Возрастные страхи

Возрастные страхи появляются в определенное время и так же, в определенное время, сходят на нет. Например, до семимесячного возраста дети боятся резких, громких звуков, а также незнакомых людей.

С 7 месяцев до 3 и более лет многие малыши побаиваются расстаться с мамой, зачастую бурно реагируя на ее отлучки.

3 года - возраст, когда у ребенка появляются страхи перед Бабой Ягой, Серым волком, Кощеем бессмертным, Бабаем и прочими монстрами, держащими в страхе многие поколения маленьких детей. Подобные страхи особенно сильны у впечатлительных ребят, обладающих богатой фантазией, а также у тех, кто слишком часто слышит от родителей: «Вот будешь хулиганить - Леший заберет!»; «Не шуми, а то дяденька милиционер уведет тебя с собой!» и прочие страшилки.

В 5-6 лет дети обычно начинают осознавать, что люди смертны, и это открытие тоже может спровоцировать возникновение всевозможных страхов: за близких или свою собственную жизнь.

Ну и, наконец, с поступлением в школу у маленького человека появляются новые поводы для беспокойства и новые страхи: опоздать на урок, получить «двойку» и т.д.

Почему возникают страхи

Конечно, помимо возрастных страхов, проходящих с течением времени, существуют страхи индивидуальные. Они могут быть спровоцированы конкретным случаем, произошедшим с ребенком (испугала собака, застрял в лифте, видел пожар, который был в доме напротив…). А могут возникать из-за излишней тревожности родителей, то и дело предостерегающих малыша: «Надень капюшон, а то простудишь голову и станешь дурачком»; «Не прикасайся к кошке, а то заразишься страшной болезнью!»

Существуют и другие причины возникновения детских страхов, например, дети, родители которых постоянно конфликтуют, больше подвержены тревогам и опасениям, чем ребята, растущие в благополучной обстановке.

А иногда за детской боязнью чего-либо скрывается недостаток внимания со стороны взрослых. Испытывающий дефицит общения с родителями, не получающий достаточно ласки и поддержки малыш может говорить, что он боится «того, кто сидит в шкафу», бессознательно надеясь на то, что мама или папа пожалеют, обнимут, успокоят, станут ближе…

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и индивидуальные особенности каждого маленького человека: тревожным, чувствительным, впечатлительным детям страхи присущи больше, чем уравновешенным и не отличающимся повышенной тревожностью.

Рисуем страх

Нарисовать страх - один из самых верных способов одержать над ним победу. Для работы нам понадобятся: цветные карандаши, краски, пастельные мелки, фломастеры, маркеры - что больше по душе - и лист бумаги. Если на предложение нарисовать страх ваш ребенок отвечает, что не хочет или не умеет этого делать - не стоит его заставлять и принуждать, постарайтесь лучше подбодрить его: «А ты попробуй, я верю, что у тебя обязательно получится! Ты начни, а я тебе помогу». И действительно помогите, - только пусть малыш руководит, объясняет, направляет вас. При этом не забывайте, что основную часть работы ребенок должен проделать сам.

Далее, когда рисунок будет готов, поговорите с ребенком о его страхе, - спросите, почему он его боится. Задайте и другие вопросы: где живет страх, откуда взялся, какого он цвета, на что похож… И, наконец, - как можно его победить? Чего он (страх) cам боится больше всего на свете? Далее - по обстоятельствам: если страх, нарисованный ребенком, боится, к примеру, огня - листок с его изображением можно торжественно сжечь на металлическом подносе. А если - воды, то его можно отправить в дальнее плавание по канализации, предварительно спустив в унитаз. Страх можно изорвать, изрезать ножницами на мелкие кусочки, сделать из него самолетик и выпустить в окно.

Но можно поступить и по-другому. После того, как ребенок нарисовал свой страх, предложите ему с помощью тех же карандашей и красок превратить его во что-то безопасное, совсем не страшное а, может, даже и смешное. Если ваш малыш боится собаки или волка - пусть «отправит» страшного зверя в клетку с тяжелым замком, нарисовав и то, и другое. Если он опасается тигра с настенного календаря (бывает и такое) - пускай изобразит рядом с полосатым хищником дрессировщика, способного его обуздать. Кощея Бессмертного можно «нарядить» в шутовской колпак, розовые тапочки с помпонами и, в довершение всего, усадить на горшок. В таком комичном виде злобный персонаж сразу же утратит свою сверхъестественную силу. Наконец, ребенок может нарисовать себя побеждающим свой страх, не боящимся той или иной ситуации.

Кроме того, страх можно слепить из пластилина, а затем преобразовать его в нечто не несущие угрозы, жалкое или смешное, - вылепите Бармалею поросячий пятачок и задорный розовый хвостик, украсьте его голову красным бантиком в белый горошек. Также можно проиграть с ребенком тревожащую ситуацию, сочинить сказку, герой которой тоже чего-то поначалу побаивается, но, в итоге, одерживает победу над своим страхом, находит выход из сложившегося положения.

Если вам не удалось справиться с проблемой за один раз, не стоит отчаиваться. Возвращайтесь к тревожащей ситуации снова и снова, каждый раз придумывая новые способы борьбы со страхом. Стремитесь к тому, чтобы данный процесс был интересен ребенку, вызывал у него положительные эмоции, веселил и поднимал настроение. Если же вы чувствуете, что страх малыша очень силен, и в домашних условиях с ним не справиться - обратитесь к детскому психологу.

Как нарисовать эмоции. Эмоции в портрете карандашом

В этом уроке мы рассмотрим как изменятся лицо человека, выражая различные эмоции. При выражении раных эмоций меняется взгляд, зрачки (сужаются или расширяются), поднимаются уши, губы растягиваются в улыбке или наоборот сужаются, и так далее:) Ниже представлены этапы написания портрета человека, наполненного такими эмоциями, как счастье, страх, презрение или ненависть, злость или гнев

Как нарисовать страх, как нарисовать испуг карандашом.

Начинаем рисунок с осевой тонкой линии, сразу определяем габариты головы.
Делим осевую линию на три равные части
Легкими линиями определяем кончик носа, направление бровей, крвизну глаз.
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза буду чуть-чуть расширены (от страха:)
С помощью штриховки лепим форму носа
Рисуем волосы и уши нашему персонажу, наносим штриховку на них
Рисуем рот, который будет перекошен, тем самым будет передаваться эмоция страха. Когда человек чего-то боится образуется складка между бровями. Наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка. Все, с изображения на вас смотрит испуганный человек

как нарисовать счатсье на лице человека

Начинаем рисунок с начертания осевой тоненькой линии карандашом, определяем габариты головы
Осевую линию делим на три равные части как и предыдущем этапе
Определяем форму головы легкой линией
Сильно не нажимая на карандаш, прорисовывем брови, нос, определяем разрез глаз
С помощью штриховки рисуем брови, зрачки. Глаза будут максимально сужены. Когда человек улыбается, вокруг образуются складочки
Рисуем рот, на щеках появятся слегка заметные ямочки, появятся ярко выраженные щеки. Рисуем уши. С помощью штриховки лепим всю нашу голову.
Нашему персонажу добавляем прическу, одеваем его. Наш рисунок готов.

Как нарисовать презрение, высокомерие

Как всегда начинаем с осевой линии. Сразу определяем габариты головы модели.
Осевую линию делим на три равные части. Это будет уровень бровей и нос.
Рисуем карандашом очертание головы
Рисуем нос и брови, намечаем шею с воротником
Рисуем глаза. Хочу обратить внимание на то, что разрез глаз будет слегка сужен. Сразу наносим штриховку на газа, наш рисунок начнёт оживать.
Намечаем складки у глаз. Потому что когда человек щурится у него образуется масса складок. Рисуем рот с чуть-чуть виднеющимися зубами. Намечаем подбородок.
Рисуем волосы и уши нашему персонажу
Заключительный этап наносим штриховку на всю поверхность нашего рисунка, места где проходит тень штриховку наносим более интенсивно. Наш рисунок готов.

Как нарисовать гнев, злость в портрете

Чертим осевую линию, где будет расположена наша голова
Делим ось на три части карандашом. Части должны быть равны
Легкими линиями определяем кончик носа. С помощью штриховки рисуем брови. Самая важная часть лица в этой эмоции это брови. Они будут иметь острые очертания.
Рисуем глаза. Брови будут нависать над глазами. С помощью штриховки показываем форму носа
Рисуем волосы и уши.
Рисуем рот. Верхней губы практически не будет видно. Рот будет максимально сжат. Наносим штриховку. Наш рисунок готов.
Все рисунок готов! Перед вами человек в гневе нарисованный карандашом

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
19.01.2012
Психолог
Многие дети напрямую просьбу нарисовать свой страх по понятным причинам отвечают отказом, а если не отказываются прямо, то саботируют выполнение задания. Настаивание/уговоры в этом случае приводят к "культивированию" страхов, а не к их изживанию. Для работы со страхами больше подходит картинка страха, которую ребенок сделал НЕ СВОИМИ руками. В легких случаях, когда страх не перешел в невроз Можно применить следующее упражнение.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПСИХОЛОГАМ НЕ ПОВТОРЯТЬ!!! Дана только суть упражнения. Применение упражнения требует освоение специальных методик!!!
1. Ребенок рисует себя в "безопасном месте".
2. Обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет.
3. У ребенка спрашивается, где его страх.
4. Страх рисуется на отдельном листе.
Далее работа по известным методикам.
Важно, что происходит разделение себя и страха. Тогда страх рисуется более искренне и результат более эффективен.


24.01.2012
Диляра
Очень эффективное упражнение, проверено на практике. Но к сожалению не всем детям легко удается диссоциировать себя от страха. Это одна из "развитых" психзащит. Тогда необходимо проработать сначала способность ребенка к "Диссоциации" на других примерах, а затем рисовать.
03.02.2012
Татьяна,психолог
Когда страхи трансформировались,имеют плотный скрытый характер,хорошо работает техника рисование гуашью на стекле.Предлагается нарисовать что хочешь,плавно входишь, что нравится,что нет и т.д.нюанс в том, что быстро можно стереть,значит быстрый уход,нет тяжести потери,а главное все потихоньку стирается иработаешь с страхом в чистом виде, который при необходимости быстро можно свернуть.Из практики могу сказать это 5-8 арт-терапевтич. занятий.Результат 90-95%,это прием из школы Копытина
08.04.2012
Злой психолог.
И вы серьёзно думаете, что изменив рисунок бессознательное ребенка воспримет это изменение? Бред.
Работа неполная, а лишь начало долгой работы по коррекции фобий и страхов.

03.12.2012
шлюха
ппппппппппппппппппппппппппп как смешно
27.01.2013
7passion-психолог
Как правило многие детки о страхах не говорят или говорят "ничего не боюсь" в этом случае помогает фраза "а когда ты был маленьким, чего боялся" Тут ребенок легко делится тем, что беспокоит. И не стоит бояться говорить с детьми про их страхи, чем чаще они о них говорят, рисуют и т.п., тем быстрее происходит отреагирование накопившихся эмоций и тем легче страх проходит.
15.04.2015 Я когда была маленькой я сначала рисовала свой страх а потом раскрашивала рисунок.Ачерез день не боялась.
09.03.2017
Екатерина
Хорошее упражнение, мне нравится! Самое главное начать, а потом ребенок сам уже научается и неосознанно все свои страхи переносит на свои рисунки и если с ним поговорить и обсудить эти рисунки у ребенка часть проблем уже решается само собой! Я со своим ребенком люблю работать по рисункам)