Подготовка к ЕГЭ Графики, диаграммы, таблицы


С7. Социологи опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»Сформулируйте вывод о результатах опроса. Выскажите 3 предположения о причинах подобного отношения граждан к чтению газет.


Результаты опроса показаны в диаграмме в процентах от общего числа участников.1 – читаю 2 и более газет2 – читаю 1 газету3 – не могу сказать, что читаю регулярно4 – затрудняюсь ответить


Ответ:1) вывод: более половины опрошенных не читают газеты регулярно приблизительно каждый четвёртый читает регулярно одну газету, и чуть более 10% опрошенных читают регулярно две и более газет;2) предположения: - основную информацию о ситуации в стране и мире опрошенные граждане могут получать из др. СМИ;- большинство опрошенных граждан безразличны к информации о текущих событиях в стране и в мире;- газеты представляют одностороннюю информацию, которая может быть не интересной большинству опрошенных граждан (и др.).


А18. Социологи на протяжении нескольких лет наблюдали отношение граждан страны Z к теленовостям. Они предлагали гражданам ответить на вопрос: «Как часто вы смотрите телевизионные новости?» Результаты опроса приведены ниже.


Какой вывод можно сделать на основе данных опроса?1) Смотрели теленовости каждый день наибольшее число опрошенных в 2006 и 2008 гг.2) Интерес граждан к теленовостям сокращался на протяжении 2004 – 2008 гг.3) Смотрели теленовости 1 -2 раза в неделю меньше опрошенных в 2004 – 2008 гг., чем реже 1 раза в неделю.4) Смотрели теленовости 3 - 4 раза в неделю около половины опрошенных в 2006 и 2008 гг.


А14. Левада-Центр, занимающийся изучением общественного мнения в РФ, проводил социологический опрос на тему: «Какое из следующих мнений о забастовках вам ближе всего?» (Опрос 2004 г., 1600 чел.) Данные приведены в %.


Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?1) Более половины опрошенных оправдывают забастовку как крайнюю меру.2) Каждый пятый из опрошенных думает, что забастовка – нормальный способ решения проблем.3) Каждый третий опрошенный считает, что забастовками ничего нельзя добиться.4) Каждый двадцатый опрошенный полагает, что забастовки в нашей стране недопустимы.


А5. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 класс е им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Ответы учащихся приведены в таблице.


Проанализируйте данные опроса и выберите верное утверждение.1) Мало кто из 5-классников, в сравнении с учениками 10 класс а, рассматривает образование как способ познания мира.2) В 5 класс е большая, чем в 10, доля учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими.3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими достижениями, увеличивается в 10 класс е в сравнении с 5.4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 класс ах целью учёбы является продолжение образования.


А5. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по-вашему мнению, способности человека?»Результаты опроса представлены (в % от общего числа участников) в гистограмме.


Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается.2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос.3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается.4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребованы человеком.


А23. Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «Школьник без спроса взял из открытой сумки одноклассника мобильный телефон, поиграл и положил обратно. Хозяин телефона не узнал об этом. Совершил ли школьник, взявший телефон, правонарушение?» Результаты выполнения задачи (в % от общего числа учащихся класса) приведены в диаграммах.


Проанализируйте результаты выполнения задачи и выберите верное утверждение.1) Доля учащихся, связывающих правонарушение с причинением материального ущерба, в 9 «Б» больше, чем в 9 «А».2) Доля учащихся, считающих, что действия школьника являются правонарушением, в 9 «А» больше, чем в 9 «Б».3) Около четверти учащихся каждого класса уверены, что действия школьника не являются правонарушением.4) Большинство учащихся обоих классов не знают признаков правонарушения.


А14. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что вам важнее всего в молодости?»Полученные результаты в % представлены в виде гистограммы.


Какой вывод можно сделать на основании данных гистограммы?1) Респонденты в возрасте 18 – 24 лет считают, что в молодости жизнь в своё удовольствие предпочтительнее, чем создание семьи.2) Респонденты в возрасте 25 – 39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и сделать карьеру.3) Респонденты в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – сделать карьеру.4) Респонденты в возрасте 40 – 54 лет считают, что в молодости создание семьи предпочтительнее, чем карьера.


А18. В стране Z по инициативе большинства граждан произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Социологи опросили граждан страны по вопросу: «В чём вы видите преимущества мажоритарной системы?» Полученные результаты (в % от общего числа участников опроса) представлены в графической форме.


Какой вывод может быть сделан на основании данных опроса?1) Около половины опрошенных отметили, что при мажоритарной системе граждане будут понимать, за кого голосуют на выборах.2) Каждый четвёртый опрошенный считает ответственность депутатов перед избирателями преимуществом мажоритарной системы.3) Считают, что мажоритарная система исключит дискриминацию малых партий, больше опрошенных, чем тех, кто отмечает рост разнообразия политических идей в парламенте.4) Отметили, что при мажоритарной системе большее число граждан включится в политическую жизнь, столько же опрошенных, сколько тех, кто считает, что данная система больше учитывает интересы общества.


С7. Социологи опросили несовершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?»


Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровнейа) на жизнь граждан;б) на жизнь страны.Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.


Ответ: 1) выводы:а) о влиянии выборов на жизнь граждан: мнение опрошенных разделилось: приблизительно одинаковые группы (20-27%) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь;б) о влиянии выборов на жизнь страны: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на жизнь страны (и др.);2) объяснения отличия:решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому иногие отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внешней и внутренней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан (и др.).


А14. Социологи опросили совершеннолетних жителей города Z. Им задавали вопрос: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?»Результаты опроса (в %) представлены в графической форме.


Проанализируйте результаты опроса. Какой вывод можно сделать на основе данных диаграммы?1) Более половины опрошенных считают, что посредничество государства необходимо для разрешения конфликта.2) Абсолютное большинство опрошенных не считают уступку эффективным средством разрешения конфликтов.3) Больше опрошенных считают эффективным длительное противоборство в конфликте, чем отказ всех конфликтующих сторон от взаимных претензий.4) Меньше опрошенных считают эффективным «замораживание» конфликта, чем уступку одной из сторон конфликта.


С7. Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую тысячу зарегистрированных браков: Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.


Ответ:1) вывод: в стране Z в 2001-2007 гг. резко увеличилось количество разводов, что свидетельствует о кризисе института брака;2) предположения:- страна переживает экономический кризис;- общество стало намного терпимее относиться к разводу как к способу решения проблем семьи;- у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом (и др.).


С7. На графике показано изменение уровня безработицы среди различных групп населения страны Z в 2004 – 2008 гг. Используя данные графика, определите, какая тенденция наблюдается в 2004 – 2008 гг. на рынке труда страны Z. Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.


Ответ:1) тенденция: существенный рост безработицы среди всех групп трудоспособного населения;2) предположения: - ситуация экономического кризиса;- трудоспособные граждане страны Z не выдерживают конкуренцию с зарубежными работниками, приехавшими в страну (трудовыми эмигрантами);- структурная перестройка экономики страны Z (и др.).


А14. В ходе социологического опроса, проводившегося в 2005 г., предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «В каком возрасте начинается старость?»Полученные данные представлены в таблице.


Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных?1) Четвёртая часть опрошенных женщин считает, что старость наступает в возрасте 65 – 90 лет.2) Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин значительно расходятся.3) Менее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40 – 59 лет.4) Большинство опрошенных (независимо от пола) оценивают наступление старости в диапазоне 65 – 90 лет.


А5. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?»Результаты опроса отражены в таблице.


Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?1) Более половины россия н не смогли определить своё отношение к проблеме.2) Значительно выросло количество россия н, удовлетворённых качеством образования.3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остаётся неудовлетворительным.4) Сокращается число россия н, которые не интересуются проблемами отечественного образования.

Вариант 6 (2007-364045)
Часть С.

Текст.
Вмешательство в эволюцию живого – не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, - речь идет об информатизации. В конце XX столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» - научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретен свой термин – «гуманитарная интервенция».
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведет к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ и уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащен автомобиль, самолет или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма все равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырье и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переходи на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
(В.Садовничий)

С1. Какие два ключевых процесса развития современной цивилизации назвал автор?

С2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.

С3. Какой прогноз развития человечества в XXI веке дал автор? Какой пример, подтверждающий этот прогноз, он привел? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.

С4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном познании.

С6. Назовите три возможных способа извлечения доходов населением о собственности и приведите примеры, соответствующие каждому из них.

С7. в ходе социологического опроса 2006 г. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?» Полученные результаты представлены в таблице.
Какие приоритеты молодого возраста указало большинство респондентов? Как принадлежность к различным социальным группам влияет на их приоритеты? Сформулируйте две такие зависимости.

1. Существо, принадлежащее двум различным мирам - природной необходимости и нравственной свободе — это;

а) личность;

б) человек;

в) гражданин.

2. «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами, как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию:

а) «человек»;

б) «гражданин»;

в) «личность»

3. Общественные отношения - это:

а) многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе деятельности людей;

б) связи между людьми, подчиняющиеся законам, общим для всей действительности;

в) отношения, которые развиваются объективно и не зависят от человека.

4. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «потребитель».

Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.

Ответ:____________________

5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого,

касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт).

«Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека).

«[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел).

« […] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери).

«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […] » (Плутарх).

Что это за понятие?_____________

6. . Гражданка С. Заказала в ателье свадебное платье. Накануне срока исполнения заказа ей позвонили из ателье и, извинившись, сообщили, что у них заболела швея, поэтому они не могут вовремя сшить ей платье. Гражданка С. Подала на ателье в суд. Статьи какого кодекса станут основой рассмотрения дела в суде?

1) Трудового

2) Административного

  1. Финансового
  2. Гражданского

7. Изречение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже относится к понятию:

а) «уважение к старшим»;

б) «верность дружбе»;

в) «верность истине»;

г) «критерий истины».

8. Найдите в списке черты, свойственные народной культуре. Цифры запишите в порядке возрастания.

2) носит преимущественно коммерческий характер

3) не требует социальной подготовки для своего восприятия

4) появилась раньше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

6) наиболее востребована в современном обществе

9. В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек.

10.Ответьте «да» или «нет».

10.1.Действия людей, основанные на следовании какой-либо значимой для них ценности, могут рассматриваться как рациональные.

10.2.В гражданском процессе решения суда могут быть основаны на предположениях .

10.3.Изменения валютного курса оказывают влияние на общий уровень цен в стране.

11. Верны ли суждения?

А. Понятие «общество» может иметь несколько значений.

Б. Изменения в обществе всегда приводят к его совершенствованию.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

12. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Термин _____________(1) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____________»(2). Во-вторых, этим термином обозначают_____________(3), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____________(4) для удовлетворения своих неограниченных потребностей. В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____________(5). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но всё же главное из действующих лиц, ради удовлетворения нужд которого должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране, — _____________(6).

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

13. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры.Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру всвою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.

14. Установите соответствие между характеристиками чувственного познания и их формами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

1) ощущение

Б) сохранение в памяти обобщённого образа предмета

2) представление

В) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

3) восприятие

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

15 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)Устав ООН обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека».(2) На наш взгляд, это положение имеет фундаментальный характер.(3) К сожалению, в годы «холодной войны» единодушия среди государств по вопросу прав человека не было.(4) Устав ООН формулирует цели, которые должны быть достигнуты современными государствами.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответы

1-б (1балл)

2-в (1балл)

3-а (1балл)

4-Технология (1балл)

5-власть (1балл)

6-4 (1балл)

7-в (1балл)

8-134 (3балла)

9-4 (1балл)

10.1-да (1балл)

10.2.-нет(1балл)

10.3-да(1балл)

11-1(1балл)

12-вжидаг (1балл)

13- Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ) (2 балла).

Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет (1 балл).

14-321(1балл)

15-абба(1балл)