Дикция - не талант, дающийся избранным, но умение, которое необходимо развивать вне зависимости от того, насколько связана с ораторским искусством сфера вашей деятельности. Эксперты сходятся во мнении, что хорошо поставленная и правильная речь привлекает окружающих, заставляет прислушиваться к словам говорящего, больше доверять его мнению. Не говоря уже о том, что эстетичность и грамотность дикции нередко является успехом многих дел, напрямую касающихся общения с людьми.

Дар с небес или результат упорных тренировок?

Прекрасное произношение и красивый голос - редкое врожденное явление. Даже те, кто, казалось бы, с детства грамотно общается с окружающими, скорее всего, долго занимались с родителями/воспитателями/педагогами, выполняя упражнения для развития дикции и речи. Подобные тренировки - рекомендация для всех мам и пап, постановка правильной речи - важный этап в формировании навыков ребенка.

Никогда не поздно

Бывает и так, что человек сам решает усовершенствовать свою дикцию: избавиться от говора, поработать над произношением, выговаривая каждый слог четко и ясно. Для этого не обязательно обращаться к специалистам, ведь существуют специальные упражнения для дикции, которые можно выполнять в любом месте в любое свободное время. Важное условие этих тренировок - регулярность.

Зачем это может понадобиться?

Улучшение дикции необходимо, если:

  • вас беспокоит, как воспринимается ваша речь слушателями;
  • вы стали замечать, что ваши собеседники часто переспрашивают сказанное;
  • вам предстоит выступление на публике;
  • ваша сфера деятельности связана с речевым воздействием;
  • вы хотите, чтоб ваша речь звучала убедительней, а слова воспринимались серьезней;
  • вы хотите, чтобы к вам чаще прислушивались;
  • ваша цель - развитие большей уверенности в себе.

К чему это приведет?

Будут достигнуты:

  • уверенность в себе;
  • уважение от окружающих;
  • успех в общении и коммуникации;
  • расширение голосового диапазона;
  • усовершенствование вокальных навыков;
  • большая предрасположенность к изучению иностранных языков.

Развитие речевой дикции у детей

Недостаточно развитая детская дикция, проявляющаяся в невнятной речи, невыговаривании слогов, "проглатывании" букв и окончаний слов, может быть связана с несовершенной работой артикуляционного аппарата. Умение четко высказывать свои мысли вырабатывается постепенно.

Отсутствие этого умения отражается на ребенке не лучшим образом, вызывая:

  • замкнутость;
  • суетливость;
  • раздражение.

Особые упражнения для развития дикции для детей помогают избежать вышеназванных проблем. Однако родители должны запастись терпением, ведь каждое из заданий требует усидчивости и старательности их чада.

Упражнения для губ

Основные тренировки следующие:

  • "трубочка" - вытянуть губы, беззвучно произнося букву "у";
  • "бублик" - из положения "трубочки" напрячь губы, как при произнесении буквы "о";
  • "улыбочка" - не открывая рта, растянуть губы в широкой улыбке;
  • "заборчик" - из предыдущего положения попросите ребенка показать зубки;
  • "рупор" - беззвучное произнесение буквы "а".

Упражнения для языка

  • "горка" - упереться языком в нижнюю челюсть, чтобы он немного приподнялся, рот при этом должен быть открыт;
  • "лопатка" - попытаться дотянуться языком до подбородка;
  • "сладкая конфета" - упираться языком поочередно в левую и правую щеку, не открывая рта;
  • "иголочка" - открыть рот и тянуться языком вперед;
  • "маятник" - вытянуть язык и "раскачивать" им влево-вправо;
  • "грибок" - упереться языком в верхнее нёбо;
  • "лошадка" - "поцокать" языком: из предыдущего положения позволить языку резко соскользнуть с нёба, рот при этом открыт.

Время выполнения

Следующий этап - скороговорки.

Совместить приятное с полезным

Ребенку проще представить развитие дикции как своеобразную игру. Не стоит заставлять его методично повторять одну и ту же скороговорку. Выберите те из них, которые больше всего понравятся малышу, позвольте ему пропеть ее, проговорить сначала медленно, потом с разными интонациями. Шепотом или громко, постепенно увеличивая темп.

Улучшение дикции взрослого человека

Проблема выговаривания сложных слогов может проявиться по причине того, что повседневная речь не требует хорошей дикции и артикуляции. Вследствие этого звуки смазываются, слова звучат невнятно и непонятно для окружающих.

Один из самых популярных методов борьбы с этим явлением - проговаривание труднопроизносимых звукосочетаний и скороговорок.

Как это действует?

Разрабатывается подвижность нижней челюсти - основной причины неправильной артикуляции. Кроме того, есть определенные группы скороговорок, направленные на отработку отдельных звуков. Ту же цель преследуют и специальные труднопроизносимые сочетания букв. "Взрослые" скороговорки на деле мало чем отличаются от "детских" - разве что смыслом, ведь для детей очень важен игровой момент.

Как повысить эффективность?

Как уже выяснилось, самые доступные и популярные упражнения для дикции речи - скороговорки. В наличии их бесчисленное количество: от простых до весьма сложных в произношении. Однако если цель - не только улучшить выговор определенных звуков, но и повысить свое мастерство до уровня профи, требуются еще более эффективные методы. Так, предлагаются вниманию упражнения для дикции с пробкой. Они заключаются в том же проговаривании слов, но с дополнительным условием - пробкой (из бутылки из-под вина и т. п.), зажатой между зубами. Развитие речевого аппарата происходит под действием на него большей нагрузки.

Тот же результат наблюдается при использовании орехов или во время тренировок по произношению слов с сомкнутыми губами.

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляция как феномен совершенствует речь. Она важна для умения красивого чтения литературных произведений, помогает вдуматься в то, как звучат слова. Однако ее главным недостатком является то, что смысл прочитанного текста часто теряется. Остается чистая эстетика. Произнесение слов также замедляется. Для ускорения чтения необходимо ее подавлять.

Приведенные выше детские упражнения для развития дикции и артикуляции заставляют голосо-речевые органы работать правильно, а также контролировать речь.

Артикуляционная гимнастика

К артикуляционной гимнастике относят упражнения, развивающие дикцию. Они устраняют раскоординированность верхней и нижней челюстей, языка, губ.


Как видно, кое в чем эти тренировки перекликаются с аналогичными у детей.

Психологические причины плохой дикции

Если необходима постановка дикции и голоса, упражнения не всегда дают необходимый результат. Это происходит по причинам, которые логопед устранить не в силах: подсознательная зажатость человека мешает ему на полную использовать, быть может, даже очень хорошо развитый артикуляционный аппарат.

Основные моменты психологической подоплеки данного явления:

  • физическая и/или моральная усталость;
  • болезненное состояние;
  • замкнутость;
  • неуверенность;
  • напротив, излишняя самоуверенность;
  • равнодушие;
  • робость.

Следовательно, устранять придется прежде всего эти причины.

Иногда плохая дикция проявляется и из-за проблем со слухом, когда человек не в состоянии ее контролировать.

Безартикуляционное чтение

Можно было бы подумать, что артикуляция и дикция - напрямую связанные понятия. Но, несмотря на некую схожесть в их значении, а также на то, что хорошая артикуляция - залог отличной дикции, безартикуляционное чтение является отменной тренировкой для развития.

Для таких упражнений понадобятся искусственные препятствия. Некоторые из них уже были упоминаемы в данной статье. Так, например, попытаться шепотом, но четко произнести необходимую фразу (к примеру, скороговорку, но не обязательно в быстром темпе). Или упражнения с пробкой/орехами, которые также создают преграду для использования артикуляции, но заставляют человека усовершенствовать дикцию.

Кроме того, возможные препятствия:

  • произнесение звуков с сомкнутыми губами (упоминание также уже было);
  • прижать язык к зубам;
  • прислонить палец к губам.

Основа безартикуляционного чтения - заставить один или несколько органов голосо-речевого аппарата не участвовать в произнесении отдельных звуков/звукосочетаний.

Как понять, какие из упражнений необходимы?

Прежде чем начать заниматься развитием дикции (в особенности самому), следует выяснить, с произнесением каких звуков имеются проблемы, чему стоит уделить внимание. Артикуляционная гимнастика, к примеру, хоть и направлена на совершенствование работы всех органов, тем не менее имеет отдельные тренировки для губ, языка, зубов. Проблемы с произнесением шипящих относятся к первой группе, а проблемные "р" и "л" - соответственно, ко второй.

Точно так же и скороговорки делятся на направленные конкретные звуки и комплексные, развивающие дикцию в принципе. Кроме того, разные профили имеют гласные и согласные звуки.

Дикция в массовой культуре. За русский рэп замолвите словечко

Гарри Топор и Тони Раут ("Упражнение для дикции") - это песня в стиле рэп, исполненная двумя русскими рэперами. Интерес к ней вызван тем, что весь текст данного музыкального произведения содержит либо уже известные скороговорки, либо строчки, по стилизации и постановке похожие на такие тренировки.

  • Для начала выясните причину проблемы.
  • Все тренировки рекомендуется проводить перед зеркалом.
  • Артикуляционная гимнастика должна быть направлена только на голосо-речевой аппарат. Не следует переносить усилия, прикладываемые к ней на другие части тела.
  • Скороговорки не стоит сразу же начинать проговаривать быстро, сначала следует медленно их произнести и осознать.
  • Проведение тренировок должно осуществляться поэтапно.

Правильная речь и правильный выговор в наше время – редкость среди «простых смертных». Бывает, что человек так тараторит, думаешь – иностранец, а потом оказывается, что вы говорите на одном языке.

Хорошая дикция – это качество, необходимое, в первую очередь, людям: политикам, журналистам, ораторам, операторам колл-центров. Однако если вы хотите быть успешным, то вам тоже придется поработать над своей речью.

Укрепляем мышцы

Для того, чтобы язык не заплетался, его необходимо тренировать! А кроме мышц языка, еще нужно тренировать губы, нижнюю челюсть и правильное речевое дыхание. Вот с него и начнем.

Упражнения для речевого дыхания

  • Разрабатываем диафрагму: примите удобное для вас положение – стоя, сидя, лежа на спине – одну руку положите на живот, вторую – на грудную клетку. Вдохните через нос, при этом ваша грудная клетка и живот должны расширяться. Затем – спокойный выдох через нос, живот и грудь принимают начальное положение.
  • Быстро вдохните через нос, задержите дыхание на 2–3 секунды и медленно выдохните через рот.
  • Откройте рот пошире и сделайте быстрый вдох. На неспешном выдохе произносите какой-нибудь из гласных звуков (а, о, у, э, ы, и).
  • Посчитайте на одном выдохе до пяти. Если это упражнение дается вам легко, посчитайте до десяти. Все еще легко? Считайте в обратном порядке!
  • Читайте поговорки и пословицы на одном дыхании. Чтоб далеко не ходить, вот вам примеры:
  • «Помычите»! Сомкните губы и тяните звук м, меняя интонации и громкость голоса.
  • «Порычите»! На этот раз губы можно не смыкать. Поиграйтесь со звуком р – также меняйте громкость звука и интонации.
  1. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
  2. Правой рукой строят – левой ломают.
  3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  4. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
  5. На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
  6. Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… (Егорок можете считать, пока позволяет дыхание!)

Упражнения для языка, губ и челюсти

  • Поставьте перед собой зеркало и в течение пяти минут показывайте себе язык: высовывайте его как можно дальше, затем быстро прячьте обратно за зубами, потом снова высовывайте и снова прячьте.
  • Дотроньтесь кончиком языка до внутренней стороны левой щеки, затем – правой. Повторяйте эти движения 7─10 минут.
  • Исходное положение: рот закрыт. «Полируйте» зубы с внутренней стороны – 20–30 круговых вращений по часовой и против часовой стрелки.
  • Высуньте язык и начните им вращать в воздухе 15 кругов по часовой стрелке и 15 – против.
  • Соберите губы в трубочку, а затем растяните в улыбку. Повторяйте комбинацию в течении 7 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте гонять воздух (со слюной) сперва по часовой стрелке, затем – против.
  • Покорчите себе немного рожицы – это и мышцы лица разомнет, и настроение поднимет.

Говорим правильно

Для того, чтобы ваше произношение было красивым и правильным, усвойте несколько простых правил:

  • Не «глотайте» окончания слов! Очень часто при быстром разговоре люди упускают окончания. Чтобы научиться этого избегать, проговаривайте такие ряды:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

Помилка в тексті? Виділи її, натисни Shift + Enter або клікни .

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Ниже мы рассмотрим самые основные причины таких «болезней» , а так же рассмотрим способы, которые помогут Вам развить голос, развить дикцию и речь самостоятельно. Если Вас эта тема интересует, просьба читать эту статью внимательно и выполнять все упражнения, изложенные в ней.

Причины тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи

Я знаю только несколько причин тихого голоса, плохой дикции и невнятной речи – это , низкая и . Есть и генетические причины, но их касаться мы не будем. Почему я считаю, что главными причинами всего этого является неуверенность в себе, и закомплексованность? А как Вы считаете, уверенные в себе люди, с высокой самооценкой имеют тихий голос? Разве они говорят тихо? У них невнятная речь? В большинстве случаев, такие люди не имеют проблем с речью. Посмотрите на политиков, актеров, певцов. Все они уверенные в себе люди, постоянно выступают перед публикой. Поэтому и речь у них развита, и голос громкий и с дикцией нет никаких проблем.

Теперь возьмем застенчивого человека. Во время общения этот застенчивый человек испытывает неуверенность в себе, он считает, что с ним что-то не так (комплексы), охватывает чувство и, как следствие, его голос тих, речь неразборчивая, и его просто невозможно слушать. Поэтому, если Вы хотите развить голос , если Вы хотите развить дикцию , если Вы хотите развить речь , Вам необходимо провести огромную работу над собой . Без труда и голос не станет громким. Теперь мы перейдем к упражнениям, которые помогут Вам добиться того, чего Вы хотите. Начнем всё по порядку.

Как развить голос?

Итак, как мы уже выяснили, развитие голоса является важной задачей для людей, профессия которых связана с публичными выступлениями. Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

1) Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.

2) Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5-10 минут.

3) Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.

4) С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» - произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.

5) Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. Их Вы с легкостью можете найти в интернете. Вот Вам видео для примера!

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

1) Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5-7 минут.

2) Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7-12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.

3) Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов» . Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20-30 вращений почасовой и против часовой.

4) Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10-15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).

5) С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка - улыбка» . Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

6) Далее, вытяните губы в трубочку и начните поднимать пяточек сначала вверх, затем вниз. Потом начните выполнять то же самое, только налево, направо. Потом начните крутить пятачок по кругу, почасовой и против часовой.

7) Следующее упражнение – «Пузырь» . Вы надумаете щеки и начинаете крутить этот пузырь по кругу.

8) Начните покусывать верхнюю губу своими зубками. Делайте это аккуратно, не откусите себе. Затем начните покусывать нижнюю губу. После этого начните верхней губой обтирать верхние зубы. Старайтесь обтирать так, чтобы нижняя губа не двигалась. Это сложно, но возможно. Делайте это упражнение перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Затем начните обтирать нижние зубы нижней губой, верхняя губа тоже не должна двигаться.

9) После выполнения этой разминки, встаньте около окна и произнесите следующую фразу: «На улице хорошая погода, а у меня красивая, четкая, внятная речь» . Произнесите эту фразу громко, четко и внятно. На улице Вас должны услышать.

10) Для разминки лицевых мышц, начните мять лицо как попало. Корчите рожи, выпучивайте глаза. Со стороны выглядит не красиво, зато смешно и очень эффективно.

11) Чтобы произношения слов были отчетливыми, необходимо проговаривать окончания. Многие люди проглатывают окончания, особенно «ть» . Начните проговаривать следующий ряд:

ПТКА - ПТКО - ПТКУ - ПТКЭ - ПТКИ - ПТКЫ

ТПКА - ТПКО - ТПКУ - ТПКЭ - ТПКИ - ТПКЫ

КПТА - КПТО - КПТУ - КПТЭ - КПТИ - КПТЫ

БИ - ПИ - БЭ - ПЭ - БА - ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЫ - ПЫ

ПИ - БИ - ПЭ - БЭ - ПА - БА - ПО - БО - ПУ - БУ - ПЫ - БЫ

МВСТИ - МВСТЭ - МВСТА - МВСТО - МВСТУ - МВСТЫ

ЗДРИ - ЗДРЭ - ЗДРА - ЗДРО - ЗДРУ - ЗДРЫ

ЖДРИ - ЖДРЭ - ЖДРА - ЖДРО - ЖДРУ - ЖДРЫ

Этот ряд развивает Вашу дикцию. Не забывайте про скороговорки.

Как развить речь?

Для развития речи Вам потребуется дисциплина, осознанный контроль и постоянство. Хорошая речь в наше время встречается все реже и реже. Одного человека можно слушать часами, а от другого хочется сбежать. От качества Вашей речи зависит Ваша профессиональная и личная жизнь. Половина успеха зависит от умения общаться , а чтобы уметь общаться, нужна не только эрудированность, но и развитая речь.

1) Для развития речи, первое, что я Вам советую, это читать газеты, журналы, . И читать нужно вслух. Во время чтения, старайтесь форсировать интонациями, не допускайте монотонности. Так же, меняйте скорость и громкость чтения. Проговаривайте все окончания, соблюдайте знаки препинания. Чтение вслух – это основное упражнения для развития речи.

3) В-третьих, как и при чтении вслух, следите за темпом речи. Обогатите её интонациями. Выделяйте паузами важные моменты разговора. Пауза должна быть уместной и не затянутой.

4) Четвертое, пополняйте свой словарный запас. Сделать это можно при просмотре фильмов, тренингов, чтении книг. Если Вы по телевизору услышали выступление президента, или другого политика, почему бы Вам не попробовать сказать то же самое у себя дома. Представьте, что Вы выступаете перед публикой в роли президента. Скажите своему воображаемому народу о политической и экономической обстановке в нашей стране. Это очень увлекательное занятие для развития речи и пополнения словарного запаса.

Тренирую голос, дикцию и речь по вышеизложенной методике, Ваша речь через три месяца преобразится до неузнаваемости. Поэтому не удивляйтесь, если знакомые начнут говорить Вам, что в Вас что-то изменилось. А изменился голос, дикция и речь. Практикуйтесь каждый день и тогда Ваши усилия повлекут за собой награду.

Как развить голос, Как развить дикцию, Как развить речь

Нравится

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текстами, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции (упр. 10–13).

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлекторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатый нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжение с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста (упр. 14–15).

Упражнения.

1. «Хочу зевнуть, но не зеваю».

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела – «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4–5 секунд, затем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить 3–4 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ – АХ – АХ, ОХ – ОХ – ОХ, ЭХ – ЭХ – ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3. «Хочу произнести звук „А“, но не могу».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4–5 секунд. Повторить упражнение 3–4 раза.

4. «Хочу произнести звук „П“, но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5. Полоскание гортани гласными звуками – Э – А – О У – Ы – И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6. Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7. Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8. Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9. Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10. Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г… г-к, г-к, г-к… Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12. Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13. Исходное положение то же; производить мягкие, свободные, медленные круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося по очереди следующие сочетания согласных с гласными: гми – гма – гмо – гму; зми – зма – змо – зму; бма – бмо – бжу; вми – вма – вмо – ему; гни – гна – гно – гну; зни – зна – зно – зну; бни – бна – бно – бну; вни – вна – вно – вну.

Повторить 5 раз. В дальнейшем можно в этих и подобных упражнениях использовать тексты скороговорок, пословиц.

14. «Наш Полкан из Байкала лакал».

Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, затем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста: «Полкан лакал, не мелел Байкал».

15. «На мели мы лениво налима ловили, / на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили / и в туманы лимана манили меня».

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Это упражнение особенно полезно при частых насморках или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

16. «Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плети, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; ноги, согнутые в коленях, также расслаблены касаются пола; низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у вас всё болит: голова, горло… Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнести: «мммм…мммммм….ммм…» Стон должен быть похож на легкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

17. «Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм…ммм…. ммм…» , но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа… мммаа… ммаа…» . Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

18. «Перекличка в лесу».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-ayyyl» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался… Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй! » Снова никого… Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

19. «Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии…». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

20. Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ,ДАЙ.

21. Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетания: АМБА, АН ДА, АВДА, АЛ ГА.

22. Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти

23. Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «на колок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

24. Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

25. Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и снимая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т. д.

26. Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АН ДА, АР ДА, АРБА, АЛГА.

27. Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

28. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАМ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ; ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ; ВВВВВВВАН.

ВВВВВВВВЭН, ВВВВВВВВОН

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

29. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вверх (повт. 5–6 раз).

30. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вниз (повт. 5–6 раз).

31. Вытянуть губы в трубочку – движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

32. Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5–6 раз).

33. Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5–6 раз).

34. Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

35. Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

36. Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П…

37. Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б…

38. Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ… (следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

39. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5–6 раз).

40. Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

41. Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

42. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

43. Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов – И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы – И.П. (повт. 5–6 раз).

44. Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

45. Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5–6 раз).

46. Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

47. Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5–6 раз).

48. Произнести глухие звуки без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: Т-Т-Т-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Ть-Ть-Ть-Ть; Дь-Дь-Дь-Дь-Дь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДР-ДР-ДР-ДР; ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР… РьРьРьРьРь..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь; С-С-ССС; 3-3-3-3-3; С-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-Щ-Щ-Щ-Щ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; Г-Г-Г-Г-Г; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

49. Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

50. Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

51. Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, HA; ДA, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАЙ (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

Почему эйчары не приглашают на собеседование соискателей после первого разговора по телефону? Иногда людям отказывают потому, что они говорят медленно, невнятно, неуверенно. Или, например, публичное выступление. Даже самая интересная лекция не привлекает, если ее ведет хватающий ртом воздух спикер. Слушатели отвлекаются, обращая внимание на его неидеальное «р», постоянное аканье, проблемы с дыханием – информация отходит на второй план.

Чтобы вы зазвучали на полную мощность и были на высоте в любой ситуации, где нужно говорить и располагать к себе голосом, мы обратились за рекомендациями к Светлане Василенко, эксперту-консультанту по технике речи и риторике, автору и ведущей talk-проектов радио «Київ 98 ФМ» .

Светлана уже 20 лет работает голосом и уверена, что говорить красиво и внятно – не дар, а всего лишь умение, как и навык подавать правильно информацию. Так у нее появилась своя методика преподавания техники речи, основанная на личном опыте и тех приемах, которые она опробовала в процессе составления авторской программы.

Почему мы неправильно звучим: три ключевых причины


Неправильное положение речевого аппарата . Работать с речью нужно почти 90% людей. Взрослые люди зачастую не обращают внимания на произношение своих некоторых звуков. Неидеальное звучание возникает из-за физических нюансов – язык стоит не так, как надо, губы не расслаблены в нужный момент и т.д.

Лень. Одна из распространенных причин неправильного звучания – обычная лень. Мы ленимся открывать рот, поэтому не пользуемся челюстью – она неподвижна во время говорения, двигаются только губы. Образно говоря, звуки выходят с помощью воздуха, и их качество зависит от того, насколько широко мы открываем рот

Как рождается звук

Звук появляется, когда воздух проходит между голосовыми связками. Когда мы произосим звонкие звуки и гласные образованная связками голосовая щель смыкается, при глухих звуках – расходится. Частое говорение, т.е. постоянное напряжение голосовых связок, приводит к тому, что изначально тонкие связки утолщаются, становятся менее гибкими, и голос «обрастает» хрипотой, теряет высоту звука и полетность.

Вы замечали, как преподаватели уже через 45 минут лекции теряют голос и переходят на хриплый шепот? Обычно учителя говорят в три раза выше обычного, а это означает, что они используют связки на пределе своих возможностей. Большая нагрузка на эти мышцы приводит к тому, что на них появляются узлы или, как говорят певцы, мозоли, от которых голос может пропасть. Эти узлы можно убрать только хирургическим путем, но не факт, что вы зазвучите также хорошо, как и до операции.

Поэтому профессиональные лекторы, тренеры, консультанты, преподаватели, чтобы дольше сохранить голос и связки, учатся говорить с использованием грудного резонатора, максимально «выключая» из процесса связки. Грубо говоря, говорят «грудью», а не горлом.

Десять упражнений для улучшения техники речи

1. Полюбите себя

Зачастую те, кто имеет проблемы с артикуляцией, уверены, что они себя любят. Но на самом деле, у человека, который себя любит, звук рождается глубоко внутри, и человеку хочется, чтобы его услышали. Поэтому он говорит громче и яснее. Чтобы родилось чувство любви к себе, хвалите себя по утрам перед зеркалом в течение 5 минут, постоянно благодарите за то, что вы такой молодец, уделяйте себе время в течение дня.

2. Открывайте рот

Проговаривая слова, физически шире открывайте рот, работайте челюстью. Если человек переживает, нервничает, боится быть неудобным, то он не открывает рот во время говорения, двигая только губами. Поэтому речь его тихая, мало внятная, будто себе под нос. Вряд ли это оценит работодатель, коллега, слушатель и т.д.

3. Зевайте и потягивайтесь

Утром вместо вскакивания с криком «Я опоздал!/ Проспала!» потянитесь и хорошенько зевните. Большинство проблем в технике речи еще и в том, что зажаты все мышцы: они затекают утром после сна, а после в офисе мы сидим, ссутулясь и не разминась.

Потягиваясь, вы отпускаете все мышцы шеи, которые позволяют лучше «отдавать» звуки. Зевая, мы «будим» суставы челюсти, расслабляем губы и дыхательное горло с его маленьким подвижным язычком. Он-то и влияет на то, как мы говорим – «выпуская» звуки через рот или через нос. Многие говорят гнусаво именно потому, что направляют воздух и звук через нос, не тренируя зеванием-расслаблением эту часть артикуляционного аппарата.

4. Держите спину ровно

В появлении звука огромную роль играет диафрагма, мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной (условно ее границу можно провести по нижнему краю ребер). Ссутулившись, напрягаясь, мы зажимаем диафрагму, препятствуя ее естественному движению.

У хорошего спикера диафрагма «закачана», т.е. очень подвижна, поэтому она может быстро менять свое положение. С ровной спиной у нас не зажаты мышцы живота, а значит можно набрать столько воздуха для говорения, сколько необходимо.

Проверьте, правильно ли вы сидите – сведите лопатки, опустите их до того уровня, когда спина станет ровной. Поначалу будет небольшой дискомфорт от непривычки, главное, чтобы вы спокойно смогли стоять или сидеть в таком положении. К слову, выпрямившись, вы выглядите более уверенным в себе.

5. Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Одна девушка определяла свой голос в обычной жизни как «скрип несмазанной двери», но на встречах с друзьями после бокала вина все восхищались ее потрясающим грудным голосом. И на вопрос «А что не так с моим голосом?» нашелся очень простой ответ – она поднимала высоко подбородок, натягивая мышцы шеи, у горла, и звук не мог нормально выходить. А в расслабленном состоянии ее подбородок становился на место, появляелся воздух – и голос звучал так, как нужно. Если же подбородок опустить ниже, чем 90 градусов, то перетягиваются задние мышцы шеи и звук не получает достаточно воздуха для появления.

6. « Будите» резонаторы

Занимаясь утренними делами, мычите – тяните с закрытым ртом свою любимую песню, случайную мелодию, пытайтесь прочесть с закрытым ртом пару абзацев из книги или, что проще всего, произносите звук «ммммм».

7. Всегда пейте мелкими глотками

Гастроэнтерологи советуют пить теплую воду с лимоном для того, чтобы разбудить организм. Эта же вода помогает разбудить речевые органы. Утром выпивая мелкими глоточками стакан воды, вы тренируете маленький язычок. Подымаясь, он «работает» на полную, и ваша гнусавость исчезает сама собой.

8. Делайте вибрационный массаж

Как мы уже сказали, звуки создаются не одними голосовыми связками. Наш голос становится особенным, получая красивую вибрацию, благодаря внутренним резонаторам. Базовые приемы вибрационного массажа делаются на фронтальных пазухах (это пустоты в центре лба, в точке схождения бровей), гайморовых пазухах, верхней и нижней губе, а также верхней части грудной клетки. Упражнения ниже раскроют вам тонкости этого массажа в указанных точках.

Фронтальные пазухи. Массируя точку на фронтальных пазухах, произносите звук «м» и отправляйте его вверх. Представьте, будто звук уходит куда-то вверх, над макушкой, становясь тоньше. В том месте, где кончается небо и начинается язычок, появляется вибрация. Физически ничего не вибрирует, но само ощущение вибрации будет. Массаж помогает проснуться резонаторам – и организм в целом привыкает к правильному звучанию всех звуков.

Гайморовые пазухи. Массажируя гайморовые пазухи, «опускайте» звук «м» полностью в нос. Закрывайте одну ноздрю и произносите звук «м», при этом понижая тон, выпуская через открытую ноздрю. Если вы правильно выполняете упражнение, крыло открытой ноздри немножко вибрирует. Контролируйте выполнение – важно чтобы вибрация оставалась в области носа, а не уходила на зубы или язык. Это получится не сразу, но с этим заданием легко справятся те, кто привык говорить в нос.

Выпуская звуки поочередно через разные ноздри, можно массировать точки у крыльев носа. Вы наверняка знакомы с эффектом такого массажа. Часто, когда нужно говорить с заложенным носом, мы интуитивно трем точки у гайморовых пазух, уменьшая отек, прочищая дыхательные пути, и соответственно звучим более внятно, особенно произнося сонорные звуки, среди которых «м» и «н».

Верхняя губа. Вибрационный массаж направлен на то, чтобы научить резонировать верхнюю губу – она должна расслабиться для правильного произношения всех звуков. Для этого произносите звук «в», стараясь ощутить, как работает середина верхней губы. Правильный звук «в» рождается именно в этой точке: воздух, выходя изо рта, под углом в 45 градусом попадает на середину губы и немного вибрирует. Делая это упражнение, вы почувствуете, как чешется это место. Добавьте массаж точки над верхней губой.

Нижняя губа. Для нижней губы применяйте тот же принцип, что и для верхней губы, только используя звук «з». Звук «з» рождается точно так же как и «в», только воздух направлен на середину нижней губы. Массаж делается на точке ниже середины нижней губы. Из-за зажатости середины нижней губы могут возникать проблемы с произношением «ш», «щ», «ж». Если вам кажется, что губы не участвуют в появлении «в» и «з», начните массировать указанные точки и физически ощутите вибрацию.

Грудной резонатор. Для вибромассажа грудного резонатора произносите звук «ж» и на выдохе отправляйте его максимально вниз по грудной клетке. Так вы понижаете свой голос настолько, насколько возможно. При этом голосовые связки не принимают участия в появлении звука, т.к.они полностью расслаблены, хотя физически вы можете ощущать их небольшие колебания.

Проверьте правильность выполнения так – положите руку на грудь, ниже шеи. И именно в этом месте вы ощущаете вибрирование, но не на шее, где связки. Голос при этом становится ниже.

9. Всегда тренируйте грудной резонатор

Положите руку на грудь и на выдохе произносите «чух-чух-чух», будто вы маленький паровозик. В идеале вы должны услышать, как в ладонь звук бьется изнутри грудной клетки на каждое «чух». Сложно заговорить «грудью» сразу, но со временем это станет нормой.

10. Открывайте дыхательное горло (трахею)

Откройте рот и на выдохе протяните звук «а». При этом постарайтесь максимально расслабить горло. К тому же, этим вы разминаете челюсти и губы – дополнительный полезный эффект.

Человек в стрессе весь сжимается и звуки с трудом продираются сквозь его горло наружу. Попробуйте напрячь горло, сразу поймете о чем речь. Поэтому каждый раз, когда нужно расслабить горло перед публичным выступлением, презентацией, собеседованием, уделите пару минут для этого упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы внятно и быстро говорить, уверенно аргументировать – вам нужно быстро и четко работать мышцами губ, челюсти и языка. Упражнения ниже вам пригодятся, чтобы развивать мышцы речевого аппарата. Кроме того, эта простая гимнастика решит проблему большинства звуков раз и навсегда.

Каждая группа мышц прорабатывается отдельно, но обязательно в комплексе. Даже если вам кажется, что вы не можете сделать какое-то упражнение, просто выполняйте его – вам нужно натренировать мышцы, которые вы ранее не использовали. Выполняйте каждое упражнение по 3-5 раз. Также прорабатывая одну конкретную группу мышц, максимально расслабляйте остальные мышцы.

Губы

«Уточка». Стяните губы вместе, будто говорите букву «у», а потом растяните губы, максимально открывая верхние и нижние зубы. Усилить эффект можно, делая круговые движения губами-«уточками» в разные стороны.

«Маска». Откройте широко рот и втяните губы внутрь рта как можно больше. Это хороший массаж для губ и для челюсти. Закончите упражнение широкой улыбкой. «Маска» хороша, если нет времени на полную артикуляционную гимнастику.

«Банка с вареньем». Вспомните, как вы слизываете варенье языком с своих губ. Вытяните язык, и напрягая мышцы, не спеша, проведите им по губам. Здесь одновременно включаются мышцы языка и губ. Усилить эффект можно, проводя языком за губами.

«Кролик». Без помощи рук подымите вверх верхнюю губу, т.е. тяните ее к носу. Постарайтесь при этом не морщить лоб и расслабить лицо.

Язык

«Лошадка». Цокайте языком, как в детстве. Это особенно хорошо для тех, у кого проблемы со звуком «р» и «л». При правильном выполнении у вас должна появиться вибрация между небом и средней частью языка. Это упражнение приучает среднюю часть языка работать.

«Художник». Упражнение особенно подходит для исправления звуков «р» и «л» у обладателей короткой подязыковой уздечки. Представьте, что ваш язык – кисть, которой вы проводите прямую от зубов по всему верхнему небу до подвижного язычка, плотно прижимая язык к «полотну».

«Шпага». Для проработки щек и губ изнутри. Напрягите язык, будто мини-шпажку, и оближите губы изнутри – медленно проведя языком по верхней и нижней челюсти. Напряжение «включает» в работу кончик и основу языка.

«Лодочка». Помогает исправить произношения звука «ч». Боковые мышцы языка подымаются, и язык высовывается изо рта. Звук при этом произносить не нужно – так вы заставляете подскакивать «ленивые» мышцы языка, ранее не участвовавшие в говорении. Замечено, 90% людей не умеющих говорить «ч» — не умеют делать лодочку.

Челюсти

«Щелкунчик». Откройте рот настолько широко, насколько это возможно. Делайте очень медленно. Затем медленно закройте рот.

«Сдвижки». Выдвигайте челюсть вперед, при этом не напрягая губы. Затем отдельно вправо и отдельно влево. Высший пилотаж – сделать выдвижное круговое движение челюстью по часовой и против часовой стрелки. Для начала попытайтесь сделать движение по квадрату, постепенно превращая его в небольшой овал.

Чтобы свести к минимуму все травмы, т.к. ваша челюсть не привыкла к нагрузкам, все упражнения выполняйте с открытым или приоткрытым ртом.

Когда нет времени

Если необходимо поработать над артикуляцией при отсутствии времени, утром перед важной встречей, то выполняйте следующие упражнения.

1. Напишите все согласные буквы алфавита подряд и выберите любое слово на букву «б» (или сложное в произношении для вас слово). Например, «баррель». Затем произнесите это слово, меняя первую букву: «баррель, варрель, гаррель…».

А если хотите дополнительно попрощаться и с гнусавостью, то закройте ноздри пальцами, вдохните через рот, и максимально открывая рот, проговаривайте тоже самое. Так весь воздух будет выходить исключительно через рот.

Пройдитесь по алфавиту туда и обратно. Вы сразу же зазвучите иначе и лучше – вы разбудите речевой аппарат, зазвучат правильно практически все звуки.

2. Подставьте по очереди все согласные к гласным «и», «э», «а,» «о», «у», «ы». «Пробегите» по алфавиту и вы будете гораздо убедительнее звучать на утренней встрече.

Техника дыхания

Умение правильно дышать – это самое важное в технике речи и ораторском искусстве. Постановкой дыхания занимаются параллельно с постановкой звуков и прокачкой мышц губ, языка и челюсти.

Как дышать правильно

Вдыхать нужно только через нос, выдыхать – только через рот. Идеально, если вместе с выдохом рождаются звуки.

Делая вдох, полностью расслабляйте мышцы живота и диафрагму. Помните, как дышат дети, выпячивая живот? Делайте то же без напряжения – и расслабленный живот станет вместилищем для воздуха, который так необходим в процессе говорения. В таком животе мышцы диафрагмы легко прогибаются и впускают воздух.

Выдыхая, втягивайте живот, выгибая таким образом диафрагму в другую сторону и тем самым выпуская воздух. В противном случае вы набираете воздух, напрягаетесь, быстро проговариваете нужное и только потом выдыхаете – что совершенно неправильно.

Всегда помните: вдох – на расслабленном животе, выдох с подтягиванием живота.

Проработка вдоха и выдоха

Существует огромное количество техник дыхания, и все они основаны на проработке диафрагмы. И их общий ключевой момент – сделав любое упражнение на вдох, вы обязаны сделать упражнение и на выдох.

Только начиная заниматься дыхательными техниками, всегда берите с собой воду, чтобы предупредить гипервентиляцию. Если вы чувствуете себя не совсем комфортно, кружится голова – просто выпейте воды и подышите спокойно.

Вдох. Представьте, что перед вами лежат три мешочка с кофе. Вам разрешили понюхать их все и выбрать один. Вам нужно понять, какой именно кофе вам нравится больше всего и полностью насытиться его ароматом. Сделайте один форсированный выдох, а затем трижды резко вдохните так, чтобы потянуло в груди. Живот при этом расслаблен, помните! Затем подтягивая живот, спокойно выдохните.

Выдох. Для начала подготовьтесь к выполнению – чтобы избавиться от излишков воздуха на предыдущем вдохе, т.е. гипервентиляции, нужно делать форсированный выдох. Резкими движениями, будто насосом, выдыхайте воздух вместе со звуком «ф», резко втягивая живот на каждом движении.

А теперь можно выполнять упражнение: сделайте носом глубокий вдох и на выдохе, разделенном на три, подтягивая живот, резко задуйте на воображаемом торте три свечки. Каждую свечу отдельной порцией воздуха. Хитрость в том, чтобы оставить в легких еще немножко воздуха, чтобы вы смогли сделать аккуратный вдох, а не хватали воздух ртом. Некоторые могут разделить один выдох на 12 частей.

Общий релакс. Если вы нервничаете, глубоко вдохните, вбирая маленькими порциями воздух на 4 счета, и плавно, одним движением, выпустите воздух. Затем вдохните глубоко одним движением, затем, разбивая уже выдох на 4 счета, вытолкните воздух маленькими толчками.


1) Не спешите сделать все быстро, чтобы не навредить себе же.

2) Смотрите на себя в зеркало, выполняя упражнения. Контролируйте правильность выполнения до тех пор, пока не доведете до автоматизма. Мозг всегда рисует собственные алгоритмы выполнения того или иного задания, поэтому вы можете делать его неправильно, сами того не зная.

4) Не бойтесь артикулировать. Гласные звуки начинают звучать не только громче, но и набирают силу, если вы широко раскрываете рот.

5) Регулярно проговаривайте скороговки на разные звуки. Или, например, соберите свои любимые скороговорки в одну многоговорку и выучите ее. Проговаривайте ее, не спеша – так вы сделаете лучше своему речевому аппарату, научитесь четко произносить слова.

6) Не стремитесь получить результат за один день. Мышцы нужно приучить, а для этого понадобится минимум 21 день.