Православное общественное движение "Божья воля" сменило лидера, изгнав Дмитрия Цорионова по прозвищу Энтео. Причина его дружба и совместные акции с участницей скандально известной панк-группы Pussy Riot Марией Алехиной. Бразды правления организацией взяла на себя Людмила Есипенко, главная фигурантка дела о погроме в Манеже. И тут же обвинила бывшего соратника в дружбе с "нераскаянными богохульниками", святотатстве и клевете.

Такая смена руководства в "Божьей воле" у многих вызывает опасения, что движение еще больше радикализуется, так как именно Есипенко до сих пор выполняла всю "работу" на хулиганских акциях. При этом ее кредо все, что не нравится ей и ее единомышленникам, подлежит уничтожению и запрету. О том, каковы сегодня перспективы этой и некоторых других организаций — в материале РИА Новости.

"Православные активисты" до Pussy Riot

Православные общественные движения появились в России еще в 80-е годы. Одно из первых национально-патриотический фронт "Память", запомнившийся своим нарочитым антисемитизмом. Но настоящим законодателем моды на публичные акции стал образованный в 1992 году по благословению тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Союз православных хоругвеносцев. Участники движения прокалывали деревянным колом портреты певицы Мадонны, разгоняли несанкционированные митинги ЛГБТ-сообщества, жгли книги Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Кроме того, именно эта организация придумала лозунг "Православие или смерть", позже признанный экстремистским.

Но настоящий бум движений православных активистов начался со скандала вокруг "панк-молебна" группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Именно тогда СМИ запестрели новостями об акциях "Божьей воля" Дмитрия Цорионова и "Сорока сороков", лидером которых стал Андрей Кормухин.

Хулиганство хулиганству рознь?

Полиция задержала 12 человек из-за очередного конфликта в парке Торфянка Сотрудники полиции задержали 12 человек в парке Торфянка в ночь на понедельник по подозрению в попытке демонтировать забор, огораживающий площадку, выделенную для строительства православного храма.

Деятельность "Сорока сороков" поначалу сосредоточилась на поддержке строительства православных храмов. Но кроме этого, участники движения оказывали гуманитарную помощь мирным жителям Донбасса, поддерживали детские дома, бездомных и заключенных. А по-настоящему скандальную известность организация приобрела лишь после конфликта 2015-2016 годов вокруг так и не состоявшегося строительства храма в московском парке "Торфянка".

И хотя после массовых выступлений местных жителей против появления храма в парковой зоне официальные представители Русской православной церкви заявили о готовности рассмотреть альтернативные площадки для строительства, активисты из "Сорока сороков" еще долго не уходили из парка. Порой доходило до драк с противниками возведения храма. В итоге на месте противостояния в "Торфянке" остался лишь православный крест, а власти и РПЦ после личного вмешательства патриарха рассматривают возможность строительства храма неподалеку, в Анадырском проезде.

После этого о движении "Сорок сороков" снова заговорили только в связи с протестами против фильма "Матильда". Участники именно этой организации смогли объединить несколько десятков других православных движений, включая Союз православных хоругвеносцев, и провести по всей стране многотысячные акции за запрет картины. Правда, без нарушения действующего законодательства.

"Православные активисты" громят скульптуры 60-70-х годов в Манеже Лидер православного общественного движения "Божья воля" вместе со своими сторонниками громят скульптуры 60-70-х годов на выставке в Манеже "Скульптуры, которых мы не видим". Посетители выставки пытались спасти экспонаты, но у них ничего не получалось.

Совсем иначе действовала "Божья воля". В 2012 году она сразу стала требовать максимально суровый срок для участниц Pussy Riot за их хулиганство. Хотя методы воздействия на общественность самой "Божьей воли" не сильно отличались от акций Pussy Riot. Активисты неоднократно дрались с представителями ЛГБТ-сообщества, срывали спектакли и выставки, которые казались им богохульными, кидались яйцами в певца Мэрилина Мэнсона, подкладывали голову свиньи на порог театра Олега Табакова. Последней громкой акцией "Божьей воли" стал погром в Манеже, вылившийся в уголовное дело против одной из участниц движения — Людмилы Есипенко. Впрочем, ее в итоге оправдали, но активисты на время поутихли.

"Враги православия"

Православные активисты положили свиную голову у МХТ имени Чехова "Если спектакль ("Идеальный муж") не будет снят с репертуара через месяц, то события, связанные с постановкой "Тангейзера" в Новосибирске, будут ничем по сравнению с теми протестами, которые поднимутся в Москве. Нам надоело, что нам плюют в душу, оскверняют наши святыни и топчут их ногами», - сказал лидер "Божьей воли" Дмитрий Цорионов (Энтео).

"Попытка оправдания хулиганства своей религиозной принадлежностью — это деятельность, подрывающая нравственные посылы и общественный статус соответствующей религии. Энтео является врагом православия", — заявил председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

Проблема в том, что, как констатирует проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов, сегодня механизмов воздействия на "православных активистов" практически нет ни у Церкви, ни у правоохранительных органов.

© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana "Православные активисты" выскочили на сцену МХТ с криком "побойтесь бога"


© РИА Новости/Аврора. Д. Вожегова, С. Разбаков, В. Копытин, А. Андреев, П. Касаткин; YouTube.Nelli Konstantinova, Romanova Tatyana

"К сожалению, сегодня в Русской православной церкви появляются люди, которые имеют нахальство выступать от ее имени с самыми скандальными и совершенно сумасшедшими заявлениями. Своими выступлениями они наносят репутационный вред Церкви, особенно в молодежной среде", — считает священнослужитель.

Но, по его словам, у "Церкви нет юридических способов воздействовать" на них. "Если бы такие хулиганства имели место в XIX веке, это могло бы привести к каким-то довольно суровым прещениям. Но тогда Церковь была государственной, частью системы, поэтому это было проще. Отлучить Энтео от Церкви невозможно. Его духовник может его от причастия отлучить на какое-то время за его выходки, но это все", — подчеркнул Ореханов.

В то же время, отметил он, и правоохранительные органы не могут оказывать воздействие на религиозных активистов, пока те прямо не нарушат законодательство. При этом представитель РПЦ убежден, что "представители таких движений, как "Божья воля" либо от кого-то получают деньги на свою деятельность, либо попросту сошли с ума".

Церкви остается только вести разъяснительную работу, поскольку она не должна и не может отвечать за то, что творят "православные активисты", убежден Ореханов.

Ностальгия по беспределу

Возможно, лидера "Божьей воли" отрезвила жесткая реакция правоохранительной системы на "активизм" не зарегистрированной в Минюсте организации, именующей себя "Христианское государство — Святая Русь". А может, Энтео и правда подружился с женщиной, из ненависти к которой и возникло его движение. Но он заявил, что "Божья воля" свое предназначение выполнила, и занялся новым проектом под названием "Декоммунизация". Акции с его участием стали тише и проходят теперь вполне законно, как недавний одиночный пикет у бюстов Ленина и Сталина в Москве.

А вот на своей странице "ВКонтакте" Дмитрий Цорионов откровенно ностальгирует по тем временам, когда он с единомышленниками ворвался в школу-мастерскую Сергея Браткова. Они "сорвали все плакаты" (анонсирующие выставку студентов) с изображением распятой лягушки и "применили спецсредство" — какой-то зловонный газ.

"Того, кто вел себя некультурно по отношению к нам и больше всех говорил о своих правах, смирили братским подзатыльником. В помещении еще неделю нельзя было находиться, так как их грех смердел", — пишет активист.

И при этом, по его словам, что все, что они тогда делали, расценивалось максимум как мелкое хулиганство.

Впрочем, как заметил один из друзей Дмитрия, сегодня, скорее всего, религиозные активисты уже не смогут так легко отделаться, если опять возьмутся за старое.

Не успел я уехать, как православные активисты во главе с лидером движения «Божья воля» Дмитрием Энтео вновь наведались в Манеж "громить богохульную выставку". Если в первый раз погром заключался в выкрикивании лозунгов и попытках разбить несколько гравюр, то сегодня активисты даже не вошли в здание Манежа. Они устроили акцию перед комплексом "Манеж", чтобы, как они выразились, «призвать органы правопорядка пресечь нарушение закона богохульниками.

Активисты возмутились выставкой художника Вадима Сидура «Скульптуры, которых мы не видим», которая сейчас проходит в «Манеже». По их мнению, его работы являются богохульными, олицетворяют мракобесие и торжество зла. Противники выставки требуют её закрытия.

В пятницу, 15 августа, несколько активистов вместе с Дмитрием Энтео уже врывались в Манеж . С заявлением о том, что экспонаты оскорбляют чувства верующих, они повредили четыре линогравюры художника. Оценку нанесённому ущербу дадут на следующей неделе. При этом организаторы выставки хотят настаивать на возбуждении уголовного дела.

После инцидента усилили охрану, у пришедших активистов досматривают документы.

А Энтео, в свою очередь, утверждает, что они почти ничего не повредили, и весь ущерб сводится к разбитой тарелке, которая, по его мнению, и произведением не является. И он в ответ тоже собирается подать иск на "Манеж" за клевету.

Собравшиеся выясняют отношения.

Чтобы мероприятие сотрудники полиции не расценили, как несанкционированную акцию, активисты выходят с плакатами по очереди. И всё выглядит как одиночный пикет.

Дождь немного всех разогнал.

Специально для моего блога Дмитрий Энтео рассказал, что же его так оскорбляет в представленной выставке в "Манеже".

1 октября во время рассмотрения жалобы на приговор панк-группе «Pussy Riot» Дмитрий Энтео организовал крестный ход и молебен на коленях рядом со зданием Мосгорсуда, в котором и слушалось дело панк-феминисток.

Становится ли Энтео новым духовным лидером? Можно ли мирянину, имя духовника которого никому не известно, самочинно организовывать подобные мероприятия? Ситуацию комментируют священники.

, секретарь Губкинской епархии:

Публичные акции необходимо согласовывать с духовным лицом

- Я думаю, что любой более-менее здравомыслящий и законопослушный православный мирянин должен согласовать подобные действия с теми священниками или ответственными церковными лицами, которые на это уполномочены. Устраивать подобные мероприятия самочинно не совсем правильно.

Что касается самой акции, если это действительно была молитва, а не её эпатажная форма, не попытка привлечь к себе внимание подобным образом, то я ничего плохого в этом не вижу. Что это было на самом деле - неизвестно, мы же не можем заглянуть в душу к Дмитрию Энтео. Мы не знаем, насколько он искренен. Если он действительно молился во время этого действия - дай Бог. Люди ведь молятся по-разному.

Возможно, что Дмитрий сейчас находится на таком этапе духовного развития, что для него подобная форма является нормальной. Почему нет?

Но, повторюсь, должно быть как минимум какое-то согласование, одобрение духовного лица. Ведь это не просто келейная молитва, Дмитрий знал, что о его действиях будет известно всем, начнётся обсуждение его поступка. Это было заведомо публичное деяние.

Я не знаю, кто уполномочен на то, чтобы давать такое согласование, но я думаю, что в Москве есть такие люди.

Игумен Сергий (Рыбко):

Почему бы и нет?

– Поскольку я не видел события, о котором идет речь, могу дать только общий комментарий. Молебен может проводить священник, или диакон. Мирянин возглавить молебен не может, мирянин может возглавить некую общую молитву, чтение акафиста.

Молитва на коленях? Почему бы и нет? Почему мусульмане могут намаз творить на улицах, а мы не можем перекреститься, проходя мимо храма? Я считаю, что это нормально – проявлять свою веру. Чем чаще будешь свою веру проявлять, тем лучше. Если православные люди собрались, чтобы помолиться, почему нет?

Настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Молитва никогда не должна быть демонстрацией

– В Православной Церкви общественное богослужение, как правило, возглавляет священник (или, разумеется, архиерей). Но, конечно, в отсутствие священника миряне могут и сами устраивать молебствия. Тут нет формального нарушения церковных правил. Молиться можно всегда и везде.

Но молитва никогда не должна быть демонстрацией, пусть даже в добрых, как представляется, целях. Подобное использование молитвы унижает ее. Молитва во всех своих степенях – это общение с Богом. Молясь напоказ, мы фактически пытаемся Им манипулировать. Не думаю, что это угодно Богу.

Конкретно о людях, которые собрались сегодня возле Мосгорсуда и на коленях совершали свои молитвословия, я ничего не могу сказать. Бог знает сердце человека, поэтому только Он и может поистине судить (я не имею в виду гражданский суд, который Господь установил на земле, чтобы она не превратилась в ад). У каждого есть совесть, поэтому пусть каждый сам смотрит: молился ли он Богу о спасении себя и ближних или совершал некую молитвообразную акцию.

Священник Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда:

Энтео оскорбляет мои религиозные чувства больше, чем «Pussy Riot»

- Такие люди, как Энтео и «православные хоругвеносцы», оскорбляют мои религиозные чувства гораздо больше, чем пресловутые «пуськи» или «антирелижн». То, что делает Дмитрий Энтео, является в лучшем случае ревностью не по разуму, стремлением спасать других, а не себя, учить, а не учиться самому. В худшем же случае это самопиар и тщеславие, которые со стороны выглядят как пошлая и злобная клоунада.

Мне не хотелось бы, чтобы люди ассоциировали Православие с такими вот «правсомольцами», у которых горят глаза недобрым огнём и руки тянутся с желанием кого-нибудь «заушить». К сожалению, они забывают, что им так же далеко до святости и кротости Николая Чудотворца или Иоанна Златоуста, как кривлянию «пусек» до понятия «искусство». Но «пусек» хоть можно понять и попытаться им объяснить их неправоту, а вот с такими «активистами» сложнее, ибо они уверены в значимости своей «миссии».

Могу посоветовать Дмитрию Энтео сублимировать свою «духовную» энергию в русло, например, волонтёрства в хосписе или на строительстве какого-нибудь храма. Когда потрудится руками, глядишь, и выветрится «духовная» дурь из головы.

, главный редактор журнала «Наследник», духовник молодежной организации «Молодая Русь»:

Подобный молебен требует самой высокой санкции

Если говорить не об этой конкретной ситуации, а в принципе, мирянин в нашей Церкви может довольно многое. Существуют и богослужения мирянским чином, и так далее. Проблема в том, что в нашей современной ситуации, и в особенности в данном судебном процессе, решаются очень большие и серьёзные вопросы с большим как общественным, так и внутрицерковным резонансом. Поэтому мне кажется, что здесь любое действие без благословения священноначалия является неправильным и недопустимым.

Личный статус человека, безусловно, определяет и статус тех мероприятий, в которых он может принимать участие. Поэтому, как мне кажется, в данном случае и ни один священник не может взять на себя такую ответственность, чтобы провести какой-нибудь молебен или крестный ход.

Это дело требует в подобной ситуации самой высокой санкции, особенно когда, как мы уже в этом убедились, действия Дмитрия Энтео воспринимаются определённой частью нецерковной общественности как позиция всей православной общественности. Значительной частью людей это воспринимается как то, что исходит от Церкви. Поэтому, на мой взгляд, подобное самочиние здесь недопустимо.

Подготовили Ксения Кириллова, Леонид Виноградов, Алиса Орлова