10-11 июля на акватории Невы между Эрмитажем и Петропавловской крепостью прошел второй этап чемпионата мира по Формуле 1 на воде.

В гонке на Неве 18 спортсменов из Италии, Португалии, Англии, Франции, Финляндии, объединенных Эмиратов и других стран боролись за звание победителя 2 этапа в Санкт-Петербурге.

В этом этапе принимал участие и пилот из России Станислав Курценовский.

Гонки в классе «Формула-1» на воде в Петербурге проходили 8 раз начиная с 1990г. Два этапа «Формулы-1» на воде проводились и в Москве.

Спортивная лодка «Формулы-1» F1 h2o представляет собой, как и болид «Формулы-1» воплощение передовых идей в судостроении. Корпус изготавливается из кевлара специализированными фирмами. Катера класса катамаран имеют 6 метров в длину и 2,5 метра в ширину при весе всего около 400 килограмм. На лодки класса «F-1 H2O» устанавливаются подвесные двигатели «Mercury» или «OMC» объемом 2,5-3 литра. Форсированные двигатели развивают мощность до 350 л.с. при 9600 об/мин, что позволяет лодке разгоняться до скорости в 220 км/час. К гонкам «Формулы-1» допускаются пилоты высочайшего класса, имеющие суперлицензию Международного водно-моторного союза (UIM). Необходимым условием ее получения является участие в десяти международных гонках высшего уровня на судах «младших» классов.

Спортсменам предстояло преодолеть общую дистанцию в 91715 м. Это 40 кругов протяженностью 2275 м. В отличии от далекого 1990 года нам не пришлось под дождем ждать начала гонки, которая откладывалась несколько раз из-за сильного ветра. Погода выдалась солнечная, безветренная и ничего не помешало спортсменам показать все, на что способны их водные ракеты.

10 июля, в день квалификационных заездов лучшее время круга показали: Сами Селио из Финляндии 0,52,03 при средней скорости 157 км/час. Ахмед аль Хамели команда из Абу-Даби 0:52.94 при средней скорости 155 км/час. Джей Прайс команда Катара 0:53.14 при средней скорости 150 км/час

11 июля проводились свободные тренировочные заезды и состоялась гонка второго этапа Чемпионата мира UIM «Формула-1» на воде - «Гран-При России». В 18 часов 18 спортивных лодок «Формулы-1» понеслись от Петропавловской крепости в сторону Эрмитажа.

На вторм круге напряженной борьбы сошел с трассы Дуарте Бенавенте из Португалии. На седьмом круге дистанции по техническим причинам сошел спортсмен из солнечной Италии Франческо Кантандо. На 36 круге заглох двигатель Фабио Компарато из Италии.

Всего дошло до финиша 12 катеров из 18. В ходе напряженной борьбы выяснилось, что спокойные, добродушные финны лидеры не только в автомобильных гонках «Формула-1», ралли «WRS», но и в гонках на воде.

Первым дистанцию в 40 кругов по акватории Невы закончил финский гонщик Сами Селио. Команда Team Mad Croc. Второе время показал Алекс Карела из Италии, с отставанием от лидера 2,36 сек. Команда Team Mad Croc. Третье место занял по праву гонщик из Катара Джей Прайс, отставший от лидера гонки всего на 4 секунды. Команда Qatar Team. Станислав Курценовский пришел с отставанием от лидера на 1 круг и занял 10 место. От лидера его отделяло всего 58 секунд. Станислав достиг своей цели - попасть в десятку сильнейших. Навсегда останется тайной, какое время показал бы Станислав Курценовский, если бы по его лодке не проехался кто-то из соперников, оставив глубокую двухметровую борозду на корпусе лодки.

Постоянные лидеры соревнований итальянцы, выигравшие 14 из 26 кубков Чемпионата мира по водной «Формуле-1» начиная с 1981 года в этот раз показали не лучшие результаты. Пять итальянских гонщиков из семи учувствовавших в гонке на Неве сошли по техническим причинам или пришли последними. Судьба отнеслась благосклонно только к Алексу Карела, который выступал в одной команде с победителем и доказал что их команда Team Mad Croc, самая лучшая!

Сами Селио пришел на смену выдающемуся итальянскому гонщику Чемпионата мира по водной «Формуле-1» Гвидо Капеллини. Сами Селио чемпион мира 2007г. В 2008-м у него второе место. И в 2009-м третье место в чемпиоате «Формула-1» на воде.

В отличии от автомобильной «Формулы-1» в чемпионате «Формула-1» на воде принимает участие единственная девушка Марит Стромой спортсменка из Норвегии. Спортсменам предстоит еще побороться на шести трассах, две из которых находятся в Китае и четыре в Объединенных Эмиратах.

Владимир Гашнев

Использовались материалы сайтов http://f1h2o.com

Вчера в Казани прошел второй этап чемпионата мира по гонкам на катерах F1: Гран-При Республики Татарстан. Болиды Формула-1 на катерах (F1H2O) разгоняются быстрее любого болида из Формула-1 на суше - до 160 км\ч за 4 секунды! При этом на катере нет коробки передач и нет тормозов!

#02. Гонки проходят в несколько этапов, в разных городах мира:

#03. Российской команды нет, но все же есть один россиянин - Станислав Курценовский выступает за китайскую команду:

#04. Один гоночный круг составляет примерно 2000 метров. Каждая гонка может продолжаться максимум 45 минут:

#05. Скорость достигает 225 км\ч, и это при отсутствии тормозов:

#06. Во время соревнований постоянно дежурит специальная спасательная команда Osprey, которая гарантирует прибыть на место происшествия не позднее 30 секунд:

#07. Лагерь наблюдателей команд:

#09. Именные кресла:)

#10. Местные операторы готовы:

#11. Не местные тоже)

#12. В первой половине начались свободные и заезды на время F4:

#15. Зрители были по обе стороны озера Нижний Кабан:

#17. Стоимость билетов на трибуны составляла 700 рублей, поэтому многие наблюдали за гонкой бесплатно на травке:

#18. Впервые был на подобных гонках, зрелище конечно потрясное!

#19. Для СМИ и прочего персонала, иностранные бармены готовили алкогольные и безалкогольные напитки:

#20. Команда состоит из менеджера, одного или двух пилотов, механика, технического координатора и координатора гонки:

#21. Лодки вылавливают и выставляют на старт:

#22. Перед самим стартом из команды остается только по 2 человека, которые придерживают лодку:

#23. Сначала делается тестовый круг. Российско-китайская команда:

#24. Сушат весла:)

#25. В лагере все такие серьезные:

#26. Каждая команда мониторит происходящее:

#27. Тестовый круг завершается и лодки снова выставляют для финального заезда:

#28. Зрители уже в ожидании:

#29. Китайское телевидение ведет прямую онлайн-трансляцию:

#30. Старт!

#31. Главное первым уйти в поворот:

#32. Основные обгоны на прямых участках:

#39. Если во время заезда судьи замечают что-то неладное, то выставляется желтый флаг:

#40. На трассу выходит специальная лодка с желтым флагом и все участники должны следовать за ней на сниженных скоростях:

#41. Так они могут проехать пару кругов. После чего ведущая лодка уходит к берегу и производится рестарт гонки:

#42. Рестартов может быть несколько, но общая продолжительность гонки будет максимум 45 минут (дозаправок во время гонок - не предусмотрено):

#43. К сожалению и в этот раз не обошлось без аварий. Один гонщик перевернулся, но спасатели выполнили свою работу:

#44. После "перевертыша" времени на рестарт не осталось и команда победителя выбегает со своим флагом:

#45. Победитель подходит к причалу:

#46. Команда залезает на "болид" и совершают круг почета (фото самого круга нет):

№47. Подготовка к награждению.

Возвращение в самые престижные гонки водно-моторного спорта петербуржца Станислава Курценовского оказалось если не триумфальным, то, как минимум, достойным. Оставаясь целый год без соревновательной практики, пилот команды PringlesXtremeF1racing сумел в первой же своей гонке завоевать одно зачетное очко, замкнув десятку сильнейших на 2-м этапе чемпионата мира по «Формуле-1» на воде – «Гран-При России», завершившегося в Санкт-Петербурге.

Еще до гоночного уик-энда Курценовский сформулировал задачу минимум – попасть в десятку. По итогам квалификации россиянин занял 12-е место, что вполне удовлетворило нашего гонщика. Этого результата удалось добиться минимальными энергозатрами. В то время как другие гонщики наматывали круги десятками, Курценовский за две свободные тренировки и серию квалификационных заездов ограничился 7 кругами. Цель заключалась в том, чтобы как можно меньше износить двигатель перед основной гонкой, ведь по новым правилам его нельзя менять после квалификации. Опыт не подвел. Как и предсказывал Курценовский, некоторые гонщики настолько «утомили» свои моторы, что не сумели добраться до финиша. Из 18 стартовавших лодок шесть сошли с дистанции. Еще двум заявленным гонщикам технические проблемы не позволили даже выйти на старт.


И все же Станислав остался не совсем доволен собой:
«Не очень удался старт. Сказалось отсутствие опыта езды в водных «петухах», когда ты практически ничего перед собой не видишь. Немного подвела настройка двигателя, она была сделана под спокойную воду. Лодка оказалась очень и очень летучая, плохо оттармаживалась, при сбрасывании газа еще долго продолжала двигаться вперед. Она и так довольно широкая и не совсем подходит под эту погоду. Когда у меня был шанс из под желтого флага (после аварии на трассу выходит пэйс-кар и все лодки выстраиваются друг за другом в том порядке, в котором они шли до аварии) проехать сразу три лодки, я сознательно пошел на столкновение, но упора винта не хватило, меня развернуло внутрь трассы и я сам пропустил троих гонщиков. Потом я уперся в Энди Эллиота, очень опытного и неуступчивого гонщика, который не дал мне ни единого шанса его пройти. Дальше оставался только вопрос доезда, потому что догнать впереди идущих было практически невозможно. К тому же, чем легче становилась лодка, тем труднее было ей управлять. Хотелось не проиграть лидеру больше круга, но немного не получилось».


Победителем «Гран-При России» стал пилот команды «Mad Croc» Сами Селио (Финляндия). На втором месте его партнер по команде, проводящий дебютный сезон в первой Формуле Алекс Карелла (Италия), уступивший победителю 2,36 секунды. Третьим финишировал Джей Прайс (Катар, «Qatar Team»), который проиграл Селио 4,01 секунды.

Ты уже знаешь, что невесомость – это нормальное положение вещей в космосе. Космонавтам, находящимся в полете, приходится достаточно сложно – ведь очень тяжело поесть или попить, когда продукты и вода буквально улетают из-под носа. Именно поэтому еда и поставляется на космический корабль в тюбиках или крошечных упаковках на один укус.

Что интересно, на орбите солнце всходит и заходит каждые 90 минут, поэтому астронавты могут наблюдать явление рассвета аж 16 раз за сутки !

Из-за этих причин спать в космосе очень тяжело. Но ведь человек не робот и отдых ему крайне не обходим. Давай попробуем понять, как же спят космонавты в космосе.

Время для отдыха космонавтов.

Как уже говорилось выше, солнце в космосе всходит 16 раз в сутки. Как при таком режиме выбрать время для отдыха? Все просто – космонавты стараются придерживаться «земного расписания» и отдыхают тогда же, когда спим и мы – во время ночи на Земле.

Место для сна космонавтов.

Если на Земле мы точно знаем, что кровать стоит на полу, то в невесомости это абсолютно не важно – будь она на стене или потолке. Но человеку все-таки удобнее вести привычный образ жизни.Так называемые кровати, а это в космосе ни что иное, как спальные мешки, крепят к стене, на подобии полок в купе поезда. Почему к стене? В условиях ограниченного пространства расположить все предметы быта на полу просто невозможно, а ввиду невесомости и не нужно.

Космонавты во время сна принимают позу, похожую на эмбрион в утробе матери. Ученые доказали, что это самая удобная поза для сна в условиях с нарушенной гравитацией.

Космонавт готовится ко сну.

Итак, человек собирается спать. Самое главное – зафиксировать свое тело в позе младенца. Ты никогда не задумывался, почему пеленают маленьких детей? Ребенок, находясь в животе у мамы, подобен космонавту в невесомости. И когда он появляется на свет, проходит какое-то время, прежде чем организм привыкнет к жизни на Земле, где действует сила тяжести . Именно поэтому маленьких деток и пеленают, чтобы они сами себя не разбудили, дергая ручками и ножками. Так же происходит и с космонавтами в полете – если не «спеленать» себя надежно, то никогда и не выспишься.

На орбите восход и закат солнца происходит каждые 1,5 часа. За день у космонавтов 16 рассветов.

Комнаты отдыха на космических станциях.

Разработчики космических кораблей и станций стараются предусмотреть все, чтобы хоть немного облегчить жизнь космонавтов на борту. Поэтому на кораблях делают специальные каюты для отдыха. Человек может там разместить любимые вещи и фотографии родных. Но самое главное, в этих каютах нет иллюминаторов. Это сделано специально, чтобы космонавта не будили постоянные рассветы.

3D-принтер


В ноябре астронавты NASA установили на МКС первый в мире 3D-принтер, адаптированный для невесомости. Устройство пригодится для экспериментов с аддитивными технологиями производства в условиях микрогравитации. По словам командующего Барри Уиллмора, принтер имеет размеры небольшой микроволновой печи и поможет астронавтам производить собственные компоненты и инструменты прямо на станции. Принтер был разработан калифорнийским стартапом «Made in Space» и отправлен на космическую станцию в рамках четвёртого грузового пополнения запасов миссии SpaceX в сентябре.

«3D-печать позволит нам посылать оборудование по электронной почте вместо того, чтобы отправлять его в космос», - сказал Ники Веркхайзер, менеджер проекта по 3D-печати.

До этого космический принтер исследовали в лабораториях, на борту специального самолёта NASA, а также в центрифуге. Предварительные испытания прошли успешно, теперь принтеру предстоит распечатать в космосе тестовые детали, которые будут возвращены на Землю и изучены. Если они удовлетворят специалистов NASA, астронавты смогут использовать принтер на практике.

О технических характеристиках космического принтера известно мало. Но по своему принципу он похож на самые распространённые «земные» модели, которые накладывают на платформу расплавленный пластик слой за слоем.

Тренажёры


На борту МКС есть несколько спортивных тренажёров, которые астронавты обязаны использовать для поддержания физической формы. Известно, что в условиях невесомости мышцы человека атрофируются, а кости теряют прочность.

Беговых дорожек на станции три. Первые две - американские Treadmill Vibration Isolation System (TVIS) (беговые дорожки с системой виброизоляции), которые носят название COLBERT (одна установлена в американском сегменте станции, другая в российском) . Не так давно в отечественном модуле американская дорожка была заменена на отечественную. Особенности космического тренажёра в следующем: космонавты, бегая по дорожке, воздействуют с определённой частотой на станцию, что недопустимо. Для погашения этих колебаний существует система виброизоляции, чтобы все удары, приходящиеся на дорожку, не передавались МКС. Российскую систему виброизоляции разработал Самарский государственный аэрокосмический университет. Для занятий экипажу приходится надевать ремни, которые тянут космонавтов вниз, к беговой дорожке; в противном случае их ноги просто болтались бы в воздухе.

Помимо беговых дорожек на МКС установлены велоэргонометры (или, проще говоря, велотренажёры), тоже с системой виброизоляции, подобной той, что имеется у беговых дорожек. Для занятий на них необходимо зафиксировать тело при помощи множества ремней.

Также астронавты пользуются специальным устройством Advanced Resistive Exercise Device (ARED) , которое «имитирует гравитацию». Тренажёр позволяет выполнять целый комплекс упражнений в условиях микрогравитации благодаря сопротивлению силы вакуумных баллонов, - например, приседания или имитацию плавания.

Гидропоническая система


В основном астронавты на МКС питаются сублимированной пищей, которая не кажется им особенно вкусной. Вероятно, в будущем они могут употреблять собственные свежие овощи и фрукты, выращенные прямо на борту. В апреле 2014 года грузовой корабль SpaceX взял с собой на борт специальную систему для выращивания овощей.

Складная сборно-разборная камера, получившая название Veggie, используется для выращивания салата. Veggie имеет размеры 30 на 36 см и является крупнейшим космическим садом на сегодняшний день. В качестве освещения, стимулирующего рост растений, используется блок из красных, синих и зелёных светодиодов.

Исследования и опыты, связанные с выращиванием растительной и животной пищи (то есть насекомых), проводились на орбитальных станциях и в прошлом. Цель проекта Veggie в том, чтобы определить, будет ли возможно выращивать свежую пищу для пропитания во время длительных космических экспедиций, которые планирует запустить NASA в будущем.

Обеденный стол


У космонавтов на МКС есть особенный обеденный стол. Это массивное устройство со специальными ячейками для фиксации упаковок с питанием (всего их шесть, по одной на каждого члена экипажа). Также в стол встроена система разогрева консервных банок и «крошкоулавливатель»: особый вентилятор, который затягивает в себя все мелкие кусочки и крошки пищи, когда на нём что-нибудь режут. Дело в том, что крошки несут смертельную опасность в условиях невесомости, так как они могут попасть в дыхательные пути или испортить аппаратуру.

Обеденным столом члены экипажа учатся пользоваться ещё на Земле, тренируясь разогревать консервы и заправлять пакеты с сублимированными продуктами кипятком через особые переходники. При заправке пакетов космонавту нужно быть внимательным: если пакет не удержать, тот может слететь со штуцера и обжечь водой руки, повредить приборы и устройства. Процесс готовки и супа-пюре, и лапши, и чая, и сока всегда одинаковый. Отличается лишь температура воды для восстановления продуктов (от +25 ˚С до +85 ˚С).

Кофемашина


В конце ноября астронавты МКС получили в своё распоряжение новую кофемашину под названием ISSpresso. 20-килограммовый аппарат, разработанный знаменитой итальянской фирмой Lavazza, попал на орбитальную станцию вместе с первой женщиной-космонавтом из Италии 37-летней Самантой Кристофоретти. Она также стала первым человеком, который выпил подлинный итальянский эспрессо на орбите. Дизайнеры капсульной кофемашины уверяют, что она соответствует самым высоким техническим требованиям и ультражёстким мерам безопасности, установленным Итальянским космическим агентством. Например, пластиковые трубки, по которым обычно течёт вода в «земных» кофемашинах, здесь заменены стальными трубками, которые могут выдержать высокое давление.

По словам инженеров, машина не только разнообразит рацион астронавтов, но и внесёт свой вклад в исследование поведения жидкостей в невесомости. Также ISSpresso позволит улучшить психологическое состояние экипажа.

Туалет


Когда космонавтика только зарождалась, первые устройства для сбора твёрдых и жидких отходов были похожи на подгузники. То есть это были эластичные трусы со сменными гигроскопическими прокладками. Теперь же на МКС находятся два санузла, стоимостью $19 млн каждый. Один находится в модуле «Звезда», второй - в модуле «Спокойствие». Туалеты в целом аналогичны, но в «Спокойствии» устройство оснащено американской подсистемой регенерации воды из мочи и пота космонавтов. По планам вместе с новым лабораторным модулем «Наука», который будет запущен к 2017 году, МКС получит новый «космический» санузел.

В туалетах вместо воды используется вакуум. После всасывания жидкие отходы собираются с помощью специального шланга с насадкой, которым могут воспользоваться как мужчины, так и женщины. Материалы передаются системе регенерации, которая преобразует их в дистиллированную воду. Эту техническую воду на станции не пьют, предпочитая ей чистую родниковую, которая доставляется на орбиту грузовиками «Прогресс». Она нужна в основном для работы катализаторов и для получения дополнительного кислорода.

Твёрдые отходы собираются в специальные сетчатые пластиковые мешки, которые затем хранятся в алюминиевых 20-литровых контейнерах. Заполненные контейнеры перекладывают в грузовой корабль «Прогресс» для дальнейшей утилизации. Также в туалетах МКС установлены фильтры, очищающие воздух от бактерий и запаха.

Компьютеры


Когда мы представляем себе компьютеры астронавтов на МКС, в воображении всплывают суперкомпьютеры и целые рендер-фермы, на которых проводятся сложнейшие расчёты . Но на самом деле все трудные задачи решаются на Земле, а компьютеры на станции предназначены только для сбора и записи данных, управления отдельными элементами космического оборудования и других несложных рабочих процессов. С 1993 года в космосе используются лэптопы IBM серии ThinkPad. В 2005 году подразделение было выкуплено у IBM компанией Lenovo, и последний апгрейд, пришедший на МКС, были компьютеры моделей A31 и T61P. Все компьютеры работают под управлением операционной системы Linux, которая имеет открытый исходный код и может изменяться, подстраиваясь именно под нужды использования на орбите.

Ноутбуки всё же отличаются от тех, что мы можем купить в магазине. В их основу входит жёсткий защитный каркас из композитных материалов Roll-Сage. Он достаточно лёгкий и при этом невероятный прочный. Благодаря использованию этого каркаса из смеси углеродистого и стеклянного волокна ноутбуки ThinkPad могут выдержать падение с высоты под два метра или давление весом в сто килограммов.