Конспект классного часа для 1 класса. Тема: Я – вежливый.

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливом
поведении.
Задачи:
1.обогащать словарь общеупотребительных вежливых слов;
2.расширять знания форм приветствия людей;
3. прививать и воспитывать навыки вежливого общения.

Ход занятия:

1.Вводная часть.
Учитель читает стихотворение М. Скребцовой «Доброе утро».
Никогда не устает,
Раньше всех других встает,
Всем светить готовое
Слово – Утро Доброе.
Дарит много сил оно,
С солнышком стучит в окно.
У того исчезнет лень,
Кто с него начнет свой день.
- С какого слова ты начинаешь свой день?
- Когда просыпается слово «Доброе утро», и кто его будит?
- Какое дело у «Доброго утра» самое главное?
- Итак, тема нашего занятия: …
- Цель занятия: …
II. Основная часть.
1. Размышление над вопросом-задачей.
- Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.
«Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)
- Правильно. Запомните, что при входе в класс нужно культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.
2. Игра «Школа вежливости».
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий ребенок, стоящий в круге повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
3.Задание «Я хочу сказать: Спасибо».
- Часто ли вы говорите слово «спасибо» и за что?
Учитель дает возможность высказаться каждому ребенку и продолжает:
- Приятно благодарить за подарки, за вкусный завтрак, за оказанную помощь и многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто его произносит. Не верите? Давайте это проверим.
Сейчас мы немного посидим молча, и каждый постарается вспомнить человека, которому вы бы хотели сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, начинайте со слов: «Я хочу сказать «спасибо»..., потому что…».
4.Прослушивание песни «Воспи-пи-тание» и свободные движения детей под музыку.
- Сейчас предлагаю вам послушать шуточную песенку «Вос-пи-пи-тание» и немного отдохнуть: можно танцевать под музыку, выполнять произвольный движения или просто походить.
5.Упражнение «Доскажи словечко».
- Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).
«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь... (пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста)»
6. Игровое упражнение «Азбука вежливости».
Дети достают из шкатулки карточку с правилом вежливости, читают и решают, кто из детей это правило старается выполнять.
Вежливые не забывают говорить волшебные слова.
Вежливые девочки всегда добры и приветливы.
Вежливые мальчики пропускают вперед девочек в класс и в столовую.
Вежливые никогда не грубят.
Вежливые девочки никогда не капризничают, внимательно относятся к одноклассникам.
Вежливые мальчики уступают место девочкам.
III. Заключительная часть.
Игра «Аплодисменты».
- Могут ли быть поступки вежливыми? Хлопните в ладошки те дети, кто
готов уступить место в автобусе старым людям;
пропустить малыша вперед ближе к сцене;
попросить прощения в случае, если виноват.
- Замечательно, вы знаете вежливые слова и умеете поступать вежливо. Не стесняйтесь быть вежливыми. Это так приятно!
И в заключении мы прочитаем красивое стихотворение о вежливости.
Я вежлив со всеми, друзья!
Девиз этот дан нам не зря!
Всем «здравствуйте» я говорю,
«Спасибо» и радость дарю.
А вежливым быть очень просто:
«Желаю удачи», «простите», «пожалуйста»,
«будьте любезны», «не стоит труда»
Их надо всегда говорить,
Приветствовать всех и любить!

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход мероприятия

Звучит песня «Улыбка» Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Уч и т е л ь. Как вы думаете, почему мы начали с песни? (Выслушиваются высказывания детей.)

от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Уч е н и к и. Не всегда.

Уч и т е л ь. Как мы называем человека, который никогда об этом

не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Уч е н и к и. Такого человека можно назвать воспитанным.

Уч и тел ь. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Уч е н и к. Вежливость в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

У ч и те л ь. до ХУI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече - Толкнуть и не извиниться - Помочь подняться, поднять

упавшие вещи - не встать, обращаясь к учителю--- взять билеты в автобусе-----не уступить место в транспорте----- не заметить недовольство мамы

Уч и тел ь. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные слова. (дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с вежливыми словами.)

ИГРА «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого.., (спасибо).

Зазеленеет старый пень, Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, Говорим:... (простите пожалуйста).

И во Франции, и в Дании На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините, Позвольте, разрешите, Я вас благодарю.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

ИГРА «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Уч и т е л ь. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

ИГРА «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Уч и тел ь. А вы заметили, как произносятся «волшебные слова?

Уче н и к и. Вежливо, с улыбкой.

Уч и тел ь. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ПОЖАЛУЙСТА»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Уч и тел ь. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени? и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому - 11? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Уч и т е л ь. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

должны оставаться друзьями.

да здравствует вежливость и доброта,

да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали ПИЛЮЛИ,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика-семицветика

для тебя, друг, я составил

десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся-так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой-проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь-подбери!

Ты труд другого уважай,

Сам насорил-сам убирай!

Не таскай в кармане мела-

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому).

Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей - либо дом или квартиру! (Постучать или ПОЗВОНИТЬ.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

З. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

б. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

ПОДВЕДЕНИЕ итогов

Уч и т е л ь. давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова

встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста». Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («спасибо») Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... (Извините, пожалуйста.)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? (По щучьему веленью, по моему хотенью.)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот 6азилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? (Пожалуйста.)

б. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим-сим, открой дверь»)

7. В сказке писателя В. Катаева дудочка и кувшинчик волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? (дудочка, играй!’)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том, И принялась перемывать заново.

да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

Анализ воспитательного мероприятия: классного часа «Школа вежливости»

I. Общие сведения

1. Название мероприятия. классного часа «Школа вежливости»

2. Дата проведения, класс: 26.10.2010г, 1 Б класс

3. Организатор мероприятия: классный руководитель 1 Б класса

4. Состав группы учащихся: 9 мальчиков, 4 девочки.

5. Вид деятельности: классный час «Школа вежливости» является частью системной работы, т. к. запланировано в воспитательном плане работы с учащимися 1 Б класса

6. Цель проведения мероприятия: данное мероприятие рассчитано на решение следующих задач классного коллектива и формирование качеств личности учащихся: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

7. Обоснование выбора данного вида и содержания деятельности: данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы школы, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

II. Анализ подготовки мероприятия

1.Инициатором организации данного мероприятия являлась классный руководитель 1 Б класса для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей и целями воспитательной работы с учащимися 1 Б класса. При подготовке к мероприятию учащиеся проявили активность, самостоятельность и инициативу. Все учащиеся заучивали слова по тексту сценария, на репетициях рассказывали свои слова с выражением.

2. Содержание этапов подготовительной работы: мероприятие было запланировано на конец 1 четверти. Учитывая возрастные особенности учащихся в мероприятие были включены конкурсы, посильные для восприятия первоклассников, игровые ситуации: «Цветик-семицветик», игры, физминутки. Изготовлены были цветик-семицветик, советы-памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

3. Степень включенности детского коллектива в подготовку мероприятия: все 13 учащихся класса были включены в подготовку и проведение мероприятия. Учащиеся вырезали лепестки и составили сами цветик – семицветик.

III. Анализ хода мероприятия

1. Насколько убедительно и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности; степень их актуальности для детей. Во вступительной части классного часа дети вместе с классной руководительницей спели песню М. Пляцковского «Улыбка», которая помогла эмоционально и убедительно раскрыть цели и задач мероприятия.

2. Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.

3. В ходе мероприятия учащиеся приобрели знания лексического значения слов «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства товарищества, дружбы

4. результативность проделанной работы заключается в том, что учащиеся в ходе проведения игр «Вежливые прятки», «Пожалуйста», «Самый вежливый», «Волшебный цветик-семицветик» учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные советы на память от волшебного цветика-семицветика

5. Какое влияние оказало проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. Проведенное мероприятие будет способствовать сплочению коллектива учащихся, развитию коллективизма.

6. Классный руководитель в ходе проведения мероприятия акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.

7. Взаимоотношения между учащимися и классным руководителем добрые, соответствуют воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

1. Классному руководителю в целом удалось достигнуть поставленных целей и задач. Следует отметить, что выводы, итоги подводились нечетко, без участия детей, инсценировки прозвучали нечетко, поэтому не совсем было понятно значение слов. При распределении ролей необходимо учитывать артистические данные, дикцию учащихся. Привлекать учащихся к анализу ситуаций.

2. Для данного возраста детей воспитательная ценность проведенной работы очень велика

3. Педагогические выводы и предложения в адрес классного руководителя и учащихся:

Распределять роли с учетом индивидуальных способностей и склонностей учащихся, учить детей делать выводы, обобщать, анализировать.

V. Анализ деятельности воспитателя

1. Действия классного руководителя, которые способствовали удачному проведению мероприятия: хорошо подготовлено оборудование, удачно подобрана песня, сценарий соответствует возрастным особенностям первоклассников. Следует отметить, что неудачно были распределены роли в сценках, т. к. классный руководитель не учла артистические данные участников сценок.

2. Педагогические способности и умения, которые были проявлены в ходе воспитательной работы с учащимися: тактичность, доброжелательность, умение увлечь учащихся общим делом.

3. Пожелания и рекомендации для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности педагога: вдумчиво с учетом индивидуальных способностей подойти при распределении ролей для сценок. Вести работу по развитию речи учащихся.

Классный час

Тема: Школа вежливости.

Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Здравствуйте, ребята!

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь- повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить пора.

Встанем мы в широкий круг,

Слева друг и справа друг.

Пусть сегодня и всегда

Ходит палочка добра.

Не обижу, не солгу,

Помогу и подскажу,

А добро везде найду.

Все получится у нас,

Мы ребята просто класс.

Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.

2.Постановка задач.

(первый слайд)

Вы, наверное, уже догадались- о чем будем говорить на нашем занятии?

Сегодня мы, путешествуя по необычному городу, городу Вежливости, вспомним добрые, вежливые слова, поучимся вежливому обращению со взрослыми и друг с другом.

А кто из вас знаком с такими словами? Для чего же они нужны? (Помогают найти друзей; помогают дружить, помогают мириться)

3.Актуализация знаний

(Второй слайд)

Посмотрите на рисунки лиц. Зарисуйте лицо того человека, с кем бы вам хотелось общаться. Поднимите ваши рисунки. Сколько вокруг стало веселых, счастливых лиц.(Прикрепляют на доску) Подарите друг другу улыбку. Объясните свой выбор.

(третий слайд)

Посмотрите сколько веселых лиц на Перекрестке Вежливых слов. Но иногда так получается, что люди знают эти вежливые слова, но не всегда их произносят. Сейчас вспомним, когда же их нужно говорить. Я называю вам двустишье, а вы проговариваете последнее слово.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого …
(спасибо) .

Зазеленеет старый пень
Когда услышит … (добрый день) .

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь … (здравствуйте) .

Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (прости, пожалуйста ) .

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо) .
В России, Франции и в Дании
На прощанье говорят …
(до свидания) .

В одном селе, в одной школе, в одном втором классе училась девочка Маша, которая всегда забывала одно из очень важных слов.

Послушайте стихотворение про Машу и подумайте, какое слово она забыла?

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Кто из вас вспомнил это слово?

4.Работа по теме занятия.

Старайтесь, как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее и светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.

(четвертый слайд)

Вот так мы оказались на Площади Доброты. Здесь живут добрые слова. Их нельзя увидеть, но можно «почувствовать». Хотите ощутить разные слова?(Игра «Ящик ощущений») Вот ящик со словами. Потрогайте то, что находится в каждой стороне ящика, но ничего не говорите. Как думаете: где в ящике находятся «добрые слова»? Объясните. Как распределим наклейки для обозначения «добрых» и «злых» слов. Помните свои ощущения и не говорите злых, обидных слов друзьям, родным, незнакомым людям.


. Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.
. Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу.

Задача не на сложение,

А на правила уважения.
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил
.


- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? Как он поступил?

Встали все.
Игра «Вежливо или невежливо». Если вежливо говорите «да» и хлопните в ладоши, невежливо- «нет».

– Поздороваться при встрече...
– Толкнуть, но не извиниться...
– Перебивать во время разговора...
– Уметь соблюдать на уроке тишину...
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек...
– Сказать, уходя из класса домой «До свидания»
– Громко разговаривать...
– Помочь поднять упавшую вещь...
– Обозвать обидным словом соседа...
Мы сегодня вспомнили много добрых, вежливых слов и добрых, правильных поступков.

(слайд пятый)
А сейчас я прочитаю вредные советы. Их придумал для непослушных детей, писатель Григорий Остер. Внимательно прослушайте стихи и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
1-й совет.
Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх!»
5-й совет.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.


Почему эти советы «вредные»?

(слайд шестой)

А вот главная достопримечательность города- источник «Дружбы»

Как думаете, дружбе нужно учиться?

Дружбе тоже нужно учиться. Чтобы уметь дружить

Разучим сценку.

Сценка

Кто кого обидел первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили! –Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

5.Рефлексия

(слайд седьмой)

Вот пустая ваза. Что сейчас нужно сделать?

Составляем «Букет вежливых слов» (Закрашивают цветы и прикрепляют их к вазе, говоря при этом вежливые слова.) . (Звучит песня о доброте)

6.Итог

(слайд восьмой)

Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики

1. Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.

Совсем незнакомым.
.

А чтобы ваш цветок оставался красивым, возьмите и подарите тому, кого вы невзначай обидели. Обида исчезнет.

Литература: 1.Классные часы;1 класс, М «Вако» 2008;

2.http://school3fast.narod.ru/klhasdol.html

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели : ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо - хлопайте два раза, невежливо - один.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть и не извиниться -

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи -

Не встать, обращаясь к учителю -

Взять билеты в автобусе -

Не уступить место в транспорте -

Не заметить недовольство мамы -

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:... (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы... (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь:... (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:... (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят... (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю... (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад - на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни -

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика - семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся - так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой - проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь - подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил - сам убирай!

Не таскай в кармане мела -

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь... (дети хором: «Пожалуйста»). Женщина обрадовалась и сказала Вове:... («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал:... («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо . Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело, говорили ему:

Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

Все? - удивилась мама. - Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

Да-а, - протянула капризная девочка, - все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

Благодарю . Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей - благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы - и ты станешь дедушкой?

Нет уж, благодарю! - рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»