Чтобы определить собственные потребности, для начала придется разобраться, какими они бывают вообще. Психологи в разное время пытались классифицировать человеческие потребности, одной из наиболее удачных попыток считается теория «Пирамиды», сформированная в 50-60-х годах 20 века американским психологом А. Маслоу.

Пирамида потребностей

На нижней ступени, так называемой, пирамиды находятся витальные потребности. Эти потребности рождаются вместе с человеком. С первой минуты жизни появляется необходимость дышать, есть, пить, спать. Именно благодаря этим потребностям обеспечивается нормальное функционирование организма ребенка, и у него по сути нет выбора, удовлетворять их или нет, так как это заложено в безусловные рефлексы.

После их удовлетворения у человека появляются новые потребности, заключающиеся в стремлении к безопасности. Таким образом, получив пищу и выспавшись, человек старается найти такое место, в котором ему будет комфортно. И наоборот, голодный, испытывающий жажду человек пренебрегает инстинктом самосохранения, для того, чтобы удовлетворить более необходимые потребности.

Следующей ступенью в пирамиде считается потребность в принадлежности: ощущении себя частью какой-либо системы, социума. После чего человекстремится не просто принадлежать, но и выделяться среди собственного окружения, достигнуть уважения и успеха в какой-либо сфере. Начинает проявляться данная потребность в возрасте 11-15 лет, когда подросток, с одной стороны, старается примкнуть к какой-либо группе, а с другой — максимально выделяться в ней.

Вершину пирамиды венчает потребность в самореализации и самоактуализации. То есть, человек хочет не простоработать и приносить пользу себе и обществу, но и заниматься тем, к чему имеет способности. Здесь очень показателен пример римского императора Диоклетиана. В рассвет своего правления он оставил трон и занялся сельским хозяйством, а на все вопросы о причинах такого поступка, улыбаясь, отвечал: «Если бы вы видели, какую я вырастил капусту, вы бы меня не спрашивали».

Потребность или желание

Потребности и желания отличаются между собой тем, что последние часто социально обусловлены. Например, кто-то очень хочет жить в большом доме. Что это? На этот вопрос может ответить только сам человек. Если только так он может почувствовать, что достиг успеха - это потребность в уважении. А вот стремиться к статусному жилью, только потому, что этого хотят все - это всего лишь желание.

Необходимость умения различать эти два понятия объясняется предположением психологов о том, что удовлетворение одновременно всех потребностей способно подарить человеку ощущение счастья, тогда как выполнив очередное желание, вы можете ощутить разочарование, ведь это было вовсе не тем, что вам нужно.

Итак, способ определить собственные потребности:

  1. рассмотрите каждую из ступеней пирамиды Маслоу и разберитесь, что они для вас лично обозначают;
  2. подумайте, каким образом вы могли бы удовлетворить собственные потребности;
  3. сядьте в спокойном месте и представьте, что у вас уже все получилось, только максимально реалистично. Как вы чувствуете себя? Возникают ли приятные ощущения, которые вы готовы назвать счастьем? В таком случае это ваши потребности, можете приступать к планированию их реализации.

состояние нужды в том, без чего организм не может пребывать в стабильном («самотождественном» и сохраняемом) состоянии. Потребности выступают следствием деморфологизации части функциональной структуры организма.

Отличное определение

Неполное определение

ПОТРЕБНОСТЬ

состояние недостатка в ч.-л., состояние, стимулирующее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности. П. могут испытывать организмы, индивиды, соц. группы, организации, предприятия, учреждения, об-во в целом. Человеческие П. бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. П. лежат в основе образования ценностей. Осознание П. служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия. П. составляют единую систему и классифицируются по различн. критериям: материальные и духовные (или культурные), индивидуальные и групповые, производственные и непроизводственные, рациональные и нерациональные, текущие и ожидаемые, реальные и идеальные, жизненно важные и второстепенные, традиционные и новые, постоянные и временные, самодовлеющие и престижные, элементарные и сложные, возвышенные и низменные и т. д. По критерию происхождения П. делятся на естественные или биогенные, первичные (в самосохранении - пище, воде, отдыхе, сне, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства, сексуальные и др.) и социогенные, вторичные (в самоутверждении, общении, различн. достижениях, в дружбе, любви и т. д.; в знаниях, саморазвитии; в творчестве, самовыражении). Не только вторичные, но и первичные П. людей, в отличие от животных, носят обществ., а не просто биологич. характер. Они опосредствуются обществ. производством, об-вом, к-рое определяет конкретные формы их проявления удовлетворения. Социологией изучаются соц. П. людей: П. в биении в самосохранении, самоутверждении, саморазвитии, самовыражении; социогенез вторичных П.; особенности обществ. формирования конкретных проявлений и способов удовлетворения первичных П. Психологией П. исследуются как источник активности, первопричина поведения личности или соц. группы и рассматриваются как особое психологич. явление. П. человека порождаются в процессе обществ.-историч. развития. Отправным пунктом в осмыслении П. выкупает идея о них как об изначально движущей силе, источнике и причине деятельности человека. Невозможно представить деятельность без П., и наоборот, чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его П. В психологии встречается ряд определений П. Анализ их позволяет выделить три категории П., к-рые понимаются как нужды, как требования организма и как отношения. Первое определение традиционно и наиболее распространено. Оно вполне достаточно для внешнего описания П., но не для выражения их сущности. Во втором определении причина развертывания активности скрыта в самом организме, а не в объектах среды. Согласно третьему определению, П. - это не просто нужда и не просто требования, побуждения организма, а определенные отношения человека к объективной реальности. Это определение позволяет учесть в развертывании П. роль как субъекта, так и объекта. Исходным и самым глубоким смыслом данного определения является противоречие между субъектом и объектом. За П. как идеальными явлениями стоит определенная объективная реальность, в к-рой человек ищет не истину, а меру использования в своей жизни того или иного класса вещей. Он поставлен в данном случае в ценностное отношение к вещам, к-рое отражается в психике человека в виде П. Испытывая П., человек чувствует зависимость от предмета, способного удовлетворить ее. В этом отношении он оказывается страдающим, зависимым существом. Но он стремится выйти из такой зависимости. В его переживаниях возникает своеобразное внутреннее беспокойство и он ищет способы и предметы удовлетворения этой П. Переживание П. выражается в стремлении снять внутренний конфликт, разрядить напряжение, получить удовлетворение и относительное успокоение. Поэтому П. можно рассматривать как способ развертывания деятельности человека. Вот почему П. оказываются источником активности человека. Лит.: Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971; Михайлов Н.Н. Потребности как социологическая категория. Челябинск, 1974; Проблемы формирования социогенных потребностей. Т. 1, 2. Тбилиси, 1974-1981; Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983; Асеев В.Г. Структура мотивации поведения//Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Кучевская.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Активная жизненная позиция - это необходимый элемент для успешной социализации человека. Попробуем вникнуть в смысл этого определения. Каждый человек в силах повлиять на окружающую его действительность. То есть мир не статичен, он постоянно меняется под воздействием людей. Человек, обладающий активной жизненной позицией, заинтересован в усовершенствовании бытия. Такой индивид концентрирует свое внимание не только на личных переживаниях, но и на

Активная жизненная позиция характерна далеко не для каждого человека. Стремление преобразовывать этот мир требует множества В частности, это собственные принципы, мировоззрение, убеждения,

То есть человека, которого просто не устраивает существующая действительность, нельзя назвать личностью с активной жизненной позицией. Стоит помнить, что прежде чем что-либо критиковать и ломать, необходимо иметь представление о том, как будет выглядеть новое, более усовершенствованное бытие.

Активная жизненная позиция, прежде всего, предполагает деятельность. Не достаточно просто теоретически реконструировать действительность, нужно также двигаться в этом направлении. Каждый человек справляется с этой задачей по-разному. Один направляет все свои силы на решение глобальных проблем, другой заботится о благополучии собственной страны, третий стремится помочь людям, которые окружают его.

Необходимо, чтобы активная жизненная позиция гармонично сочеталась с разумностью, желанием помочь другим и чувством меры. В ином случае за стремлением к преобразованиям могут последовать исключительно негативные последствия. К примеру, человек обладает некими идеалами, которые он желает реализовать на практике, но его эгоцентризм мешает пониманию того, что большинство людей придерживается совершенно иного мировоззрения. Отсюда можно сделать простой вывод. Человек должен направлять свою деятельность на благо общества, а не на удовлетворение собственных интересов.

Социальная позиция индивида подразделяется на несколько граней. Это может быть подчинение указаниям лидера, но самостоятельное и активное поведение по отношению к другим участникам группы.

Жизненная позиция может выражаться и в соблюдении всех норм и требований социума, но в стремлении к лидерской позиции в коллективе.

Стремление к преобразованию мира может привести и к негативным последствиям. Активная жизненная позиция в некоторых случаях выражается в пренебрежении общественными нормами, поиске собственного «Я» вне социума, к примеру, в преступных группировках, среди хиппи.

Это может быть и стремление построить собственную действительность. К примеру, человек не принимает нормы социума, имеет свое представление о том, каким должен быть мир, и активно привлекает других людей для усовершенствования бытия. К примеру, к таким людям можно отнести революционеров.

Чаще всего активной жизненной позицией обладают именно молодые люди. Это неудивительно, ведь именно молодежь всегда являлась своеобразным двигателем в делах преобразования мира. У молодых людей менее консервативные взгляды, у них имеются свежие идеи и оригинальное мировоззрение. Как известно, у подростков много энергии, необходимо направлять ее на созидание, иначе переизбыток сил может привести к негативным результатам.

Подведем итоги. Активная жизненная позиция - это антипод равнодушия и отстраненности. Человек, обладающий рассматриваемым качеством, интересуется всем происходящим в стране и в мире, принимает живое участие в любых начинаниях, хочет внести определенный вклад в окружающую его действительность.

Нельзя сказать, что жизненная позиция является неким врожденным фактором. Многие ее аспекты определяют условия, в которых человек провел детство, которые он встречал. Жизненная позиция приобретает конкретные формы точно так же, как и личность, которую человек осознает не сразу. Тем не менее, хотя характер влияет и на личность, и на жизненную позицию, сознательно можно изменить и то, и другое.

Активность в жизненной позиции определяет то, насколько человек успешен. Он смел и инициативен, не боится действовать и готов к активным свершениям. Неважно, лидер ли человек с такой позицией, или ведомый, он всегда имеет свою точку зрения, и не согласится нарушить свои принципы.

Противоположной по свойствам являете пассивная жизненная позиция. Она характерна для равнодушных и инертных людей. Такой человек, скорее, склонен избегать трудностей, недели разрешать их. Пассивность может проявляться не только в апатичном и подавленном состоянии, хотя чаще всего для таких людей и характерно отсутствие инициативы в решении проблем. Бывает, что человек просто следует чужим указаниям, не ставя их под сомнение. Некоторые пассивные люди создают видимость активности, они суетятся и шумят, но отсутствие вектора поведения выдает их инертность.

Некоторые люди становятся пассивными вследствие жизненных неурядиц. В этом случае часто пассивность связана с агрессией к более активным окружающим, человек проявляет желание урезонить и «воспитать правильным образом» тех, кто не смирился, подобно ему, с неудачами.

Проактивная жизненная позиция

Еще одним подтипом жизненной позиции является проактивность. Действительно, бывает, что обстоятельства складываются против человека, и он ничего не может в данный момент сделать. Даже активная натура порой сдается под напором проблем. Но проактивный человек никогда не сдается.

С проактивностью связано такое понятие, как сфера влияния. Есть вещи, на которые вы сейчас повлиять не в силах, но есть и другие, которые напрямую зависят от вас. Как бы ни была мала ваша сфера влияния, вы должны направлять усилия именно на нее и на ее расширение. Думать и тратить силы на то, что не зависит от вас, бессмысленно. Это выглядит очевидным, но большинство людей поступают иначе. Например, вспомните, как часто окружающие вас люди сетуют на правительство или ругают погоду. Если вы прямо сейчас не можете это изменить, не тратьте энергию на это. Совершенно точно, что есть вещи, которые вам по силам: делать как можно лучше то, что от вас зависит, то, чем вы сейчас занимаетесь.

Действуя в соответствии с этим правилом, проактивные люди выбираются из кризисов быстрее и с меньшими потерями.

Самое главное, что стоит понять: ваша жизненная позиция целиком зависит от вас. Даже если вы порой проявляли пассивность, вы все равно можете начать вести себя активно или проактивно прямо сейчас, и это решение никогда не будет слишком поздним.