Понимание природы стресса - первый шаг на пути к управлению

им.

Ответная реакция

Организм человека реагирует на опасность еще с доисторических времен. Та к действует инстинкт самосохранения, который проявляется в сложной последовательности ответных реакций на осознанную опасность. Еще в каменном веке при встрече со страшным мохнатым мамонтом мозг человека подавал сигнал тревоги, подготавливая организм к действиям в чрезвычайной ситуации и мобилизуя его в двух направлениях, таких как:

борьба - противостоять нападающему;

бегство - бежать как можно быстрее.

Опасности, с которыми сталкивается современный человек, отличаются от тех, что подстерегали нашего предка в каменном веке, но реакция на них осталась прежней. Боевые посты тела

Когда человеческий мозг оценивает ситуацию как тревожную, гипоталамус - «центр стресса» в мозге - приводит в действие механизмы защиты, подготавливая организм к борьбе.

1.Симпатическая нервная система, которая обеспечивает реакцию организма на неожиданный раздражитель, выбрасывает в кровь адреналин. Пульс учащается, повышается кровяное давление, возникает состояние пробуждения, происходит быстрая концентрация энергии, необходимой для борьбы. (Но этот процесс имеет и негативную сторону: он вызывает отток крови из мозга, вследствие чего ухудшается его снабжение кислородом. А поскольку кислород необходим для полноценного функционирования мозга, его нехватка объясняет, почему в экстремальных ситуациях поведение человека становится «заторможенным» или почему он совершает нерациональные поступки.)

2.В ответ на сигнал тревоги эндокринная система снабжает организм адрено-кортикотропным гормоном (АКТГ) - основным гормоном стресса, который поднимает уровень сахара в крови, повышает тонус мускулатуры и приводит организм в полную боевую готовность. Именно поэтому в ситуации опасности люди иногда демонстрируют сверхчеловеческие способности.

Такая деятельность организма подготавливает его к самозащите: дыхание учащается, начинает действовать естественное болеутоляющее - эндорфины, вырабатывается повышенное количество красных кровяных телец, эритроцитов, переносящих кислород, и белых кровяных телец - лейкоцитов, необходимых для борьбы с инфекциями.

Едва опасность минует, происходит расслабление. В действие вступает парасимпатическая нервная система, которая восстанавливает затраченную энергию и возвращает организм в привычное состояние. Даже если ситуация создавала прямую угрозу для жизни, все системы организма быстро приходят в норму. Чтобы восстановить силы после пусть менее опасной, но связанной с длительным напряжением ситуации (например, подготовки к ответственной речи, которая заняла несколько дней), требуется гораздо больше времени. Если же угроза, реальная или воображаемая, становится постоянной, запрос нашего тела к «боевому посту» остается без ответа. Расслабление не происходит, потому что АКТГ, гормоны стресса, все еще находятся в действии.

Абсолютно очевидно, что постоянное напряжение удерживает защитную систему в состоянии тревоги, и это в конечном счете приведет к полному истощению организма.

Длительная интенсивная реакция пробуждения причиняет большой вред. Несмотря на то что организм начинает оправляться от воздействия сильного раздражителя, содержание сахара в крови опускается до опасно низкого уровня, истощаются ресурсы, возникают такие «неполадки», как сердечные заболевания, высокое кровяное давление, астма и даже обычная простуда. Следовательно, чем раньше предпринять необходимые меры, тем лучше. Удар для мозга

В современном мире большинство ситуаций, приводящих к стрессу, не представляют непосредственной опасности для жизни, а потому не ставят человека перед выбором: борись или беги. Ни одна из этих реакций не была бы адекватна раздражителю. Проблема в том, что мозг не отличает ситуацию, представляющую угрозу для жизни, такую как встреча со страшным мохнатым мамонтом, от неприятного беспокойства, например текущих неприятностей на работе. Мозг фиксирует опасность, и независимо от того, насколько она серьезна, происходит веками выработанная реакция. Адреналин «заряжает» организм, и, если напряжение не получает естественной разрядки, это приводит к психическому беспокойству, сопровождаемому физическими расстройствами: неприятными ощущениями в желудке, потливостью ладоней, сердцебиением, сухостью во рту и слабостью в руках и ногах. Поэтому наша задача - смягчить негативные последствия «запрограммированной» защитной реакции.

Увы, все упомянутое негативно влияет на психику человека, провоцируя негативные реакции.

Потеря способности мыслить трезво. Вы обнаруживаете, что не можете мыслить логически, и это мешает вам конструктивно решать проблемы. Чувство усталости заставляет вас сомневаться в своих способностях.

Рассеянность. Сосредоточиться становится все сложнее, и в результате качество выполняемой работы ухудшается. Низкая концентрация внимания мешает нормально работать.

Неадекватное поведение. Вы не в силах отказаться от устойчивой модели поведения, поэтому не можете гибко реагировать на требования изменившейся ситуации.

Неспособность объективно оценить ситуацию осложняет поиск конструктивного решения. Осознав негативные последствия, вы сможете управлять ими.

Цепная реакция


Человеческий организм - это единое целое, сложная система физических и психических процессов. Как мы уже убедились, физическая реакция напрямую зависит от эмоциональной. Первоначальное восприятие и оценка ситуации служат спусковым механизмом для последующей физической реакции и определяют интенсивность психической нагрузки. Как известно, чрезмерная психическая нагрузка вызывает стресс. Мы уже знаем, что организм одинаково реагирует и на ситуацию реальной угрозы, и на мнимую опасность. Защитный механизм сработает в любом случае, будь то нападение грабителей или дополнительная нагрузка на работе. Однако последствия могут быть разными. Мнимая опасность очень скоро превращается в реальную, ведь длительное воздействие слабого раздражителя скорее приводит к стрессу, чем кратковременное.

Научившись правильно оценивать степень угрозы раздражителя, можно избежать беспокойства и приостановить развитие цепной реакции. Иначе, не получив разрядки, напряжение перерастет в негативные состояния.

Тревога. Надуманные страхи провоцируют состояние тревоги, основные симптомы которого: чувство беспомощности, паника, нервозность, неспособность расслабиться и бессонница.

Агрессия. Тщетность усилий, которые вы прилагаете для достижения цели, вызывают агрессию. Вы становитесь чрезмерно

раздражительны и придирчивы, слишком бурно реагируете на обычные вещи, прибегаете к запугиванию.

Депрессия. Чрезмерное беспокойство притупляет вкус к жизни и погружает вас в депрессию. Отсутствие целеустремленности, апатия, усталость, плаксивость, чувство ненужности - вот типичные симптомы депрессивного состояния.

Все это страшные последствия длительного стресса. Если ничего не предпринять, состояние может ухудшиться. Прежде чем смятение войдет в вашу жизнь, осознайте причину душевного разлада - определите источник стресса.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который рассматривается в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Причины стресса

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

3. Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобы повысить производительность и понизить уровень стресса?

Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытаться применить следующие методы:

1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе» и «сделать, когда будет время».

2. Научитесь говорить «нет», когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, что понимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы, над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнении нового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершения нового задания.

3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и давать обоснованные поручения.

4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования (конфликт ролей). Объясните, что эти требования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроить совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Не занимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны (неопределенность ролей). Скажите им, что вы несколько неуверенны относительно ряда конкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможность обсудить эти вопросы с ними.

6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своим руководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положение жалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пять минут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги, полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятным мыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени из конторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей. Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти домой или заняться другой работой.

К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

В (приложение 1) приведены различия между стрессовым и низкострессовым стилями жизни.

Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительности труда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее:

1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.

2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения, какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.

3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных (обратную связь).

4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.

5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

Личностные факторы. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений, способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важно знать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможет смягчить негативные последствия. Полученные в результате многочисленных исследований данные свидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненными ситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделать вывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним из многочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующих возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний.

Если снова просмотреть перечень жизненных ситуаций и событий, способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили название эвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас.

Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.

Вот несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и числе негативные, - неотъемлемая часть жизни.

7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

10. Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторые общественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

Стрессовое напряжение. Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения:

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.

2. Слишком частые ошибки в работе.

3. Ухудшается память.

4. Слишком часто возникает чувство усталости.

5. Мысли часто улетучиваются.

6. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).

7. Повышенная возбудимость.

8. Работа не доставляет прежней радости.

9. Потеря чувства юмора.

10. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.

11. Пристрастие к алкогольным напиткам.

12. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.

Если вы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.

Причины стрессового напряжения:

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.

2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.

3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.

4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.

5. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться.

6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.

7. Вы очень много курите.

8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.

9. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.

10. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.

11. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться.

12. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на работе.

Здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения. Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить с помощью теста приведённого в (приложении 2).

Понятие и природа стресса

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие и природа стресса
Рубрика (тематическая категория) Психология

Слово ʼʼстрессʼʼ в переводе с английского означает ʼʼнапряже­ниеʼʼ. В научный оборот данный термин введен в 1936 ᴦ. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье , разработавшим об­щую концепцию стресса как приспособительной реакции орга­низма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, по­всœедневной жизни: реакции на возникающие трудности, конф­ликтные ситуации, неожиданные события и пр.

Понятие стресса. По классическому определœению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и данный ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возника­ющих трудностей и приспособление к возросшим требованиям .

Термин ʼʼнеспецифическийʼʼ в данном случае обозначает то общее, что свойственно всœем приспособительным реакциям орга­низма. Общая необ­ходимость перестройки организма, адаптации к любому внешне­му воздействию - это и есть сущность стресса . При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столк­нулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость, лекар­ства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимические сдвиги в организме.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы :

1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;

3) фазу истощения, в случае если чересчур затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных воз­можностей организма и его способности сопротивляться разнооб­разным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологичес­кая ʼʼизнанкаʼʼ стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, нео­жиданное событие и пр.) в коре головного мозга человека форми­руется интенсивный стойкий очаг возбуждения - так называемая ʼʼдоминанта ʼʼ. Ее появление запускает своеобразную цепную реак­цию: возбуждается также одна из важнейших структур промежу­точного мозга - гипоталамус, который в свою очередь активизиру­ет тесно связанную с ним ведущую желœезу внутренней секреции - гипофиз. Последний выбрасывает в кровь порцию специального гормона, под влиянием которого надпочечники выделяют адрена­лин и другие физиологически активные вещества (гормоны стрес­са), которые и дают в конечном счете хорошо всœем знакомую кар­тину стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащает­ся дыхание, повышается кровяное давление и т.д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией орга­низма на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл - мгно­венная мобилизация всœех сил организма, необходимых для борь­бы с врагом или бегства от него. Но современный человек, в отли­чие от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега. Вот и циркулиру­ют по нашей крови не нашедшие применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немно­го. По этой причине и попадает его организм в своеобразную стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их уси­ленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом по­вторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реа­гирует повышенным выделœением гормонов. Такова биохимичес­кая природа стресса, которая ʼʼстоит за кулисамиʼʼ нервозного, не­адекватного поведения человека.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способ­но провоцировать целый букет органических нарушений в виде сер­дечно-сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вя­лость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздра­жительность, недовольство всœем миром - типичные симптомы стрес­са. Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всœем этим что-нибудь поделать? Можно ли избежать стрессов?

Ответ на последний вопрос должен быть безусловно отрица­тельным. Стрессов избежать нельзя в принципе . Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют со­бой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их - значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Как подчеркивал основоположник учения о стрессе, стресс - обязательный компонент жизни Он может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Селье предложил различать соб­ственно ʼʼстресс ʼʼ, как необходимый организму механизм преодо­ления неблагоприятных внешних воздействий, и ʼʼдистресс ʼʼ, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово ʼʼдистрессʼʼ можно перевести как ʼʼистощениеʼʼ, ʼʼнесчастьеʼʼ.)

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, стресс - это напряжение, мобилизующее, ак­тивизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций. Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а всœе положитель­ные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Лю­бая эмоциональная встряска человека является стрессором (источ­ником стресса). Устойчивость организма к неблагоприятным вне­шним воздействиям за счёт возникающего напряжения усиливается! Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость орга­низма. Дистресс же возникает тогда, когда эти механизмы недоста­точно эффективны. Или когда они ʼʼистощают свой ресурсʼʼ при дли­тельном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, состояние дистресса фактически соответству­ет третьей из выделœенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и нужно бороться, точнее - стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс - это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольку ощущения при этом далеки от приятных, большин­ство из нас тут же стремятся ее сбить любыми медикаментами. При этом современная медицина рекомендует другое: до определœен­ного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармпрепаратами не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная система и организм пытается справиться с неполадка­ми своими силами. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, мы не столько поможем, сколько помешаем иммун­ной системе сделать свое дело, дав искусственный сигнал к свер­тыванию ее активности. По этой причине применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она ʼʼзаш­калилаʼʼ за определœенный предел. То есть когда очевидно, что орга­низм сам не справляется с ситуацией и силы его на исходе. При­мерно такая картина и со стрессами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понимание природы стресса должно подтолк­нуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вооб­ще - неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Значительно важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии пол­ного покоя и расслабленности. ʼʼЗакалятьʼʼ организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выс­тупают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Οʜᴎ вполне очевидны. Ну а лидируют среди них, конечно же, конфликты.

Понятие и природа стресса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и природа стресса" 2017, 2018.

Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

1. невозможность сосредоточиться;

2. слишком частые ошибки;

3. ухудшение памяти;

4. частое возникновение чувства усталости;

5. слишком быстрая речь;

6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

7. повышенная возбудимость;

8. отсутствие удовлетворения от работы;

9. потеря чувства юмора;

10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

11. пристрастие к алкогольным напиткам;

12. постоянное ощущение недоедания;

13. плохой аппетит;

14. невозможность вовремя закончить работу.

Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

Выделяют пять разновидностей стресса:

1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса. Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

Методы борьбы со стрессами у руководителей:

Делегирование полномочий;

Анализ стрессовых ситуаций;

Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

Вопросы для закрепления:

1. Что такое стресс?

2. Перечислите признаки, по которым можно определить, находится ли человек в состоянии стресса?

3. Перечислите разновидности стресса.

4. Перечислите факторы, приводящие к стрессу.

5. Какие вы знаете методы борьбы со стрессом?

Укажите один верный вариант ответа:

1. Стресс – это…

А) состояние здоровья

Б) состояние души

В) особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение

Г) состояние здоровья, при котором человек впадает в депрессию

2. Безвредны ли незначительные стрессы? а) да

3. Физиологический стресс:

А) вызывается слишком сильными чувствами

Б) вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием

В) результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации

Г) возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой

4. Что из ниже перечисленного не поможет избежать стресса?

А) разумная организация труда

Б) полная отдача работе

В) использование психологических методов

Г) интересная работа

О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

Определение стресса

Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

Селье выделил три стадии напряжения:

  1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.

В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

Зарождение и природа стресса

Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение вилочковой железы;
  • прилив крови к слизистой ЖКТ.

Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

Причины возникновения стресса

У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  1. Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  2. Регулярная нехватка времени.
  3. Проблемы со сном.
  4. Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  5. Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  6. Комплексы неполноценности.
  7. Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  8. Нет самоподдержки и уважения к своей личности.

Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

  • рабочие ситуации;
  • личная жизнь;
  • семья, дети;
  • денежные проблемы;
  • загруженность.

Внутренние причины:

  • пессимизм;
  • отсутствие настойчивости;
  • повышенные требования к себе и жизни;
  • отсутствие мотивации.

Современная классификация видов

Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

  1. Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
  2. Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
  3. Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
  4. Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
  5. Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
  6. Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
  7. Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
  8. Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.

Регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

Факторы влияния на развитие стресса

Выделяют несколько основных факторов:

  • интенсивность;
  • продолжительность;
  • восприимчивость.

Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

  1. Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
  2. Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
  3. Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
  4. Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
  5. Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.

Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

Итог

Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.