Человечество уже однажды пережило страшную катастрофу, которая уничтожила почти все население Земли. До дошли разрозненные сказания и легенды о том, как цивилизация, достигшая довольно высокой ступени развития, в одночасье в результате чудовищного катаклизма. Самый известный и распространенный у различных народов миф – миф о Потопе. В одних преданиях Потоп – огромная волна, что перехлестнула через самые высокие горы, в других – постепенно вода, которая затопила обширную территорию. Во всех сказаниях выживает одна благочестивая семья, которую заблаговременно предупредили боги. Для всех остальных людей Всемирный Потоп стал концом света.

Эсхатология рисует чудовищную картину начала конца: гигантские цунами, землетрясения, извержения вулканов, а для тех, кто выживет – долгая зима, голод и эпидемии. Верующие любой конфессии воспринимают апокалипсис как неизбежную, но необходимую процедуру перед переходом в лучший мир. Есть люди, которые ждут Армагеддон с интересом, как самое масштабное зрелище и планируют занять места в первом ряду, а алармисты с ужасом смотрят на очередную предсказанную дату.

За последние 2000 лет предполагаемых концов света было огромное количество, а с конца XIX века обрушились на головы людей сплошным потоком: 1874 г., 1900 г., 1914 г., 1918 г., 1925 г. и т.д., а в 1999 году концов света ожидалось 13 штук. XXI век по количеству апокалипсисов не отстает от предыдущего столетия. На первое десятилетие приходится около 30 Армагеддонов.

Ближайший предположительно должен состояться в декабре 2012 года. Это наиболее распиаренный конец света за эсхатологии. В день зимнего солнцестояния (21.12.2012) заканчивается очередной цикл майянского календаря, который начался в 3114 г. до н. э. и длился 5125 лет. По представлениям древних Майя, в этот день наступит конец «Пятого Солнца». Он ознаменуется глобальными катаклизмами, которые сотрут с лица Земли все человечество.

В 2018 году должен наступить Апокалипсис из-за ядерной войны ( Нострадамуса). 2036 год – столкновение с Землей Апофиса, астероида, диаметр которого около 300 метров. 2060 год – расчет Исаака Ньютона по книге пророка Даниила. 2892 год – предсказание монаха Авеля.

Остальные концы света не имеют более-менее точных дат. В ближайшие 50 лет ожидается пробуждение супервулкана. В результате извержения дым и пепел на несколько лет скроют Землю от солнечных лучей, что приведет к гибели всего растительного и животного мира.

В этот же период может произойти резкая смена магнитных, а, возможно, и географических полюсов, в результате которой планета на некоторое время лишится магнитного поля. Инверсия опасна тем, что в период отсутствия поля космическое может достигнуть поверхности Земли и убить все живое на планете.

Еще один прогноз связан с глобальным изменением : потеплением или похолоданием. В случае потепления могут полностью растаять ледники и полярные шапки, а большая часть суши будет затоплена. В случае похолодания наступит новый ледниковый период, исчезнут многие виды, а человечество, если и выживет в таких условиях, то по развитию будет отброшено в каменный век.

Через 5 миллиардов лет Солнце превратится в красный гигант, увеличится в размере в несколько раз и поглотит 3-4 первых планеты. Таким образом, по мнению ученых, Апокалипсис неизбежен, остается только надеяться, что произойдет он в весьма отдаленном будущем.

В этой статье я хочу расставить «все точки над и» касательно, наверное, самого популярного вопроса последнего времени — «когда же будет конец света?».

Люди хотят знать, будет ли конец света, в каком году он случится, где именно произойдет и каким он будет?

А может быть, конец света наступит прямо сегодня, за ужином? Если этого не произойдет сегодня, то, может быть, это случится завтра? А что насчет многочисленных предсказаний различных «нострадамусов»? Вопросы, вопросы, вопросы…

В ожидании конца света

Достаточно много людей находятся в ожидании конца света, и это число будет увеличиваться из года в год. Многие из них исполнены страха в предвкушении надвигающихся событий.

Многие, возможно, уже «с нетерпением» ждут какой-то названной даты, как, например, это было с предсказанием майи 21 декабря 2012 года.

Забегая вперед, сразу хочу сказать — вы сможете зайти на наш сайт на следующий день, какая бы дата не была названа — он точно будет работать! Как только конец света закончится — заходите к нам!

А вот сайты с такими названиями, как, например, endworld2012.com или 2012apocalypse.net и т.п. перестанут существовать, так как станут неактуальными. Они уже смогли заработать на страхе и любопытстве людей, и теперь будут думать о новых датах конца света.

Они вдоволь «наигрались» чувствами людей и теперь будут открывать и раскручивать новые веб-ресурсы, например «конец-света-2020.ру» или «апокалипсис2029.ru/com/net и т.д». Ведь это будет приносить немалый доход.

Я могу точно вам сказать, что, как только наступит очередная дата (и ничего не случится), «великие пророки» будут ставить новые. Я и сам могу придумать такую дату, но не буду делать глупостей. Мне есть чем другим заняться в жизни.

Понимаете, на теме конца света всегда спекулировали. Предсказания всегда притягивали людей. Это тешило самолюбие «лжепровидцев» и, наряду с этим, приносило им огромные прибыли.

Целое состояние может сделать какой-нибудь «Вася Пупкин» из деревни «Большие Пупкины», если он сможет подобрать «пароли ко вселенной» и разгадать «секретные коды» и точную дату конца света!

Ну да ладно, оставим шутки в сторону, и продолжим, ведь тема конца света, действительно, серьезнее, чем мы думаем.

Важно

Очень важно знать одну вещь — не столь принципиально даже, какие вопросы мы задаем о конце света, как то, где мы ищем сами ответы. Ведь, согласитесь, что искать правильный ответ на правильный вопрос в неправильном месте не принесет нам никакой пользы.

Нам нужен достоверный источник информации. И человек нам здесь, увы, не поможет.

Нам необходимо знание более высокого порядка, чем сон или видение какого-то человека. Нам придется обратиться к другой Личности, Которая знает все и Которая сотворила все — Богу. Выше уже некуда. Уж поверьте, что конец света точно не произойдет без ведома Всевышнего.

Нам придется воспользоваться Божественными знаниями, а единственно верный источник информации, книга, которая была написана этой Личностью — это Библия.

Библию нельзя сбрасывать со счетов и считать, что она древняя и забытая — это вечная Божественная истина. Это самая продаваемая книга всех времен и народов, переведенная на более, чем 1685 языков (в мире насчитывается не менее 5103 языка).

Благодаря Библии, кстати, и был изобретен наш алфавит, когда христиане Кирилл и Мефодий перевели ее.

Что такое конец света?

Во-первых, хотелось бы сразу сказать, чем конец света не является.

Если вы представляли, что в один прекрасный день на землю упадет астероид и уничтожит все существующее, или же солнце спалит нашу драгоценную планету, заставив навсегда исчезнуть людей, животных и растения, то спешу вас разочаровать — все будет не настолько катастрофически, по крайней мере, не в том «конце света», о котором люди думают.

Конец света (или, по другому, конец мира) - это вообще распространённая фраза, которая означает воображаемую людьми угрозу прекращения существования всего человечества, всех цивилизаций, всей планеты Земля или даже всей Вселенной в целом. В узком смысле можно понимать конец света, как уничтожение всего живого.

Само понятие «конец света» люди часто заменяют терминами «Апокалипсис » и «Армагеддон «. Например, термин «Апокалипсис» произошел от греческого слова «откровение» — последней написанной Иоанном Богословом книги в Библии, которую иногда называют «Апокалипсисом Иоанна» — потому что в ней Бог открыл апостолу Иоанну картину последних событий.

Часто такие события, как решающая битва при Армагеддоне и 2-ое пришествие Иисуса Христа, называют Апокалипсисом. Сам же Апокалипсис должен стать окончательным откровением Бога — не только Его гнева и Его справедливости, но также и Его любви.

Армагеддон же означает не конец света, а только местность, где произойдет битва всех сил добра и зла, согласно Апокалипсису. Слово «Армагеддон» произошло от древнееврейского названия «Har Megiddo», что переводится как «горная местность Мегиддо». На самом деле, эта местность является долиной в районе Хайфы, в которой уже происходили важные сражения в истории Израиля.

Из Библии мы узнаем, что «цари всей земли» примут участие в Армагеддонском сражении. В ключевой момент Армагеддона воинство сатаны и нечестивых людей будет уничтожено небесным воинством.

Так, что же такое конец света и Апокалипсис? Это возвращение Христа на землю спустя 2000 лет после того, как Он вознесся с нее, сражение в долине Мегиддо с армией зла и победа в ней. Вот так-то.

Это не мировая ядерная война, не всемирная смертельная эпидемия, не столкновение с астероидом и не гигантские вспышки на солнце.

Цитаты из Библии

Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого… вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Евангелие от Матфея 24:27,29-31)

И еще:

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь (примеч. — антихрист) и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами. (Откровение Иоанна Богослова 19:19-21)

Когда наступит конец света?

Если вы ищете простых ответов, вроде «Просто назовите дату!», то здесь таких вы не найдете, потому что таких дат нет, и никто из людей не может этого знать. Никакой медиум, никакой астролог, никакой пророк. Это знание закрыто для них. Из Библии становится ясно, что об этом знает лишь один Бог.

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. (Книга Деяний 1:7)

И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. (Евангелие от Луки 21:7-8)

Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень (примеч. — Апокалипсис) так придет, как тать (примеч. — вор) ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба. (1 Послание Фессалоникийцам 5:2-3)

О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. (Евангелие от Марка 13:32-33)

В заключение хочу сказать — не верьте всяким «нострадамусам» и тем, кто хочет «поиграть» с вашими чувствами. Не бойтесь конца света, но и не расслабляйтесь.

Верьте в Бога. Старайтесь жить по совести. Развивайте свой характер. Прощайте людей. Верьте Библии, а не лжепророкам или астрологам. И тогда, кто знает, может вы избежите бедствий Апокалипсиса, а конец света для вас будет благом, а не злом.

Теперь вы знаете правду и ответственны за это.

P.S. А хотели бы Вы подробнее узнать, для чего нужен конец света и каким он будет? Увидеть хронологию последних событий истории и картину последних дней? Участие России и Евросоюза в этом? Кто будет тот уникальный лидер и оратор, выдающий себя за Бога, за которым пойдут президенты и будут поклоняться множество людей? Оставайтесь с нами).

Человек - существо, тяготеющее к мистицизму. Даже если считает себя атеистом. В случае, если индивид ни во что не верит, он все равно придумывает себе какие-то религиозные суррогаты - высший разум, астрологию, теорию эволюции (при всем уважении, но отношение к наследию Дарвина у некоторых ученых мужей зачастую приобретает признаки религиозного фанатизма). Особенную же популярность и у верующих, и у неверующих имеют пророчества и предсказания, страсть к которым заметно обострилась в последнее время.

Лидер мнений

На ниве предсказаний лучшие представители рода человечества трудятся с незапамятных времен - вспомните вещую Кассандру, предсказавшую гибель Трои. Если же анализировать популярность пророков, к которым наши современники относятся с наибольшим пиететом, по крайней мере в русскоязычном сегменте Интернета, то лидерами мнений окажутся болгарская предсказательница Ванга, средневековый врач Нострадамус и, как ни странно это звучит, апостол и любимый ученик Христа - Иоанн Богослов. Последнему принадлежит наиболее загадочная книга Нового Завета - Откровение или Апокалипсис, интерес к которой с каждым годом только возрастает.

И интерес этот не случаен, так как творение Иоанна повествует о кончине мира, а происходящее во вполне реальной жизни иногда даже оптимистов заставляет задуматься о конечности бытия: бесконечные войны, землетрясения, цунами, борьба с традициями, клонирование, эпидемии, изменение климата. Все вышеперечисленное заставляет многих искать параллели с современностью в Откровении.

Особенная любовь многих именно к этой книге связана с тем, что творение апостола включено в Библию, являвшуюся и остающуюся безусловным авторитетом для миллиардов людей. Откровение было написано учеником Христа уже на закате его жизни, когда он находился в заключении на острове Патмос. Как пишет сам Богослов, события, которые указаны в книге, были явлены ему, когда он находился «в духе», то есть в особенно молитвенном состоянии. Иоанну явился Христос и рассказал о том, что должно быть перед его вторым пришествием на землю: о катаклизмах и чудесах, небесных карах, воскрешении мертвых, явлении ангелов и, самое главное, появлении Небесного Иерусалима, призванного заменить существующую человеческую цивилизацию новой. Последняя, согласно апостолу, будет жить под непосредственным управлением Христа, после нее других цивилизаций уже не будет. С течением времени слово «апокалипсис» стало нарицательным.

Несмотря на то что финал Откровения очень даже оптимистичен, предшествующие ему события во все времена вызывали у человечества справедливые опасения. Даже за последние пару десятков лет несколько раз были случаи, когда общественность начинала громко говорить о том, что пророчество Иоанна начинает исполняться.

Звезда с неба

Большое брожение умов было связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС в 1986 году. Причиной послужили строфы 10 и 11 восьмой главы Откровения, в которых сказано: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде „полынь“; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки». Параллель была проведена достаточно однозначная, так как «чернобыль» как раз и есть «полынь». То же, что стало происходить после катастрофы на ядерном реакторе, вполне подходило под описание последствий падения звезды, описанных Иоанном.

Падший Вавилон

Аналогичная реакция у мистически настроенных граждан отмечалась на печальное событие - террористическую атаку на нью-йоркские Башни-Близнецы в сентябре 2001 года. Положа руку на сердце, нужно сказать, что это событие не могло не задеть людские умы: показанная в прямом эфире картинка, похожая на кадры из шаблонного американского боевика, происходила на самом деле и производила ошеломляющее впечатление. Сразу же после этих событий появились люди, которые говорили о том, что перед нами воплощение 18-й главы Апокалипсиса, в которой описывается падение Вавилона (в данном случае название имеет символическое, а не фактическое значение).

У Иоанна описывается, как «возрыдали» все в мире, имеющие отношение к торговле, наблюдая, как гибнет город, фактически подчинивший себе весь остальной мир за счет того, что в нем сконцентрировались основные финансовые потоки. После этого Богослов перечисляет потери, нанесенные торговле товарами, номенклатура которых подозрительным образом совпадает со списком фьючерсов, торгующихся на Нью-Йоркской товарной бирже. При этом там же говорится о том, что кара постигла город за то, что: «купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы». Ну чем не описание американского олигархата во главе с Ротшильдами и Рокфеллерами?

Безусловно, такие параллели не могли остаться незамеченными. Но, к счастью, полностью Нью-Йорк разрушен все ж таки не был, а биржевая торговля до сих пор процветает.

Армагеддон

В день же сегодняшний, если начинают вспоминать Откровение, то связывают его с полем последней битвы - Армагеддоном. Этимология этого слова идет из географического названия на иврите - гора Меггидо. Так называется холм в 10 км от города Афула на севере Израиля. Согласно ряду толкований, выбор этой возвышенности для последней битвы человечества в качестве места финального сражения, в котором столкнутся силы добра (Христа) и зла (Антихриста) обусловлен тем, что именно здесь произошла первая документально зафиксированная битва. Именно в этом месте в XV веке до рождества Христова египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей. Соответственно, там, где произошла первая битва, должна произойти и последняя.

Ну, а то, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, думается, подробно описывать не нужно. В период же, когда Россия еще не участвовала в конфликте в Сирии и войска «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ) достаточно бодро двигались в сторону Израиля, в маргинальной части Интернета довольно активно говорили о приближении Армагеддона.

Ничего нового

Впрочем, панические настроения всегда были присущи человечеству. Так, например, во всем христианском мире с большим опасением ожидали конца света, когда приближался 666 год от Р. Х. Вторая сильная вспышка была в тот момент, когда заканчивалась Пасхалия (система исчисления даты празднования христианской Пасхи) в XV веке. В конце XVII века на мысли о конце света наталкивали реформы патриарха Никона, закончившиеся расколом Русской православной церкви, а потом нововведения императора Петра Великого. Последнего, кстати, многие иначе как «Антихристом» и не называли. Схожий эпитет применяли к Наполеону I Бонапарту. В конце XIX века, если почитать русскую литературу, апокалиптические ожидания просто-таки висели в воздухе. Конец XX века и начало XXI века также ознаменовались паническими ожиданиями. В наше время их любят распространять многочисленные секты и самозваные «боги». Причем как в России, так и за рубежом. В любом случае, когда в действительности совершится то, что пророчил Иоанн Богослов, нам знать, по всей видимости, не дано. Однако и бояться всего перечисленного не стоит, так как Апокалипсис - книга оптимистическая и заканчивается она хорошо!

Протоиерей Андрей Речицкий, настоятель храма Илии Пророка в Китай-городе:
Человечеству всегда были свойственны эсхатологические ожидания - и в средние века, и в наше время. Так, например, в 1492 году многие начали готовить себя к пришествию Христову, так как заканчивалась Пасхалия и тот же год был 7000-м со дня сотворения мира. Люди средневековья видели в этом тайный знак, указывающий на окончание времен. В 2007 году целая группа сектантов в Пензе замуровала себя под землей в ожидании конца света. Связано это с тем, что нам, к сожалению, свойственно больше обращать внимание на внешние признаки, а не на внутренние. Однако Христос говорил прямо: «Не ваше дело знать времена и сроки». А в качестве признака Его второго пришествия указывал как раз на внутреннее устройство человека, которое должно измениться в последние времена: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24, 9)». Таким образом, какими бы похожими на образы, данные нам в Откровении Иоанна Богослова, не были бы события, совершающиеся вокруг нас, не стоит относиться к ним как к доказательству того, что пророчество исполняется прямо сейчас. Иначе можно оказаться заложниками собственных страхов.

Объявления о дате конца света не соответствуют не только православной традиции, они не соответствуют Библии. Христос говорил, что «о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32).


«Как всякому человеку предстоит смерть, так и всему видимому миру предстоит своего рода смерть или разрушение. Это ясно показано в Св. Писании; но род человеческий знал эту истину, даже не зная Писания. И философы, и простой народ верили невечности мира и даже знали способы, как совершится кончина мира, — говоря об истреблении земли огнем. Овидий в своих стихах высказывается так: mare ardibit (море будет гореть). Сенека об истреблении огнем всего существующего говорит тоже: omnia uno igne ardebunt (все сгорит от огня)».


«конец света , конец мира сего, Апокалипсис или светопреставление — как качественное изменение всего существующего космического порядка, занимает умы людей уже на протяжении многих веков.


Вопрос этот волнует как людей истинно верующих во Христа, так и еще не пришедших к сознательной вере. Первых — потому что они твердо знают, что не может не сбыться Слово Божие, что Второе Пришествие Христово и Страшный Суд неизбежен; вторых — подсознательный страх смерти, внутреннее ощущение бессмертия души, возможности существования загробной жизни толкают к поиску ответа на еще не разрешенные для себя вопросы. Но, так или иначе, большинство людей жаждет знать — когда же наступит светопреставление? Когда же придет Господь судить этот мир, погрязший во грехе?


Почти за две тысячи лет со дня пришествия Христова уже неоднократно ожидали люди кончины мира, назначали различные даты, указывали те или иные признаки близости этого страшного дня. Простое арифметическое окончание всякого века и начало нового знаменовались усилением подобных ожиданий».


«Несмотря на то, что в слове Божием не указано время кончины мира, люди всегда делают попытки с точностью определить этот великий момент,"за которым последует всеобщее воскресение мертвых и Страшный суд Христов. Общественные бедствия вроде голода, войны, повальных болезней — холеры, чумы, моровой язвы, всегда способствовали распространению в народной массе убеждения в том, что мир наш доживает свои последние дни. Но едва ли когда было так сильно и всеобще ожидание конца мира на западе, как в исходе первого тысячелетия нашей христианской эры, основанием чему служили следующие слова Апокалипсиса: через тысячу лет дьявол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырех странах земли. Книга жизни будет открыта; море извергнет своих мертвых; каждый будет судим сообразно со своими делами Тем, который восседает на великом сияющем Престоле. И будет новое небо и новая земля.


Бернард Тюрингенский (около 960 г.) назначил даже день конца мира: вселенная, по его мнению, должна разрушиться, когда Благовещение совпадет со страстной пятницей. Это совпадение случилось в 992 году, — и ничего необычайного из этого не последовало».


«Но первый год начала второго тысячелетия от Рождества Христова казался в этом ряду особым: в 1000 году страх, апатия, уныние охватили практически все население Европы, Азии, Африки, там, где были государства, называвшие себя христианскими, где жили народы, исповедовавшие религию Нового Завета. Небывалая паника охватила Европу. И неудивительно. За тысячу лет многие христиане настолько удалились от эталона христианской жизни, настолько обмирщились, предались плото угодию и другим чувственным наслаждениям, что перспектива немедленного Страшного суда, а значит, и наказания за содеянные грехи, приводила в ужас миллионы верующих. Идея возмездия настолько овладела умами, что началась великая паника: по всему континенту перестали строить хижины и дворцы, богачи, погрязшие в злате и пороках, жертвовали громадные суммы на храмы, раздавали свое имущество, пытаясь умилостивить Бога и избежать праведного воздаяния. Бедные люди возносили Творцу непрестанные молитвы, многие злостные грешники покаялись».


В течение X столетия королевские хартии начинались следующими словами: «Так как приближается конец мира...» «Иное настроение бытовало в конце X века на Руси. Приняв святое крещение, славянские народы с надеждой смотрели в будущее, строили храмы, монастыри, непрестанно славословили Бога за его великие милости. Именно в это время Русь начинает формироваться в единое государство. Выходит на международную политическую арену уже не как территория, состоящая из различных, зачастую враждующих между собой, ничем не объединенных удельных княжеств, а как монолит славянских народов, объединенных единой верой, языком, культурой».


«В 1186 году астрологи напугали Европу, объявив, что в сентябре месяце разразятся великие бури, произойдут землетрясения, появится смертность между людьми, возмущения и распри, революции во всех государствах, уничтожение и погибель всего живущего. Но ничто не оправдало их предсказаний.


Несколько лет спустя, в 1198 году, разнесся слух о конце мира. Но на этот раз миру предстояло разрушиться без посредства небесных явлений; предсказали, что в Вавилоне народится антихрист, и через него погибнет род человеческий».


«Но светопреставление не наступило. И Европа, оправившись от религиозного потрясения и не приняв заслуженной кары Господней, с еще большим неистовством пустилась в разврат, стяжательство, воровство, грабеж, разбой... Так продолжалось более пяти веков. Даже чума 1332 года, унесшая около половины жителей культурной колыбели Запада, не вразумила грешников».


«В конце XIII столетия алхимик Арно де Вильнев объявил, что антихрист родится в 1335 году.


Винцент Ферве, знаменитый испанский проповедник, уверяет, что мир просуществует столько лет, сколько стихов в псалтири, т. е. около 2537 лет».


«В начале XVI века математик и астролог Иоганн Штофлер, проведя свои расчеты, заявил ученому миру, что якобы в 1524 году должен произойти всемирный потоп. Некоторые из ученых нашли косвенное подтверждение данных Штоф лера в своих научных исследованиях, и эта новость подобно грому разнеслась по всей земле.


В 1524—1525 гг. наступило воистину всеобщее помешательство. Началась паника! Наиболее практичные паникеры строили «ковчеги» и держали их у себя во дворе, находясь при том за сотни верст от какой бы то ни было воды. Многие писатели того времени передают, что жители приморских провинций Германии решили продавать по самой низкой цене свои земли, и что люди, имеющие деньги и не очень доверявшие предсказаниям, скупали эти земли. Каждый запасался лодкой на манер ковчега. Доктор из Тулузы, по имени Орион, заказал для себя, своего семейства и своих приятелей ковчег, отличавшийся большими размерами. Подобные же предосторожности принимались в большей части Италии. Самые богатые перестали наживать богатства и разбрасывались ими. Должники «простили» кредиторам свои долги, а те с них и не спрашивали. Многие крестьяне перестали в поте лица своего добывать хлеб свой насущный и в великой скорби ожидали смертного часа и Страшного суда. Множество продовольственных складов создавалось в высокогорных местностях. Но туда устремились голодные с равнин и грабили эти склады. В отличие от «ожидания» 1000го года, «ожидание» 1524—1525 гг. сопровождалось неслыханным пьянством и развратом. Сама жизнь человеческая перестала стоить хотя бы ломаный грош. Европа отказалась верить в Спасителя!


Половина населения Европы до февраля пряталась в горах, испытывая холод и голод, но «скрашивая» «последние дни» обильным возлиянием спиртного. Многие падали замертво, и никто не предавал их земле, потому что одни уже не верили в святость сей христианской традиции, другие же ничего не видели и не слышали, оглушенные винными парами. Люди в открытую спали с чужими женами и мужьями, и это считалось уже вовсе не за грех. Групповой разврат и насилие охватили страны европейские.


Февраль же выдался на редкость сухой и солнечный — как бы нарочно доказывая, что предвосхитить всемирное событие, подвластное только Богу, не в силах никто...»


Никогда, ни в одном месяце, не было такой засухи, и никогда астрологи не чувствовали такого смущения. «Коекак, в пороке и безверии дождавшись первого числа марта, народ хлынул с гор обратно в долины и города и застал там полное разорение, совершенное его же руками...


Ближе к июлю выяснилось, что «потоп», который был предречен на 15е число, произойдет в одной только Пруссии, да и то не везде. Наступило неожиданное отрезвление. Вздохнув свободно, даже население Пруссии решило, что беды никакой не будет, и все наконец взялись за дело...


Один лишь курфюрст Бранденбургский, сопровождаемый придворными, весь день 15 июля провел на возвышенности в виду всего подвластного ему народа, да и то потому, что, сам увлекаясь астрономией, поверил собственным расче там хода небесных светил. С позором, под свист и улюлюканье, после захода солнца он вернулся во дворец...» «Однако эти достойные люди не упали духом, и им не переставали верить. Тот же Штофлер, вместе со знаменитым Региомонтаном, снова предсказали, что в 1588 году будет конец миру, или, по крайней мере, последуют какиенибудь важные происшествия, долженствующие всколебать землю».


«Кончина Штофлера оказалась весьма символичной: на него обрушилась громадная полка с книгами, большинство из которых были его собственными творениями...


Но недолго на этот раз продолжалась «спокойная жизнь», отягощенная умерщвлением духа, ибо, единожды начав, грешники уже не могли остановиться. Известный ученый пастор Михаил Штифель (14861567), который был автором многих ценных трудов по алгебре» (ввел в нее знаки + и —, знак для обозначения корня и т. д.) в то же время очень увлекся числовой мистикой. Он вычислил, что современный ему папа Лев X и есть предсказанный в Апокалипсисе зверь. Эта мысль осенила бывшего авгус тинского монаха, когда он сидел в ванне. Он выскочил из нее, голый побежал по улице, провозглашая: «Горе тебе, папа, горе тебе!» Лютер был в восторге от этого «открытия».


Штифель на основании своих каббалистических изысканий объявил, что 13 октября 1533 года будет потоп и кончина мира. Во Франции и Италии богачи, поверившие ему, сооружали ковчеги, крестьяне продавали свое имущество, готовясь к приходу антихриста. Но когда в назначенный день ничего особенного не произошло, Штифель передвинул дату конца мира на 1588 год... Люди опять поверили Штифелю, поверили многие, поскольку ересь облачается в красноречивые слова и прельстительна многим лишенным истинного слуха. Опять возобновились продажа имущества за гроши, пьянство и разврат, ожидание кары Господней...»


«Новое предсказание — и новое разочарование! И 1588 год не ознаменовался никаким необычайным происшествием. В 1572 году было, правда, явление весьма странное, которое могло оправдать все опасения: неизвестная звезда внезапно зажглась в созвездии Кассиопеи, эта звезда отличалась ослепительным светом и была видна даже днем. Астрологи объявили, что это была звезда волхвов, вторично появившаяся возвестить последнее пришествие Христово. Предсказание о погибели вселенной в 1840 году долго служило предметом всеобщих ожиданий и страхов. 1840 год был отмечен роковым. Предсказания самые грозные и ужасные сыпались со всех сторон. На шестое января назначена была последняя развязка человеческой драмы. Весьма многие приготовлялись к роковому событию, покончили со всеми своими делами и с твердостью ожидали конечной погибели».


«Еще не раз и не два многие тысячи людей бывали охвачены неописуемой паникой в ожидании наводнений и землетрясений. В то время как настоящая гибель, уносящая многие и многие жизни, всегда приходила нежданнонегаданно. Войны и эпидемии, которые никто не подумал связывать сконцом света изза их трагической привычности, уносили десятки и сотни тысяч жизней. Гордыня и алчность европейского человека регулярно была наказуема: чума занесена в Европу крысами с кораблей купцов из Генуи, прибывших из Кафы, сифилис привезен из Нового Света неумеренными конкистадорами и распространен повсеместно кочевавшими по Европе блудницами, не имевшими ни угла, ни родины. Столицу пиратов ПортРойал, где не знали не только Божьего, но и человеческих законов, Господь в одночасье погрузил в морскую пучину, смыв позор с лица земли.


В XVIII веке Лондон ждал величайшего землетрясения. Не раз верила многим астрологическим предсказаниям древняя Москва...»


«Парижский священник Пьер Луи, живший в 1840 году, из своеобразного толкования Апокалипсиса пришел к тому убеждению, что конец мира последует в 1900 году.


Что касается нашего отечества, то мысль о скорой кончине мира особенно распространена была между русскими в XV столетии. Так, ее встречаем в летописях у митрополита Киприана, митрополита Фотия и других учителей. В Софийской летописи под 1459м годом написано: «Зде страх, зде скорбь велика: я коже в распятии Хри стове сей круг бысть 23, луны 13, сие лето на концы явися, в он же чаем всемирное пришествие Христово. О, Владыко! Умножишася беззакония наша на земли, пощади, Владыко!» Пасха лии не доводили далее 7000 (1492) года, за этим годом ставили кружок и приписывали: «Горе достигшим до конца времен!»


«Еретические учения приписывают числам с несколькими нулями совершенно не присущую им магическую силу, которая якобы колеблет вселенную в угоду сатане. При этом ересиархами среди своих последователей намеренно нагнетаются страх и безволие, распространяются ложные пророчества о землетрясениях и наводнениях, морах и гладах, всепожирающем небесном огне...


В наши дни лжепрорицатели, чернокнижники, прельщая заблудших астрологией, нагнетают страх и неуверенность, объявляя неслыханные бедствия.


«Как всегда в конце века, сделались забыты праведные слова святителей православных, зато вздымаются из недр забвения прежние устрашающие пророчества. Нашли, что 1998 год — это есть тройное число зверя (666 х 3), и непременно в этом году следует ожидать светопреставления. Другие считают, будто число зверя (наоборот) выражено в следующем, 1999 году... И несть числа прогнозам катастроф и глобального мирового катаклизма... Не забыт и Мишель Нострадамус: Как великий король Анголмуа, Год 1999, седьмой месяц, Великий король ужаса спустится с неба, В это время Марс будет править ради добра, — в то время, как всем известно; что прорицания Нострадамуса написаны столь смутным бесовским языком, что их можно толковать (если У кого есть к этому охота) всякому на свой лад. Да и никто из комментаторов не читал его текстов в подлинном их виде, а пользуются переводами, истолкованными самими переводчиками сообразно событиям, уже случившимся на свете по воле Божьей. Кроме того, история убедительно показала, что большинство так называемых «пророчеств» мага Нострадамуса просто не исполнялось.


Следовательно, сии пророки пророчествовать научены не Богом, а сатаной. Истинное откровение тем временем нарочно забывается сими «любомудрами», ибо сказано в нем, что появятся лжепророки, слуги сатаны, и примут вид ангельский, и явится в мир антихрист, и лишь после того перестанут силы князя мира сего скрываться за маскою добра и покажут истинный звериный свой лик».

«ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ» И БИБЛИЯ


Объявления о дате конца света не соответствуют не только православной традиции, они не соответствуют Библии. Христос говорил, что «о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). Из сект этим более всего прославились «Адвентисты 7го дня», которые, собственно и начали эту «предсказательную эпидемию в первой половине XIX века. И стоило только начать... Из современных тоталитарных сект больше всего любят объявлять даты конца света «Свидетели Иеговы», «Богородичный Центр», виссарионов цы, мормоны, некоторые течения внутри рерихианцев, «Церковь универсальная и торжествующая» и пр. На самом деле само это объявление уже уводит все эти группы и их последователей из рамок христианства, потому что они выказывают поразительное недоверие словам Христа.


С человеческой точки зрения такое желание в чемто понятно: у людей всегда присутствует очень сильное желание точно узнать свое будущее. Это стремление «заглянуть за черту» — наверное, одна из характерных черт падшего человеческого сознания. Но оно противоречит всей логике христианства: даты не знает никто и поэтому нужно жить так, чтобы быть всегда готовым к встрече со Христом и стремиться к ней. Вспомним, что христиане каждый день молятся о наступлении конца света. В словах самой распространенной молитвы «Отче наш» есть такая строчка: «Да приидет Царствие Твое». Это призыв Богу поскорее прийти. Это призыв к Нему, чтобы он ускорил те события, о которых символическим языком написано в Апокалипсисе.


Что касается самой этой книги (Апокалипсиса), то в ней не приводится ни одной даты. Что не дает возможности говорить об исторической несостоятельности Библии (дескать, не сбылись предсказания!), как это любит делать современная атеистическая критика. Это книга символов. Она рассказывает о конце света прикровенным, образным языком. Точно также, языком образов, самая первая книга Библии — книга Бытия говорит и о сотворении мира. Это не значит, что нблейская картина возникновения мира проти ВоРечит науке. Библия г это не учебник физией» химии или биологии. В ней сказано самое главное — мир сотворен Богом, Он является Источником всего живущего. В равной степени Библия — это и не учебник истории, не книга гаданий и предсказаний, а также не пособие по футурологии. Там говорится о главном, о том, что история придет к своему концу, и этот финал будет сопровождаться 3,5летним правлением на земле антихриста, который объединит все государства, станет всемирным императором и откроет период жестоких гонений на тех, кто останется верен Христу. В итоге мировая история завершится непосредственным вмешательством Бога. В 24 главе Евангелия от Матфея есть очень важные слова Иисуса Христа. Конец придет только тогда, когда Евангелие будет проповедано по всей земле, всем народам (Мф. 24, 14). Это означает, что пока на земле есть люди, которые готовы услышать Евангелие и принять его, но пока не имеют такой физической возможности, Второго Пришествия не будет. Более того, Сам Бог может менять Свои пророчества, потому что Бог Библии — это не безликая Судьба или неумолимый фатум, а Живой, Личный Бог. В Священном Писании есть книга пророка Ионы. В VIII веке до P. X. Господь послал пророка в город Ниневию сказать его жителям, что если те не покаются в грехах, то город будет уничтожен. Ниневитяне покаялись и пророчество Бога было изменено. Переносясь в нашу эпоху, можно предположить то же самое: возможно Бог отодвигает конец света ради тех людей, которые еще могут услышать Евангелие и обратиться ко Христу.


Слово «пророчество» многие воспринимают как предсказание будущего. Однако это не совсем так. В Библии пророчество — это, в первую очередь, возвещение воли Божьей. Она может проецироваться как на будущее, так и на прошлое или настоящее. И любое пророчество Библии надо оценивать именно с точки зрения воли Божьей о человеке, которая состоит в том, что Бог хочет спасения человека, хочет, чтобы некогда отпавшие от Него люди вновь вернулись. И когда Апокалипсис говорит о страшных катастрофах, то, прежде всего надо понять — это возможность для людей опомниться и покаяться и вернуться к Богу. Хотя сам Апокалипсис говорит, что реакция у многих будет прямо противоположная... Бог удерживает действие зла в нашем мире, но в какойто момент пред концом света Он перестает это делать, и зло обрушивается на человечество, чтобы хотя бы в последний момент люди испытали потребность в покаянии. В этот момент страдания христиан играют особую роль: они кладут души свои за ближних. Я вспоминаю историю, которая записана в одном из египетских патериков про монаха, которого мучили страсти похоти и гнева. Он принимал на себя различные аскетические подвиги, но тем не менее эти греховные помыслы от него не отходили. В конце концов подвижник отчаялся и решил, что он — пропащий человек. Монах пошел в столицу Египта — Александрию, посещал там пивные, публичные дома и т. д. Однажды он напился, подрался и убил человека. Ночью он проснулся в какойто канаве над телом убитого им человека, и в этот момент он понял весь ужас положения, в котором оказался, взмолился Богу, и внезапно страсти, мучавшие монаха раньше, оставили его. Такой силы была покаянная молитва этого монаха! Когда я учился в духовной академии, мы обсуждали этот случай на занятии по христианской антропологии, и один студент спросил: «А что же случилось с тем, убитым?» Преподаватель ответил: «Мы не знаем, что это был за человек, которого убил монах, но если он был христианином, то сейчас на небесах он безмерно счастлив, что ценою своей жизни спас душу погибающего». Почему современное человечество видит в Апокалипсисе только катастрофы и не замечает самого главного — встречи со Христом? Я думаю эта встреча выходит за рамки интересов нашей цивилизации. Поскольку она живет автономно от Бога, то от Апокалипсиса остается какаято страшилка различных грядущих катастроф. Интересно, если говорить, например, о современной кинематографической культуре, то там конец света всегда удается остановить человеческими силами, геройским поступком. Это по существу выхолощенное содержание Апокалипсиса, из которого убран Бог и человечество борется лишь за свое вечное физическое существование в обезбоженном мире. На мой взгляд, такая дурная бесконечность и есть ад, от которого Бог нас избавляет, являясь в конце времен к своему возлюбленному творению — к Адаму. Александр Дворкин, доктор философии, кандидат богословия, руководитель центра имени святого Иринея Лионского, журнал «Фома», № 2 (19), 2004.


В Библии нигде нет точной даты Второго Пришествия Иисуса Христа. Объявление какой бы то ни было даты конца света — это вещь, которая совершенно несвойственна Православной Церкви. Не существует ни одного Соборного решения, ни одного послания церковного иерарха или признанного богослова, которые бы высказывались в подобном духе. Тем не менее в Св. Писании Нового Завета есть свидетельства о том, что пришествие Христа понимается как событие достаточно близкого будущего. Основными источниками православного учения о конце мира являются эсхатологическая речь Спасителя, изложенная в 24—25 главах Евангелия от Матфея (с параллелями в Евангелиях от Марка и Луки) и книга Откровения св. Иоанна Богослова (Апокалипсис). Важны в этом отношении также некоторые места из апостольских посланий, например, 1 Фес. 5, 110; 2 Фес. 2, 112; 1 Кор. 7, 2931; 2 Пет. 3, 318; 1 Ин. 2, 18.


Что самое главное в библейских свидетельствах о Втором Пришествии? Значительная их часть посвящена не констатации факта, что конец света скоро произойдет, а глубокому, красочному и многостороннему описанию предшествующих событий. То есть, с одной стороны, конец света мыслится как очень скорый, а с другой, этому дню должны предшествовать события всемирной исторической важности. Само содержание этих свидетельств по необычайной масштабности описываемых событий являет собой всю глубину и сложность православного учения о конце света. Даже беглый взгляд на них показывает, что это будет не так просто и быстро.


Некоторые люди указывают на евангельскую эсхатологическую речь как на несомненное свидетельство Самого Христа о Его скором пришествии, особенно на слова Иисуса: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (о традиции толкования этих слов чуть позже). Однако почемуто не замечают, что там есть и другая фраза, которая уравновешивает груз, казалось бы, действительно несомненно скорого времени Второго Пришествия: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). Это означает, что никто не может точно указать год, месяц или день наступления конца света. Даже Христос, Сын Божий, приписывает себе неведение. Почему? Это сложный богословский вопрос, однако, для христиан здесь важно другое: Спаситель подчеркивает абсолютную таинственность, неподвластность «времен и сроков» точному человеческому определению.


В эсхатологической речи Спасителя есть одна важная деталь: Христос пророчествует о двух событиях: о конце света и о разрушении иерусалимского Храма. Причем, их очень сложно разделить: историческое событие разрушения Храма в 70м году, которое, как мы уже знаем, не явилось концом света, и событие, выводящее нас за рамки человеческой истории — сам конец света — теснейшим образом переплетаются. Христос в Своей проповеди обращался к иудеям, поэтому, по мысли Евангелия, катастрофа мирового масштаба, разрушение главной иудейской святыни, являющейся основанием религиозной жизни Израиля, — это прообраз общего конца.


И тогда слова: «Не прейдет род сей, как это случится» могут буквально относиться к падению Иерусалима. Потому что многие слушатели Иисуса имели возможность дожить до 70 года и быть свидетелями разрушения Храма. Но существует и другое толкование этих слов, относящее их непосредственно к концу мира. Выражение «род сей» при таком понимании может означать не только конкретное поколение, но и некий вневременный класс людей. Под этим классом св. Иоанн Златоуст понимал всех верующих во Христа: «все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеозначенных бедствий».


Апокалипсис, вне зависимости от своей соотносимое™ с событием разрушения Иерусалима, ставит современных людей перед вопросом: если конец света не произошел в короткие сроки, зачем все это было высказано уже в I веке, причем в такой своеобразной «непонятной» форме? Для христиан любой эпохи указание на скорый характер пришествия Спасителя становится фактом, определяющим их жизнь с того момента, как они услышали эту весть.


Допустим, Христос сказал бы, что Второе Пришествие будет, но очень нескоро. По психологическому закону это склонило бы людей к расслабленности. К ней же привело бы и точное указание даты. Даже если пришествие Христа было бы при жизни того поколения, которое Его слушало, и Иисус сказал бы, что придет в 70 году, то это привело бы к тому, что до 70 года все бы жили, как обычно, а потом, посмотрев на календарь, начали бы готовиться. Указание на скорое пришествие Христа имеет значение стимула, определяющего всю человеческую жизнь, оно поддерживает христиан в состоянии постоянного бодрствования, о котором очень много говорится в Новом Завете.


Конечно, настроение человечества периодически меняется, потому что люди все больше осознают, что мир несовершенен и преходящ. Будучи доведены до абсурдной крайности, эти представления выливаются в лозунги, что конец света должен наступить немедленно. Или, наоборот, есть другая крайность, когда говорится, что «христианство не исполняет собственного обещания». Апостол Петр еще в середине 60х годов I века дал прямой и довольно жесткий ответ на это: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»... Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 3—9). Это означает, что наступление конца света зависит от жизни каждого из нас: удаляется или приближается в зависимости от нашего духовного устроения.



Православного СвятоТихоновского богословского института, журнал «Фома», № 2 (19), 2004.


ПРИЗНАКИ НАСТУПЛЕНИЯ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН


«Конец мира будет предварен знамениями. Спаситель указывал на эти знамения, когда пророчествовал о судьбе Иерусалима, но так, что некоторые относятся к Иерусалиму и некоторые к концу мира. От 3го стиха 23й главы евангелиста Матфея до 26го — знамения, бывшие при разорении Иерусалима. Потом те знамения, что солнце померкнет, луна не даст света, Евангелие будет проповедано всем, будет скорбь великая, явятся лжехристы, умножатся пороки и бедствия, иссякнет любовь — идут к концу мира. Это показывает, что Иисус Христос поступает здесь так, как поступали пророки, т. е. с одними видениями или событиями соединяли и другие, сходные с ними. Предрекая одно событие близкое, говорили о другом, более отдаленном и более важном. Что все это при конце мира последует, можно и должно ожидать непременно».


«При неизвестности дня Господня, нам все таки открыты некоторые признаки его наступления, пред нами ясно выступают два предсказания в Священном Писании. Одно состоит в том, что Евангелие должно быть проповедано всему миру, и все язычники и народ израильский должны вступить в Церковь . Второе говорит о великом отпадении вступивших, из которого развивается последний образ греха. О том, что христианство сделается всемирной религией, не может быть вопроса. Как бы медленно ни шел труд миссии, через все языческие религии проходит чувство сознания, что часы их сочтены. Хотя в магометанстве все еще горит огонь древнего фанатизма, но именно это возбуждение против всего христианского показывает, что Евангелие подвергает его опасности. Конечно, победу Евангелию не везде доставляет убеждение в истине его, но чего не сделает миссия, то сделает господство европейской цивилизации. С ним христианство войдет повсюду, как религия господствующих народов. Таким образом, в руке Божией и светские интересы будут служить средством к собиранию народов в союз христианской Церкви, дабы концы земли сделались границами Церкви. Страннее всего может казаться надежда на то, чтобы и Израиль преклонился пред Распятым; но мы должны сказать, что само существование этого удивительного народа показывает, что Бог сберег его для будущности; если же будущность принадлежит Иисусу Христу, то ему принадлежит и Израиль.


С этой будущностью Израиля, по словам пророка, будет совпадать эпоха распространения безбожия по всей земле. Эта злосчастная во всех отношениях година, беспримерная по силе и повсеместности распространения безбожия, небывалая по тяжести, продолжительности и широте распространения бедствий, которые будут поражать человечество, наступит перед Вторым Пришествием Иисуса Христа, перед кончиной мира. Прямо и ясно сказано: Сын человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле (Лк. 18, 8)? В Священном Писании эта година называется: последние дни (2 Петр. 3, 3), последние времена (1 Тим. 4, 1), последнее время (Дан. 11, 4 и 9). Продолжительностъ ее в Писании не определена. Конец ее совпадает с пришествием Иисуса Христа и концом мира; но начало ее будет наступать постепенно, и потому ее трудно разграничить от предыдущего времени, нельзя указать определенного момента времени, с которого она начнется. Из книги пророка Даниила и из Апокалипсиса видно, что последний и самый страшный период этой годины продолжится три с половиной года, — время царствования антихриста. Но злосчастная година страшных бедствий и необычайного распространения нечестия и безбожия начнется раньше начала царствования антихриста, как это видно из речи Иисуса Христа о кончине мира, из Второго послания апостола Павла к фессалоникийцам и из Апокалипсиса. Царствование антихриста будет только завершением и концом этой годины, последним периодом ее. Но как продолжителен будет предшествующий царствованию антихриста период этой годины — это неизвестно.


Чрезвычайное распространение неверия и нечестия по всей земле; всеобщая взаимная вражда между людьми и народами, которая еще задолго до кончины мира усилится до того, что восстанет народ на народ и царство на царство, что люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга, так что даже предаст брат брата на смерть, и отец — детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их; большие землетрясения по местам, и голод, и мор, и ужасные явления, и великие знамения с неба; великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет, когда люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную; умножение беззакония и сопровождающее его охлаждение любви к людям; предание на мучения и на смерть христиан и ненависть к ним со стороны всех народов за имя Христа; мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на святом месте — все это и вызовет кончину мира, подобно тому, как ад, отравляя все соки живого существа, причиняет последнему смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал, что если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть. Это значит, что если бы Иисус Христос и не пришел тогда, чтобы произвести окончательный суд над человеческим родом, чтобы разрушить и обновить огнем небо и землю, всетаки существование человеческого рода прекратилось бы.


Пред кончиной мира владычество, дерзость и распространенность безбожия, глубина и общераспространенность нравственного растления и физическая захудалость в человеческом роде будут столь же необыкновенны и чрезвычайны, как будут необычайны многие физические явления и другие события, которые тогда совершатся, как необыкновенна сама кончина мира. Это будет эпоха во всех отношениях, и в частности, в отношении к безбожию, исключительная, единственная, беспримерная, страшная и злосчастная.


Столь же исключительны и причины необычного распространения безбожия перед кончиной мира. На основании Священного Писания и учения отцов Церкви, мы можем высказать частью предположения, частью и положительные суждения о причинах страшного распростране ния и необыкновенного владычества безбожия перед кончиной мира; отметим также и характерные черты безбожного духа тогдашнего времени.


В Священном Писании есть некоторые указания на то, что безнравственность, нечестие и безбожие последней годины будут подготавливаться постепенно, быть может, в течение очень долгого времени. Евангелист Иоанн Богослов уже о своем времени говорил: «Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1 Ин. 2, 18). В то же время и апостол Павел писал, что тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды, удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7).


Однако протекло уже много веков с тех пор, как сказаны были те и другие слова, и кончина мира все еще не наступила. Но, с другой стороны, апостолы, как писатели боговдохновенные, не могли высказать в своих посланиях, принятых в канон Священного Писания, ошибочных мыслей, и притом о предмете столь важном. Как же нужно понимать приведенные слова? В них выражается не то, что во времена апостолов приближалась кончина мира, а указывается на сходство событий гражданской и церковной тогдашней жизни, тогдашнего духа времени с тем, что будет происходить перед концом мира, и современная апостолам година изображается ими, как начало печального и страшного конца, — начало не по близости времени, а по сходству явлений жизни. В словах апостола Павла это выска зано очень ясно. Он вовсе не говорил, что наступает кончина мира. Совсем напротив: он самое посланието свое пишет к фессалоникийцам с той преимущественно целью, чтобы некоторых из них, ожидавших скорого наступления конца мира, разубедить в этом мнении. Он соглашается с тем и утверждает, что тайна беззакония — того беззакония, которое во всей силе и наготе обнаружится перед концом мира — уже действует, но оно действует именно как тайна, малозаметно, как мало заметен росток, который только через многие годы становится видным для всех, огромным деревом. Подобным образом и кончина мира не настанет до тех пор, пока тайна беззакония, уже начавшаяся, не совершится, т. е. пока не обнаружится и не осуществится в полноте и во всей силе. Когда это будет, апостол указывает, но только не прямо, а таинственно: это будет тогда, когда будет взят от среды удерживающий теперь; но что такое удерживающий и когда он будет взят из среды, этого апостол не изъясняет. Не указывая ясно, когда последует конец мира, он, однако же, убеждает солунян не верить слухам, распускаемым неблагонамеренными людьми, что конец мира уже наступает.


Разъяснение истинного смысла приведенных слов апостола Павла дает ключ к пониманию слов Иоанна Богослова, которые, в свою очередь, проливают свет на слова апостола Павла, слова того и другого апостола параллельные и соответственные; мысль в них приблизительно одна и та же, и только выражена она различно. антихристами евангелист Иоанн Богослов называет людей, отвергающих Отца и Сына (1 Ин. 2, 22); он же говорит, что всякий дух, который не исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1 Ин. 4, 3), об антихристах он говорит еще, что они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19). Ясно, что под антихристами он подразумевает еретиков своего времени — гностиков, отвергавших боговоплощение и не признававших Христа Богом, эвионитов, признававших Христа только человеком, и других еретиков, а может быть, также и лжехристов («много лжепророков появилось в мире» — 1 Ин. 4, 1). Приписывая всем таковым людям дух антихриста, который придет перед кончиной мира, евангелист Иоанн говорит, что он, т. е. настоящий антихрист, теперь есть уже в мире. Но так как в его время настоящего антихриста не было, и он знал это, то ясно, что и об явлении настоящего антихриста в его время, и о наступлении последнего времени Иоанн Богослов говорит в том же смысле, как и апостол Павел о тайне беззакония, как начавшей действовать, но еще не совершившейся, не осуществившейся, т. е. он указывает предшественников имеющего придти антихриста, но предшественников не по непосредственному, а по отдаленному преемству, не по времени, а по духу. Еретики отвергли Христа, как Богочеловека, а вместе с тем если и не отвергли Бога, то, по крайней мере, неизбежно извращали учение о нем, на место христианства поставляли свое лжехристианство, и настоящий антихрист будет отвергать Христа и совращать христиан в свою веру.


Только он далеко и безмерно превзойдет еретиков степенью, дерзостью, силой и успехами в отрицании Христа и христианства: он будет истреблять христиан, богохульствовать, называть себя Богом и владычествовать на всей земле. Между тем как еретики изображают обольщения и соблазны, которыми антихрист будет отторгать христиан от Христа (2 Фес. 11, 10—11), гонители христианства из иудеев и язычников были и бывают предшественниками антихриста в его истребительной войне против святых (Откр. 13, 7). Поэтому, не без основания под тайной беззакония, которая, по словам апостола Павла, уже в действии, некоторые отцы церкви, например, св. Златоуст, подразумевали Нерона, как прообраз антихриста. «Ибо, — говорит вселенский учитель, — тот (т. е. Нерон) хотел, чтобы его считали Богом». А другие отцы церкви и под тайной беззакония подразумевают еретиков, и в таком случае сходство и параллелизм двух изъясняемых мест — из первого послания евангелиста Иоанна Богослова и из второго послания апостола Павла к солунянам — будет еще ближе. Так, блаженный Феодорит говорит: «Иные утверждали, что Нерона назвал апостол тайной беззакония и делателем злочестия. Но думаю, что апостол означил сим породившиеся ереси; потому что ими диавол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайной беззакония потому, что сеть беззакония в них сокрыта, сам же диавол явно ведет людей к богоотступничеству. Посемуто пришествие его апостол назвал открытием. Ибо, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно».

Эти разно речивые толкования можно примирить предположением, что апостол Павел под тайной беззакония подразумевал Нерона только преимущественно, как наиболее типического и притом современного ему прообраза антихриста, но не исключительно его одного. Писав свои послания в ответ на потребности своего времени, апостолы, тем не менее, предназначали их для всех времен. Как евангелист Иоанн Богослов, говоря о современных ему еретиках — антихристах, подразумевал и еретиков последующих времен, как выразителей антихристианского духа; так и апостол Павел словами «тайна беззакония», обозначил предшественников антихриста всякого рода и всех времен: еретиков, безбожников, неверующих и лжеверующих, гонителей христианства. Самый способ выражения апостола Павла дает понять, что действие тайны беззакония будет не кратковременное, не единократное, какова была деятельность Нерона, а постоянное, имеющее продолжаться до того времени, пока она не обнаружится явно, во всей силе и страшной широте, пока антихристианский дух всех времен, воплощающийся и действующий в разнообразных противниках Христа, не сосредоточится в антихристе, пока он не достигнет завершения высшей степени развития и вместе своего конца в безбожии, безнравственности и антихристианстве перед кончиной мира.

Не один Нерон, а целый ряд Неронов — этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства — пройдет, в течение веков до конца мира. Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч вифлеемских младенцев (Мф. 2, 16); римский император Калигула, безумно говоривший, что если бы у человечества была одна голова, то он отсек бы ее; Домициан, Диоклитиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан, Аттила, названный бичом Божиим; Чингисхан и Тамерлан, превращавшие многолюдные города в груды мусора и целые царства в пустыни и воздвигавшие вместо памятников огромные пирамиды из отрубленных голов; Наполеон и другие Тамерланы нового времени, изза честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей — кто они, как не предшественники по духу, как не прообразы по жизни и деятельности того зверя, выходящего из моря, которому дано вести войну со святыми и победить их, которому будет дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, которого даже образ, одушевленный чародейской силой его помощниказверя, выходящего из земли, будет говорить и действовать так, что будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя? Далее, если евангелист Иоанн Богослов назвал антихристами гностиков, отрицавших боговоплощение (до кетов), иудействующих, не признававших Христа Богом, отступников от христианства, принявших истинную веру но не устоявших в ней, лжепророков и лжехристов, ставящих себя на место истинного Христа, то не должны ли быть названы антихристами все позднейшие еретики, а также и имеющие явиться впоследствии? Не антихристы ли, не предшественники ли апокалипсического антихриста, гностики второго и третьего века, манихеи, антитринитарии, ариане, аполлинаристы, несториане, монофизиты и мо нофелиты, пелагиане, иконоборы, богомилы и павликиане, социниане, жидовствующие, древние и новые антиномисты, наши раскольники, особенно беспоповцы, наши хлысты и прочие сектанты, ирвингиане и другие бесчисленные толки мистического сектантства? Не антихристы ли крайние рационалисты прошлого и нашего века, вроде Павлюса, Штрауса, Ранена?.. Не антихристы ли деисты, пантеисты, радикальные скептики и агностики, материалисты и безбожники? Не антихристы ли будут и все имеющие явиться еретики, отступники от веры, лжеверы, отрицатели, враги и гонители религии и христианства, враги истины и добра, закоренелые в грехах, богохульники и безбожники? Все таковые были и будут предшественниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным, дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе.

Еретичество, кровожадная жестокость, нравственное беззаконие, богохульство и безбожие и соединенные с ними умственный упадок и физическое вырождение, проявляясь в течение веков в разных формах, то ослабевая, то усиливаясь, но никогда не прекращаясь, замирая в одних формах и в одних местах и возгораясь с новой силой в других видах и в других местах и народах, будут постепенно накопляться в человеческом роде; зло, антихристианство, вражда против Бога, хотя и через промежутки, но всетаки будут усиливаться, пока не возрастут до всепоглощающего потопа зла перед кончиной мира. Эта почва произрастит и антихриста, а главное — она будет благоприятствовать безмерным, всемирным успехам его безбожной деятельности. Конечно, главной причиной необыкновенной быстроты и широты успехов его пропаганды безбожия будет то, что он будет хотя человек, но в нем сосредоточится вся сила сатаны.

Самое пришествие его будет по действию же сатаны, и по действию же сатаны оно будет сопровождаться всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и всяким неправедным обольщением погибающих. Но и сам сатана, и антихрист, в которого он вложит всю свою силу, не могли бы в столь короткое время, именно в сорок два месяца (Откр. 13, 5), распространить безбожие по всей земле, если бы успехи их деятельности не были подготовлены предшествующим погружением человечества во зло, предшествующим распространением в человечестве антихристианского и богопротивного духа, если бы человечество уже не было предрасположено к отпадению от Бога и Христа и к переходу в царство сатаны. А такое безбожное противохристианское предрасположение человеческого рода, имеющее быть перед концом мира, перед явлением антихриста, подготовится постепенно, частью самим историческим ходом развития и накопления зла, частью скрытой деятельностью дьявола, напряженность которого будет усиливаться по мере приближения земной истории человечества к концу и предугадывания дьяволом конца своей власти на земле. Вот это-то противохристианское и безбожное предрасположение человечества, имеющее быть и усилиться прежде явления антихриста и имеющее начаться, быть может, даже задолго до него, и будет ближайшей причиной и естественным источником безбожия, которое при антихристе распространится по всей земле; а самые ранние безбожные эпохи, как например, безбожные эпохи прошлого и текущего века, равно как всякого рода антихристы и всякого рода антихристианство всех времен и мест, могут быть признаны отдаленными причинами печального нравственного и религиозного состояния человечества перед пришествием антихриста и, через подготовку этого состояния, отдаленными источниками безбожия последней страшной годины».

В данной видео лекции на 17 минуте 42 секунде академик, заслуженный профессор МДА Алексей Ильич Осипов отвечает на вопрос из зала по поводу конца света в 2012 году.

На протяжении всего сознательного существования человечество с содроганием ожидает своей гибели. Некоторые версии конца света вполне логичны и связаны с реальными угрозами Земле в виде глобальных катаклизмов или результатов губительной для планеты человеческой деятельности. Другие, наоборот, далеки от здравого смысла и вызывают лишь улыбку.

Что же такое конец света?

В широком смысле конец света означает прерывание существования человечества, планеты или же всей Вселенной. В некоторых версиях о том, что такое конец света, имеется в виду исчезновение жизни на планете.

Что такое конец света с научной точки зрения

Наиболее близкими к реальности оказываются научные версии незавидного будущего Земли. Согласно прогнозам учёных, гибель всего живого может быть связана с глобальными войнами: ядерными, биологическими или химическими. Уничтожить человечество могут различные болезни и эпидемии, голод и появление новых штаммов привычных заболеваний, нечувствительных к лекарствам и антибиотикам.

К научным версиям конца света можно отнести возможное восстание машин или выход из-под контроля экспериментов, связанных с нанотехнологиями.

Вполне реальной кажется природная версия грядущей глобальной катастрофы. Всё живое на Земле может погибнуть в результате глобального потепления, наступления ледникового периода или полного разрушения озонового слоя, которое сделает атмосферу непригодной для дыхания. Цунами и страшные ураганы могут уничтожить человечество в результате смены магнитных полюсов, а такие возможные ситуации, как взрыв земного ядра или падение астероида, могут и вовсе уничтожить планету целиком. Кстати, не скоро, но с наибольшей вероятностью, Солнце достигнет слишком больших размеров и человечество просто не сможет существовать при такой температуре.

Существуют версии, предсказывающие взрывы сверхновых звёзд, падения астероидов, магнитные бури, кислотные дожди и температурные изменения, губительные для всего живого.

Если религиозные версии конца дают человечеству шанс перейти в другое состояние и характеризуют его как нечто пограничное между двумя мирами, то учёные утверждают, что ответить на вопрос, что такое конец света, человечество сможет лишь на пороге собственной гибели.

Конец света с точки зрения религии

Упоминания о грядущем апокалипсисе встречаются не только среди заявлений учёных, но и в многочисленных религиозных текстах.

Например, буддисты верят в цикличность жизни. Согласно их учению, когда заканчивается цикл, все миры начинают по очереди разрушаться, а затем, спустя определённый промежуток времени, всё начинается заново. Поэтому такое завершение можно считать условным.

Конец света по Библии описан в откровении Иоанна Богослова и связан с приходом на Землю Антихриста. Согласно христианской религии всё живое будет уничтожено. Некоторые протестанты, в свою очередь, говорят о гибели самой планеты.

Рекорды по предсказанным концам бьют представители различных сект. Ожидая скорой гибели, они устраивают массовые самоубийства и закапывают себя в землю. Одним из самых громких случаев было самосожжение членов «Белого Братства», организованного в 1993 году Марей Цвигун, объявившей себя потомком Христа. Ещё одной известной сектой была японская Аум Синрикё. Ее представители ожидали конец в 1999 году. В 2012-м сектанты в разных уголках мира просто сходили с ума в связи с неправильно трактованными календарями майя.

Наименее страшный конец света предсказывает каббала. Согласно учению, когда человечеству откроется замысел и цель его сотворения, низшее сольётся с высшим, и всё станет едино с Творцом.

Истинная дата очередного конца света так доподлинно никому и неизвестна. Раз в несколько лет появляются новые версии, которые пока оказываются ложными.

Концы света, которых не было

По версиям различных горе-учёных и лжепророков, за прошедшие 30 лет человечество должно было погибнуть по меньшей мере раз десять. Некоторые версии были вполне логичными, но несколько просто поражали воображение.

На эту дату американским проповедником Гарольдом Кэмпингом было назначено второе пришествие Христа со всеми бонусами в виде Страшного суда и уничтожения всего живого. Правда, когда ничего подобного не произошло, «пророк» перенёс дату на 21.05.2011.

По мнению ясновидящего из США Шелдона Нидла, прямо перед Рождеством на Землю спустится странная команда из ангелов и инопланетян, чтобы испепелить человечество.

На этот год суровые челябинские предсказатели запланировали столкновение с кометой, которая должна была уничтожить всё живое. Прогнозы оказались ложными, и Земля уцелела.

Особой фантазией отличились умники из Молёбкинского треугольника во главе с Павлом Мухортовым. Они утверждали, что в созвездии Большого Пса существует планета Трон, и Земля — это лишь эксперимент её обитателей. Ее жители опасны для человечества. По причине того, что, по мнению троновцев, эксперимент получился так себе, было принято решение его свернуть, уничтожив Землю.

Выжило человечество и назло Нострадамусу на стыке двух тысячелетий, и после 6.06.06, и вопреки предсказаниям кровожадных майя. И даже запуск Большого адронного коллайдера в 2008 году не смог уничтожить планету. Не произошло и контакта с планетой Нибиру в 2011-м, которого так ждали все жители Земли.

Кстати, после того как предсказание Гарольда Кемпинга о конце света в 2011 году снова не сбылось, он не растерялся, а объяснил, что человечество всё же погибло. Только не физически, а духовно.

Предстоящие концы света

Ближайший из всех предсказанных апокалипсисов планируется на год 2017. Конец света 19 августа предсказала Святая Матрона. Она утверждала, что на закате люди падут, а утром восстанут и мир преобразится. Подобного не произошло. Однако расслабляться рано: на ближайшее будущее запланирован не один судный день. Впрочем, скорее всего это предсказание является ложным, и конец света в 2017-м всё же не состоится.

Взяв за основу библейские тексты, Исаак Ньютон обещает конец всего живого в 2020 году. В 2023-м, согласно предсказанию Мишеля Нострадамуса, Земля сойдёт с орбиты. Однако предыдущие его прогнозы не сбылись. Поэтому, скорее всего, и этот год человечество тоже переживёт.

В 2036 году мимо Земли должен пролететь астероид, который вряд ли столкнётся с планетой.

На основании Откровений Иоанна Богослова, Элиас Отис предсказал катастрофу космического масштаба в 2098 году.

В иконах конца 18-го века зашифрована информация, согласно которой конец запланирован на 2780 год.

Учёные из Оксфорда прогнозируют метеоритный дождь, который уничтожит не только Землю, но и всю Солнечную систему.

Считается, что фреска «Тайная вечеря», написанная Леонардо да Винчи, содержит шифр, согласно которому конец света наступит 1.11 в 4006 году.

Конец света в массовой культуре

Актуальность темы конца света стала причиной возникновения жанра постапокалиптика. В многочисленных фильмах и литературных произведениях описываются гипотетические катастрофы, близкие к реальным или совершенно невообразимые. Конец света в кино и литературе вызван разнообразными причинами: ядерными войнами, природными катастрофами и инопланетными вторжениями. Мнения писателей и сценаристов о том, что такое конец света, расходятся с прогнозами учёных. Как правило, после катастрофы мир не погибает, а продолжает существовать в условиях постапокалипсиса.

Книги о конце света

В этот список вошли:

  • Стивен Кинг «Противостояние»;
  • Кобо Абэ «Четвёртый ледниковый период»;
  • Кормак Маккарти «Дорога»;
  • Сергей Лукьяненко «Атомный сон»;
  • Жосе Сарамаго «Слепота»;
  • Герберт Уэллс «Война миров»;
  • Рик Янси «Пятая волна»;
  • Стивен Кинг «Туман»;
  • Zotov «Апокалипсис Welcome»;
  • Алан Вейсман «Земля без людей».

Фильмы о конце света

На эту тему можно посмотреть:

  • «2012»;
  • «Армагеддон»;
  • «Война миров»;
  • «День, когда загорелась Земля»;
  • «Интерстеллар»;
  • «Геошторм»;
  • «Дорога»;
  • «Знамение»;
  • «Книга Илая»;
  • «Меланхолия».

Несмотря на огромное количество предсказаний, Земля всё ещё существует, а человечество продолжает жить. Нельзя сказать точно, прилетят ли инопланетяне, чтобы уничтожить всё живое, и взорвётся ли Солнце. В силах людей — лишь остановить бесконечные варварские действия, губительные для планеты, чтобы своими руками не прекратить своё существование.