Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность...

Эта статья - продолжение темы, начатой в статье «Страх совершить ошибку », который появляется у ребёнка, а потом уже и взрослого человека, который неправильно воспитывался в детстве.

Правильное воспитание - взращивание ответственности

«Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.»

Адольф Дистервег, немецкий педагог

Правильное воспитание ребёнка возможно лишь тогда, когда ребёнок получает чёткое эмоциональное или словесное послание от своих родителей, что он самостоятельная и взрослая личность , которая может принимать полноценное участие в жизни семьи и общества, хотя и с учётом его знаний, умений и возможностей. Это будет справедливо и честно, и ребёнок это поймёт, если вы ему будете объяснять почему какие-то вещи ему сейчас не стоит делать.

«Конечно, ты можешь попробовать, но я бы тебе не советовал это делать, поскольку мне кажется, что тебе может не хватить сил и, скорее всего, тебе сложно будет разобраться с этим...» - может сказать родитель. - « Но если ты уверен в своих силах - давай, попробуй, а если почувствуешь, что что-то начинает не получаться - зови меня, постараюсь помочь, если смогу.». Понятное дело, что так родитель может говорить, когда уверен, что такая самостоятельная активность ребёнка не навредит ему.

«Величайшая ошибка, которую обыкновенно делают в воспитании, - не приучают юношество к самостоятельному размышлению.»
Готхольд Лессинг, немецкий поэт,
драматург, просветитель

Что происходит дальше, ребёнок пробует и действительно - не выходит... Так укрепляется вера в авторитет родителей и вырабатывается искреннее доверие в слова и мудрость родителей: он видит что вы его не ограничиваете, а просто оберегаете от глупостей.

Самостоятельность - это когда сам исправляешь ошибки

И ещё один важный момент - если ребёнок позвал родителя на помощь, очень важно не «расхлёбывать» за него всё то, что он «заварил», поскольку это может привести к тому, что такой родитель превратится в палочку-выручалочку-выгребалочку:).

Конечно, родитель может «разребсти» 85% или, даже, все 95% заваренной каши ребёнком, но очень важно для воспитания самостоятельности ребёнка, чтобы ребёнок осознал, что всё, что он делает в жизни, имеет последствия, которые именно ему и придётся примать в свою жизнь.

«Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.»
Лев Толстой

Поэтому какие-то 5%-10% процентов ребёнок обязательно должен собственноручно самостоятельно «расхлебать» . Но это должен быть мягкий подход и ребёнок должен понять, что он как желающий стать взрослым должен проявлять самостоятельность и ответственность, взрослые всегда исправляют то, что «заварили»...

Т.е. суть в том, что родитель всегда должен помогать ребёнку, если он действительно в этом нуждается. И не так, что он сразу даёт готовые ответы, а как бы садится с ним и вместе с ним решает что и как лучше сделать, чтобы решить жизненную ситуацию. Для этого достаточно просто задавать наводящие вопросы и предоставлять нужную информацию к размышлению. А потом, если нужно, вместе с ним идёт и помогает ему «расхлёбывать».

Так Ваш ребёнок будет знать, что если ему действительно будет нужна Ваша помощь, Вы всегда окажетесь рядом и будете ему действительно помогать, а не говорить «Я же тебе говорил...». А для детей ощущение поддержки родителей всегда очень важно. Так они чувствуют себя защищенными и им легче учиться принимать собственные решения.

Самостоятельность - это возможность ошибаться

Второй момент - ошибки - самый прекрасный способ получить бесценный урок. Это не значит, что нужно толкать ребёнка на совершение ошибок, просто нужно его вдохновлять решать жизненные задачи самостоятельно. Да, вы знаете как это нужно сделать и можете сделать это за минуту, но если ребёнок сделает это даже за 20 или 30 минут, то он обретёт нечто большее, чем просто зазубренную инструкцию. Он будет обретать умение смотреть в корень ситуации и искать приемлемые решения из всевозможных на данный момент. А это очень важно, поскольку материальный мир постоянно меняется и те решения, которые работают сейчас, завтра работать уже не будут.

«Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения.»
Константин Ушинский

Поэтому давайте ребёнку больше самостоятельности, не открывайте «все карты», а подталкивайте его к нужному решению, чтобы он сам делал открытия и осознания. Для этого просто предоставляйте к размышлению необходимую для этого информацию. Именно таким способом пользовался Сократ - он просто задавал нужные вопросы, а ищущий ответа человека с помощью этих вопросов сам находил в себе верное решение какой-то ситуации.

Если сам додумаешься - никогда не забудешь.

Важно помнить, что взращивая в ребёнке самостоятельность, он должен не бояться совершать ошибку, детальнее об этом в статье «Страх совершить ошибку ». А в статье «Воспитание ответственности» вы найдёте несколько советов о том, как воспитывать самостоятельность ребёнка

КАЛУГИНА О. В.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Самостоятельность – ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами. Cамостоятельность – основной вектор взросления человека.

Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.

Умение учиться (учебная самостоятельность) – это умение, прежде всего, совершать рефлексивные и продуктивные действия и операции.

Рефлексивные действия и операции необходимы для того, чтобы определить новую задачу, для решения которой чего-то не хватает, и ответить на следующие вопросы самообучения: "Чему учиться?"; "Почему имеющихся у меня средств и способов действия недостаточно для решения этой задачи?"; "Чего именно я не знаю, не могу, не умею в данной ситуации?".

Отделение известного от неизвестного, знание о собственном незнании обеспечивается определяющей рефлексией. Следовательно, первое условие формирования умения учиться у младших школьников – это целенаправленное, систематическое формирование учебной деятельности.

Продуктивные действия и операции необходимы для приобретения недостающих знаний, умений, способностей для решения второго вопроса самообучения: "Как выучиться?".

Как происходит становление самостоятельности?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”. Проявление инициативы – это первый этап развития самостоятельности.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают “приступы” детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому – в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось. Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия “нормативного”, “общепринятого”.

В 3,5 года ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

Как выглядит не самостоятельность?

Oсновные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его “глупым” затеям. Итог один – отмирание инициативности как первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок “мается”, не знает, чем себя занять – то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится. Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя – короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности – это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У детей нет даже того первого компонента самостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей – инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны. Особо грубые формы задержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т.д.

Что же такое самостоятельность?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:

”это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”;

”способность рассчитывать только на свои силы”;

“независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”;

умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”; “умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности.

Многочисленные психологические наблюдения показывают, что самостоятельность ребенка относительна, но зарождается она в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у детей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1 Правило 2 Правило 3

Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях, в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба.

Абсолютной, единой для всех самостоятельности нет. Это понятие относительное – не только при сопоставлении групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении “однородных” групп. Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если понаблюдать за теми же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на “самостоятельных” и “несамостоятельных”, могут поменяться местами. Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: “Ну вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!” Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно.

С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы. Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, – овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным “по возрасту”. Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – снова общение, но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше – профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок – уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным закономерностям. Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Самостоятельность – понятие субъективное, в чем-то расплывчатое, и она может быть разной при оценке одного и того же действия.

Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью... Но нам и в голову не придет восхищаться самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность – не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует. Дима, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его “законного” права раздеться самому. Заново одетый Дима разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету – этого не происходит никогда. Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым – здесь она и фиксируется сознанием малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

Поэтому она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая “асоциальность”, но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний “нормативности” действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот “всеобщий результат” или “всеобщий эффект” – непременное условие становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.


Заглавие подборки: Цитаты о самостоятельности детей. Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких. Сократ

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций

Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище. Перси Биш Шелли

Семейное счастье — предел самых честолюбивых помыслов. Сэмюэл Джонсон

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой

Не стоит в супружестве использовать Слово Бога, как кляп.

Самая важная часть воспитания — образование характера. К. Д. Ушинский

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера. Д. Дьюи

Не вовремя рассказ — то же, что музыка во время печали; наказание же и учение мудрости прилично всякому времени. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо

Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина. Грамши А.

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь; победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.

Послушаешь женщин — у всех гениальные дети, но от мужей идиотов. Генетический парадокс!

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово. Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ. Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. В речах — слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. Не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим: ибо на воре — стыд, и на двоязычном — злое порицание. Не будь неразумным ни в большом, ни в малом. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская

Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окна в мир шире и надежнее, чем чтение. Ж. Фабр

Семья — как воздушный шар — кто-то обязан управлять, но и без балласта никак. А. Марков

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. А.Шопенгауэр

Скорость звука — довольно странная штука. Родители что-то говорят тебе в двадцать лет, а доходит только к сорока.

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически. Ушинский К. Д.

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф. Э. Дзержинский

Когда рождаются дети, в доме исчезает: порядок, деньги, спокойствие, отдых — и приходит СЧАСТЬЕ!!

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. Н. Колеридж

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сунь-Цзы

Недаром женской верности придавали такое огромное значение! Общественное благо, общественное зло связаны с их поведением. Рай или ад в семье вызываются исключительно той молвой,

Любовь — битва двух полов. Женщине надо защищаться сперва, мужчине надо защищаться после, и горе побежденным! А Дюма-сын.

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. Пьер Буаст

За газ, за свет, за интернет… За счетчик новый на подъезд… Учеба детям, домофон… Налоги, пенсионный фонд… Аренда офиса, мобильник… Еще кредит за холодильник… Охрана, курсы, спорт и хата… А ты была, моя зарплата?

Он ничего не понимает в женщинах: дамам из общества он предлагает деньги, а продажным женщинам посвящает стихи. И что самое удивительное — всегда имеет успех. Курт Тухольский

Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться! Александр Дюма-отец

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. М. Эбнер-Эшенбах

Любого работника — от сторожа до министра — можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно. В. А. Сухомлинский

Вино и музыка веселят сердце, но лучше того и другого — любовь к мудрости. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Я. Каменский

Никогда не следует быть исключением. Если живешь среди сумасшедших, надо и самому научиться быть безумным. Александр Дюма-отец

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К.Д. Ушинский

Дайте детству созреть в детстве. Жан Жак Руссо

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. Антон Павлович Чехов

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством. У. Чэннинг

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо

Атеизм по логике должен привести к полному уничтожению семьи.

Человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я и отделил себя от окружающего мира. Д. И. Писарев

Фашизм был тенью или уродливым детищем коммунизма. Уинстон Черчилль

Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.

Мама — единственное на земле божество, не знающее атеистов. — Э. Легуве

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег

Каждый раз, когда в семье воцаряется мир, спроси себя: Чем еще я пожертвовал? Жан Ростан

Для любой матери счастье и дети — это одно и то же!

Если в доме нет еды и обкаканные дети, значит мама целый день просидела в интернете!

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма. В. Г. Белинский

Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу природу.

Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец. Жан Лабрюйер

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, — это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж. Руссо — Цитаты о самостоятельности детей.

С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем. L. & N. Magazin

В детстве меня изумляло, что буквы в закрытой книжке не перепутываются и за ночь не теряются. Хорхе Луис Борхес