Татарстанские школы после претензий прокуратуры начали отказываться от обязательного изучения татарского языка. Согласно новым учебным планам, которые будут введены со второй четверти, родители смогут сами выбирать, какой язык их дети будут изучать как «родной» - русский или татарский. В Комитете русскоязычных родителей Татарстана выражают опасение, что школы республики попытаются сохранить изучение татарского как государственного языка республики. Против «попыток его вытеснения из сферы образования» региона выступает Всемирный конгресс татар.


Лицей № 110 Советского района Казани опубликовал новый учебный план на 2017/18 учебный год, который предусматривает добровольное изучение татарского языка. Согласно документу, предмет «родной язык и литература» включен в часть, «формируемую участниками образовательных отношений», он будет изучаться (в зависимости от класса) по два-три часа в неделю. «Выбор родного языка изучения осуществляется с учетом мнения участников образовательного процесса»,- говорится в документе. Прежний учебный план предусматривал обязательное изучение предметов «татарский язык», «татарская литература» и «литературное чтение на татарском языке» (в начальной школе). В совокупности на эти предметы выделялось до шести часов в неделю.

Учебный план был изменен по требованию прокуратуры, «изучение языков приведено полностью в соответствие с законодательством», пояснил “Ъ-Казань” директор лицея Артем Сахнов. Он уточнил, что в ближайшие недели родители должны подать заявления о том, какой язык их дети будут изучать в качестве родного. В зависимости от их решения в классе будут образованы группы, изучающие, например, татарский или русский язык. Предполагается, что новый учебный план будет действовать со второй учебной четверти (начнется в ноябре этого года).

Другие школы Татарстана также меняют учебные планы. Новый план «в связи с протестом прокуратуры об изучении татарского языка» разработала школа № 43 Ново-Савиновского района Казани. В учреждении предлагают оставить «родной язык и литературу» по три часа в неделю в обязательной части учебного плана (для сравнения: на русский язык и литературу в 5–9 классах выделяется 5–9 часов). План также будет введен со второй четверти. По сообщению родителей в социальных сетях, в школах Высокогорского района Татарстана изучение родного языка и литературы сокращается до трех часов в неделю. В одной из школ Елабуги, где «большинство подписались на родной язык - русский», директор якобы сообщила, что «часы родного русского будут преподавать те же учителя татарского».

Против сохранения дисциплины «родной язык» выступают в Комитете русскоязычных родителей Татарстана.

« Мы опасаемся, что вместо русского языка дети будут изучать историю родного края, фольклор, песни, баллады»,- заявил “Ъ-Казань” председатель организации.

При этом в некоторых школах, например в Заинске, по его словам, «ученикам навязывают учебный план, где татарский язык сохраняется в полном виде как государственный язык Татарстана». Комитет рекомендует родителям писать заявления в школы о несогласии изучать татарский язык и татарскую литературу и выборе учебного плана для школ с русским языком обучения, который не предполагает изучения родного языка.

Напомним, надзорные органы проверяют школы Татарстана на добровольность изучения родных и государственных языков республик в связи с поручением президента России. В июле на заседании Совета по межнациональным отношениям, который прошел в Йошкар-Оле, Владимир Путин заявил, что «заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского». Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», а изучать языки народов России - «право добровольное». В Татарстане татарский язык, как и русский, является государственным согласно региональной конституции. По местному закону о языках татарский и русский с 1990-х годов преподавались в обязательном порядке в равных объемах.

Как сообщал “Ъ-Казань” 17 октября, в адрес руководства татарстанских школ стали поступать представления прокуратур районов. Они потребовали исключить татарский язык из обязательной школьной программы, отметив, что в школах Татарстана «обучаются дети различных национальностей, для которых татарский язык не является родным, и его изучение носит принудительный характер, что противоречит федеральному законодательству».

В министерстве образования и науки Татарстана, где ранее настаивали, что татарский язык должен преподаваться в республике обязательно, всем школьникам, представления прокуратуры не комментируют. Как заявила заместитель министра образования и науки республики Лариса Сулима, до 27 октября в Татарстане будут находиться специалисты Генпрокуратуры и Рособранадзора. Ведомства, согласно поручению Владимира Путина, должны отчитаться перед президентом об итогах проверок до 30 ноября.

Вместе с тем в защиту «государственного татарского языка» вчера выступил Всемирный конгресс татар (ВКТ). Напомним, исполком организации возглавляет депутат Госсовета Татарстана Ринат Закиров, а на последнем съезде ВКТ был сформирован национальный совет конгресса - Милли шура, лидером которого был избран вице-премьер республики Василь Шайхразиев. ВКТ заявил, что школы Татарстана «испытывают серьезное давление в связи с многолетней практикой преподавания в школах республики татарского языка как обязательного предмета, согласно его государственному статусу». В конгрессе напомнили, что республики вправе устанавливать свои госязыки, согласно Конституции России. ВКТ заявляет «решительный протест против абсолютно неправовых нападок на государственный статус татарского языка в республике» и «попыток его вытеснения из сферы образования» региона. Свое обращение по поводу татарского языка вчера также распространил муфтий республики Камиль Самигуллин. Он заявил, что «ислам, как это и было в самые трудные и тяжелые моменты в жизни татарского народа, вновь вынужден встать на защиту татарского языка».

Добавим, ранее подписи в защиту татарского языка стали собирать в группе «Татароязычные родители» в соцсети «ВКонтакте». На данный момент собрано около 1,5 тыс. подписей. В конце сентября 60 писателей Татарстана направили письмо президенту РФ, в котором выступили в защиту обязательного изучения в школах республики татарского языка. А активисты татарских, чувашских и марийский национальных организаций, которые 14 октября участвовали в митинге в память защитников Казани, павших при взятии города войсками Ивана Грозного, учредили Комитет народов Поволжья и Урала для защиты национальных прав народов РФ.

Глава правительства Татарстана Алексей Песошин принял решение об увеличении количества часов русского языка в школах республики с 1 января 2018 года.

Согласно , это было сделано по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 20 июля 2017 года. На нем Владимир Путин заявил, что «заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».

Более того, до 30 ноября Генпрокуратуре и Рособрнадзору поручено проверить соблюдение прав граждан на «добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и госязыков республик в составе РФ». Как уточнили в прокуратуре РТ, такого поручения от вышестоящего ведомства пока не было.

Татарский останется

Количество часов на русский увеличится, но и татарский язык при этом останется, комментируют в министерстве образования и науки РТ и ссылаются на постановление Конституционного Суда РФ от 2004 года. Согласно ему изучение школах в Татарстана государственных языков республики - русского и татарского - признано не противоречащим Конституции РФ (в решении Конституционного суда уточняется, что татарский не должен изучаться в ущерб русскому языку. - Прим. ред). Стало быть, татарский язык как обязательный для изучения, также останется в учебных программах.

«В школе велели как можно быстрее заполнить бланки заявлений о согласии изучать русский дополнительно, - говорит мама второклассницы из Казани Раиса Демидова. - Сказали, что на это отведут 1 час в неделю, а вот за счёт каких часов (учебных или внеучебных), нет ответа. Но по учебному плану нашей школы у второклассников уже максимальная нагрузка (26 часов), предусмотренная СанПиН!»

Плюс, по мнению родительницы, в постановлении Конституционного суда РФ, которым оперирует минобраз РТ, сказано о равных объёмах русского и татарского - на добровольной основе. Мол, такое преподавание не противоречит Конституции, если ведётся согласно федеральным государственным образовательным стандартам. «Но в этих стандартах нет предмета «госязык субъекта РФ», там есть предмет «родной язык»! - объясняет Раиса Демидова.

Ранее о ситуации с изучением татарского языка в школах республики « Мне кажется это не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии или Татарстана и не знаешь язык на бытовом уровне», - сказала она на общероссийском родительском собрании 30 августа этого года.

Общая проблема

Директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ Рафаэль Хакимов на основании этого же постановления ждёт автоматического увеличения часов татарского языка - в том случае, если станет больше русского. «Результаты ЕГЭ по русскому языку в Татарстане лучше, чем в среднем по России, - говорит он. - Родители были недовольны только методикой преподавания татарского языка. Но с этого года ситуация выправится: появились новые учебники. Других проблем нет - не надо искусственно политизировать вопрос».

«Этот вопрос не из сферы межнациональных отношений, - возражает мать ученика 4 класса Галина Михайлова (имя изменено). - Мы не против татарского языка. За увеличение часов русского выступают и татары, и люди других национальностей. Потому что всех тревожит будущее наших детей. Они должны сдавать ЕГЭ по русскому языку по общероссийским требованиям, хотя часов русского в РТ меньше. К тому же татарский язык - в отличие от того же английского - будет нужен только в Татарстане».

Сколько уроков прибавят в каждом классе и как в связи с этим изменятся учебные планы, в министерстве образования и науки РТ пока сказать затруднились.

Вконтакте

Одноклассники

20 сентября выяснилось, что 1536 родителей из 92 школ Татарстана написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей. Данная информация была опубликована в группе «комитета русскоязычных родителей Татарии».

В соответствии с сообщением, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям российского президента Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к главе республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана, а также комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к президенту республики руководители 2-х общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Рустама Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан - за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».

Тема изучения национальных языков в республиках стала снова актуальна после того, как 20 июля Владимир Путин сказал о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, которые не являются родными.

15 сентября в Казани состоялись дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые постепенно перешли в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским на дебатах так и не получилось.

Накануне Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, так как особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в конечном итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

На самом деле это проблема не одного Татарстана, - отмечает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков. - Она касается всей России. Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень. В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России. И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской. Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране. В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» - прим.).

С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от 800 тысяч до полумиллиона человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России. Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык. Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь - это в первую очередь - вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ - создание неправительственных организаций, частных школ и т. д. Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации. А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения данного языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал. И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать - пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто. А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей. И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию - разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей. Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

В Казани опять заговорили о том, что татарский язык необходимо изучать каждому ребенку в каждой школе. Ранее точку в этом вопросе поставил Владимир Путин , но татарстанские единороссы пытаются сделать вид, что это не точка, а точка с запятой. Показательно, что их в этом поддерживают пропагандистские СМИ, финансируемые из США.

В прошлом году Госсовет Татарстана принял решение о том, что преподавание татарского языка в школах республики будет проводиться на добровольной основе. А теперь – принял обращение к спикеру Госдумы Вячеславу Володину, в котором призывает закрепить в федеральных образовательных стандартах обязательность изучения языков национальных республик.

Неделю назад на ту же тему в интервью ТАСС высказался спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который заявил, что добровольное изучение татарского языка внесло раскол в общество и его нужно отменить. «Я думаю, что надо добровольность убрать вот эту, она расколола и забила клин между русскими и татарами, в одном классе сидят дети, антагонизм такой делать зачем?» – заявил он.

Отметим, что из других источников информации об «антагонизме» не поступало.

Ярче всех пока что высказался директор Дома дружбы народов Татарстана, депутат госсовета республики Ирек Шарипов:

«Когда-то и рабство было законным. И холокост был законным с точки зрения государства, которое потом было признано преступным. Репрессии были законными во времена Сталина. Мы не должны допустить, чтобы то, что не принимается народом, стало законным».

Приходится констатировать, что вроде бы решенный вопрос с навязыванием всем детям языков титульных народов национальных республик по-прежнему актуален . Как минимум в Татарстане.

Сейчас «проблему притеснения татарского языка» активно освещают финансируемые Госдепом пропагандистские издания-иноагенты «Настоящее время» и «Идель. Реалии». Стараясь не выходить за рамки российского законодательства, они всячески поддерживают «региональную идентичность», а по сути – содействуют сепаратистам.

Заместитель руководителя пресс-службы главы Татарстана Лилия Галимова все подозрения в сепаратизме, разумеется, отвергла:

Напомним, что логика противников «обязаловки» выглядит чрезвычайно просто. Российская Федерация – многонациональное государство, где живут представители более чем ста народов. Некоторые регионы являются национальными, и если в Татарстане одна «титульная» нация, то в Дагестане их десяток. Все языки смогут выучить только гении-полиглоты.

Государственным языком России и средством межнационального общения является русский язык – поэтому его должны знать все. Национальные языки при этом, цитируя Владимира Путина, «неотъемлемая часть культуры народов страны, и Конституция гарантирует право изучать эти языки в добровольном порядке».

«Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», – это тоже слова президента России, сказанные им на заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле в июле 2017 года. Казалось бы, что к этому могут добавить депутаты от «Единой России» – а именно эту партию представляют и Шарипов, и Мухаметшин, и большинство других подписантов обращения о необходимости «обязаловки»?

Однако добровольность изучения татарского языка не устраивает татарских единороссов.

При этом президент Татарстана Рустам Минниханов (кстати, последний оставшийся в России глава субъекта Федерации, носящий титул президента) в декабре 2017 года выступал со вполне разумными инициативами:

«Язык должен быть привлекательным, если язык используется, и изучение интересное. Сама система татарского языка была очень сложной, поэтому вызвала некое недовольство не только русского населения, но и татар. Поэтому нам надо работать над популяризацией татарского языка. Мы, конечно, будем работать и по части онлайн-обучения».

А в феврале 2018 года бесплатные курсы по изучению татарского языка открылись в мечетях Татарстана – и представители Духовного управления мусульман республики говорили о высоком интересе прихожан.

То есть ничто не мешает как этническим татарам, так и представителям других национальностей изучать татарский. А также – запускать программы по повышению привлекательности своего родного языка хоть на местном, хоть на федеральном, хоть на мировом уровне.

Поэтому слова о «рабстве» или о «холокосте» – это обыкновенная провокация. Отметим, кстати, что евреи почти 2000 лет пользовались языками окружающих народов, и только после создания государства Израиль был отчасти возрожден, а отчасти создан с нуля (в части современной терминологии) иврит. «Сохранению нации» многовековое отсутствие изучения родного языка ничуть не повредило. В отличие от холокоста, уничтожившего значительную часть европейских евреев.

Еще один яркий пример бессмысленности «обязаловки» демонстрирует нам городской совет Одессы и мэр этого города Геннадий Труханов. И городской глава, и большинство одесских депутатов родились и выросли на Украине. И в советские времена, и тем более после получения независимости украинский язык был обязательным для изучения во всех школах. Однако ни Труханов, ни подавляющее большинство депутатов так и не овладели государственным языком и не способны говорить на нем даже под угрозой репрессий.

Так зачем бессмысленно тратить время живущих в Татарстане и других национальных республиках детей на обязательное изучение языков, которые им никогда не пригодятся?

Дети, чьи родители думают о сохранении национальной культуры, будут добровольно (ну или по принуждению родственников, но это совсем другое, нежели принуждение со стороны государства) учить родной язык. А остальные лучше потратят это время на получение других, более актуальных для их профессионального будущего знаний.

В вопросе добровольности изучения национальных языков точка была поставлена в июле 2017 года . И превратить ее в точку с запятой ни у депутатов татарского госсовета , ни у кого-либо еще не получится.

Недавнее заявление президента Путина, адресованное главам субъектов, что недопустимо заставлять людей изучать язык, который не является для них родным, вызвало у родителей школьников в национальных республиках резонный вопрос - хотел ли президент сказать, что изучение языков титульных народов не может быть обязательным?.. На днях Прокуратура Башкортостана «в связи с обращениями граждан» разъяснила, что «преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей учащихся, не допускается». «Вечерняя Казань» попросила Прокуратуру Татарстана дать аналогичное разъяснение по этому вопросу.

ЭТО НЕ ПРО НАС, ЭТО ПРО НИХ

Напомним, 20 июля президент России на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле заявил: «Русский язык для нас - естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны. Его знать должен каждый. Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».

Глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов заявление президента, вроде как Путин сказал это не про нашу республику.

А вот в Башкортостане, где в рамках школьной программы все дети изучают башкирский язык, обратили внимание на слова Владимира Путина. В начале августа глава РБ Рустэм Хамитов заявил журналистам, что республиканский минобр «еще раз проанализировал» вопрос с изучением языков и принял решение внести изменения в «базисные образовательные планы восьмого и девятого классов», где уроки башкирского языка отныне станут факультативными. А на днях Прокуратура РБ дала официальное разъяснение по «языковому» вопросу в школах . В своем комментарии надзорный орган опирается на ст. 14 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой граждане «имеют право на изучение родного языка из числа языков народов России».

«Таким образом, законом закреплено право, а не обязанность по изучению родных языков и государственных языков субъектов Российской Федерации... Преподавание родных языков, в том числе башкирского языка, вопреки согласию родителей (законных представителей) учащихся, не допускается», - говорится в прокурорском разъяснении.

Как известно, в Татарстане среди родителей школьников также немало недовольных тем, что дети независимо от национальности в обязательном порядке изучают татарский язык в равных объемах с русским. А русский язык в Татарстане даже русские дети изучают как «неродной» по сокращенной программе национальных школ. Поэтому «Вечерняя Казань» обратилась в Прокуратуру РТ с просьбой дать аналогичное разъяснение для родителей.

Первая реакция пресс-службы Прокуратуры РТ на нашу просьбу: «Татарстан не Башкирия, у нас не аналогичная ситуация с изучением родных языков». А затем попросили направить официальный запрос.

«Поймите, вопрос очень острый. Здесь можно и до экстремистских высказываний довести…» - объяснили в надзорном органе всю серьезность «языкового» вопроса.

Мы отправили в прокуратуру запрос и ждем ответа.

МЕЖДУ МОСКОВСКИМ КРЕМЛЕМ И КАЗАНСКИМ

Тем временем «Вечерняя Казань» попросила независимых экспертов порассуждать, чем Татарстан отличается от Башкирии в ситуации, вызванной заявлением Путина, и какую позицию в итоге займет наша прокуратура.

Прокуратура Башкортостана, Татарстана, Чечни или Рязанской области - это единый федеральный орган. У нее единые подходы и стандарты. Не могут башкиры сказать одно, а татары другое, - считает эксперт Общественной палаты РТ юрист Марат Камалов. - Но бывает, что и прокуратура ошибается. Я не утверждаю, что мнение башкирской прокуратуры неправильное или правильное. Я этого не знаю. Но в Татарстане есть своя Конституция, в которой говорится о двух государственных языках - татарском и русском. Другое дело, что методика преподавания татарского в школах крайне убогая, учебники примитивные. Если бы не это, то дети могли бы выучить татарский, имея всего два урока в неделю.

По прогнозам академика Российской академии политнауки Владимира Беляева, Прокуратура РТ просто устранится от «языкового» вопроса:
- Она будет ерзать между Московским Кремлем и Казанским и, как министр образования Татарстана, делать вид, что нас это не касается. Между тем проблема изучения татарского языка - как старая незаживающая рана. Как раньше, так и сейчас я вижу одно ее решение - обучать детей только разговорному татарскому и не по пять часов в неделю, как сейчас, а по два.

Политолог и историк Раис Сулейманов считает, что, хотя путинское заявление, несомненно, было адресовано и Татарстану, мерить Башкортостан и Татарстан одной меркой не стоит.

У Татарстана есть закон «О государственных языках РТ» (действует с 1992 года. - «ВК» ), и у Башкортостана есть свой закон о языках. Но в татарстанском говорится об обязательном изучении двух госязыков - татарского и русского - в равных объемах, а в башкортостанском обязательность изучения не прописана, соответственно, местное законодательство не противоречит в этом вопросе федеральному. В силу этого Прокуратура РБ говорит о праве изучать башкирский, а не об обязанности, - объясняет Сулейманов. - Более того, прокуратура республики в свое время делала предупреждения главе Башкортостана насчет поголовного изучения башкирского в школах, без учета мнения родителей. Редкий, надо сказать, случай в прокурорской практике. И сейчас в Башкирии, похоже, все идет к тому, что родной язык там будут изучать на добровольной основе. Предполагаю, что Прокуратура Татарстана не пойдет по пути коллег и сошлется на республиканский закон о госязыках.

Руководитель сообщества «Русский язык в школах национальных республик» и одна из участниц протестного родительского движения против обязательного изучения татарского Екатерина Беляева солидарна с Сулеймановым - Прокуратура РТ будет апеллировать к республиканскому закону о госязыках:
- Кроме Путина от обязательного татарского нас не спасет никто. Несколько лет назад мы, более 300 родителей, обращались в Генпрокуратуру России, но получили отписку. Может быть, сейчас, когда договору между Россией и Татарстаном пришел конец, ситуация изменится в нашу пользу. Но мне бы хотелось, чтобы президент России приехал в Татарстан и сам всем объяснил, что он имел в виду.

Верят в силу путинского слова, но не рассчитывают на положительный для себя прокурорский ответ и в общественной организации «Комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся РТ».

После заявления президента родители в Татарстане ждали, что кто-то из власти нам разъяснит и законодательно обоснует, правильно ли мы поняли его слова. Но почему-то Путин говорит одно, а чиновники - другое, как будто мы живем в двух реальностях, - недоумевает председатель комитета Эдвард Носов. - Сейчас в Минобрнауки РФ обсуждается проект новых федеральных образовательных стандартов, и в нем мы, к своему удивлению, обнаружили пункт об обязательном изучении государственных языков республик. Если такой федеральный стандарт утвердят, то нас окончательно обложат красными флажками. Поэтому мы недавно направили обращения в аппарат президента РФ, Госдуму и федеральному министру образования Ольге Васильевой. А сейчас готовим обращения в Генпрокуратуру - пусть она нам разъяснит, что имел в виду Путин.

Фото из архива «ВК»