20.04.1642 (3.05). - Умер кн. Дмитрий Михайлович Пожарский

Пожарский - герой Смутного времени

Дмитрий Михайлович Пожарский (1.11.1578–20.04.1642) – князь, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене Великого Князя Суздальского и Владимирского, а затем и . Мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу. С 1602 г. он – стольник при дворе . В 1608 г. был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г., назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.

В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в . В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол.

На Земском соборе 1612–1613 гг. сыграл выдающуюся роль при и был пожалован боярским чином. Затем до 1618 г. руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615–1617 гг. участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 гг. – Судным приказами. В 1628–1630 гг. – воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632–1634 гг.

Все царствующие при жизни Д.М. Пожарского Государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский Царь Михаил Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».

Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

ПС. В нашей статье указана официально признанная дата рождения князя Д.М. Пожарского. По соображениям В.Е. Шматова, дата рождения должна быть иная: «Первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю. Следовательно, дата рождения Д.М.Пожарского – 17 (30) октября 1577 года».

Использованы материалы сайта Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского .

Страница:

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) - князь, русский политический и военный деятель, боярин.

Родился 1 ноября 1578, с.Мугреево Суздальского уезда. Сын Михаила Федоровича Пожарского из рода князей Стародубских (происходивших от Всеволода Большое Гнездо). Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) - стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. В марте 1611 был ранен в сражении на Сретенке и вывезен в принадлежавшую Пожарским Пурецкую волость в Нижегородчине.

Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, - все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля.

Пожарский Дмитрий Михайлович

Сюда, по указанию Кузьмы Минина, к нему явились послы с предложением стать воеводой Второго ополчения, собранного в Нижнем Новгороде. Пожарский согласился, но в ополчении и в образованном в Ярославле правительстве «Совете всея земли» (февраль 1612) фактически оказался на вторых ролях рядом с Мининым.

Летом 1612 к засевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось на подмогу подкрепление под командованием гетмана Ходкевича (12 тыс. чел), в ответ Пожарский привел ополченцев к столице, встав у Арбатских ворот. 22 августа поляки начали переправу через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, скапливаясь возле него, но конница Пожарского при поддержке казаков кн.Д.Т.Трубецкого оттеснила Ходкевича к Поклонной горе. 22-24 августа Пожарский заставил поляков перейти к обороне. Он отбил провиант, привезенный для польского гарнизона Ходкевичем, после чего участь поляков была решена, голод принудил их сдаться 26 октября 1612.

Со взятием Москвы окончилась история Второго ополчения. Впоследствии Пожарский не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова, новый царь возвел его из стольников в бояре (1613), но крупных вотчин Пожарский не получил. Во время русско-польской войны 1614 принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом. Перед смертью в 1642 принял схиму и духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале.

Минин (Сухорук) Кузьма Захарович (третья четверть XVI века-1616)

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642)

русские общественные деятели

Несмотря на то, что К. Минин и Д. Пожарский действовали вместе лишь несколько лет, их имена неразделимо связаны между собой. Они вышли на историческую авансцену в один из самых трагических периодов русской истории, когда вражеские нашествия, междоусобицы, эпидемии, неурожаи разорили русскую землю и превратили ее в легкую добычу для врагов. В течение двух лет Москва была занята иноземными завоевателями. В Западной Европе считали, что Россия никогда не обретет былого могущества. Однако возникшее в глубине страны народное движение спасло русскую государственность. «Смутное время» было преодолено, и подняли народ на борьбу «гражданин Минин и князь Пожарский» , как было написано на поставленном в их честь монументе.

Ни Минин, ни Пожарский не оставили после себя ни дневников, ни писем. Известны лишь их подписи под некоторыми документами. Первое упоминание о Минине относится лишь к тому времени, когда начался сбор средств на народное ополчение. Тем не менее историки установили, что он происходил из старинного торгового рода, представители которого издавна занимались солеварением. Они жили в Балахне - небольшом городке в окрестностях Нижнего Новгорода. Там на небольшой глубине под землей находились слои, в которых содержался природный солевой раствор. Его поднимали через колодцы, выпаривали, а получавшуюся соль продавали.

Промысел оказался настолько прибыльным, что предок Минина смог купить себе двор и торговое место в Нижнем Новгороде. Здесь он занялся не менее прибыльным делом - местной торговлей.

Любопытно, что одна из солевых скважин находилась в совместном владении предков Минина и Пожарского. Вот так две семьи оказались связанными на протяжении нескольких поколений.

Кузьма Минин продолжил дело своего отца. После раздела имущества с братьями он завел себе лавку и начал собственную торговлю. По-видимому, ему везло, поскольку уже через несколько лет он поставил себе хороший дом и развел вокруг него яблоневый сад. Вскоре после этого Минин женился на дочери своего соседа, Татьяне Семеновой. Никто не смог установить, сколько у них было детей. Достоверно известно лишь то, что наследником Минина был его старший сын, Нефед. Видимо, Минин пользовался репутацией добросовестного и порядочного человека, поскольку на протяжении многих лет являлся посадским старостой.

Дмитрий Пожарский был отпрыском древнего княжеского рода. Его предки были владельцами Стародубского удельного княжества, земли которого располагались на реках Клязьме и Лухе.

Однако уже в начале XVI века род Пожарских постепенно обеднел. Дед Дмитрия Федор Иванович Немой служил при дворе Ивана Грозного, но в годы опричнины попал в опалу и был выслан в только что завоеванный казанский край. Все его земли были конфискованы, и для прокормления семьи он получил во владение несколько крестьянских дворов в слободе Свияжской. Правда, вскоре опала была снята, и его вернули в Москву. Но конфискованные земли так и не возвратили.

Федору пришлось довольствоваться скромным чином дворянского головы. Чтобы укрепить свое пошатнувшееся положение, он прибег к испытанному способу: выгодно женил своего старшего сына. Михаил Пожарский стал мужем богатой княжны Марии Берсеневой-Беклемишевой. За ней дали хорошее приданое: обширные земли и крупную сумму деньгами.

Сразу после свадьбы молодые поселились в родовом селе Пожарских Мугрееве. Там в ноябре 1578 года и родился их первенец Дмитрий. Его дед по матери был широко образованным человеком. Известно, что Иван Берсенев был близким другом известного писателя и гуманиста М. Грека.

Мать Дмитрия, Мария Пожарская, была не только грамотной, но и достаточно образованной женщиной. Поскольку ее муж умер, когда Дмитрию еще не исполнилось девяти дет, она сама воспитывала сына. Вместе с ним Мария отправилась в Москву и после долгих хлопот добилась того, что Поместный приказ выдал Дмитрию грамоту, подтверждавшую его старшинство в роде. Она давала право на владение обширными родовыми землями. Когда Дмитрию исполнилось пятнадцать лет, мать женила его на двенадцатилетней девице Прасковье Варфоломеевне. Ее фамилия в документах не отражена и осталась неизвестной. Известно, что у Дмитрия Пожарского было несколько детей.

В 1593 году он поступил на государственную службу. Вначале выполнял обязанности стряпчего - одного из сопровождающих царя. Пожарский «состоял при платье» - должен был подавать или принимать различные предметы царского туалета, а в ночное время - охранять царскую спальню.

Сыновья знатных бояр носили этот чин недолго. Но Дмитрию не повезло. Ему было за двадцать, а он все еще оставался стряпчим. Только после коронации Бориса Годунова положение Пожарского при дворе изменилось. Он был назначен стольником и таким образом попал в круг лиц, составлявших верхушку московской знати.

Возможно, своим повышением он был обязан матери, которая на протяжении многих лет была «верховой боярыней», то есть воспитательницей царских детей. Она руководила обучением дочери Годунова Ксении.

Когда Дмитрий Пожарский был пожалован чином стольника, круг его обязанностей расширился. Стольников назначали помощниками воевод, посылали с дипломатическими поручениями в разные государства, отправляли в полки вручать награды от имени царя или передавать важнейшие приказы. Они были обязаны присутствовать и на приемах иностранных послов, где держали в руках блюда с кушаньями и предлагали их знатнейшим гостям.

Мы не знаем, как служил Пожарский. Известно лишь, что у него, видимо, были определенные военные способности. Когда в Литве появился Самозванец, князь получил приказ отправиться на литовскую границу.

Удача вначале не благоприятствовала русской армии. В боях на литовской границе и в дальнейших сражениях Пожарский постепенно становился закаленным воином, но его военная карьера оборвалась, потому что он получил ранение и был принужден отправиться в свое имение Мугреево на излечение.

Пока Пожарский восстанавливал силы, войска интервентов вступили на русскую землю, разгромили русские отряды и заняли Москву. Этому способствовала и неожиданная смерть Бориса Годунова, на смену которому пришел коронованный боярами царь Василий Шуйский. Но его венчание на царство не смогло ничего изменить. Войска Самозванца вошли в Кремль, и на русский престол взошел Лжедмитрий I.

В отличие от московских бояр, русский народ упорно сопротивлялся захватчикам. Вдохновителем сопротивления выступила и церковь в лице престарелого патриарха Гермогена. Именно он призвал народ к борьбе, и было создано первое земское ополчение. Однако его попытки освободить Москву от интервентов не увенчались успехом.

Осенью 1611 года посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал к созыву нового ополчения. Минин рассказал, что на протяжении нескольких дней ему являлся во сне Сергий Радонежский, призывавший его выступить с призывом к согражданам.

В сентябре 1611 года Минин был выбран в земские старосты. Собрав в земской избе всех посадских старост, он обратился к ним с призывом начать сбор средств: со всех хозяев города собирали «пятую деньгу» - одну пятую часть состояния.

Постепенно на призыв Минина откликнулись жители окружавших Нижний Новгород земель. Военной стороной движения стал руководить князь Дмитрий Пожарский, получивший чин воеводы. Ко времени начала похода в феврале 1612 года к ополчению присоединились многие русские города и земли: Арзамас, Вязьма, Дорогобуж, Казань, Коломна. В состав ополчения вливались ратные люди и обозы с вооружением из многих областей страны.

В середине февраля 1612 года ополченцы направились в Ярославль. Там были сформированы руководящие органы движения - «Совет всея земли» и временные приказы.

Из Ярославля земское войско двинулось к Троице-Сергиевой лавре, где было получено благословение патриарха, а затем направилось к Москве. В это время Пожарский узнал, что к столице движется польское войско гетмана Ходкевича. Поэтому он призвал ополченцев не терять времени и как можно скорее добраться до столицы.

Им удалось опередить поляков всего на несколько дней. Но этого оказалось достаточно, чтобы не допустить их соединения с отрядом, засевшим в Кремле. После сражения около Донского монастыря Ходкевич решил, что силы ополченцев тают, и бросился их преследовать. Он не подозревал, что попал в придуманную Мининым ловушку.

На другой стороне Москвы-реки поляков ожидали готовые к бою отряды донских казаков. Они сразу же ринулись в бой и опрокинули боевые порядки поляков. За это время Минин вместе с дворянской дружиной переправился вслед за поляками через реку и ударил им в тыл. Среди поляков началась паника. Ходкевич предпочел бросить артиллерию, провиант, обозы и начал спешно отступать из русской столицы.

Как только сидевший в Кремле польский гарнизон узнал о случившемся, он капитулировал, не вступая в сражение. Русское войско с развернутыми знаменами проследовало по Арбату и в окружении толпы вышло на Красную площадь. Через Спасские ворота войска вошли в Кремль. Москва и вся русская земля праздновала победу.

Почти сразу же в Москве начал работать Земский собор. В начале 1613 года на его заседании царем был избран первый представитель новой династии - Михаил Романов. На Соборном уложении среди многих подписей есть и автограф Пожарского. После коронации царь пожаловал ему чин боярина, а Минину - чин думного дворянина.

Но война для Пожарского на этом не закончилась. После кратковременной передышки он был назначен командующим русским войском, выступившим против польского гетмана Лисовского. Минин же был назначен воеводой в Казань. Правда, прослужил он недолго. В 1616 году Минин умер от неизвестной болезни.

Пожарский же продолжал воевать с поляками, руководил обороной Калуги, затем его дружина совершила поход к Можайску, чтобы выручить осажденную там русскую армию. После полного разгрома польской интервенции Пожарский присутствовал при заключении Деулинского перемирия, а затем был назначен воеводой в Нижний Новгород. Там он прослужил до начала 1632 года, до того времени, когда вместе с боярином М. Шейным был послан на освобождение Смоленска от поляков.

Князь Дмитрий мог торжествовать: его заслуги перед отечеством наконец получили официальное признание. Но, как часто бывает, это случилось слишком поздно. В 53 года Пожарский был уже больным человеком, его одолевали приступы «черной немочи». Поэтому он отклонил предложение царя вновь возглавить русское войско. Его преемником стал один из сподвижников Пожарского молодой воевода Артемий Измайлов. А Пожарский остался служить в Москве. Царь поручил ему сперва Ямской, а затем Разбойный приказ. В обязанность князя входило совершение суда и расправы за наиболее серьезные преступления: убийства, грабежи, насилия. Затем Пожарский стал начальником московского Судного приказа.

В Москве у него был соответствующий его должности роскошный двор. Чтобы оставить о себе память, Пожарский выстроил несколько церквей. Так, в Китай-городе на его деньги был построен Казанский собор.

В 57 лет Пожарский овдовел, и сам патриарх отпевал княгиню в церкви на Лубянке. По окончании траура Дмитрий женился вторично на боярыне Феодоре Андреевне Голицыной, породнившись таким образом с одним из знатнейших русских родов. Правда, детей во втором браке у Пожарского не было. Но от первого брака осталось три сына и две дочери. Известно, что старшая дочь Ксения незадолго до смерти отца вышла замуж за князя В. Куракина, предка петровского сподвижника.

Предвосхищая свою смерть, по обычаю Пожарский принял постриг в Спасо-Евфимьевском монастыре, находившемся в Суздале. Там его вскоре и похоронили.

Но память о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского надолго сохранилась в людских сердцах. В начале XIX века на Красной площади им был поставлен памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом на народные пожертвования.

Дмитрий Михайлович Пожарский

Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и Ромодановскими, но особо высоких чинов никогда не имели. Невелики были и их родовые земельные владения.

О службе отца князя Дмитрия, Михаила Федоровича, носившего прозвище Глухой, ничего не известно. Возможно, он плохо слышал, поэтому жил в родовом имении либо в с. Медведкове в Подмосковье, либо с. Мугрееве на р. Угре.

Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 г., когда в семье уже была старшая дочь Дарья. Вслед за ним появился на свет младший брат Василий. Отец умер, когда юному князю было только 9 лет. Главой дома стала мать Мария Федоровна из рода Берсеневых-Беклемишевых. Именно ей пришлось позаботиться о хорошем образовании для сыновей, поскольку без этого была невозможна успешная служба при дворе.

Первые сведения о службе Д. М. Пожарского относятся к 1593 г. - он стряпчий с платьем, т. е. должен был подавать царю Федору Ивановичу одежду.

После воцарения в 1598 г. Б. Ф. Годунова продвижение по службе молодого князя стало более успешным. Он получил должность стольника. Мать стала боярыней в свите царевны Ксении. При этом Пожарский решил, что даже эти высокие назначения являются умалением его родовой чести и вступил в местнический спор с князем Б. М. Лыковым, чья мать стала боярыней царицы Марии Григорьевны.

При Лжедмитрии I князь Дмитрий не получил никаких повышений, поскольку не стал выслуживаться перед самозванцем. Не приблизил его к себе и царь Василий Шуйский. Но Пожарский оставался стольником при царском дворе, поэтому построил дом на Лубянской площади, женился на Прасковье Варфоломеевне, которая родила ему несколько детей.

Первое боевое назначение Пожарский получил в 1608 г. Ему было поручено доставить в столицу продовольствие из Коломны. Было известно, что на Коломенской дороге орудует отряд А. Лисовского. Князь не стал ждать его нападения и первым ударил по тушинскому отряду. Это оказалось настолько неожиданным для польского полковника, что он отступил. В итоге Дмитрию Михайловичу удалось беспрепятственно доставить столь необходимое Москве продовольствие. В следующем году царь Василий вновь поручил удачливому князю привезти продукты из Коломны. На этот раз его противником был разбойник Салков. Но и он не помешал Пожарскому выполнить задание государя.

Заметив воинские таланты у Дмитрия Михайловича, В. И. Шуйский отправил его воеводой Зарайска, склонявшегося на сторону Тушинского вора. В городе князь сразу понял, что местные жители склонны к измене. Чтобы ее предотвратить, он приказал свезти в каменную крепость все запасы продовольствия, казну и боеприпасы. Потом своим сторонникам повелел закрыть ворота крепости и выставить караул. Жители, осознав, что все преимущества на стороне нового воеводы, были вынуждены ему подчиниться.

В январе 1610 г. рязанский воевода П. П. Ляпунов попытался привлечь Пожарского к заговору против царя Василия. Но князь ответил, что будет служить тому государю, который сидит на троне в Москве.

Во время быстро меняющейся ситуации в 1610 г. Дмитрий Михайлович оставался в Зарайске, сохраняя нейтральную позицию. Изменить своим принципам ему пришлось в конце 1610 г., когда отряд карателей от пропольского боярского правительства пытался захватить П. П. Ляпунова в Пронске. Пожарский прислал ему помощь и помог выбраться из окружения.

После этого уже самому князю пришлось разбираться с посланцами из Москвы. Он приказал гостеприимно открыть перед ними городские ворота. Когда же те въехали, то были окружены и перебиты. После этого Пожарский связался с Ляпуновым и заявил о своем согласии примкнуть к Первому ополчению. Но предварительно он отправился в Москву, чтобы вывезти семью в безопасное место. Пока все готовились к переезду, стихийно вспыхнуло Московское восстание. Дмитрий Михайлович не мог остаться в стороне. Он соорудил недалеко от дома баррикаду из бревен, прикатил с помощью слуг пушки с Пушечного двора и стал обстреливать приближающиеся польские отряды. Только начавшийся в Белом городе пожар заставил князя отступить. В ходе боев он был ранен и обожжен. Слуги отвезли его сначала в Троице-Сергиев монастырь, а потом - в родовое имение Мугреево.

Осенью 1611 г. к выздоровевшему Пожарскому прибыли архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Болтин. Они уговорили князя возглавить новое народное ополчение.

Прибыв в Нижний Новгород, Пожарский встретился с воинскими людьми и заявил им, что до похода на Москву все должны дать друг другу клятву верности: «Стоять за один и быть в совете за общее дело».

Главным помощником воеводы стал земский староста Кузьма Минин. Во всех делах у них было полное согласие, и как руководители ополчения они очень удачно дополняли друг друга.

К марту 1612 г. численность Второго ополчения достигла 3000 человек, поэтому было принято решение двинуться к Ярославлю. В апреле к патриотам присоединились отряды из Алатыря, Кадома, Темникова и Касимова. Общая численность войска достигла 10 тысяч человек.

На «Совете всей рати» было создано временное правительство, в котором Пожарский стал называться так: «По избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и земских дел стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

Сначала руководители Второго ополчения были категорически против каких-либо контактов с Первым ополчением. Их возмущали и присяга Псковскому вору Сидорке, и попытка казаков занять Ярославль, и желание Заруцкого расправиться с Пожарским с помощью наемных убийц. К счастью, они были вовремя схвачены и разоблачены.

По инициативе Дмитрия Михайловича было решено начать переговоры с новгородцами, присягнувшими шведскому принцу Карлу-Филиппу. Они могли помочь в борьбе и с поляками, и с казаками. Однако быстро меняющаяся в Москве ситуация помешала достигнуть какой-либо договоренности. В июле 1612 г. от Д. Т. Трубецкого пришла весть о новом походе гетмана Ходкевича. Остановить его у Первого ополчения не было сил.

Д. М. Пожарский решил действовать немедленно и сразу же послал к столице отряд Д. П. Пожарского. Сам же с основным войском двинулся вслед за ним. Остановку он сделал только в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы помолиться у гроба святого старца и получить благословение у архимандрита Дионисия.

Не сразу сложились хорошие отношения Пожарского с Трубецким. Но совместные бои с гетманом заставили их сплотиться. Когда враг был отбит, руководители ополчений стали регулярно съезжаться и совместно разрабатывать планы по взятию Китай-города и Кремля. Наконец, 26 октября 1612 г. Москва была полностью освобождена от поляков.

Отпраздновав победу, полководцы-освободители решили, что их главной задачей является созыв Земского собора, который должен был избрать нового царя.

Некоторые современники предполагали, что Дмитрий Михайлович хочет выставить свою кандидатуру. Но он вряд ли мог предпринять этот шаг, понимая, что по своему происхождению не имеет никаких прав на престол.

Пожарский, как и Трубецкой, полностью согласился с решением членов Земского собора избрать на престол двоюродного племянника последнего законного царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.

Новый царь оценил заслуги князя и во время венчания на царство доверил ему нести яблоко-державу. Правда, сразу несколько представителей знати попытались затеять с Дмитрием Михайловичем местнические споры. Выиграть князю удалось только у дворянина Чепчугова. А за местничество с Б. М. Салтыковым, двоюродным братом царя по линии матери, он был даже наказан.

Несмотря на обиды, Пожарский продолжал нести службу и весной 1618 г. отражал атаки королевича Владислава на Можайск, осенью защищал Арбатские ворота. Его положение изменилось после возвращения из польского плена Филарета Никитича. Сначала он получил почетную должность воеводы Новгорода Великого, потом стал главой Ямского приказа, затем - Разбойного и Судного. При подготовке похода на Смоленск в 1632 г. Филарет хотел назначить князя Дмитрия главнокомандующим. Но он отказался из-за подорванного старыми ранами здоровья. Однако когда армия М. Б. Шеина оказалась в тяжелом положении в конце 1633 г., Пожарский вместе с Д. М. Черкасским бросился ему на помощь. Но было уже поздно. Бездарный полководец сдался Владиславу.

Дмитрий Михайлович активно занимался строительной деятельностью. На свои средства он построил каменный храм в честь иконы Казанской Богоматери на Красной площади. В родовом имении Медведково он возвел красивую шатровую церковь. В своих селах Палех и Холуй покровительствовал иконописцам. Князь очень любил книги и создал целый штат переписчиков, которые изготавливали фолианты не только для него, но и для вкладов в монастыри. Один только суздальский Спасо-Евфимиев монастырь получил в дар 20 книг.

Еще одним увлечением Дмитрия Михайловича были своеобразные театральные постановки, устраиваемые скоморохами. Их даже называли «люди Пожарского». Поэтому в его имении любили бывать разные гости. В их числе завсегдатаем был известный писатель С. Шаховской, написавший о гостеприимном хозяине так: «Всегда против супостат лица своего не щадит».

Прославленный полководец дожил до старости. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в честь своего нижегородского соратника. Вся Москва во главе с царем Михаилом 20 апреля 1642 г. оплакала его кончину и проводила гроб до выездных ворот из столицы, поскольку родственники захоронили его в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Подвиг Д. М. Пожарского навсегда остался в памяти потомков. В 1818 г. ему и Кузьме Минину был поставлен памятник на Красной площади в Москве.

Постепенно при «Совете всей земли» сформировалось несколько приказов. Поместный приказ возглавили известные дьяки Ф. Лихачев и Г. Мартемьянов, Разрядный - А. Вареев и М. Данилов, Большой дворц - Н. Емельянов, Посольский - С. Романчуков, Сибирский - С. Головин, Монастырский - Т. Витовтов.

В начале апреля 1612 г. от имени Д. М. Пожарского и его сподвижников по городам были разосланы грамоты, сообщавшие о целях нового ополченческого движения: «Теперь мы все православные христиане общим советом согласились со всею землею, обет Богу и души свои дали на том, что нам их воровскому царю Сидорке и Марине с сыном не служить и против польских и литовских людей стоять в крепости неподвижно. И вам, господа, пожаловать, советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быть небезгосударными, выбрать бы нам общим советом государя, чтобы от таких находящих бед без государя Московское государство до конца не разорилось. Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских и литовских и немецких людей и русских воров, которые новую кровь начинают, стоять? И как нам без государя о великих государственных земских делах с окрестными государями ссылаться? И как государству нашему вперед стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать к нам в Ярославль из всяких чинов человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками. Да отписать бы вам от себя под Москву в полки, чтоб они от вора Сидорки отстали, с нами и со всею землею розни не чинили». (Памятники Смутного времени. М., 1909. С. 92–96.)

Данная грамота говорит о том, что вопрос избрания нового государя для ополченцев был самым главным. Они считали, что только новый всенародно избранный царь сможет примирить все враждующие стороны, сплотит русских людей и поднимет престиж Русского государства на международной арене.

Можно предположить, что руководители Второго ополчения хотели созвать Земский собор еще в Ярославле, поэтому просили прислать к ним по два представителя от каждого города. Но сделать это им не удалось из-за напряженной обстановки в стране.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Дмитрий Пожарский? Ярослав II 1578 Рождение Дмитрия 1191 Рождение Ярослава 387 Личность князя Дмитрия Пожарского в отечественной историографии явно недооценена. В отличие от многих известных современников, он происходил из знатного рода и являлся прямым потомком великого

Из книги Русская смута автора

Глава 7. Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Из книги Русская смута автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Князь Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к стародубской ветви Рюриковичей. Родоначальником князей Стародубских был сын Всеволода Большое Гнездо князь Иван Всеволодович (ум. около 1247 г.), получивший небольшой удел с центром в

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Пожарские были захудалой ветвью Рюриковичей, властителей небольшого удельного Стародубского княжества в бассейне Клязьмы, Луха и Мстеры. Потомки потерявших в XV веке независимость стародубских князей стали рядовыми

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА КНЯЗЬ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЖАРСКИЙ Среди русских полководцев XVII в. мало имен, общеизвестных широкому читателю. Хрестоматийная фигура князя Пожарского является редким исключением. В кратком рассказе о его жизни и деятельности даже нет нужды обращаться к

автора

Дмитрий Михайлович Пожарский

Из книги Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени автора Копылов Н. А.

Пожарский Дмитрий Михайлович Сражения и победыКнязь Дмитрий (крестильное имя - Косьма) Пожарский - национальный герой России. Военный и политический деятель, руководитель Второго народного ополчения, освободившего Москву во время Смутного времени.Когда шатались

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Дмитрий Михайлович Пожарский Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Полководцы XVII в автора Каргалов Вадим Викторович

Глава вторая. Дмитрий Пожарский

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

на южской земле

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.

В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.

Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.

За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».

В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.

После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.

В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.

После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.

По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).

Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.

Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.

Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.

Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.

Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.