Вопрос о том, школа ли меняет мир, мир ли меняет школу, сродни вопросу про курицу и яйцо. Однозначно можно лишь утверждать, что тот, кто игнорирует взаимосвязь между меняющимися миром и школой, неизбежно проигрывает.

Этому и посвящён сборник статей руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины «Школа будущего меняет мир сегодня» . Интересен он по двум причинам.

Во-первых, в 2010-е годы московская система образования пережила большие перемены, которые, кроме прочего, заключались во введении единой для всех школ системы нормативно-подушевого финансирования и объединении учебных заведений в центры образования. Всё это не обходилось без полемики. В СМИ регулярно появлялись новости о том, что родительская общественность Москвы требует оставить в покое уникальные школы, которые могут пострадать при объединении с менее сильными учебными заведениями. При этом руководитель московского Департамента образования Исаак Калина не переставал повторять в интервью, для чего всё делается: чтобы дать доступ к качественному образованию всем детям Москвы, а не только счастливчикам, попавшим в сотню выдающихся школ.

С этой точки зрения перед нами - монолог управленца, «очищенный» от полемики. Автор сразу предупреждает, что говорить будет только об успешных решениях, а неудачи и ошибки можно обсудить с помощью различных инструментов, которые предоставляет Департамент.

Во-вторых, московские школы, пройдя через перемены, демонстрируют свою эффективность. Отчёты о результатах их работы можно увидеть на сайте Департамента . Так, здесь вы можете узнать, что в 2016 году доля московских учеников в числе победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников составила 31,9%, а в 2010 была всего 18,9%. Детей, получивших 100 баллов ЕГЭ хотя бы по одному предмету, в 2016 году в московских школах стало на 131 человек больше, чем в предыдущем. А в исследовании, проведённом по стандартам PISA по инициативе московских властей, городские школы показали результаты на уровне топ-10 лучших образовательных систем мира по читательской и математической грамотности и топ-20 по естественнонаучной. К слову сказать, общероссийские результаты PISA обычно становятся поводом для критики системы, а не для гордости.

И с этой точки зрения Исаак Калина описывает в своих статьях «школу будущего», которая для Москвы уже стала настоящим, а для других городов и регионов может быть моделью для будущих изменений.

Вот несколько тезисов Исаака Калины, которые можно взять на вооружение:

  • Образование - это общегородской проект, школа должна использовать возможности, которые даёт город, а город должен стать большой Школой.
  • Система образования должна быть открытой: это значит, что все должны понимать, как принимаются решения, формируются бюджеты и так далее. Другими словами, если ты сам не объясняешь свои решения, это сделают за тебя пользователи социальных сетей.
  • Городской рейтинг может быть эффективным инструментом для развития школ, если соответствует двум принципам. Во-первых, каждый ученик своими успехами повышает рейтинг школы, но ни один ученик не может его понизить. Во-вторых, показатели рейтинга подобраны таким образом, чтобы школа была заинтересована в самых разных учениках и в решении различных педагогических задач. В таком случае школы не будут «жертвовать» детьми ради строчки в рейтинге, стараясь искать индивидуальный подход к каждому.
  • Система нормативно-подушевого финансирования школ без прозрачного рейтинга не работает.
  • Целью различных мониторингов качества образования и проверочных работ должна быть не внешняя оценка школы, а выработка школой правильной самооценки.
  • Задача Департамента образования - быть «будильником», который напоминает школам, что «завтра» уже наступило, пора действовать. Кроме того, Департамент управляет, но не вмешивается: у школы должна быть своя свобода и ответственность за результат.
  • Современный ученик - это ученик знающий и умеющий. Школа должна представлять, какими умениями она награждает учеников за то, что они проводят в ней большую часть своей жизни.

Конечно, говоря об успехах московских школьников, сложно не думать об огромных финансовых ресурсах города, техническом оснащении школ и зарплатах учителей. Но полезно помнить, что любые возможности - это ещё полдела, а их эффективное использование зависит от конкретных людей.

Самой одиозной фигурой в российском образовании в настоящее время можно смело считать Исаака Иосифовича Калину - неуёмного оренбургского реформатора, который в 2004-10 годах работал в Министерстве образования и науки РФ (директор Департамента государственной политики в сфере образования, заместитель министра образования и науки, глава рабочей группы Минобрнауки по ЕГЭ), а 10.11.2010 указом Сергея Собянина назначен министром правительства Москвы, руководителем Департамента образования г. Москвы (ДОгМ); переназначен 21 сентября 2018 года.

РИА Катюша: "Этот «эффективный менеджер» из Оренбурга 8 лет целенаправленно уничтожал доступное фундаментальное образование в столице, под ширмой оптимизации сливая школы в многопрофильные «холдинги» с коррупцией и поборами, увольняя и подминая под себя независимых директоров и талантливых педагогов, ставя над детьми цифровые эксперименты (проект «Московская электронная школа») и полностью игнорируя мнение родительской общественности. Прошедший в конце 90-х переподготовку в РАНХиГС (кузница кадров либерал-глобалистов №2 — после ВШЭ), Калина действовал в тесной связке с основной командой ликвидаторов русской школы: Ярославом Кузьминовым (ректор ВШЭ), Исаком Фруминым (фигурант гомоскандала в ВШЭ, куратор низложения образования до уровня передачи «базовых навыков и компетенций»), Дмитрием Песковым (трансгуманист, под форсайт-проекты которого в 2011 году было создано Агентство стратегических инициатив при Правительстве, ныне — спецпредставитель Президента по цифровизации; не путать с президентским пресс-секретарём), Германом Грефом (корпоративный университет и различные «благотворительные» фонды Сбербанка внедряют кастовую систему и «образование в кредит» по лекалам глобалистов из Стэнфордского и Йельского университетов, берут шефство над школами и вузами России, переформатируют педагогов и т. д.). Именно принадлежностью Калины к этой секте объясняются абсурдные для любого адекватного учителя инициативы ДОгМ вроде полной отмены экзаменов и внедрения «персональных траекторий развития», в рамках которых искусственный интеллект будет с рождения определять место человека в социуме, а также отказа от традиционных методов оценки полученных знаний. Кроме того, Исаак Калина является разработчиком Стратегии развития московского образования до 2025 года (по сути, это плохо закамуфлированная версия тех же форсайтов «Образование-2030» и «Образование-2035») и вдохновителем школьных управленцев «новой волны» — директоров-бизнесменов от образования, ничего не смыслящих в педагогике. Ущерб, нанесённый российскому образованию деятельностью Калины, невозможно описать в рамках сжатого материала — он заложил бомбу замедленного действия непосредственно в его фундамент. Оценивая его деятельность, мы можем смело вести речь именно о преднамеренном вредительстве и диверсии — даже соотечественник Калины, часто появляющийся на федеральных каналах политолог Евгений Сатановский, назвал главу ДОгМ «успешно покончившим со школьным образованием столицы ». «Половина примерно школ, уничтоженных в Российской Федерации, была уничтожена в Москве, за что я лично хотел бы поблагодарить — низкий поклон Сергею Семёновичу Собянину и Исааку Иосифовичу Калине, которого я лично, как бывший президент Российского еврейского конгресса, полагаю большим позором еврейского народа и говорю об этом, горько плача. Я считаю, что больший вред нанёс разве что Березовский — был такой, Борис Абрамович. От сокращения 628 школ в Москве может быть одна польза, от их слияния, от всего остального, в том числе от сокращения и слияния профильных школ: площадь можно застроить. Кому война, кому мать родна! Кому — школа или, кстати говоря, институт Академии наук, или, кстати говоря, вуз, а кому — дорогая земля, которую можно застроить. А когда тяжёлое жлобство, замешенное на традициях, на самых мрачных традициях 90-х, сталкивается с будущим страны, то будущему страны не выжить», — справедливо отмечал Сатановский в начале прошлого года ".

"Оптимизация" московских школ и других образовательных учреждений, включая школы-интернаты, спецшколы для детей-инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей - давно стала притчей во языцех. Сам Исаак Иосифович любит сравнивать слияние школ, где учатся дети с разными способностями, с заготовкой разносолов. "Какой огурец в хороший рассол ни попадёт — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солёными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками ", - рассуждал он в ходе профильного круглого стола, организованного "МК". Слова Калины вызвали целую бурю среди московских учителей, придумавших начальнику Департамента образования оригинальную кличку - Девиантный Огурец.

68-летний Калина является доктором педагогических наук (злые языки утверждают, что диссертация столичного министра "Аксиологические основания модернизации педагогического образования" в некоторых местах буквально слово в слово повторяет работу члена-корреспондента РАН Оксаны Поздняковой), заслуженным учителем РФ, награждён почётной грамотой правительства РФ "за большой вклад в совершенствование системы российского образования и многолетний добросовестный труд ", благодарностью мэра Москвы, орденом Почёта, медалью К. Д. Ушинского, нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Один из наиболее состоятельных московских чиновников.

К Новому году вновь оживились слухи о скором завершении блистательной карьеры Исаака Иосифовича. Есть мнение, что "многолетний добросовестный труд" погромщика российского образования всё-таки подходит к концу.

"Наши источники сообщают, что в рамках «зачистки» московских властей от постепенно становящихся «токсичными» руководителей, сейчас настаёт черёд расшатывания кресла под «непотопляемым » главой Департамента образования Москвы Исааком Калиной. На фоне его недавней итоговой пресс-конференции, в ходе которой Калина озвучил много чего радостного, бодрого и победного, возглавляемая им структура сейчас попала под различные проверки. Особое внимание уделено тендерам, проводимым в интересах Департамента образования, и их победителям. В частности, по словам одного из наших источников, в настоящее время ФСБ заинтересовалась ситуацией с закупкой компьютерной техники для пунктов приёма экзаменов. Компания «Ланит-Интеграция», входящая в структуру ГК «Ланит», перед Новым годом решила заработать 3 млрд рублей на поставке этой самой компьютерной техники для столичных пунктов приёма экзаменов (в общей сложности — 10 закупочных процедур с суммарной начальной ценой 4 млрд. 136 млн. руб). И для этого компания готова поставить в московские школы технику китайского производства. Специалисты обратили внимание (в том числе — и контролирующих органов) на низкую надёжность этого «железа», в результате чего поставка данных ноутбуков приведёт к существенным эксплуатационным рискам. Интересно, что реальная стоимость таких ноутбуков составляет не более 15-18 тыс. руб. за единицу, то есть в 3 раза ниже цены в контракте. Однако при этом, по договорённости с ФАС, «Ланит» фактически вытеснил российского производителя подобной техники — ООО «Технопрогресс». В условиях контракта было прописано требование к расположению портов ввода/вывода именно на тыльной стороне корпуса. А появление в техзадании столь «принципиального» условия сделало фактически невозможной поставку в рамках этих закупок ноутбуков от ведущих мировых производителей, которые по своим характеристикам значительно превосходят китайскую технику от «Ланита». Сейчас ответственные за конкурсные процедуры чиновники Департамента образования Москвы готовятся отвечать на неудобные вопросы. По-видимому, с определением победителя этих закупок придется повременить. И не исключено - переписать условия техзаданий. Но проверки коснутся не только этого, поэтому подчинённые Исаака Калины перед Новым годом почувствовали некую нервозность в поведении своего шефа ", - пишет сегодня Telegram-канал "Незыгарь".

10 ноября 2010 года Указом Мэра Москвы Исаак Иосифович Калина назначен Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента образования города Москвы. Уважаемая Светлана Михайловна! Уважаемая Ольга Сергеевна!

1996 — 2002 гг. — руководитель главного управления образования администрации Оренбургской области. 2004 год — приглашен в Министерство образования и науки Российской Федерации на должность директора Департамента государственной политики в сфере образования.

В 1968 году окончил Шарлыкскую среднюю школу № 2 с золотой медалью и Заочную математическую школу при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Прошу Вас, если есть возможность предоставить нам место в группе полного дня, сообщите пожалуйста как его оформить.

1981-1984 гг. — учитель математики в средней школе № 2 села Шарлык Оренбургской области. В 1972 году окончил с отличием Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Математика». В 2002-2004 гг. - заместитель генерального директора ФГУП Издательство «Просвещение». С 11 сентября 2007 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации. Разрешите очень приятно и радостно сообщить Вам, что 30 сентября 2015 года я вновь прибыл в школу Вашего Департамента, в школу №937 Героя Перова.

В группе царит комфортная теплая обстановка, благодаря пониманию и равноправию. Я работаю полный рабочий день. На данный момент в группы полного дня в ГБОУ Лицей №1560 включены дети, которым к 01 сентября 2015г. исполнилось не менее 2 лет и 8 месяцев. Педагог Кузнецова И.В. награждена грамотой Департамента образования за личные заслуги, способствующие реализации перспективных направлений в обучении и воспитании подрастающего поколения Москвы.

Родился 14 ноября 1950 года в селе Шарлык Шарлыкского района Оренбургской области. 1972 год — начал педагогическую деятельность в должности преподавателя математики в профессиональном училище № 29 г. Оренбурга. 1989 год — переведен на государственную службу и назначен заведующим отделом образования Промышленного района г. Оренбурга. 1994 год — начальник областного Управления профессионально-технического образования.

В 1998 году окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам развития региональной системы образования. В 2009 году возглавлял рабочую группу Минобрнауки России, которая отслеживала вопросы, связанные со сдачей ЕГЭ и поступлением в вузы.

При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне - больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Меня интересует когда начнут лечить детей в саду, в котором есть помещение, аппараты, прикрепленный окулист и 90% детей с нарушением зрения?

В следующий раз буду обращаться в прокуратуру!!! Благодаря Матюшкиной Марине Ивановне дети нашего класса живут в дружном коллективе, считают школу своим вторым домом, а класс – большой дружной семьей. Спасибо за внимание к работе педагогов и интерес к московскому образованию. В школе с пошлой недели нет отопления! Дети в классах мерзнут, сидят на занятиях в куртках!

Я и супруга живем и работаем в Москве, но не имеем возможности оплачивать частный детский сад. А сидеть с ребенком — некому. Находимся в безвыходном положении. Администрация ГБОУ Школы № 937 благодарит Вас за добрые слова в адрес сотрудников комплекса и за высокую оценку труда коллектива! Я, мама Горелышевой Юлии Николаевны посещающей детский сад №2586 г. Москвы выражаю огромную благодарность нашему воспитателю Ильиных Жумаслу Сабировне.

Калина Исаак Иосифович

Ребенок с радостью идет в сад, потому что там ее встречает любимый воспитатель, с которой ей легко и интересно. Знание психологии ребенка, постоянное саморазвитие в профессиональной сфере просто незаменимы в профессии ВОСПИТАТЕЛЯ.

Я полностью доверяю нашему воспитателю, ведь оставляя ребенка практически на весь день, мне очень важно знать, что наше чадо в надежных руках. И я спокойна за жизнь и безопасность своего ребенка.

Оптимизационная деятельность в сфере образования

Моя жена вынуждена была прервать отпуск по уходу за ребенком в связи с производственной необходимостью. Спасибо ей за то, что она помогла нашим деткам освоиться в средней школе! Не смотря на все новшества, с которыми встретились ученики после младших классов они успешно к ним адаптировались. Вера Валерьевна всегда принимает участие в решении любых проблем своих подопечных!

Все родители её учеников благодарны Вере Валерьевне за успешный переход их детей в среднюю школу. Спасибо вам за такие Кадры!!! Мой сын учится в школе 8 кл 867 школы в Братеево, прописан в Балашихе, а проживаем мы сейчас на Юго-Западе.

Прошу помочь в переводе ребенка в школу №152 10-класс, т.к. ребенок спортсмен и занимается плаванием в бассейне м.Водный стадион. Дети непростые, но уже после года занятий мы видим колоссальные изменения к лучшему — и в поведении, и в развитии.

Сегодня 13.10.2015 года утром, когда привели детей в детский сад, мы ощутили стойкий запах краски. Не исключено, что после нахождения сегодня детей в детском саду, где стоит стойкий запах краски, дети будут плохо себя чувствовать и возможны различные последствия.

Здравствуйте! Мой ребенок, Радина Полина 2013 года рождения, имеет право на внеочередное получение места в дошкольном образовательном учреждении. Все выше перечисленные документы, я лично возила в ОСИП для подтверждения. Я являюсь сотрудником ГБОУ СОШ №1491 структурного подразделения №1524. Семья наша малообеспеченная,в связи с тяжелым финансовым положением необходимо выходить на работу.

Исаак Калина, как отмечает украинский ресурс seychas.com.ua, известен «активным внедрением в школах учебника по истории РФ под редакцией Александра Филиппова. Когда же намерения Исаака Калины стали претворяться в жизнь, это вызвало бурный протест со стороны московских учителей, учеников и их родителей. Уважаемая Екатерина Андреевна! Уважаемая Наталья Ивановна!

В Москве активисты требуют отставки главы Департамента образования Калины


В Москве уже более 12200 человек высказали свою гражданскую позицию по вопросу поддержки петиции: «Отправить в отставку руководителя Департамента образования Москвы И.И.Калину».
В редакцию «АН-Онлайн» поступило письмо от Комитета инициативной группы. «Мы, жители города Москвы, родители, бабушки и дедушки, педагоги, требуем уволить руководителя Департамента образования г. Москвы И.И.Калину.
Деятельность И.И.Калины идет вразрез с принципами федеральной политики в области образования, нарушает федеральный Закон об образовании, московский закон «О развитии образования». Прежде всего, это выразилось в кампании по укрупнению школ, которая не только проводилась с серьезными нарушениями законодательства, но и стала источником социальной напряженности. Акции протеста против политики Департамента образования стали регулярными.
Кампания по созданию «многопрофильных многофункциональных образовательных центров» ведется по личной инициативе И.И. Калины. Ни программа «Столичное образование: 2012-2016», ни Федеральные программы развития образования, ни майские указы президента 2012 года не предусматривают массовое объединение действующих образовательных учреждений. В городе «сливается» все подряд, механически и бездумно: техникумы с коррекционными детскими садами, школы для детей с девиантным поведением с лицеями для одаренных учеников и вечерними школами .
В Москве отсутствует четко прописанная нормативная база для принятия решений в области образования. Многие решения, в том числе связанные с бюджетом, принимаются без обсуждения, и реализуются без принятия нормативных актов, на основании «устных распоряжений», что нельзя назвать иначе, как волюнтаризмом.
И.И. Калина и его заместители постоянно заявляют, что образовательные комплексы создаются по инициативе самих школьных коллективов. Это ложь. В реальности укрупнение образовательных учреждений проводится насильственно, и зачастую основано на шантаже и обмане родителей, учителей и директоров.
Цели кампании по объединению школ не были никогда четко прописаны, ее эффективность властями не анализируется. Комиссия по оценке результатов создания комплексов была создана только через два года после начала кампании, в нее не вошли ни эксперты, ни представители родительской, учительской и иной общественности.
В итоге мы видим, что кампания «укрупнения» направлена вовсе не на улучшение качества и доступности образования и даже не на сокращение расходов бюджета. Многие уверены, что истинные цели кампании - установить контроль чиновников за финансовыми потоками в области образования и укрепить вертикаль личной власти И.И. Калины.
Расходы московского бюджета на образование существенно возросли с 2010 года, однако схема их расходования, в том числе и на строительство новых образовательных учреждений, остается непрозрачной. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование не проводилась и не проводится.
Вместо организации реального инклюзивного образования в Москве практически уничтожены коррекционные школы, идет превращение детских садов из образовательных центров в «инкубаторы», продолжается удушение школ для одаренных детей; уничтожается социально доступная «продленка», что может привести к росту безнадзорности и детской преступности, дополнительное образование финансируется с задержками.
Московская политика в области образования должна подвергнуться серьезной ревизии, в том числе и с участием широкой общественности. Необходимо создание системы, соответствующей установленному федеральным законом принципу общественно-государственного управления образованием. Необходимо четко определить цели и критерии эффективности для любых изменений в области образования в Москве.
Первым шагом в ликвидации кризиса должно стать увольнение И.И. Калины как чиновника, который опасен для системы образования Москвы. Необходимо впредь предусмотреть процедуру общественного обсуждения кандидатов на такую важную должность, как руководитель департамента образования Москвы».