Сочинение.

Тема свободы в лирике Пушкина.

Тема свободы — одна из важнейших тем в лирике Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы («И.И. Пущину»). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («Хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»).

Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

Петербургский период. Свобода — абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам «Тиранов мира», «Неправедной власти», «увенчанного злодея»… «Вольность» — весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.

Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы… …с апелляцией к разуму монарха…

Поэт — противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).

В «Деревне» свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно — свобода русского крестьянства..

В «К Чаадаеву» на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.

Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы — центральная. Кинжал — «тайный страж свободы» («Кинжал»), «Наполеон», «К морю» — пронизывает мотив свободы. «К Дельвигу» — «одна свобода мой кумир». Свобода для Пушкина в годы изгнанничества — один из политических символов, готовился к дороге «в дыму, в крови, сквозь тучи стрел», ведущей к торжеству свободы.

В 1823 — разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить…3) сомнения в возможности скорой революции. «Свободы сеятель пустынный…» — кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию «живительного семени» свободы.)

Ведущим стал мотив личной свободы. «Узник» — на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой — тучи, гора, «морские края», ветер. Узник — это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. «К морю» — море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море — еще и символ человеческой жизни, которую может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Но теперь его понимание свободы стало другим — т.к. свобода — благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.

«Во глубине…» — послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.

Конец 20-х — 30-е. Свобода — личная независимость, «достоинства личного». Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.

Свобода для Пушкина — это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать «громкие права, от коих не одна кружится голова». К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.

Итог. «Я памятник…». Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками — людьми, вдохновленными Богом.

Только тот человек свободен, который вполне сознает свое

человеческое достоинство.

Бертольд Ауэрбах

Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Понятие «свобода» для лирики Пушкина - поня­тие широкое. Свобода для поэта - это и свобода твор­чества, и свобода выбора, и личная свобода. Свобода, или вольность, - одна из ведущих тем лирики велико­го поэта.

Уже в лицейские годы в стихотворении «Лици- нию» юный поэт выступает против рабства и тира­нии. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. «Свободой Рим возрос, а рабством погуб­лен», - звучало как грозное предупреждение тира­нам. Современники это хорошо понимали.

В 1817 г. Пушкин пишет оду «Вольность». В пер­вых же строках он определяет цель своего произведе­ния: «Хочу воспеть свободу миру, на тронах поразить порок».

Поэт обличает «тиранов мира», попирающих естест­венное право народа на свободу. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь. Нарушение закона, по мнению поэта, гибельно для государства.

Вольнолюбие с особой силой проявилось в стихо­творении «К Чаадаеву» (1918). Это стихотворение - одна из самых пылких песен Свободе. Послание на­чинается с утверждения о том, что юность и связан­ные с ней забавы, иллюзия любви, надежды, «тихой славы» исчезли, развеялись, подобно сну или утрен­нему туману. Но, несмотря на это, в душах людей еще горит желание откликнуться на призыв отчизны. Ра­дость жизни и счастье человек, по мнению поэта, мо­жет постичь в свободном обществе. Поэтому в стихот­ворении на первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном…

Тоска по воле, свободе звучит в этом стихотворе­нии. В произведениях более позднего периода трак­товка темы свободы Пушкиным несколько меняется. Осмысление свободы происходит с философской точ­ки зрения, свобода понимается Пушкиным как осно­вополагающая ценность бытия.

Так, в стихотворении «Анчар» поэт развивает те­му губительного воздействия неограниченной власти одного человека на судьбу и жизнь другого. В этом стихотворении поэт сравнивает самодержавную власть с древом яда - анчаром. «Яд каплет сквозь его ко­ру», неся гибель всему живому.

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь поте

И к утру возвратился с ядом. <…>

А князь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседам в чуждые пределы.

Тема несвободы, отсутствия выбора раскрывается на примере страшной участи раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. С философской точки зрения поэт рассматривает вопрос человеческих взаимоотношений. Пушкин проповедует гуманизм и просвещенность. Тема неожиданно получает разви­тие: смерть раба - только первая в цепочке смертей, которые последуют тогда, когда господин прикажет напитать ядом анчара стрелы и разошлет их «к сосе- дам в чуждые пределы».

Одна из составляющих понятия свободы - это свобода поэтического голоса, независимость худож­ника от мнения толпы. И эта свобода иного рода - творческая тайная свобода. Этой теме Пушкин по­святил немало стихотворений, среди которых такие, как «Поэт», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг не­рукотворный…», «Эхо».

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - одно из последних стихотворений Пушкина. В нем ав­тор как бы подводит итог своему творчеству. Поэт го­ворит о жизни после смерти в памяти многих поколе­ний, поскольку его поэзия была направлена на пробуждение «чувств добрых» и восславляла в «жес­токий век» свободу.

В мой жестокий век восславил я Свободу...

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич-ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна-нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш-кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз-вития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае-ву», «Лицинию», «Кинжал»):

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво-бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов-ного взросления, т. е. освобождения Личности. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво-боды сеятель пустынный...», «Деревня». Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото-рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен-ности и невежества:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич.

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки-на является море. В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе-она и Байрона. И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво-лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что

Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода...

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,

Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать...

Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося-гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем...

Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума...», «Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Пушкин надеялся, что его мысли най-дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема свободы в лирике пушкина краткое сообщение
  • сочинение на тему эмоции свободы в лирике пушкина
  • сочинение на тему интимная лирика пушкина
  • сообщение тема свободы в лирике пушкина
  • тема личной свободы в стихотворении пушкина птичка

А.С.пушкин открыл золотую страницу в истории русской литературы. Ведущее место в его поэзии занимает тема свободы, ведь верность идеалам свободы гениальный поэт пронес через всю жизнь.

Трактовка темы свободы претерпела в творчестве А.С.Пушкина значительную эволюцию. В начале творческого пути у поэта преобладают политические и юридические аспекты. Однако со временем взгляды Пушкина меняются в сторону личной свободы человека, яростной защиты его прав и воли. Еще из Царскосельского лицея поэт вынес свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от своего социального происхождения, должен быть свободным. И главный порок, который он видел – это ничем не ограниченная власть монарха, самодержавие. В оде «Вольность» молодой поэт восклицает:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу…
При этом Пушкин никогда не выступал против «короны», считая, что страной должен править просвещенный, мудрый монарх, чья власть будет ограничена законом. Только в этом случае, по мнению поэта, исчезнет произвол властьимущих, «барства дикого», «покорствующего бичам» рабов.

Однако юношеские порывы поэта встречают препятствие в виде правды жизни. Возьмем, к примеру, стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», горечь которого заключается в печальном выводе о том, что зерна свободы не дают всходов. Позже, уже в тридцатые годы, сам Пушкин признает, что народ в основной своей массе еще не готов к осознанию идеалов политической свободы.

В период набирающего силу декабристского движения, в котором поэт принял непосредственное участие, его взгляды становятся более жесткими и критичными. Многими стихами отвечал Пушкин декабризму, при этом друзья-декабристы Пушкина использовали их в целях пропаганды своих убеждений, так что его стихи становились настоящим призывом к действию, своеобразными лозунгами свободы, как, например, стихотворение, посвященное другу Пушкина Чаадаеву П.Я.:
Товарищ, верь, взойдет она
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Свободолюбивой лирикой, наполненной политическими мотивами, Пушкин показывал свое видение сильной России во главе с монархом, защищающим права человека. Только такой самодержавец в лирике Пушкина олицетворял собой идеал справедливости, силы и величия. Осуждение всякого деспотизма – вот основная идея любого вольнолюбивого стихотворения Пушкина. Так, в стихотворении «Анчар» аллегорический образ ядовитого дерева поэт использовал для обличения политики Николая I. В стихотворении «Арион» Пушкин изображает декабристов и себя. Декабристы («пловцы») все время старались плыть против течения жизни, пытались грести, куда им хотелось. «Вдруг лоно воли измял с налету вихорь шумный…» - произошло декабристское восстание, и в результате – «погиб и кормщик, и пловец». Спасся только «таинственный певец», который не пытался плыть против течения, он отдался стихии, доверился самой жизни, и она вынесла его на спасительный берег. Он пел, «беспечной веры полн», и не погиб, он остался петь «гимны прежние», храня верность погибшим товарищам, поддерживая оставшихся в живых, вселяя в их души надежду и уверенность в победу правого дела.

Также нельзя не отметить стихотворение «Деревня», в первой части которого автор описывает идиллию, восхищение красотами природы и простыми деревенскими нравами. Однако уже во второй части стихотворения перед нами явная сатира, ведущая к выводу о необходимости отмены крепостного права:
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

К концу жизни в размышлениях Пушкина о свободе исчезает политическая окраска проблемы, поскольку поэт полностью разочаровался в недостижимых политических идеалах. Теперь речь идет уже о свободе внутренней, духовной. Примером может служить стихотворение «Из Пиндемонти», в нём А.С.Пушкин провозгласил свободу творческой личности, при которой истинный художник должен творить, повинуясь лишь собственному вдохновению, не потворствуя желаниям власти или народной массы:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать…

Окончательное утверждение своей верности идеалу «вольности святой», подведение итогов своей творческой деятельности Пушкин осуществил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Своим высшим достижением поэт считает то, что он своей лирой «пробуждал» «чувства добрые» и, главное, что в свой «жестокий век» «восславил Свободу».

Поэзия есть такая область искусства, конечную цель которой составляет поиск истины, так же, как и в науке. Но эта истина достигается путём предчувствий и глубокого проникновения в секреты мироздания и в секреты человеческой жизни.

Что касается человеческой жизни, поэзия, прежде всего, проникает в тайники нашей души. Такое высокое свойство поэзии должно находиться в связи с благородными качествами и самого поэта. Как избранный сосуд, поэт вмещает в себе всё лучшее, что природа дала человеку. Всё сказанное в высокой степени относится к Александру Сергеевичу Пушкину.

Основным мотивом лирической поэзии Пушкина является высокая идея человеческой личности, в частности – нравственная свобода личности с дарованными ей от природы правами сердца и ума.

Глубоко сознавая нравственную свободу личности, поэт применяет её к себе и своему поэтическому призванию:

«Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;..
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум…»
(из стихотворения «Поэту»)

Та же свобода и независимость выражается и в отношении поэта к сильным мира сего:

«На лире скромной, благородной
Земных богов я не хвалил,
И силе в гордости свободной
Кадилом лести не кадил».
(из стихотворения «К Н.Я.Плюсковой»)

При таких воззрениях на свободу и независимость личности, трудно оставаться среди большого света, ограничивающего эту свободу видимыми и невидимыми узами; и вот, обращаясь к своему другу, поэт говорит:

«Как ты, мой друг, в неопытные лета,
Опасною прельщенный суетой,
Терял я жизнь, и чувства, и покой;
Но угорел в чаду большого света
И отдохнуть убрался я домой».
(Из Послания к кн.Горчакову)

И вот здесь, в тени уединения, на просторе, поэт погружается в мир душевных своих ощущений и пользуется первым правом своего сердца – правом наслаждения прекрасным.

Выступив на первых порах своей поэтической деятельности с высокой проповедью о человеческой личности, её свободе и её правах, Пушкин не мог умолчать о той массе русского народа, которая была порабощена и тяготела в крепостном иге.

«Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца…»
(Из стихотворения «Деревня»)

А как была бы желанна свобода! В дальнейших строках, в патетическом экстазе поэт вопрошает:

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»
(Из стихотворения «Деревня»)

Проблема свободы волновала Пушкина в течение всей его жизни. В послании своему другу Чаадаеву поэт пишет такие строки:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы».

В 1818 году увидела свет эта одна из самых пламенных песен, настоящая ода свободе – «К Чаадаеву». В ней чётко прослеживается вера Пушкина в столь сладостную свободу. «Россия вспрянет ото сна», вспрянет каждый человек. Только пробуждению этому мешает “гнет власти роковой”. Но если не замахиваться на большое, если не верить в свободу, то её и не будет. «Товарищ, верь…». Пушкин искренне верил и жаждал свободы.

И вот апогей. Итог своей поэтической деятельности Пушкин подводит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».

Да, славить в жестокий век свободу и воспевать права личности – это такой гражданский подвиг, который совершит не каждый. Честь и слава великому поэту, певцу добра, красоты и свободы!