Неизвестный "Титаник"

Титаник был великим кораблём, поставленным на колени айсбергом. Это корабль, о котором мало кто на Земле не слышал - сказка из жизни, пересказываемая последующим поколениям для того, чтобы мы вынесли из этого случая урок. Не задирайте планку слишком высоко, или можете пострадать. Хотя мы все знаем о трагедии Титаника, существует множество маленьких удивительных фактов о великом корабле, о которых знает далеко не каждый. И, как и в других трагедиях человечества, факты показывают не только циничную сторону, но и почтительность, а также сострадание людей. Ниже представлены десять малоизвестных и удивительных фактов о Титанике…

1.Звезда немого кино выжила и нажилась на трагедии

Дороти Гибсон (Dorothy Gibson) была широко известна в своё время. Звезда немого кино, наряду с Бастером Китоном (Buster Keaton) и Чарли Чаплином (Charlie Chaplin), была пассажиром первого класса на Титанике. Она стала популярной благодаря своим комедийным ролям в «Мисс Притворщица» (1911) и «Любовь сумеет» (1912). Но в отличие от 1502 людей, умерших на корабле, Гибсон выжила и рассказала свою историю. Причём не только рассказала, но и снялась в своей истории в главной роли. Съёмки фильма «Спасшиеся с Титаника» начались всего через 5 дней после того, как Титаник затонул. Это был невероятно успешный немой фильм и первый из множества хитов о Титанике (впрочем, фильм был уничтожен во время пожара в 1914 году). Гибсон даже использовала ту же одежду, в которой она была на корабле во время трагедии - платье, свитер, перчатки и чёрные туфли-лодочки.

Со временем, тень 20-го века, конечно же, накрыла Гибсон. После сравнительно недолгой карьеры в кино она переехала в Европу. Хотя вначале она была сторонником фашистов, к 1944 году она отреклась от Третьего Рейха. Её последующий арест нацистами и недолгое заключение в Сан-Витторе (San Vittore) привело к её смерти двумя годами позже - в возрасте 56 лет, в результате инфаркта.

2.Капитан судна не привык управлять пароходами



На момент отправки Титаника Капитан Эдвард Джон Смит (Edward John Smith) провёл на кораблях уже 37 лет, и планировал уйти на пенсию после окончания рейса Титаника. Он работал на Уайт Стар Лайн (White Star Line) 28 лет, но по правде говоря, Смит был не лучшим выбором для управления судом. Большую часть своей карьеры Смит провел, управляя парусными суднами, и только иногда ему приходилось иметь дело с пароходами. В возрасте 62 лет старый моряк уже не мог научиться чему-то новому, и его недостаток опыта проявился в тот момент, когда он приказал команде сохранять максимальную скорость на территории, известной своими айсбергами… и все мы знаем чем это закончилось. К его чести, капитан не покинул свой корабль, но его последние часы на борту остаются загадкой. Многие очевидцы говорят, что капитан потерял уверенность в себе и был глубоко потрясён ситуацией.

3.Первыми спасаются женщины, дети и… собаки



Хорошо известно то, что на Титанике не только было недостаточно спасательных шлюпок, чтобы спасти всех пассажиров, но и те шлюпки что были, оказались недостаточно полными, когда они были спущены на воду (первая спасательная шлюпка в этом случае была использована нерационально - в ней было всего семь членов команды и пять пассажиров, всего 12 людей, хотя в неё должно могло поместиться около 40 человек). Однако, малоизвестен тот факт, что среди 713 выживших, было также три собаки - два померанских шпица и один пекинес. Пассажирами корабля были двенадцать собак, но только трое из них спаслось на спасательных шлюпках.

4.Ближайшие корабли могли спасти сотни пассажиров



Во время того, как Титаник тонул, были переданы стандартные сигналы бедствия. Но никто на них не ответил, пока не было слишком поздно. Мало кто знает, что кто-то мог откликнуться на эти сигналы. А именно капитан судна Калифорниэн (SS Californian). Калифорниэн находился всего в 15-25 километрах от места крушения Титаника, но его команда не отреагировала на загадочные огни в ночном небе (которые были сигнальными ракетами, запущенными с Титаника). Член команды Калифорниэн разбудил капитана, но тот лёг обратно спать, сославшись на то, что радист уже отдыхал после своей вахты (причина по которой сигналы бедствия не были услышаны на корабле).

Другой корабль, Самсон, 250 (Samson) тонная норвежская шхуна была ещё ближе к месту крушения - всего в 8-12 километрах. Однако некоторые считают, что Самсон в любом случае бы не ответил на сигналы, какими бы они ни были, по простой причине - они занимались нелегальной рыбалкой. Оба корабля были ближе, чем Карпатия (Carpathia) - корабль, который затем спас выживших с Титаника.

5.Условия на корабле были далеко не роскошными



Несмотря на то, что они были окружены водой, на самом корабле воды не хватало. Задолго до тех дней, когда в обиход вошли души с повышенным давлением воды, людям приходилось пользоваться старыми добрыми ваннами. И хотя разделять ванну с другими, было в те времени чем-то обычным, пассажиры третьего класса разделяли две ванны - одну для мужчин, другую для женщин, на 700 человек. Да, вы не ослышались. 700 человек на две ванны. Дождаться своей очереди было не очень легко.

6.Настоящий герой



Капитан второго ранга Чальз Лайтоллер (Charles Herbert Lightoller) был самым старшим офицером, спасшимся во время крушения Титаника. Лайтоллер взял на себя командование перевернувшейся спасательной лодки, подавлял панику и командовал тридцатью спасшимися на лодке, удостоверившись в их благополучном переходе на борт спасательного корабля Карпатия. Лайтоллер был героем не только Титаника. Он служил в морских силах Великобритании во время Первой и Второй мировых войн и поучаствовал в эвакуации союзных войск из Дюнкерка (Dunkirk).

С другой стороны, Дугласу Спеддену (Douglas Spedden) было всего 6 лет, когда его нянечка забрала его с Титаника на спасательную лодку. Несмотря на то, что мальчик выжил, всего тремя годами позже он погиб. Его сбил автомобиль в одном из первых дорожно-транспортных происшествий штата Мэн, США.

7. «Примите наши соболезнования в связи с трагической гибелью вашего сына, вот вам счёт»




По легенде все восемь членов мужского оркестра Титаника погибли во время кораблекрушения, всё ещё играя на своих инструментах. Однако были найдены только три тела музыкантов, включая Джона Хюм Лоу (John Hume Law). Всего через две недели после трагических событий, отец Лоу получил шокирующий счёт от «C.W. & F.N. Black», службы занятости из Ливерпуля, Англия, которая наняла оркестр. Счёт был на 5 шиллингов и 4 пенса - цена униформы сына Лоу. Для контраста, через месяц после кораблекрушения в клубе Аполло из Бруклина, Нью-Йорк, прошёл концерт в честь погибших музыкантов. Вырученные средства были переданы семьям погибших.

8.Титаник сейчас может и широко известен, но на тот момент о нём мало кто знал



В отличие от того, что нам показывают в фильмах, Уайт Стар Лайн никогда не утверждали, что Титаник был «непотопляем». На самом деле, судя по всему, до первого рейса Титаника никому не было дела. Олимпик - брат близнец Титаника, привлёк намного больше внимания, когда он совершил путешествие из Саутгемптона (Southampton) в Нью-Йорк в 1911 году. На самом деле нет даже съёмок того, как Титаник покидает берега Великобритании, а когда новостные агентства поняли, что у них нет фотографий которые можно было опубликовать в новости о трагедии, им пришлось использовать изображения Олимпика и стереть его название.

9.Титаник был использован нацистами, как пиар-ход



Примерно через тридцать лет после крушения Титаника, крыло пропаганды Национал-социалистической немецкой рабочей партии выпустило «Нацистский Титаник», созданный ни кем иным, как министром пропаганды Йозефом Геббельсом (Joseph Goebbels). В странной интерпретации фактов, Нацистский Титаник рассказывает историю о судне, пытавшемся пересечь Атлантический океан в рекордное время для того, чтобы повысить цену акций Уайт Стар Лайн. В то время, как в реальности вперёдсмотрящие Фредрик Флит (Fredrick Fleet) и Реджинальд Ли (Reginald Lee), оба англичане, заметили айсберг, в Нацистском Титанике мужчиной, который мог спасти корабль от катастрофы был конечно же немецкий офицер, чьё предупреждение было проигнорировано.

Далее, в реальной жизни Брюс Исмей (J Bruce Ismay) (англичанин), председатель и директор-распорядитель Уайт Стар Лайн, был осуждён в международной прессе за то, что он забрал одну из спасательных лодок себе. В пересказе Геббельса он смог преувеличить даже это, представив Исмея еврейским бизнесменом, который заставил капитана (конечно же, немца) протаранить айсберг и фактически убил всех на борту (в картине Джеймса Кэмерона 1997 года Исмей сделал то же самое).

История Исмея одна из самых перевранных историй во всех киноверсиях события. Настоящий Исмей не был таким эгоистичным человеком, каким его показывали. Во время расследования 1912 года, проведённой британской торговой палатой под руководством лорда Мерси, было заключено что Исмей на самом деле помогал другим пассажирам до того, как он спасся сам в последней спасательной шлюпке. Подобная неприязнь к Исмею видимо, обусловлена тем, что он был самым высокопоставленным представителем Уайт Стар из 713 выживших.

10.Один ключ мог спасти тысячи жизней


Что больше всего нужно вперёдсмотрящему? Не только хорошее зрение, но и хороший бинокль. И это, то, что должно было быть у вперёдсмотрящих Фредрика Флита и Реджинальда Ли. Когда второго помощника капитана Дэвида Блэр (David Blair) выкинули из команды за несколько дней до того, как корабль отправился в путешествие, он забыл отдать заменившему его более опытному Генри Уалду (Henry Wilde), старшему офицеру Олимпика, ключ к сейфу, в котором хранились бинокли.

В довершение всего, когда Флит, переживший кораблекрушение, давал свои показания на официальном расследовании, он сказал, что если бы у вперёдсмотрящих были бинокли, они бы заметили айсберг намного раньше и, скорее всего, смогли бы спасти корабль от трагедии.

Одна из крупнейших катастроф последних столетий все еще будоражит умы. Популярный фильм сделал историю гибели «Титаника» романтичной, но и шокирующей она остается по-прежнему. Вот интересные факты, которые помогут вам больше узнать о легендарном корабле.

Название «Титаник» существовало более двух с половиной тысяч лет

Катастрофа «Титаника» случилась не так давно, но его история началась много столетий назад. Когда создатели думали над названием, они хотели найти слово, которое помогло бы выразить невероятные размеры корабля. Кроме того, оно должно было бы выражать значимость такого события в кораблестроении. Представители компании "Харленд энд Вулф", создавшей корабль, нашли нужное название в греческой мифологии. Слово «титаник» связано с титанами, древнегреческими богами. По легенде, несмотря на свой невероятный размер, они были повержены молодыми богами-олимпийцами, Зевсом и Афиной. Неудивительно, что созданный параллельно с «Титаником» корабль был назван «Олимпик». Оба судна были сконструированы одновременно и были весьма схожи по дизайну.

Семь человек умерли на корабле еще до отплытия

Люди начали гибнуть на «Титанике» еще во время его создания. Работы на корабле шли более сотни лет назад, с 1908 по 1911 гг., и тогда вопросы безопасности и охраны здоровья работников никого особенно не волновали. Рабочие даже не носили касок при строительстве! Шесть человек погибли на самом корабле во время его создания, зарегистрированы были и двести сорок шесть травм. Это можно посчитать дурным предзнаменованием - корабль будто бы сразу же был обречен. Ходят также слухи, что один рабочий погиб прямо перед отправлением корабля.
Неужели «Титаник» был проклят? Прежде чем так подумать, вспомните количество жертв на других строительных площадках того времени - увы, отсутствие техники безопасности может быть куда вреднее проклятий.

Стальные крепления весили более тысячи двухсот тонн

Невероятный размер сделал «Титаник» частью культуры еще до запуска корабля. Компания, которая его проектировала, хотела с гордостью сообщать пассажирам, что создала крупнейший корабль в мире. Практически любой факт о размерах «Титаника» можно дополнить восклицательным знаком. К примеру, крепления, фиксирующие обшивку корабля, весили больше тысячи тонн! Чтобы поворачивать руль, требовались отдельные двигатели! Два самых главных двигателя весили более семисот тонн! Все детали корабля были столь массивными, что кажутся невероятными даже по современным стандартам.

Загрязнение от «Титаника» составляло шестьсот тонн угля в день

Корабль был не только самым масштабным, но и крайне вредным для окружающей среды. Единственным способом передвижения такой махины в те времена был паровой двигатель, для которого «Титанику» требовалось по шестьсот тонн угля в день. Сто семьдесят рабочих трудились круглосуточно семь дней в неделю, чтобы поддерживать пламя в печах двигателей корабля. В море попадали по сто тысяч тонн пепла ежедневно.

Почтовая комната «Титаника» занималась шестьюдесятью тысячами писем ежедневно

Интересный факт - «Титаник» был не просто кораблем для путешествий, но и судном для перевозки почты. Количество перевозимых сообщений было просто колоссальным. Корабль больше напоминал плывущий город. Пассажиры тоже пользовались почтой - на корабле было пять клерков, которые по семь дней в неделю занимались сортировкой писем. В день им приходилось сортировать до шестидесяти тысяч конвертов!

Спасательные шлюпки были рассчитаны лишь на тысячу сто семьдесят восемь человек

Этот факт наиболее сильно связан с трагедией корабля. По бортам можно было разместить шестьдесят четыре шлюпки, в каждой из которых разместилось бы по шестьдесят пять человек. Это позволило бы спасти три тысячи пятьсот пассажиров. Но в первом плаванье у корабля было всего двадцать шлюпок. Этого было совершенно недостаточно для двух тысяч двухсот двадцати трех человек на корабле. Именно поэтому крушение корабля стало такой масштабной трагедией - люди просто не имели шанса спастись.

Можно было спасти на тысячу людей больше

Это один из самых противоречивых фактов. Рядом с «Титаником» в ту ночь пересекал Атлантику и другой корабль, «Калифорниец». С него команду гиганта предупредили о ледовой корке. На «Калифорнийце» решили переждать ночь, чтобы не столкнуться с айсбергами, «Титанику» предлагалось сделать то же самое. Но команда «Титаника» решила, что предосторожности не нужны, корабль продолжил ход. Когда корабль потерпел крушение, команда пыталась привлечь внимание других моряков. С «Калифорнийца» видели огни, но ничего не предприняли. Капитан решил послать ответный сигнал Морзе с помощью лампы, но, скорее всего, свет на «Титанике» просто не заметили. Когда утром команда «Калифорнийца» узнала о катастрофе, спасать людей было уже слишком поздно.

Остатки корабля искали более семидесяти лет

Обломки «Титаника» разыскивали до 1985 года. Только после этого история крушения стала проясняться. Долгое время предполагалось, что корабль утонул целиком. Пассажир проплывавшей мимо «Карпатии» описывал, что «Титаник» развалился на две части перед тем, как уйти под воду, но это оставалось лишь теорией. В сентябре 1985 команда французских и американских исследователей нашли корабль - он действительно распался на две части.

Самой ценной вещью на корабле была картина стоимостью в сто тысяч долларов

История о том, что на борту было золото, - миф. Самым дорогим предметом на корабле была картина, стоимость которой составляла сто тысяч долларов. Впрочем, после катастрофы ценность обрели и другие вещи - все, что было обнаружено на морском дне, стало важным из-за известности корабля.

Фильм о «Титанике» побил все кассовые рекорды

Трагическая история корабля привлекла множество людей в кинотеатры. Фильм Джеймса Кэмерона, в котором сыграл Леонардо ди Каприо, стал одним из самых известных за всю историю кинематографа. Это драма, в которой нет документальных деталей, но сюжет вполне достоверный - Кэмерон занимался перед съемками серьезными исследованиями. Все помещения были сделаны точно такими, какими были на корабле, и события во время катастрофы соответствовали историям очевидцев.

Мусор, это конечно не сокровище, но для кого-то это все-таки источник дохода. Люди в разных уголках мира зарабатывают себе на жизнь тем, что собирают и сортируют отходы других людей. Большинство таких сортировщиков — женщины и дети. По оценкам Мирового Банка, около 1% городского населения в развивающихся странах зарабатывают себе на жизнь именно таким образом.

Люди, занятые подобной работой, являются своеобразным средством переработки отходов в бедных странах. Но подобные условия труда не назовешь комфортными: постоянное пребывание на свалке сильно вредит человеческому здоровью.

В данной подборке представлены фотографии людей, которые зарабатывают себе на жизнь на самых больших свалках мира.

(Всего 22 фото)

1. В надежде заработать дневную норму в размере около 5 долларов палестинские юноши ждут, когда мусоровоз выгрузит свежую партию мусора на свалку. Деревня Ятта, Западный берег Иордана, 23 февраля 2011. (Menahem Kahana - AFP/Getty Images)

2. Индийцы несут мешки с отходами, которые могут быть переработаны. Гажипурская свалка (70 акров), Дели, Индия, 18 февраля 2010 года. Приблизительное число мусорщиков в Дели варьируется от 80,000 до 100,000 людей. (Daniel Berehulak - AFP/Getty Images)


3. Афганец с шиной на шее во время сортировки пластика и металлических предметов возле мусорной свалки, южная окраина Кабула, Афганистан, 27 октября 2010. По данным Global Anti-Incinerator Alliance (GAIA), около 15 миллионов людей в развивающихся странах зарабатывают на жизнь сбором мусора. (Majid Saeedi - AFP/Getty Images)

4. Индийские рабочие сортируют мусор на 70 акрах свалки Гажипур, Дели, Индия, 18 февраля 2010. (Daniel Berehulak - AFP / Getty Images)

5. Мусорщик наблюдает за активистом Гринписа в защитном костюме, который готовится взять образцы мусора со свалки в городе Тэйтэй к востоку от Манилы, 23 июня 2009. Активисты взяли образцы мусора после закрытия свалки, которую они обвиняют в загрязнении берегов озера Лагуна и близлежащих населенных пунктов. (Ted Aljibe - AFP/Getty Images)

6. Жардим Грамачо в Рио-де-Жанейро, Бразилия, одна из крупнейших свалок в мире. (Google Maps - Screengrab)

7. Женщина, собирающая мусор, демонстрирует свой маникюр, территория свалки Жардим Грамачо, Бразилия, 9 декабря 2009. (Spencer Platt - AFP/Getty Images)

8. Ребёнок плачет в своей кроватке в самодельном доме, сооруженном на свалке, окраина Багдада, Ирак. 28 июля 2003. (Graeme Robertson - AFP/Getty Images)

9. Афганцы сортируют пластик и металлические предметы возле свалки, окраина Кабула, Афганистан. 27 октября 2010. (Majid Saeedi - AFP/Getty Images)

10. Собака бредёт по дороге среди разбросанного мусора, свалка Жардим Грамачо, Бразилия. 9 декабря 2009. (Spencer Platt - AFP/Getty Images)

11. Подросток, который зарабатывает на жизнь, собирая отходы, Жардим Грамачо, Бразилия. 9 декабря 2009. (Spencer Platt - AFP/Getty Images)

12. Сброшенные на свалку бракованные медицинские препараты, Пекин, Китай. 2 марта 2011. (Gou Yige - AFP/Getty Images)

13. Индийские рабочие сортируют мусор, отбирая тот, который можно продать для переработки, Гажипурская свалка (70 акров), восточный Дели, Индия, 18 февраля 2010. Сюда входит широкий спектр материалов, таких как бумага, картон, пластмасса, металл, стекло, резина, кожа, текстиль и одежда и прочее. (Daniel Berehulak - AFP/Getty Images)

14. Мужчина моется после рабочего дня на свалке, Лагос, 17 апреля 2007. Олусосан – самая большая свалка в Нигерии, на которую поступают 2,400 тон мусора ежедневно. Целая община живёт на свалке, собирая металлолом и продавая его. (Lionel Healing - AFP/Getty Images)

15. Пакистанский мальчик бежит по свалке в районе трущоб Лахоре, Пакистан, 29 декабря 2010. (Arif Ali - AFP/Getty Images)

16. Монголы работают, собирая и утилизируя мусор, греясь у костра, Улан Батор, Монголия. 5 марта 2010. Работа на свалке предполагает крайние трудности, например, долгие часы работы на улице при температуре ниже 13 градусов мороза. (Paula Bronstein - AFP/Getty Images)

17. Восьмилетние брат и сестра, Басир и Ратна, нашли карту среди мусора на свалке Бантар Гебан, Джакарта, Индонезия. 26 января 2010. (Ulet Ifansasti - AFP/Getty Images)

18. 11-летняя Нанг стоит на горе мусора, где она собирается собирать пластик, свалка Бантар Гебан, Джакарта, Индонезия. 27 января 2010. (Ulet Ifansasti - AFP/Getty Images)

19. Люди копаются в мусоре на крупной свалке в Бекаси, 17 февраля 2007, неподалёку от Джакарты, Индонезия. Сотни индонезийцев рискуют заболеть в попытках найти что-нибудь на продажу. (Dimas Ardian - AFP/Getty Images)

20. Палестинский юноша отдыхает в палаточном лагере возле свалки в селе Ятта в южной части Западного берега, 23 февраля 2011 года. (MENAHEM KAHANA - AFP/Getty Images)

21. Индийские рабочие общаются между собой, после работы на свалке, где они сортировали перерабатываемые материалы на продажу. Гажипурская свалка (70 акров), восточный Дели, Индия. 18 февраля 2010. (Daniel Berehulak - AFP/Getty Images)

22. Грузовик, принадлежащий американской неправительственной организации, сбрасывает отходы после землетрясения на неофициальную свалку, которая находится возле селения Альфа, Порт-о-Пренс, Гаити. 8 марта 2011. Свалка представляет собой пустырь, заполненный мусором после землетрясения и бытовыми отходами. (Allison Shelley - AFP/Getty Images)

«Мусорная мафия» гребет деньги лопатой, превращая страну в один большой мусорный полигон

Не хочешь жить на помойке – подрываешь стабильность

«Мусорный» скандал в Оленинском районе Тверской области начался после того, как стало известно, что в селе Оленино будет построен полигон твердых бытовых отходов. Жители массово выступили против такого соседства, несмотря на то, что глава района Олег Дубов буквально соловьем разливался, нахваливая преимущества нового предприятия – и шикарный инвестпроект на сумму в 2 миллиарда рублей, и живые поступления в бюджет миллионов так на семьсот и далее в том же духе.

А то, что в районе несколько заказников регионального значения, то, что, по мнению ученых, создание мусорного могильника окажет вредное воздействие на экологию важнейшего в России гидроузла – глава района как-то скромно умолчал.

Более того, когда местные депутаты его отшили, и когда инициативная группа жителей, начавшая сбор подписей против строительства полигона, собрала под сотню тысяч подписей, господин Дубов созвал «народное вече» в районном доме культуры, к которому в означенное время подтянулось порядка тысячи человек – понятно, что помещение вместило далеко не всех.

Прямую трансляцию на поселковой площади, конечно, никто не вел – и люди опросили, чтобы глава вышел на улицу толкал свою речь при всех, а ни при нескольких десятках счастливчиков, просочившихся внутрь дома культуры.

«Я себя не на помойке нашел, чтобы выходить на улицу», - ответил Дубов и тогда люди на площади начали свой собственный митинг, главная цель которого – не допустить строительства полигона.

«Нам важно, что в районе будет тихо и спокойно, полигона не будет, помоек не будет, а мы будем чистую воду из колодца пить» - говорили люди, которых позже сам Дубов назвал провокаторами, нарушающими политическую стабильность и сорвавшими конструктивный диалог власти с населением... «Уличная акция, независимо от ее темы и лозунгов - это прямой вызов существующей системе власти в целом», - заявил Дубов, запись на странице которого в соцсетях звучит так: «Наш дом - Оленинский район».

Возможно, интерес главы района к инвестпроекту был не только заботой о районе как таковом – может, здесь есть и некий другой интерес, к бюджету муниципального округа отношения не имеющий никакого. ГУП «Экотехпром» - столичному гиганту мусороперерабатывающей отрасли предполагалось отдать тысячу гектаров земли, или без малого 4% всей территории Оленинского района.

А вот как обделывает свои делишки этот «Экотехпром», которого так яростно лоббировал Дубов, можно понять из информации в открытых источниках: эксплуатация ведется безобразно, с грубыми нарушениями закона и невыполнением предписаний проверяющих инстанций. В общем, огромная корпорация, которую интересует только быстрый оборот денег – а не то, что они после себя оставляют. Их бизнес ширится, им нужны новые объекты под свалки – вот они и положили глаз на Оленино.

Действовали по накатанной – через главу небогатого района. Предложили инвестиции, пошуршали купюрами – глава и поплыл. Казалось бы, земля в кармане. А народ восстал. И знал – против чего.

Едва ли оленинцы хотят дышать тем же смрадом, что и жители Орла, где на днях произошло очередное возгорание полигона ТБО, которое спасатели тушили всю ночь.

На самом же полигоне, по мнению активистов, нарушено все, что возможно, контроля уровня радиации на въезде нет, повсеместно следы горения мусора и многочисленные выделения свалочного газа, который, кстати, не только пожароопасен, но и относится к парниковым газам.

Ситуацию мог бы изменить построенный поблизости завод по сортировке мусора, но областные власти не спешат сделать так, чтобы это предприятие заработало – хотя с первых дней пребывания в Орловской области команда губернатора Потомского грозилась навести порядок на полигоне на пользу людям.

Гидра собянинского «мусорного бизнеса»

Что же касается собственно «Экотехпрома», то Главный мусорщик столицы, да и не только ее, структура многоликая. Специализирующаяся на вывозе и утилизации бытовых отходов и эксплуатирующая полигоны ТБО организация известна в Москве как предприятие, подконтрольное правительству столицы и пустившее свои щупальца и в другие регионы.

Причем, эта «гидра о семи головах», как говорят, ничего и никого не боится. Официально, на уровне распоряжения президента и приказа Минприроды РФ, закрыли полигон в Дмитровском районе Московской области, который ранее использовал «Экотехпром», а им по боку – привозят у всех на глазах и утилизируют 20 тонн «санкционных» апельсин.

И с этим мусорным беспределом под крышей столичной мэрии ничего не могут поделать подмосковные власти. Губернатор МО Андрей Воробьев даже жаловался в ОНФ, прося взять ситуацию под контроль.

Не трудно обнаружить структуры «Экотехпрома» в ряде других регионов страны и даже в странах ближнего зарубежья. Компания делает большие деньги на мусоре и свалках от Закарпатья до Камчатки. Больше того: как выясняется, к акционерам «Экотехпрома» имеет отношение даже родня не самых адекватных украинских политиков.

Поговаривали, что среди учредителей ООО «Экотехпром» даже может быть секретарь украинского Совбеза Александра Турчинова бизнесмен Всеволод Бородин, являющийся супругом сестры Турчинова.

Вообще, сам «Экотехпром» во главе со своим гендиректором Алексеем Копрянцевым о себе высокого мнения. «Основным направлением обезвреживания образующихся в Москве ТБО продолжает оставаться их депонирование на полигонах Московской области» - такая фраза на сайте компании несведущему человеку покажется солидной, но эксперты о работе «мусорщиков» иного мнения: «Свалочники - очень богатые люди, один загруженный мусоровоз везет в среднем пять – десять тысяч рублей, а их на свалку в день приезжает полторы сотни. По экологическому законодательству полигоны ТБО должны цивилизованно рекультивироваться, но их просто засыпают мусором, чтобы вроде как и почву выровнять, и с гидроизоляцией, фильтрацией, необходимых для полигонов, не возиться, поэтому они крайне опасны для экологии. Фильтрат, образующийся при перегное ТБО, не выводится, загрязняя почву, а сам мусор, как торфяники, годами горит на глубине нескольких метров, выбрасывая ядовитый дым без всякой фильтрации».

На том же уже упоминаемом полигоне «Дмитровский» в бытность его функционирования «Экотехпром» не гнушался даже запрещенные радиоактивные отходы сваливать, а сам полигон растекался и зловонил далеко за отведенными под свалку границами, превратившись в территорию экологического бедствия, откуда вынуждены уезжать люди, где заболеваемость онкологией и другими недугами многократно превышает общероссийскую статистику.

Список нарушений закона со стороны компании по вывозу и утилизации отходов из столицы немал. Вдобавок к фактам самовольной эксплуатации официально закрытого полигона «Дмитровский» «Экотехпром» отметилось и в скандале с утечкой радиации с принадлежащего ему мусоросжигательного завода №2 в СВАО столицы, на котором обнаружились радиоактивные отходы.

Специалисты «Гринпис» считают, что завод, запущенный в 1975-м и работающий по давно устаревшим технологиям, при сжигании отходов вырабатывает ядовитые диоксины – вещество, одна молекула которого смертельна для человека.

Бесконтрольность, которой с попустительства столичных властей пользуются руководители ГУП «Экотехпром», приводит и к серьезным проблемам в других сферах. Так, выясняется, что суды Москвы и Московской области буквально завалены исками страховых компаний к «Экотехпрому». В своем большинстве это исковые заявления касаются нарушений правил дорожного движения самосвалами ГУП, которые то и дело провоцируют аварии с причинением ущерба имуществу и здоровью граждан.

С исками к ГУП «Экотехпром» обращались муниципальные власти Солнечногорского района Московской области с требованием расторгнуть договор аренды земельного участка в районе деревни Хметьево, куда самосвалы ГУП осуществляют несанкционированный своз бытовых отходов – да только не просто «мусорщиков» сковырнуть теперь уже с «их» земли. Взыскать крупный штраф с ГУП «Экотехпром» требует от суда комитет лесного хозяйства Московской области. Суммарно «Экотехпром» является ответчиком почти по двум сотням гражданским и административным делам.

В принципе, все эти иски – повод не только для штрафов, но и для привлечения руководства к уголовной ответственности. А тому хоть бы что. Более того, «Экотехпром» «размножается» подобно тараканам - не успели закрыть скандальный «Дмитровский», как по окрестностям начали одна за другой появляться новые свалки, растущие вширь и ввысь прямо на глазах.

Возле поселка Икша полигон действует уже пару лет, а никто так и не видел разрешения на него. Зато вереницы грузовиков с мусором непрерывным потоком везут отходы днем и ночью, сводя местных жителей с ума от гнилого запаха – особенно в летнюю жару.

Возле деревни Никольское на границе Дмитровского и Солнечногорского районов на арендованной под «промышленные цели и для постройки складов» земле выросла свалка, которая ее хозяевам при минимуме затрат, как считают специалисты, приносит более 30 миллионов рублей ежемесячно.

И так – по всему Подмосковью. И хотя для складирования отходов на частной территории необходима лицензия, которую выдает Минэкологии, а в случае ее отсутствия «нарушителя» ждет штраф от 100 до 250 тысяч рэ, это сущие «копейки» «черного свалочника», в бизнесе которого один гектар в среднем приносит миллион рублей в месяц.

По оценкам экспертов Минэкологии Подмосковья только в прошлом году незаконные свалки нанесли ущерб региону более чем на 3 миллиарда рублей. Но борьба подмосковных чиновников с «подпольщиками» пока результата не приносит – на одну с превеликим трудом закрытую свалку приходится 3-4 вновь появляющихся в других местах.

Под надежной «крышей»

«Мусорные мафиози» настолько обнаглели, что вмешиваться в эту сферу приходилось даже президенту РФ: «Я должен признаться. Что касается Московской области: мне приходилось лично некоторыми вопросами заниматься. Ничего не удавалось сдвинуть с мертвой точки, там и криминал вокруг этого крутится, бизнес процветает какой-то. Гражданам просто невозможно решить эти вопросы. Пока по моей личной команде не вставали сотрудники внутренних войск, ничего не могли сделать даже местные власти».

Удивительно – а не проще ли и быстрей было просто позвонить господину Собянину и приказать тому спустить с небес на землю зарвавшийся и входящий в структуру правительства Москвы ГУП «Экотехпром»? Нет, оказалось, что проще поставить под ружье батальон ВВ и поставить вооруженные блокпосты на въездах на незаконные свалки, чем набрать «друга Сережу» с Тверской, 13.

Хотя, что мэр столицы ответит Путину да и любому другому человеку? Мол, не мы принимали решение о строительстве тех или иных заводов, полигонов и т.д. – то есть, ребята – это за пределами наших полномочий.

Весело, да? «Экотехпром» находится в ведении правительства Москвы, а приказать этой конторе что-то – вне их полномочий. Принцип же самого «Экотехпрома»: «Нам всё равно: что нам дадут - то мы и будем эксплуатировать». И скромное дополнение: «Отсортировать и переработать весь мусор невозможно, поэтому остатки нужно сжигать».

При бессилии местных властей с гидрой мусорщиков пытается бороться экологическая партия «Альянс зеленых», требующая дать отставку скандальным мусорным компаниям и передать проблему отходов властям Подмосковья. По мнению лидера партии Александра Закондырина, объем вывозимого мусора можно уменьшить как минимум в четыре раза, если проводить утилизацию цивилизованными методами, то есть строить сортировочные станции и мусороперерабатывающие заводы, а не по старинке закапывать в землю.

По заявлению «зеленых партийцев» Москва давно превратила область в огромную свалку, причинив ущерба в 4,5 триллиона рублей за последние 15 лет. Мегаполис ежегодно производит более 22 миллионов тонн отходов, вывозимых на 200 крупных и, более тысячи свалок поменьше, из которых только 39 являются легальными полигонами ТБО, а действуют фактически 20, поскольку остальные уже официально закрыты и не имеют права принимать отходы. Но принимают.

Что интересно, московское правительство заключило контракты с «мусорщиками» на 100 миллиардов рублей именно на переработку и сортировку столичного мусора – но тот же «Экотехпром» трудных путей не ищет, то есть, денег в производство вкладывать не спешит – сжигать мусор дешево и сердито и о-очень выгодно.

По оценкам экспертов, если в ближайшие годы не изменится стратегия обращения с отходами, то Московскую область ожидает мусорный коллапс. «Закатывать мусор в грунт - это каменный век. Мусор - это ценный ресурс, который можно переработать. Задача номер один - построить мусороперерабатывающую отрасль с нуля. Задача номер два - закрыть в ближайшее время все полигоны, расположенные в границах городов», - говорит министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган, пояснив, что в правительстве МО есть понимание того, как работать в этой сфере, если области отдадут решение этой проблемы.

Только вот «Экотехпром» едва ли сдастся без боя – такие «бабки» практически без затрат терять никто не захочет. И у главного местного «мусорщика» есть один, но очень серьезный козырь в рукаве, чтобы остаться на плаву и продолжать и дальше гадить на подмосковных и прочих землях – его учредитель правительство Москвы. А это сила. Да и не захочет Собянин сжигать мусор прямо в столице. Если только отвозить его в какое-нибудь… Оленино. Вполне возможно, при перспективе вытеснения «экотехпромовского» бизнеса из Подмосковья, компания как раз и ищет «запасные аэродромы» - там, где еще не загажено…

Олигархи тоже не прочь поковыряться в мусоре

Правда, ГУП «Экотехпром» - не единственный в этом «гадюшнике». С 2012-го по 2014-й московская мэрия провела девять серьезных тендеров на право заключения контрактов сроком на 15 лет на общую сумму 142 миллиарда рублей, в который самый жирный куш отхватила компания «Хартия» - 42,6 миллиардов.

Все остальные тоже неплохо «взяли» - но вот в чем суть. Для подачи заявки на тендер требовалось внести обеспечение в 1 миллиард рублей, а потом еще в течение последующих 15 лет платить в казну частями 2,2 миллиарда.

Но если другие участники торгов, такие, как «Эколайн» (Геннадий Тимченко и Владимир Лавленцов), «МКМ-Логистика» (Роман Абрамович), «Спецтранс» (Сергей Чемезов) и другие компании благодаря своим олигархическим владельцам или кураторам могли легко и залог в виде миллиарда выставить и после необходимые выплаты производить, то, как компания «Хартия» с никому неизвестным владельцем Александром Цурканом и с уставным капиталом в 10 тысяч рублей с последним финансовым показателем за 2013 год, где чистая прибыль 1,8 миллиона рублей, а чистый убыток 9,5 миллионов, смогла не только выиграть два самых крупных лота, но и вообще заявиться на тендер мусорных господрядов, куда дорога простым смертным обычно строго заказана?

Да видимо потому, что давно сложилось устойчивое мнение, хотя и не подтвержденное официально, что «Хартию» контролирует бизнесмен Игорь Чайка, больше известный в обществе, как сын генпрокурора РФ Юрия Чайки. Что интересно, многие сотрудники «Хартии» о «хозяине» Александре Цуркане просто слышали, что есть такой – в глаза его, наверное, видели единицы. И не потому, что это какой-то олигарх, который не любит появляться в обществе – дураку понятно, что подставной.

Ну, а когда тайное стало почти явным, Игорь Чайка перестал «скрывать личико» - появилась информация о том, что его структуры приобретают «Хартию». Судя по всему, никто там никому денег не платит – банальное переоформление владельца. Возможно, Цуркан перестал устраивать на своей подставной должности, возможно, Игорь Чайка посчитал, что стесняться богатства не стоит, но, тем не менее, он сам рассказал о своих «мусорных планах» на ближайшее время: - «С недавнего времени компания является оператором в Угличе. Мы будем двигаться дальше в регионы - во Владимирскую, Ярославскую, Тульскую, Московскую области и другие регионы…». Не исключено, что и в бурлящем Оленино Тверской области, которая вполне вписывается под «… и другие регионы», на главу района наседает не только «Экотехпром».

Тем более, что «Экотехпрому» работы хватает и в столице – не хватает как раз-таки полигонов для вывоза мусора. А работы этой компании прибавилось после того, как выигравшие тендеры «Хартии», «Эколайны» и прочие, разделившие с ними 142 миллиарда госконтрактов, с исполнением этих контрактов не справились и начали потихоньку уходить со столичного «мусорного рынка» в провинции, непроизвольно превращая «Экотехпром» в столичного мусорного монополиста.

А ведь монополия, отсутствие конкуренции плюс «крыша» от мэрии – это ли не повод считать себя «неприкосновенными» и «незаменимыми»? А значит, московский и не только московский мусор как закапывался и сжигался на свалках в непосредственной близости от жилья людей, так и продолжает закапываться и сжигаться. Главное – контракты, главное – освоение бюджетных денег, а новые технологии и сохранение экологии это как-нибудь потом. «Экотехпром» спокойно может сказать про себя – мы подчиняемся правительству Москвы. А позиция последнего известна – вывозите мусор из дворов, а что с ним сделаете дальше, не наше дело. Хоть по всей стране тонким слоем размазывайте. Вот и размазывают… А страна на глазах превращается в одну большую свалку… Загадить родную землю просто – попробуй потом очисти. Тут одним ленинским субботником не обойдешься. Этим придется заниматься не одному поколению наших детей и внуков. Или после нас хоть потоп? Вернее – одна большая помойка.

На городскую свалку Челябинска идёт нескончаемый поток мусоровозов. По грязной, полной оврагов дороге сворачивают они к весовому контролю. Навстречу едут уже пустые. Все по делу, полигон мусорных отходов живет обычной жизнью. Однако у свалки есть и другая сторона. Если обогнуть ее и пройти мало кому известными тропами, можно попасть на территорию, минуя кордон. Сюда при желании может проникнуть любой желающий. Здесь и начинается тайная жизнь полигона ТБО.

С этой стороны территория не огорожена. Вдоль нее тянется бесконечная труба. Знающие люди говорят, лазов есть несколько. Мы едем по едва заметной тропе, окруженной зарослями в человеческий рост. Дальше машина не проедет. Все, пешком.

На дне

О том, что здесь кто-то живет, говорит и матрац неподалеку, и остатки костра. Ни один человек, не имеющий отношения к свалке, не поедет на шашлыки в такую глушь.

Поскольку территория с это стороны не огорожена, непонятно, это уже полигон ТБО или еще нет. В глубине, куда идти действительно жутко, при звенящей тишине и в окружении лишь комаров, виднеются строительные сооружения. Окна зияют пустотой. Сами они из нескольких слоев картона. Здесь живут они, тайные обитатели свалки, кого периодически выдворяют во время рейдов полиции, - бомжи, нелегалы, мигранты.

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

  • © АиФ / Александр Фирсов

Сзади, в сторону домишек, идет человек. В +20 на нем толстый, видавший виды пиджак, серые брюки, в руках - мобильный телефон. Черные, заскорузлые ошметки грязи на потрескавшихся пальцах выдают в нем бомжа. Мужичок явно навеселе.

«Ой, мы заблудились, а как на свалку попасть?» - пытаюсь заговорить с ним.

«А что на нее попадать-то? - огрызается он. - Вон с той стороны въезд, не ошибетесь. А развернуться там надо, - мужик показывает назад».

Но я иду рядом с ним, и новый знакомый не возражает. Спрашивает, мол, потеряла чего? Угу, нахожусь я, вчера документы выбросила случайно.

«Полно таких случаев, - рассказывает словоохотливый обитатель свалки. - На днях один приехал, помогите-спасите, жена приготовила один пакет со шмотками дорогими. А другой с мусором, и выставила у дверей. Ну, он взял оба и вынес в мусорку у дома. Она хватилась, орет, истерит. Он приехал, а бак пустой. Сюда примчался, мол, найдите, отблагодарю. Но это нереально, найти-то, кто знает, где теперь добро».

Незнакомец представился Николаем . Привычным жестом достал из кармана свернутый мешок и спросил со смехом, буду ли я всю свалку обходить в поисках бумаг? Угу, согласилась я.

Мы шагаем через кусты, отодвигая руками траву. Удивительно, но здесь, около мусорных гор, колосятся нежные цветы. Голубые, синие, розовые. Под ногами - бумага, битое стекло, остатки продуктов, непонятная разноцветная консистенция. Неприятно, есть запах. Но не такой, какой бывает на помойках.

«Повезло, - читает мои мысли Николай. - Ветер сегодня вон туда, не пахнет».

Вокруг нас, над головами, летают стаи чаек. Их сотни, нет, тысячи. Птицы совершенно не боятся людей, чувствуют себя хозяевами, то опускаются и ищут что-то в хламе, то резко взмывают с криками вверх.

Колготки, но не трупы

«Бесполезная твоя затея, - говорит Коля. - Иди домой. Видишь, не сыскать тут ничего».

Вижу. Вокруг, сколько хватает зрения, - горы мусора. Тряпки, пакеты, деревяшки. Посреди очередной возвышенности стоит кресло. Потерявшее цвет, но с виду целое.

«Ха, толи еще я тут находил, - рассказывает Николай. - Иду как-то вот с этой палкой, - он достает из сверка толстое полено, - пакеты откидываю. Тут один попался, завязанный, новый. Беру его, а там колготки женские дорогущие, ровнехонько 27 пар. Все новые, в упаковках, заклеены. Хорош товар, продал быстро».

Среди тонн мусора Николаю удается иногда найти стоящие вещи. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

«А что еще находите?» - интересуюсь.

«Полно легенд всяких ходит. Кто говорит, золото, кто-то деньги. Я куда скромнее нахожу товар. Бывают и печальные находки. Сто раз на трупы кошек и собак натыкался. Умрет питомец, а его хозяева в бак. Людей трупы нет, не видел. Но слышал, в области где-то на свалках тела младенцев находили».

Коля разбрасывает палкой тряпье. Сияет: нашел приличный ботинок. А рядом - второй. «И размерчик подходящий», - бормочет. И тут же, без примерки, кладет находку в пакет.

«А вы что здесь ищете?» - спрашиваю его.

«Да что Бог пошлет, - смеется он. - Товар хороший бывает. Продуктов полно нормальных. Жаль, сейчас с магазинов почти не свозят, сами они утилизируют. А до этого - уууу, - молоко чуть просроченное, яблоки-груши переспелые, подумаешь, с одного боку потемнели, кур сколько. Жили не тужили».

Сейчас, говорит Коля, выживает он с товарищами на сдаче ПЭТ и металла во вторсырье. Макулатуру нет, почти не собирает: слишком дешево стоит, невыгодно ей заниматься. С металлом хорошо все: медь аж по 300 за кг берут, нержавейку - рублей по 50. Обычный, бытовой, рублей по 10. Но металл сейчас сложней найти. А вот пластиковой тары - умотаться. Опять же день на день не приходится. Иной день можно полтонны упереть, а другой - ничего. И заработок, само собой, разный. Картон по 5 рублей за кг берут. ПЭТ - по 17. Иной раз сотня, другой день - ничего. Ну а третий - до тысячи.

«Но делиться ж еще приходится, - многозначительно произнес мой новый знакомый».

«Хм», - не стал вдаваться в подробности он.

Не только бомжи

Поодаль показалась группа людей. Двое мужчин и немолодая дама неспешно перебирали палкой горы трикотажа. Они рассказали, что живут недалеко, а сюда периодически наведываются за хлебом для собак. Кто-то, мол, и сам его ест. Но они брезгуют.

«Бесплатный секонд-хэнд, - бормочет один из них. - Вот душевные кроссовки. Новые. Это ж зачем их было выбросить? Ну, подарили бы кому-то».

Николай поспешил в сторону от конкурентов. Я за ним. Страшно одной, жутко.

«А вы тут как, не страшно?» - спрашиваю его.

«Да что мне сделается, - рассуждает тот. - Вот был случай, испугался я до жути. Иду и слышу голос женский. Орет, да все не по-русски. Думаю, убивают? Или что такое? Подбегаю, там несколько человек около нее, мол, таджичка или узбечка ли рожает. Скорую ей вызвали, пока та ехала, она двойню родила! Ну, я близко не подходил, вдруг умрут дети, боялся. Нет, говорят, выжили».

Вообще, признался он, мигрантов, да и его самого, полиция периодически отсюда выдворяет. Но нелегалы депортируются домой. А у Коли дом - у свалки.

«И тихо сдохнуть»

А потом Николай признался, что больше всего боится наступить здесь на иглу наркомана и «тихо сдохнуть от СПИДа».

Я пристроилась за троицей, что собирает хлеб, и вышла с ними с территории. Все идущие впереди несли набитые битком сумки.

Мимо нас проехал мусоровоз. Его водитель, Фарид, рассказал, что все басни о чудесных находках на свалке, на его взгляд, легенды. «Я делаю по 4 выезда в смену, - говорит мужчина. Собираю мусор из баков. Ну, выбросили люди, тряпки да помои, неужели я разглядывать буду, что там?».

А вот его коллега, Алексей, что уже не работает в Горэкоцентре, позже рассказывал, что свалка - место опасное. В том числе и для самих бомжей, что бросаются в гору мусора, как только его привезешь, стремясь опередить друг друга. И тут главное - не придавить их насмерть бортами машины. И сам он не видел, но слышал, что ни раз и ни два трупы здесь находили. Бомжей или кого, не в курсе. А последних живет здесь пруд пруди. Десятки домиков знает лично он, из картона, ковров и коробок.

Водители мусоровозов не столь оптимистичны в вопросе находок среди мусора. Фото: АиФ/ Александр Фирсов

Опасения и страх по поводу челябинской свалки не напрасны. Несколько лет назад на территории свалки Карабаша трое предпринимателей практически обратили в рабство 200 земляков. У мужчин отобрали паспорта и заставляли их работать, сортируя мусор. Позже рабы признавались, что рабочий день их длился с 5 утра до заката солнца. За малейшее неповиновение их жестоко избивали. Причем на уловку рабовладельцев попадались не только люди, ведущие асоциальный образ жизни. Кого-то привозили на свалку и заставляли трудиться за еду силой, отбирая средства связи, документы. Доказательствами вины рабовладельцев позже стали их телефонные переговоры, прослушанные полицией, и показания свидетелей.

Нам повезло: ветер уносил запах мусора в другую сторону. Фото.