Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Преподаватель информатики: Кубасова Н.А. Мобильное обучение как новая технология в образовании Государственное автономное профессиональное образовательное обучение «Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»

2 слайд

Описание слайда:

Современное общество быстро развивается, соответственно изменяются и требования, выдвигаемые обществом профессиональному образованию. Для мирового образовательного пространства характерен повышенный интерес к разработке, применению и управлению инновационными процессами. Изменения в мировой экономике диктуют необходимость модернизации профессионального образования, в частности интеграции его с наукой. Благодаря этому мобильные технологии неизбежно проникают во все сферы образования, предлагая интегрированный подход к организации образовательной среды вуза. Мобильное образование в мобильном мире

3 слайд

Описание слайда:

Федеральный закон Основанием для применения мобильных технологий в образовательной деятельности является: Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г. № 273 Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» ФГОС НОО предъявляет требования к формированию метапредметных результатов (пункт 11 подпункт 7 «Активное применение речевых средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач») В основную образовательную программу НОО школы в программу формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Формирование ИКТ – компетентности, которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения всех предметов.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из средств формирования ИКТ – компетенции являются мобильные технологии обучения

5 слайд

Описание слайда:

Мобильное обучение тесно связано с электронным и дистанционным обучением, отличием является использование мобильных устройств. Обучение проходит независимо от местонахождения и происходит при использовании портативных технологий. Мобильное обучение

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Преимущества планшетных компьютеров Позволяет участникам образовательной деятельности свободно перемещаться и расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения; Даёт возможность учиться людям с ограниченными возможностями; Не требует приобретения ПК и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно; Позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WA,P GPRS, wi-fi или Bluetooth; Благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательной деятельности.

8 слайд

Описание слайда:

Мобильные приложения Подростковое медиапотребление растёт и здесь содержится потенциал образовательного воздействия на студентов, особенно на тех которые не имеют возможности получать качественные образовательные программы. Для тех, кто получает – эти новые возможности: совместная работа студентов над заданиями, вынос обучения за рамки колледжа (вместе с мобильным), каждый получает возможность высказываться и участвовать (в отличии от системы с подниманием руки).

9 слайд

Описание слайда:

Персонализация обучения Мобильные устройства позволяют студентам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме. Кроме того, мобильный телефон даёт возможность каждому студенту воспринимать материал так, как ему удобнее. Мобильные приложения позволяют студентам самостоятельно оценивать свои результаты и оперативно решать проблемы, выполняя необходимые задания для закрепления материала.

10 слайд

Описание слайда:

Повышение качества коммуникации Мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между педагогами, студентами и учреждениями образования. Обратная связь со студентами позволяет преподавателям отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому студенту. Кроме того, с помощью мобильного преподаватель организует и непрерывность обучения.

11 слайд

Описание слайда:

Виды работы с помощью МО: Мобильный телефон и его функциональные возможности: секундомер во время экспериментов, фотоаппарат, диктофон, аудиоплеер, органайзер, коммуникатор

12 слайд

Описание слайда:

Возможности Использование мобильных технологий позволяет реализовать различные механизмы поддержки электронного обучения, в частности: Организовывать распределенную контролируемую дистрибуцию электронных образовательных ресурсов (доступ к образовательному и исследовательскому контенту; подкаст-вещание; вебинары; социальные медиа и пр.). Обеспечивать опосредованную, географически распределенную коммуникацию для осуществления совместной деятельности без привязки к местоположению участников образовательного процесса.

13 слайд

Описание слайда:

Использовать мобильное устройство в качестве персональной медиатеки учебных, методических и справочных материалов; фотоаппарата и видеокамеры для фиксирования визуальной информации в цифровом виде; плеера для записи и прослушивания аудиолекций; мультимедийного гида в музеях и пр. Подключать мобильное устройство к мультимедиа и оргтехнике, измерительным приборам и устройствам в корпоративной сети учебного заведения. Задействовать встроенные в мобильное устройство датчики и сенсоры для сбора информации об окружающей пользователя среде (гироскопа, вибрации, освещенности, влажности, давления, температуры и др.) в образовательных и исследовательских целях. Применять средства геолокации мобильного устройства для определения местоположения; поиска и совместного описания географических объектов; получения справочной картографической информации; построения треков передвижения и пр.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Зарубежный опыт использования Мобильных устройств в образовании В школе Cedars School Excellence (Гринок, Шотландия) применение iPad в обучении детей от 5- до 17 лет значительно повысило их успеваемость. Лучший результат показали мальчики. Ученики с ограниченными возможностями стали чувствовать себя на уроках намного увереннее.

16 слайд

Описание слайда:

Российский опыт использования мобильных устройств в образовании С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых, электронная версия. Как сообщает Российская Газета, это требует вступивший в силу закон об образовании. У студентов и преподавателей будет выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или гаджет, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания.

17 слайд

Описание слайда:

Научно-исследовательская работа - одна их форм познания окружающего мира, способ освоения не только физического мира, но и получения знаний в области гуманитарных наук, знаний о человеке и его деятельности. Исследовательская работа позволяет студентам применить полученные знания на практике, раскрыть свой исследовательский потенциал. Система правильной организации образовательной среды колледжа с учетом использования современных мобильных технологий в соответствии с целями учебно-воспитательного процесса способствует формированию научной компетенции у будущих специалистов профессиональной деятельности. Использование мобильных технологий в исследовательской деятельность

18 слайд

Описание слайда:

В процессе научно-исследовательской деятельности студентам приходится: – искать информацию по интересующей теме – формулировать проблему, цель исследования – определить способ решения проблемы, логику исследования – самостоятельно осваивать теоретический материал, необходимый для решения проблемы исследования, включая владение терминами и понятиями интересующей области науки – организовать и провести исследование – интерпретировать полученные результаты – оформить и продемонстрировать алгоритм достижения поставленной ранее цели исследования. На каждом из этих этапов студентами могут использоваться существующие информационно-коммуникационные средства обучения, в частности, мобильные технологии.

19 слайд

Описание слайда:

Мобильные технологии как перспективное направление и позиция педагогов средне профессионального образования должны быть направлены на возможность активного использования мобильных устройств в процессе организации образовательной и научно-исследовательской деятельности студентов, способствовать формированию необходимых компетенций и максимальному развитию исследовательского потенциала будущего специалиста. Заключение

Всё ближе время, когда не нужно будет ездить в другие города или страны, чтобы получать образование. С развитием технологий обучаться можно в любом месте, имея телефон в кармане и хороший сигнал LTE.

Мобильное обучение - сравнительно новый способ учёбы, при котором знания люди получают через гаджеты: смартфон, планшет или лэптоп. Несколько лет назад для этой цели представляли и разрабатывали специальные устройства: что-то вроде КПК и электронных книг, содержащих программы для обучения. С развитием интернета и телефонов последние взяли роль «учителя» на себя. А учебную программу составляют приложения, которые пользователь скачивает.

Другой аспект мобильного обучения: организационный. Постепенно учёба или передача какой-то информации «по удалёнке» внедряются в школах и ВУЗах. Электронные дневники, группы в социальных сетях, документы с открытым доступом - всё это позволяет гаджетам помогать в учёбе.

Приложения для обучения

Начать обучаться при помощи смартфона и без помощи университетов можно уже сейчас, загрузив из App Store или Google Play пару бесплатных приложений.

Наверное, лучшая в мире платформа для изучения языков. «Дуолинго» использует игровую механику: уроки расположены по уровням, чтобы перейти на следующий, нужно пройти предыдущий частично или целиком. За ежедневное посещение пользователю выдаются опыт и разные приятные виртуальные бонусы.

2. Нетология и Фоксфорд

Нетология - это онлайн-университет для получения интернет-профессий. Обучение там проводится в форме вебинаров, которые можно потом скачать и повторно прослушать. В конце выдаётся сертификат о прохождении курса. Также есть курсы из видеоуроков, которые тоже можно купить и скачать.

«Фоксфорд» - группа приложений от Нетологии. Они помогут пройти школьный курс по всем предметам, подобрать репетитора, решить сложные задачи.

Три приложения от российской компании также созданы для изучения другого языка. Только здесь это не последовательные уроки, как в Duolingo, а удобный высококачественный переводчик, словарь и сборник популярных фраз.

Академия Хана бесплатно предоставляет более 4000 лекций по разным предметам: математика, физика, история, биология, химия, экономика и многие другие. Их можно посмотреть с официального сайта либо скачать приложение. Конечно, на английском лекций больше, но на русский также переведена значительная часть.

Quizlet обучает по карточкам. Здесь и подготовка к экзамену по любым предметам, и тренировка памяти, и игровой процесс. Карточки можно как придумывать и создавать самому, так и пользоваться тем многообразием, которое оставили после себя другие пользователи. Приложение поможет в игровой форме запомнить любую важную информацию, поэтому подходит практически для всех сфер обучения.

Плюсы и минусы мобильного обучения

Большинство плюсов такой формы получения знаний, наверное, многим уже очевидно.

  • Возможность учиться в любом месте и, как правило, в любое удобное время.
  • Доступность. Часто приложения или учебные онлайн-программы либо бесплатны, либо стоят гораздо дешевле, чем услуги репетитора или семестр в ВУЗе (имеется ввиду средняя стоимость одного занятия).
  • Геймификация. Многие приложения для обучения используют игровую механику, поэтому учиться тянет гораздо больше. Особенно этот плюс оценят школьники.
  • Программы для обучения делают часть работы за учителей, помогая им преподнести информацию несколькими способами. Поэтому возрастают и качество, и стоимость услуг преподавателя.

Минусы, казалось бы, могут возникать только из-за технической стороны. Но нет.

  • Концентрация внимания. Трудно сконцентрироваться на обучающем приложении, когда кроме него в телефоне есть ещё много других, более интересных приложений, мессенджеров и игр. Поэтому качество учебного процесса может снижаться.
  • Отсутствие документальных подтверждений результатов. Личные познания могут расширяться стремительно, но пока довольно мало возможностей пройти курс ядерной физики, выучить японский через смартфон и в конце получить подтверждающий сертификат. Получается, что мобильное обучение служит только как вспомогательный способ учёбы.
  • Не всем вещам можно научиться при помощи программ или онлайн-курсов. Даже для полного знания английского необходимо вживую говорить на нём с человеком, а не диктовать фразу приложению через микрофон.
Комментарии к записи Что такое мобильное обучение и BYOD отключены

Что такое мобильное обучение?

Термин мобильное обучение может трактоваться довольно широко, так как мобильными могут быть:

  • используемые при обучении устройства,
  • учащиеся,
  • сам процесс обучения.

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

1. Мобильными являются устройства. Например, учащиеся делают заметки в текстовом редакторе на планшете, готовят презентацию или слушают аудио. В данном случае мы выполняем те задания, которые традиционно делаем при помощи ИКТ, но используем для этого мобильные устройства.

2. Мобильными являются сами учащиеся , то есть они могут перемещаться во время выполнения заданий по классной комнате и учебному заведению, либо выполнять задание по дороге из школы и в школу.

Занятие проходило в языковой школе, с небольшой группой подростков, изучающих английский язык как иностранный. Уровень учащихся — средний. Тема урока — вода. Учащиеся работали в парах. У всех были собственные смартфоны. Среди заданий, которые предложено было выполнить учащимся: пройтись по учебному заведению и сделать фотографии всего, что они ассоциируют с водой, а затем обсудить сфотографированные предметы (учащиеся выбрали раковину, цветочный горшок, водосточную трубу и огнетушитель), сфотографировать секретарей в приемной, предварительно спросив разрешения (один из секретарей до начала занятия предупредил преподавателя, что будет против), провести интервью с директором школы, записав его на диктофон. При этом пары выполняли задания в разной последовательности (то есть сначала одна пара шла фотографировать, другая общаться с секретарями, третья записывать интервью, потом они менялись местами). В конце занятия в группе проходило совместное обсуждение выполненных заданий.

3. Само обучение является мобильным. При этом используются такие технологии как геолокация, или геотегирование (использование GPS- данных фотоаппарата или телефона, чтобы обозначить на карте место, где был сделан снимок), либо сервисы типа Woices .

Основные принципы работы Woices Вы можете узнать, посмотрев это видео.

0QS8fKNMT_k

Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?

Если мы решаем начать применять мобильные технологии в обучении, то неизбежно возникает огромное количество вопросов. Среди самых распространенных вопросов можно выделить следующие:

  • Какие именно устройства целесообразно использовать?
  • Как оградить учащихся от нежелательного контента?
  • Как обеспечить необходимую техподдержку и учителям, и учащимся?
  • Стоит ли использовать эти технологии в классе или вне его?
  • Стоит ли учащимся использовать собственные устройства, или те, что приобрело учебное заведение?
  • Для выполнения каких заданий мобильные технологии подойдут больше всего?
  • Как интегрировать их с традиционными заданиями?
  • Как оценивать задания, выполненные с применением мобильных технологий?
  • Как сделать так, чтобы учащиеся выполняли учебное задание, не отвлекаясь, например, на общение в соцсетях?
  • Должен ли вопрос использования мобильных устройств регулироваться учебным заведением, или оставаться на усмотрение учащихся?
  • Должна ли инициатива использовать мобильные устройства исходить от преподавателя, или от учебного заведения?
  • Если инициатива исходит от преподавателя, то как согласовать эксперимент с руководством?
  • Если инициатива исходит от учебного заведения, то как скоординировать работу преподавателей и обеспечить необходимый уровень техподдержки?
  • Как согласовать применение мобильных технологий с родителями учащихся?

Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.

Что такое BYOD ?

Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology). Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.

Важно, чтобы применение технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.

Хотя мобильные технологии становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа. Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они привычнее, и в просто потому, что им нравится ощущение собственности.

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Файн Марина Борисовна
Южный федеральный университет


Аннотация
Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием информационно-коммуникационных технологий в будущем будет тесно связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной практики в применении мобильного образования в обучении.

MOBILE LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Fayn Marina Borisovna
Southern Federal University


Abstract
Mobile communication and communication and mobile Internet in today"s society are becoming more affordable and widespread. More than ten years ago in the English-speaking scientific and pedagogical literature, a phrase "mobile learning" or «m-learnng», which is more and more often we meet in our country. Education with the active use of information and communication technologies in the future will be closely linked with the development and distribution of mobile communications, training programs and applications using gestural interface technologies that will improve the quality of education and expand its capabilities. The article deals with the main trends and abstracts of foreign practice in the application of mobile learning in education.

Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием информационно-коммуникационных технологий в будущем будет тесно связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной практики в применении мобильного образования в обучении.

Аналитическое агентство Nielsen провело исследование, посвященное выявлению особенностей использования мобильных устройств жителями разных стран (в исследовании участвовали жители 10 стан мира) и составило подробную статистику. Все мобильные телефоны исследователи разделили на три группы: смартфоны («продвинутая» операционная система); телефоны мультмедиа (устройства без современной ОС, но с QWERY-клавиатурой или тачскрином); фичафоны («звонилки»). Результаты исследования показали, что практически во всех странах уровень проникновения мобильных телефонов достаточно высок, в среднем от 81% до 99% населения старше 16 лет имеют мобильные устройства. В большинстве стран пользователи «умных» мобильных телефонов – это молодежь. Всемирный банк в докладе «О глобальном финансовом развитиии-2014» отмечает, что на 100 жителей Российской Федерации приходится 179 мобильных телефонов, что делает нашу страну мировым лидером по данному показателю . Около 1,0 млрд. жителей мира имеют доступ к мобильному интернета, а один из пяти пользователей использует высокоскоростной доступ к сети Интернет, основанный на технологии 3G. Широко используются безлимитные тарифные планы для мобильного доступа в Интернет. Мощность мобильных устройств на сегодняшний день значительно превосходят мощность компьютеров начала девяностых годов. В нашей стране, по данным Российской ассоциации электронных компаний около 5 миллионов пользователей мобильной сети Интернет, большинство из которых молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет. Следовательно, мобильные средства связи как средства образования доступны практически всем обучающимся в России, однако процесс внедрения этих средств в процесс получения образования протекает не так интенсивно, как в других странах.

В программном документе «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения» 2010 г, который был опубликован Институтом информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО, отмечается, что современные педагог должен обращать особое внимание на то, что мобильные средства связи имеют значительную популярность среди молодёжи и искать пути их использования в обучении с целью оптимизации процесса преподавания. Вопросы теории и практики применения мобильных устройств и мобильных образовательных ресурсов в образования в последние десятилетия активно обсуждаются на различных научных мероприятиях: с 2005 года в Европе проводится Международная конференция «Мобильное обучение» (International Conference Mobile Learning), а с 2002 года Международная конференция «MLearnCon», в Англии с 2007 года проводится конференция «The Mobile Learning Network Project» (MoLeNET – Система мобильного обучения), цель которой заключается в распространении технологий мобильного обучения через реализацию одноименного проекта, результатом которого стало создание единой виртуальной системы мобильного обучения объединившую около ста колледжей и школ страны. В рамках данного проекта участники проводят исследования дидактических возможностей различных мобильных средств связи: смартфоны, mp3 плееры, планшеты, голосовые устройства и т.д. Вторым крупным зарубежным проектом является американский проект «Mobile Learning Environment Project» (Среда мобильного обучения – The MoLE) объединяющий участников из 22 стран мира, которые внедряют технологии мобильного обучения в процесс преподавания различных дисциплин через использование единой платформы соединяющей мобильные образовательные ресурсы и методики их освоения. Значительный интерес представляют результаты проекта «Mobile Technologies in Lifelong Learning: best practices» (Мобильные технологии в обучении через всю жизнь – MOTILL), который реализуется на европейском пространстве и исследует дидактические возможности мобильных средств связи и их влияние на обучающихся. Масштабное использование мобильных устройств в процессе обучения детерминирует необходимость разработки специфичного направления образовательной политики. В связи с этим во многих странах создаются общественные органы, такие как Канадский Консорциум мобильного обучения – MLearning Consortium, объединивший университеты и крупнейшие компании, результатом деятельности которых является созданная среда мобильного обучения, независящая от пространства и времени.

Внедрение в систему современного отечественного образования такой вид электронного обучение как мобильное обучение ставит перед учеными и практиками ряд вопросов требующих своего решения . Во-первых, следует рассмотрим, что же включает в себя содержание понятия «мобильное обучение»; во-вторых, необходимо исследовать какие изменения следует ввести во все компоненты и уровни образовательной системы (теоретико-методологические основания, цели, содержание, средства, методы, технологи, формы и виды учебной деятельности; в-третьих, выявить дидактические функции, свойства мобильных устройств и условия их включенности в процесс обучения.

В научной литературе в данный момент существует несколько определений и трактовок понятия «мобильное обучение», в основе данных определений лежат либо технологические особенности, либо дидактические возможности данных устройств.

В рамках проекта MoLeNet (www.molenet.org.uk) по мобильным обучением понимают процесс использования портативных, беспроводных, удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью оптимизации и поддержки обучения, что позволит обучающемуся общаться, создавать или получать информацию, а его деятельность станет более эффективной. Итак, использование мобильных устройств в образовании позволяет облегчить, поддержать, усилить, расширить возможности преподавания и обучения, это означает, что мобильное обучение работает лучше всего, когда является дополнительным к основной форме. Как утверждает Дж. Тракслер (10) и мы с ним полностью согласны, мобильные устройства используемые в процессе обучения значительно изменяют последнее в сторону не только модификации форм обучения и расширяя пространственные возможности организации процесса, но и развития новых форм познания и формирования менталитета. Интеграция мобильного обучения в современную систему образования делает его своевременным (just-in-time), достаточным (just enough) и индивидуализированным (just-for-me). Именно эти характеристики и отличают мобильное обучение от традиционного электронного (е-learning) и смешенного обучения, которые характеризуются мультимедийностью, интерактивностью, структурированностью. Мобильное обучение есть новая форма обучения, которая отличается от дистанционного, а технологии мобильного обучения трансформируют процесс обучения и делают реальным постулат о активном участие обучающегося в своем собственном образовании (обучающийся – субъект образовательного процесса). Эту позицию разделяют исследователи проекта Mobl (9) и разделяют смешенное обучение от мобильного, выделяя мобильное обучение как индивидуализированное и неформальное. Ученые М. Бренсфорд, Дж. Дуглас в своих исследованиях так же разделяют два типа обучения мобильное и электронное (е-learning), отмечая, что мобильное обучение отличается доступностью по времени и в пространстве, обеспечивая постоянный доступ к обучающему материалу, что позволяет сформировать у обучающегося понимание образования как непрерывного процесса сопровождающего его в течение всей жизнедеятельности (life-long education). В определении термина «мобильное обучение» данное С. Геддесом (5) так же отмечается возможность мобильного обучения влиять на поведение и менталитет обучающегося. Д. Келли (7) отмечает, что мобильное обучение – это не процесс переноса учебных материалов на небольшой экран и применение мобильных устройств, а разработка инновационных образовательных мобильных материалов, которые будут осваиваться через введение инновационных форм обучения: учебный микроблог, новостная лента, курскасты и др. Т. Реккедал, А. Дай (9) ученые, участники многоступенчатого проекта, реализуемого в Институте дистанционного обучения в Норвегии подчеркивают, что они внедряли не только новые мобильные устройства в образовательный процесс, но и выявляли их эффективное воздействие на него. В рамках эксперимента использование средств мобильной связи проходило в несколько этапов. На первом этапе средства мобильной связи и выхода в Интернет использовались для организации процесса дистанционного образования. Обучающиеся на это этапе получали в мобильном формате инструкции записи на курсы и пути его прохождения, свод требований, предъявляемых к слушателям курсов, календарь-планер событий по курсам. Таким образом, первоначально мобильные устройства можно активно использовать в организации обучения по вводно-адаптационных курсах/модулях. Особенно эффективны будут мобильные технологии в процессе освоения адаптационного модуля в учебном плане обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На следующим этапе, средства мобильной связи использовались с целью интерактивной связи субъектов образовательного процесса, а некоторые учебные материалы стали доступны для студентов в мобильной форме (мобильные дидактические тесты, задания и т.д.), поскольку располагались на мобильных браузерах. Этот этап, на наш взгляд позволит постепенно включать в мобильное обучение в процесс изучения большинства учебных дисциплин/модулей. Третий этап позволил обучающимся выполнять учебные задания и презентации в мобильном формате, следовательно, появились целые курсы дисциплин/модули, которые стали доступны для обучающихся в мобильном формате. На всех этапах реализации проекта исследователи изучали мнение обучающихся и их педагогов о внедрении мобильного обучения. Обучающиеся отметили среди существенных преимуществ данного вида обучения доступность учебных материалов, облегченность коммуникаций и консалтинга, наличие высококачественного мобильного образовательного контента. Преподаватели же отметили, что данный формат обучения изменяет отношение студентов к собственному образованию, позволяет им развивать аналитическое мышление, навыки самоорганизации, саморазвития, профессионального становления, умения критического анализа полученных знаний и эффективного применения их на практике.

Таким образом, мобильное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом, а его технологии интернируясь в образование создают новую модель профессиональной подготовки. Реализация на практике данной модели возможно при эффективном использование интерактивных, инновационных методов обучения, методов, основанных на автономии обучающегося. Следует отметить, что наиболее перспективный путь внедрение мобильных устройств в обучение заключается в грамотном сочетании новых форм обучения (интерактивные лекции, вебинары, симуляции, тренинги, дискуссии), новых видов учебных заданий (слайд-презентации, веб-проекты, учебные подкасты) и традиционных. Таким образом мобильное обучение в системе профессионального образования должно строиться на принципе интерактивного управляемого самообучения, что позволить снизить деструктивное влияние информационно-коммуникационных технологий на социальную и когнитивную деятельность обучающегося.

  • Kukulska-Hulme A. Mobile Learning for Quality Education and Social Inclusion. UNESCO IITI. М., 2010.
  • Kumar S. Blackboards to Blackberries: Mobile Learning Buzzes across Schools and Universities. 2010. URL: http://www.learningsolutionsmag.com/authors/315/sesh-kumar
  • Mobile Learning: What it is, why it matters, and how to incorporate it into your learning strategy. 2008. URL: http://www.m-learning.org/knowledge-centre/whatismlearning
  • Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training / Ed. by M. Ally. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155
  • Traxler J. Current State of Mobile Learning // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    С уходом в мобильную сферу образование адаптируется к условиям этой среды, становясь более компактным, узконаправленным и интерактивным. В мобильном вебе важно, чтобы информация могла быть усвоена небольшими кусками, максимально чётко соответствовала ситуации и, при этом, чтобы процесс взаимодействия с продуктом доставлял удовольствие. Соответственно, меняются привычки пользователей: учащиеся всё больше хотят, чтобы образование было простым, эффективным и весёлым. Важность мобильных приложений мы в «Нетологии» понимаем, и уже летом у нас появятся приложения для iPhone, iPad и, возможно тоже летом, Android.

    ABBYY

    Стало возможным учиться там, где ты находишься в любой момент: выдалась минутка, выдалось настроение – можно открыть приложение и потренироваться в каком-нибудь предмете. Поэтому учиться стало намного удобнее, и появилась возможность делать это понемножку, но часто, что в процессе обучения очень важно.

    Специалист

    Мобильные устройства давно стали отличным дополнением к уже существующим средствам обучения, а где-то и заменили собой ПК. Если брать в пример вебинары, использование которых успешно применяется в нашем центре, то с помощью мобильных устройств можно не привязываться к рабочему месту. К нам присоединяются с любой точки мира! К тому же, теперь, когда интернет есть практически везде (в метро, кафе, в парках) – обучение стало более доступным. А мобильные устройства в очно-заочном или очном формате – хорошо поддерживают теоретическую составляющую занятий!

    Codecademy

    Люди во всем мире все больше используют мобильные технологии, связанные со всеми аспектами их жизни, включая банкинг, знакомство и общение, создание своей онлайновой идентичности через социальные медиа и нетворкинг. Это мобильное развитие происходит удивительно быстрыми темпами у людей всех возрастов, национальностей и социально-экономических классов.

    Рост мобильных технологий вносит постоянные изменения и в образование. Образование больше не ограничено местом или инструментами, такими как парты, компьютеры или дорогие учебники. Вместо этого вся сила обучения сосредоточилась у каждого на кончиках пальцев с мгновенным доступом и неограниченными возможностями. Мой со-основатель и я создали Codecademy, инновационную онлайновую веб и мобильную платформу для обучения программированию на HTML/CSS, Javascript/jQuery, Python, Ruby и т.п. Вскоре после запуска мы почувствовали потребность во внедрении мобильных технологий в обучение. Мы выпустили приложение для IOS с возможностями офлайновой работы, которая получила великолепную поддержку от пользователей. Мы планируем представлять и новый мобильный контент с новыми функциями.

    Codecademy переосмысливает обучение с самых основ. Цель компании – создать систему обучения будущего. С Codecademy можно легко научиться программировать, да и учиться можно вместе с друзьями, сравнивая результаты, друг с другом, на сайте.

    Duolingo

    Виртуальные технологии и мобильные платформы позволили нам посмотреть на обучение с новых точек зрения и в различных формах. Во-первых, офлайновые классы имеют ограниченное количество мест и работают четвертями или семестрами. Для сравнения, команда Duolingo может анализировать работу миллионов студентов для оптимизации учебного плана и улучшать его очень быстро.

    Во-вторых, люди могут получить доступ к образованию на ходу, маленькими порциями, а не посвящать ему часы. Теперь вы можете учиться по пути на работу в автобусе, в ожидании доктора или в очереди.

    Недавнее исследование Городского Университета Нью-Йорка показало, что 34 часа Duolingo эквивалентно полному семестру обучения языку в американском университете.

    Наконец, мобильные технологии позволили нам сделать вовлечение в образование совершенно уникальным. Duolingo полностью построена, как игра. Получив более увлекательный и забавный процесс обучения, люди стали им пользоваться каждый день. Это также означает, что люди, которые не думали об обучении, заинтересовались языком из-за игры, которую они вырастили и полюбили.

    USAID

    Partners of All Children Reading: A Grand Challenge for Development (ACR GCD), USAID, World Vision и правительство Австралии надеются, что мобильные устройства (в более широком смысле, включая и ряд мобильных технологий) добавят значительную ценность в процесс образования. Более низкая стоимость доступа и более высокое проникновение мобильных устройств и сервисов, в частности – в обществе с ограниченными ресурсами, предоставляют невероятные возможности для использования экономически эффективных и масштабируемых технологий в образовании.

    Например, мы поддерживаем использование мобильных устройств для сбора школьных и студенческих оценок, вовлечения семей и общества, поддержки профессионального роста учителей и доставки учебных материалов в традиционной и нетрадиционной образовательной среде. В Уганде, в рамках одного из 32 наших грантов ACR GCD первой стадии, Urban Planet Mobile, тестируется эффективность использования SMS и аудио для улучшения навыков чтения.

    Ежедневно ученикам через мобильные устройства родителей посылаются уроки по чтению на местном языке, при помощи SMS и голоса.

    В сообщении также содержится тонкий намек на то, что стоит читать вместе с ребенком. Важно отметить, что, так как уроки доступны по SMS и аудио, даже неграмотные родители могут участвовать в этом. В рамках ACR GCD создан, переведен, записан и подготовлен для мобильных устройств 91 урок. В этом году запускается вторая стадия ACR GCD, в которой будут использоваться новые технологические возможности, которые позволят улучшить чтение у детей на начальных стадиях, так что они смогут успешно учиться в школе и получить больше возможностей во взрослой жизни.

    LinguaLeo

    Изменяется само поведение пользователя. Мобильные игры и приложения приучили людей к гранулярности выполняемых ими действий. С образованием происходит то же самое, мы все стараемся разбить процесс на короткие действия.

    Интересно, что пользователи, начавшие с мобильных приложений, не так часто приходят на основной сайт. Часто это отдельные аудитории, которые вам еще предстоит подружить между собой