Классный час о наркомании « Ты должен жить»

"Наркомания не делает поблажек, она забирает человека целиком, вместе с его телом, душой и рассудком". Ратмир Тумановский

"Наркомания - это многолетнее наслаждение смертью".Франсуа Мориак

"Капля никотина убивает пять минут рабочего времени". Ратмир Тумановский

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Сегодня мы побеседуем о проблеме наркомании. Дайте, пожалуйста, определение понятиям «наркомания», «наркоман». (Школьники приводят примеры своих определений).

Библиотекарь : А теперь скажите, согласны ли вы со следующими утверждениями:

Наркомания – это преступление.

Наркомания – это болезнь.

Наркомания неизлечима.

Наркоманы – это зомби.

Наркоман может умереть от передозировки наркотика.

Наркоман может умереть от СПИДа.

Наркомания – это болезнь, которая излечима.

У наркомана нет друзей.

Учащиеся должны объяснить, почему они согласны или не согласны с тем или иным утверждением.

Библиотекарь: Термин наркомания происходит от греческих слов narke – «оцепенение», и mania – «бешенство, безумие». Традиционно «наркомания» - это медицинский термин. Это заболевание, которое выражается в физической и психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Организм, привыкший к наркотикам, испытывает такое сильное непреодолимое желание избежать болевых ощущений, возникающих во время абстинентного синдрома, что человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркоман лишается всех других радостей жизни и приговаривает себя к ранней мучительной смерти.

Во всем мире за наркотическими и психотропными веществами установлен строгий контроль. Они назначаются и применяются под наблюдением врачей. Производство, реализация и употребление некоторых наркотиков, например, гашиша, вообще запрещены.

Библиотекарь: Как вы думаете, есть ли какие-то отличительные признаки у людей, употребляющих наркотики? Можно ли определить по внешнему виду?

(Варианты ответов школьников: ухудшение поведения; равнодушие; синяки, порезы, микротравмы; покрасневшие глаза, измененные зрачки, отечность).

Ученые выяснили: для того чтобы человек был здоровым и прожил долгую жизнь, необходима хорошая работа нервной системы, управляет которой головной мозг. Если есть неполадки в его работе, страдают и другие органы человека. Выпадают волосы, ломаются ногти, возникают неизлечимые болезни печени, почек, сердца, кожа становится землистого цвета, лицо напоминает маску, тело обессилено и истощено до предела. Мало кто из наркоманов дотягивает до 30 лет. Даже если человек начинает пользоваться наркотиками в 18 лет, к 20 годам он уже не может без них жить, а шансов дожить до 30 лет у него почти нет, даже если до начала своего пагубного пристрастия он отличался отменным здоровьем. "Самое страшное, что, раз или два попробовав наркотики, человек не может бросить их, потому что смертельно боится боли дикой силы. Это похоже на страшную сказку: идет человек по прекрасному саду и видит красивый дом... Любопытство толкает заглянуть. Входит, в сзади хлоп. И нет выхода. И внутри нет никакой красоты - пустота, мрак и боль... Можно выйти, разрубив стену. Но это сопряжено с болью и ужасом. Надеешься на чудо. Но чудес не бывает! Кричишь: "Помогите!”. Услышат ли? - вот выдержки из письма бывшего наркомана.

Библиотекарь: Когда подросток начинает употреблять наркотики, то можно заметить изменения в его поведении. Это увеличивающееся безразличие к происходящему рядом; уходы из дома и прогулы в школе; трудность в сосредоточении, ухудшение памяти; неадекватная реакция на критику; частая неожиданная смена настроения. Признаки – «улики» -это следы от уколов, порезы, синяки; свернутые в трубочку бумажки, капсулы и др. Наркозависимость выражается также в нарушении сна, мышечных и суставных болях, снижение половой потенции, похудение и нарушении защитных свойств организма.

Библиотекарь: А что Вы можете сказать по поводу наркомании и СПИДа? Что такое Вич-инфекция вообще?

Школьники:

Эта болезнь появилась в 20 веке. Она относится к болезням, у которых скрытый период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Вирус иммунодефицита человека распространяется в последнее время с огромной скоростью.

СПИД – это болезнь, которая передается через кровь, ею может заболеть каждый. В первую очередь это, конечно, наркоманы, которые пользуются чужими шприцами или набирают наркотик из общей емкости.

Библиотекарь: СПИД и наркомания неотделимы друг от друга. Употребление наркотиков становится одной из самых острых социальных проблем и серьезным испытанием для общества в целом и молодого поколения в частности. Это может касаться каждого из нас, наших близких и друзей, к сожалению, даже детей. Средний возраст первой пробы наркотиков составляет 13 лет и постоянно снижается, встречаются подростки, употребляющие наркотики в 11 лет.

Известно, что один наркоман вовлекает в наркоманию от 10 до 15 человек. Благоразумие, стойкость и выдержка в рискованных ситуациях, умение сказать «нет» в ответ настойчивым уговорам, способность постоять за свое достоинство, честь, даже если это трудно, уберегут Вас от СПИДа и других опасных заболеваний. Давайте посмотрим, какую памятку выпустил Уфимский городской центр медицинской профилактики, какую информацию предлагают нам его специалисты (приложение 1).

Библиотекарь: Преследуется ли употребление наркотиков законом? Могут ли за использование наркотиков посадить в тюрьму?

Школьники: По российским законам все процессы, связанные с наркотическими веществами, находятся под контролем государства. В нашей стране принят Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Его содержание прежде всего определяет позицию государства по отношению к использованию наркотиков, порядок контроля над распространением наркотических веществ и т.д. Так, статья 40 гласит: «В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств без назначения врача».

В главе 25 уголовного кодекса РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» есть целый ряд статей, предусматривающих наказания за действия, связанные с наркотиками.

Уголовная ответственность в нашей стране наступает с 16 лет. Однако по статье 229 ответственность несут уже 14 летние подростки. При этом следует понимать, что даже ничтожно малое количество наркотиков, которое обнаружит представитель закона, служит основанием для задержания и целой цепи неприятностей.

Библиотекарь: Что можете сказать о состоянии наркомании в стране, в республике?

(Варианты ответов школьников: состояние катастрофическое, это тихая война, где нет бомб, снарядов и солдатов с автоматами).

Библиотекарь: Да, верно, Россию постигло несчастье, сравнимое разве, что с войной: число наркоманов в стране растет не по дням, а по часам. Число больных наркоманией в 90-е годы возросло более чем в 9 раз, в настоящее время в России зарегистрировано почти 500 тысяч потребителей наркотиков, 60 процентов из которых составляют люди в возрасте от 18 до 30 лет. По оценкам экспертов, в стране насчитывается 3,5 млн. наркоманов. За последние четыре года число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 6-8 раз. Получили распространение «семейная наркомания» и даже приобщение родителями малолетних детей. Число смертных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние 10 лет среди населения России в 12 раз, среди детей – в 42 раза.

Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Ежедневно во всем мире 6000 человек заболевают ВИЧ-инфекцией, из них 70% приходят к этому через внутривенное введение наркотиков.

Не радует и статистика нашей Республики Башкортостан. По последним данным в органах здравоохранения РБ зарегистрировано 5126 больных наркоманией, 1719 потребителей наркотиков и 213 токсикоманов. При этом, в сравнении с 1984 годом количество состоящих на учете больных наркоманией в расчете на 100 тыс. населения увеличилось в 83,7 раза, а по сравнению с 1996 годом в 6,5 раза. Значительно превышает среднереспубликанский уровень заболеваемости наркоманией (125,6 на 100 тыс. населения) в городах Туймазы (357,6), Октябрьский (299,6), Стерлитамак (260,7), Уфа (197,4), Белебей (193,6), Кумертау (183,6).

Каковы пути решения проблем наркомании?

Школьники:

Усилить контроль за оборотом наркотиков;

Создать неформальное объединение по месту жительства, поскольку речь идет о здоровье всего общества.

Библиотекарь: В сегодняшней нелегкой ситуации сложившейся с незаконным оборотом наркотиков в России, перед обществом стоит важная задача – всеми силами противостоять распространению наркомании. Сегодня в нашей стране действует свыше 950 наркогруппировок, контролирующих этот преступный рынок и располагающими широкими связями вне России. Регионы, географическое положение которых связано с Уралом, в последнее время все больше привлекают внимание наркодилеров. Башкортостан входит в их число, Республика находится на пересечении железнодорожных, автомобильных и воздушных коммуникаций, связывающих наркопроизводящие регионы юго-востока страны и Средней Азии с центром России.

Тревожная ситуация заставляет государство буквально объявить войну наркомафии. Только в течение первых десяти месяцев работы наркоконтроля России было выявлено около 33 тысячи наркопреступлений, изъято около 29 тонн наркотических средств, ликвидировано 74 подпольных лабораторий и более 1300 иных мест незаконного изготовления наркотиков.

Итак, начало глобальному противостоянию наркотикам положено. Отрадно, что в эту борьбу включилось и общество.

Активную работу в этой области ведут общественные организации. Но самое главное, чтобы молодежь наконец то стала понимать, что наркотики это вовсе не радость и блаженство, а верная смерть. Если этот факт поймут, то с наркоманией будет покончено навсегда!

Библиотекарь : По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочетается с алкоголизмом. С одной стороны, те молодые люди, которые начинают в школьные годы начинают употреблять крепкие алкогольные напитки потом быстро переходят на наркотики. С другой стороны, отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем.

Библиотекарь: Скажите, к каким же последствиям ведет наркомания?

Школьники: Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-психологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон и др.), снижение сопротивляемости, прогрессирующее истощение организма. В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-этическую деградацию личности, сначала снижается, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Механизм криминальных последствий наркомании обусловлены и может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить учебу или работу, вынужден искать противозаконные пути их приобретения, чаще всего путем краж, ограблений и т.д. При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Наркомания связана и с самоубийством, где основная причина – неудовлетворенность жизнью.

Викторина:

1.Индейцы майя и ацтеки клали под язык листья коки. Для чего они это делали? (для поддержания сил в дальних походах).

2.Китайцы тысячелетиями курили опиум. Для чего им это было необходимо? (так они снимали стресс и улучшали сон)

3.Где в настоящее время используются наркотические вещества по закону? (в медицине)

4.Как употребляются наркотики? (инъекции, принимают внутрь, нюхают, курят, кладут под язык)

Библиотекарь: Благодарю вас за откровенный разговор. Думайте о своем будущем и не давайте наркотикам опустошить Вашу жизнь и жизнь Ваших родных и близких.

ПАМЯТКА

ОСТОРОЖНО - НАРКОТИКИ

ДОРОГИЕ ЮНОШИ И ДЕВУШКИ!

Нам угрожает беда. Эта беда – наркомания. Что это такое? Наркомания – это болезненное, непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, лекарствам, таблеткам. Организм, привыкший к наркотикам, испытывает такую сильную боль без наркотика, что человек идет на все: обман, воровство, даже на убийство, лишь бы достать наркотики. Наркотики – безжалостный плач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке».

Почему люди становятся наркоманами? Разве их заставляют? Нет! К наркомании принуждают! Тут кроется ужасный обман. Наркотики очень дорого стоят. Люди, распространяющие их, получают огромную прибыль. Трудом таких денег не заработать. А продавцам нужны покупатели, то есть несчастные, привыкшие к наркотикам, готовые отдать за них любые деньги. Поэтому новичкам предлагают эту отраву почти бесплатно, уговаривая: «Попробуй, это приятно. Это интересно». Или «Наркотики – для смелых, ты же не трус? Нет? Так попробуй!». Но никакой смелости тут нет. Наоборот, смелым может считать себя лишь тот, кто не идет на поводу, отказывается от яда.

Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы подростки заразились этой болезнью и стали покупать зелье. Наркодилеры обещают, угрожают, заманивают, прикидываясь обыкновенными парнями и девчонками; пускаются на все, лишь бы ты попробовал хоть раз. Они получают прибыль, а ты платишь своей жизнью. Ведь даже одна, первая доза, может оказаться началом гибели! Никто не знает, как подействуют наркотики именно на твой организм. Кто-то пробовал один раз – и ничего, а ты попробуешь – привыкнешь и пропадешь! Наркотики убивают даже самых сильных, умных людей, разрушают память, волю, делают их психическими и физическими инвалидами, обузой для семьи и общества, заставляют вести тайную жизнь, толкают на преступления.

Юноши! Берегите девушек! На них наркотики действуют еще страшнее, чем на вас, и вылечить девушек практически невозможно. Молодые люди, если вы хоть немного чувствуете себя мужчинами, вырвите отраву из рук девушки и сами никогда не прельщайтесь наркотиком.

Вы знаете: курить – здоровью вредить. Вы знаете, как опасен для человека алкоголь. В наркотиках же – смертельная опасность! Не курите и никогда не берите чужих сигарет – в них может оказаться наркотик. Не прикасайтесь к спиртному – в него может быть подмешан яд.

Помните, что наркомания – не сладостное занятие, не баловство, не приятное время провождение в компании, а смертельная болезнь. Неизлечимая, страшная, мучительная, весь ужас которой в том и заключается, что поначалу она кажется безобидным занятием.

Учтите, что болезнь наркоманов и жажда наживы сбытчиков делают их подлыми людьми. Там, где наркотики, нечего ждать честности и справедливости, там люди способны на все. Берегитесь наркотиков!

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни для смелости, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе не принимайте, не пробуйте, не нюхайте наркотики, не прикасайтесь к ним! Если же с вами случилась беда, то сегодня же откажитесь от очередной дозы, пока есть еще хоть немного разума в голове. Завтра он покинет вас.

Все это надо знать, об этом надо помнить! Пусть число больных наркоманией не увеличивается ни на одного человека. Если вас будут уговаривать, заставлять принять наркотик, если вы почувствуете, что попали в такие сети, то немедленно посоветуйтесь с тем из взрослых людей, кому вы доверяете.

Эта памятка – предупреждение. Большинство из вас никогда не встречались ни с наркотиками, ни с наркоманами и знают о них лишь из газет и телепередач. Но при любой попытке соблазнить вас наркотиком, заразить наркоманией – вспомните, о чем вы прочли.

ЗАПОМНИТЕ:

НЕ БРАТЬ И НЕ ТРОГАТЬ!

НЕ ПРИКАСАТЬСЯ И НЕ ПРОБОВАТЬ!

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

Для того, чтобы избежать проблем, связанных с употреблением наркотиков, помните:

Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы от того, что он может принимать наркотики.

Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в компании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

Помните! Если ребенок принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

Признаки пристрастия ребенка к наркотикам.

Резкая смена друзей.

Резкое ухудшение поведения.

Изменение пищевых привычек.

Случаи забывчивости, бессвязная речь.

Резкие перемены настроения.

Полная утрата прежних интересов.

Внезапное нарушение координации движений.

Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Конспект классного часа для 8 класса «Наркотики. Оружие самоистребления»

Классный час, посвященный проблеме наркомании.

Распространение наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества. Можно сказать, что наркомания стала элементом негативной подростковой субкультуры - без наркотиков не обходятся современные вечеринки, дискотеки, концерты музыкальных групп. Антинаркотическая тема особенно актуальна именно для восьмиклассников, так как, по статистике, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. По форме мероприятие представляет собой час общения с использованием таких методов, как беседа, проблемная ситуация, незаконченное предложение, провокация. Информационный блок классного часа готовят дети.

Цели: провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей; расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формировать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.

Подготовительная работа с детьми : распределить роли:

Врачи (2), юристы (2), психологи (2) - для проведения информационного блока (тексты их выступлений есть в сценарии);

Провокатор (1), ученик (1) - для участия в диалоге и психологическом упражнении (тексты - в сценарии).

Оборудование: разрезать страничку с фразами («Как сказать "нет"?») на полоски по количеству учеников, раздать полоски с фразами ученикам. Можно сделать ксерокопию всей странички (по одной на парту), чтобы дети сами выбирали подходящие им фразы.

Как сказать «НЕТ»

1. Спасибо. Я больше в этом не нуждаюсь.

2. Спасибо, мне этого не нужно.

3. Я не курю.

4. Я не собираюсь загрязнять организм.

5. Я не в настроении, поэтому сегодня не хочу.

6. Нет-нет, не сегодня или не сейчас.

7. Нет, мне не нужны неприятности.

8. Спасибо, когда мне понадобится, я дам тебе знать.

9. Мои родители меня убьют.

10. Я таких вещей боюсь.

11. Как-нибудь в другой раз.

12. Эта дрянь не для меня.

13. Нет, спасибо.

14. Если тренер узнает, то заставит меня бежать 20 кругов.

15. Если родители узнают, мне целый год не будут давать денег!

16. Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей.

17. Нет, спасибо, я еще маленький.

18. Я за витамины!

19. Нет, спасибо, препаратов я не хочу!

20. Я и без этого превосходно себя чувствую!

21. Нет, спасибо, у меня сегодня еще важная встреча.

22. Нет, спасибо, у меня на это аллергия.

23. Нет, спасибо, это опасно для жизни.

24. Ты с ума сошел? Я даже сигарет не курю!

25. Эти «химические радости» не для меня.

26. Нет, я это пробовал и мне не понравилось.

27. Мне не хочется умереть молодым.

28. Спасибо, мне здоровье дороже!

29. Это мне ничего не дает.

30. 0, нет, у меня от этого краснеют глаза!

31. Спасибо, нет. Я не хочу конфликтов с родителями.

32. Спасибо, нет. Это не в моем стиле.

33. Спасибо, но я завязал.

Оформление:

За день до классного часа изготовить листовки (текст - в дополнительных материалах к сценарию), разместить их в классе;

Написать на доске незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»

План классного часа

I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата».

II. Интерактивная беседа.

III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»:

1. Наркотики и здоровье.

2. Закон против наркотиков.

3. Четыре ступеньки в ад.

IV. Провокация:

1. Диалог «Четыре мифа о наркотиках».

2. Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?».

V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!».

VI. Заключительное слово.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Проблемная ситуация «Наркотик - это лопата»

Классный руководитель. Наш классный час я хочу начать со статьи, которая мне недавно попалась в Интернете. «Мальчишкам, девчонкам, а также их родителям» - так называется эта статья. Мне кажется, автор обращается именно к вам (читает):

«...А вот и таблетка. Белая таблетка с веселым изображением зайчика или доллара или еще чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнешь ее и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно! Круто? Модно? Конечно же! Все крутые и модные пацаны употребляют такие штучки. Ты становишься очень активным, в тебе просыпается море энергии, океан сил. Не хочется спать, не устаешь. Чудо-таблетка! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200%-ной отдачей. А твои внутренние органы стираются как шестеренки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, ее можно починить. А твое тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток. Сердце станет отказывать, печень тоже начнет барахлить. Ты превратишься в поломанную машину и будешь проклинать тот день, когда в голову тебе пришла идея поплясать, скушав таблетку с веселой картинкой...

Наркотик-это лопата... Да, да, не удивляйся, мой юный друг. Это очень хорошая лопата. Она не сломается, впиваясь в грунт. Она не подведет. Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в темных капюшонах, натянутых на глаза. Это могильщики. А знаешь, что копает эта лопата? Правильно! Какой же ты все-таки умный! Могильщики копают могилы. И могила эта - для тебя, друг мой.

Как только ты возьмешь в руки шприц с какой-нибудь гадостью, как только ты употребишь наркотик, - ты должен знать, что первый ком из ямы, которая станет твоей могилой, извлечен. Скользкая, мокрая земля очень славно ложится на лопаты твоих могильщиков, они потеют, им нравится рыть тебе яму. Да и тебе самому нравится. В первое время. А потом ты уже не можешь заставить их остановиться.

Они прячут лица поглубже в воротники своих мрачных пальто, закрываются от тебя капюшонами. Ты кричишь, а они не слышат. Все. Обратного хода нет. Страшная яма приобретает очертания могилы. Она уже готова. Могильщики приглашают тебя - добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе еще рано? Что, пожить еще хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да все! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Никто не вдувал насильно в твои ноздри белый порошок. Ты сам захотел оживить лопату. И теперь могила готова тебя принять. Не разговаривай, а принимай то, что случилось...

Много еще я могу рассказать тебе, мой юный друг. Но не хочу, чтобы ты утомлял зрение таким большим произведением. Перевари пока то, что я написал здесь. Перевари и усвой. Пускай слова мои войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством-антибиотиком, не позволяющим никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо...».

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Мне кажется, статья очень сильная. Почему я решила прочитать ее вам? Потому что, по данным статистики, средний возраст первой наркотической пробы - 14 лет. И каждый второй молодой человек от 11 до 24 лет уже пробовал наркотики. Какие впечатления оставила у вас эта статья? Удачный ли образ выбрал автор, говоря, что наркотик - это лопата? Похоже ли описал автор действие таблеток и травки? Или он сгущает краски и не все так печально?

Примерные ответы детей:

Тут слишком много чернухи, но есть же легкие наркотики, они не страшны.

На дискотеках многие чего-то глотают, лижут, но это больше для прикола.

Я с этим пока не сталкивалась. На дискотеки не хожу.

Правда здесь все, наркоманы - законченные люди.

Тут все правильно, только в молодости хочется испытать все. Но это не значит, что сразу стал наркоманом.

Образ лопаты удачный: он бьет по мозгам и по нервам, пугает. А это как раз и нужно, чтобы отбить охоту баловаться наркотиками.

Классный руководитель. Согласны ли вы с тем, что наркомания очень распространена среди молодежи? Знаете ли вы что- нибудь о действии наркотиков?

(Дети отвечают.)

Посмотрите на доску. На ней я написала тему сегодняшнего классного часа. (Читает.) Оружие самоубийства. Так называют наркотики. Это оружие страшной убойной силы. Сейчас оно направлено на каждого из вас. Каждый год оно убивает миллионы людей. Как защититься от этого оружия? Первый способ защиты - это правда, это знание. Но есть и второй, самый надежный способ защиты... Но о нем - попозже. Может быть, вы и сами его откроете.

Итак, вся правда о наркотиках.

III. Информационный блок «Правда и ложь о наркотиках»

Классный руководитель. Информационный блок классного часа сегодня представляют: врачи (имена, фамилии), юристы (имена, фамилии), психологи (имена, фамилии). Слово - медицине.

Наркотики и здоровье

Врач 1. Что такое наркотики? Это сильнодействующие вещества, вызывающие возбужденное состояние и парализующие центральную нервную систему. Что такое наркомания? Слово «наркомания» произошло от греч. narcos - оцепенение и mania - безумие.

Врач 2. Наркомания - это болезнь, которую характеризует влечение к наркотикам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Употребление наркотиков ведет к полному истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Наркоманов можно смело назвать самоубийцами.

Врач 1. Почти все наркоманы колются в группах по 4-8 человек. Часто у них один шприц на всех. Поэтому наркомания почти всегда соровождается СПИДом, гепатитом, другими заразными болезнями, которые передаются через кровь. За последний год количество ВИЧ- инфицированных увеличилось в 6 (!) раз. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.

Врач 2. Наркоманы часто умирают от передозировки. А те, кто при этом выживает, становятся неполноценными людьми: не могут двигаться, реагировать, мыслить, говорить. Пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами.

Закон против наркотиков

Классный руководитель. А теперь слово представителям закона. Их информация называется «Закон против наркотиков».

Юрист 1. Во многих европейских странах производство, хранение, употребление и продажа наркотиков - это уголовные преступление. А в странах Азии за одно только хранение наркотиков грозит смертная казнь. В нашей стране уголовная ответственность грозит и тем, кто производит, переправляет, сбывает наркотики, и тем, кто их покупает, хранит, подделывает документы для их получения якобы в медицинских целях.

Юрист 2. За хранение наркотиков в крупном размере - 3 года тюремного заключения, в особо крупном размере - до 10 лет. Причем тот, кто добровольно сдал наркотик и открыл его происхождение, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Есть законы, которые касаются принудительного лечения наркоманов. В России создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСНК России). Ее задача - выявлять и уничтожать каналы наркотрафика, разоблачать мафиозные группы, которые занимаются контрабандой и незаконной торговлей наркотических и психотропных веществ.

Четыре ступеньки в ад

Классный руководитель. Все наркотики имеют смертельно опасное свойство: они вызывают физическую и психологическую зависимость, подчиняют волю человека, разрушают его тело.

Человек, попавший в зависимость от наркотиков, уже не может критически оценить свое поведение и убеждает близких, что может остановиться в любой момент. Но он уже встал на первую ступеньку, ведущую в ад. И мало кому удается изменить путь.

Дорога в ад будет короткой, всего 4 ступеньки. Даю слово психологам {имена, фамилии).

Психолог 1. Первый шаг: простое любопытство и давление услужливых друзей. Они подначивают, дразнят, говорят, что у тебя слабый характер, что ты еще маленький, что надо испытать удовольствие. Они же и предлагают, конечно, бесплатно, попробовать, говоря, что один раз ничего не решает.

Попробовал - тошнота, рвота, расстройство желудка - так организм борется с ядом, даже когда рассудок молчит. После первого эксперимента иногда еще можно остановиться, хотя многие современные синтетические наркотики вызывают зависимость после одного употребления. Но если наркотик становится постоянным спутником дружеских компаний и дискотек - задумайся: ты катишься в пропасть!

Психолог 2. Второй шаг: предупреждение. Вторая стадия зависимости приходит быстро, когда возникает непреодолимая потребность в отраве. На ее покупку уходят все деньги, которые дают родители. Все мысли направлены только на то, чтобы добыть новую дозу. Жизнь человека изменяется, все, кроме наркотиков, становится безразличным. Еще можно остановиться, попросить о помощи - самому из этой стадии уже не выбраться.

Психолог 1. Третий шаг: дорога в никуда. Это критическая стадия наркотической зависимости. Доза становится ежедневной необходимостью. Все мысли заняты поиском наркотиков. Ради новой дозы человек готов на все: воровство, проституция, разбой, убийство. Человек уже не может ни учиться, ни работать. От постоянного наркотического голода наступают галлюцинации, уходит сон. Тяжелые приступы ярости и отчаяния многих толкают к самоубийству. Но если есть хоть какие-то остатки желания остановить этот ужас, нужно срочно обратиться к специалисту-наркологу.

Психолог 2. Четвертый шаг: последний акт трагедии. Для тех, кто кололся, он наступает уже через 6-8 лет. Жизнь наркомана близится к концу. Жуткая боль не прекращается ни днем, ни ночью. Только наркотик поддерживает существование. Чаще всего - это «белая смерть», героин. Рано или поздно наступит смерть от передозировки. Каждый год в России от передозировки наркотиков умирает 70 тыс. молодых людей, которым не исполнилось и 29 лет. Так заканчивается трагедия, которая начиналась внешне так безобидно.

IV. Провокация

Классный руководитель. А теперь вас ждет провокация. Провокация - это подстрекательство. В роли провокатора - подстрекателя - всегда выступает тот, кто предлагает наркотик. Тот, кому предлагают, может стать жертвой, если поддастся на провокацию и попробует наркотик. Но он может стать и героем, который обыграет провокатора. Широкое распространение наркотиков среди молодежи можно объяснить тем, что многие не знают правды об этом страшном явлении. Поэтому охотно верят мифам, сказкам всяческих провокаторов. Вот мы и решили включить в информационный блок диалог «Четыре мифа о наркотиках». Один из участников - провокатор. Он подбрасывает мифы. Второй его разоблачает. Советую вам внимательно прислушаться к этому диалогу. А вдруг и вас ждет такая же провокация?

Диалог «Четыре мифа о наркотиках»

Классный руководитель. Миф первый.

Провокатор (протягивает ученику пакетик или таблетку). Попробуй - сейчас все это пробуют.

Ученик. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США только каждый пятый употребляет марихуану. А большинство не поддалось этой привычке.

Классный руководитель. Миф второй.

Провокатор. Попробуй - вредных последствий не будет.

Ученик. Это ложь. Зависимость может наступить и после одного- двух приемов, а после некоторых наркотиков даже от одного укола может наступить смерть.

Классный руководитель. Миф третий.

Провокатор. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием.

Ученик. Обман. Любой наркотик прежде всего поражает волю. 90% наркоманов, которые вроде бы решили «завязать», опять возвращаются к наркотику. У современной медицины пока нет таких лекарств, которые лечат психическую зависимость.

Классный руководитель. Миф четвертый.

Провокатор. Да это же безвредный наркотик!

Ученик. Неправда. Безвредных наркотиков не существует. Даже такой легкий, как марихуана, приводит к тяжелым последствиям. Человек становится безразличным, неряшливым, теряет цель в жизни. Но самое страшное, что практически все наркоманы, употребляющие самые тяжелые наркотики, начинали именно с легкого наркотика - марихуаны.

Провокатор (поднимает руки). Сдаюсь! 4:0 в твою пользу!

Классный руководитель. В этих диалогах провокатор потерпел поражение, правда о наркотиках победила мифы.

(Участники диалога садятся на свои места.)

Психологическое упражнение «Как отразить провокацию?»

Классный руководитель. Ученые установили, что каждый наркоман за год втягивает в паутину наркотиков пятерых. Так что каждый из вас может попасть в эти сети. При этом очень важно понять два правила. Первое: «добрый» приятель, предлагая травку, таблетку, марку, жвачку бесплатно, преследует свои корыстные цели. Второе: никто из тех, кто пробовал первый раз, не собирался становиться наркоманом. Они лишь тешили свое любопытство, но результатом может оказаться сломанная судьба. Как я уже сказала, ситуация, когда предлагают наркотик, называется наркотической провокацией. И, по мнению психологов, многие ребята поддаются на эту провокацию, потому что не знают, как отказать. Сейчас мы проделаем упражнение. Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит провокатор и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Листочки бумаги с этими фразами лежат у вас на партах. Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.

(Провокатор подходит к каждому ученику, молча протягивает таблетку или произносит соответствующие короткие фразы: «Подкрепись», «Хочешь?», «Будешь?», «Давай!» и т. п. Дети отвечают заготовленными фразами, которые лежат у них на партах.)

Надеюсь, эти фразы помогут вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, гарантированно, быстро и любой ценой.

V. Незаконченные предложения по теме «Жизнь - это чудо!»

Классный руководитель. Мы живем в огромном, прекрасном мире, где столько интересного и удивительного! Нужно только оглянуться вокруг. И вы сразу увидите, что можно противопоставить наркотикам. У меня есть незаконченное предложение: «Вокруг столько способов быть счастливым: можно...»

Как бы вы закончили это предложение?

Примерные ответы детей:

Путешествовать, открывать новые города и страны.

Изучать музыку, петь, танцевать.

Ходить по музеям, смотреть картины великих художников.

Заниматься спортом, болеть за любимую команду.

Стать автомобилистом, гонщиком.

Создать хорошую семью, воспитать детей.

Добиться славы, успеха, сделать карьеру.

Просто стать уважаемым человеком, мастером своего дела.

Создать свое дело, разбогатеть.

Заниматься туризмом, альпинизмом.

Построить свой дом, посадить сад.

Написать книгу, сочинить песню, сделать научное открытие.

Знакомиться с людьми, узнавать об их жизни.

Делать добрые дела, помогать людям.

Покупать себе красивые вещи, одежду.

Следить за своей внешностью, не стареть.

Классный руководитель. Каждый человек - хозяин своей судьбы. Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья. И в этой жизни нет места наркотикам.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня наркотики - это страшное оружие, направленное на каждого из вас. Защиту от этого оружия дает знание. Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Но я говорила, что есть еще одно оружие от наркотиков - самое верное, надежное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надежнее всего уберечься от наркотиков?

(Дети высказывают предположения.)

Самый надежный способ избавиться от наркотической зависимости - это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Сегодня мы пытались бороться с наркотиками оружием правды. Что дали вам эти знания? Прибавили уверенности? Оставили равнодушными? Породили страх и сомнения? Что вам показалось особенно ценным и полезным? Слушаю вас.

Примерные ответы детей:

Конечно, хорошо, что нам это рассказали. Хоть будешь знать, что тебе предлагают отраву.

Уверенности прибавилось: знаю, как себя вести.

Вообще-то, мне оно не надо, у меня один наркотик - спорт.

Уверенности не прибавилось. Даже страшно стало идти на дискотеку.

Самое ценное - это фразы против наркотической провокации. Их нужно напечатать и повесить на видное место, пока не запомнишь наизусть.

Классный час - Наркомания

Дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.
Формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам. Показать опасность принятия даже одной дозы.
Ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании.
Формирование жизненных навыков. Умение сказать “нет”.

1. Историческая справка.
2. Влияние наркотиков на организм человека.
3. Свойства наркомании.
4. Классификация наркотиков.
5. Формирование жизненных навыков.
6. Уголовная ответственность.
7. Тест.
8. Домашнее задание.
9. Литература.
1. Историческая справка – доклад ученика

Знакомство человека с наркотиками состоялось тысячелетия назад. Люди каменного века знали гашиш, опиум, кокаин и использовали их для поднятия боевого духа перед боевыми действиями или на религиозных обрядах.
Шумерская цивилизация оставила на глиняных табличках (3500 г. до н.э.) самые ранние советы по приготовлению и употреблению опиума. Использование галлюциногенных грибов на религиозных ритуалах засвидетельствовано ранними источниками в Мексике, Скандинавии, Сибири. На стенах погребальных пещер индейцев Центральной Америки встречаются изображения людей, жующих листья коки (300 г. до н. э.).
Около 2700 года до н. э. В Китае уже использовали коноплю в виде настоя или чая. Император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать этот чай в качестве лекарства от подагры и рассеянности, а от кашля и поноса предлагал использовать гашиш.
Египетский папирус (XVI в. до н. э.) рекомендовал в качестве лечебного средства мак. В Греции в VII в. до н. э. применялись настойки, в состав которых включались вино, мед и опиум. Аристотель, Геродот и Гален в своих трудах описывали действие наркотиков. Уже в древнеримские медики выяснили, что опиум может быть смертельным ядом.
В начале VII в. н. э. на Аравийском полуострове возник ислам, священная книга которого Коран запрещала употребление алкоголя, в связи, с чем появились попытки заменить алкоголь опиумом. В конце XIII в. крестоносцы привезли с Ближнего Востока в Европу опиум как средство одурманивания. Но благодаря средневековой инквизиции использование опиума притормозилось на несколько веков. Только в XVI в. в медицинскую практику был введен опий (Парацельс – известный медиум).
В 1805 году удалось выделить морфин, а в 1956 году появились шприцы и наркомания стала развиваться через уколы. В 1860 году немецкий химик Альберт Ниман получил активный алкалоид и назвал его кокаином.
В 1914 году немецкой фармацевтической компанией были разработаны экстази и МДА. Амфетамин был получен в 1887 году, но лишь с 1935 года его начали использовать в медицинских целях. Синтетический вариант ЛСД был изготовлен в 1938 году в Женеве химиком Альбертом Хоффманом в терапевтических целях.
В России издавна выращивались конопля и мак для производства многих вещей в хозяйстве. Распространение наркотиков началось в 60 – е годы, когда был снят “железный занавес”.

Статистические данные – доклад ученика

В 2005 году в Подмосковье на 45 % возросло количество тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
в 2004 году от передозировки умерло 392 человека, что составляет 288 % от 2003 года;
средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14,2 лет у мальчиков, 14,6 – у девочек;
4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76 % молодежь от 14 до 30 лет;
за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65 % – передозировка);
к окончанию школы 40 % детей пробовали наркотики, “сидят на игле” – 9% мальчиков, 5 % – девочек;
91 % ВИЧ – инфицированных – наркоманы;
1 наркоман за год втягивает в “порочный круг” до 4 человек.

2. Влияние наркотиков на организм человека
Ученые не могут еще точно установить, как наркотики с такой быстротой включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой составной частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.
Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снимают боль и снижают болевой порог чувствительности. Это равносильно снятию “службы охраны”.
Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество кислорода в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.
Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – это защитная реакция нашего организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.
Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса. Но также происходит и спазм гладкомышечной мускулатуры кишечника, что приводит в длительным запорам (5 – 10 дней). И все это время в организме происходят процессы гниения и разложения.
При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы, и они не могут даже заниматься проституцией из-за потери необходимых для этого качеств. У юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

3. Свойства наркомании
Наркотические вещества, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются психическая, физическая зависимости и изменение чувствительности к наркотику (толерантность).
Быстрое привыкание к наркотическим веществам имеет свою специфику. Развитие психической зависимости от наркотика определяется воздействием на зоны поощрения, при которых возникают положительные эмоциональные состояния. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоций, а при отсутствии наркотика человек чувствует психологический дискомфорт.
Механизмы формирования физической зависимости от наркотиков до конца еще не ясны. Есть предположения, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма. В процессе развития болезни происходит постепенное привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется состояние “ломки” или абсистентный синдром. Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью.
Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

1. Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.
2. Стремление увеличивать дозы.
3. Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства. Этапы этого процесса в основном следующие:

Начальная эйфория, часто весьма кратковременная;
толерантность носит временный характер. Постепенно организм реагирует слабее;
зависимость;
абсистенция (синдром отнятия), наступает через 12–48 часов после прекращения принятия наркотика.

Учащимся за компьютером необходимо в тексте найти те зависимости, которые появляются у человека при приеме наркотических веществ (щелкнув правой клавиши мыши надо поменять “стрелку” на “маркер”) и подчеркнуть их в тексте.

4. Классификация наркотиков
Наркотики в зависимости от воздействия на организм человека условно можно разделить на 2 группы: возбуждающие и вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.

Итак, все наркотики и их действия делятся на следующие группы (разработано специалистами Всемирного общества здравоохранения):

Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают вплоть до полного устранения функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции.
галлюциногенные средства, представленные большим числом веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу (мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения). Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятий, видениях.
вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию (алкоголь, эфир, хлороформ, бензин).
яды сна – барбитураты, хлорал, сульфорол, кава-кава и др.
* растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных лиц бывает разной (кофеин, табак, бетель и др.).

Наркотики:

Опиаты (героин, морфий)
Вызывают сонливость, замедленное дыхание, сужение зрачков.
Приводят к поражении печени, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к поражению мозга.
Кокаин (кокаин, “крек”).
Вызывает возбужденное состояние, навязчивую словоохотливость, взволнованность, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводят к аритмии, психозам, поражению слизистой дыхательных путей.
Гашиш (гашиш, марихуана).
Вызывает колебание настроения, замедленную реакцию, усиленный аппетит, сухость рта, расширенные зрачки.
Приводит к ухудшению памяти, повышению риска заболеваний онкологическими заболеваниями, поражению печени, повреждению головного мозга.
Галлюциногены (ЛСД).
Вызывает трансоподобное состояние, возбуждение, бессонницу, галлюцинации.
Приводит к нарушению координации, тяжелым поражениям мозга, депрессии.
Антидепрессанты (снотворно – седативные средства).
Вызывает сонливость, заторможенность, слабое дыхание, расширенные зрачки.
Приводит к поражению головного мозга, сердечно – сосудистой системы, психозам.
Стимулянты (Амфетамин, “экстази”).
Вызывает возбудимость, повышенное потоотделение, сухость во рту, галлюцинации, расширенные зрачки.
Приводит к расстройству нервной системы, дыхательной системы, депрессиям, паранойям.

5. Формирование жизненных навыков
умение отказываться от рискованных предложений;
видеть положительные и отрицательные стороны явлений;
выражать правильно свои чувства;
развивать уверенность в себе;
управлять своими чувствами;
укрепление связи с семьей;
развивать критическое мышление;
осознание негативных влияний, давлений и манипуляций со стороны других.

6. Уголовная ответственность
Ст. 228. Незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств, либо психотропных средств.

Ст. 230. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Ст. 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества.

Ч. 5 ст. 73 – о лечении от наркомании.

Учащимся объясняется, какое наказание предусмотрено Уголовным кодексом за нарушение закона по этим статьям.

Завершение урока

Выводы: Очень часто среди подростков можно услышать такие выражения: есть “легкие наркотики”, “есть наркотики, которые не вызывают привыкания”, “можно курить травку, от этого ничего не будет. А так ли это? Как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между наркотическими препаратами не существует, они все изменяют обменные процессы в структурах мозга, формируя психическую зависимость. Скоро эффекты от наркотиков перестают удовлетворять, возникает физическая зависимость. Чтобы излечиться от наркомании необходимо иметь огромную силу воли. Только вопрос в том, стоило ли вообще пробовать наркотики?
Может проще сказать сразу “нет наркотикам!”, “Да! Здоровому образу жизни!”?!

Источник зла, владеющий дурманом,
Для слабых духом беспощадный враг,
Он хорошо известен наркоманам –
Тот, только с виду безобидный, мак.
По-разному цветут и сорняки, и злаки,
Но более всего весной красивы маки,
Когда они в цвету, как факелы горят,
В своих коробочках, накапливая яд.

Сергей Михалков

7. Тест
Учащиеся отмечают правильные ответы в тесте, заменив “стрелку” “маркером”, как было указано ранее. По окончании работы преподаватель проверяет вместе с ребятами правильность ответов.

1. Болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния, это:

А) табакокурение;
б) наркомания;
в) токсикомания;
г) пищевое отравление.

2. Из перечисленных ниже признаков, определите те, которые указывают на наркотическое отравление:

А) тошнота и рвота;
б) головокружение;
в) кровотечение из носа;
г) сужение зрачков;
д) покраснение кожи;
е) повышение мышечного тонуса.

3. Употребление одурманивающих средств приводит к хроническому отравлению организма:

А) поражается нервная система;
б) разрушается головной мозг;
в) несколько утрачивается работоспособность;
г) нарастает полнейшая деградация личности;
д) улучшается настроение.

8. Домашнее задание

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7 им. А. П. Гайдара»
МЫ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ
(Классный час в форме игры)

Выполнила классный
руководитель 9 «В» класса
Жешко М. В.
Оформление:

Лозунги:
«В жизни столько вкуса и цвета – без наркотиков!»
«Жизнь прекрасна – без наркотиков!»
«Спаси себя сам!»
«У кого есть здоровье, у того есть надежда.
У кого есть надежда, у того есть всё». Восточная мудрость.
Плакаты:
Цель: помочь учащимся осознать пагубное воздействие наркотиков и последствия их
употребления.
Задачи:

 Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая
социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.
 Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье человека.
 Привить учащимся навыки групповой работы.
 Продолжить формирование системы представлений о здоровом образе жизни.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, ручки, компьютер, проектор, карточки с
заданиями, памятки.
I. Организационный момент.
Ход мероприятия
Участники игры разбиваются на три группы (команды). Каждая группа получает лист,
карандаши, фломастеры, ручки.
II. Введение в тему.
Учитель:
Трудно себе представить то благотворное изменение,
которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди
перестали одурманивать и отравлять себя водкой,
вином, табаком и опиумом.
Л. Н. Толстой
Сегодня наш классный час будет посвящен наркотикам и последствиям их употребления.
Ребята читают стихи.
1 ученик:
Наркотики… Подростки погибают.
Слабеет ум, и сохнут их тела.
И тихо лица тают и сгорают
Как свечи пред иконами, дотла.
Потухший взгляд… Души оплоты
Как из могилы вдруг восставший прах…
Испуг и боль, отчаянье, печали
Повисли на родительских плечах.
А рядом – жизнь ключом. В стране – не голод,
пали…

И не война, торнадо, иль пожар.
Как хорошо, когда здоров и молод.
Как плохо, коль лишён опоры, стар.
Сейчас в России дети погибают.
Как им помочь? Родители не знают…
2 ученик: Кто тот герой, что придумал гашиш?
Если ты знаешь, чего ты молчишь?
Да, не найти на вопрос сей ответ,
Тот, кто придумал, ­ того уже нет!
Взял прикурить, в кровь загнал ерунду,
Ты ­ наркоман, ты у всех на виду.
Ты не подумал о жизни своей,

Ты не решил для себя, что потом
Стать академиком или врачом,
Ты не подумал о жизни своей,
Знаешь, осталось лишь несколько дней.
Мы родились для того, чтобы жить,
Может, не стоит планету губить.
Есть, кроме «да», и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «нет».
Учитель:
Природа создала все, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду,
плодородную почву. И нас, людей, ­ сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек
рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного
порока. Но некоторые губят свою жизнь наркотиками. Перед страшной бедой ни у кого нет
защиты.
­ Ребята, что такое наркотики, наркомания?

Наркомания – патологическое влечение к приему наркотических средств.
Термин "наркотик" происходит от греческого глагола "narkoo", что означает оцепенеть,
сделаться нечувствительным.
­ Какие вы знаете наркотики?
Основные группы наркотиков: опиаты, психостимуляторы, галлюциногены, снотворные,
ингаляты.
- Назовите причины, которые могут подтолкнуть подростка попробовать наркотик.
 естественное любопытство, желание «просто попробовать»,
 активный поиск новых видов «кайфа»,
 неумение сказать нет,
 страх прослыть «белой вороной» или «маменькиным сынком»,
 неосознанное желание убежать от сложностей жизни,
 наплевательское отношение к себе, к своей жизни,
 незнание того, как на самом деле действуют наркотики на психику и организм
человека.
Учитель:
­ Ребята, тема нашего классного часа очень сложная и серьезная, поэтому формы работы у
нас, сегодня, будут самые разнообразные, одна из них – работа в группах. Для этого мы
должны установить определенные правила работы в группе:
 Высказываться только от своего имени;
 Не критиковать точку зрения другого;
 Не перебивать;
 Высказываться только от своего имени – «Я считаю», «Я чувствую».
III. Работа по теме.
Учитель: Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется ситуацией в
нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа
наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков. Распространение наркомании,
особенно среди молодого населения России, приняло за последнее десятилетие
угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Происходит неуклонное
«омоложение» наркомании. Возраст приобщения к наркотикам снижается до 8­10 лет.
Отмечены случаи употребления наркотиков и детьми 6­7 лет.
Задание № 1.

Нарисуйте портрет зависимого человека (от табака, алкоголя, наркотиков). Дайте ему
краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы
группы – 10 минут.
Задание №2
Участники каждой команды представляют собой редакцию молодежной газеты или
журнала. Они получают письма, разного содержания от подростков. Задача группы:
сочинить ответ, способный, по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы
10 минут.
Письмо №1 «Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять
наркотики (уколоться). Мне стало интересно, я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я
уже наркоманка?». Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я
вынуждена прятаться, сижу дома. Что мне теперь делать?»
Письмо №2 «У меня есть друг, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с
другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть время проводит
с ними. Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он
катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика.
Посоветуйте, как?»
Письмо №3 «Мы дружим уже больше года. В последнее время моя подруга очень
изменилась, у неё появились новые подозрительные друзья, они о чем­то шепчутся, куда­то
исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она призналась, что несколько
месяцев балуется травкой и это ей нравится. Этой новостью я поделилась с другом, у
которого в прошлом году умер брат от передозировки. Друг советует обратиться за
помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. Как
мне поступить?»
Учитель:
­ Ребята, а как вы думаете, можно ли наркоманию и токсикоманию назвать болезнью?
Возможно ли лечение наркомании?
На эти и некоторые другие вопросы мы ответим, выполнив 3 задание.
Задание № 3.
Мифы о наркомании
Каждая группа получает миф, обсуждает
выражает свое согласие или несогласие с
предложенным утверждением. Время
группы – 1минута.
Миф №1
его,
работы

называемая наркоманами «измена». Без наркотика больной испытывает ужасное состояние­
«ломку».
Миф №6
По внешнему виду и образу жизни наркоманы ничем не отличаются от окружающих.
Правда: (вариант ответа)
По мере привыкания к наркотикам меняется внешний вид и образ жизни наркомана. Часто
появляется бессонница. У наркомана расширены зрачки, застывшее, лишенное мимики
бледное лицо, дрожащие с исколотыми и воспаленными венами руки, очень сильная худоба.
Кожа становится серо­желтой, дряблой, появляется ломкость ногтей и волос, наступает
преждевременное старение и снижение интеллекта,вплоть до слабоумия. Меняется
поведение и образ жизни наркомана, все его мысли об одном ­ «добыть» дозу, принять дозу.
Учитель:
Многие ошибочно полагают, что приобретение и употребление наркотиков не влечёт за
собой ни какой ответственности.
­ Ребята, а как вы думаете, какие виды наказания предусмотрены за наркопреступления.
Задание № 4.
Наркотики и ответственность
Каждой команде дают по три задания. После пяти минут обдумывания команды называют
вид наказания за наркопреступления.
Вопросы команде № 1
1. За приобретение и хранение наркотика.
Ответ: лишение свободы на срок до 3­х лет ­ ст. 228 УК РФ.
2 .За сбыт наркотика или попытку сбыта (продажи, дарения, обмена, уплаты долгов).
Ответ: лишение свободы от 3­х до 7 лет с конфискацией имущества ­ ст. 228 УК РФ.
3. За употребление наркотиков.
Ответ:
административное наказание;
на учет в органах милиции;
на учет у нарколога;
приеме экзаменов на право вождения автомобиля;
приобретении охотничьего ружья;
трудоустройстве в органах ФСБ, МО, МЕЗД;
Вопросы команде №2
постановка
постановка
отказ в
отказ в
отказ в

1. За склонение к употреблению наркотиков.
Ответ: лишение свободы от 2 до 5 лет ­ ст. 230 УК РФ.
2. 3а выращивание растений, содержащих наркотические вещества.
Ответ: от крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет ст. 232 УК РФ
3.За содержание наркопритона организованной группой.
Ответ: лишение свободы от 3 до 7 лет­ ст. 232 УК РФ.
Вопросы команде №3
1. За вовлечение в наркоманию с применением угроз или насильственных действий.
Ответ: лишение свободы от 3 до 8­ми лет­ ст.230 УК РФ
2. Если вовлеченный наркопреступником человек умер от передозировки или наступили
другие тяжкие последствия для его здоровья.
Ответ: лишение свободы от 6 до 12 лет ­ ст. 230 УК РФ
3. За содержание притона для потребления наркотиков.
Ответ: лишение свободы до 4 лет ст. 232 УК РФ
Задание № 5.
Командам раздаются карточки со словами. В течение 3 минут надо придумать и написать
напротив слова­антонимы, связанные с проблемой наркомании.
свобода ­ зависимость;
удовольствие­ боль, страдание;
здоровье­ болезнь;
взлет­падение;
счастье ­ горе, беда;
радость­грусть, отчаяние;
богатство­ нищета;
любовь ­ ненависть;
добро­зло;
жизнь­смерть;
самостоятельность­зависимость;
сила (воли) ­ безволие;
целеустремленность­бесцельность;

оптимизм ­ пессимизм;
смелость­ трусость;
твердость­неуверенность.
Задание № 6.
Творческая работа учащихся по написанию синквейна.
Каждая группа в течение 3 минут пишет свой синквейн, затем представители зачитывают
варианты.
Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда
требований.
Правила написания синквейна:
В синквейне 5 строк.
1. Понятие (одно слово);
2. прилагательные (два слова);
3. глаголы (три слова);
4. предложение (из четырех слов);
5. существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны
понятие, а предложение – иметь
характер.
Пример синквейна по данной теме:
1.Наркотик.
2. Опасный, смертельный.
3. Калечит, уродует, разрушает.
4. Распространяется из­за невежества.
5. Боль.
IV. Итог
Учитель подводит итоги игры, объявляет победителей.
Учитель. А теперь давайте ответим на такие вопросы.
­ К чему приводит употребление наркотиков?
раскрывать
смысловой

­ Что отнимают у человека наркотики? На доске записано слово наркотики. Ученики
предлагают свои варианты.
Н независимость
А активность
Р работоспособность
К красоту
О обаяние
Т творчество
И искренность
К коммуникабельность
И интеллект
Учитель. Задумайтесь. Нужно ли вам это?
Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас. Каждый из вас является хозяином своей
жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги,
окружающие и заботящиеся о вас, ни кто­нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все
и будет. И я надеюсь на то, что вы все­таки сможете выбрать верный путь и следовать ему
в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.
Всегда помните о том, что наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное – они
лишают человека жизни!
Учитель раздаёт памятки.
Памятка. Опасности, связанные с употреблением наркотиков.
 передозировка ведёт к потере сознания, и даже смерти,
 аварии в состоянии наркотического опьянения,
 привыкание, физическая и психическая зависимость,
 растерянность, плаксивость, галлюцинации,
 эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение,
 провалы памяти,

 мгновенная смерть (кокаин),
 СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой,
 потеря стремлений, лень (марихуана),
 врожденные дефекты у детей,
 эмоциональные и физические нарушения.
Литература
головокружение и тошнота после принятия,

1 Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных
веществ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования
жизненных навыков у подростков группы риска. - М.: УНП ООН, 2008.
2 Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных
веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию
жизненных навыков у подростков. Практикум. - М.: УНП ООН, 2008.
3 Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных
веществ. Особенности работы с подростками группы риска. Методическое пособие.
- М.: УНП ООН, 2008.
4 Мороз О. Группа риска. – М.: Просвещение, 1990.
5 Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков. От теории к
6 Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других
практике. - М.: Генезис, 2001.
ПАВ среди детей и подростков. НКО Фонд ≪Система профилактических
программ≫. - М., 2003.
от наркотиков и других форм зависимого поведения. НКО Фонд ≪Система
профилактических программ≫. - М., 2004.
7 Сирота Н. А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости

Цель: профилактическая работа среди учащихся, направленная на предупреждение возникновения алкогольной, никотиновой, наркотической, игровой зависимости и пропаганду здорового образа жизни.

  • Дать объективную информацию о действии на организм химических веществ, вызывающих привыкание.
  • Сформировать у подростков четкое представление о том, к каким последствиям (физическим, психическим и социальным) приводит химическая и игровая зависимость.
  • Содействовать формированию у учащихся способности самостоятельно осуществлять социально-значимый выбор и отстаивать свои интересы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, понимать свои чувства и эмоции.
  • Повышать правовую грамотность учащихся.
  • Стремиться развивать у подростков умение сопереживать окружающим и понимать их.
  • Сформировать убежденность в том, что за помощью можно и нужно обращаться к специалистам.
  • Помочь социальной адаптации подростка, формировать навыки, необходимые для здорового образа жизни.

Методы: групповая работа, беседа со специалистами, “мозговой штурм”, дискуссии, тренинговые занятия, “круглый стол”.

Этапы: 39 часов на три учебных года.


9 класс

Жизнь в своем формате. Обобщение и корректировка знаний учащихся о формах молодежной субкультуры. Анализ идеологии и атрибутики (немо, готы, рокеры, байкеры, флешмоп, скинхеды и др.). Сформировать четкое представление об антисоциальном характере отдельных молодежных движений. Правовое воспитание школьников.
Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Сформировать четкое представление об ответственности несовершеннолетних за административные проступки и уголовные преступления. Четко обозначить перечень правонарушений, за которые следует ответственность с 14 лет.
Заблудившиеся в сети. Продолжение знакомства учащихся с формами компьютерной зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка компьютерной зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Я” и общественное мнение Обобщение знания учащихся о понятиях личность, самооценка, общественное мнение, личностный рост, нравственные принципы. Формирование четкого представления о социальном явлении “группового давления”.
Проблеморазрешающее поведение – как способ безконфликтного существования. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
Умей сказать “нет!”. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Формирование умения говорить “нет” и не подчиняться “стадному чувству”. Знакомство с субъектами профилактической работы в городе, “телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Влияние химических веществ, входящих в состав сигареты, на организм. Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Беседа со специалистом. Социальные последствия алкоголизма.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом. Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом. Обобщение знания учащихся об инфекциях передаваемых половым путем и путях заражения СПИДом
11 Правильное питание – залог здоровья! Обобщение и систематизация знаний учащихся об экологичном питании подростков. Расширение знаний учащихся о последствиях для здоровья подростка отдельных диет.
“Круглый стол” по теме: “Мы за здоровый образ жизни”. Обмен мнениями среди подростков о необходимости здорового образа жизни для своего благополучного будущего и будущего своей страны.
ИТОГО:

Учебно-тематический план программы.
10 класс

Кол-во часов

Здоровый образ жизни и его составляющие. Обобщение знания подростков о понятиях здоровье и здоровый образ жизни. Связать понятия человек – здоровье – красота. Объяснить принципиальную важность здорового образа жизни для молодого человека, для безопасности страны, в которой он живет.
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Продолжить работу по правовому воспитанию учащихся. Правовая ответственность 16-летних.
Игромания. Продолжение знакомства учащихся с формами игровой зависимости, объяснение социальных и психологических причин этого явления. Знакомство с признаками, по которым можно установить наличие у подростка игровой зависимости. Отработка механизмов избавления от подобного рода зависимости.
“Сохрани себя” Отработка навыков и умения выражать и отстаивать собственное мнение и интересы.
Научись решать свои проблемы или правила бесконфликтного существования. Профилактика стресса. Социально приемлемые способы решения проблем и личностных сложностей.
“Телефон доверия”. Субъекты профилактической работы в городе. “Телефон доверия”. Подростки должны понимать, что помощь специалиста может быть очень полезной.
STOP – курение! Беседа со специалистом.
Объяснение подросткам причин, по которым они берутся за сигарету. Профилактика этих причин. Предложить механизмы психической разгрузки и снятия стресса.
STOP – алкоголь! Влияние алкоголя на организм человека. Женский алкоголизм. Сформировать четкое представление о том, что алкоголь и никотин не избавляют от личностных проблем.
STOP – наркотик! Беседа со специалистом: “Механизм действия наркотических веществ и его разрушительное влияние на организм”.
Юридическая ответственность за использование и распространение наркотиков. Сформировать у подростков убежденность в том, что наркоман – это не больной человек, а преступник.
STOP – СПИД! Беседа со специалистом: “Культура взаимоотношений между полами”.
“Круглый стол”