Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа).Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №

«Согласованно» «Утверждаю»

Старший воспитатель Заведующий МДОУ

Перспективный план логопедических работы с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи

2010 – 2011 учебный год

Учитель-логопед: Черкашина И.В.

Список детей:

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»

Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» - «спит», «пей» - «пьет»);

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период - апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лсксико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, л, с., ш, с-з, р-л, ы-и в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Детский сад

Составление простых предложений, определение порядка следования слов в предложении. Развитие внимания и зрительно-моторной координации

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям

Овощи

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных от существительных

Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем»

Октябрь

Фрукты

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Рассказ-описание «Лимон»

Сад – огород

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Согласование существительных с глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: в, на ; отработка падежных окончаний имен существительных множественного числа

Составление рассказа – описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»

Грибы

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже

Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом»

Осень

Формирование фонематического восприятия

Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа; закрепление употребления в речи обобщающих слов: осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Ноябрь

Перелетные птицы

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Формирование понятий о живых организмах; дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?»; усвоение категории родительного падежа; усвоение глаголов с разными приставками

Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма по демонстрируемым действиям

Лес

Формирование фонематического восприятия

Обучать образованию относительных прилагательных. Усвоение употребления имен существительных в категории родительного падежа единственного числа с предлогом около . Учить подбирать противоположные по значению слова (антонимы)

Составление описательного рассказа «Что можно увидеть в лесу?» по серии сюжетных картинок

Игрушки

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава

Учить образовывать относительные прилагательные от существительных; усвоение глаголов 3 лица, единственного числа, прошедшего времени

Составление короткого рассказа-описания «Кукла»

Одежда и обувь

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными, учить подбирать прилагательные к существительным. Составление сложно-подчиненных предложений по двум картинкам. Продолжение усвоения антонимов

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок

Декабрь

Посуда

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Усвоение употребления имени существительного в категории родительного падежа с предлогом из . Усвоение употребления существительных в категории творительного падежа с предлогом с . Усвоение образования прилагательных. Закреплять умение употреблять предлоги из, с

Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Продукты питания

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам

Зима

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Усвоение категории предложного падежа с предлогом на . Учить подбирать глаголы к существительным по теме. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик». Усвоение навыка составления короткого рассказа .

Новогодний праздник

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Составление предложений по двум опорным словам. Работа с деформированным предложением. Развитие зрительно-моторных навыков. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа по опорным предметным картинкам на зимнюю тематику

Январь

Зимующие птицы

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Закрепление понятий «одушевлённый/неодушевлённый». Усвоение категории родительного падежа множественного числа. Усвоение категории родительного падежа единственного числа. Формирование и активизация словаря

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Дом и его части

Уточнение артикуляции и произношения звука [м] , [м’]

Закрепление умения составлять предложения с опорой на предметные картинки. Упражнять в образовании прилагательных от существительных

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа

Февраль

Мебель

Уточнение артикуляции и произношения звука [п], [п’]

Закрепление употребления предлогов на, за, под. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Умение сравнивать предме ты по их различным или сходным качествам (стул -кресло).

Рассказ – описание «Стул». Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций .

Транспорт

Уточнение артикуляции и произношения звука [б], [б’]

Усвоение глагола «ехать » с разными приставками. Закреплять умение согласовывать имена существительные с глаголами. Учить подбирать противоположные по значению слова-антонимы (быстро - медленно, дале ко - близко)

Рассказ о кораблике. Усвоение навыка составления короткого рассказа.

Части тела

Уточнение артикуляции и произношения звука [т], [т’]

Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Преобразование формы глаголов 3 лица единственного числа в форму 1 лица

Составление рассказа по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций .

Домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [д], [д’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик,- очк, -очек. Формирование и активизация словаря

Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам

Март

Дикие животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [к], [к’]

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить подбирать прилагательные к существительным по теме

Рассказ по опорным предметным картинкам «Кто как зиму проводит»

Дикие и домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [г], [г’]

Учить образовывать сложные слова, развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие зрительной памяти и произвольного внимания, аналитико-синтетическую деятельность. Практическое употребление притяжательных прилага тельных (лисий хвост, вол чьи зубы )

Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ – сравнение «Лошадь и белка»

Дикие животные холодных стран

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Составление рассказа – сравнения «морж и ёж» по картинкам и вопросам логопеда

Дикие животные жарких стран

Продолжение уточнения артикуляции и произношения звука [с]

Выделение четвертого лишнего. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Развитие внимания, памяти, зрительно-моторной координации. Закреплять основные знания названий животных и их детёнышей, где живут, чем питаются, как передвигаются

Рассказ – описание «Слон». Формирование навыка составления короткого рассказа.

Апрель

Профессии

Дифференциация звуков [с] и [з]

Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа. Развивать навыки словообразования и словоизменения. Учить называть профессии по месту работы или роду занятия

Составление описательных рассказов о профессиях с использованием схемы

Наш город

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Рассказ по опорным предметным картинкам «Дети на прогулке»

Весна

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Учить составлять предложения с союзом потому что. Развивать навыки словообразования и словоизменения

Составление рассказа о весне по вопросам логопеда

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Четвертый лишний. Учить употреблять предлог под , развитие познавательного интереса, произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности

Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Рассказ «Сороконожка»

Май

Хлеб

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –ечк, -очк, -ик,-ек. Формирование навыка составления предложений по двум опорным словам

Драматизация сказки «Колобок». Кукольный театр

Лето

Дифференциация звуков [р] и [л]

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать глаголы в прошлом времени

Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине

Список литературы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)

2. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)

3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. , Туманова Т.В.и др. « Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)

6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)


В плане подробно представлено планирование работы учителя-логопеда на каждый месяц по развитию всех компонентов речи. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю, а начиная со 2 периода обучения предусмотрено усложнение учебного материала за счет составления рассказов и пересказов сказок с опорой на серию предметных и сюжетных картин.

В дополнение можно использовать альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями Н. М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы».

Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи и первоначального звукового и слогового анализа у детей старшей группы с общим недоразвитием речи

Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

СЕНТЯБРЬ

1,2
3 Осень. Складывание для Гнома домика и ели из геометрических фигур. 1
Осень. Понятия «предмет» и «действие». 2
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. 3
4 Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие «слово». 4
Деревья осенью. Различение понятий «предмет» и «действие». Одушевленные и неодушевленные существительные. 5
Развитие слухового восприятия на речевых звуках. 6

ОКТЯБРЬ

Деревья осенью. Листья. Повторение и закрепление по теме «Предмет и действие», «Одушевленные и неодушевленные существительные»
Овощи. Согласование им.сущ. с им. прилаг. в числе, роде падеже. Предлоги «в, на».
У Звук [у] 9
2 Овощи. Согласование им. сущ. с им. прилаг. в роде, числе и падеже. Составление загадок описаний. Польза овощей. Практическое употребление предлогов «в, на». 10
Овощи. Количественные числительные «один, одна». Согласование им. числит. с им. сущ. в роде, числе и падеже. Дифференциация предлогов «в, на».
А Звук [а] 12
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. Предлоги «в, на». 13
Фрукты. Им. пад. мн. ч. им. сущ. 14
А, У Звуки [а-у] 15
Золотая осень. Глаголы 3-го л. ед. и мн.ч. наст. вр. Составление описательного рассказа. 16
Перелетные птицы. Употребление глаголов 3-го л. ед. и мн. ч. наст. вр. 17
И Звук [и] 18
Перелетные птицы. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. 19
Игрушки. Уменьшительно-ласкательная форма им. сущ. 20
Н Звук [н] 21

НОЯБРЬ

22
Одежда. Обувь. Притяжательные местоимения «мой, моя, мое, мои». 23
М Звук [м] 24
Головные уборы. Глаголы прош. вр. ед.ч. 25
Посуда. Вин. пад. ед.ч. сущ. Понятие «предложение». 26
Н-М Звуки [н-м] 27
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. без предлога. 28
Домашние птицы. Род. пад. ед. ч. им. сущ. с предлогом «у». 29
Н-М Звуки [н-м] 30
4 31
Дикие птицы. Приставочные глаголы. 32
Н-М Звуковой анализ слогов со звуками [н-м] 33

Второй период обучения (декабрь, январь, февраль)

ДЕКАБРЬ

34
Зима. Количественные числительные «два, две». 35
П Звук [п] 36
Зимующие птицы. Предлог «на». 37
Зимующие птицы. Расширение глагольного словаря. Практическое употребление предлога «на». 38
Т Звук [т] 39
Зимний лес. Зимующие птицы. Предлоги «в, на». 40
Красота зимнего леса. Зимующие птицы. Расширение словаря признаков. Предлоги «на, с». 41
К Звук [к] 42
Новый год. Елочные игрушки. Расширение словаря признаков. Составление описательного рассказа.
Работа над составлением рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. 44
К Звук [к] 45
5 Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам. 46

ЯНВАРЬ

1,2

Зимние каникулы

3 Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». 47
Зимние забавы и развлечения. Предлоги «на-под». Введение условных обозначений слов в предложении для схематического анализа структуры предложения. 48
К-Т Звуки [к-т] 49
4 Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. 50
Домашние животные. Род. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. Практическое употребление предлога «в». 51
П-Т Звуки [п-т] 52
5 Дикие животные. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами «в, на, с, под». 53
Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации. 54
П-Т-К Звуки [п-т-к] 55

ФЕВРАЛЬ

56
Наше тело и уход за ним. Род имен существительных. 57
Х Звук [х] 58
Семья. Понятие «признак». Предлог «за». 59
Семья. Понятие «признак». Предлог «по». 60
К-Х Звуки [к-х] 61
День защитника Отечества. Мужские профессии. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «за, по».
Транспорт. Признаки предметов, выраженные качественными им. прилагательными. Практическое употребление предлогов «по, в, под».
О Звук [о] 64
Рыбы. Образование относительных прилагательных. Образование уменьшительно-ласкательной формы им. сущ. 65
Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. 66
ХЬ Звук [х’] 67

Третий период обучения (март, апрель, май)

МАРТ

Рыбы. Употребление мн.ч. род. и твор. пад. им. сущ. Приставочные глаголы. Качественные им. прилагательные, выраженные словами-признаками по «Сказке о рыбаке и рыбке».
Относительные им. прилагательные, обозначающие материал (по «Сказке о рыбаке и рыбке» и «Три поросенка»).
ПЬ Звук [п"] 70
71
Праздник 8 Марта. Женские профессии. Качественные прилагательные. 72
ТЬ Звук [т’] 73
Работа над пересказом русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам. 74
Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.
КЬ Звук [к’] 76
77
Продукты питания. Качественные прилагательные. Предлог «из». 78
Ы Звук [ы] 79

АПРЕЛЬ

Весна. Работа над пересказом русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин.
Весна. Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картин.
И-Ы Звуки [и-ы] 82
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-. Предлог «к». 83
Цветы. Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин-. Предлог «от». Дифференциация предлогов «к-от».
Л Звук [л] 85
Природа весной. Составление рассказа «Весна» по серии сюжетных картин. 86
Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин с дополнительной опорой на предметные картинки.
Л-Й Звуки [л’-j] 88
Инструменты. Употребление дат. и твор. пад. ед. и мн. ч. им. сущ. 89
Инструменты. Употребление твор. пад. ед. и. мн. ч. им. сущ. Построение сложноподчиненных предложений с союзным словом «чтобы».
В Звук [в] 91
Мебель. Образование относительных прилагательных. Практическое употребление в речи предлогов «на, под, из, в, по, к, от, за, с».
Мебель. Образование относительных прилагательных. 93
В Звук [в]. Звуковой анализ слогов и коротких слов. 94
95
Фабрики. Образование относительных прилагательных. 96
Ф Звук [ф] 97
Дикие и домашние животные. Повторение и закрепление по теме. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи).
Дикие и домашние животные. Притяжательные прилагательные с суффиксом –й- (на –ий, -ья, -ье, -ьи). Практическое употребление предлогов «по, на, в, за, под».
ФЬ Звук [ф] 100
101
Насекомые. Сравнительная степень качественных прилагательных. 102
В-Ф Звуки [в-ф]

Планирование работы учителя-логопеда.

Старшая группа.

(Подготовка к обучению грамоте-1 раз в неделю)

СЕНТЯБРЬ. (1 период)

I неделя, II неделя- адаптационный период.

III неделя-Наш сад. Профессии работников детского сада.

IV неделя- Осень. Периоды осени. Признаки осени. Деревья осенью.

ОКТЯБРЬ.

I неделя-Огород. Овощи. Речь устная и письменная. Предложение. Слово.

II неделя-Сад. Фрукты. Слово. Слова-предметы (одушевлённые и неодушевлённые), слова-действия, слова-признаки.

III неделя-Лес. Грибы. Ягоды . Распространение предложений. Схема предложения.

IV неделя- Перелётные птицы. Понятие о неречевых и речевых звуках.

НОЯБРЬ .

I неделя-Одежда, головные уборы. Гласные звуки. Звук и буква -А-

II неделя-Обувь. Звук и буква -У-

III неделя-Игрушки . Звук и буква -О-

IV неделя-Посуда. Звук и буква -И-

V неделя - Мебель. Понятие о согласных звуках.

ДЕКАБРЬ. ( II период)

I неделя-Зима. Зимующие птицы. Звуки Т-Ть, мягкие и твёрдые согласные, буква -Т-

II неделя- Домашние животные зимой. Звуки П-Пь, буква -П-

III неделя- Дикие животные зимой. Звуки Н-Нь, буква -Н-

IV неделя-Праздник «Новый год». Игры со звуками и с буквами.

ЯНВАРЬ.

I неделя- каникулы.

II неделя-Дом, его части. . Звуки М-Мь, буква -М-

III неделя-Транспорт. Звуки К-Кь, буква -К-

IV неделя-Профессии. Звуки Б-Бь, буква -Б-

Y неделя- Зимние игры и забавы детей. Понятие о звонкости-глухости. Дифференциация звуков Б-П, Бь-Пь и их букв.

ФЕВРАЛЬ.

I неделя-Животные жарких стран, повадки, их детёныши. Звуки Д-Дь, буква -Д-

II неделя-Животные крайнего Севера, повадки, их детёныши. Дифференциация звуков Д-Т, Дь-Ть и их букв.

III неделя-Наша Армия. Звуки Г-Гь, буква -Г-

IV неделя-Электробытовые приборы. ОБЖ. Дифференциация звуков Г-К, Гь-Кь и их букв.

МАРТ. ( III период)

I неделя-Ранняя весна. Приметы весны. Мамин праздник. Звуки Ф-Фь, буква -Ф-

II неделя-Комнатные растения. Звуки В-Вь, буква -В-

III неделя-Наш город. Дифференциация звуков В-Ф, Вь-Фь и их букв.

IV неделя-Народные промыслы. Звуки Х-Хь, буква -Х-

АПРЕЛЬ.

I неделя-Продукты питания. Дифференциация звуков К-Г-Х, и их букв.

II неделя-Космос. Звук и буква -Ы-

III неделя-Прилёт птиц весной. Звуки С-Сь, буква -С-

IV неделя-Речные, озёрные и аквариумные рыбы. Звуки З-Зь, буква -З-

V неделя-Правила дорожного движения. ОБЖ. Дифференциация звуков С-З, Сь-Зь и их букв.

МАЙ.

I неделя-Поздняя весна. Растения и животные весной. Игры со звуками и с буквами.

II неделя-День Победы. Игры со звуками и с буквами.

III неделя-Деревья, кустарники. Садовые и полевые цветы. Игры со звуками и с буквами.

IV неделя-Садовые и полевые цветы. Повторение и закрепление пройденного материала

V неделя- Насекомые. Повторение и закрепление пройденного материала.

ИЮНЬ

Проведение дидактических игр, направленных на повторение пройденного материала по след. разделам:

Лексика,

Грамматика,

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в стихах,

Развитие фонематического восприятия,

Работа над словами со ССС на синтаксическом уровне,

Развитие связной речи (пересказ, составление рассказов по серии сюжетных картин, по одной картине, творческие рассказы)

Татьяна Чудаева
Перспективный план учителя-логопеда для старшей группы детей с ОНР

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

структурное подразделение «Детский сад № 4 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

Перспективный план работы в старшей группе ОНР 2015-2016 уч . год

Учитель-логопед :

Чудаева Т. В.

Рузаевка 2015

Перспективный план образовательной деятельности для детей

ОНР в старшей группе на 2015-1016 учебный год.

Неделя, месяц Тема Фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ слова Интеграция образовательных областей Тема образовательной деятельности по лексике и грамматике Грамматический строй речи Связная речь

сентября Логопедическое обследование

сентября Звуки речи. Артикуляционный аппарат Строение речевого аппарата. Гласные и согласные звуки. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Игрушки. Мордовская народная игрушка. Косвенные падежи существительных. Составление описательного рассказа о любимой игрушке.

4 неделя сентября Звук У Выделение начального ударного гласного Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Хлеб – всему голова. Существительные родительного падежа, сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласование в их роде с сущ. Пересказ рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» , заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

1 неделя октября Звук А Выделение начального ударного гласного Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Здравствуй, осень! Относительные прилагательные.

Согласование прилагательных с существительнымв роде и числе. Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

2 неделя октября Звук О. Дифференциация О-У. Выделение начального ударного гласного.

Анализ звукового ряда из двух гласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Овощи. Труд людей в огороде. Сущ. ед. и мн. ч в разных падежах. Составление описательного рассказа об овощах

3 неделя октября Звук Ы Выделение конечного ударного гласного Ы. Выделение глас. зв. в середине слова. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Фрукты. Труд людей в саду. Сущ. ед. и мн. ч в разных падежах. Притяжательные местоимения мой, моя. Загадки-описания. Составление описательных рассказов по картинкам.

4 неделя октября Звук И. Выделение начального ударного гласного. «И» смягчает предыдущую согл. и она читается мягко. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Грибы, лесные ягоды, лес. Сущ. ед и мн. ч в разных падежах. Чтение, пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом»

1 неделя ноября Звук П Выделение первого согласного звука, последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Лиственные и хвойные деревья. Кустарники . Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Загадки-описания.

2 неделя ноября Звук Т Выделение первого согласного звука, последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа УТ.

Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Моя страна – Россия. Мой край. Мой город. Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Составление описательного рассказа о своем городе, своей республике.

3 неделя ноября Звук К Звуковой анализ обратного слога типа ИК. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Транспорт Сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Описательные рассказы транспорта по картинкам.

4 неделя ноября Звук Х Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Подготовка к зиме диких животных, поздняя осень. Относительные прилагательные.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Сопоставление ранней и поздней осени. Составление описательного рассказа : «Осенний лес»

1 неделя декабря Дифференциация звуков К-Х Уточнение артикуляции и произношения звуков К, Х. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Домашние животные и птицы. Образование существительных в разных падежах. Образование глаголов с помощью приставок. Заучивание стихотворений о домашних животных и птицах.

2 неделя декабря Звук С Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Обитатели подводного мира, рыбы и земноводные. Однокоренные слова. Сложные слова. Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В. Составление рассказов описаний. Загадки-описания.

3 неделя декабря Звук З Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимушка - зима. Однокоренные слова. Сложные слова. Образование глаголов с помощью приставок. Составление описательного рассказа о природе зимой.

4 неделя декабря Звук Н Закрепить характеристику звуков. Определить место в словах. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимующие птицы. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Сложные предлоги ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА. Рассказы-описания про птиц.

1 неделя января КАНИКУЛЫ

2 неделя января Звук Г Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Пожарная безопасность

Однокоренные слова. Относительные прилагательные. Беседа о пожаре по картинкам.

3 неделя января Дифференциация Г-К Уточнение артикуляции и произношения звуков К, Г. Определение места звука в слове. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Зимние забавы. Относительные прилагательные. Сравнительная степень прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок. Составление описательных рассказов на тему :

На горке

Как я ходил на каток.

4 неделя января Звук Л Уточнить артикуляцию и произношение звуков. Развивать фонематический слух Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. В гостях у сказки Образование сравнительной степени прилагательных. Притяжательные прилагательные. Пересказ сказок. Припоминание главных героев.

1 неделя февраля Звук В Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Человек. Забота о своем здоровье. Образование существительных с разными суффиксами Составление рассказов-описаний.

2 неделя февраля Звук М Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Сезонная одежда. Головные уборы. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыков словообразования. Составление рассказов по темам :

Для чего нужна одежда?

Как ухаживать за одеждой?

3 неделя февраля Звук Е. Выделение начального ударного гласного. «Е» смягчает предыдущую согл. и она читается мягко. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Обувь. Глаголы несовершенного вида единственного и множественного числа Загадки-описания.

Рассказы по темам :

Для чего нужна обувь.

Как ухаживать за обувью.

4 неделя февраля Звук Д Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Праздник 23 февраля, профессии мужчин. Однокоренные слова. Сложные слова. Составление описательного рассказа о папе.

1 неделя марта Звук Ш Закрепить, что звук Ш всегда твердый. Определение места звука в словах. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Я – и моя семья. Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление рассказа о своей семье

2 неделя марта Звук Ж Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Праздник 8 марта, женские профессии Употребление предлогов НАД, ПОД, НА, В и др. Образование глаголов с помощью приставок. Составление рассказа о маме и бабушке.

3 неделя марта Звук Щ Уточнение артикуляции и произношения звука. Закрепить, что всегда мягкий. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Продукты питания, труд повара, посуда. Относительные прилагательные. Употребление предлогов К, С, У. Составление предложений по картинкам, по серии сюжетных картин.

4 неделя марта Звук Ц Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Весна – изменения в природе. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ. Заучивание стихотворения «Весна» . Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1 неделя апреля Звук Ч Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Перелетные птицы, прилет птиц. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Совершенствование навыков словообразования.

Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

2 неделя апреля Звук Я Закрепление представлений о мягкости согласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. День космонавтики. Относительные прилагательные.

3 неделя апреля Звук Ю

Закрепление представлений о мягкости согласных Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Мой дом, мебель, бытовые приборы. Относительные прилагательные. Совершенствование навыков словообразования.

Составление предложений по картинкам

4 неделя апреля Звук Р Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Комнатные растения. Употребление предлогов НА, В.

Относительные прилагательные. Рассказы по темам :

Мой любимый цветок.

Зачем нужны цветы.

1 неделя мая Звук Л Уточнение артикуляции и произношения звука. Определение места звука в слове. Выделение звука на слух. Отгадать слово из первых звуков слов. Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. День Победы – 9 мая. Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные. Составление предложений по картинкам, распространение предложений.

2 неделя мая Звуки речи Закрепление произношения и различения звуков Социально-коммуникативное, речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое. Насекомые. Относительные прилагательные.

Притяжательные прилагательные. Составление описательного рассказа о насекомом.

3-4 неделя мая Логопедическое обследование Обследование детей .

План составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы

с общим недоразвитием речи.

2012 – 2013 учебный год

Учитель-логопед: Полянина Е.И.

Список детей:

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Адрес

Речевое заключение

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.С. Гомзяк «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».

Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели, условно можно разделить на 3 периода:

Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю.

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

* подготовку к овладению диалогической формой общения;

* практическое усвоение некоторых способов словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

* усвоение притяжательных местоимений «мой - моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;

* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке

* усвоение навыка составления короткого рассказа.

* закрепление правильного произношения звуков;

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

Второй период обучения - декабрь, январь, февраль, март

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю: по формированию звукопроизношения - 1 раз в неделю, по развитию связной речи – 1 раз в неделю.

* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;

* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);

* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;

* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» - «лежит» - «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» - «иду» - «идешь» - «идем»;

* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);

* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;

* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;

* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость - звонкость; твердость - мягкость;

* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период - апрель, май, июнь

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

* закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (»выехал» - «подъехал» - «въехал» - «съехал» и т.п.);

* закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян);

* образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («волчий», «лисий»);

* образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов: еньк - оньк;

* усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами" («добрый» - «злой» и т.п.);

* уточнение значений обобщающих слов;

* формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

* расширение значения предлогов: «к» употребление с дательным, «от» - с родительным падежом, «с - со» - с винительным и творительным падежом;

* отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

* составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»),с противительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я. хочу, чтобы..);

* преобразование предложений путем изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» - «встретился с братом»); изменением вида глагола («мальчик писал письмо» - «мальчик написал письмо»);

* умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» - «три» - «четыре»);

* умение выделять предлог как отдельное служебное слово;

* закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т.п.).

фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи проводятся 1 раза в неделю:

1. усвоение звуков, в твердом и мягком звучании в прямом слоге;

2. дифференциацию звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л,), (т-т,), по месту образования (с-ш);

3. овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слова (ас - са), односложных слов типа «суп».

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Детский сад

Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя . Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям.

Игрушки

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.

Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям.

Октябрь

Осень.

Звук и буква У.

Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски

Овощи.

Звук и буква А.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме.

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему.

Фрукты.

Звуки У-А.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Сад- огород.

Звук и буква П.

Согласование существительных с прилагательными и глаголами, закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в - из.

Пересказ рассказа

« Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.

Ноябрь

Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Звук и буква О.

Согласование имён числительных два и пять с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.)

Пересказ рассказа Я. Тайца « По ягоды» с использованием предметных картинок.

Перелетные птицы

Звук и буква И.

Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов: на - с, в – из ; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных.

Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

Одежда.

Звук и буква М.

Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк-; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему.

Обувь, одежда, головные уборы.

Звук и буква Н.

Формирование умения согласовывать глаголы с существительными единственного и множественного числа ( яблоко растёт, яблоки растут ); упражнение детей в умении подбирать слова противоположные по значению.

Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок.

Ателье.

Звук и буква Т.

Учить образовывать прилагательные от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с

существительными.

Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок.

Декабрь

Зима. Зимние забавы.

Звук Ть. Буква Т

Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени.

Пересказ рассказа « Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

Мебель. Части мебели.

Звук и буква К.

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже.

Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации.

Семья.

Звук Кь. Буква К.

Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание логико- грамматических конструкций.

Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества).

Новогодний праздник

Звуки Кь - К. Буква К.

Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета.

Январь

Зимующие птицы.

Звук и буква Б.

Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц; учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов; закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Составление описательного рассказа о зимних птицах с использованием схемы

Дикие животные зимой.

Звук Бь. Буква Б.

Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за.

Пересказ рассказа Е. Чарушина « Кто как живёт: заяц, белка, волк»

(пересказ близкий к тексту).

Февраль

Почта

Звук и буква Э.

Закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа.

Пересказ рассказа « Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина.

Транспорт

Звуки Г - Гь. Буква Г.

Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа.

Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик» с использованием опорных предметных картинок.

Комнатные растения.

Звук Ль. Буква Л.

Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова.

Составление рассказа по сюжетной картинке « В живом уголке».

Наша армия.

Звук и буква Ы.

Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными.

Пересказ рассказа Л Кассиля « Сестра».

Март

Весна. День рождения весны.

Звук и буква С.

Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа.

Составление рассказа

« Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.

Звук Сь. Буква С.

Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам.

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

Профессии.

Звук и буква Ш

Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа.

Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы.

Наша пища.

Звуки С – Ш.

Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

Пересказ – инсценировка сказки « Колосок» с использованием серии сюжетных картин.

Апрель

Откуда хлеб пришёл?

Звуки Х – Хь.

Буква Х.

Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве.

Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составленного по серии сюжетных картин.

Посуда.

Звуки В – Вь. Буква В.

Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды.

Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой».

Мой дом.

Звук и буква З.

Учить образовывать сложные слова; закреплять умение составлять предложения с предлогами.

Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Домашние животные и их детёныши.

Звук Зь. Буква З.

Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения.

Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок».

Май

Наша страна. Мой родной край.

Звук и буква Ж.

Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России; учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях.

Составление рассказа

« Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.

Человек.

Звуки З – Ж.

Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы; закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов; развивать словарь антонимов.

Пересказ басни Л. Толстого « Старый дед и внучек».

Насекомые.

Звуки Д – Дь. Буква Д.

Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Лето.

Звуки Ф – Фь. Буква Ф.

Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов.

Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине

Список литературы:

1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» (М.: Минестерство образования РСФСР,1991.)

2. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно в 5-6 лет ».(М.: 2009г.)

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)

6. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)