Классный час на тему "Я гражданин России" разработан для учащихся 3-в класса гимназии № 8 города Можги Удмуртской республики и проведен в рамках городского конкурса "Самый классный классный". Это классный час - урок рассуждения, осмысления.

На уроке планируется показать могущество и красоту родной страны России через видеоролики, патриотические песни, чтобы вызвать гордость у детей, в какой великой стране мы живем. Демонстрируются фотографии В.В Путина, известных земляков и одновременно опустившихся людей.Вопрос: Какими гражданами России хотели бы стать вы? заставляет детей задуматься, а что нужно делать для того, чтобы стать достойным гражданином своей страны.

На протяжении урока дети отвечают на вопросы теста, подготовленного учителем. В конце урока к фразе "Я гражданин России " каждый ребенок ставит свой знак: точку, знак вопроса или восклицательный знак.При этом он обосновывает свой ответ.

Классный час «Я - гражданин России».

Цель: Узнать,какими гражданами страны являемся мы?

Мотив: Каким гражданином России хотелось бы стать вам?

Ход занятия

Орг. Момент

Классный час мне хочется начать с песни «Великая страна- Россия»

Послушайте ее слова внимательно, чтобы ответить на вопрос:

В чем же величие и могущество нашей страны?

(Ответы детей)

Наша Родина - Россия

А какая же она, наша Родина? Кто сможет показать ее на карте?

Как называется и где расположена ее столица.

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Красота русской природы во все времена воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. Богаты наши земли лесами, полезными ископаемыми…

А вот в этой волшебной шкатулке вы сможете увидеть главное богатство нашей Родины.

Хотите проверить? (Вызвать 3-5 человек)

(Дети заглядывают, в шкатулке - зеркало, дети видят свое отражение).

Кого вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там?

(Там зеркало, а в нем наше отражение…)

Так кто является главным богатством нашей страны?

Конечно, богатством нашей Родины являются дети. Каким вырастет новое поколение, куда оно поведет за собой, сможет ли сохранить, красоту и мощь России. Только, воспитав настоящих граждан своей страны, Родина может быть спокойна за свое будущее.

Поэтому тема нашего классного часа:

«Я гражданин России»

Только обратите внимание, в конце этого предложения я не поставила никакого знака.

Какой же знак должен стоять здесь?

Утвердительная точка? Когда вы с твердой уверенностью можете заявить, что вы законопослушный гражданин России.

А может восхитительный знак восклицания? И вы найдете несколько примеров из своей жизни, чтобы заявить с восхищением о том, что вы уже Гражданин России! Что вы вносите свой вклад в ее развитие.

Или сомневающийся знак вопроса? Ведь он заставит вас задуматься о том, а настоящий ли вы гражданин своей страны, может ли Россия гордиться вами?

Я думаю, что в конце нашего разговора, каждый из вас поставит свой знак.

Так какова главная цель нашего занятия? Выберите из данных целей главную.

-Узнать, какими гражданами страны являемся мы?

Сколько граждан проживает в России?

1. Гражданственность определяется с рождения.

Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

У вас на партах лежит ксерокопия вашего свидетельства о рождении. Давайте его рассмотрим. Если один из ваших родителей является гражданином России, значит вы с рождения – граждане России. Так записано в главном законе нашей Родины- Конституции РФ.

Дети делают вывод : Вы рассмотрели свидетельства о рождении. На ваших листочках «Я гражданин России» . Поставьте галочку в нужной колонке, напротив 1 строчки - Я являюсь гражданином России с рождения

В 14 лет вы получите свой первый документ, подтверждающий вашу гражданственность – этот документ- паспорт.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

А вот это- все граждане нашей страны России, потому что они имеют паспорт РФ.

(Слайд, на котором изображены: паспорт РФ, Путин, Калашников, военный – офицер, Бурановские бабушки, заключенный в тюрьме, алкоголик, наркоман)

МОТИВ: Каким гражданином России хотелось бы стать вам?

А что для этого необходимо делать?

2.Гражданин выполняет права и обязанности

В самом главном документе нашей страны Конституции РФ (СЛАЙД) записано

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Право – это возможность что-нибудь делать, осуществлять, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны делать. В этом состоит их различие.

Поиграем в игру «Права и Обязанности», для этого объединимся в группы.

1 ребенок достает карточки из конверта, читает. Остальные - приклеивают эти карточки на лист бумаги А-3

Проверим, как поработали группы. (1 человек из группы выходит к доске, демонстрирует)

У кого есть замечания к работе групп?

Учитель: Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.

Учитель: В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование... ». СЛАЙД

Дети делают вывод:

На листочке сделайте вывод, пользуйтесь ли вы правами и выполняете ли обязанности гражданина России, в первую очередь школьника?

Гражданин знает государственные символы

Как вы думаете, выполняя все права и обязанности, достаточно чтобы быть достойным гражданином страны?

Наверное, еще каждый гражданин должен знать символы своей родины.

А вы их знаете?

Из всех изображенных символов, выберите только те, что принадлежат России.(На слайде изображено несколько флагов, гербов, четверостиший из гимнов разных стран)

Запомним, как родились эти государственные символы.

Инсценировка.

Действующие лица: Петр 1, служанка Матрена.

Матрена: Батюшка, Петр Алексеевич, извольте покушать! С утра ведь голодные ходите! Все в делах, в делах….

(Подает на стол чашку и ложку)

Петр: Уйди, Матрена, уйди некогда мне! Думу я великую думаю!

(Смотрит в окно) Да, велик флот Российский! Одно плохо: никакого отличия государственного! Вот к примеру, аглицкий корабль аль французский сразу узнать можно- флаг государства издалека видно. А российский корабль как отличить? Неужто Россия не великое государство? Надо что-то придумать!(Садится за стол, берет перо, что-то чертит)

Вот так, а может быть почти так, появился на свет флаг, который до сего дня остается символом нашей Родины, нашего государства.

20 января 1705 года царь Петр 1 учредил российский триколор: белый,-синий-красный. Сейчас Артем подробнее расскажет вам о символе государства –флаге.

Выступление ученика:

Флаг

Допетровская Русь не знала единого государственного флага. При Петре 1 был учрежден флаг, который стал символом России. В выборе цветов флага сыграла роль отечественная традиция:

Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Красный цвет считается традиционным цветом русских царей до 19 века

Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы земли Русской

Белый цвет был символом свободы и величия(независимости)

Инсценировка

Действующие лица: царь Иван3, его жена Софья Палеолог – племянница византийского императора.

Софья: Ну вот я и царица!

Иван: Да, Софьюшка, ты теперь царица! А я, царь, Иван 3, смогу наконец, мечту свою исполнить. Объединю Русь из мелких княжеств в великое, единое государство! А потому как у каждого государства должен быть свой знак отличия, то задумал я старый герб Москвы с изображением всадника, поражающего змия, объединить с гербом твоего дядюшки –императора- двуглавым орлом. И будет этот новый герб обозначать могущество власти моей.

Так в 1497 году по указу царя Иоанна3 Васильевича появился символ Российского государства, который с 1993 года снова стал гербом России.

На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.

Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали что Россия могучая страна. Современный герб древний ему уже более 500 лет.

Государственный гимн

Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема государственного флага, торжественных собраний, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.. При исполнении гимна любой страны люди, слышащие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Например, когда наши спортсмены завоевывают на Олимпийских играх золотые медали, исполняется гимн Российской Федерации и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. Каждый уважающий себя гражданин России обязан знать текст и мелодию гимна наизусть.

Дети делают вывод: Сделайте вывод, знаете ли вы гос. Символы России?

Гражданин гордится своей национальностью

Покажите герб и флаг Удмуртии …

Главный закон государства – Конституция России начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации….»

Вдумайтесь в эти строки. Почему наша страна называется многонациональной?

Потому что в России проживают представители многих национальностей, но все мы – единый народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

В настоящее время на территории России проживает более 180 народов, которые говорят на разных языках

Согласно исследованию, проведенному в нашем классе среди вас, ваших родственников есть русские, удмурты, татары…

Настоящий гражданин России не стесняется своей национальности, а наоборот гордится своей неповторимостью, красотой своих обычаев, языка, культуры. В этом наше богатство.

Сегодня –всемирный день родного языка. Я рада, что и в нашем классе дети знают свой родной язык.

Родители Лебедевой Полины говорят на удмуртском языке и Полина тоже знает его

Четверостишие на удмуртском языке .

Панфилова Розалия занимается в районном доме культуры изучением татарской культуры и она тоже знает свой родной язык.

песенка

Сделайте вывод: А вы гордитесь своей национальностью, уважаете ее культуру и традиции?

Гражданин совершает гражданские поступки

У нас в народе говорят: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» или «ЕСЛИ ДРУЖБА ВЕЛИКА - БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врагов.

22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Вот их имена:

Георгий Жуков – маршал Советского Союза, великий полководец, выигравший много сражений во время войны.

Михаил Калашников – великий конструктор стрелкового оружия. Наш земляк. Его знаменитый автомат Калашникова признан лучшим оружием в мире.

Немало героев и патриотов в мирной жизни России:

Сергей Королев – ученый, конструктор ракетно-космической техники

Юрий Гагарин – первый космонавт, облетевший нашу планету на космическом корабле, который создал Сергей Королев.

Олимпийские чемпионы - это великие патриоты своей страны, настоящие граждане!

Елена Исинбаева- олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом.

Юлия Липницкая –олимпийская чемпионка по фигурному катанию в Сочи 2014

Граждане нашей страны, граждане с большой буквы этого слова – это люди, живущие рядом с нами. Это мэр города Можги Сергей Аркадьевич Пантюхин. Оромный вклад в развитие города Можги вносит этот человек.

Екатерина Васильевна Корепанова - Учитель с большой буквы этого слова, Патриот своей страны.А сколько граждан она взрастила в стенах нашей школы…

А это подрастающее поколение нашей Родины: Маленькие патриоты. Потому что они совершают поступки настоящих граждан своей страны.

как гимназисты в поддержку зимних олимпийских игр в Сочи украсили свою гимназию иллюминацией. Автор идеи Камил Сафин - является патриотом России? А учащиеся гимназии, которые поддержали его идею и собирали макулатуру?

А вот сочинение нашей ученицы 8б класса Юшковой Дианы на тему «активная жизненная позиция молодежи- залог будущего России»

Как вы думаете такая девочка патриот и гражданка России?

Сможет ли вырасти настоящим гражданином мальчик из рассказа В. Осеевой

«Хорошее»

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

Погуляй со мной, Юра!

Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

Убери посуду, Юрочка.

Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Пошёл вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:

Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Дети подводят итог:

Я гражданин России, потому что я совершаю гражданские поступки

Игра: Тот, кому даю мячик, должен продолжить фразу:

Я считаю, что я гражданин России, потому что я….

Сейчас ваша задача – хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому, что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией.

И в конце нашего часа. , давайте поставим знак в конце нашего предложения

«Я – гражданин России»

Кто какой знак поставил и почему?

Кто поставил точки? Выходят к доске ставят знаки в конце предложения.

Кто поставил!?

Кто поставил?

Урок заканчивается клипом:

Клип «Мы дети твои Россия»




Задачи проекта: Собрать и изучить материал об истории звания «Герой Социалистического труда». Собрать максимально полную информацию о наших земляках Героях Социалистического труда. Изучить литературу, дополнительные источники, архивы о Герое Социалистического Труда Мосиной Марии Ивановне. Организовать встречи с людьми и представителями организаций, имеющими отношение к теме проекта; привлечь внимание общественности




Звание Героя Социалистического Труда и Положение о звании учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года. Ранее существовало звание Героя Труда. Герой Социалистического Труда Всего звания Героя Социалистического Труда удостоены человек, в том числе 205 раз дважды и 16 раз трижды. 16 человек получили это высокое звание посмертно. В настоящее время за трудовые заслуги присуждается статус «Герой Труда Новой России» Золотая медаль «Серп и Молот» атрибут Героя Социалистического Труда Орден Ленина высшая награда СССР учреждён постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года









История создания племенного стада симментальского скота. Создание Болховской группы племенного симментальского скота имеет более чем 100- летнюю историю, которая начинается с 1876 года, когда началось улучшение местного крупного скота быками симментальской породы, завезенных из лучших заводов Швейцарии известной скотоводчицей Лавровой М.А., которая из своего имения давала породистых быков в крестьянские хозяйства. Большую работу в формировании стада вели зоотехники колхоза им. Горького Ким В.В.и Ким Н.С. Две доярки Тазенкова Е.И.и Мосина М.И. удостоены звания Героя Социалистического труда. Стадо коров симментальской породы к-за им. Горького.


Из биографии Тазенковой Ефросиньи Ивановны Ефросинья Ивановна Тазенкова родилась в 1906 году в деревне Фатнево Болховского района Орловской области в семье крестьянина-середняка. В 1930 году Ефросинья Ивановна Тазенкова вступила в колхоз «Дубровский» Болховского района. В 1944 году её назначили дояркой на племенную ферму. В 1953 году за достигнутые высокие показатели в выращивании племенного молодняка и повышение продуктивности животноводства Тазенкова Е.И. награждена значком «Отличник социалистического сельского хозяйства». Отличную работу в колхозе Тазенкова сочетает с активной общественной деятельностью. В феврале 1953 года избрана депутатом Орловского областного Совета по Однолуцкому округу, а в марте 1954 года депутатом в Верховный Совет СССР. В 1960 году о знатной доярке был снят фильм «Ценой труда», были изданы брошюры «Опыт работы Тазенковой Е.И.». Из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1960 года: « В ознаменование 50-летия Международного женского дня, за выдающиеся достижения в труде и особо плодотворную общественную деятельность присвоить звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Медали «Серп и Молот» Ефросиньи Ивановне Тазенковой…» В октябре 1961 года Ефросинья Ивановна была делегатом XXII съезда КПСС.


Из биографии Мосиной Марии Ивановны Мосина (Павловичева) Мария Ивановна родилась 10 сентября 1931 года в поселке Дубровский Багриновского сельского поселения Болховского района Орловской области. Первая запись в трудовой книжке датируется 1 января 1945 года. Сначала работала в полеводстве, а затем правление колхоза назначило Марию Ивановну дояркой на племенную ферму. В 1955 году Марию Ивановну избирают депутатом районного Совета народных депутатов. В 1963 году Мосину Марию Ивановну приняли в партию. В этом же году ее избирают депутатом Областного Совета народных депутатов. За достигнутые успехи в развитии животноводства Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 марта 1966 года присвоил Звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и Золотой Медали «Серп и Молот» Мосиной Марии Ивановне – доярке колхоза имени Горького Болховского района Орловской области. В марте 1966 года Мария Ивановна была избрана делегатом XXIII съезда КПСС. Персональный пенсионер Союзного значения с 1988 года, ветеран труда, вырастила достойных сына и дочь. Решением Болховского районного Совета народных депутатов 259-рс от года Марии Ивановне Мосиной присвоено звание «Почётный гражданин Болховского района».








20




Литература А.Е. Венедиктов «Болховские куранты». Материалы из архива Болховского краеведческого музея, школьного краеведческого музея. Материалы из архива Болховской районной библиотеки. Материалы из архива Болховского управления сельского хозяйства. Материалы из личного архива И.Л. Безменова, Н.С. Ким, А.В. Дроновой. Материалы из архива Болховского Совета ветеранов войны и труда. Статьи газеты «Болховская коммуна», «Болховская новь», «Болховские куранты».

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

Информационный проект

«Почетные граждане города Болхова»

Выполнили:

Члены клуба «Отечество»

Лунина Е., Панова Д., Кочевая А., Холкин И.,

Ильиных Н., Молчанова Д., Кувшинова С.,

Антонцева М., Мерцалова Т., Чистякова А.

Руководитель проекта

учитель истории и обществознания

Паспорт проекта

Наименование проекта: «Почетные граждане г. Болхова»

Главная идея проекта: побуждение гражданско-правовых, патриотических чувств у людей разных поколений.

Мотивация проекта: послужила книга «Почетные граждане г. Орла». Эта книга о тех людях, которые, вне всякого сомнения, могут сегодня служить примером для подражания, быть эталоном высокой гражданственности патриотизма.

Цели и задачи проекта:

Создание информационного сборника, освещающего жизнь и деятельность «Почетных граждан Г. Болхова»;

Публикация на сайте гимназии информационного материала о почетных гражданах г. Болхова»;

Характер контактов: региональный, муниципальный

Источники информации:

Основным источником информации стала беседа с почетными гражданами г. Болхова, их родственниками, людьми, хорошо их знающими, работа со средствами периодической печати г. Болхова, работа с Интернет – источниками, посещение краеведческого музея г. Болхова, библиотек города .

Методы и формы работы над проектом:

Анализ литературы по теме проекта,

Изучение краеведческого материала в гимназии и городе;

Анкетирование, тестирование, интервью, беседа,

Изучение и обобщение практического опыта.

Этапы работы над проектом:

1-ый этап «Мотивация» – сентябрь 2011 г.

2-ой этап «Формулировка темы» – сентябрь 2011 г.

3-ий этап «Работа в группах» - октябрь 2011 г.– апрель 2013 г.:

Группа №1 – сбор информации об участниках Великой отечественной войны.

Группа №2 – сбор информации о людях, работающих по восстановлению и реставрации церквей города.

Группа №3 – сбор информации о деятелях церкви, выступающих за возрождение духовного наследия.

Группа №4 – сбор информации об активных участниках общественной жизни.

Группа №5 – сбор информации о работниках медицины.

4-ый этап – подведение итогов работы над проектом.

Оригинальность проекта:

Мы часто говорим и слышим о любви к родному городу, о готовности каждого сделать для своей малой родины большое доброе дело. Поэтому члены клуба «Отечество» решили узнать, а кто из жителей нашего города может служить примером для подражания, быть эталоном высокой гражданственности и патриотизма. В беседах и опросах, в разговорах с нашими бабушками и дедушками, мамами и папами, учителями, сверстниками ответ на этот вопрос был однозначен – это «Почетные граждане Болхова».

Проведен социологический опрос и анкетирование на тему «Почётные граждане нашего города». Ученикам гимназии (124 человек), жителям города (78человека), педагогам школы (25 человек) было предложено ответить на несколько вопросов:

1) Когда в Болхове было учреждено звание «Почётный гражданин г. Болхова»? Назовите примерную дату.

2) Назовите количество жителей города, удостоенных звания «Почётный гражданин г. Болхова».

3) Кто из почётных граждан вам известен, назовите их имя, фамилию.

4) Кто из жителей города был первым удостоен этого звания?

5) Кто из жителей города был последним удостоен этого звания?

Результаты опроса и анкетирования были неожиданными: подавляющая часть опрошенных горожан не смогла назвать ни даты учреждения звания «Почётный гражданин г. Болхова», ни количество человек, удостоенных этого звания. А названные фамилии известных горожан не всегда относились к званию «Почётных», лишь на пятый вопрос о последнем Почетном гражданине города большинство опрашиваемых смогли ответить правильно. Все приведенные результаты можно отразить в виде диаграммы.

Полученная информация привела к мысли о том, что необходимо подготовить и издать информационный справочник «Почетные жители г. Болхова».

Бюджет проекта:

1 пачка бумаги белого цвета высокого качества Арублей

Краска для струйного принтера EPSON T50 – 120 рублей.

Пружина для брошюровки – 12 рублей

Картон для брошюровки – 7 рублей

Слюда для брошюровки – 11 рублей.

Всего затрачено – 328 рублей.

Средства на реализацию проекта выделены администрацией гимназии.

Информационная часть проекта

Первым «Почетными граждан г. Болхова» стали:

Полный кавалер орденов Славы и Герой Советского Союза.

DIV_ADBLOCK71">

Полтев Егор Фёдорович

1 июля" href="/text/category/1_iyulya/" rel="bookmark">1 июля 1918 года в деревне Меркулово Болховского района Орловской области в семье крестьянина. В 1933 году окончил 7 классов . Работал формовщиком на Подольском механическом заводе.

На фронте с декабря 1941 года. Сражался на Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Польши, в боях на территории Германии.

Наводчик самоходно-артиллерийской установки СУго отдельного самоходного артиллерийского полка (сержант Егор Полтев с экипажем самоходно-артиллерийской установки (САУ) 15 января 1945 года в бою около города Белогонь (Польша) уничтожил свыше десяти пехотинцев, подбил два бронетранспортера, штурмовое орудие, подавил пулеметную точку. 1февраля 1945 г ода за мужество и отвагу, проявленные в боях, сержант награждён орденом Славы 3-й степени

За героизм и мужество проявленное в годы Великой Отечественной войныИван Сергеевич награжден орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Славы 3-й степени, медалями.

https://pandia.ru/text/78/413/images/image018_6.jpg" alt="C:\Documents" align="left" width="162" height="228 src=">Родилась 26.03.1930г. в г. Болхове, в семье служащих. По окончании средней школы №1,в 1949 году поступила в Ярославский медицинский институт и по окончании его была, как передовая комсомолка, распределена на Целину врачом-терапевтом в Боровскую районную больницу Мендыгаринского района Кустанайской области , где проработала более полутора лет.

После замужества работала врачом-терапезтом в городе Ярославле. И с 24 января 1958 года - врач-терапевт Болховской Центральной Районной больнице. Более 37 лет возглавляла терапевтическую службу, которую она и создала. Сусанна Дмитриевна была районным терапевтом, заведующей терапевтическим отделением. В работе показала себя грамотным, высококвалифицированным, эрудированным специалистом, имеющим высшую врачебную категорию врача-терапевта.

https://pandia.ru/text/78/413/images/image021_9.gif" align="left" width="125" height="195 src=">

Коренной болховчанин, проработал в г. Болхове 52 года, из них 42 года руководителем городских организаций, в том числе 16 лет в общей сложности председателем Блховского городского совета и главой администрации города Болхова . Он имеет личные заслуги в социально - экомическом развитии г. Болхова, сохранению исторического культурного наследия нашего города. В период его работы руководителем города, по его инициативе, и под его руководством город был полностью газифицирован. Владимир Николаевич стал инициатором создания городской администрации МУП - Водоконал, строительстве первой части очистных сооружений , двух 27 квартирных домов, укладки бетонных покрытий по улице Свердлова, Первомайской, Маяковской, бетонных плит по улице Архангельская до автозаправки . При его содействии завершено строительство районной больницы. Владимир Николаевич был организатором реконструкций городских электросетей , Офицерского кладбища, установки танка в сквере Победы в честь танкового корпуса Добровольцев Урала, капитального ремонта Школы №1 (гимназия) и реконструкции спортивного стадиона «Олимпия». добился включения города Болхова в программу развития малых городов, в туристическую программу «Золотое кольцо России». При его содействии в г. Болхове открыть центр паломников «Болховская старина».

Владимир Николаевич – человек, который своим трудом, хозяйским подходом к делу получил народное признание, уважение и авторитет.

За его многолетний добросовестный труд он награжден благодарственными письмами и почетными грамотами и медалями: «За доблестный труд», «Ветеран труда», в 2006г Россия православная наградила медалью «За жертвенное служение» и мн. другие.

В 2009г. за большой вклад по развитию муниципального образования г. Болхова, Шичаокину Владимиру Николаевичу было присвоено звание «Почетный гражданин г. Болхова »

https://pandia.ru/text/78/413/images/image023_4.jpg" align="left" width="149" height="219">Родился 9 октября 1923 года в г. Болхове. По окончании средней школы №1, в 1938г. поступил в Болховское педагогическое училище. В 1941г. началась Великая Отечественная война. 9 октября 1941г. немцы оккупировали Болхов. Обучение учащихся в учебных учреждениях было остановлено.

Когда наши войска вошли на территорию района, 19-летний Виктор перешёл линию фронта у посёлка Баевский и сразу попал к советским разведчикам.

Сведения, полученные от парня, очень пригодились при наступлении. Сапелкин был определён в комендантский взвод. Бои за освобождение Болхова проходили на его глазах.

Виктор Григорьевич принимал участие в Орловско-Курской битве, битве за Днепр, за освобождение Белоруссии, где получил тяжёлое пулевое ранение. После четырёхмесячного лечения в госпитале вернулся в Болхов, закончил обучение в педучилище, затем учился в Орловском педагогическом институте.

За мужество и героизм Виктор Григорьевич награждён орденами «Отечественной войны 1-ой степени», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Беларуссии», «За победу над Германией».

https://pandia.ru/text/78/413/images/image025_3.jpg" alt="J:\Филёвой" align="left" width="395" height="136 src=">30 апреля 2010 г. в честь 65-й годовщины Великой Победы 1гг Сапелкину Виктору Григорьевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова» за активную работу по нравственно – патриотическому, гражданскому воспитанию молодёжи.

DIV_ADBLOCK80">

С февраля 1957г. по февраль 1959г. проходил клиническую ординатуру по специальности «хирургия » в Ярославском государственном медицинском институте.

С марта 1959г. по июль 1993г. работал заведующим хирургическим делением Болховской центральной районной больницы. За время работы зарекомендовал себя высококвалифицированным специалистом. Благодаря работе в районе значительно расширился объем проводимых операций, была значительно снижена послеоперационная летальность.

Июль 2012 г." href="/text/category/iyulmz_2012_g_/" rel="bookmark">июле 2012 г. Высоковскому Анатолию Николаевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова».

20 марта" href="/text/category/20_marta/" rel="bookmark">20 марта 1956 г. в пос. Кулики Болховского района Орловской обл. В 2003 году он окончил Орловский Государственный аграрный университет, по специальности ПГС, инженер - строитель.

Свою трудовую деятельность в строительной отрасли Александр Алексеевич Куликов начал после окончания строительного техникума в 1975 году, в качестве монтажника стальных и железобетонных конструкций, работал мастером, инженером, начальником участка, заместителем директора строительной фирмы . В акционерное общество «Орелстрой» Куликов пришел более четырнадцати лет назад, в 1998 году, Александр Алексеевич назначен на должность директора Орловского строительного управления - 2. За период работы зарекомендовал себя высококвалифицированным, технически грамотным специалистом, талантливым руководителем. Высокая организованность, компетентность, умение сконцентрировать силы на главном, рациональный подбор и расстановка кадров позволяют ему профессионально принимать правильные решения, с честью справляться с возложенными обязанностями.

Социально-экономическое развитие" href="/text/category/sotcialmzno_yekonomicheskoe_razvitie/" rel="bookmark">социально-экономическое развитие региона. Коллектив принимает активное участие в реализации национальных программ, в их числе «Доступное и комфортное жильё - гражданам России».

Особое внимание в своей работе Александр Алексеевич уделяет реконструкции и восстановлению храмов города Болхова Орловской области. Проводит большую благотворительную деятельность, направленную на ремонт детских садов и школ, адресную помощь социально незащищенным слоям населения.

Богатый жизненный опыт, глубокие профессиональные знания, преданность работе и внимание к людям помогли Александру Алексеевичу завоевать заслуженный авторитет и уважение среди коллективов предприятий и организаций акционерного общества. За его многолетний добросовестный труд он награжден благодарственными письмами и почетными грамотами. Отмечая большой личный вклад в развитие строительной отрасли, в 2005 году ему присвоено звание «Почетный строитель России», в 2006 году награжден почетной грамотой губернатора, многими ведомственными наградами. За благотворительную деятельность по восстановлению храмов в 2007 году он награжден орденом Русской православной церкви.

В июле 2012г. в Куликову Александру Алексеевичу было присвоено звание «Почетного гражданина г. Болхова».

Заключение

Познакомившись с яркими биографическими фактами наших земляков, мы испытали чувство гордости от осознания того, что такие люди родились в нашем городе Болхове. Их верное служение Отечеству является достойным примером для молодого поколения, примером самоотверженности, героизма и бесстрашия. Это люди труженики, они стремятся отдавать свои знания, душевное тепло людям, заботятся о благе своих земляков, восстановлении былой славы города Болхова.

Что нужно человеку для счастья? Занятие по душе, найти ту профессию, которая будет приносить радость вам и окружающим вас людям, профессия, которая станет смыслом вашей жизни. Выдающийся индийский философ 20 века Дипак Чопра сказал прекрасные слова:

«В каждом из нас есть то, чего нет в других.

Вы можете делать то, что не может другой.

Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте!

И вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Мы желаем каждому из вас найти свою дорогу в жизни.

Региональный этап

XV Всероссийской акции «Я - гражданин России»

МБОУ «Навлинская ООШ»

Социальный проект «Восстановление исторической памяти.

Алексей Коробков »

(Проект открытия мемориальной доски в честь А.Коробкова, погибшего на АПЛ «Курск» 12.08.2000 г.)

Инициативная группа:

Середина Анна- 6 класс

Румянцева Дарья- 6 класс

Смирнов Даниил- 6 класс

Бъядовская Анастасия- 8 класс

Координаторы:

Шакина Е.Н. - директор МБОУ «Навлинская ООШ»

Малютина О.А.- учитель истории

и руководитель школьного краеведческого музея

2014 - 2015учебный год

Тема и название проекта

«Восстановление исторической памяти. Алексей Коробков»

Девиз проекта:



Наименование организации, реализовавшей проект

МБОУ «Навлинская ООШ» Навлинского района Брянской области

Сроки и место реализации проекта

Актуальность проекта. С какими жизненными ситуациями и учебными предметами связан данный проект?


Почему эту проблему важно обсуждать и решать совместно и, прежде всего, с родителями учащихся?

Проблема увековечивания памяти знаменитых земляков имеет важное значение в воспитании учащихся, важную роль в процессе которого играет не только школа, но и родители.

Ожидаемые результаты проекта, его социальная и воспитательная значимость

    Вовлечение ребят в конкретную поисковую краеведческую деятельность, связанную с сохранением исторического наследия школы и района.

    Оказание материальной и моральной поддержки семье А.Коробкова

    Создание в школе уголка «Знаменитые земляки»

Материально-техническое, финансовое обеспечение проекта:

спонсорская помощь.

Портфолио проекта:

    раздел 1 - актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, региона.

    раздел 2 - сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме.

    раздел 3 - программа действий, которую предлагает данная команда.

    раздел 4 - реализация плана действий команды.

Раздел 1 - актуальность и важность данной проблемы

Цель: формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области. Задачи этого этапа: анализ проблем, стоящих перед школьным сообществом и поселением; выбор проблемы для решения; формирование рабочих групп.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критически мыслящих, знающих и уважающих закон, умеющих принимать грамотные профессиональные решения.

Только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию сегодня, за ее будущее развитие. Вот почему так важно знать, что каждый из нас не просто способен, но и обязан выполнить важную роль, посильную для него, в жизни села, района, области.

Именно поэтому знание того, насколько важный вклад внесли земляки в развитие Навлинского района и страны в целом очень важны для коллектива учеников и учителей нашей школы, для местных жителей, которым небезразлична история района.

Зная на конкретных примерах, как именно можно трудиться на благо страны, возникает не просто гордость за школу, её выпускников, знаменитых земляков, но и стремление быть на них по хожими, брать с них пример гражданской ответственности, учиться у них моральным и жизненным ценностям. От нашего молодого поколения, умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. На общешкольном совете от 8 сентября 2014 г., на котором присутствовали как представители учащихся от каждого класса, так и представители коллектива учителей, было принято решение провести анкетирование учащихся школы и социологический опрос местных жителей о приоритетных направлениях и проблемах для решения силами коллектива.

Созданы инициативные группы, которые должны были заниматься работой над проектом.

«СОЦИОЛОГИ»- «Высчитываем, анализируем, сопоставляем»:

1. Ежова Софья 2. Румянцева Дарья 3. Коробова Анастасия.

Программа действий группы: провести социологическое исследование по вопросу актуальности проблемы; обработать результаты опроса.

«ОФОРМИТЕЛИ» -«Творим, выдумываем, создаем»:

    Смирнов Даниил 2.Крылова Алина. 3.Семенова Екатерина

Программа действий: оформление проекта, изготовление эскизов; подготовка творческого отчета.

«Юристы »- «Проектируем, воплощаем, удивляем!»

    Середина Анна 2. Худяков Алексей 3. Дружин Егор

Программа действий: консультации с преподавателями и администрацией; определение круга необходимых технологических работ;составление плана и определение сроков проекта.

«ЭКОНОМИСТЫ»- «Думаем, считаем, находим»:

    Козлов Евгений. 2.Гусятников Андрей 3.Тюлюкина Анна.

Программа действий: обработка данных анкетирования; составление сметы расходов, необходимых для реализации проекта; расчёт технологических операций.

«ЖУРНАЛИСТЫ »-«Фотографируем, беседуем, пишем!»

    Чеснокова Анна 2. Козлова Юлия.

Программа действий: изготовление фотографий по проекту- до начала работ, после завершения работы по проекту; составление писем, сбор информации и документов; интервьюирование общественности.

На данном этапе начать реализации наших идей предстояло со злободневных проблем, с которыми большая часть местных жителей

сталкиваются ежедневно. Проведены беседы учеников с родителями, с местными жителями, в ходе которых предложено вместе решить проблемы. Наиболее актуальными проблемами на дискуссии старшеклассников, во встречах с общественностью села признаны проблемы сохранения памяти об истории района, сохранение самобытности и традиций. Эти проблемы были решено проанализировать в виде социологического опроса и в виде анкеты для учащихся для выбора наиболее важной проблемы для решения.

Итог 1 этапа: На Совете дела обсуждены важные вопросы района и школы. Проведена дискуссия старшеклассников «Я и мой выбор». Детально проанализирован широкий спектр вопросов, которые требуют своего решения. Среди наиболее важных для школы проблем- вопросы сохранения исторической памяти. Созданы инициативные группы.

1. На совете старшеклассников

2. Работа в микрогруппах

3. Экскурсия в школьном музее. Размышляем над проблемой. Гость мероприятия- Середин Л.Г.

Раздел 2 - сбор и анализ информации по проблеме.

Задачи этапа:

изучение нормативно - правовой базы

социол огический опрос

анализ материалов СМИ

интервью специалистов

Работа микрогруппы «Юристы» : изучение нормативно- правовой базы.

Микрогруппа изучила:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.11.2006 N 179-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 21З-ФЗ, от 05.04.2013 N 52-ФЗ)

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 245;

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) .

Изучив статью 1 ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" от 5 апреля 2013 г. N 52, микрогруппа выяснила, что Увековечению подлежит память «погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества».

Изучив статью 2 ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" от 5 апреля 2013 г. N 52, микрогруппа выяснила, что формы увековечения памяти погибших при защите Отечества: «сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;…» Микрогруппа также выяснила, что «По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества."

Работа группы «СОЦИОЛОГИ»: Проведение социологического опроса

В рамках районной акции «Я – Гражданин России» учащимся школы были выделены социально значимые проблемы социума. Составом группы «Социологи» были разработаны анкеты для опроса местных жителей.

Мы провели социологические исследования среди различных категорий населения. В исследованиях приняло 42 человека. В их число входили местные жители юго- западной части п. Навля, на территории которой находится наша Навлинская основная школа. Им были предложены анкеты следующего содержания:

Анкета по выбору темы школьного проекта в рамках VIII Всероссийской акции «Я – Гражданин России»

Соц. проблема

Название проекта

Ваш выбор

Очистка реки

«Чистые воды»

13%

Благоустройство пришкольной территории

«Аллея»

15%

Создание уголка природы

«Живой уголок»

32%

Открытие мемориальной доски в честь А.Коробкова

«Наши земляки»

40%

Почему вы считаете эту проблему значимой для нашего поселка?

Уже через неделю состоялось новое заседание актива «Социологов». Были обработаны результаты опроса местных жителей. По результатам социологического опроса население считает актуальным все предложенные к решению проблемы, многие считают, что все эти меры будут способствовать всестороннему развитию и воспитанию учеников нашей школы, поднимать культурный и нравственный уровень поселка.

Э
ти данные можно представить в виде наглядной диаграммы.

1.Очистка реки

2.Благоустройство пришкольной территории

3.Создание уголка природы

4.Открытие мемориальной доски в честь А.Коробкова

Эти же вопросы обсуждались на Совете школы.

Данные, полученные в результате анкетирования учащихся, должны были быть сопоставлены с результатами социологического опроса и послужить сигналом к дальнейшему решению, выбору решаемой проблемы. На основании полученных данных разработана анкета для учеников 5-8 классов нашей школы. Микрогруппа «ЭКОНОМИСТЫ» произвела обработку данных анкетирования и предоставила следующие результаты:

Школьное анкетирование в рамках акции «Я- Гражданин России»

Группа учащихся «Социологи» провела социологический опрос на предмет изучения общественного мнения по поводу изготовления мемориальной доски в честь А.Коробкова.

1) Как Вы считаете, нужно ли проводить больше мероприятий, посвященных нашим знаменитым землякам и А.Коробкову?

«Да»-28 человек (93,3%) «Нет»-1 человек (3,3%)«Не знаю»-1 человека (3,3%)

2) Какие ресурсы нужно привлечь для открытия мемориальной доски в честь А.Коробкова?

Микрогруппа «ЭКОНОМИСТЫ» сделали вывод этих данных и представили анализ этих материалов:

1.Школе нужно уделять больше внимания историческому прошлому школы и района.

2.Необходимо организовать сбор работу с общественными организациями.3.Данный проект является актуальным.

«Не знаю»

«Нет»

«Да»

Как Вы считаете, нужно ли проводить больше мероприятий, посвященных нашим знаменитым землякам и А.Коробкову?

«Необходима спонсорская помощь родителей»-29%

«Организовать работу с общественными организациями»-56%

« Необходимо использовать собственные возможности»- 15%

Какие ресурсы нужно привлечь для открытия мемориальной доски в честь А.Коробкова?

Была собрана информация из различных источников. Такими источниками явились:

    архивные материалы школьного музея;

    воспоминания родителей А.Коробкова;

    материалы из сети Интернет.

Работа микрогруппы «ЖУРНАЛИСТЫ »

1. Составлена накопительная папка материалов.

По материалам школьного музея:

«Нет, наверное, ни одного человека, который бы был равнодушен к морю.

« Но главное очарование моря,- как говорил В. К. Катаев в книге «Белеет парус одинокий»,- заключается в какой- то тайне, которую оно хранит в своих просторах». Такой тайной стала смерть моряков-подводников атомной лодки «Курск». 12 августа 2000 года лодка не вышла на связь. Она легла на глубине 108 метров. Ядерные реакторы были заглушены. Большая часть экипажа погибла. Только 23 оставшихся подводника пытались спастись в 9 отсеке. 20 августа после поисково-спасательных работ стало известно, что атомная лодка « Курск» полностью затоплена. Никому из 118 членов ее экипажа не удалось спастись. В это время там, на стометровой глубине, в числе лучших российских моряков погиб наш навлинский парень Алексей Коробков. Алексей родился в 1975 г. и жил на Ходужце, на улице Дуси Рябых. Некоторое время он учился в нашей школе. Родители Алексея – люди военные. Они еще в детстве Алеши были переведены на службу в поселок Островной Мурманской области. Вопроса о профессии, по словам младшего брата Романа, для Алексея никогда не стояло. С детства он клеил из картона корабли и подводные лодки, с большим интересом смотрел фильмы про моряков. Алексей с детства умел добиваться поставленной цели, был старательным и настойчивым. Все эти качества помогли ему при поступлении в очень престижное училище радиоэлектроники имени А.С.Попова. После успешного окончания училища лейтенант Коробков был распределен на атомную подводную лодку «Курск». Алексей очень радовался этому: ведь лодка в его представлении была самим совершенством. Особенно запоминающейся, по воспоминаниям родных и друзей, была морская командировка в Средиземное море. Поход оказался сложным, но «Курск» успешно выполнил все задания. Гидроакустик Алексей Коробков по итогам рейса был признан лучшим по профессии во всей флотилии. После этого рейса Алексей получил отпуск. Он приехал в Навлю. Последний раз Алексей уехал с семьей из Навли летом 2000 г. Его все провожали на вокзале. Зная, что осенью «Курск» собирается в новое длительное плавание, желали успеха…О страшной катастрофе в Баренцевом море все узнали из теленовостей. Вместе со всей страной родные и друзья Алексея Коробкова молили бога и ждали – спасут…Нигде нет такого равенства перед судьбой, как у экипажа подводной лодки: либо побеждают вместе, либо вместе погибают. Судьба выбрала второе и забрала лучших. Лучшим был и Алексей Коробков, надежным во всем: в дружбе, в любви, в отношении к делу. Любил море, свою малую родину, наш поселок. Герои не умирают. Об их подвигах помнят, их имена остаются в названиях площадей, скверов, улиц …» Так было принято решение, что на нашей школе будет памятная доска в честь Алексея Коробкова. В этом году Алексею исполнилось бы 40 лет, а также 15 лет со дня гибели АПЛ «Курск.

2. Микрогруппа «ЖУРНАЛИСТЫ » взяла интервью у родителей А.Коробкова, которые проживают в г. Брянске. Учащиеся посетили их по адресу проживания и договорились о новой встрече, в п. Навля. Встреча произошла в ноябре, через месяц. Родители А.Коробкова предоставили фотоматериал и дали еще одно интервью, которое было записано руководителем проекта Малютиной О.А. материалы встреч стали основой проекта и были собраны в папку «Наши земляки. Алексей Коробков».

3. Микрогруппа «ЖУРНАЛИСТЫ » под руководством учителя истории Малютиной О.А проанализировала материалы СМИ и сети Интернет;

4. Проведен ряд мероприятий с участием всех микрогрупп, членов школьного краеведческого музея:

Дата

Мероприятия

Ответственные

Выступления

5.11.2014

Встреча в школьном музее.«Алексей Коробков и школа»

Малютина О.А.,

Шакина Е.Н.,

Середин Л.Г.

14.11.2014

«А.Коробков.

39 лет со дня рождения»

Малютина О.А., руководитель школьного музея

Малютина О.А.,

Шакина Е.Н.

Учащиеся:

Середина Анна,

Смирнов Даниил,

Бъядовская Анастасия

2 .02.2015

Старт проекта

«Имя героя- школе»

Малютина О.А., руководитель школьного музея

Представители

общественных организаций

Итог работы на 2 этапе:

Проведён социологический опрос местного населения, анкетирование учащихся. Выбраны проблемы для решения, среди которых основная-открытие мемориальной доски в честь Алексея Коробкова, погибшего на АПЛ «Курск» 12 августа 2000г. Проведён анализ СМИ, архивов школьного музея, встречи с родителями А.Коробкова с целью собрать информацию об Алексее Коробкове. Принят к выполнению план работы над проектом.


4 . Выступление Середина Л.Г. на мероприятии 5 ноября, посвященного А.Коробкову

5. Директор школы Шакина Е.Н.- куратор проекта "Восстановление памяти. А.Коробков", а также руководитель школьного музея Малютина О.А. на мероприятии, посвященном 39-летию со дня рождения А.Коробкова

6. На мероприятии 14 ноября 2014 г. Фильм о событиях 12 августа 2000г., о жизни и боевом пути нашего земляка А.Коробкова

7. Алексей Коробков.

3 раздел - Программа действий

Цель: обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

Проведён сбор актива школы, на котором подведены итоги социологических опросов, анкетирования учащихся, итогов педагогического совета и совещаний учителей. Проанализирована информация:

Актуальность и важность проблемы открытия мемориальной доски.

Собранная информация по избранной проблеме.

Программа действий, которую предлагает команда учеников школы:

п/п

Задачи

Сроки

Результат

Выбрать тему социального проекта. Социологический опрос населения.

сентябрь

Тематические классные часы.

Изучить проблему открытия мемориальной доски.Собрать материал об Алексее Коробкове.

октябрь-ноябрь

Мероприятия в школьном музее. Ответственные:

Малютина О.А., инициативная группа «Журналисты»

Провести социологический опрос среди учащихся и среди местного населения о необходимости открытия мемориальной доски.

Ответственные: инициативная группа «Журналисты»

октябрь

Результаты анкетирования показали необходимость реализации проекта с участием органов власти и местного самоуправления.

Ответственные: Микрогруппа «Экономисты».

Составить письма – обращения официальным лицам.

октябрь-ноябрь

Составлены обращения. Ответственные лица:

Шакина Е.Н., Малютина О.А

Руководитель инициативной группы родителей-

Середин Л.Г.

Изучить СМИ и правовые аспекты решаемой проблемы.

октябрь

Составлена законодательная и информативная база проекта. Ответственные: Малютина О.А., микрогруппа «Юристы».

Консультации с учителями русского языка и литературы, истории и обществознания, информатики по технологическим вопросам.

октябрь- ноябрь

участие в работе кружков

Работа над сбором информации

«Алексей Коробков»

октябрь

Ноябрь

Создание накопительной тематической папки Ответственные: Малютина О.А., инициативная группа «Журналисты»

Определить объем работы для изготовления мемориальной доски

ноябрь

определён объём работы

Определение сметы расходов, необходимых для проекта.

ноябрь

составлена смета расходов

Ответственные: микрогруппа «Экономисты»

Изучить работы оформителей.

Разработать дизайн мемориальной доски.

декабрь

изготовлены эскизы

Ответственные: микрогруппа «Оформители»

Создание мемориальной доски. Ответственные: Шакина Е.Н., Малютина О.А

январь

изготовлена мемориальная доска

Торжественное открытие мемориальной доски. Ответственные: Шакина Е.Н., Малютина О.А

декабрь

Проведено торжественное мероприятие с участием заинтересованных представителей общественности, органов местного самоуправления

Оформление документов.

январь

Документы подготовлены Ответственные : Малютина О.А

Презентация проекта в музее. Ответственные: Малютина О.А

1-2 неделя февраля

Экскурсия в музее для всех учащихся школы

Презентация проекта в районе.

февраль

Ответственные: Малютина О.А

Рефлексия.

февраль

Распределена работа для микрогрупп

Итог работы на данном этапе - Учащиеся под руководством учителей и руководителя инициативной группы родителей Середина Л.Г. составили обращения в различные органы власти. Подведены итоги социологических опросов, анкетирования учащихся, итогов педагогического совета и совещаний учителей. Принята к действию программа действий, которую предлагает команда учеников школы.

4 раздел - реализация плана действий учащихся (материалы подтверждающие помощь со стороны органов власти; деловая переписка с представителями органов власти, спонсоров, общественности; мнение авторитетных людей по данной проблеме).

Цель: попытка реализовать на практике полностью или частично свою версию решения выбранной проблемы.


Проведены встречи с компетентными специалистами района и области. Встречи были полезными, так как идею нашего проекта не только поддержали, но и обещали помочь.

В этих целях учащимися нашей школы совершены практические акции- конкретные обращения. Микрогруппы «ЖУРНАЛИСТЫ » и «Юристы » под руководством директора школы Шакиной Е.Н., учителя истории Малютиной О.А., руководителя инициативной группы родителей Середина Л.Г. встретились с представителями органов власти и получили исчерпывающие ответы.

Ученики школы обратились:

1. к заместителю Председателя Дорпрофжел Руководителю

Брянского регионального обособленного подразделения Дорпрофжел

Кузину Юрию Анатольевичу (Приложение №1);

2. во Всероссийскую общественную организацию ветеранов «Боевое Братство», Брянское областное отделение, к Самоходкину Александру Васильевичу (Приложение №2);

3. Председателю регионального отделения ДОСААФ России Брянской области Андрееву Виктору Вячеславовичу(Приложение №3), который,

в свою очередь, обратился к Навлинскому поселковому совету народных депутатов (Приложение №4);

4. к Навлинскому поселковому совету народных депутатов и главе п. Навля Каландину Г.В.(Приложение №5);

5. К депутату Навлинского поселкового Совета Александру Анатольевичу Нестерову с ходатайством о замене оконных блоков на лицевой стене школы, на стене которой будут установлена мемориальная доска (Приложение №6).

По результатам обращений учащихся, коллектива учителей школы под руководством директора школы оказано содействие в решении проблемы открытия мемориальной доски.

Составлена смета расходов (микрогруппа «Экономисты»).

Наименование материалов

Цена, руб

Количество

Всего, руб.

Спонсорская помощь, руб.

Оконные блоки на лицевой стене школы

ок.10.000

ок.20.000

ок.20.000

Мемориальная доска, гранит

ок. 10.000

ок. 10.000

ок. 10.000

Итого

-

-

ок.30.000

ок.30.000

Эти работы заняли 2 месяца (декабрь 2014г.- январь 2015.), результатом которых явилось:

1. Создание документального материала о знаменитых земляках, в том числе об Алексее Коробкове, подкреплённого фотографическими данными.

2. Беседы и встречи с интересными людьми, среди которых –родители А.Коробкова, а также представителями органов власти и местного самоуправления, администрации Навлинского района

3. Составлена смета расходов. Оказана спонсорская помощь на реализацию проекта в размере ок. 30.000 рублей за счет администрации района и спонсорских средств депутата Навлинского поселкового Совета Александра Анатольевича Нестерова.

4. Открыта мемориальная доска в честь Алексея Коробкова, погибшего на АПЛ «Курск» 12.08.2000г. и награждённого Орденом Мужества при выполнении своего военного долга.

5. Собранный материал собран в накопительную тематическую папку, а также оформлен в виде экспозиции «Наши знаменитые земляки».

Обращения в организации, органы власти и местного самоуправления:

Экскурсия в «Боевом братстве»

Экскурсия к памятнику в честь погибших героев, один из них –А.Коробков

В гостях у Коробковых

Эскиз мемориальной доски

Приложение №1

Приложение №2
Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Таёжный

Исследовательский проект

«Награда моей бабушки»

Ермаков Виталий

учащийся 2 «Б» класса

Руководитель:

Людмила Петровна Аширова

учитель начальных классов

МБОУСОШ п.Таежный

Советского района

ХМАО-Югры Тюменской области

2013 – 2014 учебный год

Исследовательский проект

«Исследование награда моей бабушки»

тип проекта

по предметной области

по форме

по временным рамкам

Информационно-исследовательский

литературное чтение

русский язык

индивидуальный

семейный

среднесрочный

Содержание

    Этапы работы над проектом ………………………………………….

    Содержание проекта

    1. Актуальность темы ………………………………………………

    1. Цели, задачи, гипотеза проекта …………………………………

    1. Основная часть

      1. История трудового и жизненного пути моей бабушки.

        Награда «Почётный гражданин Советского района»

Что это за награда? ……………………………………………………

      1. Результаты анкетирования ………………………………………………

      1. Почётные граждане Советского района, проживающие в посёлке Таёжном. ………………………

      1. Сравнительные данные по Советскому району ………………………..

    1. Заключение ………………………………………………………………..

    Список литературы и Интернет – ресурсов ……………………………….

    Приложения ………………………………………………………………….

Этапы работы над проектом

этап

Название этапа и его содержание

сроки

1 этап

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Выбор темы проекта

ноябрь

2.Определение гипотезы, целей, задач

ноябрь, декабрь

3.Изучение информации в интернете, книгах

декабрь

2 этап

ОСНОВНОЙ

1.Интервью моей бабушки, подбор фотографий

2.Анкетирование учащихся и педагогов школы и обработка анкет

3.Сбор информации (по телефону и электронной почте) из местных органов самоуправления

4.Оформление результатов исследования

в графиках

1 неделя февраля

5.Составление презентации

2 неделя февраля

3 этап

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1.Подготовка к защите проекта

2неделя февраля

2.Выступление на классном часе

в своём 2 «Б» классе

3. Защита проекта

4.Оформление материалов для передачи в школьный музей

3 неделя февраля

5.Выступление на родительском собрании

март 2014 г.

Ты живи Таёжный, из веков в века!

Радуй всех богатством и теплом,
Чтобы было в нашей жизни

То, что называют ОТЧИЙ ДОМ!

2.1. Актуальность выбранной темы.

Почему я выбрал эту тему для исследования?

Мне 9 лет. Я родился и живу в поселке Таёжном Советского района. Это – моя малая Родина. Я люблю свой посёлок и свою большую семью.

В сентябре 2013 г. наш Советский район отмечал день рождения – 45 лет! Моей бабушке Хайдуковой Фирдаус Хусаиновне было присвоено звание «Почётный гражданин Советского района». У меня возникло множество вопросов.

Мне стало интересно, за что наградили бабушку таким Почётным званием?

Много ли в нашем посёлке таких награждённых?

Знают ли взрослые и школьники о том, что в нашем посёлке Таёжном есть

люди, имеющие такое звание?

Сколько всего таких награждённых в нашем славном Советском районе?

Чтобы ответить на все эти вопросы, сначала я решил расспросить обо всём свою бабушку. Но из беседы с ней я узнал только те сведения, которые касались её трудовой и общественной деятельности. Где же мне найти ответы на оставшиеся многочисленные вопросы? Мама мне предложила спросить обо всём мою учительницу. Я так и сделал. Мы с Людмилой Петровной решили провести исследование этой награды и попытались ответить на все интересующие меня вопросы. А самое главное, я не только сам много узнал о жизни моей любимой бабушки и её наградах, но и смогу рассказать об этом всем ребятам и учителям в школе.

2.2. Цель проекта:

На примере жизни моей бабушки узнать, за что присваивается звание «Почётный гражданин Советского района» и донести до всех окружающих информацию о людях посёлка, имеющих такую награду.

Задачи проекта:

1.Изучить с помощью взрослых различную информацию по теме проекта

2. Проследить трудовой путь и общественную деятельность моей бабушки.

3.Провести исследования:

а) за что награждают таким званием?

б) количественный состав награждённых званием «Почётный гражданин Советского района» в посёлке и по району

4.Оформить материалы проекта и передать их в школьный музей.

Гипотеза:

Если мы, внуки, будем изучать историю своей семьи и сможем донести до окружающих заслуги своих предков, то нам будет чем гордиться и стремиться приносить пользу для нашей любимой Родины.

Методы работы над проектом:

    Поиск материала в книгах, Интернете (с помощью взрослых)

    Беседа с бабушкой.

    Анкетирование учащихся школы и педагогов.

    Исследование полученных данных.

    Работа с компьютером.

    Подготовка защиты

Предмет исследования - жизненный путь моей бабушки и

звание «Почётный гражданин Советского района»

Объект исследования: награда «Почётный гражданин Советского района»

Новизна проекта: до сегодняшнего времени многие, как и я, просто не знали об этой награде, так как такой информации просто нет.

Предполагаемые результаты проекта:

1.Личностные результаты:

Не только я, но и большинство людей посёлка узнают о жизни и труде моей бабушки, узнают о том, за что награждают таким званием и кто в посёлке носит звание «Почётный гражданин Советского района»;

Стремление к выполнению хороших дел (социально значимых) для окружающих.

Я буду не только играть в игры на компьютере, но и научусь печатать, работать с

Интернет, а возможно и составлять презентации.

Узнаю на практике, что такое анкетирование.

    Предметные результаты (русский язык, литературное чтение)

Научусь лучше формулировать предложения и выступать перед большим количеством людей.

4.Практические результаты:

Оформлю свою работу и передам её в школьный музей.

2.3. Основная часть.

2.3.1. История трудового и жизненного пути бабушки

В далёких 60 –х годах в наш край приезжали люди для разработки лесной промышленности. Велась упорная работа по разделке и вывозке ценного природного богатства - древесины, которая была нужна не только нам, россиянам, но и за границей.

Природа таёжного края очень суровая: зимой 40 – 50 градусов мороза, а летом – огромные «тучи» комаров, казалось заживо съедающих всё живое вокруг. Несмотря на эти трудности, много молодых людей приезжало покорить суровую природу.

В 1965 году совсем молоденькой девушкой приехала на станцию «РЗД – 135» моя бабушка Фирдаус, которая работала стрелочницей. Здесь она познакомилась и в 1968 году вышла замуж за моего деда Хайдукова Виктора Ивановича. Он был водителем лесовозной машины. В 1969 году у них рождается первый сын – Александр, а через год – второй, Евгений. Бабушке пришлось уволиться с работы, т.к. детского сада в посёлке не было, некому было приглядывать за малышами. В 1973 году родился третий сын – Вадим, а в 1980 году родились двойняшки – дочери Роза и Лилия, моя мама. Пятеро маленьких детей. И как только бабушка справлялась со всеми? В 1981 году она была награждена медалью материнства 2 степени.

Но тут случилось страшное горе. В 1982 году во время пожара погиб мой дедушка Виктор Иванович, который спас всю свою большую семью. В 32 года бабушка осталась одна с пятью детьми на руках. Очень было ей трудно. Но нужно было работать, чтобы прокормить семью. Бабушка не боялась никакой работы. За время трудовой деятельности она была оператором автозаправочной станции, комендантом посёлка, заведующей гостиничным хозяйством. И везде она трудилась на совесть, за что много раз награждалась Почётными грамотами, разными ценными подарками. В 1991 году ей было присвоено звание «Ветеран труда». И только в 59 лет моя бабушка ушла на заслуженный отдых.

Но и на пенсии она активно участвует в общественной жизни нашего посёлка. Весёлая, энергичная, она и сейчас во всём впереди – помогает детям воспитывать 9 внуков, участвует в художественной самодеятельности, в различных районных и поселковых творческих конкурсах, добрым словом и делами помогает пожилым людям, решает разные проблемы посёлка. Её умению - быть неравнодушной - можно просто позавидовать. Именно поэтому она является членом Совета старейшин при Главе Советского района.

2.3.2. Награда «Почётный гражданин Советского района» Что это за награда?

В сентябре 2013 г. бабушка получает заслуженную награду «Почётный гражданин Советского района». Так за что же эта награда?

В Постановлении Главы муниципального образования «Советский район» Сергея Васильевича Удинцева записана формулировка «за активное участие в социально- экономическом развитии и общественной жизни Советского района». Думаю, что эта формулировка очень подходит для обозначения трудовой и общественной жизни моей любимой бабушки.

Оказывается, такое звание «Почётный гражданин Советского района» присваивается жителям нашего района, которые:

Долго и очень хорошо трудятся и занимаются общественной деятельностью для процветания района;

Совершают мужественные поступки во благо района;

Занимаются эффективной благотворительной деятельностью.

Это звание стали присваивать с 2002 года. (приложение № 1)

2.3.3. Результаты анкетирования.

До получения этой награды моей бабушкой, я не знал о её существовании. Интересно, знают ли другие люди в нашем посёлке об этом почётном звании?

Мы с Людмилой Петровной составили простую анкету из 2–х вопросов и провели анкетирование среди педагогов и школьников:

Результаты следующие

Мною было опрошено 20 человек.

Это 6 педагогов и 14 учеников 3, 7 и 10 классов.

Знаете ли вы, что существует звание «Почётный гражданин Советского района» ?

да

нет

12 – 60 %

8 – 40 %

Кто в нашем посёлке удостоен такого звания?

Знают всех

1 или 2

3 - 15 %

ВЫВОД: Оказывается, люди в нашем посёлке не знают о наших Почётных гражданах Советского района.

2.3.4.«Почётные граждане Советского района», проживающие в посёлке Таёжном.

Так кто же в нашем посёлке имеет такое почётное звание?

За активную жизненную позицию, многолетний добросовестный труд на благо Советского района награждены званием «Почётный гражданин Советского района»

Гущин Владимир Петрович

проживает в посёлке Таёжном с 1968 года. Начинал работать бригадиром – механиком, затем – старшим механиком гаража нашего леспромхоза. При его умелой организации слаженно работали водительские экипажи, которые всегда перевыполняли производственные задания. С 2000 г. Владимир Петрович работал главным инженером Таёжного жилищно- коммунального хозяйства. В 1998 г. ему присвоено указанное звание. Сейчас Гущин В.П. находится на заслуженном отдыхе.

Антипина Мария Ивановна

В 1973 году приехала в п. Таёжный. Работала бухгалтером в Таёжном леспромхозе до выхода на пенсию. Занималась общественной работой, была членом женсовета, депутатом районного Совета. Ветеран труда. Много лет была председателем Совета ветеранов.

В 2012 году переехала в г. Советский.

Костанди Анатолий Георгиевич – живёт и работает в посёлке с 1967 года. Трудовую деятельность начал с автослесаря, но давно уже возглавляет лесопромышленное предприятие.

Кроме этого, Анатолий Георгиевич является бессменным депутатом районной Думы, а с сентября 2013 г. – председатель Думы Советского района. Его отличительные черты – это огромное трудолюбие и желание помочь всем и каждому. Возглавляемое им предприятие всегда является спонсором различных мероприятий нашей школы и посёлка.

Мананникова Светлана Васильевна – приехала в посёлок в 1978 году. С тех пор и по сей день является заведующей Таёжной амбулаторией. Обладая высоким профессионализмом, она всегда готова прийти на помощь к больному в любое время суток. Светлана Васильевна ещё и ветеран труда Ханты - Мансийского автономного округа.

Дементьев Евгений Александрович – Чемпион Олимпийских игр в Турине в лыжном виде спорта – дуатлоне (2006 г). Благодаря этому молодому человеку (а ему тогда было всего лишь 23 года), весь мир узнал о нашем маленьком посёлке Таёжном. Сейчас Евгений Дементьев живёт и работает в г. Ханты – Мансийске заместителем директора Центра спортивной подготовки сборных команд Югры. Евгений очень часто бывает в нашем посёлке, т.к. здесь живут его родители Татьяна Николаевна и Александр Викторович.

Теперь и моя любимая бабушка Фирдаус Хусаиновна Хайдукова –

«Почётный гражданин Советского района»

2.3.5. Сравнительные данные по Советскому району о количестве награждённых званием «Почётный гражданин Советского района».

Наименование поселений

Население (человек)

Количество

г.п. Таёжный

2530

6 – 2,4 %

с.п. Алябьевский

2560

4 – 1,5 %

г.п. Малиновский

2780

4 – 1,4 %

г.п. Пионерский

5390

5 - 0,9 %

г.п. Агириш

2715

4 – 1,4 %

г.п. Зеленоборский

2600

3 – 1,1 %

г.п. Коммунистический

2736

4 – 1,5 %

г. Советский

26 000

25 – 0,9 %

ИТОГО:

47311

55 человек – 1,2 %

В Советском районе проживает 47311 человек. Из них 55 являются Почётными гражданами Советского района - это всего лишь 1,2 % . Но по представленным данным видно, что количество награждённых в процентном отношении больше всех в посёлке Таёжном. Значит, можно гордиться тем, что среди нас живут такие замечательные люди.

2.4. Заключение.

Без знания истории своей семьи мы не сможем быть настоящими гражданами своей Родины, Не зная о том, как работали наши деды, бабушки и родители, мы не сможем оценить собственный труд.

Я горжусь своей любимой бабушкой, Хайдуковой Фирдаус Хусаиновной, и хочу быть таким же стойким к разным поворотам судьбы. Теперь, когда я узнал о всех её тяготах и лишениях, которые она испытала в жизни, мне хочется защищать её и помогать во многих делах. Я хочу, чтобы теперь бабушка поменьше работала. Мы со всей моей большой семьёй (а у меня целых 4 дяди, 1 тётя, 8 двоюродных братьев и сестёр, 2 бабушки, 1 дедушка) будем помогать бабушке Фирдаус, чтобы она чувствовала наше тепло и доброту и ещё долго радовала нас и заряжала весельем.

    Список литературы и Интернет – ресурсов

    З.А. Клюева, Е.И Соколова «Таёжному – 50. Люди. События. Факты» - ООО «Советская типография», 2011 г.

    А.Ю. Конев, О.В. Конева «Дорогами наших побед: историко – краеведческое издание» - Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2013 г.

    Статистические данные, предоставленные советником Главы Советского района Полиной Костанди.

    Положение о присвоении звания «Почётный гражданин Советского района» Думы муниципального образования «Советский район», утверждённое решением Думы от 07 июня 2012 г. № 95 (с изменениями от 24.03.2005 г. № 280)

    Интернет – ресурсы (картинки для презентаций)

Katyaburd.ru/ rusdely/krasota – priroda

Look.com.uaiflowers