набором бумаг:

  • Свидетельством о рождении малыша;
  • Паспортом официального опекуна или одного из родителей;
  • СНИЛС дошколенка;
  • Справкой о месте регистрации претендента (требуется крайне редко).

Как записать ребенка в школу посредством сети Интернет

Как записать ребенка в школу онлайн? Суть предоставления госуслуги записи в первый класс через Интернет заключается в автоматизации всего процесса, исключении очередей и путаниц, обратной оперативной связи со всеми обратившимися и т.д. Воспользоваться ею могут все желающие, а неоспоримым преимуществом является публичность хода обработки каждой заявки.

О том, что ребенка записали в нужную школу, или об отказе в просьбе родители узнают посредством электронной почты. На нее приходит официальное письмо. Произойти это должно не позже чем через 30 дней с момента отправки заявки на портал.

Чтобы изучить все доступные госуслуги и записать чадо в школу через Интернет, родителям нужно сначала пережить несложную регистрацию на самом портале. В специальное диалоговое окно вводится информация из паспорта и СНИЛС. Эти данные тщательно проверяются, поэтому лучше сразу исключить любую путаницу и недоразумения с личными документами.

Затем нужно следовать такой инструкции:

  • Выбрать в меню раздел «Запись в 1-й класс»;
  • Ввести в предложенную анкету место реального и юридического проживания крохи, его ФИО, серийный номер свидетельства о рождении, дату рождения;
  • В выпадающем меню выбрать максимум три школы, деля их по приоритету;
  • Указывая пару дополнительных заведений, нужно пояснить причину, по которой малышу удобней учиться именно у них. Но даже если основания будут более чем серьезные, по вашему личному мнению, в дополнительную школу ребенка определят только в порядке очереди, тогда как в основную (по месту прописки) его зачислят в любом случае.

На протяжении 30 рабочих дней с родителями связывается руководство основной школы по месту прописки, предлагая принести обязательный набор документов для зачисления в первый класс. Если вам нужно попасть в учреждение из другого района города, придется ждать до середины августа, а то и конца.

Это очень рискованно, поскольку ситуации бывают разные. Лучше держать процесс под контролем и периодически прозванивать нужное образовательное заведение на предмет свободных мест.

Правила перевода

Через Интернет можно не только записать, но и перевести малыша в другую организацию. Путем подачи электронного заявления родители могут получить уверенность в объективности отказа в своей просьбе, отследить сроки рассмотрения прошения и узнать, кто именно занимается его обработкой. Попутно удается сэкономить массу времени на поездках в новое учреждение и беседах с его руководством.

Опять же, если вы желаете перевести малыша в гимназию или иное заведение, поступление в которое предполагает сдачу экзаменов или устное собеседование, личного визита не удастся избежать ни в каком случае.

Для родителей детей 6-7 лет среди прочих актуальных вопросов особняком стоит, как записать ребенка в первый класс. Картина рисует кадры длинных очередей и скандалов у дверей учебных заведений, характеризующих процесс записи в школу еще несколько лет назад. Однако технологии, постепенно охватывающие все сферы жизни, заметно упростили и этот процесс. Речь идет о федеральном портале Госуслуги. В том, что необходимо и как записать ребенка в школу через Госуслуги, попробуем разобраться ниже.

Сроки подачи документов

Период регистрации всех необходимых для поступления в школу документов различен для определенных категорий семей.

  • Льготные категории.

Сюда относятся дети-инвалиды, желающие обучаться на равных с другими детьми в тех учебных заведениях, где создана среда для инклюзивного образования; детки из многодетных семей, дети военных (контрактная или постоянная служба – значения не имеет); дети полицейских, которые погибли или были ранены при исполнении долга либо ушедших по этой причине на пенсию, а также тех сотрудников полиции, которые получили увечья при тех же обстоятельствах, ставших причиной их гибели; детки сотрудников Органов внутренних дел, кроме полицейских.

В отдельных школах правом на льготную подачу документов имеют дети, братья или сестры которых уже обучаются в выбранном учебном заведении.

  • Дети, относящиеся к выбранному учебному заведению по прописке. Такие семьи имеют право подавать документы после 20 января и до конца июля.

В указанный период школы определяют круг «своих» с точки зрения территориальной принадлежности детей.

Если прописанные на территории учебного заведения семьи не уложились в данный срок, то их дети будут зачисляться в школу на общих основаниях вмести с теми, кто проживает в других районах населенного пункта.

  • Дети, проживающие в тех районах, которые не закреплены за выбранным учебным заведением.

Для этой категории претендентов отведен самый короткий срок подачи заявок. С начала июля по 5 сентября. И даже если указанный временной диапазон соблюден, ребенок из другого района, зачисляется в школу исключительно, если там останутся свободные места и не будет 100% заполняемости из деток двух выше указанных категорий.

Важно! Учебное заведение имеет законодательно закрепленное право отказать в приеме заявке тем гражданам, кто пришел позднее выше обозначенных сроков.

Особенности работы с порталом Госуслуги

Прежде чем перейти к пошаговой инструкции подачи документов на поступление в школу, стоит знать несколько нюансов:

Важно! Подать заявку могут исключительно зарегистрированные на портале Госуслуги пользователи.

Как записать ребенка в школу через Госуслуги – инструкция пошагово

Шаг 1: Необходимо зайти в личный кабинет.

Важно при регистрации, заходе в личный кабинет и последующей работе верно установить регион. Так как от этого зависит доступный перечень учебных заведений и корректность работы.

О том, где отражается регион, можно наглядно увидеть на картинках.

Пример отражение Московского региона

Как выглядит страница портала для Хабаровска

Чуть ниже региона отражается надпись «Личный кабинет, при клике на которую откроется окно для заведения логина и пароля. В качестве первого можно использовать номер мобильного телефона.

Шаг 2: Выбор услуги из каталога

После корректного заведения данных, система выдает на экран самые популярные услуги. Если на главной странице не отображается «Запись в образовательное учреждение», тогда нужно кликнуть на полный каталог услуг, где выбрать блок «Образование».

На экране появится вариант выбора записи в учреждение дополнительного образования или общего профиля. Выбрать следует «Зачисление в общеобразовательное учреждение».

Стоит знать! Выбор вариантов учреждений может розниться в зависимости от региона, однако выбор общеобразовательного учреждения присутствует везде.


По итогам этого действия откроется карточка услуги, необходимо нажать на ярко-голубую кнопку «Получить услугу».

Шаг 3: Формирование бланка заявления

В окне получения услуги необходимо сформировать черновик заявления.

Первым этапом его составления выступает выбор характера услуги. Это может быть:

  • Первичное зачисление в первый класс;
  • Прием на обучение в течение года.

Родителю будущего первоклассника необходимо выбрать «Первичное зачисление», затем нажать «Далее».

Шаг 4: Внесение персональных данных родителя

Кроме данных о фамилии, имени и отчестве одного из родителей, требуется заполнить поля о дате рождения, номере СНИЛС, данные удостоверяющего личность документа, а также отразить адрес места регистрации.

Часть данных будет подгружена автоматически из тех, что уже были внесены в базу ранее при регистрации в личном кабинете.

Обратить внимание стоит на те поля, которые маркированы звездочкой. Они – обязательны к заполнению.

После внесения всей необходимой информации, следует нажать «Далее», будет осуществлен переход на следующий этап.

Шаг 5: Внесение данных о ребенке.

Все основные поля здесь являются обязательными и заполняются в точном соответствии со свидетельством о рождении, данные о котором также предстоит внести в блоке «Данные документа, удостоверяющего личность ребенка».

Здесь, как и родительском блоке, потребуется внести данные о месте регистрации будущего ученика.

После внесения всей информации вновь нажимаем на кнопку «Далее».

Шаг 6: Выбор школы.

В открывшемся окне первоначально присутствует всего одно поле, которое заполняется путем выбора необходимо учебного заведения из раскрывающегося списка.

Устанавливаем необходимое и нажимаем кнопку «Перейти к подаче заявления».

Шаг 7: Финальная проверка данных и получение номера заявки

На экране появится заполненный шаблон заявления. На этом этапе обязательно все внесенные данные предстоит проверить. В случае обнаружения ошибок и неточностей, следует воспользоваться кнопкой «Назад», которая позволит вернуться к предыдущим окнам и исправить внесенные сведения.

Если все вбито в систему без ошибок, то нажимаем «Подать заявление».

После этого на экране появится информация о номере заявки, по которому в дальнейшем будет происходить отслеживание работы с заявлением.

Второе важное поле, на которое стоит обратить внимание, это — «Статус». В момент подачи заявления, там будет значиться «Поставлен в очередь на обработку», а далее статус будет меняться по мере обработки заявки. Как только заявка будет доставлено на электронный ресурс регионального ведомства поле изменит содержание на «Принято ведомством».

Видео-инструкции записи в школу через Госуслуги:

Финальным этапом, уже не касающимся непосредственно портала Госуслуги, выступает предоставление всех документов непосредственно в выбранное учреждение. К таким документам относятся:

  1. Паспорта или другие документы, удостоверяющие личности матери и/или отца;
  2. Свидетельство о рождении будущего ученика;
  3. Медкарта;
  4. Заключение о психологической готовности ребенка к учебе;
  5. Оформленный бланк заявления.

По аналогии с записью ребенка в первый класс можно оформить заявление о переводе ребенка в другую школу, характер вносимых данных будет аналогичен, главное выбрать верный тип услуги на шаге 3.

Итак, знание не сложного алгоритма записи ребенка в школу через Госуслуги позволит родителям сэкономить свое время и, что, пожалуй, гораздо приятнее – нервы. Важно помнить о том, что описанная выше инструкция – это усредненный вариант, характер и порядок заполнения данных на региональных порталах могут иметь незначительные отклонения по интерфейсу, расположению полей и т. д. Задача родителя – быть внимательным при внесении персональных данных, своих и ребенка, чтобы исключить формирования заявки с ошибками.

Корректная и своевременная подача заявки – гарантия того, что ребенок начнет обучение в выбранной школе ли лицее!

Возможно вам также понравится:


Изменения материнского капитала в 2019 году — какая будет сумма выплаты? Какие документы требуются для оформления развода и получения законных алиментов в 2019 году Как правильно общаться с учителем твоего ребенка? Как правильно написать записку учителю, если ребенок болел?