Конспект непосредственно образовательной деятельности "Этот загадочный космос"

Назначение: Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен воспитателям детского сада для ознакомления старших дошкольников с миром природы.
Автор работы: Вотинцева Людмила Иосифовна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ладушки».
Цель : Создать условия для развития познавательной активности детей с использованием экспериментально-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах).
Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.
Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт, комета, телескоп, Млечный путь.
Развивающие:
Развивать внимание, память, наблюдательность, исследовательские способности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Прививать детям навыки здорового образа жизни.
Оборудование: интерактивная доска, картинки: с изображением первых космонавтов, ракеты, созвездий, Млечного пути, космоса, чёрной дыры, спутника, планеты Земля с видом из космоса; глобус, большой жёлтый шар, горошина и большой мяч.
Предварительная работа: выучить физ. минутку про космос, выучить стихи про космос, рисование космоса с помощью техники Триз (свечой), рассматривание картин и видеороликов про космос и космонавтов.Мотивационный момент :
Звучит музыка и на экране появляются картинки с изображением снимков из космоса.




На этом фоне звучит стихотворение Н.Цветковой:
Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?

Воспитатель:
Как вы думаете ребята, что это?
Дети: космос.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в космосе всё находится, где попало или есть какой – то порядок?
Воспитатель:
Космос –это загадка для человека. Дети, а вы хотели бы разгадать загадки космоса?
(Ответы детей)
На экране появляется картинка планеты Солнце.


Воспитатель: Что это? (планета Солнце).
Ребёнок читает четверостишие:
Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!
Воспитатель: Ребята, давайте решим, почему первым на экране у нас появилось Солнце?
(ответы детей)
Воспитатель: Это самая важная звезда. Почему она важная, попытаемся с вами доказать. Вокруг неё образуется Солнечная система.
На экране появляется изображение Солнечной системы.


Жизнь нашей планеты зависит от нее. Сейчас мы с вами проведём эксперимент и попытаемся подтвердить, что наша жизнь зависит от Солнца.
Эксперимент 1: Какое оно Солнце? (Большое, горячее, ласковое, тёплое, светящееся, …). Значит, оно даёт тепло. Вот этот большой жёлтый шар будет солнце.
Мы с вами уже изучили, как называется наша планета? (Земля). Чем мы можем заменить у нас в группе планету Земля? (глобусом)
(воспитатель вместе с детьми подводит детей к выводу почему меняется день и ночь на земле и времена года в зависимости от расположения планеты Земля от Солнца.).
Эксперимент 2: Сравнить размеры Солнца и Земли, мы можем, используя тыкву и горошину. Если наша Земля – горошина, то Солнце – это большой мяч. Солнце-это горящая планета, может ли Земля находится рядом с Солнцем? (нет, сгорит)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а планеты Солнце и Земля одни или их много? (ответы детей)
Воспитатель: Все планеты вокруг Солнечной системы называют Вселенной. (На экране появляется картинка с расположением всех планет в Солнечной системе.)


Ребёнок читает стихотворение А. Хайта:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета.
Под названием Плутон.
Воспитатель: В Солнечной системе девять планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. Почему мы видим звезды маленькими?
Эксперимент 2: Воспитатель просит детей подойти к окну и рассмотреть предметы на улице вблизи и вдали. Почему одни и те же предметы становятся больше или меньше?
Воспитатель: Давайте найдём расположение нашей планеты.
Ребёнок читает загадку:
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Воспитатель: Из всех планет Солнечной системы жить мы можем только на Земле, Как вы думаете, почему? (Потому что здесь есть воздух, вода, и здесь нужная нам для жизни температура.)
Воспитатель: Если посмотреть на нашу планету из космоса, она кажется голубой. На ней видны океаны и материки (суша).
А вы хотите отправиться в космос?
Физминутка:
Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
Сели все мы на ракету –
В космос улетели (поднимаем ручку вверх).
Воспитатель: Как называется профессия людей, которые отправляются в космос для работы, чтобы проводить там исследования? (космонавты).Наши Российские космонавты первыми полетели в космос. Это Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова.
А вы знаете сколько всего космонавтов в мире? На 25 ноября 2014 года насчитывается 558 человек из них женщин - 59(На экране появляются фотографии Российских космонавтов: Гагарин, Титов, Николаев, Терешкова,…)






Воспитатель: Дети, каким, по-вашему мнению, должен быть человек, который отправляется в космос? (смелым, сильным, выносливым, здоровым, умным,…).
Воспитатель: Что для этого нужно делать с детских лет? (заниматься спортом, учиться, стараться много узнать, изучать космос, заботиться о своём здоровье,…).
Воспитатель: Сейчас мы проверим свой ум и попытаемся отгадать загадки.
Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)


В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
(Комета)


На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)


Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)


Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)


У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (космонавт)


Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …
(Гагарин)


Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
Как одинокий таинственный путник,
Летит по орбите искусственный …
(спутник)

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552

Город Москва

Капитанская Елена Александровна

Цель:

  • создать условия для развития чувства цвета и композиции.
  • создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и масляной пастелью
  • формировать умение изображать части Солнечной системы
  • формировать умение практически выполнить рисунок, получая разные оттенки смешиванием красок
  • продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, чувство композиции.

Материалы:

Листы бумаги А4; акварельные краски, кисти, баночки с водой; масляная пастель; салфетки матерчатые, иллюстрации о космосе, солнечной системе;

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть

Дети стоят около педагога и рассматривают картинки.

Воспитатель: Ребята, мы с вами на прогулке наблюдали за небом. Каким оно вам запомнилось? (Ответы детей)

Правильно, ребята, небо бывает яркое, голубое – в солнечный день, серое – в пасмурный, оранжево – розовое на закате.

Может ли небо быть фиолетовым, черным? (Ответы детей)

Когда? (Ответы детей) .

Конечно, ночью небо становится темно-синим, загорается тысячами звезд. (Показ иллюстраций с изображением звёздного неба) . Так выглядит ночное небо, если смотреть на него с земли.

Наша планета Земля находится в бескрайнем космическом пространстве. В нём множество других планет, миллиарды звёзд, колоссальные массы мелких камней, пыли, газов. И всё это называется Вселенной. И сейчас я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашей Вселенной. Давайте, пофантазируем, представим, что мы с вами поднялись так высоко, что Земля превратилась в голубой шар внизу. Как теперь будет выглядеть небо? (Ответы детей)

То, о чём вы говорите, уже не небо, учёные называют это космическим пространством. Оно хоть и безвоздушное, но заполнено звездами, планетами, кометами. Особенно далекие звезды кажутся пылинками, они образуют туманности и Млечный путь (показ иллюстраций) .

Это наша галактика – она называется Млечный путь. Часть Млечного пути – наша Солнечная система, в состав которой входят 8 планет. Все они вращаются вокруг Солнца (показ иллюстрации с изображением Солнечной системы) . Педагог предлагает детям назвать каждую планету.

Воспитатель:

Посмотрите, дети, как выглядит наша солнечная система. Какая планета находится ближе всех к Солнцу? (Меркурий) . Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу. Поверхность планеты изучают автоматические межпланетные станции и космические зонды, которые запускают с земли (показ иллюстраций) . Какую планету иногда называют «сестрой Земли» ? (Ответы детей) . Да, это Венера. По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может (показ иллюстрации) .

Воспитатель:

Какие планеты вы еще знаете? (Ответы детей.) . По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного, если вы в иллюминаторе увидите зеленую планету – это Уран, красную – это Марс; вокруг Сатурна обязательно будут кольца, они состоят изо льда и камней. А самая маленькая планета – это Плутон.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию с изображением планеты Земля.

Воспитатель:

А что это за шар голубого цвета? (Земля) . Правильно, это наша любимая планета - Земля. Как интересно выглядит она со стороны! Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин) Как обычно одеты космонавты? (в скафандры) . По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необыкновенного.

2. Практическая часть.

Воспитатель:

Планеты - наши соседи. Луна - спутник нашей планеты Земли, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Звезды гораздо больше планет, самая близкая к нам звезда - Солнце. Без нее на Земле не было бы жизни, поэтому люди так неуютно чувствуют себя, если долго не видят солнца. А эту планету узнает каждый землянин, потому что она - его дом! Так выглядит наша планета Земля из космоса. Какая она? (Ответы детей)

Вы меня порадовали своими знаниями о космосе. А сейчас я предлагаю зарисовать наше путешествие, материалы у вас разные – это мелки масляной пастели и акварельные краски.

Мелками масляной пастели вы будете рисовать планеты, спутники, можно нарисовать космическую ракету и космонавта в открытом космосе. У каждого получится свой космический пейзаж.

Когда вы закончите рисовать пастелью, приступите к закрашиванию воздушного пространства акварельными красками.

Какими цветами вы будете изображать воздушное пространство? (Ответы детей)

Как мы с вами можем получить фиолетовый цвет? (Ответы детей)

Правильно, смешаем на палитре синюю и красную краски.

А как получить голубой цвет? (Ответы детей)

Да, действительно необходимо смешать синюю краску и белую.

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,
(Пальцы сжимают и разжимают)
Космонавт летит в ракете.
(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.
(Руки разводят в стороны)
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей» ) .

Воспитатель:

Приступаем к выполнению задания.

3. Заключительная часть

Проводится анализ готовых работ.

Воспитатель:

Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (Ответы детей)

Интегрированная НОД(логопедическое и рисование) в подготовительной группе

Разработала:

учитель-логопед БДОУ г. Омска

«Детский сад №191 компенсирующего вида»

Ильенко Ирина Леонидовна

Аннотация: данная работа является

Вид: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи.

Тип: фронтальное.

Тема: День Космонавтики. Составление рассказа с опорой на графический план.

Цель: совершенствовать связную речь.

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»:

· побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;

· формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

· совершенствовать умение выполнять коллективную постройку.

Образовательная область «Социализация»:

· воспитывать любовь к планете, на которой живем, и бережное отношение к окружающему миру;

· формировать умение адекватно оценивать работу товарища;

· совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

· приобщать к словесному искусству через легенды;

· развивать литературную речь (при составлении текста физминутки).

Образовательная область «Здоровье»:

· развивать координацию речи с движением (физминутка);

· формировать умение выполнять самомассаж и глазодвигательную гимнастику;

· развивать мелкую моторику рук.

Образовательная область «Безопасность»:

· воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;

· формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная область «Познание»:

· расширить кругозор детей по теме «Космос»;

· закрепить активный словарь по теме;

· формировать умение детей составлять рассказ по сюжетной картинке;

· формировать умение использовать в речи антонимы;

· совершенствовать умение согласовывать существительные с глаголом в единственном и множественном числе;

· развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область «Художественное творчество»:

· формировать умение самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства и различные материалы: краски, восковые мелки, бумагу;

· развивать творческие способности.

Образовательная область «Труд»:

· формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Образовательная область «Музыка»:

· прививать любовь к музыкальным произведениям;

· знакомить с новыми музыкальными произведениями.

Речевой материал : космос, космонавт, космическая, солнце, солнечные, солнечная система, Земля, земляне, планета, ракета, Луна и т.д.

Оборудование: предметные картинки, подручные материалы (кубики, стульчики и т.д.), схема графического плана, глобус, мячи, воздушный шар, видеоматериалы, ноутбук, фотографии космонавтов.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».

Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос».

Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.

Разучивание стихотворений и загадок по теме.

Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.

Ход нод:

1.Оргмомент

А давайте-ка, ребята,

Поиграем в космонавтов.

В космос с вами полетим!

Собираемся в полет,

Строим новый звездолет!

Давайте построим ракету (дети строят из кубиков и стульчиков ракету).

2. Сообщение темы.

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, лежит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе (показываю картинку ). Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца. В Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные и галактики.

Ребята, а кто из вас действительно хотел бы отправиться в космос на ракете? (Ответы детей).

Как называется человек, который летит в космос? (Ответы детей).

Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка. Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин. Первой женщиной, полетевшей в космос была Валентина Терешкова (показываю фотографии космонавтов ).

А как вы считаете, почему для вас это пока мечта, которую можно исполнить, если очень захотеть?

Конечно, мы должны еще многое узнать о космосе, чтобы наше путешествие прошло удачно, научиться управлять сложной машиной-ракетой, быть сильными и ловкими. А сейчас, кто за то, чтобы начать подготовку будущих космонавтов и выяснить, что мы знаем о космосе?

3. Игра «Собираемся в полет» (подходят к столу, на котором находятся предметы и рюкзак) .

Мы ракету смастерили,

А багаж собрать забыли.

На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нам нужны во время космического полета. Попробуем собрать рюкзак для нашего путешествия. Каждый из вас по очереди подходит и выбирает предмет и объясняет, почему он может пригодиться в нашем путешествии.

4. Игра «Наоборот» (встают в круг) .

Наш экипаж к полету готов! Занимайте свои места! Проверим готовность в игре: взлететь – приземлиться, ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, большой – маленький, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро.

5. Игра «Старт ракеты» (Экспериментальная деятельность «в ракете»).

Ребята, посмотрите, как космонавт Юрий Гагарин отправляется в космос (видео № 1 старт ракеты; http://rutube.ru/video/b2e9bee3215f979f9ac26a4415a18a2d/ ).

Кто знает, как называется место, где происходит запуск ракет?

Это место называется космодром . Наши ракеты запускают на космодроме в Казахстане. Он называется Байконур, который находится в степи и далеко от населенных пунктов. Кто может ответить, почему ученые выбрали именно это место? (направляю ответы детей, по мере необходимости).

Хотите узнать, как происходит, что ракета взлетает в космос?

Смотрите, я надуваю воздушный шарик и зажимаю отверстие пальцами. А потом разжимаю пальцы и наш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому же принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Посмотрите еще раз на старт ракеты (видео № 2; http://rutube.ru/video/719e9ca82a5b6739beb39edb383cf758/ ).

6. Физминутка

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на Землю вниз глядит.

7. Игра «Космонавты видят …» (игра с мячом) .

Что видят космонавты из ракеты?

Космонавты видят много звезд, созвездий (планет, гор, метеоритов и т.д.).

8. Самомассаж рук «Земля и Луна» (стоя у стола) .

Ребята, а кто знаете, что такое спутник Земли? (Ответы детей).

Это небольшая планета, которая вращается вокруг нашей планеты.

Как называется спутник Земли? (Ответы детей).

Спутник Земли – Луна. Давайте представим, как Луна вращается вокруг Земли. (Показываю глобус и спутник ).

А теперь вы попробуйте выполнить эти движения с помощью мячей. (Дети берут по два маленьких мяча. Вращают один мяч вокруг другого пальцами одной руки ).

Вокруг Земли Луна летает, А для чего - сама не знает.

9. Составление рассказа с опорой на графический план («в ракете») .

Слон, черепаха. (Представления древних людей о Земле.)

Наша Солнечная система. (Как устроена Солнечная система?)

Созвездия. (Назови созвездия.)

Ракета, спутник. (Полет в космос.)

Белка, стрела. (Назови собак-космонавтов.)

Космонавт.(Первый космонавт - Юрий Гагарин.)

(Примерный рассказ по таблице)

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, покоится на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь мы знаем, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет. Нас окружают в бесконечном космосе другие вселенные и галактики. На небе видны созвездия, я могу найти Большую Медведицу и Малую Медведицу. Человек всегда мечтал полететь к звездам. Сначала на ракете в космос отправились собаки-испытатели Белка и Стрелка.

Первым человеком, который полетел в космос, стал космонавт Юрий Гагарин.

(Графический план размещаю на доске. Разбираем последовательно пункты плана. Даю образец рассказа, затем слушаем 3-4 рассказа детей).

10. Физминутка с глазодвигательной гимнастикой.

На ракете - вверх взлетели, (выполняют «старт ракеты»)

Только слышен ветра свист.

Взлёт , посадка , снова взлёт, (глазодвигательные упражнения в соответствии с текстом)

И опять наоборот.

11. Игра «Земля» (под музыку за столами) .

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

Я.Аким

Давайте нарисуем нашу планету такой, кокой ее видят из космоса космонавты. Чтобы работы были более яркими и интересными, рисовать будем восковыми мелками и красками. Посмотрите, как выглядит наша планета из космоса (показываю иллюстрацию) . Почему здесь преобладает голубой цвет?

Верно, на Земле очень много воды, поэтому нашу планету называют – Голубая планета.

Чем сначала будем рисовать? (Рисуют восковыми мелками, а затем акварельными красками под музыку; http://video.yandex.ru/users/lari-lira/view/6355/# ).

12. Итог.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Как вы считаете, кто из ребят был самым подготовленным космонавтом? Почему? (Оценка детей ).

Вы - молодцы.

Литература:

  1. Бойкова С.В. Развитие лексики грамматического строя у дошкольников: Картотека заданий с усложнением: - СПб,: КАРО.2005.- 32 + 68 с. карточек: ил. (Коррекционная педагогика)

Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Космос»

Тема занятия: День космонавтики
Цель: Развивать умение отражать в рисунке свои представления о космосе.
Задачи:
1.Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.
3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
В космосе так здорово!
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!
О. Ахметова
Одна из тем, которая очень интересна детям дошкольного возраста, это-космос. Космос -это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью-луна. И небо усыпано множеством звезд.
Что можно рассказать детям о космосе?
12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным.
Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Наша Земля - это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся шары. Солнце - тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.


Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.


Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.


Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Больше всех подошли обычные дворняги. Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.
Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.


Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.
Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году.


А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году.


Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.
Тема космоса содержит массу идей для рисунков и наши дети подготовительной группы поделились своими впечатлениями о космосе.





Цель : Расширять и углублять представления детей о космосе.

Задачи:

  • Закрепить знания о планетах солнечной системы.
  • Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы.
  • Закреплять навык составления простых и сложных предложений.
  • Закреплять умение образовывать слова-антонимы с приставкой без- .
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.

Оборудование:

  • Модели планет на плакате, аудиозаписи, портреты.
  • Глобус.
  • Мнемотаблицы.

Предварительная работа :

  • Беседы на тему «Космос»
  • Рисование на тему «Инопланетяне», «Космос»
  • Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
  • Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе
  • Игровые ситуации «Космодром», «Найди планету»

Ход занятия

Дети сидят полукругом.

Звучит космическая музыка.

Воспитатель:

Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появились следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла ЛУНА, которая меняла свою форму.

Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет и на многие вопросы они нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Дети, давно, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.

Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).

А есть ли в нашем городе памятник космонавтам? (В нашем городе есть памятник Юрию Алексеевичу Гагарину).

А где он находится? (Он находится на улице Гагарина)

Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)

Юрий Гагарин - настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина - космонавт)

А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).

А как вы думаете, какими должны быть космонавты?

Дидактическаяигра «Каким должен быть космонавт?»

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным.

Ребята давайте скажем, кто же может попасть в отряд космонавтов?

Дидактическая игра «Добавь слово»

Воспитатель: Космонавтом хочешь стать, должен много- много…

Дети: Знать.

Воспитатель: Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит …

Дети: Труд.

Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты

Для полетов на..

Дети: Планеты.

Воспитатель: Самый дружный будет наш

Наш веселый…

Дети: Экипаж.

Воспитатель: Если в космос мы хотим

Значит скоро …

Дети: Полетим.

Для полета мы построим космический корабль и назовем его «Дружба». Как называется дверь в космическом корабле? (Дверь в космическом корабле называется люк).

Через люк мы заходим на борт корабля.

Повторяем правило дружбы «Один за всех и все за одного».

Начинаем отсчет времени: «10, 9, …., пуск»

Физкультминутка (под музыку)

Невесомость . Какая наша голова? (Легкая); какие наши руки, ноги? (Легкие); какое наше тело? (Легкое). (Упражнения для рук, ног, шеи).

Ой, что-то ударилось о наш космический корабль? (Это метеорит).

Как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? (Метеоритный дождь).

Как называется окно в космическом корабле? (Иллюминатор).

Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

А пока мы летим, я загадаю вам загадки

Загадки о космосе

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной…(Комета)

Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический…(Метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам…(Луна)

Планета голубая,

Любимая, родная.

Она твоя, она моя,

А называется…(Земля)

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)

В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный. (Солнце)

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Сыплю мягкими лучами,

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу — серпом. (Луна)

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)

Мы в космическом пространстве. Нас окружают звезды и планеты. Перечислим их!

Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»

Наш корабль прибыл на неизвестную планету (выходят через люк, встречают инопланетянина).

И: Здравствуйте. С какой планеты вы прилетели?

В: Мы с планеты Земля.

И: Значит, вы земляки?

Дети: Земляки - это люди, которые живут в одной деревне, одном городе, области.Если мы с планеты Земля, то мы - земляне.

И: Я прошу вас о помощи. В Заливе Радуги перепутались все цвета, если не построить радугу правильно, может случиться беда - моя планета сойдет с орбиты.

А пока идем в Залив Радуги, я покажу вам свою планету. (Идут по планете). Здесь много перевалов. Вы стоите на тропинке, но вы не увидите на ней ни травиночки. На моей планете много гор из камней. Есть здесь моря и океаны, только в них совсем нет воды.

А сейчас мы подошли к кратеру, который образовался от метеоритов. Посмотрите, какой он глубокий!

И: Вот мы и в Заливе Радуги. Посмотрите, что случилось.

В: А мы знаем слова, с помощь которых можно правильно построить радугу.

Д: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Один ребенок строит радугу, а дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

И: Спасибо вам, Земляне, за помощь.

Я уверен, что моя планета сохранится. Нравится ли вам на моей планете?

Д: Да, но на Земле лучше, потому что там все живое.

В: А на твоей планете нет воздуха - планета безвоздушная.

Нет воды - безводная.

Нет людей - безжизненная.

Нет радости - безрадостная.

И: Спасибо, Земляне, я буду часто вас вспоминать. Но мне очень грустно, потому что я никогда не увижу вашу красивую планету Земля.

В: Давайте подарим инопланетянину глобус - модель нашей Земли. А нам надо возвращаться на Землю. (Прощаются. Идут к космическому кораблю. Через люк заходят на корабль).

Начинается отсчет времени: «10,9,…, пуск»

Наш корабль летит к земле.

Давайте, пока мы летим к Земле, расскажем о Солнце. Нам помогут символы.

Рассказ о Солнце с помощью символов.

Звезда или планета?(звезда)

По размерубольшое или маленькое? (большое)

По форме круглое или квадратное? (круглое)

По освещенностияркоеили тусклое? (яркое)

По температуре горячее или холодное? (горячее)

По расстоянию от Земли далёкое или близкое? (далёкое)

Ребята, Солнце очень яркая звезда. Чтобы сохранить наше зрение мы не будем долго смотреть на Солнце без темных защитных очков. Это очень вредно. Встаньте возле кресел. Сделаем теплый расслабляющий массаж для глаз.

Массаж для снятия напряжения глаз

Теперь мы смело посмотрим в круглое окно космического корабля. Как оно называется, помните? (иллюминатор)

Что мы видим? (Землю - нашу любимую планету)

Благодаря нашей дружбе мы смогли помочь инопланетянину. А давайте соединим наши ладони, и тогда дружба увеличится в несколько раз и по живой цепочке передастся от одного к другому. Вот так, взявшись за руки, люди всей нашей планеты смогут сохранить мир на Земле и природу во всей ее красоте. Вот мы и прилетели на Землю. (Дети выходят из корабля и садятся полукругом).

Планета Земля - наш общий дом.

Расскажем вам сейчас о нем!

И вновь нам пригодится

«Помощница - таблица»!

Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу («по цепочке»)

«Земля - планета. Она имеет форму шара. Земля - большая, но Солнце еще больше. Земля - разноцветная. Голубая, потому что есть реки, озера, моря и океаны. Коричневая - это суша: земля, песчаные пустыни, горы. Зеленая - это растения: деревья, кустарники, травы. Белый цвет - это облака, укутывают Землю, словно одеяло. На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Наша планета самая красивая из всех планет. На Земле все живое: люди, растения, животные»

Какое счастье, что нам довелось родиться и жить на удивительной планете Земля, которую мы должны беречь! Об этом после своего полета просил всех землян Ю.А. Гагарин:

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Спасибо ученым, конструкторам, космонавтам за то, что открыли нам удивительный мир Космоса. В нём еще много тайн и загадок и именно вы, когда станете взрослыми, сможете их раскрыть.

Земля нам подарила

Хорошего немало,

И ждет она в тревоге,

Чтоб мы ее спасли.

Она для всех на свете -

Единственная мама,

А мы родные дети

У матери Земли.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая,

Весенние сады.

Обнимем нашу Землю,

Как маму обнимаем,

И защитим, как маму,

От горя и беды!

Мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.