Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

НА ТЕМУ «ЭТИКЕТ И МЫ (ЭТИКЕТ ГОСТЕПРИИМСТВА)»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ «ЭТИКЕТ»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Объяснить понятие гостевого этикета, рассмотретьправила этикета в различных случаях и ситуациях (вы находитесь в гостях, вы принимаете гостей);

Способствовать усвоению учащимися основных этических требований в поведении и общении с людьми;

Учить овладевать навыками культурного поведения в гостях, формировать умение вести себя правильноза столом;

Воспитыватькритичность и самокритичность,вежливость,тактичность, аккуратность, стремление к взаимопомощи и взаимовыручке.

Формы и виды деятельности: просмотр эпизода т/ф с последующим обсуждением; лекция с просмотром мультимедийных презентаций и видеосюжетов; анализ ситуаций по теме занятия; практическая работа; разгадывание кроссворда.

Необходимое оборудование: ТСО (компьютер, экран,мультимедийная презентация);ролик с эпизодом т/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (реж. Л. Гайдай); видеосюжет «Сервировка стола»; накрытый скатертью стол, столовые приборы; раздаточный материал – кроссворд.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организация, мотивация

Здравствуйте, уважаемые старшеклассники!

Сегодняшнее занятие мы начнём с просмотра эпизода из советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого в 1965 г. режиссёром Леонидом Гайдаем.

Обсуждение поведения героя (ошибки его поведения).

Внимание, вопрос: о чём мы будем говорить сегодня?

- Об этикете.

Верно, мы продолжаем тему этикета. Что такое этикет? Каковы его задачи?

- Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом.

- Этикет обязывает людей обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны , выражая уважительное отношение к окружающим.

Сегодня наш разговор - о подвиде общегражданского этикета - гостевой (застольный) этикет.

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет. ( А. Усачёв «Что такое этикет?»)

    Целеполагание

Сформулируйте цель занятия.

Ответы учащихся.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Работа по теме. Актуализация знаний

Завтра у нас - гости! Ура!!! …А может, - нет?..

Все мы ходим в гости и иногда принимаем гостей. Для большинства это - не проблема: ну, пришли и пришли, – здравствуйте, гости дорогие, ведите себя, как дома, но не забывайте, что вы - в гостях…

На самом деле существует целый этикет гостеприимства, который стоит соблюдать, чтобы не показаться невежливым в лучшем случае, а то и - хамом. Этикет гостеприимства - это целая наука, которая состоит всего из одного основополагающего утверждения - Вы рады гостям. Если - нет, то лучше в гости никого не приглашать, потому что в этом случае вы будете считать каждую минуту пребывания гостей в вашем доме, и эти минуты будут длиться вечность.

Проявляется гостеприимство в том, как хозяева обращаются с гостями с момента их прихода и до того времени, когда они оставят дом. В какой-то степени, гостеприимство - это своеобразная черта характера, которая формируется с детства и зависит от семейного воспитания. Гостеприимный человек всегда искренне рад гостям. Он сумеет развлечь, заинтересовать и угостить их, даже если в доме нет ничего, приложит усилия, чтобы гости чувствовали себя желанными в его доме.

Гостеприимство - это состояние души. Поэтому для того, чтобы быть гостеприимным, недостаточно изучить набор советов. Их также можно довести до абсурда, например, такое правило, как упрашивание гостей попробовать что-либо превращается в навязчивую пытку. Случаи бывают разные: кто-то отказывается от вкусного торта из-за диеты, а кто-то - из-за диабета, но не хочет, чтобы о его болезни узнали все присутствующие. Тем более недопустимо навязывать алкогольные напитки. Это уже проявление не щедрости и гостеприимства, а элементарного бескультурья.

Когда речь не идёт о торжественном застолье, то в зависимости от цели визита, человеку, который пришёл в гости, предлагают поесть или выпить чашку кофе или чая. Если гость отказывается от угощения, следует выяснить, действительно ли человек голоден или делает это из вежливости. В любом случае приготовление чая не займёт много времени, и лучше поставить его на стол вместе с лёгкими закусками, бутербродами или сладостями, а не спрашивать, хочет гость угощаться или нет.

Правила гостеприимства существуют не только для хозяев дома, но и для самих гостей. В наше «телефонизированное» время не принято ходить в гости без предварительной договорённости. Это касается посещения даже ближайших родственников и друзей. Следует уважать их личную жизнь.

По правилам хорошего тона опаздывать в гости не следует, однако от неожиданностей в дороге не застрахован никто. Если случилось непредвиденное, и вы появились тогда, когда застолье уже началось, ни в коем случае не протягивайте руку для приветствия каждому гостю - поздоровайтесь со всеми кивком головы и садитесь к столу, не отнимая много внимания у присутствующих.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с гостями:

    Просмотр мультимедийных презентаций и видеосюжетов «Этикет гостеприимства»

    Ситуация «Вы приглашены в гости»

Если вас приглашают в гости, долг хозяев - сообщить, идёт ли речь об обеде или лёгком ужине, и дать понять, как следует быть одетым, чтобы не нарушать общую гармонию вечера.

Прежде чем за вами захлопнется дверь, нелишне критически оглядеть себя. Да, выглядите вы неплохо, даже успели немного, насколько позволило вам время, отдохнуть и теперь предвкушаете удовольствие от встречи с друзьями.

Совершенно недопустимо опаздывать без серьёзной на то причины, особенно тогда, когда вы приглашены к определённому часу (ведь к этому времени хозяева спешат закончить все приготовления). Но не стоит приходить и раньше назначенного времени, вы можете поставить хозяев в затруднительное положение и помешать последним приготовлениям. Следует всегда рассчитывать время так, чтобы приехать точно в назначенное время. Если вы добираетесь не на машине или такси, а ваши друзья живут неблизко, - постарайтесь учесть капризы общественного транспорта.

    Ситуация «Нежданный гость»

Нежданные гости порой могут огорчить хозяев, вызвав лишь неприятное настроение и доставив лишние хлопоты. Несомненно, у хозяев нашлось бы достаточно доводов, чтобы отказать в приёме таким гостям. Но это не принято. И потом, каждый может оказаться в такой ситуации, когда рассчитывать приходится лишь на приют у своих друзей или знакомых. Пусть это будет подчас и не совсем приятно и доставит вам хлопоты, тем не менее, и о таком госте следует позаботиться.

У хорошей хозяйки всегда найдутся какие-то запасы, и она сможет быстро приготовить ужин и с милой улыбкой пригласить гостя к столу, даже в том случае, если он из вежливости будет просить не беспокоиться, уверяя, что уже ел.

Еще одна ваша обязанность - приготовить постель для гостя (постельное белье непременно должно быть свежим!).

Вы должны приложить максимум усилий, чтобы гость не почувствовал, насколько он обременил вас. Ваши заботы должны обернуться для него приятным времяпрепровождением в вашем доме. Он с удовольствием поговорит с вами, вкусно поест, выспится в чистой постели, утром позавтракает, поблагодарит вас и уедет.

Однако ему не мешало бы подумать о том, что он нарушил ваш привычный ритм жизни, лишил вас вечера в кругу семьи, доставил хлопоты и беспокойство. Поэтому подобные визиты, о которых заранее не было условлено, возможны лишь в крайних случаях.

Собираясь удивить неожиданным приходом своих друзей, купите цветы для хозяйки, можно также принести коробку пирожных, торт или конфеты, ветчину, сыр или печенье - в любом случае всё это облегчит хозяйке заботы с ужином.

Гость в будущем не должен забывать, что его святая обязанность - оказать ответное гостеприимство.

    Ситуация «Двое у двери»

Сегодня редко можно наблюдать картину, когда, стоя возле открытой двери, двое уговаривают друг друга: «Пожалуйста, проходите», - «Нет, пожалуйста, проходите Вы». Обычно, когда нас пропускают вперёд, мы проходим без излишних церемоний. И это правильно.

Но, всё же, и при данных обстоятельствах возникают сомнения.

Гость всегда входит первым. Ну, а если он не знает дороги или за дверью темно? - В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной».

Точно так же следует поступить, если гость – девочка, девушка, женщина. В ситуации, если гость - мужчина, женщина идёт первой.

Если перед вами - двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берётся за ручку правого крыла и притягивает её к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней - мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении идущих навстречу.

    Ситуация «Как представлять людей друг другу?»

Основные правила таковы: со словами «Позвольте представить вам...», «Разрешите познакомить вас...», «Оля, знакомься...».

Мужчину представляют женщине. Младших по возрасту представляют старшим. Гостей, приходящих позже, - тем, кто пришёл раньше.

Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.

Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных. Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности. Знакомясь, мужчины встают. Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.

Мужчину обычно представляют женщине. Если нужно познакомить ровесников, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.

Своих братьев, сестёр, других родственников представляют словами: «Моя сестра», «Мой двоюродный брат». Знакомство с матерью и отцом - исключение из этого правила: всех знакомых представляем родителям, а не наоборот.

Представляя человека, следует произносить его имя и фамилию внятно и отчётливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.

Людям, не уверенным в своей памяти в отношении чужих фамилий, целесообразно предложить: «Знакомьтесь, пожалуйста...» - и далее положиться на чужую инициативу. Такой способ представления вполне допустим.

Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.

Среди ровесников - молодых людей и девушек - вполне допустимо при знакомстве называть только имена.

Но вот вас представили. Как вести себя дальше? Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, то повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку человек, которому представили другого, то есть женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему.

Лицо, которое представили, терпеливо ждёт и готово протянуть руку, но не надо торопиться это сделать.

Когда представляют мужчину - он обязательно встаёт. Девушки до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встают.

Хозяйка дома встаёт всегда навстречу гостю независимо от его пола и возраста.

Если один из приглашённых приходит с опозданием, когда все уже сидят за столом, хозяину следует представить его всем сразу и усадить на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

    Ситуация «О подарках»

Подарок выражает наше хорошее отношение к человеку.

В былые времена, когда отмечались именины, виновник торжества, никого не приглашая, неизменно заботился о праздничном столе и ждал визитов знакомых и друзей, которые знали об этом дне из календаря. Эта традиция сохранилась и сейчас, хотя на вечер по случаю дня рождения приходят только по приглашению. Подарок, конечно, вручается тому, кого пришли поздравить.

Самый популярный подарок - цветы. Они всегда радуют и всегда кстати, однако не всякий раз можно ограничиться только красивым букетом. Особенно, если в своё время вы получили от сегодняшнего именинника вместе с цветами ещё какой-либо подарок.

Как дарить цветы: завёрнутыми или нет? Старинные пособия правил хорошего тона давали в таком случае следующий совет: если, явившись на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же двери вам открывает кто-либо из членов семьи и вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет виновнику торжества без неё. Очевидно, подобный совет можно принять и сегодня. Кстати, вообще говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична.

Не забудьте подать букет цветами вверх, а не наоборот. Цветы можно дарить и в горшочке.

Не стоит дарить друзьям или знакомым дорогие подарки. Они допустимы только среди близких родственников. В сравнительно недавние времена считалось проявлением особой сердечности подарить друзьям вещь собственного изготовления. В наши дни эта традиция теряет прежнюю популярность. Однако и сегодня каждому приятно получить в подарок красивые перчатки, искусно связанный шарф или безделушку, выточенную из дерева, - предметы, сделанные руками наших друзей.

Дарственные надписи на книгах делаются в тех случаях, если выбор книги имеет определённую цель, которая может подчеркнуть надпись. Надпись делается не на той странице, где повторено заглавие книги, а на левой - пустой: приятнее сохранить титульный лист чистым.

Лицо, принимающее подарок, должно тут же, в присутствии подарившего, его развернуть, похвалить и поблагодарить. Цветы поставить в вазу с водой.

6) Видеоситуация «Сервировка стола – элементарные понятия»

На завтраках, обедах, ужинах кладётся несколько ножей (справа от тарелки) и вилок (слева от нее). Пользоваться ими надо от краёв к центру (к тарелке), по очереди при смене блюд.

Перед тарелкой расположены десертные приборы или один прибор - обычно десертная или чайная ложка.

Безалкогольные напитки (минеральная вода или сок) подаются в бокалах в виде высоких стаканов.

    Ситуация «Правила поведения за столом»

    Правила поведения за столом - правильно и умело пользоваться предметами сервировки – это, в первую очередь, использовать их только по назначению.

    Прежде всего, нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.

    Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

    Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нём.

    Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

    Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

    Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

    Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

    Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно также не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

    Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае, придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

    Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

    Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

    Сдерживайте отрыжку.

    Не разговаривайте с набитым ртом.

    Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

    Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

    Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

    После того как покушаете, поблагодарите того, кто готовил.

    Анализ ситуаций

Учащимся предлагается рассмотреть различные ситуации, дать им характеристику и сделать вывод:

    Гости не сообщили о своем визите;

    Гости пришли на два часа раньше назначенного времени;

    Гости, которых вы пригласили на вечеринку, незнакомы друг с другом.

(Можно предложить другие ситуации.)

Учащиеся комментируют каждую ситуацию и делают общий вывод о том, как следует ходить в гости, а также как следует принимать гостей.

    Практическая работа « Этикет и мы»

А сейчас мы на практике закрепим полученные знания.

    Сервировка стола

Задание: За одну минуту нужно правильно расположить на столе столовые приборы (тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, стакан, салфетку, блюдце, кружку, чайную ложку). Прокомментировать расположение.

- Посуду ставят по прямой лини, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку, для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку.

2) Правила поведения за столом

Задания:

    Продемонстрировать языком вилок и ножей, что вы закончили кушать.

- Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы.

    Продемонстрировать, как надо есть хлеб.

- Хлеб берут только рукой, а не вилкой, и кладут на специальную тарелочку или салфетку слева от себя. Хлеб отламывают небольшими кусочками, пальцами левой руки, при этом вилку кладут зубцами на край тарелки, а нож - в правой руке.

    Вы - в гостях… Гости – у вас…

Вопросы:

    Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком?

- Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.

    С какой стороны от гостя наливают напитки?

- С правой.

    Можно ли приходить в гости без предупреждения?

- Нет, нельзя.

    Когда не стоит ходить в гости?

- Нежелательно ходить в гости рано утром и поздно вечером (после восьми часов вечера).

    Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

- Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Подведение итогов, анализ работы

Подведём итог занятия:

Что нового узнали?

Что было самым важным, интересным для вас?

Какие положительные (отрицательные) моменты можете отметить?

Какова была цель занятия? Что удалось достичь?

Довольны ли вы своей работой?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Итак, мы уяснили для себя, что манеры человека, умение соблюдать любые правила этикета во многом отражают его внутреннюю культуру, нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе, - за столом ли, на деловых ли переговорах, - имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

    Рефлексия. Кроссворд «Столовый этикет»

Воспитатель благодарит учащихся за работу. Предлагает разгадать кроссворд:

По горизонтали: 1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать её на стол, есть ряд предметов, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда) . 3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы) . 4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор). 5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные - ставят в специальный стакан. (Салфетка).

По вертикали: 2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё - лён, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).

Используемая литература:

    Басманова Э. Гостевой этикет, или Домашний приём на высшем уровне. – М.: Олимп, 2006;

    Жеребцова О. Сервировка стола. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2008;

    Инч А. 1000 правил сервировки и столового этикета. – М.: Астрель, 2008;

    Южин В.И. Энциклопедия этикета. – М.: Рипол Классик, 2005.

Электронные ресурсы:

Этикет в вопросах и ответах

Игра-викторина включает набор из 24 карточек с вопросами и вариантами ответов к ним. Варианты проведения:

1. Если вы хотите воспользоваться материалами игротеки для целей педагогической диагностики, то в этом случае необходимо без специальной подготовки предложить ребятам вытянуть карточку и выбрать ответ (игра проводится индивидуально либо по группам). На основе анализа полученных ответов осуществляется более точный отбор методических приемов работы по данной теме.

По прошествии некоторого времени диагностический эксперимент можно повторить, сравнив полученные результаты.

2. В этом варианте проведение игры-викторины представляет собой итоговый этап самостоятельной подготовки учащихся. Для этого следует подготовить предложенные ниже карточки (скопировав, увеличив, размножив, создав несколько комплектов) и реализовать одну из предложенных моделей:

Команды дают ответы на листочках;

Ответы дают отдельные игроки: капитаны команд или их представители;

Представители одной команды берут карточки из конверта для другой;

Комплекты карточек используют в рамках тематических часов: «Общение» или «Я + Ты», «На улице в общественном месте», «В театре, музее, кино», «Подарки» и др.

3. Руководитель игровой программы достает из колоды одну из карточек и вручает ее какому-либо участнику. Тот вслух читает вопрос, варианты ответов на него и выбирает из них тот, который считает правильным. Если ответ неверный, ведущий может привлечь всех присутствующих к поиску правильного ответа, может и сам наводящими вопросами конкретизировать ситуацию, чтобы подвести ребят к правильному ответу.

4. Игра на самопознание. Правильные ответы можно поместить на обороте карточек. В этом случае подросток сам может проверить, правильный ли вариант ответа он выбрал.

Ответы:

1 — А; 2 — А; 3 — А; 4 — Б; 5 — Б; 6 — Б; 7 — Б; 8 —В; 9 —Г; 10 —А; 11—А; 12 —Б; 13—А; 14 —Б; 15 —Б; 16 —В; 17 —А; 18 —А; 19 — В; 20 — Б; 21 — В; 22 — В; 23— Б; 24 - Б.

1. Как здороваются юноша и девушка?

A) Первой подает руку девушка. Б) Первым подает руку юноша.

B) Лучше ограничиться кивком головы.

Г) Лучше ограничиться словесным приветствием.

2. Обязательно ли благодарить, когда Вам уступают место в транспорте?

A) Обязательно.

Б) Не обязательно, но желательно.

B) Если Вы молоды — обязательно.

3. Всегда ли в процессе представления и знакомства юноша встает?

Б) Только знакомясь с девушкой.

B) По своему усмотрению.

4. Вы чихнули, а находящиеся рядом пожелали: «Будьте здоровы!». Как быть?

A) Сделать вид, что не расслышали.

Б) Поблагодарить

B) Извиниться.

5. Если, заходя с улицы в здание, Вы видите идущего вслед за Вами человека, нужно ли придержать для него дверь?

A) Не нужно; наоборот — поскорее закройте дверь, предоставив идущему сзади полную свободу действий.

Б) Если входящий следом за Вами недалеко, дверь нужно придержать.

B) Если идущий за Вами еще далеко, следует остановиться и подождать, пока он пройдет, чтобы открыть ему дверь — Ваша изысканная вежливость произведет неизгладимое впечатление.

6. В разговоре со скучным собеседником Вас одолела зевота. Что делать?

A) Скрывать зевоту не нужно: как иначе собеседник поймет, что нагоняет на Вас скуку?

Б) Постараться скрыть и подавить зевоту, осторожно массируя переносицу и крылья носа.

B) Зевота — не порок, главное, постараться при зевоте не открывать рот.

Г) Не надо мучиться — лучше открыто, но в мягкой форме сказать собеседнику, что он Вам наскучил.

7. Как познакомить своих друзей с Вашими родителями?

A) Представить родителей друзьям.

Б) Представить друзей родителям.

B) Как бы невзначай свести своих родителей и друзей и оставить их наедине — пускай познакомятся сами.

8. Как поступить, если Вы увидели знакомого или знакомую слишком поздно и не успели поздороваться или ответить на приветствие?

A) Догнать, извиниться и поздороваться.

Б) Сделать вид, что все в порядке.

B) При следующей встрече все объяснить и извиниться.

9. Возможна ли громкая беседа на улице?

A) Да, если Вы встретились с друзьями, которых давно не видели.

Б) Да, если Вы не привлекаете внимания других людей.

B) Да, если встреча произошла вблизи от трамвайных путей и шум трамваев заставляет разговаривать громко.

10. Как лучше реагировать на комплименты?

A) Скромно поблагодарить.

Б) Ни в коем случае не благодарить, комплименты благодарность не предполагают.

B) Скромнее: усомниться в комплименте и вежливо высказать свое сомнение собеседнику.

Г) Ответить комплиментом.

11. В каком порядке юноша и девушка садятся в транспорт?

A) Сначала, с помощью юноши, садится девушка, а потом — ее спутник.

Б) Сначала в транспорт входит юноша, как бы прокладывая дорогу девушке, а она — за ним.

B) Если в транспорте много народа, стараются протиснуться одновременно, держась за руки, а иначе в толпе можно и потерять друг друга.

12. Юноша предложил девушке помочь нести тяжелые вещи. Она с благодарностью отдала ему корзину с овощами и дамскую сумочку. Правильно ли она поступила?

A) Конечно, правильно. Почему же не воспользоваться предложенной помощью?

Б) Неправильно, дамскую сумочку нужно было оставить при себе.

B) Вдумчивая девушка может усмотреть в предлагаемых услугах юноши его притязания на нечто большее и ни за что ничего ему не отдаст. Независимость — прежде всего!

13. В каком порядке юноша и девушка садятся в автомобиль?

A) Юноша открывает дверцу и пропускает девушку, а затем садится сам.

Б) Юноша садится сам и помогает девушке войти в автомобиль.

B) Юноша и девушка садятся одновременно с противоположных сторон.

14. В каком порядке юноша и девушка выходят из автомобиля?

A) Юноша открывает дверцу и выпускает девушку, а затем выходит сам.

Б) Юноша выходит из машины и, подав руку, помогает выйти девушке.

B) Юноша и девушка выходят одновременно с противоположных сторон.

15. Следует ли во время беседы сознаться в своей некомпетентности в обсуждаемом вопросе?

A) Конечно, нет, нужно делать вид, что Вы в курсе дел и все понимаете: поддакивать, кивать головой и т. д.

Б) Лучше с достоинством промолчать.

B) Лучше признаться в своей неосведомленности — воспитанные люди Вас поймут.

16. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

A) И юноше, и девушке — обязательно.

Б) На усмотрение юноши и девушки.

B) Юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая или большая шляпа (шапка).

Г) Девушке — обязательно, юноше — только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать).

17. Если юноша сидит за рулем, должен ли он помочь девушке сесть в машину?

A) Да, он должен выйти, открыть дверцу и помочь девушке сесть.

Б) Достаточно изнутри открыть дверцу.

B) В ответственный момент, когда юноша готовится к поездке, девушка должна действовать самостоятельно.

18. Куда деть руки во время беседы?

A) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то они останутся свободно опущенными.

Б) Если в руках нет ничего (сумочки, папки и пр.), то можно взяться за плечо, локоть собеседника, пуговицу его пиджака и т. д.

B) Если руки некуда деть, то лучше скрестить их на груди.

19. Является ли книга универсальным подарком?

A) Да, книгу можно подарить в любом случае.

Б) Книгу можно подарить в большинстве случаев, кроме свадьбы, новоселья, важного семейного юбилея.

B) Является, если это новое, красиво оформленное издание.

20. Можно ли во время беседы потирать нос, лоб, почесывать шею, затылок и т. д.?

A) Можно, если это помогает сосредоточиться.

Б) Нельзя, даже если это помогает сосредоточ иться.

B) Можно, но только с помощью носового платка.

21. Следует ли делать дарственную надпись на книге?

B) Лучше написать дарственную открытку и вложить ее в книгу.

22. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

A) Нельзя.

Б) Нежелательно.

B) Можно — в знак одобрения декораций.

23. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?

A) Красные розы и утюги.

Б) Носовые платки и острые, режущие предметы.

B) Набор восковых свечей и сломанную подкову.

Г) Постельное белье и сантехнику.

24. Каковы по этикету сроки возврата денежного долга?

Внеклассное мероприятие «Этикет или основы хорошего тона»

Цели мероприятия:

· усвоение основных этических требований в поведении и общении с людьми, овладение навыками культурного поведения.

· формирование умений выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения, обобщать, делать выводы;

· расширение кругозора обучающихся;

· развитие познавательного интереса к истории этикета.

Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, презентация с вопросами и ответами, видеоматериалы, черный ящик, житоны за правильные ответы.

Вопросы для подготовки к игре:

    Что такое этикет? Каково происхождение этого слова?

    Кому принадлежит высказывание « Этикет – это разум для тех, кто его не имеет?»

    Сформулируйте золотое правило нравственности.

    Какая страна считается родиной этикета?

    Как называется свод правил поведения, по которому жила Россия в 16-17 веках? Кто его автор? О чем в нем говорилось?

    Назовите первую книгу по этикету вышедшую в России, его составителя, год выпуска. О чем в ней говорилось?

    Что вы знаете о правилах современного повседневного этикета?

Участники игры должны уметь:

Показать этикетную манеру поведения;

Правильно приветствовать, знакомиться;

Объяснять смысл пословиц и крылатых выражений об этикете;

- Обучающимся необходимо знать:

Основные сведения из истории этикета (в помощь заранее предоставляются вопросы);

Светский этикет начала 19 столетия;

Современные этикетные нормы приветствия и знакомства;

Правила игры: Обучающиеся делятся на 2 команды «знатоков» (по 6 человек в каждой команде). Выбираются главные знатоки, по чьим именам и будут называться команды. Время для обсуждения определяет заранее и озвучивает преподаватель. В течение игры командам предлагают «занимательные» паузы, в ходе которой игрокам сообщаются интересные и неизвестные им факты из истории этикета.

Слайд 2 : На экране высказывания писателей и философов:

«Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость!» (Мигель Сервантес);

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Ральф Эмерсон)

Преподаватель: Здравствуйте ребята, сегодня наше внеклассное мероприятие называется «Этикет или основы хорошего тона» и посвящено оно тому, с чем мы сталкиваемся ежедневно, но порой не обращаем на это никакого внимания, а напрасно. Это наше поведение в обществе: наш внешний вид, наше поведение за столом, общение друг с другом, с педагогами и т.д.

Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания ценности и достоинства человека. Многообразие форм и многоцветная палитра приветствий в различных этикетах и культурах трудно поддаются всестороннему описанию и классификации. Формы приветствия чрезвычайно разнообразны. О племени Масаи рассказывают, что перед тем, как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Жители Тибета, снимая шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки; китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому; современные греки приветствуют друг друга словами: «Будь здоровым!», древние греки говорили друг другу «Радуйся!»; арабы приветствуют друг друга фразой: «Мир с тобой!», индейцы навахо – фразой «Все хорошо!». А как приветствуете друг друга вы? (Ребята отвечают на вопрос).

Раз уж мы сегодня поведем речь об этикете, то давайте вспомним что такое ЭТИКЕТ? Ответ: Этике́т - правила поведения людей в обществе.

Без чего невозможен этикет (без каких понятий?) Ответ: (Без понятий нравственность, моральный долг, ответственность)

Ход игры:

Сегодня наше мероприятие пройдет в форме игры с элементами викторины и элементами игры «Что, где, когда?», в ходе игры мы вспомним все, что узнали ранее об этикете и узнаем много нового. А помогать мне сегодня будут: Преподаватель Ольга Михайловна, она будет наблюдать за тем, кто первым и из какой команды поднял руку, выдавать за каждый правильный ответ по житону. В конце игры победителем будет считаться та команда, которая наберет большее количество житонов.

Посмотрите внимательно на экран и обратите внимание на высказывания писателей и философов. Я думаю, смысл этих высказываний понятен каждому уважающему себя человеку. Я хочу настроить Вас на плодотворную игру и пожелать, чтобы Вы своим поведением показали, что знакомы с правилами хорошего тона (это значит быть вежливыми и терпеливыми, не перебивать друг друга). Представление команд:

Разминка.

    Кто первый здоровается при входе в помещение? (первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

    Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым? (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчиненный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина - мужчине, начальник - подчиненному).

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

    Если опоздали в кино или театр, куда садиться? Нужно ли искать свое место? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места, а пересесть на свое место можно в антракте).

    При разговоре по телефону, кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    Нужно ли юноше при входе в помещение, например школы, снять вязаную шапочку? (Да)

    Должен ли юноша, приветствуя другого юношу на улице, снять перчатку, используя приветственное рукопожатие? (Да )

    По окончании обеда, как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул

Первый вопрос:

Вопрос задает заместитель директора по учебной работе и преподаватель русского языка и литературы Любовь Анатольевна Галыга (фото): Откуда и когда произошло слово "этикет"? (в 4 веке до н.э., Аристотель написал Этикет - это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе).

Слайд 3 Ответ: На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения, французского названия карточек - "этикетки" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран.

Второй вопрос:

Преподаватель: Ребята, внимание на экран: Юноша подошел к нескольким девушкам. Приветствуя их, он поцеловал руку двум из них, а двум другим нет.

Вопрос: Соблюдает ли он этикетные нормы? (Нет , руку следует поцеловать всем присутствующим девушкам ).

Третий вопрос-это Блиц-вопросы:

Наступило время блиц вопросов (командам задаются по 3 вопроса, на каждый отводится по 20 секунд).

1-ая команда

1. Предмет, при помощи которого джентльмены вызывают друг друга на дуэль.(Перчатка)
2. Что едят на завтрак леди и джентльмены? (Овсянку)

3. Как раньше называли парикмахеров? (Цирюльниками)

2-ая команда

1. Что носит на голове джентльмен? (Цилиндр)

2. Вы садитесь за стол, который сервирован разнообразными столовыми приборами. В центре возвышается белая накрахмаленная салфетка. Что вы станете с ней делать? (Развернете и положите на колени)

3. Древние римляне ели руками. Обо что они вытирали руки? (У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды).

Четвертый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель химии Владислав Александрович Пепеляев. Внимание, вопрос.

Уважаемые знатоки этикета. У меня вопрос о правилах древнего этикета, в которые могли быть включены и правила, которые кажутся просто самодурством.

Однако особым самодурством отличился персидский царь Кир II. История произошла недалеко от реки Гинд. В водах Гинда утонула его любимая лошадь, которую считали священной. Кир II отдал приказ казнить реку.

Вопрос: Как Киру II удалось осуществить свою бредовую идею?

Слайд 4 Ответ: Он приказал воинам изрыть реку многочисленными каналами, после чего она прекратила свое существование.

Пятый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Наталья Александровна Мандрикова Внимание, вопрос.

Какой русский царь лично составил свод правил хорошего поведения, в который входили следующие пункты: «в носу перстом не ковырять, в круг не плевать, ножом зубы не чистить, ногами не болтать…». Также запрещалось за столом облизывать пальцы, сморкаться в скатерть, плевать в свою тарелку и бросать кости под стол».

Слайд 5 Ответ: (Петр Первый)

1 Занимательная пауза:

Помощник 2: Правила этикета складывались столетиями. Этикет может существенно различаться в пределах различных культур и наций. В Китае человек, который забирает последний предмет с общего блюда, например, последний ломтик сыра, не предложив его прежде своим соседям по столу, будет воспринят как ненасытный обжора, который не уважает хозяев. В Австралии в женском кругу особу, которая забирает последний кусок зовут презрительно старой девой, в Европе же принято, чтобы тарелки после гостей были чистыми, так как это указывает на высокую оценку кулинарных способностей повара. В некоторых, мусульманских, обществах считается неприличным кушать при помощи левой руки, и даже тем, кто является прирожденным левшой, приходится переучиваться. Люди связаны были с традициями, обычаями той или иной страны, понятиями о добре и зле, с законами, которые принимало общество.

А потом эти правила стали записывать. Считается, что первая книга по этикету была написана в Египте около 2350 года до н.э. Она так и называлась: "Инструкция по поведению". Она до наших дней не сохранилась.

Шестой вопрос:

Преподаватель: Внимание, черный ящик.

Слайд 6 Этот овощ был известен уже в древние времена. Египтяне, например, всячески его обожествляли. Им клялись при заключении договоров и различного рода соглашений. В Средние века считалось, что он предохраняет воинов от стрел, ударов алебард и мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили его на груди в качестве талисмана. А в России он был настолько популярен, что Петр Первый был вынужден запретить его употребление в некоторых случаях.

Ответ: (Чеснок)

Седьмой вопрос:

Против знатоков играет преподаватель истории Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Основоположником западных манер этикета в России стал Петр I. Для просвещения дворянских детей царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу, которая была издана при нем и содержала в себе правила поведения. Многие из правил этого издания не утеряли актуальности и сегодня.

Вопрос: Как называлась эта книга?

Слайд 7 Ответ: («Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов")

Группам выдаются выдержки из сборника "Юности честное зерцало")

Переводчики” №1

Переводчики” №2

Восьмой вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Ирина Владимировна Снопкова. Внимание, вопрос (Фото).

Прослушайте притчу. У нас один рот и два уха, значит, мы должны больше слушать, чем говорить. Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам. Над всем этим есть мозг, поэтому мы обязаны сначала думать, прежде чем, увидев отрывок и услышав слухи, «выливать» все через рот.

Вопрос: Как вы понимаете эту притчу?

Слайд 8 Ответ: (Мы должны увиденное и услышанное обдумать и осмыслить и только потом использовать речь)

Девятый вопрос:

Против знатоков играет Марина Шайхуловна Мусифулина. Внимание, вопрос. Шестого августа 1698 года, на следующий день после возвращения из заграничной поездки, Петр на своем Преображенском дворе принимал явившихся к нему с поклоном подданных. Их лица раздражали молодого царя, успевшего за два года жизни в Европе отвыкнуть от вида растительности на лице и длиннополой русской одежды. Петр привык действовать радикальными методами: он немедленно принялся за работу, и действия его привели в ужас многих бояр. Вопрос: Так что же такого сделал Петр Первый?

Слайд 9 Ответ: (Петр Первый начал стричь бороды боярам).

Десятый вопрос:

Против знатоков играет преподаватель Ольга Леонидовна Лупекина. Внимание, вопрос. "Здоров ли ваш скот?" Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" И все это означает одно и то же.

Вопрос: А как звучит это по-русски?

Слайд 10 Ответ: (Здравствуйте).

Помощник 2: Практически любое мало-мальски знаменательное событие в средние века сопровождалось пиром, поэтому трапезные правила поведения имели довольно важное значение. В эпоху раннего средневековья обращали особое внимание на место расположения за столом: чем выше положение и значение гостя, тем ближе сидит он к хозяину. А вот о сервировке стола, также как и о правилах пользования столовыми приборами, понятий практически не было: ели тогда в основном руками, накладывая еду на ломти хлеба, заменявшие индивидуальные блюда.
Стол во время пира располагался в форме букв «Т» или «П». Место во главе стола занимал хозяин. Так как пища вплоть до XVI века употреблялась в основном руками, то их приходилось часто вытирать. Для этого служили всё те же хлебные мякиши и, как ни странно, полы скатерти (несмотря на то, что они обычно делались из довольно дорогих тканей). Салфетки в те времена тоже существовали, но служили они для другой цели: в них можно было завернуть угощение, которое гость желал забрать с собой (это не считалось зазорным). На стол мясные блюда подавались в основном целиком, а порцию отрезали своим собственным ножом или кинжалом.
Не менее важным атрибутом пира, который обычно продолжался в течение нескольких часов, была застольная беседа между гостями. Первоначально все гости размещались в общем зале за одним столом, что осложняло возможность разговора. В XV-XVI веках распространяется обычай, когда хозяин и почетные гости пировали отдельно в небольшой гостиной. За столом обычно не обсуждали слишком серьезные темы.

Одиннадцатый вопрос:

Против знатоков играет Тамара Павловна Брюханова (Фото).

Внимание, вопрос. Японцы предпочитают не произносить это слово. Если им задали вопрос, они вполне могут ответить «да», но означать это может и отказ.

Вопрос: Назовите слово, которое так не любят произносить японцы.

Слайд 11 Ответ: (слово «нет»)

Двенадцатый вопрос:

Внимание, черный ящик. Этим предметом пользовались с незапамятных времен. Он был известен еще в Древней Греции: им служили листья фигового дерева, которыми рабы вытирали губы после еды своим хозяевам. В эпоху Средневековья этот предмет получил распространение и в Европе. Интересно, что особой популярностью он пользовался в тех странах, где мужчины носили бороды и усы. В России он обязательно входил в приданное любой девушки, и бедной, и богатой.

Вопрос: Что лежит в черном ящике?

Слайд 12 Ответ: (Салфетка)

Рефлексия:

Подведение итогов игры. Выделение наиболее активных игроков. Обсуждение наиболее интересных на взгляд обучающихся вопросов. Написание пожеланий друг другу и озвучивание командам-соперникам.

Ребята, Вы сегодня были очень активными, всем своим поведением показывали друг другу и нашим уважаемым гостям, как правильно нужно вести себя в обществе. Какую бы Вы не освоили профессию, знание правил хорошего тона необходимо везде, это характеризует Вас как личность. Я благодарю Вас за игру и хочу пожелать Вам от себя лично, чтобы Вы всегда и везде были эталоном достойного поведения и своё умение и воспитанность в будущем передали своим детям.

Заключение:

Я ставила перед собой цель: повторить основные этические требования в поведении и общении с людьми, и овладение навыками культурного поведения через расширение кругозора обучающихся об этикете.

Данное мероприятие направлено на развитие УУД (универсальные учебные действия):

1.Включенность обучающихся в активную деятельность.

2.Групповая форма работы; обучающиеся сами определяют единые пути решения.

3.Включенность обучающихся в открытие новых знаний.

4. Обучающиеся в игровой форме получают знания, которые им пригодятся в дальнейшем в жизни.

5. Обучающиеся учатся различным способам выражения своих мыслей, искусству спора.

6. Обучающиеся организует форму деятельности, где они могут усвоить нужные знания и определенный ценностный ряд.

7.В данном мероприятии прослеживается педагогика сотрудничества.

Считаю, что на данном внеклассном мероприятии указанные цели достигнуты.

Переводчики” №1

У родителей речей перебивать не надлежит, не следует им прекословить… но ожидать пока они выговорят…

Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив…

Неприлично отрокам руками или ногами по столу везде колобродить, но нужно смирно себя вести; а вилками и ножиком по тарелкам не стучать…

Переводчики” №2

Кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот в сторону полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться…

Встретив знакомого, должно шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его…

Ешь, что перед тобой лежит, а иное не хватай, не бери перстами, не проглотя куска, не говори…

(Группы учащихся после выполнения задания представляют своё понимание правил поведения).

Тема «Правила знакомства»

Форма проведения: ролевая игра.

Цель:

Ознакомиться с правилами поведения, которые необходимо знать при знакомстве и представлении незнакомого человека в обществе;

Обсудить некоторые правила этикета.

Подготовка

Чтобы провести успешно и с пользой такой классный час, необходимо тщательно подготовиться, не надеясь на экспромт или на то, что все получится в процессе занятия, поэтому нужно:

Подобрать ребят, желающих разыграть сценки;

Отработать и отрепетировать сценарий;

Продумать элементы костюмов или хотя бы написать имена героев, которых они изображают;

Подготовить «памятки» правил этикета по данной теме для всех участников.

Вводное слово учителя

Следует рассказать о том, что в нашей жизни существуют определенные правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и которым необходимо следовать в различных ситуациях.

Так, например, существуют четкие правила знакомства и представления людей в обществе.

Учитель : Ребята, чтобы нам лучше понять правила этикета при общении и выяснить, что мы делаем верно, а что выходит за рамки приличия, давайте разыграем несколько коротких сценок и в ходе их обсудим, что в них было правильно, а что неверно.

СЦЕНКА «В ГОСТЯХ»

Действующие лица:

Мама — Елена Ивановна

Папа — Петр Павлович

Их сын Сергей

Друзья сына (одноклассники) — Илья, Настя

Вадим и Лена — ребята из другой школы, соседи Сергея

Дедушка — Павел Николаевич

Действие первое «Привет, именинник!»

Не сиди дома — выходи в люди!

М. Генин

В центре класса стоит стол, накрытый скатертью, Около стола несколько стульев. В комнате находятся Сережа, его родители, дедушка. Мама хлопочет у стола, папа с Сережей смотрят телевизор, дедушка читает газету.

Звонок в дверь.

Сережа открывает. Входят его одноклассники — Илья и Настя.

Серёжа: Ну, наконец-то, я вас уже заждался. Что, не могли раньше прийти?!

Илья: Сережа, мы тебя поздравляем с днем рождения!

Настя: Это тебе от нас подарок.

Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Сережа проводит ребят в комнату, подарок кладет на полку.

Сережа: Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда все будет готово, а мы пока посмотрим новый журнал.

Мама: Хорошо, детки, я постараюсь побыстрее управиться. Правда, нужно еще бутерброды сделать.

Сережа: Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.

Сережа с одноклассниками удаляются в другую комнату.

«Стоп-кадр» №1. «В чём бестактность»

Учитель : Ребята, давайте обсудим, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность?

Давайте вспомним самые элементарные правила поведения в гостях.

Памятка №1 «Правила для гостей к хозяев дома»

Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим.

Ж. Лабрюйер

Входя в дом, необходимо со всеми поздороваться.

В гости нужно приходить в точно назначенное время, опоздание на 10—-15 минут по непредвиденной причине оправдано, но приход гостя загодя может создать неудобства для хозяина, который еще не готов к встрече.

Однако хозяину дома по правилам этикета желательно приготовиться к приему гостей за 30 минут до назначенного времени.

Хозяину дома нужно начинать разговор не с нападок и претензий за опоздание, а радостно приветствовать своих гостей. Если уж случилась задержка, гостю необходимо извиниться за опоздание, объяснив причину (транспорт, часы и др.).

Если вы пришли на праздник, день рождения или просто в гости, вручите цветы маме, а подарок — виновнику торжества.

Хозяину дома необходимо представить окружающим своих друзей поименно.

Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя, ни в коем случае не спрашивая о стоимости подаренной вещи; неприлично равнодушно оставить без внимания врученный подарок.

Стол к приходу гостей должен быть сервирован.

Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от нее. Гостей занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.

Примечание: Эту памятку желательно отпечатать заранее и размножить, чтобы при обсуждении сценки у ребят она была перед глазами.

Действие второе «Мы такие вежливые...»

...Если из тебя может выйти человек, не препятствуй ему в этом.

М. Гении

Учитель: Ребята, давайте повторим эту сценку в «классическом варианте», исправив допущенные ошибки.

Ребята отмечают, чтобы все получилось согласно сказанным правилам, необходимо изменить вводную неправильную семейную ситуацию:

По хозяйству хлопочет только мама, а папа с сыном смотрят телевизор, дедушка читает газету.

На правильную: вся семья дружно хлопочет, готовится к встрече гостей. Ребята повторяют сценку.

Звонок в дверь. Заходят одноклассники Сергея.

Ребята весело приветствуют друг друга.

Гости извиняются за опоздание, здороваются с родителями.

Сережа представляет родителям своих друзей по имени и называет по имени-отчеству, начиная с дедушки, своих родственников.

Илья вручает цветы Елене Ивановне, поздравляя ее с днем рождения сына.

Настя поздравляет Сережу и вручает ему подарок.

Сережа раскрывает подарок и благодарит ребят за внимание, отмечая их тонкий вкус, или благодарит их за то, что они помнили о его давней мечте иметь эту вещь.

Сережа в более деликатной форме и доброжелательном тоне спрашивает родителей, нужна ли его помощь в приготовлении праздничного застолья.

Мама говорит, что она управится сама.

Папа и дедушка предлагают свою помощь маме.

Родители просят Сергея занять гостей, пока будет все готово.

Примечание: В процессе действия можно повторять «стоп- кадр», делая замечания, реплики, исправления, касающиеся правил хорошего тона. В результате обсуждения рождается нужная фраза, жест. Ребята могут поменяться ролями или заменить прежних «артистов».

Действие третье «Кто там? Добро пожаловать!»

Звонок в дверь. Открывает дверь папа. Входят соседи — Вадим и Лена

Вадим: Здравствуйте, Петр Павлович, поздравляю вас с днем рождения вашего сына.

Лена: Здравствуйте, Елена Ивановна, я вас тоже от души поздравляю с днем рождения Сережи, примите этот скромный букет.

Вадим: А где же виновник торжества?

Папа: Проходите, ребята. Сережа со своими одноклассниками смотрит какой-то новый журнал. Присоединяйтесь к ним.

Вадим: Спасибо. Но вначале мы хотим его поздравить.

Сережа выходит из комнаты, извинившись перед одноклассниками, объяснив, что ему необходимо встретить новых гостей.

Сережа: Привет, Лена и Вадик. Рад вас видеть, я немного беспокоился, что вас нет.

Лена: Сережа, извини нас за опоздание, но случилась непредвиденная задержка — нужно было срочно купить бабушке лекарство.

Сережа: Лена, ты нашла лекарство? Нужна ли наша помощь? Может быть, посоветоваться с моим дедушкой?

Лена: Нет, не беспокойся. Теперь уже все в порядке, с ней моя мама.

Вадим: Сережа, мы с Леной хотим тебя поздравить, прими от нас общий подарок.

Сережа: Спасибо, ребята. Мне очень приятно, что вы помните о моем увлечении музыкой. Этого диска как раз нет в моей фонотеке. Пойдемте, я вас познакомлю со своими одноклассниками.

Сережа: Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, Лена и Вадим.

Илья подает руку Вадиму, называет свое имя.

Настя подходит к Лене и представляется сама, называя свое имя.

«Стоп-кадр» № 2 «Правила знаем и применяем»

Когда человек приходит в гости, он тратит время хозяев, а не свое.

Джентльмен — это человек, который никогда не оскорбит ближнего без намерения.

О. Уайльд

Учитель: Ребята, давайте обсудим третье действие. Как, на ваш взгляд, прошло появление новых гостей, их приветствия со взрослыми, именинником и одноклассниками Сергея?

Ребята выясняют, что в этой сценке практически не было изъянов, за исключением вынужденного опоздания, о котором необходимо было предупредить по телефону.

Отмечают, что Сергей представил Вадима и Лену своим одноклассникам, не акцентируя внимания на том, что дружит с ними с детства.

Всем понравилось, что знакомство прошло дружелюбно.

Делают вывод, что дальнейшее общение будет удобным, интересным и взаимноприятным, что порадует именинника и его родственников, а у ребят появятся новые знакомые.

Учитель предлагает классу ознакомиться с правилами поведения, представленными в памятке № 2.

Памятка № 2 «Представимся друг другу по этикету»

Обожаю хорошо воспитанных людей!

Они никогда не ответят грубостью на вашу брань...

М. Генин

Младших по возрасту представляют, или они сами представляются старшим.

То же при очевидной разнице в общественном положении: младший представляется старшему.

Женщина независимо от возраста и положения не представляется мужчине первой.

Из последнего правила могут быть исключения, например, если эта женщина — студентка, а мужчина — почетный профессор.

При знакомстве принято смотреть собеседнику с глаза. Знакомство, начатое с доброжелательной улыбки, наверняка будет иметь для вас положительное продолжение.

Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший — младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки.

Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной. В обществе (в гостях, в театре) знакомит людей друг с другом хозяйка (хозяин) дома или организатор мероприятия.

Трудности при знакомстве возникают, если один из приглашенных приходит с опозданием. Ни в коем случае не здоровайтесь в первую очередь со своими друзьями, старыми знакомыми, оставляя без внимания всех остальных. Хозяин дома представит вас всем сразу и усадит на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Если возникла необходимость быть представленным, а вокруг нет никого, кто мог бы вам в этом помочь, то следует просто подать руку и четко назвать себя.

Своих жену, мужа, дочь, сына представляют словами: «моя жена», «мой сын». Знакомство с матерью и отцом — исключение из этого правила: родителям представляют знакомых, но не наоборот.

Представляя человека, следует четко произносить его имя и фамилию.

Среди ровесников при знакомстве вполне допустимо называть только имя.

Не говорите, представляя вашего спутника или спутницу: «Это мой друг». Такое подчеркивание личных отношений может обидеть остальных. Просто назовите имя.

Заключение

Не руби сук, на котором кроме тебя, никто не сидит.

М. Генин

Учитель подводит итог проведенной игры. Благодарит ребят за то, что они активно участвовали в обсуждении, надеется, что знания правил этикета станут нормой жизни и они не будут у них держаться как бы «про запас».

Неверно думать, что вы знаете, как себя вести, как быть воспитанным, хотя сейчас вам это не нужно, а при надобности вы все сможете сделать так, как надо. Эти правила необходимо вырабатывать человеку с самого раннего детства, чтобы впоследствии не чувствовать себя неловко в любой обстановке, вести себя корректно, естественно и непринужденно. Казалось бы, этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, умения вести себя в обществе, правильно общаться может зависеть не только ваши безопасность и благополучие, но и жизнь.

«Что такое этикет» - Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово "этикет". Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

«Воспитанный человек» - Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

«Игры по этикету» - А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток - свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

«Леди и джентльмен» - Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: "Леди и джентльмены". Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

«Этикет поведения за столом» - История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

«Этикет для детей» - Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

Всего в теме 23 презентации