побуждать учащихся к самосовершенствованию;

способствовать формированию навыков рефлексивной деятельности;

Стимулировать учащихся к познанию собственного Я.

Подготовка: написать изречения на доске.

Ход мероприятия

1 орг момент

Круг радости «Волшебное зеркало»

Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце

Посмотрите в него!......

Кого вы в нем увидели?

Каждый из нас - единственный каждый из нас неповторим

Повторяйте за мной

Солнце небо и земля!

Хорошо, что с вами я!

Всему миру прокричу

Очень я себя люблю

Я- самый хороший

Я- самый красивый

Я- самый умный

Я -самый –самый- самый

Я- очень себя люблю!!Каждому из вас родители дали имена. Каждое имя по-своему красиво и еще красивее, когда вас эти именем называют ласково давайте поиграем в игру

Игра «Ласковое имя» с одной стороны помогает войти в контакт с детьми и создать атмосферу доброжелательности, а с другой продолжить знакомство друг с другом. Дети стоят в кругу. Учитель предлагает вспомнить, как их лаково называют дома. После того как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того кому бросается мяч.

Классный руководитель . В Древней Греции есть храм. Построен он был в честь бога Апполона (бог света и искусств). До наших дней от этого храма дошли только обломки. На стенах храма написано 7 изречений:

Познай себя самого.

Ничего сверх меры.

Мера – важнее всего.

Всему своё время.

Главное в жизни – конец.

В многолюдстве нет добра.

Составили эти изречения 7 мудрецов. Они были известными политиками и законодателями того времени. Одно из этих дельфийских изречений любил повторять великий философ Сократ: «Познай себя самого».

Как вы думаете, что значит выражение «Познать (понять) самого себя»?

(Ответы детей)

Классный руководитель. Познать себя – значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?

Для того чтоб узнать себя мы протестируемся

7. А теперь - внимание! Перед вами пять фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой можете сказать: «Это - я!» - ту, что понравилась больше всего. Затем выберите ту, что не нравится

7.А теперь посмотрим, что вы за фрукт, а вернее, что за фигура.

Квадрат. Привет, отличники и хорошисты! Вы человек организованный и трудолюбивый, дома на вашем письменном столе всегда порядок. Карандаши в пенале остро отточены, ручки всех цветов радуги. Но иногда и вы даёте промашку. Слишком увлекшись мелочами, совершаете большие ошибки. Вы упрямо идёте к своей цели. Рубль у вас попросить взаймы тяжело. Не дадите. Учиться вы любите. Из таких людей, как вы, получаются хорошие бизнесмены и учителя.

Треугольник. Вы заводила. Во снах такие девчонки, как вы, видят себя великой актрисой, а мальчики Наполеоном. Вам нравится быть в центре внимания. Вы любите соревноваться и побеждать, но принцип «главное не финиш, а участие» - не для вас. Вам важна победа!

Круг. Вы легко сходитесь с людьми. Приблизительно так же, как Колобок. Отправившись путешествовать из домика бабушки и дедушки, он слёту определил, что ни заяц, ни волк ему не помеха. Ну, а с лисой ошибочка вышла. А кто в наше время не ошибается? Вы с удовольствием встречаетесь с новыми людьми. Любимое занятие на уроке – изучать реакцию учителя на тот или иной раздражитель. На сопение Сидорова, на хлопающую форточку, на перешёптывающихся Петрову и Иванову, на скрипучие ботинки Борисова. Вы умеете сделать так, чтобы людям вокруг вас было хорошо. Ваша стихия – литература и история.

Прямоугольник. Вы всё подвергаете сомнению. Где сомнение – там желание во всём разобраться, а значит, вы любознательны и смелы. Пока не узнаете, что там шуршит в тёмном углу, не успокоитесь. Вы легко решаете сложные задачи – вам интересен сам процесс решения.

Зигзаг. Такую сложную форму выбирают обычно существа творческие. Зигзаг необычен, выделяется из общего ряда, агрессивен (поэтому его же могут выбрать отъявленные хулиганы). Вы редко, когда на уроках отвечаете заученными фразами. Ответ сам рождается в вашей голове, поэтому вы любите литературу, где можно порассуждать и поспорить. Вы интересный собеседник.

А как вы думаете, что такое характер???

Характер - это слово древнегреческого происхождения. Означает «печать», «чеканка». Это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. Он представляет собой отпечаток воспитания и деятельности. Характер накладывает отпечаток на мысли и чувства человека. Очень важным качеством характера является воля.

А бывает ли характеры схожи??? А люди бывают ли одинаковые характером??

А давайте поиграем игру зеркало

Учитель предлагает игру «Зеркало».

Дети делятся на пары и встают против друг друга. Один из них - зеркало которое отображает жесты движения мимику своего напарника который смотрится в «зеркало». Задача зеркала заключается в том чтобы в точности повторить движения. Затем дети меняются ролями

Что такое воля?
Как можно воспитать волю?

Задание

Задание предполагает составление рассказа о себе как человеке, отличающемся от других своими умениями и способностями. Ученик рассказывает о себе.

III. Рефлексия.

Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее: Готовые раздать

Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

Средний палец – мне совсем не понравилось

Безымянный палец – психологическая атмосфера

Мизинец – мне здесь не хватило

Классный час на тему: «Познай самого себя».

Цели : познакомить детей с некоторыми приёмами самопознания, дать детям представление о том, как находить в себе главные черты, определять свои личные особенности; развивать у детей умение правильно оценивать себя и других; способствовать формированию веры в свои силы, в возможность стать лучше; побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию.

Оборудование . У каждого ученика – альбомные листы, тетрадные листы.

План классного часа.

  1. Вступительное слово.
  2. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»
  3. Определение знаний детей о себе:

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Создание автопортретов;

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

4. Мини – лекция «Что такое самооценка?»

5. Тест «Самооценка».

6. Подведение итогов.

Ход классного часа .

  1. Вступительное слово.

Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди?Этот процесс называется самопознанием.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

Что лучше: переоценить или недооценить себя?

Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание».

Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание и самооценку.

  1. Определение знаний детей о себе.

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответы.

Это яркий, талантливый, незаурядный человек.

Отличается от других людей.

Это необычный, странный человек, чудак.

Это любой человек, даже самый обыкновенный. Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Создание автопортретов.

Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать свой портрет на альбомном листе.

У вас получились уникальные автопортреты. А теперь мы подпишем автопортреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем в группах рассказывают о себе.

  1. Мини – лекция «Что такое самооценка?

Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

  1. Тест «Самооценка».

Мы сегодня учимся оценивать самих себя. Пройдем с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка. У каждого на парте лежит листок бумаги. Нарисуйте на нём 8 кружочков в один ряд. Лучше расположить листок в ширину. Быстро напишите букву «я»в

любом кружочке. А теперь вы можете узнать какая у вас самооценка. Чем ближе к левому краю, тем ниже ваша самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше ваша самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

  1. Подведение итогов .

Подведём итоги нашего классного часа:

Была ли интересна тема познания себя?

Что вы узнали о различных вариантах самооценки?

Как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

Что нового вы узнали о себе?

Думаете ли вы продолжить наблюдение за собой?

Понравился ли вам классный час?

Вывод: узнали о том, что пока у некоторых не такая самооценка, как вам хочется. Нужно оценивать себя правильно, чтобы люди тебя уважали, чтобы быть уверенным в себе. Необходимо изучать себя, чтобы верно оценивать свои силы.

Форма проведения : час самопознания.

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»

И. Кант

Классный час психологической направленности, посвященный самооценке личности. Эта тематика приобретает особую актуальность в подростковом возрасте. Обучающиеся сталкиваются со многими проблемами социализации.

По мнению психологов, для детей характерны: переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам.

Цели классного часа:

  • акцентировать внимание учащихся на собственной лично-сти с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Задача классного часа:

  • познакомить детей с приемами самопознания;
  • дать представление о том, как находить в себе главные черты;
  • научить определять свои личные особенности;
  • развивать у детей умение правильно оценивать себя и других;
  • способствовать формированию веры в свои силы и в возможности стать лучше;

побуждать подростков к самопознанию, самовоспитанию

(Автор клипаКоровина И.Н. Сайт http://www.proshkolu.ru/club/opk/file2/3559236/ .
Песня «А над ней парили ангелы» Вячеслава Тюльканова, исполнитель Аурика Мгои, солистка вокально - эстрадной студии "Мечта

Учитель:

Однажды ученик подошел к мастеру с задумчивым видом и задал вопрос: «Учитель, ты говорил, что если я познаю кто я, то стану мудрым. Но как это сделать?»

— Для начала забери у людей право решать кто ты.

— Как это, Мастер?

— Один тебе скажет, что ты плохой, ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший, ты обрадуешься. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают.

Пока у них есть право решать кто ты, или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право!

И у меня тоже.

Кл.руководитель: Ребята, тема сегодняшнего классного часа - «Познай тайны собственного «Я»».

Эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Кто я? Какой я? Почему я такой?

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего.

Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

Еще древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле - это Человек. А философы тысячелетиями пытались разгадать феномен своего «Я».

Стремление познать свой внутренний мир уходит глубокими корнями в далекое прошлое.

Вот некоторые высказывания древних мыслителей :

  • Чаще заглядывай в самого себя.

Цицерон

  • Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя.

Р. Декарт

  • Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить.

Гераклий

Мыслители говорили, что человек - это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то получим разные ответы, и все вы по - своему будете правы, потому что каждый из вас индивидуален и неповторим.

  1. Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

Начнем нашу беседу с вопросов.

  • Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?
  • Что лучше: переоценить себя или недооценить себя?
  • Как вы думаете, знаете вы себя?

Ответы :Познать себя просто необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми. Потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет себя чувствовать успешным, счастливым.

Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен

А вот как на этот вопрос отвечает Священное Писание . «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя - означает познавать себя.
2. Трудные пути

Познание — великая страна,

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит,

Пусть долог путь, но ищущий дойдет —

В страну познанья дух его ведет.

Мы подошли к определению термина «самопознание».
Самопознание - это процесс познавания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему.
Как человек может познать самого себя? Узнать мнение о себе у близких, друзей, вспомнить свои интересы, увлечения, пройти тест.

Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы (они записаны на доске) :

  1. Самонаблюдение
  2. Самоанализ
  3. Самоиспытание
  4. Самооценка

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, мы объединились в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос «Какого человека можно назвать уникальным?». через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу (под тихую спокойную музыку идет обсуждение).

Примерные ответы детей:

-это яркий, талантливый, незаурядный человек

-человек, который отличается от других

-необычный человек, странный, чудак

-это обычный человек, любой человек отличается от другого человека

Упражнение № 1 “Учимся ценить индивидуальность”.
Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем- кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же?
Вывод: у каждого из учащихся получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек-это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует.
Все мы разные. А какие мы, мы узнаем в ходе нашего общения.

Каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности.

Упражнение №2 “ Вот я какой!”.
Представьте себе, что вы находитесь дома. Вдруг раздается телефонный звонок, вы берете трубку, а на другом конце провода раздается голос: “ Здравствуйте, с вами разговаривает редактор детской телевизионной программы «. Я приглашаю вас к сотрудничеству. Мне бы хотелось узнать немного о вас”.
Вам необходимо рассказать редактору о себе. Чтобы вам легче это было сделать, я предлагаю пользоваться своеобразным “путеводителем”.
Учащимся предлагается анкета “ Вот я какой!”. Вопросы могут быть следующими:

1. Меня зовут…
2. Мне… лет.
3. Лучше всего я умею…
4. Меня огорчает…
5. Меня радует…
6. Больше всего мне нравится в людях…
7. Самая главная моя цель…

Игра в группах «Кто я? Какой я?»

Для начала мы напишем слева в столбик 10 раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопросы «Кто я?, Какой я?» Это могут быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

(в течение 3-5 минут дети работают)

А теперь прочитайте свои ответы членам группы, но так. Чтобы получился активный рассказ.

(дети в группах рассказывают о себе)

А теперь послушаем по одному представителю от группы, тех, у кого получился самый интересный рассказ. Кто хочет себя всему классу?

(представитель от группы рассказывает о себе)

Как вы считаете, можно сказать, что эти ребята думают о себе, пытаются разобраться в себе, узнать себя?

(Ответыдетей)

Образ «Я» многогранен.

Психологи говорят:

  • В каждом из нас множество «Я»
  • Внутреннее «Я» - это то, что человек о себе думает
  • Внешнее «Я» - то, что видят люди

Человек по-разному представляет себя в различных ситуациях и обстоятельствах. Возникает впечатление, что внутри нас спорят разные «Я».

Подобно героине Л. Керролла Алисе: «Видите ли, сэр, конечно, примерно я знаю, кто я сейчас такая. Нет, конечно, я примерно знаю, кто я такая была утром, когда встала, но с тех пор я все время то такая, то сякая, словом какая-то не такая….Эта выдумщица ужасно любила понарошку быть двумя разными людьми сразу.

Случалось ли с вами такое?

  • Дома, в кругу семьи, вы можете быть одними?
  • В школе другими?
  • В компании друзей - совсем иными?

Подготовленная инсценированная беседа юноши и девушки. У обоих в руках по зеркалу.

Ведущий 1: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...

Ведущая также смотрит в зеркало и повторяет:

Ведущая 2: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...

Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!

Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?

Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал. На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, силуэты...

Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах.

Упражнение №4 «Волшебная рука»

Учащимся предлагается обвести на листе свою руку. На пальцах предлагается написать 5 своих хороших качеств, на ладошке - то, что бы вы хотели изменить в себе (зачитывают по желанию). На доске одна большая ладошка, предлагается прикрепить все ладошки на неё

Упражнение №5 «Три горячих стула»

Это необычные стулья. Приглашаются три человека. Первый стул - это стул только с хорошими качествами человека. Второй стул - это стул, где сидящему на этом стуле нужно посоветовать, что-то исправить. Третий стул - это стул, где сидящий открывает для всех новое свое качество «никто из вас не знает, что я…»

Рефлексия

Что чувствовали вы, когда сидели на стуле?

Просто ли найти свои достоинства?

Чем полезно для тебя данное упражнение?

Ведущий: Устраняя свои недостатки, осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказывать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны.

Но иногда ребята скрывают в себе что-то хорошее, но могут проявить плохое. И эти «три горячих стула» помогут нам узнать еще лучше самих себя и своих одноклассников. Вот следующее упражнение поможет вам еще раз оценить ваши хорошие качества и помочь устранить

Упражнение№6. «Узнавание и знакомство с собой» С согласия всех один из учащихся выходит из класса, остальные договариваются, о ком будут говорить. Входит отсутствующий. Класс характеризует загаданного несколькими словами. Задача водящего - отгадать, о ком говорят. Все убеждаются, насколько это трудно.

Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нём разные точки зрения.

Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее»

  1. Чем полезен для каждого из вас был сегодняшний разговор.

Этот разговор мне был полезен тем, что…

После нашего разговора я…
Возможные выводы:

1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это необходимо нам самим.

2. Взаимопонимание, общение с друзьями будет не в тягость, а в радость и т.д.

Слово учителя :

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

На доске у нас находится солнышко. Но у него почему - то нет лучиков, давайте лучами для него сделаем те хорошие качества, которые вы записали на пальчиках, и они будут освещать нам дорогу в жизни. Вам нужно каждому подойти к доске и прикрепить к солнышку свою нарисованную руку.

А сейчас посмотрите на доску, на ней записаны высказывания психологов, педагогов о личности каждого человека и правила, которые мы с вами должны соблюдать:

  1. Самопознание - необходимость. Мы должны разбираться в себе. Это, прежде всего, необходимо нам самим.
  2. Если мы станем внимательны к себе, это отразится на людях вокруг.
  3. Взаимопонимание, общение, сотрудничество с друзьями, другими людьми в обществе для вас не в тягость, а в радость.
  4. При общении искренне интересуйтесь собеседником, его проблемами.
  5. Не критикуйте людей, это бесполезно.
  6. Будьте внимательны к людям.

Следуйте, ребята, этим правилам, и вас полюбит весь мир!

Заповедь. (стихотворение читает ученик)

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК !

Р.Киплинг.

Итак, наша встреча подходит к концу, и мне хотелось бы сказать, что все мы - маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что для этого нужно?

Послушайте китайскую притчу «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго- видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. То взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение . И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И мира тоже.

Понравилась вам притча? Так какие три слова были написаны стариком?

Давайте никогда об этом не будем забывать! И будем стараться делать так, чтобы положительных качеств у нас становилось больше, а отрицательных - как можно меньше.

Мультфильм- притча о познании мира и себя.

Тема: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Игра «Закончи предложение».

Перед тобой - начало предложений. Давай попробуем за-кончить их, но так, чтобы получилось законченное по смыслу высказывание.

Сначала потренируемся.

Начало предложения - Каждое утро...

Его можно закончить так: «я делаю зарядку», или «солнце поднимается над горизонтом», или «я боюсь опоздать в школу».

Придумай свой вариант предложения: «___________________

______________________________________________________________».

А вот и другие предложения, из которых получится твой рассказ о себе, твоих близких, людях и вещах, которые тебя ок-ружают. Старайся не повторяться, когда придумываешь ответ.

1. Я думаю, что людей больше...

2. Ребенок в семье...

3.Мы любим маму, а...

4.Когда я играю с ребятами, то...

5.Мой брат (сестра)...

6.Я достаточно ловкий, чтобы...

7.Отцы иногда...

8.Ребята, с которыми я дружу...

9.Чтобы наш папа...

10.Мои близкие думают обо мне, что я...

11.Рхли бы мой брат (сестра)...

12.Мои друзья меня часто...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

14.Больной ребенок...

15. Я думаю, что мама чаще всего...

16. Если бы не было школы...

17. Я весь трясусь, когда...

18.Когда я думаю о школе...

19.Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20.Был бы очень счастлив, если бы я...

21. Я самый слабый...

22. Когда я буду взрослым...

23.Мой учитель (учителя)...

24.Всегда мечтаю...

2. Игра в волшебника.

Часть1. Давай поиграем в волшебника!

Нравятся тебе сказки? Мне - очень. Особенно, когда в эту сказку попадаешь на правах автора. Итак, представь, что у тебя появляются фантастические возможности и ты отправляешься в галактическое путешествие. Ты оказался на другой планете, где все не так, как на Земле.

Нарисуй эту планету и ее обитателей - зверей, растения, жителей.

Придумай ей название.

Ответь на следующие вопросы:

1) Кем бы ты хотел стать на этой планете? Почему?

2) А кем бы ты не хотел быть на этой планете? Почему?

Часть 2. Теперь представь себе, что ты - очень сильный волшебник (фея). С помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло. И ты возвраща-ешься на Землю.

Что бы ты сделал:

Для мамы;

Для папы;

Для школы;

Для одноклассников;

Для учителя;

Для себя?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

Часть 3. Сейчас - самое захватывающее превращение. Давай превратимся в какое-нибудь животное или птицу.

Отметь тех животных, в которых ты бы хотел превратить-ся, знаком «+», а тех, которые тебе не нравятся, знаком «-»:

11. Собака

3. Козленочек

12. Синица

13. Черепаха

15. Червяк

7. Обезьяна

17. Крокодил

Часть 4 . А теперь нарисуй такое животное, которое могло бы жить только на твоей волшебной планете. На Земле оно точ-но не существует.

Назови его.

Последнее, что можешь ты сделать как великий чародей, -это загадать три самых главных своих желания и постараться, что-бы они исполнились уже не в сказочной игре, а по-настоящему.

3. Моя будущая профессия.

Так хочется, чтобы ты в жизни выбрал профессию, которая позволит тебе творить чудеса.

Как ты думаешь, чему тебе для этого необходимо научиться? Уметь поддерживать свое здоровье*_____________________

Логически мыслить*_____________________

Излагать свое мнение*_____________________

Иметь чувство юмора*_____________________

Уметь легко и просто общаться с людьми*_____________________

Быть внимательным и наблю-дательным*_____________________

Иметь хорошую память*_____________________

Хорошо владеть родным и иностранным языками*_____________________

Добавь то, что ты считаешь нужным:_____________________

Звездочкой (*) отмечены твои сегодняшние умения и навыки. Отметь, пожалуйста, в каждой строчке красным цветом, на сколь-ко бы ты хотел продвинуться во всех перечисленных умениях в этом году; на будущий год - зеленым цветом, к окончанию школы - синим.

Как ты думаешь, от кого и от чего зависит выполнение этой твоей программы?

1)Перечисли людей, события и действия, которые могут этому помочь.

2) А кто и что может помешать выполнению твоих планов?

4. Житейские ситуации.

Современный мир - это мир коммуникаций, мир людей, управляющих машинами, людей, общающихся между собой. И от того, насколько хорошо они понимают друг друга, очень

часто зависит вся наша жизнь. Предлагаю потренироваться в са-мом обычном понимании житейских ситуаций.

Подбери правильное слово к каждому эпизоду школьной жизни.

Иванов нос к носу столкнулся в коридо-ре с завучем школы, та аж присела от страха и неожиданности.

Иванов знал, что се-годня его вызовут к доске, и выучил пара-граф наизусть. Но учитель задавал во-просы по

предыдуще-му параграфу, кото-рый Иванов не знал.

Двоечник Иванов ска-зал учителю, будто отличник Петров, сосед по парте, у него списывает.

В школу приехала комиссия, и директор школы попросил Сидорова и Петрова «поболеть» в этот день дома.

5. Загадки времени.

Время - величайшая загадка для людей. Оно может быть очень разным.

Вспомни, когда, по-твоему, оно тянется бесконечно долго -когда ты ждешь чего-то или кого-то, когда тебе нечем заняться, когда тебе просто скучно. А бывает, что оно несется с невероят-ной скоростью, и кажется, что просто невозможно все успеть, всюду попасть, никуда не опоздать.

Давай попытаемся выяснить, как ты расходуешь свое время. Перед тобой - таблица твоего времени. Заполнять ее надо очень аккуратно, не пропуская ничего важного, что произошло с тобой в течение дня. И делать это в течение целой недели. Глав-ный твой помощник в этом - часы. Хорошо, если они все время будут с тобой

Когда таблица будет заполнена, выясни, на что у тебя ухо-дит больше всего времени, на что ты тратишь его слишком мало.

Уверена, ты найдешь огромный резерв, который можно потратить на то, что ты больше всего любишь делать.

6. Исследуем самооценку.

Каждый человек оценивает свои способности, возможно-сти, характер.

К каждому качеству из таблицы по 10-балльной шкале по-ставь оценку, насколько качество выражено у тебя в настоящий момент, и как бы ты хотел, чтобы это качество было у тебя раз-вито в будущем.

7. Логическая гимнастика.

Итак, следующая игра - для любителей загадок. Игра на-зывается «Простые аналогии». Тебе нужно найти сходство ме-жду разными понятиями.

ЛошадьКорова

ЖеребенокПастбище. Рога. Молоко. Теленок. Бык

Посмотри, здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок -детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово - «корова», а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как «жеребе-нок» к «лошади», то есть чтобы оно обозначало детеныша коро-вы. Это будет «теленок». Значит, нужно сначала установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа и подчеркнуть правильное слово. Итак, удачи!