Продолжая разговор о кризисе в гуманитарных науках , замечу: одно из основных противоречий между естественниками и гуманитариями, как это ни странно, проецируется на отношение к вопросу о возможности существования инопланетного разума. Суть противоречия проста:

Условные естественники (физики, химики, физиологи и т. д. – как теоретики, так и практики), понимая безусловную недостаточность своих знаний, не говорят ни да, ни нет, а просто исследуют вселенную со всех сторон и каждый раз свободно дискутируют по любому поводу, будь то новая гипотеза, будь то свежие данные, требующие дополнительного исследования или расшифровки. Среди них, конечно же, случаются выходы за рамки научной этики с последующими обвинениями в лженаучности, но на общем фоне это отнюдь не закономерность. За исключением, пожалуй, уфологов, стоящих особняком, и среди которых, к сожалению, слишком большой процент шарлатанов и фальсификаторов.

Такие же условные гуманитарии (историки, психологи, теологи, филологи и т. д.), вопреки всей относительности своих теорий и гипотез, изначально склонны к жёсткому догматизму и абсолютизации своих теорий, а на любое предположение о возможном участии инопланетян в рождении и развитии земной цивилизации сразу же ставят клеймо квазиучёности с последующим изгнанием из своих сплочённых рядов, вплоть до пресловутой «нерукопожатности». Больше всех достаётся антропологам и археологам (палеоархеологам), так и не определившимся в своей научно-отраслевой принадлежности и пытающимся хоть как-то заполнить зияющие пустоты происхождения человека или объяснить необъяснимые артефакты.

Особенно смешны попытки детально и красочно разложить все этапы постройки египетских пирамид, давно и прочно вошедшие в школьные учебники и рассыпающиеся при элементарном анализе . Вся остальная, поражающая воображение мегалитика , разбросанная по всей Земле, как будто бы и не существует. Смех смехом, но в результате – никакой научной дискуссии, а лишь тотальное замалчивание. Находки Майкла Кремо никого не интересуют, музей доктора Кабреро закрыт, и судьба коллекции неизвестна, раскопки подземного гранитного города под пирамидами прекращены давно и надёжно, плато Наска вызывает лишь вопрос «зачем?», вместо «как это было сделано?», циклопические постройки с кладкой из гранитных глыб весом в сотни тонн, сложенные по произвольной геометрии и без малейших зазоров, повсеместно приписываются примитивным культурам, только что освоившим извлечение из руды, в лучшем случае, меди. Никого и ничто не смущает, даже гибель сотен людей в Перу при попытке поднять на небольшой склон с помощью прочных канатов и различных деревянных и каменных катков один из когда-то упавших блоков.

То же самое касается древних артефактов, содержащих письменные источники, когда любые попытки выйти за рамки устоявшихся языковедческих догм сразу же пресекаются и объявляются квазинаучными. Ни малейшего намёка на дискуссию, даже если возмутитель спокойствия предлагает спокойно обсудить факты, и указать ему на ошибки, если таковые имеются. Об этом предлагаю поговорить более подробно, ибо камни доктора Кабреро, палеоартефакты Кремо, рисунки Наска и многие мегалиты я прощупал, пролазил, проползал и проанализировал вдоль и поперёк в самых разных уголках планеты. В результате нахожусь в полном согласии с пониманием причин тотального замалчивания, инициированного совсем не естественниками и гуманитариями, а так называемыми представителями общественных наук, именуемыми политиками и понимающими, что широкая научная дискуссия неизбежно приведёт к пересмотру истории возникновения и развития всей человеческой цивилизации. Это действительно опасно, так как сразу же поставит под сомнение все так называемые достижения «царя природы», а политиков неизбежно отправит на свалку.

Однако во всём этом есть более интересный аспект (особенно с учётом современных реалий), непосредственным образом касающийся, пожалуй, только России и её истории, глубоко спрятанной в толще вымысла, чужих интерпретаций и откровенной лжи, повсеместно закреплённой на официальном уровне. И пусть я ошибаюсь, пусть навлеку праведный гнев защитников академической учёности, но молчать не собираюсь. В конце концов, не ошибается тот, кто ничего не делает. И наоборот: тот, кто делает своё дело даже максимально добросовестно, от ошибок не застрахован.

В общем, предлагаю оставить в покое инопланетян и переключиться на то, что несколько ближе и давно лежит на поверхности. В конце концов, своя рубашка ближе к телу.

* * *

Эта поистине детективная история разворачивается в центре Европы уже более пяти веков. Связана она с именами многих людей, большинство из которых давно предано забвению. Для начала предлагаю проследить более подробно путь одного известного в узких кругах человека, оставившего наиболее глубокий след в интересующей меня теме.

17 октября 1785 года в польских Шавлях родился мальчик, наречённый именем Тадеуш. Семья была достаточно знатная: отец являлся надворным советником короля Станислава Августа, а также был крестником самого Тадеуша Костюшко.

Далее биография мальчика прерывается более чем на четверть века и всплывает уже в военной кампании 1812 года, где он участвовал в качестве офицера наполеоновской армии. Участие в войне ознаменовалось для молодого человека званием кавалера ордена Почётного легиона, что, согласно Положению, означало официальное признание особых заслуг перед Францией, где до сих пор принадлежность к ордену является высшим (или одним из высших) знаком отличия и почёта.

Дальнейший путь будущей, во всех отношениях, спорной личности оказался уже совсем не связан с армейской карьерой, а целиком и полностью был посвящён археологии, коллекционированию артефактов и, самое главное, расшифровке древних надписей, перед которыми долгое время пасовали его предшественники и современники. Имя Тадеуша Воланского стало настолько широко известно в первой половине XIXвека, что на него ссылались многие историки, археологи и языковеды, в том числе и в России. Сенсационные открытия настолько поражали самого автора своей новизной и несоответствием общепринятым историческим трактовкам, что он, обладая острым чувством научной этики, начал писать письма в различные европейские (в том числе и российские) академические институты с просьбой оценить его труды и указать на возможные ошибки. К середине века Т. Воланский обладал огромной библиотекой редких книг, среди которых к тому моменту уже было большое количество собственных трудов, в которых последовательно излагалась и доказывалась его необычная гипотеза.

К сожалению, научная добросовестность сыграла с учёным злую шутку: письма не получили должной оценки, а в 1847 году, когда вышел его главный труд, «католический примас Польши, входившей в состав Российской Империи, обратился в святейший Синод России с просьбой испросить разрешение у императора Николая Iприменить к Воланскому аутодофе на костре из его книги» . Попросту католическая церковь приговорила учёного к сожжению на костре, сложенном из его же книг.

Далее события получили новое неожиданное развитие: император, прозванный современниками Николаем Палкиным, затребовал к себе экземпляр книги и вызвал для экспертизы известного историка и разностороннего энциклопедиста Егора Классена (немца по происхождению). По его заключению Николай Iприказал изъять «потребное количество оной книги под крепкое хранение, остальные же, дабы не наносить вред духовенству, сжечь, к Воланскому же прикомандировать воинскую команду для содействия ему в его экспедициях по сбиранию тех накаменных надписей и впредь и охранения его персоны от возможных злоключений» .

Таким образом, Тадеуш (имя в русской традиции – Фаддей) Воланский оказался под высочайшим покровительством и смог продолжить свои изыскания, но так и не был достойно оценён научным сообществом. А вернее было бы сказать – был предан забвению, «дабы не наносить вред духовенству». Умер учёный 16 февраля 1865 года в селении Рыньск, ныне Куявско-Поморское воеводство Польши.

Так какую же такую ересь сотворил Фаддей Воланский, чтобы стать тайной за семью печатями и не удостоиться ни одной строчки ни в одном учебнике на протяжении вот уже как полтора века? Ответ на этот вопрос и простой и сложный одновременно.

Простой, потому что нет ничего проще, как назвать область конкретных интересов учёного, а также его предшественников и последователей, так же не признанных пресловутым «научным сообществом», раз и навсегда уверовавшим в незыблемость своих теорий происхождения славянских племён, давно и прочно считающихся младшими пасынками европейских народов. Ключевые слова здесь: «славянские племена», язык которых также считается, хоть и родственным европейским (пресловутая индоевропейская группа языков), но гораздо более молодым.

Сложный, так как традиционная историография европейских народов настолько прочно вошла в сознание граждан не только Европы, но и России, что даже намёк на гораздо более древнюю дохристианскую историю славян вызывает в лучшем случае ироническую улыбку, а в худшем – попытки перейти на личности с хлёсткими обвинениями в невежестве и графомании. А если при этом ещё затронуть вопросы лингвистики и языкознания (сравнительного) с доказательствами неповторимой уникальности русского языка , основанными на его первородстве относительно любых европейских, то «нерукопожатность» практически обеспечена.

Однако я не историк, не лингвист и вообще не учёный, забвение мне не грозит по определению, впрочем, так же как и «нерукопожатность». Поэтому сразу перехожу к главному: обозначаю некоторые значимые имена и научные труды по древнейшей истории славян, широко известные в узких кругах, но так и не ставшие не только достоянием научного сообщества, но даже не удостоившиеся звания «предмета широкой научной дискуссии».

1. Мавро Орбини (1550–1614), итальянский историк югославянского происхождения, монах бенедиктинского монастыря на острове Млет, впоследствии – аббат, Архимандрит Рагужский в сицилийском городе Рагузе.

Его главный труд, переведённый на русский язык в 1722 году, называется: «ИСТОРИОГРАФИЯ початия имене, славы, и разширения народа славянского и их Царей и Владетелей под многими имянами и со многими Царствиями, Королевствами, и Провинциями. Собрана из многих книг исторических, чрез Господина Мавроурбина Архимандрита Рагужского». Впервые была издана в Италии в 1601 году под оригинальным названием: «СЛАВЯНСКОЕ ЦАРСТВО. Происхождение славян и распространение их господства» и сразу же вызвала череду грандиозных скандалов с историками и, главное, с Ватиканом. Издание немедленно было занесено в Индекс запрещённых книг.

Питательной средой для уроженца Дубровников был литературный салон «дубровницкая Аспазия» Цветы Зузорич, где широко обсуждалась судьба славянских племён и, в первую очередь, русских, совсем недавно силой и мудростью оградивших Европу от нашествия кочевников с одновременным противостоянием с католическим Западом. В результате автор, опираясь на многочисленные трактаты своих предшественников (Винко Прибоевич, Лудовик Цриевич-Туберон и др.) и перерыв все доступные монастырские и частные библиотеки, а также уникальные архивы герцога Урбинского, утверждает:

«Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию, Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Силезию, Чехию, Польшу и побережье Балтийского моря. Вторглись в Италию, где в течение длительного времени вступали в стычки с римлянами, иногда терпя поражения, иногда мстя им большими жертвами с их стороны, иногда заканчивая бой с равным преимуществом. Покорив в конце концов Римскую империю, они заняли многие из её провинций, разрушили город Рим, сделав римских императоров своими данниками, чего не смогло совершить ни одно другое племя в мире. Они овладели Фракией, основывали королевства в Испании, и от их крови ведут своё происхождение благороднейшие роды. Однако римские историки не так щедры на похвалы в адрес варваров, как они их называют, чем в адрес своих… Итак, собрав воедино всё самое важное, что было рассеяно по разным книгам, я захотел опубликовать все эти сведения во славу всех славян, которых прошу благосклонно принять плоды моих трудов как память и свидетельство величия своих предков, как ясный знак их доблести и, наконец, как собственное достояние» .

Пусть читателя, оценивающего прочитанное с высоты гуманистических времён, не смущают эпитеты автора относительно воинственности славянских племён, ибо время было такое, когда в самой высокой цене были воинская доблесть и победы. Здесь для нас главное то, что, даже не смотря на издание книги в России в 1722 году (в сильно сокращённом переводе Саввы Прокоповича) и последующее использование известными отечественными специалистами (Татищев, Голенищев-Кутузов) в качестве источника ценнейших сведений, судьба большинства трудов Мавро Орбини оказалась более чем печальной, на многие столетия выпав из поля зрения историков.

2. Фаддей Воланский (1785–1865), польский археолог и коллекционер, славянофил, филолог, автор гипотезы о славянском происхождении этрусков и других древних цивилизаций.

Главный труд, снабжённый подробнейшими изображениями артефактов и трактовкой их происхождения: «Письма о славянских древностях», 1847 г. Из названия понятно, что издание содержит некие письма, а именно, двенадцать писем с 1844 по 1847 гг. в различные европейские инстанции (академии, университеты, музеи), в том числе и в Российскую Императорскую Академию наук Санкт-Петербурга (первое письмо). В конце книги автор приводит подробные таблицы артефактов, надписи на которых он относит к дохристианскому периоду истории и культуры славянских народов. Вот что он писал:

«Учёные претыкались на эти памятники и напрасно трудились до нашего времени разбором их надписей по алфавитам греческому и латинскому, и видя неприложимость таковых, напрасно искали ключа в еврейском языке, потому что таинственный этот ключ ко всем неразгаданным надписям находится только в славянском первобытном языке… Как далеко простиралось в древние времена жительство славян в Африке, пусть докажут славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта… Разве в Италии, Индии и Персии – даже в Египте – нет славянских памятников?… Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парса-града (Персеполис), покрытые клинописью, не содержат надписей, понятных славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, «jak kozioł na wodę». Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!»

Попросту говоря, автор предложил расшифровывать многочисленные непонятные современникам надписи на памятниках, оставленных, например, древними этрусками вокруг Средиземного моря, с помощью славянских рун, что методично изложил в своих трудах, снабжённых подробными рисунками и сравнительными таблицами.

Дальнейшая судьба Фаддея Воланского нам уже известна, а также и то, что «дети и внуки», к сожалению, проигнорировали завещание автора.

Следует отметить, что Воланский был исключительно добросовестным исследователем, склонным сомневаться во всём и поэтому перепроверять свои выводы многократно, для чего стремился привлечь самых авторитетных учёных. Вот его слова из Предисловия к изданию:

«Пусть исследователи старины поправят меня там, где я был неправ, поскольку тот, кто, подобно мне, ступил на столь тёмную и окутанную тысячелетним туманом дорогу без проводника, мог и должен был ошибаться».

Несмотря на очевидное стремление к истине, основанной на фактах и свободной от безосновательных интерпретаций, Фаддей Воланский заслужил лишь репутацию «что автор был слишком доверчив и чрезвычайно одарён пышной фантазией» и вместе со своими трудами надолго канул в безвестности.

3. Егор Классен (1795–1862), российский учёный широкого круга интересов, немец по происхождению (подданный России с 1836 года), пользовался доверием императора Николая Iв вопросах дохристианской истории славян.

Главный труд Е. Классена, изданный в 1854 году: «Древнейшая история славян и славяно-руссов до рюриковского времени. Новые материалы для древнейшей история славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории руссов до Рождества Христова». В книге, написанной как раз по материалам Фаддея Воланского (о чём я упоминал ранее), автор пишет:

«Между тем история древнейшей славянской Руси так богата фактами, что везде находятся её следы, вплетшиеся в быт всех народов Европейских, при строгом разборе которых Русь сама собою выдвинется вперёд и покажет всё разветвление этого величайшего в мире племени…»

Е. Классен, будучи этническим немцем, тем не менее, следуя нормам научной этики, должной быть свободной от предвзятости и ангажированности, следуя убеждениям Михайло Ломоносова, резко отрицательно отзывался о российско-германских историках-норманистах, таких как Готлиб Байер, Август Шлецер, Герхард Миллер и др., называя их клеветниками на историю славян:

«Если Шлецер действительно не понял Русских летописей, то он слепец, напыщенный германскою недоверчивостью к самобытности Русских государств во времена дорюриковские; но если он проник сущностью сказаний и отверг таковые единственно из того, чтобы быть верным своему плану, то он злой клеветник!»

И что совсем не укладывалось в понимание автора истории славян, так это отрицание огромного количества фактов наличия у них письменности до прихода на Русь известных нам греческих монахов:

«Что славяне имели уже письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке. …Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».

Отрицание общепринятой и тенденциозной историографии привело Е. Классена к закономерному итогу – забвению и вычёркиванию из списка учёных-историков, достойных хотя бы упоминания в учебниках, в том числе и отечественных, а любое упоминание, как правило, носило, в лучшем случае, иронический характер: «Некий Егор Классен (садовник по специальности) провозгласил тогда, что «славяно-россы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях Старого света множество памятников.» (А. А. Формозов, 1928-2009).

4. Александр Иванченко (1936–2003), советский-российский историк, обладатель блестящего литературного таланта, автор уникальной книги «Путями великого россиянина».

При исследовании дохристианских корней славян ему приходилось опровергать не только немецкую версию истории Руси, но и вступать в жёсткую полемику с такими признанными столпами, как Б. А. Рыбаков и Д. С. Лихачёв, давно вставшими на рельсы традиционной историографии и не терпящими никаких отклонений. По своей первой профессии А. Иванченко геолог. Исходил пешком и изъездил на разных видах транспорта, в том числе и на собачьих, и оленьих упряжках, самые суровые области и районы российского Крайнего Севера: Якутия, Колыма, Чукотка, Камчатка, острова Ледовитого океана. Долго работал журналистом. Затем «морячил» несколько лет. Совершил четыре кругосветных плавания, побывал во многих странах. Профессия помогла ему обнаружить следы древних славян в самых дальних уголках Земли, а также получить многочисленные доказательства наличия развитой письменности у славян, подкреплённые хорошим знанием древних языков. А. Иванченко очень щепетильно относился к тщательному отбору артефактов, понимая, что наука не терпит суеты и легкомысленных фантазий. Считая свой труд крайне важным для самосознания русского народа, он писал:

«Я хочу, чтобы русский читатель задумался над нашими общими истоками, и напомнить ему, что человеческие гены, передаваясь из поколения в поколение, живут тысячелетиями. Но зов крови, самое сильное, что есть в человеке, можно заглушить, если отнять у него историческую память и знания, накопленные предшествующими поколениями. И тогда на смену духовности приходят низменные инстинкты (свято место пусто не бывает), и человеческое сообщество превращается в худший вид стад. В волчьей ли стае, в львином ли прайде, медвежьем ли семействе да и вообще над всеми животными господствуют законы естественной целесообразности, которые хотя и воспринимаются животными на уровне инстинктов, но эти инстинкты выработаны у них под воздействием всё тех же законов естественной целесообразности. Поэтому тот, кто внимательно наблюдал за дикими животными, не мог не заметить, что в любом их сообществе всегда царит известный порядок, во всём сохраняется определённая мера и не нарушается словно по какому-то графику установленный ритм жизни. Человек же, в отличие от животных, всё целесообразное должен воспринимать и усваивать своим умом. Для этого Природой и дарован ему Разум. Но мозг не может нормально работать без накопления и самостоятельного осмысления знаний с учётом опыта предшествующих поколений. Последнее особенно важно, ибо только в этом случае возможно поступательное и единственно целесообразное развития по пути совершенствования всех сторон бытия.

Чем короче и скуднее у людей историческая память, тем легче понудить их принять новоизобретённые установления и догмы, так как из-за отсутствия достаточных исторических знаний они не могут сравнить нововведённое с тем, чем руководствовались их предки, было оно хуже или лучше. И очень часто вместо желанного прогресса начинается регресс, человек заново изобретает колесо и неизбежно повторяет все те ошибки, горькие уроки из которых давно извлекли и сделали соответствующие выводы его праотцы».

К сожалению, вопросы языкознания, если они выходят за рамки традиционной общепринятой теории, во все времена вызывают жуткие скандалы и противостояние, что не минуло и А. Иванченко, до сих не удостоившегося даже строчки в «Википедии».

Таким образом, я привёл лишь несколько имён исследователей истории и письменности славян, вычеркнутых из всех академических списков. На самом же деле, список этот гораздо более богат, да и имена в нём есть разные, не только известные, но и совсем уж выдающиеся:

«В начале шестого столетия по Христе Словенское имя весьма распространилось; и могущество всего народа не только во Фракии, в Македонии, в Истрии и Далмации было страшно; но и к разрушению Римской империи способствовало весьма много» (М. Ломоносов).

«... славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели» (Екатерина II, немка по происхождению).

«Что есть славянский язык? Быстьтворь (история) рода человеческого. Все народы Света из простого ли любопытства, с намерением ли узнать сокровенное построение своего собственного, родного языка, и истинный смысл всех его слов и образим гранесловных, будут изучать его; а многие усвоят себе и писать имут на нём свои творения, изследования, открытия: и ежели мы не будем участвовать в этом всемирном направлении к разработке «единого языка», то нас все осмеют, и поделом» (Платон Лукашевич).

Да что там говорить, если в «Паннонском житии» сам монах Кирилл утверждает, что задолго до того, «как им была создана азбука, побывал в Крыму, в Карсуни (Херсонесе) и привёз оттуда Евангелие и Псалтырь, изложенные русскими буквами». Сообщение о книгах из Карсуни содержатся во всех 23 списках «Жития», как восточно-, так и южнославянских. То есть, «кириллица» существовала до её создателей, приложивших руку лишь к её упрощению, что, согласитесь, является, как минимум, историко-лингвистическим казусом, кричащим о своём немедленном решении.

В заключение замечу, что и сейчас далеко не все историки и языковеды, являющиеся нашими современниками, подпали под влияние общепринятых догм, прилагая огромные усилия к тому, чтобы вернуть нам утерянное самосознание. Считаю труд их крайне важным и достойным всяческого уважения, даже если «Википедия» будет навешивать им ярлык «авторов псевдонаучных историко-лингвистических идей», как это сделано в отношении А. Драгункина – автора оригинальной и эффективной методики преподавания английского языка, основанного на гипотезе его происхождения от русского.

Е. Классен, там же.

Е. Классен, там же.

А. Иванченко, Путями великого россиянина, стр. 16

Подпишитесь на нас

Напомню всем читателям, что я психотерапевт с базовым медицинским образованием. В этом, тоже очень давно нужном мануале, я расскажу о том, на что обращать внимание при выборе психотерапевта, когда вы решаете начать терапию.

Вопрос этот очень важный, потому что данная сфера в России молодая, «рынок» довольно пёстрый и, к сожалению, на нём много шарлатанов и неквалифицированных людей. Поэтому неподготовленному человеку может быть трудно сориентироваться. А ошибиться очень не хочется - ведь вы собираетесь доверить психотерапевту самое ценное, что у вас есть - себя самого. Часто при этом вы находитесь не в ресурсе, вы ранены, или испытываете сложности с принятием помощи. Это дополнительно создает трудности в оценке психотерапевтов - насколько они подходят вам, безопасны, эффективны, заслуживают доверия. Надеюсь, что мои мысли на эту тему помогут вам почувствовать себя устойчивее.

Итак, есть несколько объективных критериев или характеристик, опираясь на которые, можно сформировать собственное мнение о любом психотерапевте. Критерии приблизительно одинаковы во всём мире, и Россия - не исключение, несмотря на некоторую специфику, о которой я скажу чуть позже. Отсутствие любого из критериев не делает работу с конкретным терапевтом запретной или невозможной, а самого его - плохим. Часть клиентов могут благополучно решить с таким терапевтом свои проблемы. Я, в целом, не считаю себя вправе оценивать чей-то опыт терапии с любым специалистом, в этом имеет смысл доверять только самим себе. Эта статья имеет другой фокус - помочь несведущему человеку снизить для себя риски ретравматизации, злоупотреблений, неэффективной траты времени и денег. Есть немало людей, которым это крайне важно, и они абсолютно в своём праве.

Среди критериев есть обязательные и дополнительные. Слово «обязательный» означает, что у специалиста должно это обязательно присутствовать, в том или ином виде. Это своего рода «минимальная комплектация» или же пакет гарантий, который необходим, чтобы исцеляющий процесс вообще начался.

Дополнительные критерии - это бонусы, они не входят в базу, но могут присутствовать или не присутствовать, как опция. Если они есть, то это может добавить очков выбранному специалисту, при этом, их отсутствие не влияет на безопасность и эффективность терапии.

Начнём с обязательных критериев.

1. Во-первых, это образование по психотерапии или психологическому консультированию . Международный уровень подразумевает не менее 3-4 лет обучения психотерапии. Это образование может быть получено с нуля, или дополнительно к высшему образованию: психологическому, медицинскому, или любому другому. Само же по себе высшее педагогическое, медицинское, психологическое, и даже специализация по психиатрии НЕ ДАЮТ возможности работать психотерапевтом, так как не дают необходимых знаний, навыков и компетенций. Психотерапия - это отдельное серьёзное направление подготовки, требующее такого же серьёзного подхода, как и другие. И нигде в мире перечисленные специальности не перекрываются.

Существуют определённые особенности обучения психотерапевтов в России, кроме того, у нашего законодательства есть специфика в отношении практической работы.

Психотерапия - это взаимодействие двух людей - клиента и профессионала - направленное на улучшение осознанности, коррекцию различных патологических психических состояний и позитивные изменения в жизни клиента.
Психотерапевт - согласно законодательству Российской Федерации, это профессионал, имеющий высшее медицинское образование и две специализации минимум по 9 месяцев, по психиатрии и психотерапии.

В бытовом понимании слово «психотерапевт» используется для обозначения всех консультантов, которые имеют какое-то отношение к психике. Это, например, такие:

- психиатр - профессионал, имеющий высшее медицинское образование и первичную специализацию - минимум 9 месяцев - по психиатрии.
- психолог - профессионал, имеющий высшее образование (степень магистра) по психологии - детской, педагогической, специальной и так далее.
- консультант - профессионал, не имеющий высшего государственного образования по психологии или медицине, но имеющий образование - часто второе высшее - в каком-либо направлении психотерапии.
О направлениях психотерапии и основных вузах, обучающих терапевтов в России, я как-нибудь расскажу в другом материале.

Законодательство, регулирующее психотерапевтические услуги, в России, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. Обязательному лицензированию подлежит только медицинская психотерапия, при этом обучение врачей-психиатров психотерапии - поверхностное и формальное, для работы этого обучения не хватает. Психологическое консультирование, а также работа профессионалов, не имеющих медицинского образования, не регулируются на уровне закона вообще никак. Нет требований к профессиональному уровню, нет внятного этического кодекса, нет единой процедуры сертификации, нет государственного реестра специалистов. Отсутствует защищённость на законодательном уровне - как для клиентов, так и для самих консультантов. К сожалению, это приводит к печальным последствиям: при огромной нуждаемости людей в психотерапевтических услугах, количество крепких профессионалов, соответствующих международным стандартам, в России невелико.

2. Второй обязательный критерий - это опыт собственной личной терапии у выбранного профессионала. Чтобы сертифицироваться как психотерапевт, в большинстве направлений психотерапии достаточно 50-100 часов личной терапии. Для членства в ассоциациях психотерапевтов - от 200 часов. Это минимум, который даёт некую гарантию, что собственные проблемы терапевта не будут принесены на клиентские сессии в неосознанном виде.

Также личная терапия важна в контексте устойчивости профессионала, его безопасности для клиентов и для себя, соблюдения этики и законов. Чем больше часов терапии, тем меньше выгод от неэтичного поведения и от различных злоупотреблений. Максимума как такового нет, чем больше - тем лучше. Многие психотерапевты продолжают свою собственную личную терапию по много лет.Здорово, если личная терапия будет продолжаться всё время, пока терапевт работает с клиентами, или хотя бы периодами. У опытных профессионалов с большим стажем эти перерывы могут быть довольно длинными.

3. Третий обязательный критерий - супервизия . Супервизия во многих направлениях психотерапии является частью обучения. Это взаимодействие профессионала с более опытным психотерапевтом, с целью совместного разбора его практической работы с клиентами, переосмысления используемых техник и методов, передачи опыта и коррекции ошибок.

Супервизия обязательна для всех без исключения практикующих психотерапевтов, как начинающих, так и опытных. Для сертификации достаточно 40-50 часов, хорошо, если есть 100 часов и более. Для членства в ассоциациях терапевтов требуется от 200 часов супервизии. Исключение - это обучающиеся и начинающие психотерапевты, о них я скажу дальше.

Супервизор - это внешний наблюдатель. Любой заданный клиенту вопрос, или сказанная психотерапевтом на сессии фраза - могут быть из его, терапевта, личного опыта, и его личной "картинки", - и они могут быть очень уместны, адекватны опыту клиента и его целям. Но так бывает не всегда, вероятность совпадения не 100%. Это не страшно, и не всегда приводит к какому-то ущербу для клиента. Но психотерапевту трудно это увидеть, осознать, находясь внутри ситуации. Поэтому супервизор, в том числе, должен отлавливать такие "спорные" моменты в сессиях, обсуждать их с супервизируемым терапевтов, переосмыслять, улучшать. Также он оценивает, насколько работа психотерапевта соответствует принципам (в том числе, этическим) психотерапии. В некоторых странах супервизор отвечает своей лицензией за безопасность клиентов того терапевта, которого он супервизирует. В общем, это важная часть развития и поддержки профессионалов в психотерапии, роста их профессионализма, с фокусом на эффективность помощи клиенту, и на защиту интересов обеих сторон.

4. Четвёртым обязательным критерием я считаю соблюдение этических принципов психотерапии . Если профессионал привержен этике и соблюдает её, то всё нужное Вам для принятия решения (стать его клиентом или нет) будет предоставлено в необходимом объёме.

В этические принципы психотерапии входят следующие основные:


  • работа в пределах своей компетенции;

  • открытость и правдивость предоставления информации о себе и методе работы;

  • конфиденциальность всего, что происходит между вами;

  • безопасность клиентов и пациентов, ненанесение им вреда;

  • соблюдение законов;

  • определённые рамки и границы психотерапевтической деятельности;

  • ответственность,

  • ...и многое, многое другое.

Обо всех-всех принципах и их нужности я тоже как-нибудь расскажу в отдельном материале. Здесь же скажу только одно: критически важно, чтобы профессионал не пренебрегал этикой, и всеми процедурами, которые требуются для её соблюдения. Это главное, что подтверждает его безопасность для клиентов.

5. Пятый, и последний обязательный критерий - это опыт консультирования и психотерапии с клиентами и пациентам и . Если выбранный специалист уже вёл и ведёт клиентов, то вероятность, что он сможет вам помочь, повышается. Чем больше клиентов - тем выше вероятность эффективной помощи, влияние есть как прямое (накапливается опыт и знания), так и косвенное (растёт количество часов супервизии и личной терапии). Если у специалиста есть узко сфокусированный опыт психотерапии и консультирования (например, работа с беременными, с жертвами абьюза и так далее) - то это дополнительный плюс, в том случае, если ваша ситуация как-то похожа. Исключение составляют обучающиеся и начинающие терапевты, о них - чуть позже.

На этом с обязательными критериями всё. Хочу подытожить их следующей мыслью.

При любой регламентированной процедуре (обучение, экзамены, лицензирование, личная терапия, супервизия) - происходит улучшение качества работы профессионала, увеличение эффективности помощи, появляется больше безопасности, этичности, снижаются риски для клиентов. Терапевтов, которые не смогли пройти эти процедуры, отсеивают или дополнительно обучают, чтобы они со временем «доросли» до стандарта (те, кто может). Ситуация же с психотерапевтической помощью в России уникальна не только огромной потребностью людей в этой помощи, но и тем, что нужность каждого из этих пунктов всё ещё оспаривается, в том числе, внутри профессионального сообщества терапевтов. Надеюсь, эта статья поможет вам сделать свои собственные выводы в этой области.

Переходим к дополнительным критериям. Их тоже пять. Напоминаю, что это бонусы, их отсутствие не влияет на качество, эффективность и безопасность работы профессионала.


  • Учёная степень кандидата или доктора наук (PhD - за рубежом).

Учёная степень по психологии, психиатрии и даже психотерапии не всегда означает практическую пользу в работе с клиентами и пациентами. Иногда это научная деятельность в чистом виде. Чтобы точно узнать, поинтересуйтесь темой работы - профессионалы, чьи темы диссертаций ориентированы на практику, с удовольствием о них упомянут. Например, я открыто говорю пациентам, что моя докторская посвящена биполярному расстройству, так что все пациенты с БАР, которые будут у меня проходить терапию, имеют некоторые дополнительные возможности, появившиеся из этого моего опыта.

  • Свидетельства и сертификаты о посещении семинаров и конференций.

У большинства практиков психотерапии есть потребность постоянно узнавать новые методы и подходы, быть в курсе свежих исследований, совершенствоваться, общаться с профессиональным сообществом. Это удобно делать на конференциях и семинарах. Правда, не у всех есть фактическая возможность выезжать куда-то регулярно, поэтому критерий является дополнительным.

  • Публикации, статьи.

Некоторые профессионалы хорошо пишут, хотя это, безусловно, не обязательно для качественной работы с клиентами. Но если в доступе есть опубликованные статьи - имеет смысл их почитать, это поможет, в том числе, составить впечатление о подходе и стиле психотерапевта. Также важно, что терапевт часто лечит, в том числе, своей личностью - а личность из статей бывает видна довольно хорошо, и можно быстро увидеть, подходит вам эта личность, или совсем нет.

  • Дополнительное образование по другим направлениям психотерапии

Нередко случается так, что психотерапевту с годами становится «тесновато» в родном направлении, и он идёт получать второе или третье образование, чтобы в дальнейшем комбинировать техники и методы. Это несомненный плюс, при этом, он требует серьёзных инвестиций времени и финансов, не у всех психотерапевтов есть такие возможности.

  • Членство в ассоциациях, работа в психотерапевтических центрах

Фактически, этот пункт означает признание выбранного специалиста профессиональным сообществом. Это важный бонус, поскольку одна из задач сообщества - защищать клиентов от потенциально «вредных» и неэтичных терапевтов. Соответственно, психотерапевты, состоящие в ассоциациях и работающие в известных центрах и консультационных студиях, как бы «прошли дополнительный фильтр» своих коллег. Если же вы замечаете, что какого-то психотерапевта избегают коллеги, или он сам их избегает - это может быть тревожным знаком.

Мне хочется затронуть ещё один важный вопрос, о котором я упоминала несколько раз: терапия у обучающихся или начинающих психотерапевтов. Каждый опытный профессионал был когда-то студентом, и у каждого были самые первые клиенты. При этом, многие люди не хотят обращаться к начинающим, и, безусловно, имеют на это право, потому что у работы с начинающими и студентами есть свои минусы. Правда, плюсы тоже есть. Но давайте по порядку.


  1. Главный минус - это небольшой опыт, или отсутствие опыта (в том случае, когда вы - один из первых клиентов). Такой психотерапевт, безусловно, способен работать и помогать, потому что он этому обучился, но определённые ограничения и трудности у него будут.

  2. Ещё один минус - это малое количество информации о профессионале . У него ещё нет репутации, рекомендаций и отзывов клиентов, признания коллег. Неизвестно, как он соблюдает этику и как относится к чему-то, что вам важно.

  3. Однако, плюсы психотерапии у начинающего или студента тоже существенны. Прежде всего, это низкая стоимость или даже бесплатная работа - у многих людей нет возможности выделить большой бюджет на опытного консультанта.

  4. Второй плюс - как ни странно, безопасность : начинающие часто работают очень осторожно и деликатно, аккуратно проходят супервизию и личную терапию, не используют провокативные методы и пр.

  5. Третий плюс - большая личная вовлечённость : начинающие искренне инвестируют себя в процессе работы, стараются выложиться, можно сказать, что у них «горят глаза». Иногда для того, чтобы получить все эти плюсы, бывает можно принять некоторые риски.

Итак, мы рассмотрели пять обязательных и пять дополнительных критериев оценки психотерапевта.

Обязательные: образование по психотерапии или психологическому консультированию, опыт собственной личной терапии, супервизия, соблюдение этики и законов, опыт консультирования и ведения клиентов .

Дополнительные: учёная степень, посещение семинаров и конференций, публикации, дополнительное образование по другим направлениям психотерапии, членство в ассоциациях .

Давайте теперь попробуем представить себе веб-страничку или резюме психотерапевта, у которого можно пробовать консультироваться без опасений. Что там должно быть и чего не должно быть? Мне кажется, что должны быть ясно указаны: имя и фамилия, полные сведения об образовании (в том числе, базовое образование, обучение психотерапии или консультированию - законченное или нет, повышение квалификации и т.д.). Хорошо, если есть информация об опыте работы, личной терапии и супервизии. Также плюсом будет минимальное самоописание (о себе, профессиональный путь, главное направление или фокусы работы). Желательна фотография, могут быть ссылки на профили в соцсетях. Здорово, если о специалисте можно что-то найти поисковиками, то есть, он реально существующий человек. Очень хорошо, если чётко сформулированы условия работы - сеттинг, цена, способы связи.

Что может и должно настораживать на страничке специалиста? Прежде всего, это множество титулов и пафосных званий; много специализаций (более чем в 3-4 отраслях психотерапии); обещание быстрых или гарантированных результатов; много философии вместо ясного и понятного самоописания и описания метода работы; вычурные фотографии или полное отсутствие фотографий; не указано образование или сведения искажены, есть несоответствия (т.е. неизвестно, было ли обучение психотерапии вообще, и в чём оно заключалось, сертификаты не соответствуют указанному обучению по годам или по содержанию и пр.); отрицание для себя личной терапии и/или супервизии; любое указание на нелегальность работы (как в финансово-юридической части, так и в психотерапевтической). Каждый из этих пунктов, как правило, означает, что специалист сделал сознательный выбор чем-то пренебречь. Лично у меня в этом случае всегда возникает вопрос, чем ещё он пренебрегает, и не лучше ли сразу найти другого.

В России, как я уже несколько раз говорила, сложилась уникальная ситуация с психологической и психотерапевтической помощью. Потребность в этой помощи очень большая, практикующих специалистов - всего несколько тысяч на всю страну. Есть много профессионалов с многолетней успешной практикой, действительно помогающих людям, при этом, не у всех из них есть обязательные пункты из моего списка, не все из них соответствуют международным стандартам. Во многих случаях в том очень мало их личной ответственности или сознательного выбора. Это, скорее, итог многолетней изоляции отечественной психологии от мира, результат слабости традиций в этой сфере, несовершенства законов и влияние других серьёзных факторов. Но при этом, вклад большинства практиков в улучшение общего психологического климата, и их помощь конкретным людям на пути к здоровой и счастливой жизни очень велики. Поэтому мне не кажется уместным критиковать их и осуждать, я не чувствую, что имею на это право. Практическая ситуация в РФ на сегодня такова, что лечиться можно у многих, хоть и не у всех. Иногда, возможно, вам будет иметь смысл смягчить отбор и получить помощь, чем не получать её вообще - из-за того, что пришлось отсеять всех «несоответствующих» специалистов.

Есть несколько исключений, в этих случаях следует отнестись к выбору специалиста очень внимательно и даже строго:


  1. тяжёлые психологические травмы,

  2. опыт отношений с насилием и абьюзом (в том числе, в семье),

  3. психические заболевания (в т.ч. пограничное расстройство личности), зависимости,

  4. расстройства пищевого поведения,

  5. суицидальное и аутоагрессивное поведение.

  6. зависимости

Во всех этих случаях предпочтительнее, если есть возможность, выбирать опытных специалистов высокого уровня, со всеми обязательными критериями. Также в этих случаях крайне рекомендуется очная терапия, а не скайп-терапия.

Инфографику можно распространять и делиться ею с теми, кто не имеет возможности или желания читать статью.

Подводя итог статьи, хочу поддержать вас - всех, кто ищет психотерапевта, и кто уже нашёл, и кто имеет опыт терапии. Вы - это главное, что у вас есть. Вы заслуживаете заботы и бережного отношения. Вы имеете право спрашивать о том, что вам важно, и выбирать психотерапевта, исходя из полученных ответов. Быть придирчивым и переборчивым не стыдно, дотошный клиент не вызывает у профессионала агрессии или гнева. На вдумчивые вопросы отвечать приятно, так как серьёзный подход к выбору консультанта, которому можно будет довериться, означает серьёзность и в самом процессе работы. А главное, что важно - мы с вами находимся на равной позиции, и вы можете делать свои выборы свободно - так же, как и мы. Пожалуйста, помните об этом всегда.

Непросто найти психотерапевта или психолога, особенно если раньше вы не прибегали к психотерапии и не знаете, с чего начать поиски специалиста. Прежде всего вам нужно определить, к специалисту какого профиля вы обратитесь за помощью. Важно понять, для чего вам нужна помощь психотерапевта, а также подумать, какую сумму денег вы можете потратить на работу с психотерапевтом. Первая консультация со специалистом даст вам возможность задать все интересующие вас вопросы, а также определить, насколько комфортно вы себя чувствуете во время беседы с психотерапевтом. Когда вы ищете специалиста, имейте в виду, что вам, возможно, придется несколько раз сходить на пробные консультации к разным психотерапевтам, чтобы найти именно такого специалиста, с которым вам будет комфортно работать.

Шаги

Часть 1

Как найти психотерапевта

    Определите, для чего вам нужна психологическая помощь. Если вы определите, какие именно проблемы побудили вас обратиться к психотерапевту, это поможет вам найти специалиста, у которого есть опыт работы с людьми, испытывающими подобные трудности. Прежде чем вы приметесь за поиски специалиста, подумайте, по какой причине вы хотите начать психотерапию. Попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы выявить сущность своей проблемы.

    • Вот некоторые вопросы, которые вы можете задать себе: Какие симптомы меня беспокоят? Как давно у меня эта проблема? На какие сферы моей жизни (социальная сфера, семья, дружба, работа, учеба, романтические отношения и тому подобное) оказывает влияние моя проблема? Насколько сильно выражена эта проблема? Обсудите свои ответы с другом или родственником, которому вы доверяете. Можно также записать свои ответы – это поможет вам определить приоритетные проблемы для психотерапии.
    • К примеру, вы хотите обратиться к психотерапевту, потому что в последнее время часто плачете и сильно отдалились от друзей и родных. Эта проблема возникла около полугода назад, и вам кажется, что она существенно влияет на ваши отношения с людьми и мешает вам выполнять работу. По вашим ощущениям, проблема весьма серьезна.
    • Еще один пример: вы заметили, что не можете контролировать себя и тратите много денег на покупку вещей, без которых вы вполне могли бы обойтись, например, одежды, техники или даже предметов роскоши. По вашим подсчетам, эта проблема существует уже около десяти лет, и вам кажется, что она негативно влияет на ваши отношения с супругом. Вы чувствуете, что с каждым годом проблема усиливается, и в данный момент она довольно серьезна.
    • Когда вы идете на первую консультацию к специалисту, оказывающему психологическую помощь, обратите внимание, насколько комфортно вы себя чувствуете, общаясь с этим человеком. Если во время дальнейшей терапии психотерапевт посчитает, что вам необходимо медикаментозное лечение, он порекомендует вам обратиться к психиатру, который назначит необходимые лекарства.
  1. Узнайте больше о различных специалистах, которые оказывают помощь в сфере психического и психологического здоровья. Круг профессий, имеющих отношение к психиатрии и психологии, достаточно широк, и специалист каждого профиля ориентирован на работу с определенным типом проблем. Прежде чем вплотную заняться поисками специалиста, необходимого именно вам, узнайте больше о различных специальностях в сфере психического и психологического здоровья и определите, специалист какого профиля лучше всего подходит для ваших целей.

    Убедитесь, что выбранный вами специалист имеет соответствующее образование и квалификацию. К сожалению, в России не существует обязательного лицензирования в сфере психотерапевтических услуг. Именно поэтому вам нужно собрать как можно больше информации о выбранном вами специалисте. Узнайте, в каком вузе он учился, а также найдите информацию о рейтинге, репутации и качестве психологического образования в этом учебном заведении. Проверьте, какие дополнительные тренинги и курсы (в том числе и международные) прошел психолог или психотерапевт. Узнайте, является ли он членом какой-либо профессиональной ассоциации, например, Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

    • Услуги врача-психиатра относятся к разряду медицинских услуг, поэтому подлежат обязательному лицензированию.
    • Если вы проходите бесплатное лечение у психиатра по месту жительства, попросите его порекомендовать вам высококвалифицированного психотерапевта или клинического психолога.
  2. Узнайте больше о различных психотерапевтических школах и подходах. Очень часто психотерапевт является приверженцем того или иного психотерапевтического подхода, поскольку считает, что именно эти методы позволяют лучше всего решить проблемы клиента. Если вы уже обращались к психотерапевту или психологу и предпочитаете определенное направление психотерапии, основываясь на своем прошлом опыте, имеет смысл снова искать специалиста, работающего в рамках данного подхода. Некоторые специалисты даже помещают на своем сайте в интернете информацию о методах психотерапии, которые они практикуют в своей работе. С другой стороны, многие психотерапевты предпочитают гибкую политику и используют в своей работе различные подходы; вам стоит выбрать такого специалиста, если вы сами не знаете, в чем именно заключается ваша проблема. Вот некоторые психотерапевтические подходы:

    • Психоанализ и психодинамическая терапия . Этот подход помогает пациенту понять бессознательную мотивацию, определяющую поведение, и изменить свое поведение, мысли и чувства.
    • Поведенческая психотерапия . Эта форма терапевтической работы модифицирует поведение человека с помощью стратегий, направленных на изменение способа познания мира.
    • Когнитивная психотерапия . Цель этого терапевтического подхода - изменить мысли человека, что, в свою очередь, влечет за собой изменения чувств и поведения.
    • Гуманистическая психотерапия (в том числе экзистенциальная терапия) . Основополагающими понятиями этого психотерапевтического направления являются способность человека принимать рациональные решения и самосовершенствоваться.
  3. Попросите врача о рекомендации. Если вы не уверены, помощь какого специалиста вам нужна, попробуйте для начала обратиться к своему терапевту или семейному врачу. Расскажите, что именно вас беспокоит. Иногда (например, в случае тяжелой депрессии или психоза) человек не может адекватно оценить свое состояние, и врач общей практики имеет достаточную квалификацию, чтобы определить серьезность проблемы и дать направление к психиатру.

    • Психиатрическая помощь в России является бесплатной, однако у пациента нет возможности выбирать врача - он может обратиться только в психоневрологический диспансер по месту постоянного проживания либо к врачу-психиатру в поликлинике. Тем не менее, если ваш терапевт, семейный врач или невролог советует вам обратиться к психиатру, не пренебрегайте этим советом.
  4. Поговорите с друзьями и родственниками. Если кто-то из ваших близких обращался за психологической помощью (или даже сейчас посещает психотерапевта), то он может помочь вам в поисках хорошего специалиста. Если вы знаете, что кто-то из ваших друзей или родственников посещает специалиста по психологическому здоровью, возможно, имеет смысл спросить, нравится ли ему психолог, который с ним работает. Если ваш близкий человек положительно отзывается об этом специалисте, возможно, и вам стоит попробовать обратиться к этому же психологу.

    Часть 2

    Выбор специалиста
    1. Найдите в интернете информацию о психотерапевте или психологе, кандидатуру которого вы рассматриваете. Многие специалисты размещают в интернете сведения о своей специализации и направлениях работы. Проверьте, работает ли психолог в той области, где вам нужна помощь.

      • К примеру, можно поискать информацию о том, работает ли психотерапевт с такими проблемами, как различные виды зависимостей, тревожность или обсессивно-компульсивное расстройство.
    2. Оцените свои финансовые возможности. К сожалению, медицинское страхование не покрывает услуги психотерапевта и психолога. Если ваш работодатель или вы сами оплачиваете полис добровольного медицинского страхования (ДМС) с максимально полным покрытием, вероятно, оно включает и психотерапевтическую помощь. В этом случае узнайте в своей страховой компании, какие именно психотерапевты работают по ДМС. Во всех остальных случаях оплачивать услуги специалиста по психологическому здоровью и благополучию вам придется самостоятельно.

      • Если финансовый вопрос имеет для вас решающее значение, имеет смысл очертить круг специалистов с доступной для вас стоимостью работы, и только потом переходить ко всем остальным шагам, описанным выше.
    3. Узнайте, какова стоимость первичной консультации и последующего курса терапии у специалистов, кандидатуры которых вы рассматриваете. Подумайте, какую сумму вы имеете возможность выделить из своего бюджета, и исходите из этого, выбирая специалиста. Стоимость одной консультации варьируется в очень широких пределах: от 1000–1500 и до 8000–10000 рублей. Имейте в виду, что стоимость приема не всегда говорит об опыте и эффективности работы психолога или психотерапевта. Поэтому не отказывайтесь от мысли обратиться к психотерапевту, даже если вы не в состоянии оплатить работу самого высокооплачиваемого консультанта в этой области. Очень часто хорошие специалисты назначают не очень высокую цену за консультацию, если они только начинают частную практику или перешли на индивидуальный прием после нескольких лет работы в групповой терапии. Возможно, именно среди них вы сможете найти специалиста, который идеально подойдет именно вам.

      Примите во внимание практические аспекты, когда выбираете психолога. Убедитесь, что у выбранного вами специалиста есть свободное время в расписании, что он ведет прием неподалеку от вашего дома или места работы, а также поинтересуйтесь, насколько легко с ним связаться в случае необходимости. Если какие-то из этих аспектов вам не подходят, подумайте о возможности онлайн-терапии.

      Запишитесь на первую консультацию. Если вы приняли решение, к какому специалисту вы хотите обратиться, договоритесь о времени первой встречи. Примите в расчет, что в некоторых случаях расписание у специалиста достаточно плотное, так что вам придется подождать одну-две недели до первого свободного окна в его рабочем графике.

    Часть 3

    Первая консультация

      Расскажите, какие проблемы и чувства вы хотите проработать в процессе терапии. Скорее всего, на первой консультации психотерапевт попросит вас объяснить, что побудило вас обратиться за психологической помощью. Это даст вам возможность рассказать, какие чувства вы испытываете, и сформулировать проблемы, которые вас беспокоят.

      • Будет лучше, если вы заранее обдумаете, как именно вы объясните специалисту беспокоящие вас проблемы. Если не подготовиться заранее, вам будет непросто описать свое состояние и трудности непосредственно во время консультации.
      • Попробуйте описать своими словами, какие чувства вы испытываете и как поступаете в той или иной ситуации. Как долго существует проблема? Почему это вас беспокоит? Каких изменений вы хотите достичь благодаря терапии?
    1. Задавайте вопросы. Первая консультация – это подходящее время, чтобы задать вопросы, которые помогут вам решить, будете ли вы продолжать работать с этим психотерапевтом. Вот некоторые вопросы, которые можно задать на первой консультации:

      • Как давно вы работаете практикующим терапевтом?
      • Есть ли у вас опыт работы с людьми, у которых были те же проблемы, что и у меня?
      • Какая у вас специализация?
      • Какие терапевтические методы вы применяете? Насколько эти методы эффективны?
    2. Честно и правдиво отвечайте на вопросы психотерапевта. Если вы будете неискренни в разговоре с терапевтом, это отрицательно скажется на эффективности терапии или даже сведет на нет любую возможность прогресса. Именно поэтому вам нужно честно говорить о своих чувствах и рассказывать о пережитом опыте. Помните, что хороший специалист никогда не будет осуждать пациента, а тем более обсуждать с кем-то еще то, что вы ему рассказали.

      Совместно с психотерапевтом определите цели, которых вы хотите достичь в процессе терапии. Разговорная терапия помогает достичь эффективного результата в отношении многих психологических и психических проблем, однако для этого требуется немало времени и упорной работы. Вместе с психотерапевтом вы определите, каких целей хотите достигнуть, и разработаете план по достижению этих целей.

      • К примеру, вы идете на терапию с целью уменьшить чувство тревожности, когда вы находитесь в общественном месте. Может быть, ваша цель – больше не совершать крупных покупок, не обдумав заранее, так ли вам необходима эта вещь. Расскажите специалисту о целях, которые привели вас на терапию, и следуйте рекомендациям психолога для достижения желаемого результата.
      • Имейте в виду, что для достижения ощутимого результата часто требуется значительное время и большая работа со специалистом. Тем не менее, с помощью разговорной терапии вы сможете достичь более долговременных положительных изменений, чем в результате медикаментозного лечения без дополнительной психотерапии.
    3. Обратите внимание на личные качества психотерапевта. Чтобы проработать свои психологические проблемы, вам нужно найти специалиста, рядом с которым вы будете чувствовать себя комфортно.

      • Оцените, насколько комфортно вы чувствуете себя рядом с этим психологом/психотерапевтом. Для эффективной терапевтической работы решающее значение имеет безопасная и доброжелательная обстановка.
      • Подумайте, насколько существенным для вашего выбора являются пол специалиста и его национальная принадлежность. Не стоит ограничивать свой выбор специалистами определенного возраста, пола или национальности: вы можете упустить возможность поработать с очень квалифицированным психотерапевтом.
      • Если психологическая проблема, которая привела вас к психотерапевту, связана именно с вопросами пола или национальности, возможно, вам стоит выбрать специалиста, который сможет лучше понять вашу проблему на основе сходного жизненного опыта.
      • Обратите внимание на стиль общения психотерапевта. Убедитесь, что когда специалист слушает вас и говорит с вами, вы чувствуете, что он на самом деле слушает и понимает вас.
      • Не забывайте, что психотерапевты – это тоже люди со своими достоинствами и недостатками. В некоторых случаях встреча со специалистом оставляет у вас чувство неудовлетворенности. Помните, что безупречных людей не бывает, и не судите категорично на основе первого впечатления.
    4. Примите к сведению, что иногда психотерапевт просто не подходит какому-то конкретному пациенту. Если вы чувствуете себя дискомфортно с данным психотерапевтом, не вините себя и ищите другого специалиста. Очень важно чувствовать себя спокойно и безопасно, когда рассказываешь психотерапевту о своих психологических проблемах.

Илья Васильев. «Как выбрать психолога? Как выбрать психотерапевта?»

Основные заблуждения по поводу работы психолога и психотерапевта.

1. Как работает психолог и психотерапевт?

Первая стадия работы психолога (психотерапевта) заключается в анамнезе, то есть в первичной диагностике проблемы . Психолог, путем расспросов, получает в ходе беседы с вами (используя диалог, ряд тестов, опросные листы) общую картину вашей проблемы, определяет ее динамику, ее развитие, ее длительность, связь с другими сферами вашей жизни (т.е. с физическим здоровьем, карьерным ростом, семьей, может быть с психологическими травмами в детстве и т.д.). Анамнез проблемы, то есть сбор данных по ней, позволяет психологу увидеть «общую картину» проблемы, определить ее диагноз: как вы пришли к такой ситуации и почему?

Далее психолог и психотерапевт начинают работать по разному. Психолог далее должен показать человеку выход из этой сложной жизненной ситуации, помочь ему успокоиться и найти силы в своей душе, чтобы самостоятельно справиться с этой проблемой.

Психотерапевт же должен определить с помощью каких психотерапевтических практик и методов, с помощью какой терапии он может начать помогать человеку и назначит определенную программу изменений. Психотерапевт занимается коррекцией поведения (мыслительных и поведенческих установок). Чтобы вам стала яснее разница между психологом и психотерапевтом, приведу такую понятную метафору с машиной скорой помощи. Представьте следующую ситуацию. Вот у нас есть два человека, оба, допустим, пострадали во время большого взрыва пиротехники. На вызов приехало два экипажа скорой помощи. Но у первого пострадавшего только легкий шок, несколько ссадин на лице от падения и кровоточит разбитое колено. А второй пострадавший с сотрясением, пострадал гораздо сильнее, лежит сейчас овощем и сам себе не может помочь. Первому пострадавшему парамедики из скорой окажут первую помощь, перевяжут колено и, если у него более никаких повреждений нет, отпустят его на домашнее лечение. Так поступает и психолог, его задача — помочь тем , кому нужна самая первичная психологическая помощь, но кому при этом хватит сил справиться в дальнейшем со своей проблемой самостоятельно, как при домашнем лечении. Психотерапевт же подобен экипажу второй машины скорой помощи, которая занимается более серьезно пострадавшим человеком, тот лежит сейчас овощем и сам себе никак не может помочь, настолько ему плохо — ему нужно в разы больше внимания и в разы более сильная терапия и помощь. Психотерапевта, а не психолога нужно искать, если вы чувствуете, что вам (или близкому вам человеку) нужна именно такая терапия, когда вы чувствуете, что сами вы никак не можете справиться с этой проблемой.

Здесь есть три очень важных стадии осознания , которые последовательно сменяют друг друга.

3 стадии:

1-я стадия) Безнадежность (Никто в мире не может решить мою проблему. Никто вообще! Настолько она глубока и всеобъемлюща, она огромна как море. Я барахтаюсь в ней, уже не помню сколько, я словно бы в тёмной вязкой воде, я стою в ней, чувствую себя словно в глухом тёмном тупике. Чувство безнадежности и потерянности не покидает человека и он считает, что никто вокруг вообще не в состоянии что-то здесь сделать, не только он сам, но и вообще — никто. Так чувствует себя человек на стадии безнадежности).

2-я стадия) Беспомощность (Постепенно приходит понимание, что это Я, только лично Я не могу решить свою проблему. Да, я не могу с ней справиться, это правда, но, оказывается, где-то есть специалисты именно по этой проблеме, которые уже помогали избавиться от точно такой же проблемы кому-то еще, причем успешно помогли кому-то выбраться из этой проблемы. Кто-то это уже смог, кто-то достиг этой цели, кто-то это может делать! Значит они могут научить и меня. Значит безнадежность уже проходит. Я сейчас беспомощен(-на) по отношению к своей проблеме, но проблема уже не так безнадежна . Понимаете разницу? Безнадежность отступает и появляется уже просто чувство беспомощности , которое переживается уже все-таки как более легкое состояние. Я уже знаю, что есть люди, есть такие специалисты, которые в моей проблеме разбираются! И в моём глухом тупике начинает брезжить рассвет, вдруг откуда-то появляется свет — оказывается, отсюда есть путь, мне просто нужен такой ментор, гид, который выведет меня как из лабиринта, из потёмок моей заплутавшей и запутавшейся души!)

И наконец, 3-я стадия) она называется (И так к человеку приходит Надежда. Это Великое чувство, оно буквально затапливает душу, словно могучий водный поток, низвергающийся в пустынную долину. Часто у человека в момент прихода надежды текут слёзы, его буквально трясет от нетерпения и надежды: «Я хочу верить! Я надеюсь! У меня теперь есть надежда! Мне помогут! Я со всем справлюсь! Я всё решу!» В медицине известно множество случаев, когда «безнадежно» больные, которые должны были умереть, вдруг обретали Надежду и, вопреки всем прогнозам, выздоравливали. По всем показаниям они должны были бы скоро умереть. Но вдруг обретали Надежду и спасали себя, открывая в себе словно новый резервуар силы, энергии и жизни). Так это работает.

Так вот, работа грамотного психотерапевта заключается в том, чтобы вывести человека (с помощью гештальт-терапии, гипноза, классической рациональной психотерапии и т.д.) из состояния овоща, из состояния «я с собой не могу ничего поделать». Психотерапевт как водный спасатель на пляже — его подопечный уже настолько ослаб и нахлебался воды, что двигаться сам почти не может, а только бессильно и бессистемно барахтается. Психотерапевт, как спасатель , ОБЯЗАН его ТАЩИТЬ на берег сам. Это его работа и обязанность. Сам потерпевший не выплывет, он сейчас как овощ, ему нужно помочь словно заново почувствовать своё тело: помочь начать самостоятельно дышать и действовать, но прежде всего — вытащить на берег Здравого Смысла и понимания «где я » и «что со мной «. И уже дальше, «откачав», обучать человека, как никогда больше не попадать снова в такие болезненные ситуации. «Ну ты как, ничего?» Человек иногда плачет от радости: «Господи, как же здесь, на берегу, хорошо!» Не хочу туда обратно!

Работа психотерапевта — это трудная работа. Работа психолога — более легкая, но не менее важная, просто не такая авральная.

Теперь пару слов об организационных моментах работы психолога и психотерапевта. Она может строиться или на индивидуальной, или групповой основе. Есть проблемы, которые можно решить только с помощью индивидуальной работы один на один с психологом (психотерапевтом) и есть проблемы, где очень удачно работает групповая психологическая помощь (например, раз в неделю собирается группа из нескольких человек и решает свои проблемы вместе, под руководством опытного психолога/терапевта).

Личная работа с психологом (и психотерапевтом) может проходить в виде: 1) очного общения, 2) общения по телефону или скайпу, 3) письменного общения, в виде письменных консультаций. Очень важное место занимает искреннее желание свою проблему решать и действительно выполнять те психологические задания и упражнения, которые психотерапевт определяет для вас. Вы должны быть нацелены на сотрудничество и действительно желать изменить какой-то аспект вашей жизни. Не ждите заранее, что в результате только одного занятия с психологом вам наверняка удастся полностью убрать ту проблему, которая вас тревожит, если вы работаете с квалифицированным психологом, то облегчение наступит уже после первого, но для качественной терапии нужно как минимум несколько занятий.

По поводу эффективности взаимодействия с психологом. Лучше всего, конечно, индивидуальные консультации (если есть возможность, то и занятия в группе). Что касается возможности работы на дистанции, то есть по телефону или скайпу, то она практически мало чем уступает общению один на один. На самом деле, для дела не настолько важно, сидим ли мы сейчас напротив друг друга за одним столом, или же разговариваем по телефону на расстоянии в тысячу километров, потому что и в кабинете, и по телефону я скажу вам одно и тоже. Что касается возможности письменных консультаций, то у них есть свои незначительные плюсы и существенные минусы. Наряду с обычными «живыми» консультациями я практиковал раньше в том числе и письменные консультации для общения на большой дистанции (если человек живет в трех тысячах километрах от меня, то выбор у него и у меня не очень большой, а человек, допустим, почему-то хочет работать именно со мной), хотя позже я от письменных консультаций отказался (мне легче объяснить человеку, что нужно делать, по телефону или по скайпу, письменное консультирование для меня гораздо более утомительно, чем живая беседа). Могу сказать по поводу писем, что эффективность даже письменных консультаций, если специалист толковый, может быть очень высокой для вас, но прибегать к письменным консультациям я советую все-таки в самом крайнем случае, только если вы живете очень далеко от данного специалиста и если вы не можете позволить себе оплатить его телефонную консультацию или приехать и поработать с ним «вживую».

2. Периодичность и время психологической помощи . Сколько длится сеанс?

Одно занятие с психотерапевтом или психологом в неделю — это норма. Два занятия — хорошо, во многих случаях это уже интенсив , три занятия в неделю — это суперинтенсив, хотя всё зависит от ситуации и проблемы. Есть еще более интенсивные формы работы, когда человек находится постоянно под наблюдением (курсы реабилитации и т.д.). В большинстве случаев одной встречи в неделю вполне достаточно, так как ваш психологический метаболизм просто может не воспринять тот переизбыток информации, который вы получите.

Время продолжительности встречи — вопрос очень индивидуальный. Например, моя личная консультация длится от полутора до двух (изредка даже до трех) часов, потому что я считаю, что должен проработать проблему вместе с человеком максимально глубоко. Сразу оговорюсь, так долго мало кто работает, среднее время сеанса практикующего психолога - до полутора часов.

Время приема «дежурного» психотерапевта или психолога в больнице обычно ограничено рабочим графиком и составляет условно один час. За это время, как я лично считаю, он может успеть сделать для вас довольно мало, больничная, т.е. государственная психология и психотерапия чем-то, знаете, похожа на конвейер. Не хочу критиковать своих коллег, в этой системе встречаются хорошие диагносты и хорошие психотерапевты, но отчасти из-за ряда таких временных ограничений, отчасти из-за конвейерности такой помощи она носит очень, даже слишком формальный характер и порою выглядит так: человек в поликлинике (или у частного психолога) успевает немного выговориться и затем психолог говорит ему: «Ну вот, вы и взглянули на проблему с другой стороны». Я такой подход к психологии называю «Вон из профессии!» Я не понимаю, почему такой психолог называет себя психологом. Он просто не имеет на это морального права! Какой он к черту специалист! Может быть я ошибаюсь, но это мое личное мнение и я от него никогда не отступлюсь. Для меня такая псведопсихология — это профанация и обман. Потому что человек пришел к тебе не выговориться, а получить определенный результат и руководство к действию , а результата — почти ноль. Так что я не могу порекомендовать вам не обращаться к нанятым государством психологам или психотерапевтам, повторюсь, там есть и хорошие специалисты, но общее отношение, поймите, довольно-таки формальное и рутинное. То есть это такая система. И здесь — как повезет, буквально, можете попасть (по рекомендации) на хорошего психолога или психотерапевта, который вам поможет, а можете и на неквалифицированного специалиста, который будет работать с вами, спустя рукава. Не ждите многого от этой системы. Скажите, лично вы ждете многого от государственной пенсии? Нет, государство действительно обязуется выплатить вам впоследствии, по достижению определенного возраста, гарантированную сумму, но очень и очень низкую. Такую же гарантию государство в своем лице дает всем гражданам и на определенный уровень психологической помощи — вы ее получите, но по качеству она будет примерно как пенсия, то есть вряд ли вы останетесь очень довольными ею . Выбор — только за вами. Это ваш личный выбор, просто хочу предупредить, что за этот неправильный выбор, за выбор неправильного специалиста иногда приходится платить позже и неоценимыми вещами: бесценным временем вашей жизни, отсутствием спокойствия, отношениями и здоровьем.

Работа с частным практикующим психологом и психотерапевтом строится на совсем другой основе, это дорогая работа и за то что психолог или психотерапевт берет деньги (часто большие, но как позже выясняется — просто нормальные) он должен гарантировать вам определенный Результат. Частный практикующий психолог или психотерапевт отвечает за это своей репутацией, то есть хороший практикующий психолог кровно заинтересован в том, чтобы качественно работать и не терять клиентов из-за плохих отзывов. Но за качественную и результативную работу нужно платить, потому что работа по коррекции поведения является одной из самых сложных и трудоемких («ох тяжелая это работа, из болота тащить бегемота «, так оно и есть), в отличие от достаточно формального подхода к вам со стороны «государственной» психологии, которая готова выписывать вам антидепрессанты по любому поводу и без повода. А о том, как выбрать хорошего психолога или психотерпевта мы поговорим чуть позже.

Кроме личных консультаций психолога или совместной работы в группе, существуют и другие формы решения своих проблем. Это может быть самостоятельная работа с психологической и психотерапевтической литературой. По целому ряду проблем существуют книги, хорошие книги, написанные психотерапевтами, аудиокниги, а также видео- и аудиокурсы. Если они были созданы психотерапевтом, который досконально изучил проблему и имеет комплексное, системное видение решения вашей проблемы (а не типичное «Вот вам рецепт на антидепрессанты. Следующий!»), то вы можете очень успешно самостоятельно справиться со своей проблемой с помощью этих инструментов — психотерапевтической литературы, аудио- и видеокурсов. Только для правильного эффекта с ними нужно действительно работать - то есть самостоятельно и качественно выполнять все упражнения, которые в них даются, очень глубоко осмыслять то что написано в книге, «вступать в диалог» с автором, выписывая ключевые мысли на полях книги и т.д. Нужно не просто пассивно слушать или читать, с этими психологическими инструментами нужно активно самостоятельно работать, тогда будет результат.

Как выбрать хорошего психолога или психотерапевта?

В этом вопросе есть только один четкий критерий — вам нужно узнать, занимается ли этот специалист именно вашей проблемой и если да, то как долго, какой у него именно в вашей проблеме наработан опыт? Самое важное для любого психолога — это только практика по конкретной проблеме, т.е. сколько опыта в этой сфере он уже наработал. Например, я успешно работаю с двумя типами зависимостей — любовной и игровой зависимостью, но принципиально не занимаюсь алкогольной или табачной зависимостями (хотя теоретически прекрасно понимаю, как они формируются, и как их нужно убирать, я просто с ними предпочитаю не работать, у меня не наработан здесь необходимый психотерапевтический «багаж») и по последним двум вопросам сразу говорю: «Найдите другого специалиста, я этой проблемой не занимаюсь». Пусть алкогольной зависимостью занимается нарколог. Это честно по отношению к клиенту. У каждого толкового и грамотного психотерапевта есть одна или несколько таких специализаций, в которых он действительно спец. Избегайте «мастеров на все руки», в резюме которых указано, что они «лечат от всего», скорее всего они лечат от всего одинаково плохо. У хорошего специалиста есть максимум пара, от силы несколько специализаций, плюс одна-две общие темы, в которых он может помочь, например, неврозы. Дело в том, что даже при глубоком понимании сути той или иной проблемы, психотерапевт, прежде чем сам достигнет эффективных результатов, должен наработать серьезный практический опыт в ее решении, провести как минимум несколько сотен консультаций с людьми только по данной конкретной проблематике. Только после этого его можно считать специалистом высшей категории или просто специалистом (и то, ему нужно постоянно учиться, посещать платные семинары для повышения своей квалификации и читать литературу по своей специальности).

Далее о методах. Методы могут быть самыми разными: рациональная психотерапия, провокативная психотерапия, сценарное перепрограммирование, гипноз (директивный или эриксонианский, последний еще называют «мягким» гипнозом), арт-терапия, психодрама, нейро-лингвистическое программирование, психоанализ, гештальт-терапия и т.д. Методов и школ существует множество. Сразу скажу, что обращать внимание нужно на личность психотерапевта и на то, вызывает-ли он у вас доверие. А вот какие психологические инструменты применять для исправления вашей проблемы — решить самостоятельно вы не сможете, скорее всего. Методы и психотерапевтические техники подбирает, в зависимости от ситуации и своего опыта сам специалист, просто доверяйте ему.

Цена. Сколько это стоит?

На днях я смотрел статистику интернет-запросов и обнаружил, что значительное число людей вбивают в поиск Яндекса и Гугла «хороший психотерапевт бесплатно». Друзья, так не бывает! Искать действительно высококлассного специалиста который будет работать с вами много часов, дней и недель бесплатно, это всё равно что вбивать в поиск: «Лучший ресторан нашего города, где кормят бесплатно, заказать столик на двоих». Вы понимаете? Абсурдно ожидать, что непростая, индивидуальная работа ничего не будет стоить. Более того, она стоит дорого! Дешевый психотерапевт — это плохой психотерапевт, запомните! Но та цена которую вы платите за плохое самочувствие, за низкую самооценку, за плохие отношения - она вообще неоценима, потому что за это вы платите качеством вашей жизни и вашим бесценным временем.

На что еще обратить внимание при выборе психолога или психотерапевта?

1) Доверие. Возможно, это самая важная вещь для начала работы с этим человеком.

Как я уже писал, нужно в первую очередь обращать внимание на продолжительность практики этого специалиста именно по вашей проблеме, но, возможно, самый главный критерий выбора заключается в чувстве доверия, которое у вас возникает к этому специалисту (или не возникает). Если возникает чувство доверия — идите к этому человеку, скорее всего, вы еще и очень комплементарны, то есть сможете вместе плодотворно решить ваш вопрос.

2) Рекомендации . Тоже советую, если это возможно, собрать рекомендации у знакомых, оставляя главный голос в принятии решения все-таки только за собой. Просто помните, что вам могут дать как очень объективную, так и очень необъективную оценку того или иного психолога. Например, мне неоднократно приходилось лично слышать от разных людей не только положительные,но и нелестные отзывы о паре психологов из нашего города, которых я не просто лично знаю, но о которых я знаю, что они работают на совесть и действительно выкладываются на все сто, чтобы помочь человеку. То есть если какой-то человек сказал вам, что «я обращался к этому психологу и он мне не помог и поэтому он плохой психолог», то это еще ни о чем не говорит. Есть даже такая поговорка, что «у каждого хорошего хирурга есть своё маленькое кладбище». То есть вы можете попасть к хирургу экстра-класса, самому образованному, опытному и толковому специалисту и он вам просто не сможет помочь — и такое тоже изредка бывает, болезнь была слишком запущена, например, но отсюда не следует, что хирург плохой или неопытный, хирург-то замечательный и лучше его в этом городе может быть и нет, поэтому если кто-то говорит, что этот психолог плохой, то нужно не верить на слово, а расспросить человека, как он с ним работал. И самое главное, собрать отзывы других людей. Если подряд несколько незнакомых между собой людей говорят вам — не обращайтесь у этому психологу, то лучше действительно не обращайтесь и поищите другого специалиста. Помните, что некоторые, даже самые хорошие специалисты могут вам не подойти из-за стиля их работы.

3) Результаты предварительной беседы .

Перед тем как согласиться на работу с психологом, нужно составить общее представление о том, как она будет происходить. Иногда перед началом работы проходит предварительная беседа. Задайте психологу или психотерапевту интересующие вас вопросы: сколько потребуется сеансов для решения моей проблемы? Какие бывают методы терапии для решения моей проблемы? Как часто нам нужно встречаться и сколько будет длиться по времени один сеанс совместной работы?

Нужно заключать перед работой своеобразный устный контракт с психологом, устный договор о сотрудничестве, в котором психолог разъясняет вам детали и обязуется сделать со своей стороны такую-то и такую-то работу, чтобы довести вас до определенного результата за определенный срок (например, за 5 консультаций, каждая из которых будет проходить раз в неделю) . Вы должны увидеть и почувствовать со стороны психолога, что он настроен не на симптоматическое лечение и ваше «успокоение», а на определенный Результат. Если, при всех прочих условиях, вас устраивает предварительная беседа и условия устного договора с психологом, то смело можете начинать работать с ним.

4) Книги и статьи, публикации . Спорный вопрос. Для задействованных в академической деятельности психологов публикации являются обязательными, но о качестве психолога это еще ничего не говорит, поверьте мне просто на слово. Если вы точно знаете, что у психолога, к которому вы хотите обратиться, написана научная монография или книга по вашей проблеме, или может быть статья, серия статей по ней, которые публиковались, например, на его сайте, то это конечно же плюс. Но я знаю нескольких очень хороших специалистов, они действительно мастера своего дела, и им просто некогда писать книги или статьи.

Есть только два параметра эффективной психологической работы: 1) нацеленность на Результат и 2) доверие к его экспертности.

5) Чего избегать? Что должно насторожить.

Прежде всего — любые упоминания эзотерики, мистики, колдовства и шаманства, а также любых культов. Друзья, поймите, что есть психология и психотерапия, а есть «колдуны и шаманы» (которые, кстати, скорее всего не имеют никакого отношения к шаманской традиции). Как есть признанные финансовые институты (банки), а есть игра в наперстки и казино, так что когда мне кто-то говорит, что обращался к колдунье или шаману, то для меня это всё равно, как если бы человек сказал, что всерьез инвестирует в игру в наперстки. «Здорово»! То есть если вам попадается объявление о том, что чакры на дому оттопыривает потомственный шаман в 35-м поколении, член ордена Белого Орла и маг общества Черного Козла, то вы имеете дело с шарлатаном. Иногда они называют себя парапсихологами, а свою деятельность парапсихологией, но пожалуйста не дайте себя обмануть, никакого отношения к психологии или психотерапии их деятельность не имеет, это эзотерика, причем наихудшего сорта. То есть обращайтесь к ним на здоровье, тратьте напрасно ваше время, ожидая, что в вашей жизни или в ваших чувствах к кому-то что-то изменится, но просто не говорите впоследствии, что вы обращались к психологам. Потому что это будет неправдой.

На что еще стоит обратить внимание при выборе психолога. Если психолог говорит, что всю ответственность за решение вашей проблемы берет исключительно на себя, то это должно насторожить, а не обрадовать. Особенность работы с действительно толковым психологом или психотерапевтом заключается в ее совместности, психотерапевт подталкивает вас к изменениям, но провести эти изменения за вас или вместо вас он не может.

Продолжительность работы с психологом и психотерапевтом.

В классической, академической психотерапии принято считать, что для настоящего изменения какого-то нежелательного навыка или отрицательного свойства нашей психики требуется примерно пол-года. В принципе с этим трудно спорить, но на самом деле, речь идет скорее о сроке окончательного закрепления определенного нового типа поведения. Сейчас существуют психотерапевтические техники и инструменты, которые позволяют прорабатывать ситуацию очень быстро и по ряду проблем уже за несколько занятий решать психологическую проблему. При работе с квалифицированным психологом (или психотерапевтом) мощного внутреннего результата вы можете добиться уже через несколько занятий.

Желаю вам самого крепкого и глубокого психологического здоровья!

Илья Васильев

P.S. Если вам нужна психологическая помощь, то обращайтесь ко мне напрямую по почте