Мачкова Юлия Сергеевна, ученица 10 класса
Руководитель работы: Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №549 г. Москвы.

«Эссе: «Тема женского счастья в русской литературе».
Тема женского счастья - это вечная тема русской литературы. Тема красивая и интересная. Сколько прекрасных историй любви мы знаем из русской литературы!

Вот, например, «Житие Петра и Февронии Муромских». Феврония излечивает князя Петра от страшной болезни. В награду за это он обещал на ней жениться, а потом решил обмануть. Но мудрая дева преподнесла ему такой урок нравственности, который он запомнил на всю жизнь. Поженившись, эти молодые люди прожили душа в душу всю жизнь и умерли один за другим. Они не захотели расставаться и после смерти: по их завещанию они были похоронены в одном гробу. Люди жили счастливо, любя друг друга и не доставляя страданий другим.

Вспомним «Слово о полку Игореве». Ярославна плачет, убивается по своему мужу – князю Игорю, который попал в плен к половцам. Она любит его и хочет быть рядом с ним в трудную минуту, и даже кажется, что именно её любовь и спасает мужа.

«Души прекрасные порывы» двух любящих молодых людей наблюдаем мы при чтении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова любит своего Петрушу Гринёва так сильно и преданно, что готова даже отказаться от него ради его же счастья, когда родители не благословили их на брак. Пусть не с ней, а с другой, но только будет счастлив. Петруша же вызволяет свою возлюбленную из рук пугачёвцев, рискуя жизнью. Трусиха Маша способна ради любви на такой смелый поступок, как поехать одной в Петербург, прося милости и снисхождения у самой императрицы, и спасает своего жениха Петрушу от казни.

Героини поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая и княгиня Волконская едут в Сибирь за своими ссыльными мужьями – декабристами, оставив всё, что у них было: дом, детей, родных и близких, потеряв имущество, титулы и положение в обществе. А самое страшное - царь запретил им возвращаться в Россию. Но эти женщины не могут поступить иначе, не могут бросить своих опальных мужей. Любовь и преданность сильнее рассудка.

На вопрос: «Что есть любовь и почему в одном случае она делает людей счастливыми, а в другом несёт с собой боль и трагедию?» можно ответить словами Алёхина – героя рассказа А.П. Чехова «О любви»: «То объяснение, которое годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, - это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать».

Павел Константинович Алёхин – образованный и глубоко порядочный человек. После смерти отца он получил в наследство имение и долги, причиной которых была его учёба. Алёхин счёл себя обязанным привести хозяйство в порядок и расплатиться с долгами. Человек городской, он вначале придерживался привычного для себя образа жизни, но ежедневный тяжёлый труд заставил Павла Константиновича довольствоваться простой пищей и скромным бытом. Его однообразную жизнь лишь изредка скрашивало общение с такими же, как он, мировыми судьями во время судебных заседаний.

Знакомство с супругами Лугановичами нарушило привычное течение его жизни. Анна Алексеевна уже при первой встрече поразила его своим обаянием, женственностью и красотой. Алёхин почувствовал в ней родственную душу. В доме Лугановичей Павла Константиновича приняли радушно, про себя он отметил, что в их семье царили благополучие и взаимопонимание. Возвратившись в имение, он всё время думал об Анне Алексеевне.

Со временем Павел Константинович стал в семье Лугановичей своим человеком. Он старался понять, почему в жизни произошла «такая ошибка» - Анна Алексеевна принадлежит «старому», «неинтересному» человеку и имеет от него детей.

Алёхин и Анна Алексеевна боялись признаться в своих чувствах даже самим себе и, тем более, открыть эту тайну другим. Шли годы, Алёхин по-прежнему бывал в их доме на правах друга семьи. Размышляя о сложившейся ситуации, Павел Константинович понимал, что, отдавшись чувствам, они разрушат «счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили, и где мне так верили». Да и мог ли он в этих обстоятельствах сделать Анну Алексеевну счастливой? Анну Алексеевну тоже мучил вопрос: «Принесёт ли её любовь счастье Алёхину, не осложнит ли она жизнь себе и ему, признав правду?»

Отношения Павла Константиновича и Анны Алексеевны не получили развития. Встречи уже не приносили им радость, а вызывали недовольство и горечь обиды.

Луганович получил назначение в другой город. Семье предстоял переезд. Пришло время прощаться. Лишь за мгновение до отправления поезда Алёхин признался Анне Алексеевне в том, что все эти годы любил её.

Расставшись навсегда, Павел Константинович осознал, что они могли бы быть счастливы, если бы не рассуждали о «грехе и добродетели», а признались друг другу в любви и что сами упустили счастье, подаренное им судьбой.

Рассказ же И.Бунина «Кавказ» совсем о другой любви, любви счастливой и одновременно трагической. У героев нет имён, только он, от лица которого ведётся повествование, и она - замужняя женщина. Они влюблены друг в друга. Их общение – это короткие свидания в номере гостиницы, в тайне от ревнивого мужа-офицера. Он и она мечтают о совместной поездке на Кавказ.

С предосторожностями, боясь быть разоблачёнными, они врозь садятся в поезд, который везёт их к мечте – к морю. Они поселяются в «первобытном месте». Прекрасная природа, размеренный распорядок дня. Даже шумная жизнь местных жителей не нарушает гармонии их маленького мирка. Сбылось всё то, о чём они мечтали.

Но почему же так часто он видит в её глазах слёзы? Что это: сожаление о быстро бегущем времени или о невозможности дальше жить в браке с нелюбимым?

А что же муж, любовью и ревностью которого она так тяготится? Он просто не захотел жить без неё.

Тайное счастье главных героев было коротким, а плата за него высокой. Можно предположить, что отношения героев рассказа на этом закончились.

Супружеская жизнь не всегда делает людей счастливыми, но есть семья, в которых царит любовь и гармония. Муж и жена Алмазовы – герои рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» - пример счастливого брака. Уже с первых строк повествования видно, что жизнь их не безоблачна. Учёба в Академии генерального штаба даётся Николаю Евграфовичу с трудом. Иногда в отчаянии от неудач он готов бросить учёбу, вернуться в гарнизон. Верочка всеми силами старается создать мужу комфортные условия для занятий «головной работой». Она для мужа утешительница, нянька, переписчица.

Николай Евграфович бывает раздражительным и злым. Верочка научилась угадывать малейшую смену его настроения. Вот и в день, когда профессор не подписал ему план, она сразу поняла, что случилась неприятность. Она любила этого «большого и сильного» человека, заставила рассказать о том, почему план не был подписан. Оказывается, Николай Евграфович, чтобы замаскировать посаженное пятно, нанёс на карту несуществующие кусты.

Верочка не могла допустить того, чтобы её муж не выдержал «последнее, самое трудное испытание». Решение вопроса было простым: надо посадить эти злосчастные кусты. Странно, что эта мысль не пришла в голову самому Николаю Евграфовичу.

То, как легко, без сожаления, она сдала в ломбард их немногочисленные драгоценности, с какой убедительностью уговаривала садовника помочь им посадить кусты, видно, что для неё самое важное в жизни – любимый муж.

На следующий день, когда всё закончилось благополучно, план был подписан «славным и умницей» профессором, Верочка и Николай Евграфович шли по улице, держась за руки, и весело смеялись. Прохожим, глядевшим на них, было невдомёк, что идут два счастливых человека, и в том, что они счастливы заслуга маленькой, энергичной, любящей женщины.

Жизнь иногда требует решительных поступков во имя счастья близкого человека, а иногда – ежедневного, не заметного для окружающих, созидания этого счастья.

В разделе на вопрос Приведите литературные примеры на тему "что такое счастье? " для сочинения. " для сочинения заданный автором Анастасия Колобкова лучший ответ это Толстой "Война и мир" - понимание счастья у Пьера после плена. Умей ценить то, что имеешь, видеть красоту вокруг себя, приносить пользу народу - и будешь счастлив.
Пьер Безухов, что «ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, - и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их» , что «надо жить, надо любить, надо верить» .
Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи князь Андрей Болконский и думает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог»
В романе Пушкина “Евгений Онегин” у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. ..именно поэтому он несчастлив.
В очерке Волкова “О простых вещах” поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.
Счастлив тот, кто счастлив дома. (Л. Толстой)
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость
и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Все тихо, спокойно… Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо только потому что несчастные несут свое бремя молча… Надо,
чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… (А. П. Чехов из рассказа «Крыжовник».)
Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала. (И. Бунин)
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «сильна, как смерть» ? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. » (Александр Куприн, Гранатовый браслет)
еще такое нашла))) ---Александр Иванович Куприн "Счастье", сказка

Ответ от Прососаться [новичек]
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» мы видим, как бездействие героев не даёт им обрести счастье. Конкретнее всего это показано на примере Раневской, у которой был вариант сдавать вишневый сад в аренду, предмет ее молодости, счастливых воспоминаний прошлого. Лопахин продал сад на торгах, хотя до этого предупреждал Раневскую, что ещё не поздно. Гаев и Раневская пролили много слез о потери своего вишнёвого сада, без которого, как им представлялось, они не смогут жить. Но потом они, как и всегда, примирились с произошедшим.
Другим примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором главная героиня на все готова, чтобы состоялось ее счастье быть с любимым человеком.