3 класс.

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Безопасное лето»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся понятий о правилах безопасного поведения на летних каникулах, бережном отношении к здоровью.

Задачи:

Образовательная :

    Расширить знания о правилах поведения и об особенностях правил поведения в период летних каникул, формировать умения применять знания на практике;

    Формировать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде;

Воспитательная:

    Воспитывать уважение к своему здоровью;

    Воспитывать умение слушать других, уважать мнение высказывающегося ученика;

    Воспитывать потребность в получении знаний и умений в сфере правильного поведения во внеучебное время.

Развивающая:

    Развивать речь, критическое мышление, умение вести диалог, умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Планируемые результаты.

    Личностные результаты

    Умение ценить и принимать базовые ценности, связанные с охраной природы и страны;

    Умение понимать важность освоения смысла соблюдения правил поведения в период летних каникул; желания продолжать осваивать и соблюдать данные правила.

    Регулятивные УУД:

    Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

    Умение определять цель учебной деятельности как самостоятельно, так и с помощью учителя;

    Познавательные УУД:

    Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, презентация и т.д.);

    Умение осознавать необходимость в правилах поведения и их особенностях в период летних каникул, умение применять знания на практике;

    Умение соблюдать правила безопасного поведения на воде;

    Коммуникативные УУД:

    Умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    Умение выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА

    Организация начала урока.

    Приветствие.

    Введение в тему: целеполагание.

    Работа в группах.

    Путешествие по страницам.

    Рефлексия.

    Итоги урока.

ХОД УРОКА:

    Организация начала урока.

    Приветствие:

Учитель: Загадка про лето(на слайде)

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Дети: О лете.

2.Введение в тему: целеполагание.

Учитель: Наступила пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными? Об этом будет наш классный час.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает как нужно вести себя летом?

Дети: Слушать родителей, не переходить дорогу на красный свет и т.д.

    Работа в группах.

Учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа получает свой лист с информацией и задания к ним.

Порядок работы с полученной информацией:

Изучить предложенную информацию.

Подготовитьзадания по группам:
– рассказ по теме;
–рассказ правил;
– рисунки по теме;
Учитель: Мы раздадим вам листы с некоторыми опасными ситуациями, которые могут случиться летом.

Дети выполняют данные им задания (Приложения 1,2,3,4,5,6).

    Путешествие по страницам.

Страница 1

Многие любят отдыхать в лесополосах. К сожалению, такая прогулка может привести к неприятным последствиям. Особую опасность представляют клещи. Они могут заразить человека инфекционными болезнями, из которых одной из самых опасных является клещевой энцефалит.

Заболевание характеризуется резким подъемом температуры до 39–40 градусов, сильными головными болями, рвотой. Развиваются неврологические нарушения, параличи верхних конечностей. Очень важно знать, что первые 2–3 часа после начала кровососания клещи не успевают внести дозу вируса, достаточную для развития заболевания. Обратиться к врачу.

В целях профилактики заболеваемости клещевым энцефалитом рекомендуется:

1. При выходе в зеленую зону иметь одежду, плотно прилегающую к телу, куртки заправлять в брюки, брюки в сапоги, рукава и ворот должны быть застегнуты.

2.В целях обнаружения клещей каждые 2 часа проводить самоосмотры и взаимоосмотры открытых частей тела и поверхности одежды.

3.При жаркой погоде, когда нет возможности надевать плотно прилегающую одежду, перед выходом в зеленую зону применять мази и лосьоны, отпугивающие насекомых.

4.При присасывании клещей немедленно обратиться в ближайшее лечебное учреждение.

Самостоятельное удаление клеща допускается взрослыми, если нет возможности обратиться в медицинское учреждение.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

    Перед удалением клеща нужно смочить растительным маслом или керосином.

    Оттянуть присосавшегося клеща пальцами и на головную часть у самой поверхности кожи наложить нитяную петлю. Осторожными покачиваниями, не совершая резких движений, за оба конца нити извлекают клеща вместе с хоботком.

    Если остался хоботок в теле человека, его удаляют обожженной иглой или булавкой.

    Место укуса обработать йодом.

    После этого обратиться в лечебное учреждение.

    Что нужно сделать, чтобы не получить укус клеща?

    Расскажите о том, что может случиться, если вас укусил клещ.

    Нарисуйте рисунки о прочитанной теме.

Страница 2

Безопасность на воде

Как известно, купание не только доставляют удовольствие, но и служит хорошим средством закаливания организма. Но необходимо помнить, что небрежность, лихачество, излишняя шалость на воде нередко приводят к беде. Из-за несоблюдения техники безопасности в водоемах ежегодно гибнут тысячи людей.

Необходимо помнить правила безопасного поведения на воде:

    купаться и загорать лучше на оборудованном пляже;

    если вы не умеете плавать, не следует заходить в воду выше пояса;

    находится в воде не более 15–20 минут, при переохлаждении могут возникнуть судороги;

    нельзя нырять с мостов, пристаней даже в тех местах, где ныряли прошлым летом, так как за год мог понизиться уровень воды или было что-то брошено в воду;

    прыгать с берега в незнакомых местах категорически запрещается;

    нельзя заплывать за буйки, так как они ограничивают место с проверенным дном – там нет водоворотов;

    нельзя заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил, чтобы вернуться к берегу;

    опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, пугать, сталкивать в воду и заводить на глубину не умеющих плавать;

    опасно купаться в воде ниже +17–190С;

    не следует купаться в шторм;

    не следует купаться ночью.

    Перечислите правила поведения на воде.

    Расскажите о пользе купания, и о бедах, которые могут случиться во время купания.

    Нарисуйте некоторые правила поведения на воде.

Учитель: Молодцы, ребята

    Итоги урока

Учитель: Ваши ответы показали, что мы далеко не идеально себя ведем, не всегда соблюдаем элементарные правила безопасности.

Я думаю, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам оценить важность выполнения этих правил, ведь порой от этого зависят наше здоровье и даже жизнь. Помните: все в ваших руках!

    Рефлексия

Учитель: Ответьте на вопрос «Как я соблюдаю правила техники безопасности?», дорисовав смайлик. Если соблюдаете правила, то рисуем веселый смайлик, если не соблюдаете, то рисуем грустный.



Материал содержит презентацию для классного часа "Огненное лето". Мероприятие проводится в средних и старших классах. Целью классного часа ялвяется рассказать учащимся о страшных пожарах летом 2010 года.

Материал содержит презентацию для классного часа "Лето пришло". Мероприятие проводится в 1 классе. Классный час проводится с целью рассказать детям о признаках наступления лета, правилах поведения у водоемов.

Материал содержит детскую прзеентацию для классного часа "Лето". Мероприятие проводится в начальной школе. Классный час проводится для того, чтобы дать детям представление о таком времени года, как лето.

Презентация на тему «Здравствуй, лето!» выполнена для проведения классного часа или уроков в начальной школе. Скачать материал можно практически для любого класса. Младшим школьникам будет интересно узнать о поре года, которая их так привлекает, которая дарит им долгожданные летние каникулы.

Выполнено пособие о лете на 23 слайдах. Каждая страничка - это отдельное маленькое открытие. Здесь рассказ о летних месяцах, о приметах. Кроме того школьники прочитают немало стихов, будут отгадывать загадки по теме, кроссворды.


Летний фон и красивый чистый шаблон презентации на тему лета обязательно оценят те, кто любит мультимедийные работы выполнять самостоятельно. У вас тоже есть много интересных стихов о лете, образовалась прекрасная подборка загадок и ярких картинок об этой поре года? Можете оформить собственную работу как для урока, так и для классного часа или какого-то конкурса, но сначала предлагаем скачать готовую заготовку, которая будет со временем наполнена материалом. На ее страничках символы этого сезона: цветы, бабочки, пчелы. Нежные цвета, аккуратная рамка выбраны для летнего фона. Они полностью соответствуют завяленной тематике работы.


Презентация расскажет доступно и понятно, какие правила поведения летом необходимо выполнять, чтобы отдых был безопасным, чтобы беда обошла стороной. Скачать ресурс рекомендуется для классных часов или уроков ОБЖ, которые будут проводиться перед летними каникулами.

1 Классный час на тему: «Прощай школа, здравствуй лето!

Страна: Казахстан

Классный час на тему: «Прощай школа, здравствуй лето!

Оборудование:фото, рисунки, грамоты, муз.сопровождение.

Ведущий 1:

К нам сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас много интересного ждёт!
Ну вот, наконец, явились!
А мы думали, вы заблудились!
Милости просим! Будьте как дома!
Знакомьтесь со всем, что ещё не знакомо!

Ведущий 2:

Дорогие ребята, от школы отдыхающие,
Повеселиться очень желающие!
Мы зовём к себе всех,
Кто любит, шутку, веселье и смех,
Входите сюда весёлой гурьбой
Улыбку и песню возьмите с собой!

Звучит фонограмма, дети выходят на сцену.

1.Мы сегодня очень рады
Видеть в нашем классе вас.
Вместе подведём итоги,
Дружно вступим мы в 4-й класс!

2.Каждый знает по утрам,
Взяв свои портфели,
В школу торопиться нам,
Чтоб к звонку успели.

3.Ежедневно по утрам,
Заниматься надо нам!
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.

Песня "Учат в школе"

Подаётся школьный звонок . Сценка.

Опять звонок.

Не успели даже отдохнуть.

Сейчас наша учительница придёт и скажет:

"Открыли тетради, записали число, классная работа".

Подождите, а как учиться, у нас все учебники уже до конца прочитаны?

Да наша учительница всё равно что-нибудь придумает.

Что придумывать? Уже конец года!

Скоро лето! Классно! Компик - сколько хочешь! Телек - сколько сможешь!

Давайте телек посмотрим, пока учительницы нет!

Ведущий 1.

Добрый день, уважаемые телезрители!

Мы рады вас приветствовать на нашей телепередаче. Представляю слово нашим корреспондентам с мест событий.

Телеведущий:

"Доброе утро! Мы ведём репортаж с места событий. Мы находимся в городе Стерлитамаке, в школе №18, где ребята 2х и 3х классов прощаются с учебным годом. В актовом зале царит радостная атмосфера. Больше всего довольны родители".

Интервью с родителями.

Что было трудно в этом году?

Что было самым смешным?

А как вы заканчиваете учебный год?

Какие подарки предусмотрели для ребёнка по окончании учебного года?

Ведущий 1.

Ну что же, уважаемые телезрители, как вы слышали, учебный год для родителей закончился без особых потерь, достаточно успешно, даже кого-то ожидают подарки.

Дети читают стихи

Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты,
И посерьезней, будут, а пока:

Прошла пора побед и неудач,

Умеем то, что раньше не умели.

Диктовки. Задачи,
Удачи, неудачи,
Параграфы, глаголы,
И древние века,
То слово не склоняется,
То Каратал потеряется:
все это начинается
со школьного звонка.

Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Не страшны трудности тому,
Кто знает всё на пять.
И помните, что не к лицу нам,
От старших отставать.

Будем с двойками сражаться,
И на тройки наступать,
Непременно добиваться
Оценки только "5".

Всё начинается со школьного звонка -
Дорога к звёздам, тайны океана.
Всё это будет поздно или рано,
Всё это будет впереди, ребята, а пока:

Прошла пора побед и неудач,
Мы выросли, окрепли, повзрослели,
Решили много непростых задач,
умеем то, что раньше не умели.

Ведущий 1:

Уважаемые телезрители! После музыкальной паузы вы увидите:

Фоторепортаж "Как мы жили в этом учебном году"

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ОТЛИЧНИКОВ 2011-2012 УЧЕБНОГО ГОДА.

Игра "Придумайте новое смешное название урока"

  • Математика
  • Русский язык
  • Физкультура
  • Английский язык

Кто помогал в нашем труде? Кто с вами делил печали и радости?

Исполняется танец для родителей

Ведущий 2:

Что ж друзья, в очередной раз вы доказали, что в наших классах умники и умницы. И все достойны, перейти в следующий класс!

В этом году мы с вами не только учились, но и проводили внеклассные мероприятия.

Песня "Хоровод"

Сегодня закончен последний урок,
Последний звенит в коридоре звонок,
И сумки под мышку,
И мчимся вприпрыжку,
И дружно пойдём,
За школьный порог.

Но где бы я ни был,
Куда бы ни шёл,
Каких бы я новых друзей ни нашёл,
На море и в поле
Я помню о школе,
И помню, что я,
В следующий класс перешёл!

Вот и кончились уроки.
Вот каникулы настали.
До свиданья наша школа,
Не скучай, любимый класс,
Скоро встретимся мы снова,
Переходим в следующий класс!

Исполняется песня

Ведущий 1:

Так незаметно мы подошли к самому долгожданному.

На связи: "Лето"

Выходит девочка в костюме поздравляет ребят с окончанием года

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
"Купайтесь!" – приглашаю

.
И любите за это
Вы все меня. Я Лето.

Что ты нам подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!

Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!

Пусть спокойно в нашей школе
Спит до осени звонок.
Здравствуй, травка!
Здравствуй, поле!
Здравствуй, звонкая пора!

Будет много песен спето,
Дождь не страшен и жара!
Здравствуй, солнечное лето!
Здравствуй, звонкая пора!

Всех друзей мы приглашаем,
На каникулы опять,
Ну, а школе пожелаем,
В сентябре ребят встречать!

Скачать файл

Тема классного часа: «Безопасность летнего отдыха»

Цель:

Формирование навыков безопасного поведения школьников в период летних каникул.

Задачи:

– актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде;
– способствовать формированию знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций.

Оборудование: таблички – названия групп; пословицы и поговорки; тест; выставка рисунков; карточки- заготовки для рефлексии; презентация.

Ход мероприятия:

  1. Организация класса.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

  1. Актуализация знаний.

Наступила пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными?

  1. Постановка задачи.

Об этом наш сегодняшний классный час, который я предлагаю вам провести в форме устного журнала.

  1. Открытие новых знаний.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по 4–5 человек. Каждая группа получает свою «страницу» устного журнала:

Пожарная безопасность;

Осторожно, клещи!

Безопасность на воде;

Правила дорожного движения;

Электробезопасность;

Личная безопасность.

Порядок работы:

Обсудить, что известно по предложенной теме.

Подготовить страницы в любой из предложенных форм:
– интервью;
– диалог с пострадавшим;
– серия рисунков;

Тезисы;

Составление памятки;

Сценка…

Используйте рисунки, которые вы нарисовали к классному часу.

5. Физминутка.

Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, маршируем на месте.

  1. Выступления групп.
  1. Закрепление.

Работа с пословицами.

У каждой группы пословица, слова у которой все отдельно. Задание: составить из слов пословицу и объяснить ее смысл.

Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.

От искры пожар рождается.

Гляди в оба, да не разбей лоба.

Осторожный тихо шагает, да иных обгоняет.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Берегись бед, пока их нет!

Выполнение тестовых заданий.

Можно ли купаться в одиночку?

А. Да

В. Иногда, если рядом нет друзей

Разрешается ли нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, заплывать за буйки, выплывать на судовой ход и приближаться к судам, устраивать в воде игры, заплывать далеко на надувных матрасах?

А. Да

Б. Да, если рядом родители

В. Да, если ты умеешь хорошо плавать

Г. Нельзя ни в коем случае. Это опасно.

По какой полосе должен двигаться велосипедист на дороге общего пользования?

А. По правой, как можно правее

Б. По любой.

В. По левой.

Какой знак должен подать велосипедист перед остановкой (торможением)?

А. Поднять вверх левую руку.

Б. Поднять вверх правую руку.

В. Поднять вверх правую или левую руку.

Имеет ли право велосипедист, двигаясь по дороге с многополосным движением, делать левый поворот или разворачиваться?

А. Нет

Б. Да

В. Да, если нет машин

Какова должна быть глубина водоёма для людей, не умеющих плавать?

А. Не более 3 метров

Б. Не более 2 метров

В. Не более 1 метра

Прежде чем войти в воду, нужно

А. Полежать на солнце

Б. Плотно поесть

В. Охладиться, отдохнув в тени

Можно ли купаться в местах с быстрым течением?

А. Можно, если рядом взрослые

Б. Нет.

В. Можно

Желательно, чтобы температура воды для купающихся была не менее

А.15 градусов

Б. 16 градусов

В.14 градусов

Г.18 градусов

Где в условиях города разрешено кататься на роликовых коньках, играть в мяч и другие подвижные игры?

А. На специально отведённых площадках

Б. Там, где нет машин

В. На тротуарах

Курение – актуальнейшая проблема. Способствует ли курение возникновению раковых (онкологических) заболеваний)?

А. Нет

Б. Очень редко

В. Да, к этому приводят канцерогенные смолы, находящиеся в табаке,

По данным статистики, из 10 подростков, употребляющих алкоголь, в дальнейшем не становятся алкоголиками

А. 5 человек

Б. 8 человек

В. 2 человека

Летом часто встречаются грозы. Какая самая главная опасность при грозе?

А. Ветер

Б. Молния

В. Дождь

С какого возраста разрешено выезжать велосипедисту на дороги общего пользования?

А. С 12 лет

Б. С 13 лет

В. С 14 лет, но лучше воздержаться до совершеннолетия

Как вести себя, если у подъезда вашего дома стоит толпа агрессивно ведущих себя людей?

А. Пройти мимо, не обращая внимания

Б. Подойти к толпе и выяснить, в чём дело

В. Позвонить родителям

Согласны ли вы, что во время грозы нельзя располагаться с железнодорожным полотном, в самом водоёме и рядом с ним, вблизи деревьев, прислоняться к скалам, пользоваться зонтиком с металлическим наконечником, пользоваться мобильным телефоном?

А. Да, согласен. Категорически нельзя. Это опасно. Поражение молнии может быть смертельным

Б. Это не опасно

В. Гроза может только напугать.

Где нужно ожидать общественный транспорт?

А. На тротуаре

Б. На остановке или тротуаре

В. На проезжей части

Можно ли садиться в автомобиль к незнакомым людям?

Б. Можно, но ненадолго

В. Можно, если в машине всего один человек

Вернувшись с прогулки, ты открыл дверь своей квартиры и обнаружил сильное задымление. Твои дальнейшие действия?

А. Войду в квартиру и буду искать источник задымления
Б. Плотно закрою дверь, по лестнице спущусь на улицу, вызову пожарных, позвоню родителям
В. Открою все окна, чтобы проветрить квартиру

При возникновении пожара тебе нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже. Твои действия:

А. Прикрывая дыхательные органы рукой, выйду по лестнице через подъезд
Б. Спущусь по внешним пожарным лестницам
В. Быстро спущусь на лифте

18-А

19-Б

19-А

Проверка самостоятельной работы. Обсуждение допущенных ошибок, их корректировка.

Просмотр презентации.

  1. Рефлексия.

Ответьте на вопрос «Как я соблюдаю правила техники безопасности?», дорисовав смайлик.

Подсчет мнений.

  1. Итоги урока.

– Оказывается, мы не все идеально себя ведем, не всегда соблюдаем элементарные правила безопасности.

Я думаю, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам оценить важность выполнения этих правил, ведь порой от этого зависят наше здоровье и даже жизнь. Помните: ваша жизнь и здоровье в ваших руках!

Литература

  1. Амбарцумян В. Безопасность личности // ОБЖ, 2008, № 1.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Э.А. Арустамова. – М.: Юнити, 2006.

  1. Волков В. Как избежать беды. – М.: Вита-пресс, 2007.
  2. Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. – М.: Учитель, 2008.

Классный час «Лето – это маленькая жизнь!»

1. Вступление

А как вы думаете, какого цвета лето?
Вы знаете – лето какого цвета?
И просто и трудно ответить на это.
Оно голубое, чуть-чуть в серебре
Когда мы с вами бежим на заре,
По тропке заветной на берег реки
С утренним ветром вперегонки.
А если в лесу побродить ты захочешь,
То скажешь, что лето зелёное очень.
А выйдешь в луга неоглядные, светлые
Промолвишь: “Ага, ведь оно разноцветное”.
Конечно, у лета сто сказочных красок
Сто тысяч оттенков самых разных!

Конечно, у каждого из вас лето ассоциируется со своим цветом, ведь у каждого летом были какие-то события или впечатления, воспоминания о которых надолго остались в памяти, согревая душу.

Нашей задача рассказать о том, как прошли каникулы, и представить какие-либо фотографии, сделанные в это время.

2. Выступление детей на тему «Как я провел лето»

3. Минутка отдыха. Игра “Родственный обмен”

А теперь будем меняться местами по моей команде.

Поменяйтесь местами те:

    У кого на ногах кроссовки.

    Кто родился весной.

    У кого карие глаза.

    Кто за лето вырос.

    Кто любит математику.

    Кто любит поспать.

    Кто в этом году обещает хорошо учиться.

4. Обобщение.

Каждый из вас рассказал свою неповторимую историю о лете. Не было ни одного человека, которому было скучно на каникулах. У всех произошло что-то интересное. Мне понравились ваши рассказы, всех без исключения!

В общем, это лето прошло на ура! У вас остались только положительные эмоции и воспоминания! И много фотографий, напоминающих об этом прекрасно проведенном времени!

Только что мы узнали, какие изменения в вас произошли за лето.

У нас есть выкройки летних футболок. Давайте с помощью цветных карандашей и фломастеров изобразим свои летние впечатления и поделимся ими с одноклассниками.

Ваша задача – оформить футболку и написать на ней «Этим летом я впервые в жизни...». Когда футболки будут готовы, повесьте их сушиться на верёвку.

Я благодарю всех за ваши чудесные летние впечатления. Надеюсь, к этим воспоминаниям вы будете ещё долго возвращаться, как к некоему запасу внутренних сил. А силы вам пригодятся.

Слушаем Песню

Игра “Пожми руку”

Все встают в круг.

Берёмся за руки. Сейчас каждый легонько сжимает ладонь сидящего справа товарища. Раз, два, три, начали! (сжимают руку соседа) .

А теперь будем отправлять “письмо-импульс”, сжимая руку, сидящего справа соседа.

Игра “Пожми руку”

Снова берёмся за руки. Сейчас каждый легонько сжимает ладонь сидящего слева товарища. Раз, два, три, начали! (сжимают руку соседа) .

А теперь будем отправлять “письмо-импульс”, сжимая руку, сидящего слева соседа.