Извечные проблемы подвига и предательства, поднятые в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (1835) - одно из лучших исторических произведений русской художественной литературы 19 века. Глубина и емкость характеров этой повести искусно сочетаются с продуманной композицией и завершенностью всех элементов стиля.

В центре «Тараса Бульбы» находится изображение борьбы украинского народа против иноземных захватчиков. Гоголь с теплотой и восхищением описывает жизнь Запорожской Сечи и ее обитателей. Для писателя Запорожье - это гнездо, «откуда разливаются воля и казачество на всю Украину».

В изображении жизни Сечи и его героев Гоголь совместил историческую конкретность и высокий лирический пафос. Слияние этих двух стихий и составило одну из основных особенностей «Тараса Бульбы», произведения одновременно и реалистического, и поэтического.

Повесть начинается с того, что Тарас Бульба везет своих сыновей в Запорожскую Сечь. Он считает, что только там, в битвах с врагами, они понюхают пороха, наберутся ума-разума, станут настоящими мужчинами. Прибыв в Запорожье, Остап и Андрий сразу попадают в гущу событий: не успев опомниться от гуляний и бражничества, они, вместе с другими казаками, едут биться с «проклятыми ляхами». Гонец, прискакавший в казачий стан, сообщил, что поляки по всей Украине притесняют народ и попирают православную веру. Конечно, такого бесчинства казачье товарищество потерпеть не могло. В крови у этих людей была огромная любовь к своей отчизне и благоговение перед верой предков. Негласный кодекс Запорожья гласил, что эти две святыни каждый казак обязан защищать до последнего вздоха.

По мнению Гоголя, Запорожская Сечь являлась кузницей сильных и мощных характеров, мужественных и благородных воинов. Весь бытовой и нравственный уклад Сечи содействовал воспитанию в людях высоких моральных качеств. Законы товарищества казаки чтили превыше библейских заповедей. Погибнуть за Родину и веру считалось в их среде почетным долгом, обязанностью.

Поэтому неудивительно, что все казаки отважно сражались с поляками. После того, как часть запорожского войска вернулась в Сечь, оставшиеся казаки поистине совершали подвиги, чтобы не уступить землю «ляхам»: «Как же вскинулись казаки! Как схватились все!»

Силы запорожского войска иссякали с каждой минутой. Польские отряды превосходили казацкие и по вооружению, и по численности. Но силен был в казаках боевой дух, крепка вера и любовь к отчизне. Трижды Тарас Бульба спрашивал своих товарищей: «А что, паны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» И всякий раз богатыри отвечали: «Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще казацкая сила; еще не гнутся казаки!»

Описание битвы под городом Дубно создано в фольклорном ключе. Неслучайно Бульба именно три раза обращается к своим собратьям по оружию. Казаки здесь уподобляются былинным богатырям, защищавшим свою Родину от всякой нечисти.

Много воинов погибло при этой битве. Но все они умирали как настоящие герои со словами «отчизна», «вера», «товарищество» на устах. Именно так погибли Мосий Шило, Степан Гуска, Касьян Бовдюг, атаман Балабан, Кукубенок. Весь «лучший цвет» казачьего войска ушел из жизни под Дубно, повторяя одни те же слова: «Пусть же славится до конца века Русская земля! Пусть же цветет вечно Русская земля!» Погибнуть за свою отчизну эти воины считали наивысшим счастьем.

Главный герой повести, Тарас Бульба, и его старший сын, Остап, всегда были в первых рядах казачьего войска. Это не только смелые и благородные воины. Вся их натура, склад характера, образ мыслей были созданы для битв, защиты родной земли и своих соотечественников. Недаром в 22 года Остапа выбрали атаманом, посчитав его самым достойным из всех казаков.

Остап Бульба всегда сражался как настоящий герой, не боясь ни неприятельской силы, ни ответственности, которую на него возложили казаки. И погиб он как настоящий герой. Остап, вместе со своими товарищами, попал в плен к полякам и умер страшной смертью, мучаясь от жестоких пыток. Но во время испытаний ни один мускул не дрогнул у него на лице. Терзания и пытки Остап выносил «как исполин». Тарас, будучи свидетелем мук сына, невольно восхищался им и одобрительно говорил: «Добре, сынку, добре!»

Только в самом конце, перед «последними смертными муками», Остап начал искать в толпе хоть одно знакомое лицо. В нем он хотел почерпнуть силы для последнего испытания. И Тарас, не побоявшись поляков, благословил сына на героическую смерть, достойную настоящего богатыря. На вопрос сына: «Батько, где ты? Слышишь ли ты?» Бульба ответил: «Слышу!»…и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Гоголь не описывает смерть других казаков, но мы можем догадаться, что и они погибли как настоящие герои, не предав своей Родины и не изменив православной вере. Идя на казнь, все запорожцы вели себя очень достойно. Они не боялись, но шли «с какою-то горделивостию,… не глядели и не кланялись народу». Перед пытками Остап напомнил своим собратьям, что негоже православному человеку унижаться, крича от боли. Я думаю, что все казаки выполнили наказ своего атамана.

Трагическая судьба была уготована всем мужчинам из семьи Бульбы. Сам Тарас также погиб мученической и геройской смертью от рук врагов. Его заживо сожгли на костре. Но этот сильный и мужественный воин даже не дрогнул при мысли о своей смерти. Мне кажется, что все казаки с юных лет знали, что могут погибнуть в любой момент. Поэтому для них не страшно было умереть, страшно было потерять свое достоинство, нарушить святые законы товарищества.

До самого конца Тарас Бульба думал только о своих братьях-казаках, о том, чтобы они ушли от врага, сумели спастись. Уже будучи в руках у поляков, связанный и израненный, герой дает товарищам советы, как убежать от противников. За это Тараса так ударили обухом по голове, что все «переворотилось в глазах его». Но, как пишет Гоголь, «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Своими последними словами Тарас Бульба подтверждает эту мысль. Он, как и лучшие воины Запорожья, благословляет русскую землю и православную веру, признается в любви к ним.

С семьей Тараса Бульбы в повести связана не только тема подвига, но и тема предательства. Младший сын Бульбы, Андрий, перешел на сторону врагов, влюбившись в прекрасную полячку. Но этого героя нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым. Он также храбр в бою, как и Остап. Недаром, наблюдая за ним, Тарас думает: «И этот добрый – враг не взял бы его – вояка!»

Еще в бурсе младший Бульба отличался сметливостью, ловкостью, силой, умом. Не раз он становился предводителем опасных предприятий. Но Андрий не только «кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна другим чувствам». Именно из-за тонкости, чувствительности души и попал герой в беду.

Андрий искренно полюбил прекрасную полячку. «А что мне отец, товарищи и отчизна?» - говорит он. Этого героя не привлекает романтика войны, битвы и победы. Он создан для другого: для любви, личного счастья. Стремление к этому привело Андрия к измене и гибели от руки собственного отца.

Любовь к женщине столкнулись в душе Андрия Бульбы с любовью к отчизне и родной вере, с чувством долга. Любовь к женщине победила, но не принесла герою счастья. Нужно отметить, что во всех произведениях Гоголя женщины выступают как нечто разрушительное, как создания дьявола, темной силы. Они призваны соблазнять и разрушать, приносить несчастья и зло. Образ прекрасной полячки из «Тараса Бульбы» не стал исключением. Эта женщина отгородила Андрия от товарищей, отца, Родины.

Предательство и измена – самые страшные грехи в негласном кодексе казачьего товарищества. Они не прощаются и наказываются смертью, ибо измену Родине ничто не может ни оправдать, ни искупить. Андрий погибает от руки отца, который даже не пожелал закопать тело сына-предателя, ибо изменники этого не заслуживают.

Со всей уверенностью можно сказать, что повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» - героическая повесть. В ней прославляется любовь к Родине и святость православной веры, подвиг во имя них. Запорожские казаки здесь уподобляются богатырям, хранящим родную землю от всякого зла. Все они погибают как герои, не предавшие святынь и законов товарищества. Изменники для этих людей приравниваются к врагам, которых нужно безжалостно уничтожать. Предательство святынь не прощается никому. Изменники вместе с честью и совестью теряют свою душу и не достойны жить на отеческой земле, которую воспевает в своей повести Н.В. Гоголь.

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.

«Тарас Бульба» ‒ это повесть, посвященная исторической тематике. Действие происходит в Запорожской Сечи, где находятся украинские казаки. В центре сюжета жизнь главного героя Тараса Бульбы и его сыновей. Тарас отважный и решительный человек. Люди его уважают за сильный характер и чувство справедливости. Он предан своей родине и этого же требует от Остапа и Андрия.

Сыновья Тараса являются противоположностью друг на друга. Остап настоящая гордость отца. Он, не раздумывая, бросается в бой, готов прийти на помощь и защитить своего товарища. Остап пожертвовал собой ради отечества и спасения товарищей. У Андрия наоборот более мягкий характер, он не озабочен проблемами родины. Он предал свой народ и за это был казнен собственным отцом, который не мог поступить иначе. В те времена так поступали со всеми изменниками.

У каждого из героев тяжелая судьба и все они умерли не своей смертью. Главная проблема повести в том, что человек обязан любить свою родину. Эта любовь самая искренняя и верная. Человек должен быть благодарен за то, что родился в той или иной стране, значит, на то была воля божья. Примером для подражания должны стать такие герои как Остап и Тарас Бульба, сложившие головы за свое отечество.

 Известия ДГПУ, №2, 2009

ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА» В ШКОЛЕ. ПРОБЛЕМЫ ЧТЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

© 2009 Коссович А. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

Обращаясь к традиционному изучению повести «Тарас Бульба» в общеобразовательной школе, автор статьи показывает возможности более широкого охвата ее проблематики и современной интерпретации в целях реализации задач гуманизации литературного образования.

Considering the traditional study of "Taras Bulba" tale at the comprehensive school, author of the article shows the possibility of the wider coverage of its problems and modern interpretation, aimed at realization of the humanization problems of literary education.

Ключевые слова: восприятие, интерпретация, чтение, нравственный идеал,

религиозность, лиризм, композиция.

Keywords: comprehension, interpretation, study, moral ideal, religiousity, lyricism, composition.

В современной «Концепции российского образования» читаем: «Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественноэкономических отношений,

формирования новых жизненных установок личности» . В

решении этой задачи огромную роль играет наша отечественная литература и выдающиеся ее представители.

Чествуя Н. В. Гоголя в дни его 200летнего юбилея, мы с благодарностью говорим о гуманистической

направленности его творчества. Нравственное воздействие творчества Н.

В. Гоголя осуществляется, прежде всего, через общеобразовательную школу, и не случайно число произведений этого писателя в школьных программах с каждым годом увеличивается.

Особое место в них занимает «Тарас Бульба». Эта повесть была включена уже в учебные хрестоматии А. Галахова (М., 1900 г.), Л. Поливанова (М., 1914 г.). В течение десятка лет она входила в

программу 6-го класса (ныне 7-го или 8го). Ее изучение предусмотрено многими современными школьными программами . В телепередаче «Гоголь и ляхи» (28 марта с.г.) иронически прозвучало: «Почему-то «Тарас Бульба» считается детской литературой и упорно изучается в школе». Учащиеся школы слышат от учителей только восторженные отзывы о героической эпопее Гоголя. На это ориентируют и аннотации к теме в школьных программах. Игорь Золотусский называет главу в своей книге «Гоголь» (2007) «Русский

апофеоз» . Такая же оценка дана еще в 1971 г. С. Машинским: «... апофеоз патриотизма и мужества», «обаяние героев повести, нравственная красота их подвига, величие их национальных и общественных идеалов».

Правда, ученый дополняет: «. удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги с жестокостью. Такое было бремя, таковы были нравы» . Не забывая о необходимости

исторической оценки изображаемой эпохи, учитель все же не может не сказать ученикам о том, как Гоголь настойчиво подчеркивает бессмысленную жестокость своих героев и казачества в целом.

Запорожская Сечь в изображении Гоголя выступает как воплощение вольнолюбивого духа украинского народа, духа борьбы за попранные права. Казачество - активный возбудитель протеста народа против национального гнета. Огромная сила патриотических чувств раскрывается во всем развитии событий.

«Вечная необходимость пограничной защиты против трех разнохарактерных наций (поляков, турок и татар), - пишет Гоголь в первой редакции «Тараса Бульбы», - все это придавало какой-то вольный широкий размах подвигам сынов ее.». «Русский характер получил здесь могучий, широкий размах.», -добавляет он во второй редакции. Как отмечает Г. Гуковский, получился «не исторический очерк, а поэтическая картина несколько идеализированного общества, рождающего героев. Сечь Гоголя - более идеал, утопия, чем история» .

Гоголь воспевает воинственную доблесть запорожцев, их удаль, силу духа, всепоглощающее упоение в бою, их способность на героическую смерть во имя славы и свободы родной земли. Перед читателем проходят один за другим герои, мужественно

принимающие смерть в бою: это Мосий Шило, Кукубенко, Степан Гуска, Балабан, Бовдюг.

«Не жаль расстаться со светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!».

Высокие порывы, героические дела не являются уделом лишь отдельных избранных личностей. Тарас Бульба -«не индивидуальный случай или характер, как пишет Г. А. Гуковский , а явление типическое («один из тех...»), типически повторенное и в ряде других героев той же повести».

Герой эпопеи - это могучий человек, человек железной воли и убежденности, воплощающей разум и духовную

широту народа. Бульба демократичен и справедлив, выше всего для него воинский долг. Его преданность отчизне, чувство товарищества, готовность к преодолению нечеловеческих мук во время казни вызывают у читателя самые высокие чувства.

Неповторимый колорит эпохи запечатлен в образе Остапа. Неустрашимый и мужественный, он показан как смелый защитник родной земли. Он сдержан и внутренне сосредоточен, как будто бы замкнут в себе. Но за внешним скрывается отзывчивость, чувство товарищества, привязанность к боевым друзьям и к своему брату. Любовь к родине и чувство долга ведут его на ратные подвиги, а потом и на героическую смерть. Муки казни Остап переносит стоически, как истинный сын Тараса и представитель Запорожской Сечи (Гл. 11). Характер Остапа дан в истинно -героическом ореоле и в ряду других героических характеров, выпестованных в Запорожской Сечи.

Характеристикой его брата Андрия расширяется гоголевское видение трагичности человеческого

существования и широкой палитры понятия «нравственность». Андрий занимает особое место в системе персонажей повести.

Мог ли Гоголь исключить из своего нравственного идеала такие понятия, как любовь, преклонение перед женщиной, тяготение к красоте? Конечно же, нет. Другое дело, что должно перевесить на чаше весов: чувство долга или личные стремления, страсть?

Школьники с удовольствием читают страницы повести, посвященные Тарасу, Остапу, Андрию, работают над сравнительными характеристиками и дискуссируют по вопросу о судьбе Андрия. Они с интересом относятся к высказыванию артиста Богдана Ступки, исполняющего главную роль в фильме «Тарас Бульба», о том, что он, как человек и отец, не смог бы убить своего сына ни при каких обстоятельствах, а вот в роли Тараса он вынужден это сделать. Почему? Так нарисована эта

сцена Гоголем, так морально оправдана жестокость Тараса. Писатель понимает отца-сыноубийцу, жалеет его как человека и оправдывает как патриота.

Сцена смерти Андрия, как правило, читается в классе. Какая гамма чувств здесь передана кистью мастера! Здесь мы понимаем Бульбу и сочувствуем ему, и гордимся им. Другое дело - борьба с мирными жителями, убийство женщин, детей и стариков. Нельзя «любоваться» сценами, где Тарас неоправданно жестоко мстит за смерть Остапа.

Уроки прочтения текста «Тараса Бульбы» могут и должны быть предельно эмоциональными. На это ориентируют и предлагаемые в методических пособиях системы уроков. Так, в книге Т. В. Зверс мы встречаем формулировки-цитаты: третий урок -«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!», четвертый урок - «Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы!», седьмой - «Нет у нас никого, равного ему в доблести. Подвиг Тараса» .

Еще более продумана система уроков в новейшей методической разработке Т. Г. Соловей . Первый урок у нее -«Наше Запорожье. восхищает свободой, ... подъемом рыцарского

духа» (И. Я. Репин). Два великих художника о великом явлении. Четвертый урок - «Пусть же цветет вечно Русская земля!».

Даже названия уроков говорят об их эмоциональной насыщенности. А как звучит этот текст на уроке у словесника

Мастера!

В лирическом ключе ведется повествование о героизме казаков, об их патриотическом взлете в момент

расставания с жизнью «. Повел

Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: «Благодарю Бога, что

довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля».

Лиризм как составная часть поэтики Гоголя носит широкий характер. Это выражение многогранной натуры

писателя, умеющего восхищаться и

грустить, разделять чувства матери и влюбленного сына, пораженного горем отца и идущего на смерть воина. Лиризм повести связан также с народнопоэтической традицией.

Поэтический язык «Тараса Бульбы» характеризуется смешением

взволнованной приподнятости и яркой изобразительности, что должно стать предметом наблюдений учащихся.

Героическая пафос и лирическое одушевление, которыми проникнута повесть «Тарас Бульба», выявляют в авторе черты проповедника-поэта, Белинский называл Гоголя поэтом, об этом говорил и сам писатель. Поэтический дар этого обличителя людских пороков находит выражение в его ритмической прозе, в ее эмоциональной наполненности и в музыкальности. Традиционно «Тарас Бульба» в школе изучается с сокращением. А что собственно сокращать? По методическим рекомендациям из чтения исключены главы 7, 8, 10, 12. От вопроса, как читается эта повесть школьниками, как она воспринимается, никуда не уйти. Самостоятельное домашнее чтение не исключается.

Неужели юных читателей не должны потрясти картины еврейского погрома [Гл. 4. С. 64-67], военного похода на польский юго-запад [Гл. 4. С. 69-70], страшные описания «поминок об Остапе» и т.д.?! Как совместить в детском сердце восхищение воинскими доблестями казаков с их жесточайшими, почти ничем не оправданными поступками по отношению к мирному населению? Негативная сторона жизни казачества остается вообще вне поле зрения на уроках, исключая

предательство Андрия. Как отнесутся, например, к произведению нерусские учащиеся, когда будут читать об отношении украинского казачества к туркам и татарам?

Сколько оговорок надо делать учителю, каким тонким и умным должен быть исторический комментарий к повести!

Для писателя, мечтающего о людях -великанах, живущих на просторах его Родины, недостаточно человеку быть смелым бойцом, готовым умереть за отчизну.

Понимание смысла жизни у Тараса Бульбы явно идеализируется всеми исследователями этой повести. Для чего живет запорожец? - ставит вопрос перед кошевым Тарас. Вот он пришел к кошевому с предложением «погулять с запорожцами», то есть «пойти на Турещину или на Татарву» с войной. Когда кошевой отказывает ему, ссылаясь на обещанный султану мир и предлагая жить мирно и спокойно, Тарас возмущенно восклицает: «Как не

можно? Как же ты говоришь: не имеем права? Вот у меня два сына... Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне. Так, стало быть, следует, чтобы пропадала казацкая сила.? Так на что мы живем, на какого черта мы живем?» .

И. А. Виноградов в своей книге «Гоголь - художник и мыслитель» объясняет все главные движения запорожского войска исполнением заповеди Спасителя о любви к братьям: отправляются в поход на защиту православных христиан, остаются под Дубно с целью выручить друзей из польского плена, отправляются на выручку товарищей, плененных татарами. А начало описанных в повести военных действий, смена кошевого по инициативе Тараса Бульбы? Она во имя чего? А жестокость казаков под руководством Тараса? «. Тарас гулял по всей Польше со своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов.».

«Ничего не жалейте», - повторял только Тарас. Не уважили казаки чернобровых полянок, белогрудых, светлоликих девиц, у самых алтарей не могли спастись они; зажигал их Тарас вместе с алтарями.

Не одни белоснежные руки подымались из огненного пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвыгнулась бы сама сырая земля и степовая трава

поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие казаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. «Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе»! .

Как отображаются в этой повести религиозные представления автора? Вера православная всегда присутствует в жизни казачества Посвящение в казаки, в изображении Гоголя, начинается с вопросов: «Что, во Христа веруешь? И в Троицу святую веруешь? И в церковь ходишь?». Самым первым упреком изменнику Андрию звучат слова Тараса: «Так предать? Предать веру?».

Многократно повторяемый образ православной Русской земли выражает идею несокрушимой силы русского духа

Любви к Отечеству, к православному народу своему. И именно в силу этого отступления от своей веры и божеских заповедей влекут за собой все несчастья.

В своей повести «Тарас Бульба» писатель-гуманист, писатель-христианин не мог равнодушно писать о тех сторонах жизни, быта, войны запорожского казачества, которые совершенно не совместимы с духом христианства.

В порядке внеклассного чтения учащиеся уже в 7 классе познакомятся со всеми повестями сборника «Миргород» и должны с помощью словесника понять, как реализуется в них тема «пошлости пошлого человека» и как противопоставлена этой теме мечта писателя о красивом человеке. Но антитеза добра и зла, красоты и

безобразия нередко трактуется в

гоголеведении слишком упрощенно.

Так, по словам Чуковского, «высокое, героическое и прекрасное составило образную ткань «Тараса Бульбы», пошлое, низменное и безобразное

образовало повесть о двух Иванах».

Словесник не должен забывать, что и в «Тарасе Бульбе» проявляется антитеза добра и зла, красоты и ее поругания. Повесть «Тарас Бульба» - не только героическая эпопея. Это еще и

сущности Человека, его красоты,

которая невозможна без добра и человечности. В «Тарасе Бульбе» перед нами Украина, ее судьба, ее история. Но мы читаем эту повесть как произведение о нашей Родине, о России, потому что пишет ее Гоголь - писатель, для которого русское и украинское одно и то же. Один из актуальных вопросов в повести, поднимаемый Гоголем и перекликающийся с нашей

действительностью, - вопрос об

исторических корнях, общности судеб, духовного родства русского и украинского народов.

Русские и украинские националисты проповедуют идею замкнутого развития народов, несовместимость их культур и традиций, поэтому выступают против единения. Гоголь же показывает, что между Украиной и Россией историческое родство, ведущее начало из глубины веков по мере осознания жизненной необходимости единения.

Несколько лет (1833-1842), в пору полной зрелости своего дарования, Гоголь работал над второй редакцией «Тараса Бульбы». Основное направление доработки - более отчетливое выделение общерусского пафоса борьбы украинского народа с польской шляхтой. Борьба эта перерастает границы местного значения и предстает как борьба за общую русскую землю, скрепляющая воедино исторические судьбы двух родственных народов.

Гоголь затронул также вопрос о взаимоотношениях России с Турцией и Польшей. Объективно оценивая трагизм этих отношений и возвеличивая героический подвиг запорожских казаков в отстаивании независимости отчизны, писатель, тем не менее, стоял выше националистических амбиций и предрассудков. В статье «Взгляд на составление Малороссии», Гоголь рисует картину появления казачества: «И вот составился народ, по вере и месту жительства принадлежащий Европе, но между тем по образу жизни, обычаям, костюму совершенно азиатский, - народ, в котором так странно столкнулись две противоположные части света, две разнохарактерные стихии» .

Писатель объективно детализированно рисует и еврейские погромы, и кровавые набеги казаков на поляков и турок. Все эти описания полны гуманного негодования против неоправданной жестокости, бесчеловечности. Сердце писателя было открыто всем этносам России, более того - Евразии. С явным сочувствием рисует он наидобрейшую «татарку», служанку польской пани; страдающих от осады поляков - жителей города Дубно, униженных евреев. Пафос Гоголя - в утверждении справедливого и здорового общественного устройства, основанного на принципах человечности и братства.

В «Тарасе Бульбе» . нашли себя все темы Гоголя», по словам И. Золотусского , в том числе тема школьного образования. Герой повести бранил всякую ученость и советовал сыновьям не заниматься ею. Правда, Тарас Бульба относился отрицательно не к науке вообще, а к «тогдашнему роду учения», в частности

К бурсе.

миргородского цикла с темой пошлости.

Гоголь проявлял глубокую убежденность в гражданском призвании человека, образованного человека. По словам Н. Н. Скатова, основные проблемы творчества Гоголя - «красота и добро, религия и искусство, слово и дело». В новейшем исследовании И. И. Гарина «Загадочный Гоголь» отмечено, что художественные интересы Гоголя всегда вдохновлялись лишь вечными темами. «Интерпретировать Гоголя

иначе значит - тенденциозно же -обужать его, переводить из ранга гениев. в бытописателя эпохи» . Вечной истиной для Гоголя был Человек, его красота и духовность. Эстетическая позиция писателя неразрывно связана с его нравственнопроповедническими устремлениями.

«Цель моя - образовать сердца юных слушателей.».

Изучение в школе повести «Тарас Бульба» дает основание сделать вывод,

что своим творчеством Гоголь засвидетельствовал глубокое уважение к Человеку, к различным национальностям и религиям.

Примечания

1. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2002. №2. 2. Виноградов И.А. Гоголь - художник и мыслитель. Христианские основы миросозерцания. М., Наследие, 2000. 3. Гаджиева Т.Б. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и религиозная позиция ее автора // Научная мысль Кавказа. Ростов на/Д., 2007. №4. С. 91-93. 4. Гаджиева Т.Б., Коссович А.П. Творчество Н.В. Гоголя в контексте мировой культуры // Межкультурный диалог на филологическом пространстве. Материалы II Международной тюркологической конференции. Махачкала, 2007. 5. Гарин И.И. Загадочный Гоголь. М. : Книжный клуб, 2002. 6. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 7 томах. Т.6. М. : Художественная литература, 1952. 7. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6 томах. Т.2. М. : ГИХЛ, 1952. 8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л. : Гослитиздат, 1959. 9. Зверс Т.В. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. Л. : Просвещение, 1980. 10. Золотусский И. Гоголь. Изд. 6. М. : Молодая гвардия, 2007. 11. Коссович А.П., Гаджиева Т.Б. К вопросу о нравственном идеале Н. В. Гоголя («Старосветские помещики» и «Тарас Бульба») // Актуальные вопросы науки и образования. Вып. 2. Махачкала, 2005. С. 88-93. 12. Литература. 7 класс. Поурочные планы. Сост. Н. М. Скоркина. Волгоград, 1999. 13. Машинский С. Художественный мир Гоголя. Изд. 2. М. : Просвещение, 1979. 14. Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Сост. Т. А. Калганова. М., 2001. 15. Скоркин Н.М. Литература, 7 класс. Поурочные планы. Волгоград, 1999. 16. Соловей Т.Г. Изучение повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», 7 класс // «Уроки литературы». (Прилож. к ж. «Литература в школе»). №7. 2008. С. 2-15.